Начальная тактика борьбы с манипуляциями
Для старта я дам вам простую практику, которая, по сути, даже не является приемом контрманипуляции. Это не метод борьбы, а тихая оборона, инструмент замедления, получения времени на размышления.
Заведите простой браслет, кольцо, канцелярскую резинку или просто повяжите на запястье нитку, как сейчас модно. Каждый раз, когда вы слышите просьбу что-то сделать, дать, купить или отвезти (это самые простые манипуляции), посмотрите на свою руку и возьмитесь за браслет или нитку, либо щелкните резинкой. Покрутите ее пару минут и скажите — я скажу свое решение завтра, через неделю, месяц. Но не сейчас (ведь этого от вас и хотят)!
Вечером, придя домой, хорошо подумайте — предложенное нужно лично вам? Если нет, то нет. Только не сообщайте о своем решении тут же. Спросят — ответьте.
ВАЖНО! Поймите, кому принадлежит решение: вам или человеку, с которым вы разговариваете.
Если использовать этот способ во время любого общения, то простые бытовые манипуляторы вас покинут. Дело в том, что видя холодность человека, не чувствуя его эмоции (на которых и строится манипуляция) и ощущая холод, манипулятор отдаляется. Экологично и по собственной воле.
Безусловно, в моменте это срабатывает не всегда. Дело в том, что манипуляторы могут быть агрессивными, с множеством приемов и методов принуждения.
Чтобы с ними бороться, нужно
- уметь управлять собственными эмоциями
- замедляться, наблюдать и анализировать
- владеть приемами контрманипуляции
и главное — ПРАКТИКА.
Об этом в следующих статьях.
А пока что расскажите:
- Как часто вы сталкиваетесь с манипуляциями в общении?
- На какие эмоции давят манипуляторы именно в вашем случае, и когда вы это осознаете?
- А вы сами к каким манипуляциям чаще всего прибегаете?
Разберемся — что такое манипуляция?
Если говорить просто, то это скрытое воздействие на другого человека сделать (или не сделать), сказать что-то, что не входило в его планы, чего возможно он сам не хочет. Отличительная особенность — у вас возникает ощущение дискомфорта, что вас используют или принуждают.
ВАЖНО! Любая манипуляция — это вид коммуникации, вид общения. Но не каждая коммуникация — есть манипуляция.
Вы понимаете, что лично вам это действие не принесет выгоды, может даже навредить. Но все равно выполняете просьбу, а потом сожалеете. Важно понимать разницу — человек может манипулировать вами осознанно и неосознанно.
Осознанные манипуляции — когда человек на 100% осознает, что манипулирует, то есть у него есть скрытая цель и он понимает, какими способами к ней придет.
Например, карточный игрок. Если ему выпали хорошие карты, он пытается изобразить досаду и разочарование. Зачем? Чтобы ввести соперников в заблуждение. Аналогичные ситуации нередко встречаются во время многостадийных переговоров, когда манипулятивная стратегия рассчитана на несколько шагов и в результате эмоциональной или логической манипуляции, вторая сторона идет на уступки.
Шикарный пример — сериал “Карточный Домик” — пособие по манипуляциям
4 способа, как остановить манипуляцию (6 мин)
Неосознанные манипуляции в общении — когда человек пытается управлять вами инстинктивно.
Самой вредоносной является как раз неявная манипуляция, которую человек не отслеживает. Увы, этот способ манипулирования чаще всего встречается между людьми. Получается, человек не использует манипуляцию ответственно и не управляет процессом.
Пример: ваш ребенок захотел игрушку, но вы ему отказали. Он расстроился, заплакал, и вы, чтобы успокоить его, купили ему игрушку. Если такой «фокус» проделать несколько раз, то ребенок «научится» плакать, чтобы получить желаемое. Как часто по жизни он потом будет применять этот трюк, пускай меняя способ манипуляции? Это становится шаблоном.
Громкий крик
Иногда бывает полезно покричать — не на кого-то, а просто громко, в воздух, для снятия мышечного напряжения.
Этот метод хорошо работает для снятия агрессии и в ситуациях, когда хотелось сказать очень много (и все очень невежливо), а не удалось проговорить практически ничего. Такое напряжение «оседает» где-то внутри горла, на связках и ниже, ближе к легким.
Если у вас богатое воображение, можете представить, что где-то там, внутри вас, застряли все невысказанные слова раздражения и обиды. Вот и надо бы их выпустить. Вопрос в том как.
