Нарушения речи. Речевые итерации

Нарушения речи. Речевые итерации Женщине

Дезорганизация мышления и речи

Характерным и специфичным позитивным расстройством при шизофрении считается «разорванность мышления». По Е. Блейлеру, оно «расщеплено», как и все другие стороны психической сферы больного, и является результатом «разрыхления ассоциативных связей». «В ассоциациях единое расщепляется, разнородное соединяется; происходит так, как если бы мы разные понятия одной категории перемешали и потом стали бы их совершенно случайно сочетать» (Блейлер Е., 1911); «происходит разрыв, имеют место нелогичные, бессвязные, а иногда совершенно бессмысленные сочетания» (Гуревич М.О., Серейский М.Я., 1946).

Прогноз при наличии дезорганизации мышления обычно неблагоприятен. «Формальные и существенные расстройства мышления соединяются в один общий натиск к разрушению личности. Странно при этом только то, ничем не нарушенное миролюбие, с которым эти разнообразнейшие круги представлений делят между собой обладание конкретными фазами — Я. Это распадение искусного душевного здания на „множество ощущающих и мыслящих организмов“ составляет последнюю ступень дошедшего до неизлечимости умственного расстройства» (Шюле Г., 1880).

Дезорганизацию мышления и речи некоторые психиатры признавали самостоятельной группой синдромов, в противоположность позитивной и негативной симптоматике. Однако внимательный психопатологический и нейропсихологический анализ показывает, что эта совокупность синдромов неоднородна и часть из них можно отнести к позитивной симптоматике, а часть к признакам нейрокогнитивного дефицита.

При некоторых формах шизофрении мышление теряет свою связность, утрачивает гибкость, становится нечетким, неравномерным («мысли быстро приходят и уходят, перемещаясь с одного предмета на другой», «набегают друг на друга, пересекаются и сталкиваются»), стереотипным, чрезмерно абстрактным, прерывистым («обрывы мыслей»), нелогичным и неадекватным конкретной ситуации.

Образы и фрагменты мыслей могут следовать друг за другом без всякой логической связи. «Явления эти очень напоминают выражения, встречающиеся иногда у субъектов, страдающих парафазией, и в еще большей степени те разговоры, которые мы обыкновенно видим во сне … очевидно, как тут, так и там дело идет о продолжительной или временной потере способности к правильному сочетанию между представлениями и их звуковыми образами» (Крепелин Э., 1891).

Несмотря на некоторое сходство разорванности мышления с симптомом «скачки идей», эти психопатологические феномены отличаются друг от друга, поскольку связь между ассоциациями больного шизофренией разорвана, в противоположность их усиленному образованию при маниакальном синдроме.

Одним из дифференицально-диагностических критериев нарушений мышления при шизофрении и маниакального синдрома, развившегося в рамках биполярного аффективного, возможно, и шизоаффективного расстройства является тот факт, что в последних случаях пациент обычно возвращается к той мысли, с которой он начал свои рассуждения, в отличии от больного шизофренией, который обычно не способен завершить однажды начатую мысль.

При шизофрении встречается остановка мышления («закупорка», шперрунг) — эпизодически возникающее состояние его блокады. Субъективно больные воспринимают это состояние, как «провал или обрыв мыслей». Это расстройство, вероятно, связано не только с патологией процесса мышления, но и с нарушением памяти. Больной может забыть, почему он начал свою речь, «что и как надо было делать, зачем понадобился тот или иной предмет, каково его назначение …», » … забывается, о чем хотелось сказать и что было сказано перед этим» (Жмуров В.А., 2008).

Ассоциации отличаются фрагментарностью, «ослабленностью». Больному шизофренией трудно поддерживать заданную собеседником тему, обычно из-за слабости ассоциаций или «ускользания мыслей». Для внешнего наблюдателя речь больного шизофренией нередко непонятна и лишена логического смысла.

