лекция 4. Восприятие | Образовательная социальная сеть

лекция 4. Восприятие | Образовательная социальная сеть Женщине

. 1 Восприятие (Андрей Подойницын) / Проза.ру

Ощущения

Отражение в сознании человека свойств и состояний внутрителесной и внешней сред, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств  внутренних или внешних сигналов и раздражителей, и есть  ощущения. Они возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных импульсов.

На ощущении и восприятии строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.

Ощущение  — это самое первое соприкосновение нашего сознания с внешним миром с помощью сенсорных систем). Сенсорные системы человека — это его органы чувств, приемники дистантных и контактных ощущений, связывающие человека с внешним и внутренним миром, преобразующие ощущения в восприятие. Их принято классифицировать по органам чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обо¬няние. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря им появляются целостные, предметные восприятия. Ощущения являются первичным информационным материалом, из которых создается образ окружающего мира. Разрушение органа чувств делает невозможным ощущение.

Прекращение ощущений вводит человека в состояние сна или транса, и фактически означает прекращение самого носителя ощущений, т.е. остановку операционной системы «сознание». Это обстоятельство лежит в основании некоторых техник, направленных на  достижение так называемых «трансперсональных состояний», активацию программ и операционных систем, отличных от хорошо понятного нам «человеческого сознания». Хорошо известно, что сознание детей, растущих в обстоятельствах сенсорного голода (слепота, глухо¬та, социальная депривация, состоящая в лишении эмоциональных контактов), демонстрирует существенные отличия от «средне-стандартных» параметров.

Ощущения делят на:

— интроцептивные (органические), которые определяются поведением физио¬логических функциональных систем и сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма;

— проприоцептивные  (кинестетические), которые дают информацию о состоянии мышц и опорно-двигательного аппа¬рата, а также отражают  движение и относительное положение частей тела благодаря работе расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках рецепторов;

— экстрацептивные (внешние), которые несут сообщения о внешнем мире.