Хорошо, если у вас есть возможность уехать в лес, уйти куда-нибудь вглубь и действительно прокричаться в полный голос. Что кричать? А это как захочется. Некоторые просто кричат: «Аааааа!», кто-то ругается и матерится.
Выпустите пар с помощью громкого крика. Источник
Если возможности уехать в лес нет, остается найти места, где кричать считается социально приемлемым. Это стадионы, спортивные бары, а также аттракционы. Для некоторых может существовать еще такая альтернатива крику, как пение. Тогда в вашем распоряжении караоке-бары и концерты любимых исполнителей.
Дыхание
Для того чтобы успокоиться, необязательно использовать какие-то специальные дыхательные техники или годы заниматься йогой. Достаточно будет просто несколько раз вдохнуть-выдохнуть.
При этом важно помнить, что на достижение расслабленного состояния влияет именно выдох, а не вдох, как нам часто кажется. Когда нам кто-нибудь говорит: «Дыши», мы начинаем нервно хватать ртом воздух, что ничуть не помогает снять напряжение, наоборот — оказывает ровно противоположный эффект.
Итак, метод предельно прост: делаем глубокий вдох — и медленный-медленный выдох. И еще раз. Потренируйтесь прямо сейчас.
Привычка концентрироваться на дыхании выручит вас в ситуации, когда эмоции уже зашкаливают. Источник
Дыхание — самая действенная техника по управлению эмоциями. Самая. Ничего лучше просто не существует. Но для того чтобы технология действовала, надо тренироваться заранее, «впрок», тогда в нужный момент ваше тело само придет вам на помощь. Так что тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь!
И еще один момент. Медленный выдох хорошо подходит при управлении страхом или гневом, однако часто необходимо найти в себе силы справиться и с печалью или обидой. В этом случае необходимо, наоборот, делать медленный спокойный вдох, как бы набирая в себя энергии, и быстрый выдох, как бы выбрасывая все лишнее, ненужное. Такое дыхание тонизирует и «встряхивает» организм.
Зачем учиться управлять своими эмоциями?
Сразу поясним: с точки зрения организма нет «положительных» и «отрицательных» эмоций. Они все для чего-то ему нужны. Например, гнев, страх и печаль могут сигнализировать об опасности или о том, что нас что-то не устраивает в текущей ситуации. Неудовлетворенность заставляет действовать, искать новые пути и новые возможности.
Поэтому подавлять или игнорировать эмоции — плохая идея. В любом случае они несут ценную информацию. Другое дело, что не все умеют ее «считывать» и использовать.
Вы имеете полное право испытывать весь спектр эмоций — радоваться, бояться, злиться и грустить. Источник
К сожалению, бывает и так, что именно эмоции мешают нам поступать должным образом. Хотел высказать свое мнение — застеснялся и промолчал (здесь сработал страх). Хотел выглядеть сдержанным и спокойным — сорвался и разорался.
Случалось ли с вами нечто подобное? Наверняка. Давайте прямо сейчас выполним небольшое упражнение.
Вспомните моменты, когда вы вели себя не так, как вам бы этого хотелось; что-то помешало вам поступить так, как вы собирались, или по какой-то причине вы запланировали, что будете действовать определенным образом, а почему-то повели себя совсем по-другому.
Опишите кратко ваше желаемое поведение в левом столбце таблицы. В среднем столбце опишите то, как вы действовали в реальности. И в последнем столбце проанализируйте, какие эмоции мотивировали вас на это поведение.
В каждой из описанных ситуаций вам пригодилось бы умение управлять эмоциями. А чтобы развить эту способность, нужно в первую очередь научиться отслеживать и осознавать свое эмоциональное состояние.
Манипулируя чувствами
В 1993 году во Франции произошло одно из странных и ошеломляющих событий, которые заставляют нас усомниться в нормальном течении повседневной жизни. Один мужчина убил своих детей, жену и ее родителей. Преступления были чудовищны по своей жестокости, но особую настороженность вызвало то обстоятельство (это выяснилось в ходе следствия), что преступник обманывал окружающих в течение всей своей жизни.
