Не навреди. о заповедях
Сегодня поговорим о «правильном» поведении. Об этике и следовании светским правилам и религиозным заповедям. О благодетели и греховности. В общем о нашей повседневной жизни и последствиях наших поступков.
Обычно статьи начинаются с постановки проблемы, но в этот раз начнем с конца, с решения. Проблема «правильного» поведения знакома всем, и не стоит тратить время на ее уточнение. В разных религиях существует разная на первый взгляд система правил поведения, перешедшая после определенных трансформаций в жизнь светскую, то есть в понятие поведения этического. Однако если посмотреть глубже в суть заповедей, то на самом деле все они исходят из одной – не навреди. «Не навреди» означает: не делай ничего против воли. Таким образом, здесь утверждается, что существует только одна заповедь и следование ей одновременно самый сложный и самый верный путь к обретению внутреннего равновесия. А вот почему так утверждается, здесь мы и поговорим.
Как указывалось выше, основная масса норм этического поведения была взята из норм религиозных, после их определенной адаптации к светской жизни, потому и мы начнем именно с религиозных заповедей. Так как на территории русскоговорящих стран наиболее распространено христианство, то рассмотрим христианские заповеди. Когда же говорят о христианских заповедях, то в первую очередь вспоминают о 10 ветхозаветных заповедях Моисея, в общем имеющих к Христу отношение слабое. Однако не будем сейчас вдаваться в религиозные споры (о заповедях Христовых была отдельная статья), и объяснять почему так происходит, просто перечислим эти известные заповеди (Ветхий Завет. Второзаконие. Глава 5) с комментариями относительно названного выше правила «не навреди»:
- 6. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 7 да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Первой заповедью утверждается монотеизм, то есть вера в единого Бога. Сейчас не будем комментировать эти строки, а вернемся к ним в конце статьи.
- 8. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, 9. не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 10. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Поклонение другим людям или богам ограничивает нашу свободу собственной воли. Бездумное и слепое следование указаниям предмета обожания означает подавление собственной воли, то есть насилие по отношению к себе. Насилие же недопустимо в любой его форме, в том числе и по отношению к себе. Заповедь «не навреди» здесь бы звучала как: не навреди себе слепо следуя за другими. Здесь следует отметить также тот факт, что первая заповедь в списке говорит не о насилии по отношению к другим, а о насилии по отношению к себе. Человек, не любящий себя, не способен полюбить другого. И мы снова возвращаемся к правилу: хочешь изменить мир, начни с себя.
- 11. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. По поводу использования речи в целом и имен в частности, пожалуй, следует написать отдельную статью. Слишком это большая тема. Здесь ограничимся лишь утверждением: не отвлекай.
- 12. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; …. Если твое занятие никому не мешает, то можешь смело продолжать им заниматься. Если другие отдыхают в субботу и своим занятием ты можешь им помешать, заставить их делать что-либо против их воли, тем самым ты будешь творить в отношении них насилие. То же правило действует по отношению к себе. Если ты работаешь в субботу, например, но внутри чувствуешь, что делаешь неправильно – не делай так. Говоря кратко: не мешай ни себе ни другим.
- 16. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Если твое поведение оскорбляет и расстраивает других людей, то стоит задуматься о его смене. Конечно всем угодить невозможно, да и не нужно. Не вредить, и угодить, вещи разные. Мы утверждаем здесь, что не нужно вредить и только. Отметим однако, что родители обычно гораздо мягче других относятся к поведению своих чад, оправдывая иногда даже явных убийц. Так что если уж вам удалось расстроить даже своих родителей (поведение в детстве не стоит к этому относить), разочаровать их, то это явный сигнал, что вы вредите. Здесь же ответим на такой вопрос: а как же, например, глава государства? Он же в любом случае навязывает волю, даже если хочет как лучше. Вредит, так сказать, во благо. Ответ на этот вопрос может быть несколько неожиданным, но само понятие «государство» или «иерархия управления» противоречит действительным христианским заповедям. Под действительными имеются ввиду исходные, записанные в тома Библии, а не в более поздние церковные положения. «Не сотвори себе кумира» помните? Нет государства – нет такой проблемы как насилие. Однако не будем вдаваться в тему государственного устроя дальше, так как об этом были статьи здесь и здесь.
