Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal Женщине

Почему сатурн-кронос “оскопил” урана и “пожирал своих детей”.

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Картинку позаимствовала здесь
Как, продолжние про «Шеват /шабат и Сабантуй». Начало здесь.

Кронос, Крон (др.-греч. Κρόνος) — в древнегреческой мифологии — верховное божество, по иному мнению титан, младший сын бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли). Соответствует римскому Сатурну. Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период стал отождествлятся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время). Крон Κρόνος стал Хронометром χρόνος chrónos.

Считается, что Сатурн известен людям с древнейших времен; его знали и опознавали издревле. Но например в древнегреческих мифах нет понимания, что утреняя и вечерняя Венера это одна и та же звезда. Вечерняя Венера была юношей Гесперос-Эсперос Ἓσπερος. А утренняя Венера была Фосфор и Эосфор (др.-греч. Φωσφόρος — «несущий свет», др.-греч. ἑωσφόρος, Эосфор — «зареносец»). С пленетай Меркурий была ещё большая проблема для идентификации и визуализации (по причине небольшого углового расстояния от Солнца максимум 28,3°). Меркурий греки называли Στίλβων («Стилбон»), Ἑρμάων «Гермаон», «Аполлон»…

Сатурна-Кроноса в средневековых манускритах часто изображают с Косой-Серпом или это отвал-лемех от плуга? Ведь Кронос-Сатурн изначально — это бог земледельцев. Коса в средневековье — символ смерти или символ жатвы, сбора урожая, покоса. Какое отношение к косе-серпу имеет Сатурн-Кронос? Луна бывает “рогата с серпом”. Лунные фазы хорошо видно невооруженным глазом и начало нового месяца/ новой фазы можно приравнять в «покосу-жатве» (смерть с косой ведь женщиной изображают). Фазы Венеры и Меркурия невооруженным взглядом не видно!

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Сатурн- Кронос является одной из самых удаленной от Земли и Солнца планет, с периодом обращения около 10 759 суток (примерно 29,5 лет). Как и почему его увязывали с ежегодной жатвой-посевом и что это за период в 29,5 лет, который древние астрономы связали со смертью/ окончанием некого цикла? У этой планеты нет фаз, а есть кольцо которое впервые наблюдал в телескоп Галлилей.

Так о чём рассказывает миф, кто кого “оскопил” и кто и почему “пожирал детей”?

Уран Οὐρανός в мифе означает «небо, рай». Планета Уран, названа в честь греческого бога неба Урана. Её открыл Уильям Гершель 13 марта 1781 года. Несмотря на то, что порой Уран различим невооружённым глазом, более ранние наблюдатели принимали его за тусклую звезду.
Уран Οὐρανός и в латинском Цéлум-Келум-Каелюс (лат.Caelus). В своих первоначальных значениях они означают небо-нёбо-свод. Вот значения и примеры упортебления этих слов:
ουρανίσκος — нёбо в ротовой полости
ουράνιος ισημερινός- небесный экватор (там на горизонте расположены созвездия гороскопа horoscopus, от др.-греч. ώροσκοπειον, из ώρα «время» σκοπέω «наблюдаю, слежу»).
ουράνιο σώμα — небесное тело
ουράνιο τοξο — радуга
ουρανής -голубой, лазурный, синий
Небо —Уранроняет росу и порой приносит урон сильными ливнями- «божей мощью»- мочёй; (ούρο/ούρος -моча).

Caelus (Coelus), — божество неба, сын Эфира и Дня, отец Сатурна и др., т. е. римский Уран
caelus(coelus) — небо
caelum (неправ. coelum), ī n.
небесная высь, небесный свод, небо
воздух, атмосфера; климат
внутренняя сторона свода

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Так Кронос стал верховным богом. Кронос бросил гениталии своего отца в море. Когда детородный орган Урана попал в морскую пучину, начала образовываться «белая пена», из которой и родилась богиня любви Афродита. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.
Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил).
Зевс — бог дневного неба др.-греч. Ζεύς, микен. di-we «Дий» Proto-Indo-European *Dyeus ph2tēr, Latin Jupiter из Iuppiter, из Proto-Indo-European *dyeu-ph2tēr.
Если Зевс-Юпитер “бог дневного неба”, то Кронос изначально это “ночное небо” (цвета вороного крыла и в колеснице Сатурна чёрные птицы)!?

Иллюстрации данного мифа:

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

В картине «Оскопление Урана Кроносом» Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, изобразили Кроноса молодым юношей, стоящим на одной ноге, вместо древнего старика Титана, каким обычно изображают Кроноса. Предполагается, что в образе юноши изображен Джордано Бруно- сторонник гелиоцентризма «оскопляющий» господствовавшую в его время геоцентрическую систему небесных сфер Аристотеля и Птолемея.

1. Иллюстрация геоцентрической системы мира Птолемея «Фигура небесных тел», сделанная португальским картографом Бартоломеу Велью в 1568 году. На этой карте весьма четко изображены все континенты кроме Австралии и Антарктиды…
2. Ещё одна средневековая иллюстрация планет в которой они расположены согласно геоцентризму в следующем порядке Сатурн-Юпитер-Марс-Солнце-Венера-Меркурий-Луна. Этот порядок отражает геоцентрическую систему и если Юпитер — бог дневного неба, а Сатурн — бог ночного неба; далее в цикле следует Луна. А сейчас в череде дней недели между ними стоит Венера — “утренняя звезда”?

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

В греческой мифологии Мать это Земля- Гея, а Отец Небо-Оуран
А в Египетской мифологии ситуация противоположная Небо соответствует богине Нут (Ну, Нуит), которая является сестрой и женой Геба-Земли. Нут — небо ежедневно «проглатывает» звёзды и солнце, а затем рождает снова (смена дня и ночи). Геб — бог земли и соответствует греко-римским Кроносу-Сатурну= богу земледелия.
На китайском Сатурн 土星 tǔxīng «земляная планета»
На фарси Сатурн zahil زحل кореньز ح ل‏ (z-ḥ-l).
Этимология связана с глаголом:
زَحَلَ (zaḥala) non-past يَزْحَلُ‏‎ (yazḥalu) — to move away-уходить, заходить (о солнце закате), withdraw- уйти, retire-удалиться.
Где арабы это “ЗХЛ захала” взяли, ведь только в русском слово заход означает приход /уход.

Как быть Леди:  Уважение к человеку - это... Определение понятия.

Вероятно позднее Кроноса-Сатурн “землю-небо” отождествили с богом Сетом (Сат-Сет= set/ sunset- закат, солнце садится). Cолнце на горизонте пожирает-проглатывает “Земля-Небо/Нут-Кронос”, а утром, на заре, рождается бог дневного неба Зевс-Юпитер. Причем в мифах, он имеет множество «беспорядочных половых связей», оплодотворяет кого то или рожает из головы или бедра. Это означает некую топографию созвездия где на заре встаёт Солнце.
В шумеро-аккадской мифологии Ану (шум. Ан) — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Его титул — «отец богов». Ану был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки. Нередко он враждебен людям (по просьбе Иштар наслал на Урук небесного быка), но чаще пассивен и бездеятелен. Считается, что символ Ану неба — рогатая тиара над неким яйцом-куполом-почкой (4 — Ану, 5 — Энлиль). Причём эта тиара-серп над куполом напоминает подковы лунных узлов.

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

В мифах до открытия планеты Уран слово Оуран- Нут- Ану -Caelus -Каэлюс kailom (caelum ī n.
[caelo] резец, штихель) означает “Кол небесный”, около которого раскинулся шатёр со звёздами, солнцем и луной.

Не важна “половая приндлежность” бога неба и земли, а так же кто располагаеся сверху, а кто снизу. Важно, что жизнь зарождается на границе взаимодействия этих “двух богов”.
Также во всех мифах прослеживается, что кто то из них циклически пожирает-подсекает других богов (небесные светила)
Caelus- небо
caelum- кол
caedo cecīdī, caesum, caesere
бить, колотить, сечь рубить
разбивать, ломать; выламывать, добывать; разрезать, рассекать
убить, умертвить; разбить наголову; заколоть, зарезать
кроить, выкраивать теснить

Пока искала картинки об “оскоплении урана” попался на глаза римский зажим для кастрации, а ведь они на нём так креативненько по периметру богов наваяли. Марс в римском шлеме и Луна с серпом…

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Как изображали Сатурн древние астрологи в египетских зодиаках (версия Носовского и Фоменко)

«Как правило, если планетная фигура на египетском зодиаке имеет на голове полумесяц или бычьи рога в виде полумесяца, то это — Сатурн. Еще один египетский признак Сатурна — это иероглиф в виде быка или тельца, поставленный у головы фигуры. Рядом с планетными фигурами, на голове которых — полумесяц, на обоих Дендерских зодиаках одна и та же иероглифическая надпись. Она выглядит так. Сверху — птица, под ней — бык, а в самом низу — звезда, Перевод всей надписи звучит: «Horus le taureau» (франц.). Что означает «Гор Бык» или «Гор Телец». Иногда Сатурн изображен в виде птицы с полумесяцем на голове в некоторых случаях ибис-Тот обозначал на египетских зодиаках не Меркурия, а САТУРНА».
Также Сатурна изображают с головой шакала. Далее они поясняют «шакал на египетских рисунках означал «бога Анубиса». «Анубис (греч.), Инпу (егип.), в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб или в виде человека с головой шакала или собаки… Согласно «Текстам пирамид», Анубис был ГЛАВНЫМ БОГОМ ЦАРСТВА МЕРТВЫХ». Сатурн тоже считался БОЖЕСТВОМ ЦАРСТВА МЕРТВЫХ. С другой стороны, считается, что египетский «бог Анубис» отождествлялся греками с Гермесом, а тот, в свою очередь, — с римским Меркурием. Поэтому Анубис на египетских изображениях мог соответствовать не только Сатурну, но и Меркурию”.

Н.А.Морозов писал:
«Сет — считается египтологами за старшего сына Озириса, умерщвляющего его, это — князь Тьмы. Астрологически он представляется … Меркурием, всегда скрывающимся за Солнцем, как в засаде. Он убивает оттуда своего отца Месяца-Озириса из засады, когда тот приближается к Солнцу … Потом, при перенесении зловещих свойств на Сатурна, ЕГО СТАЛИ ПУТАТЬ С ПОСЛЕДНИМ».
Ещё цитаты из Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко (ЕГИПЕТСКИЕ, РУССКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ ЗОДИАКИ)
“Два одинаковых рога, торчащие изо рта мужчины по обе стороны его головы-Солнца — это Меркурий, который высовывается из-за Солнца то с одной, то с другой стороны”
“Сатурн второго (лучевого) гороскопа зодиака «RP». Человек в царском венце яростно кусает свою руку, из которой течет кровь. Он держит знамя с буквой «S» — первой буквой имени Сатурн (Saturn)”
“САТУРН в седневековых зодиаках- обнаженный мужчина, плывущий по реке под мостом. Возможно, это — утопленник, бросившийся с моста, то есть символ смерти. Кроме того, мы уже неоднократно встречались с символикой Сатурна как царя подземного или подводного мира. На некоторых исследованных нами ранее старинных зодиаках Сатурн изображался в виде морского бога Посейдона”

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal
Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Я совсем запуталась, кто есть кто и как всё же изображалась планета Сатурн? Полумесяц, Рогатый бык (Молох?) Ибис-Тот, Шакал… Или звёзды-планеты всё еще путали в тот период, или идёт некое смешивание символов связанное с лунно-солнечным циклом, или расшифровщики гороскопов что то недопонимают.

Как из симпатичного бога земледельца Сатурналий-Кроналий-Сабантуя Сатурн стал «злым» и «плохим» светилом.

В 1610 г., когда Сатурн еще считался наиболее удаленной планетой нашей солнечной системы, а Уран, Нептун и Плутон даже не были «предсказаны» вездесущими «предсказателями»-астрологами знаменитый Галилей искал на ясном небе Италии все новые и новые астрономические открытия для своей зрительной трубы. Его маленький телескоп ухитрился сделать открытия, которые впоследствии не смог сделать ни один другой даже супер-мощный телескоп. При наблюдениях в 20-кратный инструмент планета оказалась не похожей ни на одну другую. Она выглядела не одной звездой, а как бы состоящей из трех неподвижных почти касающихся звезд, при этом центральная была крупнее боковых, и все три были расположены на прямой линии. В трубу с меньшим увеличением планета выглядела «удлиненной звездой в форме оливы».
«Я наблюдал наиболее удаленную планету и нашел ее тройной. Средняя казалась самой большой; две других, расположенные одна к востоку, другая к западу на одной прямой, не совпадающей с направлением зодиака как бы касались ее (здесь под «зодиаком» Галилей понимал плоскость видимого годового движения Солнца — эклиптики, а не отдельные знаки ). Точно двое слуг помогают старому Сатурну свершать свой путь и остаются всегда у него по бокам»
В то время была традиция сообщать в краткой шифровке (анаграмме) информацию об открытии, достоверность которого вызывала сомнения. Если открытие подтверждалось, то сообщение расшифровывалось для закрепления приоритета автора. И Галилей опубликовал такое сообщение: «Smaismrmielmepoetaleumibuvnenugttaviras». Число вариантов различных перестановок было просто огромно — число из 35 знаков. Но Иоганн Кеплер попытался его расшифровать. Выбросив из набора пару букв, он составил фразу «Salve, umbistineum geminatum Martia proles» (Привет вам, близнецы, Марса порождение). Иначе говоря, Кеплер решил, что Галилей открыл два спутника Марса.
Кеплер, ища небесную гармонию, решил, что у Марса должно быть именно два спутника. (Так как у Земли -1 спутник, у Юпитера — 4, а Марс находится между Юпитером и Землей). Но Кеплер ошибся. Фраза означала: «Altissimum planetam tergeminum observavi» (Высочайшую планету тройную наблюдал). «Высочайшая» означает самая далекая.
Однако на этом загадки не закончились. В 1612 году «боковые звезды» исчезли.
Галилей, несмотря на солидный уже опыт наблюдения, к своему удивлению не нашел этих „слуг»— они исчезли. «Сатурн пожрал своих детей», — пораженно писал Галилей,
намекая на древнюю легенду пожирания Сатурном (Кроносом) своих младенцев.

Как быть Леди:  2.6 .11- «Электрика» головного мозга (физиологические аспекты) при акустическом стрессе

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Мифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournalМифология прогрессизма или оболганный Кронос: a_eliseev — LiveJournal

Фото 3- Зарисовки системы Сатурна в 17 веке.
1 — Г. Галилей, 1610 год;
2 — К. Шайнер, 1614 год;
3 — П. Гассенди, 1633 год;
4 — Дж. Риччиоли, 1640 год;
5, 6, 7, 8 — Я. Гевелий, 1640-1650 годы;
9, 10 — П. Гассенди, 1645 год;
11 — Е. Дивини, 1647 год;
12 — Ф. Фонтана, 1648 год;
13, 14, 15 — Дж. Риччиоли, 1648-1650 годы;
16, 17- X. Гюйгенс, 1656, 1659 год;
18 — Дж. Кампани, 1664 год;
19 — В. Болл, 1665 год;
20 — Я. Гевелий, 1675 год;
21 — Ж. Кассини, 1676 год

Галилей был первым, кто наблюдал явление «исчезновения» колец Сатурна, т.е. пересечение Землей их плоскости. Галилей и другие наблюдатели терялись в догадках, пытаясь понять наблюдаемую картину. При этом Галилей предположил, что после зимнего солнцестояния 1614 года они появятся вновь. И действительно, в 1614 году «боковые звезды» Сатурна видел в свою трубу иезуит Кристофер Шайнер, в 1616 году — сам Галилей, а в 30-50-е годы XVII века их замечали такие известные наблюдатели, как Пьер Гассенди, Франческо Фонтана, Джованни Батиста Риччиоли и Ян Гевелий. Но хотя отдельные зарисовки планеты определенно показывали кольцевые очертания, разгадать тайну никому не удавалось. Даже Гевелий, обнаруживший периодичность смены фаз видимости «боковых звезд» Сатурна, так и не сумел разобраться в наблюдаемом явлении.
И лишь полвека спустя астроном Гюйгенс разгадал истинную форму планеты.
В 1655 году он наблюдает Сатурн в 12 футовый телескоп (дающий 50-кратное увеличение). 25 марта этого же года во время пересечения Земли плоскости колец он открывает Титан — самый крупный спутник Сатурна, объект 8 звездной величины. Спустя 7 месяцев Гюйгенс предполагает, что Сатурн окружен кольцом. Публикуется анаграмма: «Aaaaaaa, ccccc, d, eeeee, g, h, iiiiiii, llll, mm, nnnnnnnnn, oooo, pp, q, s, ttttt, uuuuu». Продолжив наблюдения с помощью нового 23-футового телескопа, в 1658 году он окончательно убеждается в своем предположении и расшифровывает анаграмму: «Annulo cingitur, tenui, plano, nusquam cohaerente, ad eclipticam inclinato», что означает: «Кольцом окружен тонким, плоским, нигде не прикасающимся, к эклиптике наклоненным». В своей книге » Systema Saturnium», изданной в 1659 году, Гюйгенс в числе прочего правильно объясняет эффект видимого «исчезновения» колец с периодом в 14-15 лет.

Продолжение следует…

«сатурн, пожирающий своего сына» гойи — история одного шедевра

Сюжет

Одержимый алчностью Сатурн раздирает тело собственного ребенка. Согласно мифологии, Сатурн (в древнеримской мифологии, в древнегреческой ему соответствует Кронос) почитался как верховное божество. Ему предсказали, что один из его детей от богини Реи лишит его власти.

Чтобы этого не произошло, Сатурн решил уничтожить потенциальных конкурентов через поедание. Согласно мифу, бог глотал младенцев одного за другим. Однако одного ребенка Рея уберегла. Им оказался Зевс. Преодолев пубертат, он начал войну с отцом.

Последний после 9 лет борьбы проиграл и был заключен в Тартар.

Отходя от мифа, Гойя показывает Сатурна не проглатывающим, но терзающим ребенка. Кровавые подробности, усиливающие ужас. Дикие глаза бога. Пропорции его тела не реалистичны.

В его образе есть подобие с человеком, но больше он похож на монстра, дикое лесное отродье, воплощение ночных кошмаров. Он словно бы стиснут рамками полотна — поза его неестественна, изуродована.

В результате картина выглядит как олицетворение апокалипсиса.

Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско де Гойя - описание картины«Сатурн, пожирающий своего сына» (1819−1823)

Мы не знаем точно, почему был создан этот цикл, какие мысли одолевали уже престарелого, измученного болезнями Гойю. Возможно, это было общее впечатление от жизни. Не исключено и то, что таким образом художник мог отреагировать на неудачи Испанской революции. Так называемые «Чёрные картины» демонстрировали насилие, жестокость, общее безумие и безысходность.

Контекст

Полотно известно нам сегодня под несколькими именами: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн». Однако все они — приобретение поздних лет. Сам Гойя не оставил никаких комментариев ни на сей счет, ни на счет того, что значит цикл полотен в целом.

Как быть Леди:  Как понять, что ты нравишься парню: признаки симпатии - как можно узнать, проверить и определить, понравилась ли ты мужчине или нет

Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско де Гойя - описание картины«Читающие мужчины» (1819−1823), одна из цикла «Черных картин»

Картина была сделана как фреска на одной из стен дома художника. Дом этот, который соседи прозвали «Домом Глухого», Гойя купил в 1819 году в пригороде Мадрида. Художник работал над циклом фресок между 1819 и 1823 годами. Всего было написано 14 штук.

Позднее Сальвадор Мартинес Кубельс перенес изображения на холст по заказу банкира Фредерика Эмиля д’Эрлангера, желавший представить работы Гойи на Всемирной выставке 1878 года.

Однако никто из посетителей экспозиции картинами не заинтересовался, они были подарены музею Прадо, где находятся и сегодня.

Судьба художника

Франсиско Гойя родился в Сарагосе в семье мастера по золочению. Образование его было поверхностным, причем не только профессиональное, но и общее — всю жизнь он писал с ошибками. Первые годы обучения живописи были провальны: на конкурсах его работы оставались без внимания; академизм угнетал, героические и национальные сюжеты не вдохновляли.

После переезда в Мадрид Гойя стал востребованным портретистом. Этому во многом поспособствовал его шурин Франсиско Байеу, который тогда был официальным придворным художником Карла III. Через некоторое время Гойя и сам станет придворным художником.

Воцарившееся благополучие нарушит Французская революция. Испанский монарх будет напуган событиями в соседней стране, начнет превентивные гонения в своем государстве и позабудет на время об искусстве.

В итоге Гойя окажется без работы и друзей, которых либо арестуют, либо вышлют.

Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско де Гойя - описание картины«3 мая 1808 года» (1814)

В 1790-х Гойя перенесет две тяжелые болезни, природа которых до сих пор не ясна. В результате он потеряет слух. Несмотря на это, он продолжает быть популярным портретистом. В начале XIX века к придворным и церковным заказчикам добавятся представители зарождающейся в Испании крупной буржуазии.