Речь больного шизофренией может быть разорвана, включать в себя неологизмы, аллитерации, бессмысленные рифмы, персеверации. Встречаются обрывы мыслей, их внезапная остановка. Интересно отметить, что часто «совершенно бессмысленный набор разорванных шизофренических ассоциаций обычно объединяется больным в грамматически правильно оформленное предложение (Гуревич М.О., Серейский М.Я., 1946) и представляет собой «сохранение формы без содержания». В.А. Жмуров (2008) в качестве иллюстрации разорванности мышления приводит бессмысленный диалог истца и ответчика в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Персеверации, или речевые стереотипы, некоторые авторы отличают от персевераций в широком смысле слова (речевые, двигательные, сенсорные стереотипы, ригидность, слабая способность к переключению и др. ). Liemann (1905) в свое время различал клонические, тонические и интенциональные варианты персевераций. Sandson, Albert (1984) в дезорганизации мышления и речи находили характерные черты персевераций, в свою очередь, разделяя их на «текущие персеверации», персеверации «stuck in set» и «возвращающиеся персеверации».

Персеверации современными исследователями шизофрении рассматриваются как симптом поражения префронтальных отделов мозга, его дорсолатеральных областей. Кроме того, персеверации часто обнаруживаются при фронтально-субкортикальных и мезолимбических нарушениях.

Отдельные авторы описывают персеверации как примеры префронтальных нарушений, которые следует понимать не как фокальные расстройства с определенным нейроанатомическим субстратом, а как изменение взаимосвязей между удаленными областями мозга.

Многие исследователи шизофрении считают, что персеверации следует отнести к позитивной симптоматике, поскольку они обнаруживают положительную корреляцию с галлюцинациями и дезорганизованным мышлением (формальное расстройство мышления).

Помимо персевераций дезорганизация мышления может проявляться склонностью к символике, нередко запутанной и фиксированной на сексуальной теме. При этом связь между символом и объектом совершенно непонятна и немотивирована.

Для больных шизофренией типично резонерство (по некоторым авторам, «тангенциальное мышление»), при котором логические связи заменяются слабо связанными отношениями слов: «является пустота мыслей, прикрытая снаружи лоском прежних жизненных форм, некогда вполне осмысленных привычек …у очень образованных больных этот лоск формы легко ослепляет и замаскировывает внутреннюю пустоту содержания» (Нейманн В., 1878). Высказывания больных при этом могут быть многословны, беспредметны, витиеваты и многозначительны. Резонерство нередко встречается при парафренном синдроме.

При шизофрении отмечается своеобразная «интеллектуальная амбивалентность» — в одно и то же время сочетается полярная противоположность понятий и представлений.

Больные могут слиять понятия и образы, совершенно не связанные между собой («агглютинация понятий»).

По мнению некоторых авторов середины ХХ века, отсутствие целевых представлений влечет за собой наплыв в сознание побочных, случайных представлений, что и ведет к разорванности мышления.

В литературе, посвященной дезорганизации мышления и речи, можно встретить сведения о «сверхвключаемости» больных шизофренией, которая проявляется недостаточно устойчивыми границами понятий. При этом отмечается нечеткость мышления, обусловленная вторжением в речь больного посторонних или отдаленных ассоциаций (ВОЗ, 1997).

В 1997 г. Chua выявил значительную положительную корреляцию между дезорганизацией мышления и относительными объемами гиппокампа и веретенообразной извилины. В работах McIntosh et al. (2001) было обнаружено наличие положительной корреляции между выраженностью «дезорганизации» и объемом височных долей (эти исследователи, также определили взаимосвязь эйфории с увеличенными размерами таламуса).Несколько ранее Shenton et al (1992) отметили, что степень дезорганизации мышления коррелирует с объемом серого вещества в левом заднем отделе верхней височной извилины.

С точки зрения нейрохимических процессов персеверации связывают с повышенной активностью дофаминергической системы. Известно, что стереотипы движений можно наблюдать после приема амфетамина, метилфенидата или апоморфина.

Некоторые авторы сообщали об усилении вербальной персеверации у больных шизофренией после приема метилфенидата и ее уменьшении в результате приема антипсихотика (галоперидол). Резонерство, напротив, типично для сниженной активности дофаминергической системы («снижение катехоламинергического тонуса»), подобное состояние достаточно типично для пациентов, испытывающих трудности для сохранения схемы последовательности мышления и действий.