Получив медицинское образование в одном из известных вузов (у него еще оставались друзья с тех времен), этот человек в течение десяти лет вел спокойную и монотонную жизнь, характерную для обеспеченных европейцев. Каждое утро прощался со своей женой и детьми и отправлялся на работу во Всемирную организацию здравоохранения. Но в действительности никакого медицинского диплома он не получал (следствие установило, что он в лучшем случае сдал несколько предметов, что вызвало крайнее удивление его друзей, считавших, что он закончил вуз) и ни в какой международной организации не работал. По сути дела, у него и работы-то никогда не было, а жил он на деньги тестя, тещи и любовницы. Добивался этого с помощью нехитрых приемов, например, предлагая дать ему деньги, чтобы он выгодно разместил их на счетах швейцарских банков. Ведь все думали, что его место работы находится в Швейцарии.
Несмотря на то, что вся его жизнь была сплошной ложью, этот мужчина всячески старался удовлетворить эмоциональные ожидания окружавших его людей. В течение долгих лет он изображал безмерную благодарность той, которая впоследствии стала его женой, с негодованием рассказывал своему студенческому другу о строгости преподавателей. Затем он стал образцовым отцом (и активным членом школьного родительского комитета), любящим сыном и нежным любовником, живя при этом на деньги, которые мошенническим путем получал от этих людей. В частности, продавал им фальшивые лекарства от рака. Вся эта схема однажды рухнула по финансовым причинам, в противном случае он мог преспокойно прожить так всю свою жизнь…
Трагедии получила широкий резонанс в прессе. В последующие годы про преступника был написан ряд книг (в том числе, блистательное исследование Эммануила Каррере) и сняты три фильма. Этот случай, бесспорно, вопиющий, но при этом отнюдь не единственный, который заставляет нас задуматься, до какой степени мы подпадаем под влияние людей, умеющих манипулировать нашими чувствами. Нечто подобное прослеживается в истории барселонской секретарши, которая стала президентом Ассоциации жертв терактов 11 сентября, используя в качестве инструмента эмоционального давления ложь о том, что ее молодой человек погиб в одной из башен. Или невероятные, но, тем не менее, действительно произошедшие события, описанные в романе «Самозванец». Все это свидетельствует о том, что сейчас даже самые глубокие эмоции могут быть использованы в качестве инструмента манипуляции.
В нашей культуре (литературе, кинематографе, живописи, телевидении…) всячески воспевается достоверность. Все, от авторитетных литературных критиков до известных телеведущих, восхваляют тех, кто с наибольшей силой проявили свои чувства, как будто это повышает качество их работы. Если какой-либо писатель жестко критикует все, что движется, не стесняясь в выражениях, то, с большой долей вероятности, его будут воспринимать как глубокого аналитика современного общества. Если начинающий певец исполнит мелодраматичную песню и разрыдается в конце выступления, то любовь публики к нему будет безграничной.
В этом море страстей не следует забывать, что проявление эмоций вызвано одной единственной причиной: оказать влияние на тех, кто нас окружает. Психологи, придерживающиеся эволюционной точки зрения (Дэвид Басс, Ричард Доукинс, Стивен Пинкер …), очень хорошо объясняют эту функцию. В ходе эволюционного процесса человек привык сообщать окружающим о некоторых своих реакциях. Мы выражали гнев потому, что в результате этого те, кто нас раздражал, либо удалялись, либо изменяли свое поведение из страха перед нами. Мы выражали радость, побуждая таким образом окружающих в очередной раз направить нас на поиск опыта, приводящего к эволюционному успеху. Мы выказывали свою любовь, чтобы человек, на которого она обращена, испытывал к нам еще большую привязанность. Мы рассказываем всем о своих горестях, чтобы окружающие пожалели нас и пришли на помощь.
Достижения биохимии подтверждают точку зрения ученых сторонников эволюционной теории. Недавние исследования наглядно свидетельствуют о том, какое огромное воздействие на других людей оказывают наши эмоциональные проявления. Ученые из израильского Института наук имени Вейцмана пришли к выводу о том, что женские слезы препятствуют выработке тестостерона у мужчин, которые их видят, снижая, таким образом, их агрессивность и сексуальное желание, и одновременно вызывая сострадание. В другой статье психолог П. Вальдесоло (P. Valdesolo) исследует, как используют улыбку борцы, чтобы повлиять на поведение противника, когда чувствуют, что проигрывают схватку. И, наконец, в недавнем исследовании Университета Центрального Ланкашира доказывается, что стоны женщин во время полового акта не столько выражают удовольствие, сколько стремление еще больше возбудить партнера. В горести, ссоре и радости все на первый взгляд субъективные проявления в действительности являются лишь приемами воздействия на ближнего. Ведь если бы наши чувства были безразличными по отношению к окружающим, то просто перестали бы существовать. Осознаем мы это или нет, но цель всегда заключается в воздействии на окружающих. Это одна из форм агитации с целью изменить поведение окружающих.