Пороги чувствительности
Существует предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение. Этотфизиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов. Мы далее будем говорить о порогах той чувствительности, которая регистрируется сознанием.
Минимальная сила воздействия стимула (внутреннего или внешнего фактора, вызывающего раздражение рецептора), при которой возникает сам факт ощущения, является показателем абсолютного порога чувствительности. Измеряя силу этого стимула, мы измеряем порог чувствительности и тем самым получаем объективный показатель субъективной  чувствитель¬ности. Зависимость здесь обратная — чем ниже порог, тем выше чувствительность.
Верхним порогом называется та максимально допустимая сила воздействия, при достижении которой модальность ощущения качественно меняется. Например, вначале приятное ощущение давления при массаже может превратиться в боль.
Относительный порог  чувствительности  — это минимальное приращение интенсивности стимула, дающее едва заметное разли¬чение в ощущении. Его еще называют порогом различения. Он за¬висит не только от чувствительности органа чувств, но и от фона ощущений данной модальности. В тишине мы замечаем незна¬чительный звук, который в шуме вообще незаметен. Относительная чувствительность измеряется той прибавкой к фону, которая делается заметной.
Повышение порога или его понижение определяет поведение сенсорной  функциональной  системы,  придает избирательный характер ее реакциям. Состояние и уровень порогов изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Остановимся на них подробнее.
Изменение порогов
Пороги чувствительности могут изменяться в процессе длительного воз¬действия стимулов, их соотношений и сочетаний. К примеру, легкое охлаж¬дение кожи лба обостряет слух. Сенсорная адаптация состоит в том, что со временем чувствительность к стимулу снижается. Адаптация к запахам, вкусовая адаптация являются важными факторами управления поведением и приспособлением. Например, регуляция пищевого поведения в некоторой степени обусловлена  сенсорной адаптацией. Вкусовое привыкание снижает удовольствие от сладостей, что предохраня¬ет организм от чрезмерного насыщения его углеводами.
Поведение регулируется не только повышением порогов, то есть снижением  чувствительности, но и наоборот, снижением уровня порога, то есть обострением чувствительности. 
Адаптация
Чувствительность может меняться, причем иногда – в очень значительных пределах. В начале купания вода воспринимается холодной, а к середине заплыва кажется буквально парным молоком. Точно так же мы быстро адаптируемся к некоторым запахам, к шуму и прикосновениям.
Привыкание органов чувств к раздражениям зависит от дли¬тельности  того или иного воздействия. Чувствительность глаза может возрасти или уменьшиться в 200 тысяч раз.  Слух адаптируется плохо. Адапта¬ция к боли также  мала.  Температурная  адаптация  достаточно высока в определенных пределах.
Для нас имеет большое значение тот факт, что и тело, и сознание имеют свойство так или иначе адаптироваться, привыкать  к напряжениям и даже сверхнапряжениям, стрессам. Привыкание может доходить до степени, когда напряжение и сверхнапряжение становятся настолько обычны, что превращаются по сути дела в новую, патологическую норму.  Эта неестественная новая «норма» и есть болезнь.
Изменение чувствительности может происходить под влияни¬ем научения. У  дегустаторов, к примеру, необык¬новенно  возрастает  чувствительность  тренируемых  сенсорных систем. Чувствительность к определенному виду запаха воз¬растает, если он сочетается с получением пищевого или иного удовольствия. Если вы провели чудесный отпуск, а в первый день отдыха приобрели в duty free новый одеколон, то этот запах еще долго будет вызывать у вас хорошее настроение и повышенный тонус месяцы и даже годы спустя.
Чувствительность может возрастать также и под влиянием вредного раздражителя, от которого организм хочет избавиться путем определенного защитного действия. Женщина, страдающая от неспособности стать матерью, вдруг становится чувствительной к самым слабым раздражителям, свя-занным с поведением детей. Она жалуется на то, что соседский ребенок не дает ей спать. «У кого что болит…»
Общий уровень внимания и активизация определенного, целенаправленного  поведения избирательно  повышают чувствитель¬ность к стимулам, знакам и сигналам, которые связаны с потребностями человека или же с эмоциями, приобретающими особое значение.
Научение имеет место и при десенсибилизации (понижении чувствительности). Процесс на¬учения десенсибилизации можно легко иллюстрировать, к приме¬ру, если сочетать какой-то звук с засвечиванием глаза. После некоторых пов¬торений окажется, что именно данный звук будет снижать чувстви¬тельность  зрения. Через некоторое время после опыта выяснится, что один глаз стал менее чувствителен,  чем другой. Если это действие будет связано с некоторой релаксацией и снижением болезненной эмо¬ции, то человек может приобрести истерическую слепоту.
Обычная закалка купанием вызывает десенсибилизацию точек холода. Неприятное ощущение холодной воды становится приятным, так  как  подкрепляется  последующим  наслаждением  повышения энергетики организма. Поэтому моржи наслаждаются холодной во¬дой, а зрителям кажется, что они себя мучают. Почти аналогичным образом при лечении аллергии практикуется научение десенсибилизации к агенту, вызывающему болезненные реакции.
За время жизни организм «самообучается» большому количеству различных соответствий, повышающих или понижающих чувствительность к раздражителям. Подавляющая часть таких соответствий практически никогда не сознается, зато устойчиво вызывает те или иные реакции тела и сознания, которые легко перехватывают управление поведением человека.
Внимание и установка
Повышение чувствительности может  происходить и под влиянием динами¬ческих факторов. Внимательность и установка воспринимать оп-ределенный  раздражитель  чрезвычайно способствуют повышению чувствитель¬ности. Это является основой того общепринятого в психологии факта, что ощущения носят избирательный характер.
Концентрация внимания на одном объекте состоит в том, что снижается чувствительность к восприятию других объектов. Дерущиеся менее чувствительны к боли, так как их вни¬мание сконцентрировано на агрессивных действиях, а все переживания собраны в гневе. Сильный испуг и бегство де¬лают нечувствительным к ощущениям, не связанным с реализацией данного вида поведения.
Повышение и понижение чувствительности как симптом
Важно иметь в виду, что изменение порогов чувствительности – уже само по себе симптом. Очень часто оно происходит в про¬цессе формирования болезни. Один из ярких примеров – снижение порогов чувствительности при астении. Надо сказать, астения является  сквозным синдромом при многих болезнях. Она может быть как начальным проявлением, так и завершением заболевания. Типичными жалобами при этом являются слабость, повышенная утомляемость, трудность концентрации внимания, раздражительность, непереносимость яркого света, громких звуков, тревожный сон. Появляется эмоциональная неустойчивость, обидчивость, впечатлительность.
Дело в том, что возрастание чувствительности, в том числе болевой, — это нормальная, адекватная реакция организма на перенапряжения и перенагрузки, возникшие при работе различных систем. Сенсибилизация вплоть до появления болевых ощущений способствует усиле¬нию защитной реакции организма и тем способствует выздоровлению. Боль вызывает ответное поведение всех функциональных систем, как сенсорных, так и  физиологических.  Эндокринная  и  иммунная системы реагируют на боль включением механизмов воспаления, уве¬личения фагоцитов и т.д.
Резкое возрастание чувствительности к неприятным запахам при отравлении, а также сенсибилизация органических ощущений могут способствовать рвоте и тем самым — очищению желудка от вредных веществ. Аллергия — чрезмерная чувствительность к определенным воздействиям — также является симптомом, а не самостоятельной болезнью. Поэтому лечение аллергии путем снижения чувствительности не устраняет причин и является лишь симптоматическим лечением.
Влияние патогенных факторов может вызывать не только повышение чувствительности, но и ее понижение – в качестве адаптации к постоянному напряжению-стрессу. Например, перманентный гипертонус мышц, вызванный длящимся эмоциональным стрессом, постепенно повышает болевой порог и на каком-то этапе перестает регистрироваться сознанием. Организм привыкает к этой новой «норме». Однако следствием такого гипертонуса становится нарушение обмена веществ в клетках мышечной ткани, ухудшение проницаемости клеточных мембран и – как один из возможных результатов – резкое ухудшение усвоения сахара. Так появляется известный диабет II типа.
Постоянное перенапряжение мышц спины, шеи и плечевого пояса приводит к поражению позвоночного столба в результате дегенерации хрящевой ткани — остеохондрозу. Долгое время считалось, а часто считается и до сих пор, что причина этого малоприятного заболевания – «отложение солей». Соответственно этому представлению велось и лечение.
Остеохондроз позвоночника является одной из наиболее коварных болезней, поскольку долгое время протекает практически без проявления каких-либо внешних признаков. Организм, в какое-то время привыкающий к постоянному мышечному напряжению, повышает пороги чувствительности, устраняя боль-сигнал. Поэтому функциональное нарушение – гипертонус мышц  постепенно перерастает в нарушение органическое – дегенерацию хрящевой ткани.
Соответственно, адекватное лечение остеохондроза заключается в восстановлении нормальной эластичности мышц, восстановлении кровотока, обмена веществ  и, что очень важно, естественной чувствительности. В этом случае перенапряженные мышцы будут давать о себе знать своевременно, и человек сможет так же своевременно принимать меры к необходимому расслаблению и снятию избыточного тонуса.
Синестезия
Синестези;я (буквально — одновременное ощущение, совместное чувство) —явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это происходит по причине распространения возбуждений с нервных структур одной сенсорной системы на другую. Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов, слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями.
Существуют индивидуальные различия людей в характере си¬нестезии,  что  влияет  определенным образом на воображение и фантазию. Поэзия и живопись были бы невозможны без эффекта синестезии, который зависит от нашего сенсорного и эмоционального опыта.
Сознательное и бессознательное в ощущениях

Если сила воздействия раздражителя не достигает порога сознания, это еще не значит, что организм не воспринимает дан¬ного ощущения. И воспринимает, и может на него реагировать, но — не осознает. Об этом свидетельствуют объективные методы изме¬рения чувствительности. Организм реагирует на раздражитель, даже если воздействие не достигает уровня сознания. Боль¬шинство органов чувств вы¬рабатывают соответствующие сигналы, то есть создают ощущения, которые не воспринимаются сознанием, но воспринимаются реагирующими на них  функциональными системами. Мы же осознаем только смутные состояния дискомфорта, а чаще всего только последствия реакции этих систем в виде рво¬ты, астматического приступа, боли под ложечкой и т.д.

Как быть Леди:  В какое время мы живем? | Проза жизни | ШколаЖизни.ру

Восприятие

Восприятие — это процесс формирования  образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в восприятии в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его неизменных свойств. Т.е. словом «восприятие» называется процесс сборки целостных образов и моделей.

Наряду с ощущением, восприятие относится к  сознательным процессам, обеспечивающим ориентировочную стадию поведенческого цикла. Результатом восприятия является создание образов, «расшифровывающих» воспринимаемые объекты.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства стимула (раздражителя), восприятие воспроизводит предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень.
Термин “ощущение” относится к первоначальному опы¬ту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства происходящих вне и независимо от нас предметов,  явлений или процессов, , восприятие всегда субъективно соотносится с существующей вне нас действительностью. Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение.
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характер-ный для восприятия, называется объективацией.
Отличие восприятия от ощущений состоит и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некий предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы “привязаны” к анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферичес¬кие органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений,  который оформляется в виде образа данного предмета или явления.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция, принцип гештальта.

Перцептивные действия

 Перцепция по-латыни означает «восприятие». Мы будем использовать это импортное  слово только потому, что от самого восприятия невозможно образовать прилагательное. Но суть от этого никак не поменяется: перцептивные действия – это действия сознания, связанные с процессом восприятия.

Фазы восприятия (перцепции)
Каждое перцептивное действие проходит несколько фаз:
— обнаружение объекта восприятия и выделение его из фона,
— идентифи¬кация, осуществляемая путем сличения с перцептивным эталоном.
Стоит  подробнее остановиться на данном аспекте. Человек всегда сопоставляет воспринимаемый объект, явление, событие, равно как и другого человека со своим личным эталоном восприятия. Это касается реальностей не только физических, но и идеальных – «добрый», «справедливый», «умный», а также социальных – «муж», «чиновник», «друг», «глава государства». Сопоставление с эталоном – нормальный, естественный и абсолютно автоматический способ восприятия. Сознание, «кэш» видит уже результат такого сопоставления и воспринимает его  как данность.
Необходимо отметить, что при этом человек не просто сопоставляет воспринимаемое с перцептивным эталоном, но и ожидает от  него соответствия эталону. Тоже автоматически. В случае несоответствия эталону результаты такого ожидания и сопоставления могут варьироваться в широких пределах – от легкого удивления до сильнейшего гнева. Варианты реакций зависят от значимости ситуации, но в еще большей степени – от умственных привычек того или иного человека.
Порог восприятия (перцепции)
Это понятие по смыслу близко к понятию порога чувствительности. Но в отли¬чие от последнего, порог перцепции  имеет иные коли¬чественные и качественные характеристики. Его можно определить как качественное и количественное изменение конфи¬гурации ключевых стимулов, в результате которых возникает восприятие. Так, добавление какого-то элемента к рисунку  изменяет весь образ. Буквально единственный взгляд, вскользь брошенная фраза могут кардинально повлиять на восприятие нами того или иного человека.
Возникновение перцептивного действия зависит не столько от силы воздействия стимулов, сколько от смыслового значения их конфигурации. Отдельные пятна вследствие определенной  организации и установки воспринимаю¬щего мо¬гут превратиться в образ некой известной фигуры.  Если мы посмотрим в мощную лупу на портрет в  газете, то увидим набор точек, а не портрет.
Некоторые свойства элементов в структуре объекта  восприятия, дающие образ, и составляют качественный по¬рог перцепции. Для того, чтобы сочетание запахов вызвало образ пищи,  нужен  информационный процесс, и он  не зависит от силы этих запахов. Если вы ощупываете предмет, то не сразу опреде¬лите, шар это  или эллипсоид. Существует некая граница в строении этих объектов, позволяющая  произвести различение. Такая граница в организации и может рассматриваться как порог перцепции.
Подпороговые восприятия
Воздействие стимулов на сенсорные системы может быть настолько слабым, что в ответ не возникает никаких осознаваемых или переживаемых человеком ощущений и восприятий. Такие воздействия при¬нято называть подпороговыми. Однако организм бессознательно может реагировать и на подпороговые стимулы.
Пороги восприятия изменяются и склонны уменьшаться под влиянием мотивации. Например, голодный человек более чувстви¬телен к конфигурациям ощущений, представляющих объектам пищи. Особенности личности, профессии накладывают отпечаток на по¬роги восприятия. В разнообразных звуках леса охотник воспринимает и распознает множество образов, недоступных для восприятия обыкновенного городского человека. По тому, что человек увидит в  пятнах Роршаха,  психолог судит об особенностях его личности. Избирательность восприятия определяется индивидуальными уровнями порогов.
Прикладное значение сказанного становится более понятным, если мы примем во внима¬ние, что каждый акт восприятия является реализацией того или иноговарианта перцептивного поведения, сознаваемого далеко не всегда.  Огромное  число  готовых программ перцептивного поведения существуют в нас, не давая о себе знать. Но то, какая программа в данный момент возьмет на себя  управление сенсорными системами и реализует восприятие, зависит от особенностей ситуации и установок человека. Последние  влияют на уровень порога перцепции чаще всего в решающей степени.
Перцептивные категории
При реализации восприятия наше сознание оперирует программами, обеспечивающими построение образов, которые содержат категории качества, количества, размера, формы, веса, упругости, цвета и очень многих других. Эти программы принято называть нервными моделями общих свойств окружающего мира. Именно эти образования под влиянием внешних раздражителей стимулируют построение образа с помощью эталонных категорий на основе уже имеющихся, полученных в прошлом планов перцептивного действия. В основе категоризации мира человеком лежат первичные (онтологические) категории. К числу таковых относятся пространство и время, категории предметов, действий и процессов, признаков и свойств и т.п.
Можно сказать, что некоторое конечное множество общих свойств мира,  смоделированных в перцептивных категориях и от¬несенное к определенному типу объектов, образуют перцептивный эталон данного класса объектов.

Знание перцептивных эталонов способствует и профессио¬нальному восприятию. В этом смысле мы можем говорить о пер¬цептивных эталонах,  обозначаемых, например, словом «камень», «дерево», «систолический шум», «зернистая печень».
Знание собственных, личных перцептивных эталонов позволяет мыслить здраво, понимая, например, в случае возникновения резких эмоциональных напряжений и конфликтных эмоций, что это не «мир плохой», а какой-то из персональных эталонов восприятия оказался неточен. Тогда вместо сильной обиды или вины человек спокойно вносит в свой опыт поправки , не испытывая стресса и душевного дискомфорта.
Удобно считать, что перцептивный эталон всегда представ¬ляет собой некоторый устойчивый набор перцептивных категорий. Это делает процесс восприятия весьма экономным,  так как одна и та же перцептивная категория может входить в разные перцептивные эталоны.
Сличение, выбор и доступность категорий
Перцептивное действие всегда есть решение задачи выбора из имеющегося множества эталонов того, кото¬рый наиболее точно соответствует данному множеству сведений, поступающих извне. Психологи установили, что в зависимости от особенностей информации, поступающей извне, изменяется доступ в память категорий и перцептивных эталонов.  Например, при восприятии яблока более доступными делаются категории цвета, формы, запаха, а категории звука практически не имеет доступа к управлению восприятием.
Строго говоря, любая категория имеет некоторую вероятность быть исполь¬зованной в восприятии.  Порог перцепции делает  ее  менее или более доступной и тем самым способствует пред¬почтению. Улучшение или уменьшение доступности «ав¬томатизирует» построение образа и облегчает подбор перцептив¬ных эталонов,  соответствующих  данному  потоку  информации извне.
Доступность перцептивного действия изменяется под влия¬нием мотивации, силы  внешнего и внутреннего стимулирования определенного вида поведения. Именно через  изменение доступ¬ности категорий происходит регуляция восприятия, его связь с высшими целями личности, действующими в дан¬ный момент.
Перцептивное действие осуществляется на основе опреде¬ленных планов-шаблонов, хранящихся в памяти. Благодаря наличию перцептивных категорий, программ  построения эталонов и навыков восприятия, бесконечно многообразный мир уп¬рощается и необходимость хранить в памяти образы ог¬ромного числа разнообразных объектов отпадает.
В распоряжении  памяти находятся перцептивные категории, связанные со словами,  с помощью которых обозначаются эталоны и программы построения целостного образа. Этим объясняется то, что эффективность восприятия возрастает при назывании  искомого,  и что объекты, для которых не придуманы слова,  обладают малой  вероятностью восприятия, а во многих случаях их восприятие делается вообще не-возможным.
Апперцепция (обусловленное восприятие)
Термин «апперцепция» обозначает одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира
— особенностями общего содержания сознательной жизни как целого;
— запасом знаний и опыта;
— конкретным состоянием личности.
В современной психологии понятие апперцепции выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д. Иными словами,  в процессе апперцепции происходит придание смысла образу восприятия.
Различают устойчивую апперцепцию (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную апперцепцию (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т.д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия.
Удивительно, но апперцепция – весьма «нераскрученное» понятие. Между тем, оно означает буквально следующее: разные люди, в зависимости от их способности осмысливать, расшифровывать, анализировать прошлый опыт, в зависимости от их целей и мотивов, от их умений распаковывать смыслы, видят разное. У людей — разная апперцепция, разное восприятие одних и тех же объектов. Полагаю, что если бы люди по умолчанию всегда учитывали это обстоятельство, то сами принципы человеческого общения строились бы несколько иным образом.