- 17. Не убивай. С одной стороны, самую известную заповедь об убийстве с точки зрения понятия «не навреди» и комментировать не нужно. Все очевидно. Однако остались вопросы об абортах и эвтаназии. Аборт – это убийство (да да, убийство, давайте вещи своими именами называть) без согласия индивидуума на данный акт. Потому аборт однозначно противоречит заповеди «не навреди». Можно возразить здесь, что убиваемый индивидуум не сможет ответить на вопрос согласен ли он умереть, если такой вопрос ему задать. Это маленькое существо и индивидуумом пока еще не является. Но заповедь «не навреди» относится ко всему, не только к людям. Если вам нравится красивый цветок, это не означает, что можно убить его в своих руках. Так же и здесь, человек это или нет еще, это убийство против воли и точка. Не навреди. С эвтаназией все казалось бы проще, так как человек в этом случае сам просит о смерти. Однако однозначного рецепта тут нет и каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Запрет же эвтаназии на законодательном уровне является однозначным насилием, так как отнимает у человека право самому определять свою судьбу. Не навреди, пытаясь принять решение за другого против его воли.
- 18. Не прелюбодействуй. Если у вас есть постоянная пара (муж либо жена), то изменой вы их расстроите. Это будет однозначным вредом. Если такой пары нет, и вы никого не расстроите, то и вреда нет. Однако здесь нужно помнить, что можно нанести вред себе. Во-первых, нужно предохраняться, чтобы не возвращаться к вопросу об абортах. Не было бы нежелательной беременности по глупости, не было бы проблемы абортов. Во-вторых, отсутствие гигиены в сексе приведет к нарушению здоровья, то есть нанесению вреда себе же. В общем если просто «прикладывать голову» к тому делу, которым занимаетесь, то эта статья будет для вас не актуальна. Все так называемые заповеди либо правила на самом деле вполне естественны и не нужно их запоминать.
- 19. Не кради. Кража – однозначное насилие. Это насилие может иметь частный характер (грабеж, разбой, коррупция отдельных чиновников), либо государственный (война с захватом территорий и имущества, насильственное перераспределение доходов населения и пр.). Все это случаи понятные, но есть и менее очевидные кражи. Кража внимания (не отвлекай), кража времени (не мешай), кража здоровья (не прелюбодействуй) и прочие неочевидные кражи нужно учитывать также. Чтобы не перечислять их все в голове при каждом поступке, перед любым делом лучше просто задать себе один простой вопрос: не нанесу ли я вред кому-либо своим действием. Если ответ положительный – не нанесете – то смело выполняйте. Только не нужно себя обманывать при ответе на этот вопрос, так как насилие над совестью, это снова насилие над собой, нанесение вреда себе. Потом аукнется.
- 20. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нанести вред другому человеку можно просто оклеветав его, чем мы в обычной жизни часто пользуемся. Клевета бывает разной, от ложного свидетельствования в суде до распространения слухов.
- 21. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. Для краж и убийств, упоминавшихся ранее, посылом часто является желание отнять что-то у другого. Избавившись от зависти, от желания чужого, мы автоматически решим массу проблем с насилием. По этой теме также была отдельная статья.
Здесь будет уместным упомянуть, что в Ветхом Завете заповедей намного больше, чем десять. Кроме того, есть еще и Новый Завет и
заповеди Христовы
. Однако мы не ставим себе целью проанализировать все положения христианства и потому в продолжение разговора рассмотрим заповеди из другой какой-либо религии. Для сравнения. Индуизм рассматривался в последнее время часто (например,
здесь
и
здесь
), потому на этот раз рассмотрим буддизм. Для примера возьмем сутру
Чунда Сутта
(Наставление, данное Чунде Каммарапутте) из сборника
Ангуттара-никая
. В этой сутре также рассматривается десять заповедей или «кармических путей неблагого поведения», которые, в свою очередь, делятся на три группы:
Действия, загрязняющие тело:
- Чунда, вот есть некий убийца, например, охотник, чьи руки обагрены кровью, он привык убивать и занимается убийством, не имея сострадания к живым существам. Это загрязняющее действие или недостойное поведение кратко формулируется аналогично библейскому: не убий, и рассмотрено выше. Разница в том, что здесь есть уточнение, что охотники также причисляются к убийцам. То есть убивать нельзя не только людей, но и любую живность. В заповеди: не навреди, указывалось, что нельзя вредить против воли в целом. Воля животного либо растения не менее значима, чем воля человека и это важный момент. Здесь возникает традиционный вопрос о вегетарианстве. Можно ли убивать животных для употребления их в пищу? В целом наш организм задуман так, чтобы потреблять мясо и, таким образом, естественным для нас поведением является употребление в пищу животных. Здесь нет однозначного рецепта и можно посоветовать только одно: если вы чувствуете себя виноватым при убийстве животного, испытываете муки совести и тому подобное, то не делайте так. Не заставляйте себя. При любом действии эмоциональная и ментальная (мыслительная) стороны процесса не менее, а порой даже более, важны, нежели само действие. Первым и единственным последствием заповеди «не навреди» является достижение гармонии с самим собой. Ненасилие над собственной волей. Мы поговорим об этом чуть ниже.