Как быть Леди:  Лечение психики: симптомы психических расстройств и их виды, заболевания психики согласно МКБ-10, лечение подобных болезней

Вернуться к Содержанию

Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с онр

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Виды нарушений слоговой структуры слова

1.Нарушение количества слогов:

  • элизия – сокращение слогов (молоток- моток)
  • итерация- опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино)
  • увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).

2. Нарушение последовательности слогов в слове.

  • перестановка слогов в слове (деворе-дерево)
  • перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот)

3. Искажение структуры отдельного слога

  • сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул).
  • вставка согласных в слог (лимонт-лимон)

3. Антиципации

  • уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы)

4. Персеверации

  • застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей).Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.

5.Контаминации
— соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Причины нарушений слоговой структуры слова.

Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.

  • недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.

  • недостаточность артикуляционных возможностей;

У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

  • сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.

  • несформированность ритмической и динамической организации движений;

Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности , выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.

  • неспособность к серийно-последовательной обработке информации;

Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.

  • сниженная мотивационная деятельность;

Создание положительных мотивов- залог успешной работы. Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога. Выявлено, что недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса.

Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.

Задачи методики

Исходя из результатов диагностики были поставлены цель и задачи методики.

Цель: коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. формирование пространственных представлений у детей с ОНР;
  2. развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения;
  3. обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры;
  4. возникновение и поддержание мотивационной деятельности у дошкольников.

Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

Как быть Леди:  Бодипозитив — Циклопедия

I. Подготовительный этап.

На нем осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. По данным последних исследований развитие слоговой структуры слова во многом зависит от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Для произнесения слова требуется не только верное произнесение изолированных звуков, но и серии звуков, для чего необходимы коартикуляции- связки между отдельными артикуляционными укладами.

Недостаточность пространственных представлений нарушает линейность построения и поэтапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Если говорить о речи, то недостаточность пространственных представлений проецируется на восприятие и воспроизведение последовательности элементов слова.

Современные данные говорят о пространственных представлениях как о базисе, на котором надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка- письмо, чтение, счет. Роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и дальнейшей их перестройке в последовательность сегментов. Также важными предпосылками формирования слоговой структуры слова рассматривают ритмический и динамический параметры, то есть возможности организации серийно-последовательной деятельности.

В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит и развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.

Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.

Формирование пространственных представлений.

Восприятие и проговаривание слов различной слоговой структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Восприятие и реализация слова осуществляются посредством развертывания во времени и пространстве вербальной структуры, с ее стремлением к удобству произношения и подчинением законам ритма. В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком пространственных отношений будет направлена на:

  1. формирование представлений о пространстве собственного тела.
  2. формирование представлений о физическом пространстве – о местонахождении предметов с использованием понятий «низ»- «верх», «спереди»- «сзади», «право»- «лево».
  3. формирование лингвистических пространственных представлений (времена года, дни недели,части суток, сложные речевые конструкции и т. д.)

Развитие ритмических способностей

Любой двигательной деятельности присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ритмическая способность является генетически обусловленной, и если у детей с нормой развития , она развивается наиболее активно в период дошкольного детства, то у детей с отклонениями в развитии чувство ритма изначально не становится средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения вследствие имеющегося дефекта. Поэтому для таких детей необходима система коррекционно-развивающей работы, направленной на последовательное формирование ритмической способности в различных видах деятельности.

Последовательность отработки слогов

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко- слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей, например, словообразования.

Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:

  • на прямых слогах (ма, на, па)
  • на обратных слогах (от, ут, ум)
  • на закрытых слогах (мак, кап, бух)
  • на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.