Однако меняется характер его искусства. Личные неприятности, последующая оккупация Испании французами, затяжная партизанская война и жесткая реставрация испанской монархии — все это приводит к тому, что в творчестве Гойи все чаще звучит глубокая неудовлетворённость происходящим, трагизм и мрак.

Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско де Гойя - описание картиныПортрет Гойи (1826) кисти Висенте Лопеса Портаньи

Последние годы Гойя провел во Франции, скрываясь от испанских властей. Прямо ему не угрожали, но художник видел, что других преследовали, поэтому решил уехать, пока не стал жертвой террора. 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Бордо.

Профессор знаев

Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско де Гойя - описание картины

Испанская история первой четверти XIX века была богата на события и Франсиско Гойя был активным их участником.

Но его свободолюбивые ожидания не оправдались, всё вернулось на круги своя, и даже печально знаменитая испанская инквизиция, упразднённая Наполеоном, была восстановлена и возобновила свою деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=CaUGgxqeYos

Потрясённый масштабом постигших Испанию бедствий, потоками крови, захлестнувших его Родину, потерявший веру в то, что человечество способно устроить справедливую и разумную жизнь, Гойя спрятался на «Вилле глухого», чтобы подарить миру целую галерею мрачных, чудовищных образов.

Сразу после покупки Гойя реконструировал этот двухэтажный дом, устроил в нём два больших зала, один над другим. Стены в этих залах были специально подготовлены для живописи.

К тому моменту, как Франсиско Гойе, опасавшемуся преследований инквизиции, в 1824 году разрешили покинуть пределы Испании, здесь было 14 фресок, по 7 в каждом зале. В 1828 году кем-то из близких художника был составлен список этих фресок с указанием точного расположения в каждом из залов.

Долгое время эти изображения оставались неизвестными для широкой публики и специалистов. Лишь в середине 70-х годов XIX века некий англичанин перенёс фрески на холст и начал предлагать их различным музеям для продажи.

Сильнее всего фресками заинтересовался крупнейший испанский музей Прадо, который и приобрёл их. После реставрации работы Гойи были выставлены на всеобщее обозрение и одобрения публики не снискали. Список претензий был обширен.

Одни были недовольны излишне мрачными сюжетами, других не устраивала «неряшливая» техника письма. Но времена, когда в живописи царили академический сюжет и фотографическая точность безвозвратно уходили, и скоро фрески с «Виллы глухого» были оценены по достоинству. «Виллу глухого», к сожалению, снесли в 1910 году.

Надо сказать, сюжеты этих картин действительно трудно назвать жизнерадостными. По ночам больного, разочарованного старика преследовали странные видения, причудливо переплетающиеся с действительностью. Ночные кошмары Гойя в течение дня переносил на стены своего дома, пугая домочадцев и немногих друзей угрюмой выразительностью этих образов.

Так родилась Юдифь, застывшая над Олоферном с устрашающего вида ножом (а ведь библейский рассказ утверждает, что голова Олоферна была отрублена мечом); так родились «Бычьи пастухи», лупящие друг друга палками с таким увлечением, что оба уже ушли по колени в песок»; так появились фантасмагорические «Парки», «Асмодей», «Прогулка инквизиции»… Так рождается самая пронзительная фреска «Виллы глухого» – «Сатурн, пожирающий детей».

Древнегреческий миф рассказывает нам, что верховный бог Кронос, у римлян – Сатурн, боялся своих детей, один из которых, согласно пророчеству, должен был лишить его власти.

Чтобы этого не случилось, каждого своего ребёнка он съедал сразу после рождения, причём, бессмертные, они были обречены вечно жить в его чреве. Этой участи избежал только Зевс.

Вместо него Кронос проглотил завёрнутый в пелёнку камень, подсунутый матерью Зевса.

Каким же увидел Гойя жестокого бога, пожирающего своих детей? Ничего божественного нет в безобразном великане, заталкивающем в широко раскрытый рот кусок окровавленной плоти. Ничего божественного, и ничего человеческого нет даже в его глазах, пустых и бессмысленных.

И разрываемое тело принадлежит явно не младенцу, это тело взрослого, сформировавшегося человека.

Так что, нужно понимать, послание художника, зашифрованное в этой фреске, не ограничивается одним языческим мифом, а несёт нам какое-то новое знание о мире, о жестокости жизни, об опасности неограниченной, ничем не стеснённой силы.

Оцените статью
Ты Леди!