- Вот есть вор. Заходя в селение или в лес, он присваивает себе чужое имущество, он ворует, забирая себе вещи, которые ему не давали. Аналогично библейской заповеди: не кради, но снова с тем уклоном, что красть недозволенно не только у людей, но и у всего живого. Об этом говорит указание, что в лесу можно также воровать. Таким образом снова сталкиваемся с понятием: не навреди действием своим никому.
- Вот есть развратный человек. Он вступает в сексуальную связь с теми, кто находится под опекой своей матери, своего отца, своих родителей, под опекой своего брата, своей сестры, своих родственников, под опекой рода или под опекой Дхармы; прелюбодействует с замужними женщинами; прелюбодействует с теми, кому назначено наказание; он также прелюбодействует с теми, кто повенчан цветочной гирляндой: кому предназначено быть с другим. Аналогично библейской заповеди: не прелюбодействуй, только снова с пояснениями. В частности, имеется прямое указание на недопустимость педофилии (… в сексуальную связь с теми, кто находится под опекой своей матери, своего отца…).
Действия, загрязняющие речь
:
- Чунда, вот есть некий лжец. Если его позовут на народное собрание, на собрание представителей, на встречу родственников, на деловую встречу или во дворец и спросят как свидетеля: «Подойди, уважаемый, и ответь, знаешь ли ты вот это?», то, если он не знает, он скажет: «Я знаю», или если он знает, он скажет: «Я не знаю»; если он не видел, он скажет: «Я видел», или если он видел, он скажет: «Я не видел». Так он намеренно лжёт либо ради себя, либо ради других, либо ради получения хоть какой-либо выгоды. Аналогично библейскому: не лжесвидетельствуй.
- Вот есть злословящий человек. Услышав здесь, он расскажет об этом там, чтобы поссорить тех людей с этими; или, услышав там, он расскажет об этом здесь, чтобы поссорить этих людей с теми. Разрушая таким образом взаимное согласие, распуская слухи, ведущие к ссорам, он любит раздоры, получает удовольствие от раздоров, он радуется раздорам и говорит слова, вызывающие раздоры. Об этой заповеди в Ветхом Завете не было ничего, но снова заповедь вполне естественна. Если вы через злословие поссорите других людей между собой, то снова сотворите насилие, но на этот раз чужими руками. Очень полезная и современная заповедь, так как возможность оставлять анонимные записи и комментарии в Интернете породила целую волну злословия, захлестнувшую просторы информационного пространства, в котором мы живем. Здесь можно сказать, что технологии меняются, а вот люди нет.
- Вот есть сквернословящий человек. Он произносит слова непристойные, грубые, язвительные по отношению к другим, оскорбительные по отношению к другим; приводящие тех, кто рядом в ярость; такие слова, что мешают медитативной концентрации. Созидательной и разрушительной силе речи видимо будет посвящена отдельная статья, так как это очень большая и важная тема. Здесь скажем, что произносимое нами обладает намного большей силой, нежели мы думаем. Помните: «в начале было слово»? Мысль творит, а речь – всего лишь озвученная мысль. Потому навредить можно не только действием, но и словом. Что касается ругательства и матерной речи в частности, то тут можно сказать следующее: слова могут быть любыми, важно какой смысл и эмоциональный посыл вы вкладываете в них при произнесении.