Все слоги произносятся в замедленном темпе. Далее отрабатываются слоги со стечениями согласных. Данный вид слогов требует отдельной отработки. Слоги со стечениями согласных предлагаются в следующей последовательности:

  • открытые и закрытые (кна-анк, гна-агн)
  • с оппозиционными согласными (фта-фтя, спы-збы)
  • цепочки слогов (мна-мно-мну)
  • слоги со сменой позиции согласного (мна-нма, нку-кну)

II. Основной этап работы.

На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственных представлений, ритмической и динамической деятельности и добавляем следующие блоки работы: упражнения на развитие дыхания, работу над развитием мелкой моторики, артикуляционную и биоэнергопластику, массаж и самомассаж, проговаривание слов доступного класса.

Дыхательные упражнения

Дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, производит массаж органов брюшной полости, способствует общему выздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Одной из важнейших целей дыхательных упражнений является формирование у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения будут направлены на формирование синергии дыхания и фонации. В процессе их вырабатываются произвольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Пока ребенок не научится дышать правильно, можно класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать руками взрослого).

Универсальным является обучение 4хфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: вдох-задержка-выдох-задержка. Вначале каждых из них составляет 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд. Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Массаж и самомассаж

Массаж является одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса в дошкольном возрасте. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение самомассажа лица помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

Упражнения для развития мелкой моторики

Н. А. Бернштейн: Диалектика развития двигательного навыка заключается в том, что каждое последующее исполнение лучше предыдущего, а значит, не повторяет его. Следовательно, упражнение суть не повторение, а построение движения.

Уже всеобще известный факт влияние мелкой моторики на развитие звукопроизношения. Мелкая моторика рук взаимодействует с таким высшими психическими функциями, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Как быть Леди:  КАК ВЫЖИТЬ В ОТНОШЕНИЯХ С ПСИХОПАТОМ - СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ

Овладение серийной организацией артикуляционного акта происходит тогда, когда готова база. Эту базу мы создаем через развитие общей и мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика

Биоэнергопластика- это новое направление в логопедической работе, представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. По данным исследователей, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, способствует развитию координации движений и мелкой моторики.

На первоначальном этапе дети тренируются по стандартной методике перед зеркалом, рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Постепенно и у детей подключается к артикуляции движение одной руки (сначала ведущей). Постепенно подключается и вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное движение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда движения рук освоены, можно добавить движение глаз.

Проговаривание слов доступного слогового класса

При проговаривании слов доступного слогового класса должна постоянно учитываться зона ближайшего развития. То есть, собрав по несколько слов из всех классов, предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Выясняем уровень его возможностей, а потом начинаем работу: проговариваем слова доступного слогового класса, пока проговаривание не станет достаточно уверенным. А далее добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития.

Далее автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и простых предложениях. Таким образом, основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.

Классификация слоговой структуры слова А. К. Марковой

Слоговая структура слова, согласно Марковой, определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:

  • ударность
  • количество слогов
  • линейная последовательность слогов
  • модель самого слога.

Таким образом, А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности.

Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

  1. Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
  2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна)
  3. Односложные слова (дом, кот, кит)
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель)
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь)
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас)
  8. Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета)
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
  12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди)
  13. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино)
  14. Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)

Использование компьютерных игр в логопедической работе

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные технологии. Применение компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям.

Компьютерные ресурсы позволяют:

  • использовать различный стимульный материал;
  • работать на разных уровнях сложности
  • одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, памяти, внимания, мышления ребенка;
  • создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы и уровень подготовки детей и структуру нарушения.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития логического мышления.

В логопедической работе также можно использовать логопедические игры для развития фонематического слуха, дифференциации звуков, звукового анализа и синтеза, развития слогового анализа, развития лексико-грамматического компонента речи. Все это можно создавать при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. Благодаря этой программе логопедические игры создавать очень легко и быстро, они вызывают огромный интерес у детей и желание заниматься. Поэтому коррекционный процесс идет значительно быстрее.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001;
  2. Бабина Г. В., СафонкинаН. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи;
  3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2021;
  4. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006;
  5. Крупенчук О. И. «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова».-СПб.:Изд. дом «Литера»,2021;
  6. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий, М. Парадигма, 2021;
  7. Могилева В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007
  8. Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.- М., 2004

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий