"лица в толпе" реж. жюльен манья, 2021
Диагноз, что и говорить, самый подходящий для недобитой жертвы маньяка! Честный, умный и — внимание! — одинокий следователь готов костьми лечь, чтоб изловить подонка, который уже порезал семь женщин. Ему в том помогает психолог-криминалист, добровольно взявший на себя заботу о малолетнем сыне второй из жертв. Не слишком ли много хороших парней на одно полицейское управление? — первое, что должно было прийти в голову Анне, но, видимо, та вместе со способностью узнавать людей в лицо потеряла и разум, если он у нее был раньше. От занятий с учениками Анну, естественно, отстраняют — она больше не понимает, кому двойки ставить. Бойфренда, причем нелюбимого, героиня пытается обманывать, будто никого она не узнает, но он — исключение, на самом деле она лишь следит, в чем он одет, какой и как у него повязан галстук, и заносит данные в блокнотик, позже ставший причиной их размолвки и спровоцировавший кровавую развязку. Тем временем полицейский, безуспешно подбирающийся к маньяку (единственная свидетельница никого не может опознать, а бомжа, ее доставшего из реки, убийца на всякий случай тоже поспешил зарезать) все больше влюбляется в Анну, да и она, даром что не отличает его от остальных мужчин, меньше думает о женихе, а больше — о следователе.
Претензия не философические метафоры фильм про маньяка от режиссера с фамилией Манья (безвестный франко-канадский халтурщик) не приподнимает «Лица в толпе» над массой аналогичных безликих триллеров, но лишь подчеркивает беспомощность авторов. Конечно, они не просто криминальный анекдот рассказывают, они, уверенные в своей состоятельности, размышляют о природе человеческих отношений, о том, насколько важно лицо и вообще внешний облик индивида при контакте с другими индивидами, и что стоит за «фасадом», что прячется в глубине души. Помимо следователя травмированную Анну опекает старушка-медик — она признается, что в молодости хотела стать певицей, но… оглохла, с тех пор ничего не слышит, речь читает по губам, но музыка Вагнера ей доступна, потому что живет у нее в голове, в памяти. Окрыленная таким здравым врачебным советом и вдохновленная сближением со следователем, который даже успел свозить ее на родной островок, где все друг друга знают, а шесть местных детей учатся в единственной школе у единственной, почти столетней учительницы.
Надо признать, создатели «Лиц в толпе» не обделены юмором, если только я ошибочно не принял беспробудную тупость за самоиронию. Маньяка с бритвой здесь называют Плаксой Джеком — Джеком, вероятно, в честь Потрошителя, а Плаксой — потому что рыдает над мертвыми телами, и его слезы — главный материал для ДНК-экспертизы. Если открывает рот следователь — то изрекает буквально: «У меня есть вопросы — и сейчас мне нужны ответы!» Если женщина оплакивает убитую маньяком подругу — то словами: «Она просто хотела выйти замуж… — почему он не выбрал меня?!» Вне конкуренции, конечно, дать фестивалю коньков в городе, где на протяжении года орудует маньяк с бритвой, название «Лезвие в ночи». Ну и когда по закону жанра убийца подберется к свидетельнице, он прежде, чем приступить к исполнению своих жанровых обязанностей, объявит ей: «Ты видела, как я плакал!»
Маньяком, о чем нетрудно догадаться сразу, окажется коллега следователя, психолог-криминалист, использовавший как прикрытие свою должность и работу, а также ребенка, на глазах которого зарезал его мать. Под конец он попытался выдать себя за жениха Анны, которого тоже зарезал и утопил в унитазе ресторана — но его подвело умение завязывать галстук, которым погибший жених не обладал. В итоге не различающая лица невеста отличила убийцу от жениха по слишком аккуратно повязанному галстуку и, подняв тревогу, попыталась убежать. Убийца ее догнал — но догнал и следователь, те друг друга прикончили, влюбленный следователь, истекая кровью, успел сказать Анне, что для нее он не единственный, а лишь лицо в толпе, чтоб она сильно не переживала, и травмированной до конца дней учительнице удалось перевестись на островную школу (прежняя столетняя наставница, очевидно, умерла без бритвы, от старости) с шестью учениками, которых она при всем желании не смогла бы перепутать.
Лица в толпе (2021)
Днем Анна Марчент преподает в начальной школе, а свободное время любит проводить с подругами или любимым человеком. Отправившись на очередную встречу со своим бойфрендом Брайсом, девушка становится свидетельницей жестокого преступления. Ее внезапное появление не ускользает от внимания убийцы – расправившись с первой жертвой, он бросается в погоню за Анной. Спасаясь от преследователя, героиня падает вниз с моста и ударяется головой. Последствия падения оказываются ужасными: очнувшись после нескольких дней комы, Анна понимает, что не узнает своих близких. Теперь она не способна запоминать лица людей, а главное, не сможет опознать напавшего на нее преступника… Или все-таки сможет?