- Вот есть пустослов. Он говорит в неподходящее время; говорит о том, чего нет на самом деле; говорит о том, что не приносит пользу; говорит слова не соответствующие Дхарме, говорит слова не соответствующие Винае; он произносит слова, не имеющие какой-либо ценности, несвоевременные, необоснованные, неясные, слова, не имеющие смысла. Не сдержанность речи выдает нашу неспособность концентрироваться и управлять работой своего ума. «Пустозвонство» в речи выдает «пустозвонство» в голове. Потому это скорее следствие, чем причина. Однако можно вылечить болезнь борясь с ее симптомами. Не самый эффективный способ, но тоже можно использовать. Отличие «пустозвонства» от лжи только в том, что вы сами можете вполне верить в высказываемые фантазии. Здесь будет уместным вспомнить от двух библейских заповедях: «не отвлекай» и «не мешай».
Действия, загрязняющие ум:
- Вот есть некий жадный человек. Он испытывает жадность к вещам, принадлежащим другим, думая: «Пусть у меня будет такая же вещь, какая есть другого!». О желании чужого как об одном из источников насилия мы уже говорили ранее. Интересно, как одна и та же мысль проносится через разные религиозные писания.
- Вот есть человек со злобной душой. В мыслях он вынашивает дурные намерения: «Убить этих существ надо, взять в плен, перебить, истребить, и пусть их не будет!». Откровенным посылом к насилию может быть ваше внутреннее состояние. Перебирая мысли в голове о сотворении насилия в отношении других, вы уже творите насилие, так как мысль творит. Бездумное следование заповедям не даст вам ничего, это неверный, пустой путь. Намного эффективнее работать над тем, чтобы изгнать насилие из самого себя. Для этого нужно исследовать его источник и причины появления. Проанализировать почему вы испытываете ненависть, отнестись критически к причинам ее возникновения. Умение прощать – великая заповедь Христа, и именно о ней в том числе говорится в буддийских текстах. Умеющий прощать не сможет творить насилие сам. Для него это будет совершенно противоестественным действием. Умеющий прощать станет той точкой мироздания, в которой насилие перестанет вызывать ответное насилие, в которой разорвется кармическая цепь причинно-следственных связей, а мира и добра станет немного больше. Рассмотрим здесь такой вопрос: может ли быть насилие для самозащиты? Если на вас напали, что же, стоять и спокойно ждать, пока над вами или вашими близкими творят насилие? Ответ довольно прост: все дело в ненависти, то есть в том, как вы делаете то, что делаете. Ваше ответное насилие может иметь механический характер, а может нести в себе нотки ненависти и ожесточения. С точки зрения действительной картины мира это два совершенно разных действия. Как указывалось ранее, крайне важно ваше эмоциональное состояние и тот смысл, который вы вкладываете в свои действия. Важно не что вы делаете, а как. Если в вашей душе нет места ненависти, то ваши действия не нанесут на ваше психо-эмоциональное состояние кармического отпечатка, не лишат вас внутренней гармонии. Что делать, сопротивляться либо принимать, решать вам. Но решайте это с «холодной» головой. Кроме того, стоит отметить, что если бы не было первоначального насилия, то не было бы и вопроса об ответе на него, как в случае с примером о контрацепции и абортах. Устранив причину проблемы, вам уже не нужно будет заботиться о решении вопросов с ее последствиями.