Есть люди, которые используют это влияние наиболее рациональным способом, другие же опираются на метод проб и ошибок. Первые впадают в крайность того, что психолог Марк Снайдер называет автомониторингом. Они следят за своими эмоциями, постоянно отдавая себе отчет в том, какое впечатление оказывают на окружающих. Они контролируют свои чувства (не выражают раздражения, когда им это невыгодно, и источают нежность, когда это нужно), постоянно анализируя социальную среду, в которой находятся. А другая крайность это те, кто мало или вообще не следят за своими чувствами -их можно было назвать непосредственными- и с ходу говорят то, что думают, поскольку не так зависят от особенностей окружающей среды.
Но в любом случае, те, кто впадают в ту и другую крайность, стремятся оказать влияние на остальных. Тех, кто занимается автомониторингом, не очень интересует выражение эмоций (их не успокаивают ни слезы, ни гнев, ни ласка). С самого начала они направляют их на то, чтобы добиться желаемого результата. А тех, у кого эта черта не столь явно выражена, значительно успокаивает выражение своих чувств, хотя это и не означает, что они не преследуют определенную цель. Рассмотрим следующий пример: в ситуации, когда паре людей придется делать то, что им не по душе, контролирующий себя человек может прибегнуть к эмоциональному шантажу (например, изобразив грусть), непосредственный может вначале сразу же выразить свое первое неосознанное ощущение (допустим, гнев), а затем, увидев, что не добился желаемого результата, изобразить глубокую печаль, чтобы воздействовать на ближнего. При этом конечный результат будет одним и тем же: мы все хотим влиять на поведение остальных, используя с этой целью наши эмоции в качестве эффекти
вного инструмента. За свою нежность к нам окружающие расплачиваются тем, что на них обрушивается вал наших эмоций.
Исследования в области человеческого развития подтверждают, что оба фактора (любовь и влияние остальных) взаимосвязаны. Такие авторы, как психолог С. Ситринбаум, считают, что мы более независимы в преклонном возрасте (особенно после 70 лет), поскольку окружающие влияют на нас в меньшей степени. В юности происходит прямо противоположное: стадное чувство проявляет себя в значительно большей степени.
Начиная с определенного возраста, то, что подавлялось в течение первой половины жизни, выходит наружу, поскольку усиливает нашу уверенность в самих себе и снижает групповое давление. Кроме того, в преклонном возрасте люди все более склонны к самоанализу. В молодости мы учимся, а когда становимся взрослыми, понимаем. В то время как молодежь сначала что-то делает и только потом думает, люди старшего возраста более стремятся думать о себе и, возможно, именно поэтому им удается лучше узнать друг друга и в меньшей степени реагировать на окружающих. При этом проблемы одиночества, которые мало беспокоят молодых, с годами обостряются. Чувства окружающих оказывают на нас давление, поскольку в этом и заключается их функция. Но мы, тем не менее, продолжаем думать, что главным побудительным мотивом действий наших близких является некий «внутренний позыв», имеющий целью показать, что творится внутри них. Причина этого самообмана также связана с адаптационными мотивами: естественный отбор благоприятно сказался на тех, кто используют свои эмоции для влияния на остальных, а также вызывают достаточно доверия, чтобы заставить поверить других в то, что на них не оказывается влияния. Никакие пропагандистские приемы не окажут действия, если мы почувствуем, что нами пытаются манипулировать. Поэтому проявление чувств только в том случае окажет на нас влияние, если мы будем считать, что никакого влияния оно не оказывает.
В сентиментальных отношениях очень важно избегать того, что преподаватель Стэнфордского университета Леон Фестингер (Leon Festinger) называет когнитивным диссонансом, то есть напряжением, возникающим, когда воззрения двух близких друг к другу людей не совпадают между собой. Диссонанс возникает, что чувства, к которым мы привыкли, возможно, в значительной степени были проявлены, чтобы повлиять на нас.
Психологическая напряженность в подобных случаях совершенно ни к чему. Чтобы избежать ее, у нас есть механизм, который можно было бы назвать «необходимость верить тем, кого мы любим». Когда у нас возникает чувство привязанности к определенному человеку и мы вступаем с ним в эмоциональный контакт, то считаем, что его чувства абсолютно искренни. Это когнитивное отклонение укореняется в нас столь незаметно, что мы замечаем это только после того, как она пропадает. Когда мы разрываем отношения с близким нам человеком, теряем родителей или ссоримся с другом, то начинаем замечать наигранность многих из его эмоциональных проявлений. Мы видим, что слезы — это лишь инструмент эмоционального шантажа, а обиды — догматический способ навязать свою власть, а проявления нежности направлены всего-навсего на то, чтобы добиться от вас чего-либо взамен. Возможно, все эти эмоциональные проявления —с той же самой смесью искренности и стремления повлиять на нас- имели место всегда. Но когда теплота отношений уходит, мы осознаем, что нами пытаются манипулировать.
До этого разрыва, пока существует привязанность к человеку, мы склонны верить, что его чувства искренни, и поэтому позволяем его слезам и взглядам оказывать на нас влияние. Жить в состоянии постоянного подозрения было бы очень тяжело: замечать постоянную мелкую ложь и при этом продолжать верить — достаточно трудно. Любить, восхищаться и делиться опытом с определенными людьми означает быть с ними искренними. На настоящий момент, пока не придумано чего-либо лучшего, мы можем лишь поступать сообразно проявлениям их чувств.
У нас есть право на…
При выражении эмоций существует весьма тонкая, но ключевая грань между намерением повлиять и намерением манипулировать. Когда мы стремимся к первой цели, то выражаем свои чувства так, чтобы другой человек воспринимал их как свои собственные и поступал, считая их столь же важными. Во втором случае единственное, что нас интересует, это наши эмоции: мы хотим навязать их другому человеку в качестве абсолютного приоритета, используя для этого любые средства, в том числе и те, которые игнорируют его чувства.
Не так просто определить, какой перед нами случай: первый или второй. Поэтому лучше составить список Основных эмоциональных прав каждого человека. И будет очень полезно прочитать его внимательно, когда мы почувствуем себя объектом эмоционального шантажа или манипулирования. Хотя также неплохо было бы внимательно проанализировать наши обиды, радости и тревоги прежде, чем заявлять о них, для того, чтобы понять, в какой степени мы стремимся манипулировать другими с помощью собственных чувств.
…Считать свои чувства столь же важными, как и чувства остальных. Эмоции субъективны: мы боимся или любим разных людей; радуемся или печалимся по разным причинам. Не существует объективных поводов для того, чтобы одни чувства были лучше других.
…Просить информацию о тех чувствах, которые затрагивают нас напрямую. Человек, к которому обращаются с вопросом, может выразить или скрыть свои эмоции, а также их причины. Тому, кто этого не делает, придется смириться с тем, что его чувства обесценятся.
… Просить (не требовать) других, чтобы они удовлетворяли наши эмоциональные потребности, и решать для самих себя, удовлетворяем ли мы потребности других. Чувства выстроены в соответствии с законами эволюции и направлены на то, чтобы просить остальных поступать определенным образом. До тех пор, пока мы не поймем, что окружающие обязаны отвечать, данная просьба будет носить адаптивный характер.
…Использовать в полной мере собственное время и не позволять остальным навязывать свой темп при принятии эмоциональных решений. Во многих случаях манипулирование связано с быстротой: люди, стремящиеся навязать свои эмоциональные потребности, пытаются ускорить или замедлить наш темп. Очень важно придти к учитывающему в равной степени интересы обеих сторон соглашению о том, чтобы этого не происходило.
…Отказывать в просьбах, не чувствуя себя при этом эгоистами. Эгоизм другого человека — главный аргумент тех, кто стремятся манипулировать эмоциями других. Существует очень простое суждение, которое должно отодвинуть на второй план наше чувство вины за то, что заботимся сами о себе: просьбы другого человека столь же эгоистичны. Между двумя эгоистичными потребностями мы просто делаем выбор в пользу своей.
…Испытывать и выражать наши собственные чувства. Во многих случаях намерение того, кто манипулирует, заключается в том, чтобы навязать свои чувства другому человеку. Поселить наши страхи в наших детях, убедить близкого человека, чтобы он разделил наши пристрастия и неприязни, или добиваться того, чтобы наши друзья поссорились с теми, с кем находимся в ссоре мы сами — все это примеры различных способов «эмоциональной промывки мозгов». Можно доверять только собственным чувствам. Никто не должен поступать под влиянием чувств других людей.
…Разнообразить собственные эмоции, не чувствуя при этом за собой вины. Любить и разлюбить, радоваться чему-либо до тех пор, пока мы не устанем от этого, или обидеться, а потом простить — все это является частью эмоциональной жизни. Хотя другим эти перемены могут и не понравиться, надо с ними согласиться.
Луич Муиньо, психотерапевт
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Первый шаг: назвать эмоцию
Для осознания собственных чувств нам нужны слова, некий терминологический аппарат. Давайте посмотрим, какие же бывают эмоции?
Всего существует четыре класса базовых эмоциональных состояний. Это страх, гнев, печаль и радость. Под словом «класс» подразумевается некий спектр эмоций различной степени интенсивности. От 0 до 100%.
Важно понимать, что эмоции есть всегда. Они могут быть сколь угодно слабыми, но «нуля» не бывает. Поэтому мы воспользуемся математическим приемом — обозначением «ноль плюс» (0 ).
А теперь поиграем в «Синонимы». Как называется страх в сильной степени интенсивности? А гнев? О-о-очень сильный гнев. Теперь печаль. Ну и, наконец, радость. «Зашкаливающая», переливающаяся через край радость.
С этой частью все пока просто. Не так уж долго приходится задумываться, и появляются слова. Чаще всего это: ужас, паника, кошмар для класса страха. Ярость, ненависть, бешенство для гнева. Горе, тоска, скорбь для печали. И для радости — восторг, счастье, эйфория.
Давайте заполнять среднюю часть (примерно от 20 до 80% интенсивности эмоции). Здесь уже немного сложнее, хотя слова тоже находятся. Тревога. Злость. Хандра. Удовольствие.
Ну и, наконец, самая первая часть таблицы. В районе 0 . Пожалуй, для радости подошло бы «спокойствие» — некое состояние, когда все актуальные потребности удовлетворены. Малюсенькая, НО — радость! А как быть со страхом? Беспокойство и опасение — это уже 15–20% интенсивности. А меньше 5–10%?..
Да, именно в этом заключается проблема. Слов, которые называли бы страх, гнев или печаль в самом зачаточном состоянии, попросту нет. В итоге наша таблица имеет примерно следующий вид:
Как же научиться отслеживать и осознавать эмоции низкой интенсивности, если у нас нет слов? Вот несколько способов выйти из положения.
1. На самом деле в русском языке есть инструменты для формирования необходимой нам лексики. Эти инструменты называются суффиксы. Для идентификации эмоций сгодятся «раздражулька», «грустинка», «опасеньице», «кошмарик» и им подобные слова.
2. Можно и так: «Я чувствую эмоцию из 2-го класса примерно на 5–8%» или «Я в 1-й четверти печали».
3. Если не находится одного слова для обозначения эмоционального состояния, то можно использовать словосочетания. Например: «Я чувствую какое-то начинающееся раздражение».
Правда о том, как научиться управлять своими чувствами
Тема управления своими чувствами актуальна практически для любого человека на земле. Вне зависимости от того – мужчина он или женщина. Это касается всех людей, поскольку все мы живые и у всех у нас есть те или иные чувства.
И главная проблема с которой мы сталкиваемся – это то, что чувства толкают нас совершать те или иные (необдуманные, нелепые, глупые, опасные, ошибочные etc.) поступки, принимать решения или говорить слова, о которых мы впоследствии жалеем – совершаем ненужные покупки, делаем бессмысленные дела, обижаем близких, погружаемся в негатив etc. Происходит это потому, что чувства управляют нами, а вовсе не рациональное сознание.
Этого не изменить
Правда состоит в том, что механизм, при котором чувства управляют нами, а не мы чувствами, не изменить. По крайней мере не изменить быстро, легко и непринужденно (о чём втайне мечтают, но боятся себе признаться многие). Способность управлять своими мыслями, чувствами, поведением – это способность, напрямую зависящая от градуса осознанности человека. А градус осознанности современного человека, скажем так, весьма невысок и склонен только снижаться.
Другая правда состоит в том, что чувства-эмоции не самостоятельные самодостаточные процессы («программы») бессознательного, а лишь следствия, эффекты, проявления установок, идей, «программ», решений, постулатов, «механизмов», которых в бессознательном пруд пруди и которые образуют между собой сложную многоуровневую и многоступенчатую «сеть-взаимосвязь».
Чтобы управлять тем или иным проявлением (чувством, эмоцией) такой идеи (комплекса идей) надо иметь уровень осознания ВЫШЕ того, на котором эта идея воспринимается как «естественная часть жизни».
Например, для человека является нормальной, само собой разумеющейся (хотя и социально-порицаемой) идея, что «надо нагадить, чтобы другому не досталось». Всё, что будет входить в «зону драматизации» этой идеи (конфликты, соперничество, чужие успехи и так далее) будет вызывать у человека лютое раздражение и злобу. То, что называется «баттхерт». Управлять этой злобой он не сможет, сможет только её подавить и загнать вглубь себя.
Но выход есть. Вернее, два. Первый – это освоить методы (приемы) тактического реагирования на «незапланированные» проявления чувств.
Тактические приемы
Самый древний, проверенный и надежный способ – это дыхание. Существуют множество упражнений, которые неленивый читатель найдет в книгах или на сайтах. Например, «квадрат дыхания». Или техника Базового ПЭАТ. Да просто обычный глубокий вдох-выдох позволяют если не прекратить, то приостановить активную драматизацию идеи, которая и вызывает те или иные чувства.
Другой прием – это осмысленно и рационально начать вызывать противоположное чувство. Например, если вы чувствуете, как вас накрывает «грусть-печаль-тоска», то начинайте активно улыбаться и совершать телодвижения, которые совершает радостный и счастливый человек. Испытывать оба чувства одновременно невозможно и одно из них рано или поздно, но отступит.
Ещё один прием состоит в том, чтобы, опять же осмысленно и целенаправленно, «переключить» своё внимание на что-то из внешней реальности, что способно вызывать у вас другие (позитивные или достаточно нейтральные) чувства и эмоции. Возьмите, к примеру, ручку/карандаш/ключи, покрутите их в пальцах, получше рассмотрите, вспомните, что с ними хорошего и доброго связано.
Неплохие практические техники я даюв курсе «Как преодолеть стресс в жизни и на работе». Обязательно изучите его.
Стратегическая работа
Серьезная же работа в том, чтобы научиться управлять своими чувствами заключается исключительно в повышении своего градуса осознанности. Поскольку только осознавание чего-либо дает нам возможность управлять этим (своими внутренними психическими процессами). Повышать осознанность – значит начинать яснее и четче (без «шор» в виде иллюзий, эротических фантазий, ложных убеждений и разного рода шизы) видеть реальность такой какая она есть. Это требует мужества и смелости.
Если вы готовы повышать свою осознанность, готовы к длительной, скрупулезной, усердной и методичной работе над собой, то приглашаю вас пройти бесплатный дистанционный онлайн-курс«Коды бессознательного», где я даю необходимые основы и техники для работы над собой.
Ранняя стадия отношений
Есть масса мужских уловок и хитростей для управления поведением непредсказуемых женщин, которые хотят всего и сразу. Все мужские манипуляции основаны на женских стремлениях быть самой-самой и на чувствах жалости, вины, долга. Есть несколько несложных приемов, как мужчины манипулируют женщинами на ранней стадии любовных отношений:
- Искусные тонкие комплименты и похвалы кружат женские головы. Для прекрасного пола они необходимы как воздух. Обязательно выражать восхищение красотой, характером девушки, дать почувствовать, что все ее качества оценили по достоинству. Но не переборщить. Когда манипулирует мужчина, он должен чувствовать меру, чтобы не стать слишком приторным.
- Чтобы привязать девушку к себе, пользуйтесь тактикой приближения и отдаления. Флиртовать, вести легкие интимные беседы, чтобы подруга открыла некоторые свои тайны и сокровенные переживания. Когда появится эмоциональная близость, можно внезапно исчезнуть на несколько дней и не отвечать на звонки. Заинтересованная девушка захочет вернуть интересного кавалера.
- Манипуляции любовью часто помогают раньше добиться долгожданной победы. Признание в любви поможет быстрей соблазнить девушку, но не надо слишком часто применять сильное оружие. Иногда полезно не признаваться в любви и позволить девушке соблазнить вас. Очень помогает в этом случае знание женской психологии.
- Некоторые мужчины искусно манипулируют чувством вины. Девушка, осыпанная подарками и вниманием, поверит в идеального мужчину, начнет испытывать угрызения совести и захочет отблагодарить щедрого поклонника. Но не все вложения всегда окупаются.
- Женские «игры в кошки-мышки» сразу пресекать. Не нужно ходить за ней по пятам и выяснять с ней отношения. Как только девушка начинает манипулировать, отстранитесь от нее и пропадите на некоторое время. Тогда женщина поймет, что необходимо менять тактику поведения, иначе ее место займет другая, более покладистая.
- Стать непредсказуемым и загадочным, если девушка уклоняется от свиданий, спорит по пустякам, капризничает. Быть то пылким влюбленным, то холодным и сдержанным. Красивые комплименты чередовать с циничными замечаниями. Можно пропасть на несколько дней, а потом внезапно появиться. Такая игра приведет подругу к капитуляции.
- Заставить женщину ревновать. Эта тактика хоть и стара, но всегда дает результат. Любой нормальной женщине трудно смириться с тем, что у нее появилась соперница и претендует на то, что по праву, как она думает, принадлежит только ей.
- Самый распространенный прием — постоянно заставлять себя ждать, не звонить вовремя, ни о чем не предупреждать. И возвратиться, когда женщина отчаялась и потеряла надежду. Она готова поверить всему, что ей будут говорить, лишь бы милый был рядом, а не ускользал от нее.
- Мужчина должен быть уверенным в себе — это всегда привлекает женщин. Чувство уверенности трудно изобразить — его надо развить в себе. Манипулятор внутренне готов к отказу и не будет сильно печалиться, т. к. вокруг так много молодых красивых девушек. А избранница обязательно заметит уверенность поведения, оценит это и сделает соответствующие выводы.
Рефрейминг
Рефрейминг заключается в том, что сама ситуация остается прежней, просто мы рассматриваем ее в другом контексте, то есть меняем рамки.
Возьмем, например, временной контекст: вспомните ли вы эту ситуацию через 10 лет? Если да, то как вы будете ее оценивать? Какие эмоции у вас будут возникать?
Или такой контекст: представьте себе, ваш ребенок принес из школы «тройку». Какое у вас к этому отношение? А если это единственная «тройка» в классе за контрольную, за которую все остальные получили «два»?
Многим наверняка знаком и такой способ рефрейминга: подумать о тех, кому хуже. Или вспомнить какую-нибудь самую тяжелую ситуацию, в сравнении с которой то, что происходит сейчас, — просто мелочи жизни.
Рефрейминг позволяет выйти за рамки собственных стереотипов и взглянуть на ситуацию под другим углом. Источник
Чтобы найти те рамки, в которых ситуация начнет вызывать у нас другие эмоции, нужно сосредоточиться на поиске позитива. Представьте себе, что ваш ребенок подрался со сверстниками во дворе и вернулся с порванным рукавом у куртки. Что в этом хорошего?
Во-первых, хорошо, что не пострадал сам.
Во-вторых, хорошо, что умеет постоять за себя.
В-третьих, хорошо то, что порван только рукав, а не вся куртка.
И ведь это не фантазии, это объективные факты. Чаще мы концентрируемся на неприятном, что и вызывает у нас соответствующие эмоции, но точно так же можно настроить себя замечать хорошее. По сути, рефрейминг позволяет вам увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Ну или максимально близко к тому.
Больше об эмоциях и о том, как ими управлять, читайте в книге «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
Обложка поста отсюда
Сомнения
geralt / Pixabay
Сомнения – неотъемлемая часть нашего мышления. В качестве стандарта каждая крайность порождает проблемы, поэтому, как избыток, так и отсутствие сомнений является деструктивным явлением.
Поэтому, если у всех нас есть сомнения, мы не должны удивляться, что их искусственное возбуждение другими может служить целям манипуляции. Манипуляторы особенно заботятся о том, чтобы их жертвы застревали в бездонной яме неопределенности, которой свет не достигает, и единственной формой контакта с реальностью являются скудные сигналы, посылаемые самими манипуляторами.
Удержание жертвы эмоциональным тросом может привести к развитию положения, которое психология называет выученной беспомощностью. Партнер или партнерша, зависимые от решения от другой половины, не смогут принять никаких разумных мер без внешнего одобрения.
В частности:
«Ты делаешь это неправильно. Покажи, я сделаю это за тебя, потому что ты не справишься».
«Подумайте, действительно ли ты хочешь пойти на эту работу. Ты можешь не справиться, и мне больше не хочется исправлять твои ошибки ».
Здесь сомнения следует разделить, например, в области оценки информации или убеждений от сомнений в собственных возможностях. Информацию или обоснованность взглядов можно оценивать на основе фактов, логики или широко доступной литературы. Сомнения в отношении уверенности в себе строго субъективны, и нет формулы, которая позволила бы нам достичь источника проблемы без глубокого самоанализа.