- Вот есть человек, имеющий ошибочные взгляды. Он имеет искажённое представление: «Нет [пользы от] жертвования, нет подношения, нет принимающего подношение. Нет плодов у хороших и плохих поступков, их последствий. Нет этого мира, нет другого мира [после смерти]. Нет матери, нет отца; нет существ, рождённых чудесным образом. Нет в мире монахов-отшельников и священнослужителей, которые встали бы на путь правильной практики, которые шли бы по правильному пути, и которые свидетельствовали бы об этом и других мирах, познав их на личном опыте благодаря Высшим Мудростям». Вопросам работы ума в целом и наших заблуждений в частности в буддизме посвящено многое. Будда учил, что источником наших страданий являются, прежде всего, наши же заблуждения. Избавление от искаженного понимания действительной картины мира автоматически избавит от всех видов насилия, включая насилие над собой, насилие по неосторожности либо насилие по незнанию. Например, если исходя из утверждений о недопустимости ненависти, вы начнете искать способа избавиться от нее, то будете творить насилие над собой. Снова будете вредить. Так вы не достигнете успеха. Секрет ненасилия и прощения состоит в том, чтобы принимать вещи такими, какие они есть. Умение принимать не возникнет просто так, и этому нельзя научиться. Умение принимать – это умение, прежде всего, увидеть вещи такими какие они есть. А умение видеть приобретается путем избавления от заблуждений. Например, оценивать последствия своих действий только через чувственное восприятие (через наши органы чувств и мозг) неверно, так как вы не видите тех последствий, которые подобным способом почувствовать и определить невозможно. Вы не увидите эмоциональный посыл, не увидите ментальный посыл, не увидите энергетических колебаний и прочих эффектов. Вы не увидите всей действительной картины мира, а потому решения ваши будут приниматься на ошибочных постулатах. Например, ваш ребенок захотел перейти дорогу на красный свет, вы поймали его за руку, не пустили, а потом еще и по попе надавали. Это насилие? Ребенок воспримет это как насилие, так как его кругозор существенно уже вашего. Вы воспримете это как учение, так как в следующий раз он сам на красный не пойдет. Ваша картина мира намного шире в тот момент, чем у вашего ребенка, и потому ваши решения более объективны. Также и здесь, избавление от заблуждений, понимание истинной картины мира позволит вам совершать меньше ошибок, и в итоге совершать меньше насилия.
Итак, небольшой экскурс по религиозным заповедям на этом закончим. Стоит сказать, что совпадение числа заповедей в двух рассмотренных источниках не более чем случайность. Все указанные заповеди всего лишь перечисление способов нанесения вреда себе либо другим. Таким образом заповедь «не навреди» можно расписать и на сто способов и на тысячу. Однако краткость – сестра таланта. Не следует держать в голове все эти правила или заповеди, и перечислять их перед каждым своим действием. Любая из указанных заповедей работает по принципу ненасилия над чужой либо своей волей. Всегда, при любом действии, если хотите жить в соответствии с заповедями, стоит задуматься: не наврежу ли я кому-либо этим против их воли? И какая разница как именно может быть нанесен вред, главное каков результат.
И в заключение поговорим об ответственности. В блоге была статья и об этом (см. Третий закон Ньютона), но кратко все же пройдемся по данному вопросу здесь. Будет ли какое-либо наказание за грех, то есть за нарушение этой заповеди? Можно ли это наказание искупить?
Давайте разберемся, а что такое грех? С религиозной точки зрения грех – отступление от правил, от заповедей. Вы приняли неверное решение, в результате которого кто-то пострадал. Вы навредили. Что теперь делать? Не каждую свою ошибку можно исправить, не за каждую получить прощение. В статье несколько раз говорилось о душевной гармонии и кармических отпечатках на психо-эмоциональном состоянии. На самом деле мы помним не само событие, а свое впечатление о нем. Это один из моментов, почему важно наше эмоциональное и ментальное состояние в момент совершения «греховного» акта. Этот кармический отпечаток, то есть наше впечатление о событии, записанное в память, и есть та проблема, от которой мы хотим избавиться, прося прощения. Этот отпечаток и выводит нас из душевного равновесия, лишает внутренней гармонии. Этот отпечаток не зависит от тела, останется с нами после смерти и будет перенесен в следующую жизнь (см. статьи о реинкарнации здесь и здесь). Неся этот отпечаток с собой, пытаясь найти способы избавления от него, боясь наказания за него, мы загоняем сами себя в ад.
Согласно кабалистическим учениям, например, после смерти теряется временной и пространственный промежуток между желанием и осуществлением. Например, вы сможете перемещаться в любую точку пространства просто пожелав это. Тело, ограничивающее вас при жизни пространством и временем, перестанет существовать, и вы обретете свободу от привычных барьеров и сложностей. Некоторых такое состояние пугает, потому они быстро возвращаются в новое тело, произведя еще один реинкарнационный цикл. Однако у этой возможности есть и обратная сторона. Если вы за свои грехи боялись попасть в ад, то именно туда и попадете. Боясь чего-то, вы конструируете силой мысли именно это (мысль творит), и потому никто не сможет наказать вас сильнее, чем вы сами. Ваши страхи будут материализованы. Таким образом, имея в душе кармический отпечаток грехопадения, вы либо получите полноценное наказание, сами себе его назначив, либо перенесете эту проблему в следующую жизнь. Во втором случае такое поведение объясняет почему некоторые люди, получив в детстве хорошее воспитание и образование, вдруг превращаются в страшных изуверов и маньяков. Они зачастую сами не могут объяснить такое свое поведение, так как помнят только свою текущую жизнь, а проблема была в одной из прошлых. И кстати именно поэтому умерщвление преступника является не столько решением проблемы, сколько ее переносом на более поздний период. «Подарок» потомкам, так сказать.
Подытожим, что обретение душевного спокойствия и гармонии, таким образом, и есть действительное искупление греха, избавляющее от наказания. Никто кроме вас самих не сможет стереть этот отпечаток из вашей памяти. Самого себя простить намного сложнее. Хороший учитель может подсказать способы избавления, но применить их за вас не сможет. Это только ваша работа.
Один из способов действительного избавления от кармического отпечатка, искупления греха, в статье уже был упомянут. Речь идет об избавлении от заблуждений. Изменить прошлое вы не сможете, но вы можете изменить свое отношение к нему. Внести изменение в ваше впечатление в памяти о своей ошибке. Такое изменение может быть инициировано действительным пониманием вещей, пониманием себя и своего места в жизни. Избавлением от своих заблуждений об этом.
Вы не тело, не душа и не дух святой. Все это ваши элементы, но не вы. Аналогично Ваша печень является для вас важным органом, однако вы не ассоциируете себя с ней, так как вам известно, что вы организм целый. Вы – все и ничего. Вы – вся Вселенная и пустотное ничто. Вы цельны и всеобъемлющи, но забывшие об этом. Ваше заблуждение в вере в свою обособленность от остальных, и именно это заблуждение дает исходный импульс к применению насилия по отношению к тем «кто не я».
Таким образом вы тот, кому вы навредили. Как пальцы на руке, забывшие, что произрастают они из одной сущности (вернемся к первой заповеди Моисея о единстве Бога). Если вы посмотрите на противоборство пальцев с точки зрения руки, то увидите всю бессмысленность их действий. Таким образом, исполнение заповеди «не навреди» не может быть реализовано посредством: «не делай греховного», так как объективно нет ничего правильного и неправильного. Основной смысл данной заповеди – не совершай бессмысленных действий. Не навреди, и не потому что нельзя, а потому что бессмысленно. Именно глубинное понимание бессмысленности любого акта вреда по отношению к самому себе в иных проявлениях и позволит вам поступать «правильно», то есть осознанно и осмысленно, совершенно естественным образом.
Такой подход изменит вашу оценку ваших действий в прошлом и позволит обрести душевный покой и уверенность. А что касается дня настоящего, если вы выполнили бессмысленное дело — навредили кому-либо — не делайте так больше, и все.
Прежде всего – не навреди! | социум | наша психология
Как известно, помогать в ситуации, когда не просят помощи, дело неблагодарное. А просит ли помощи ваша сотрудница? Если, да, то какой именно? Чем именно вы можете ей помочь? Ведь вы же не улучшите ее отношения с мужем. Не ускорите и не отмените развод. Не поможете в разделе имущества, если проблема еще и в этом. Вы не успокоите женщину словами «все будет хорошо», если в данный момент она переживает самую реальную катастрофу.
А может быть, она именно сейчас должна понять, что все предельно плохо. И дальше будет просто невозможно, если не предпринять самых активных действий, не сжечь за собой мосты и не разрубить гордиев узел отношений? А может быть, наоборот, развод нужно притормозить? Что, если она должна увидеть и исправить проблему в себе самой, за что-то попросить у мужа прощения, возможно, первый раз в жизни встретить его горячим ужином и женской нежностью, а не словами «Где ж ты, негодяй, снова пропадал?!».
Вы говорите: «уже ходят слухи, что ее уволят». А вам никогда не приходилось слышать истории о том, как главные в своей жизни импульсы к карьерному взлету и личному успеху люди получали в результате именно таких увольнений, происходивших в самые тяжелые переломные этапы жизни?
Как помогать, не зная даже конечной цели помощи? Как помогать, если о помощи не просят? Как своими действиями или даже словами не сотворить того, что в народе называют «медвежьей услугой»? Уверены, что ваша помощь не будет расценена как грубое вмешательство в личную жизнь или даже судьбу? Можете ручаться, что через годы не получите явный или скрытый упрек в том, что, не будь ваших «добрых» советов, откажись она от вашей «помощи», и все было бы хорошо? Вы слышали о том, что «дорога в ад вымощена благими намерениями», или аналогичное просторечное выражение – «не делай добра – не получишь зла»? Как вы думаете, почему при всей его несуразности оно бытует до сих пор? Может быть, даже вам самой уже приходилось «наступать на такие грабли»?
Прежде всего следует задуматься о том, как не навредить помощью. Не стоит полагать, что заповедь «Primum non nocere!» («Прежде всего – не навреди!») существует лишь для тех, кто одет в белый халат и держит в руке скальпель. Нет, эта заповедь существует для всякого, кто считает для себя возможным под каким бы то ни было предлогом внедряться в личное пространство другого человека. Скажите, пожалуйста, если в вашем офисе заискрила электрическая розетка, то не шарахаетесь ли вы от нее к телефону, чтобы вызвать электрика?
А если в компьютере начала давать сбои основная рабочая программа, не прикрепите ли вы скотчем на монитор лист с жирной надписью «Не включать!» до тех пор, пока не примчится «сисадмин»? И если сотрудница, вытащив из-под стола отвертку, направится к розетке над вашим столом или идущий с перекура коллега подсядет к вашему компьютеру со словами «та ладно, щас все сами поправим», не будете ли защищать от них свое рабочее место и личное пространство?
Какие чувства у вас возникнут, какие мысли придут вам в голову в такой ситуации? Очевидно, что самой первой и самой нормальной, адекватной реакцией будет… испуг, страх, боязнь навредить, испортить, сломать, сделать хуже. Почему же, когда вовсю «искрит», «виснет» или тем более полностью «ломается» человек, мы готовы броситься к нему с самонадеянной уверенностью – «щас поможем, щас исправим»? Будучи даже близким другом или подругой «сломавшегося» человека, чем мы будем отличаться от коллеги, который самоуверенно направляется «помогать» лучше работать нашей розетке или компьютеру?
Что раскроется в поведении «помощника», как не то, что его на самом деле не так уж заботит исход ситуации – что именно вам, а не ему, в итоге придется отвечать за противопожарную безопасность или за программный сбой, нарушивший работу всего отдела. Даже самый порядочный и отзывчивый человек, навредив, в таком случае лишь виновато про- бормочет: «Ну, извини, пожалуй, не надо было мне…» Но порядочный и отзывчивый – далеко не значит умный. Заметьте, умный в таких случаях не будет сразу «бросаться» на помощь, умный прежде всего подумает – как не навредить. И если он заподозрит вероятность причинить своей помощью еще больший вред, то… он не будет помогать! Он предоставит эту роль другому.
Множество порядочных отзывчивых сотрудников, бросившихся к вам со своими отвертками и проводами, шуршащих на ходу справочниками, скорее всего посчитают его нерасторопным типом, равнодушным к вашей беде. Он же в это время будет занят поиском тех вариантов решения проблемы, которые точно не навредят вам, при этом обязательно уменьшив, а не увеличив долю вашей ответственности, а главное – варианты помощи будут вам предложены на ваш выбор. Возможно еще, что он осторожно обратится к вам с вопросом (ведь это ваш компьютер и ваша розетка), что, быть может, просто нужно дать компьютеру еще время на перезагрузку, а розетка не выдержала только из-за того, что к ней недавно подключили не соответствующее по мощности устройство.
Не участвуйте, не помогайте и не пытайтесь помочь! Предложите свою помощь и свое участие. Попытайтесь сделать это ненавязчиво, лучше всего – в деликатно вопросительной форме. И только после получения неважно каким образом выраженного – словами или взглядом, но совершенно ясного утвердительного ответа, вы можете спросить сотрудницу о том, в чем именно, с ее точки зрения, могла бы состоять ваша помощь. В 99 случаях из 100 ваша помощь будет состоять только в вашем участии. Все остальное сотрудница решит самостоятельно или с помощью специалиста, ну или это разрешится со временем.