Важнейшим феноменом, который едва ли не в решающей степени влияет на апперцепцию, является представление человека о самом себе – так называемая Я-концепция.
Рассмотрим явление апперцепции «технологически». Суть дела в следующем.
Всякое приходящее к нам извне впечатление — будь то услышанная фраза, видимый объект или достигшее носа испарение — входит в наше сознание лишь после того, как оно оформится в определенном направлении, свяжется с другими, уже находящимися в памяти элементами и произведет, в конце концов, то, что мы называем «реакцией» с нашей стороны. В какие именно связи оно при этом вступит, определяется нашим прежним опытом и теми ассоциациями, какие установились между этим опытом и тем родом впечатлений, к которому относится вновь полученное.
Воспринятое новое впечатление возбудит те, что ассоциировались с ним прежде. Такова участь всякого впечатления: оно падает в сознание, обладающее идеями и интересами, и ими поглощается. После некоторого опыта и воспитания ни один воспринимаемый нами элемент не остается для нас совершенно новым, недоступным для описания: он всегда напоминает нам либо что-нибудь сходное с ним по качеству, либо тот или иной контекст, который окружал его  прежде и вызывается им в сознании в настоящий момент.
Поэтому всякое впечатление понимается каждым человеком определенным образом и  обрабатывается соответственно сложившимся  умственным тенденциям и наклонностям.
Апперцепция есть результат ассоциации идей. Она создает некоторого рода слияние старого с новым — то слияние, в котором часто бывает невозможно различить долю каждого из этих элементов. Так, например, когда мы слушаем чью-либо речь, в действительности слышим очень немногое.   Когда мы читаем книгу, то не замечаем опечаток, подставляя при помощи воображения надлежащие буквы, хотя на самом деле видим другие.  Многое из того, что, как нам кажется, мы видим или слышим, извлекается на самом деле из памяти. В апперцепции проявляется некоторый общий закон — закон экономии. Воспринимая что бы то ни было новое, мы инстинктивно стремимся возможно меньше расстраивать уже существующий у нас порядок идей. Мы постоянно стараемся называть новый опыт каким-нибудь таким именем, которое ассимилировало бы его с тем, что уже известно. Мы не выносим ничего абсолютно нового, ничего такого, что не имеет названия и для обозначения чего нужно создавать новое имя. В таких случаях мы берем из числа старых имен наиболее подходящее к новому предмету, хотя оно далеко не вполне ему соответствует. Так ребенок, в первый раз увидевший снег, называет его сахаром, парус лодки — занавеской, яйцо в скорлупе — красивым картофелем, апельсин — мячиком, складной штопор — сломанными  ножницами и т. д.
В более зрелом возрасте это стремление к экономии приводит к слепой привязанности к старому, известному. Всякая новая мысль, всякий новый факт, которые могут потребовать больших изменений в прежней системе воззрений, всегда игнорируются или изгоняются из сознания, если оказывается невозможным  истолковать их таким образом, чтобы они гармонично приладились к этой системе. Всем нам приходилось вести споры с людьми сложившихся воззрений, приходилось одерживать при этом верх, заставлять их соглашаться с нашим мнением, — но через неделю оказывалось, что они спокойно вернулись к своим старым мнениям, будто бы никогда и не имели с нами разговора.
Эта неспособность к восприятию нового образуется в более молодом возрасте, чем принято думать. Похоже, что у большинства людей она начинается в возрасте около двадцати пяти лет, а к сорока превращается просто в броню, непроницаемую для всякой новой информации. Совершенно справедливо, что взрослый человек в течение всего зрелого возраста приобретает  массу детальных сведений и большие познания в отдельных областях своей профессиональной или деловой жизни. В этом отношении его понятия развиваются в течение очень долгого периода времени, так как знания становятся все обширнее и подробнее. Но более широкие понятия, более крупные классы вещей и более обширные разряды отношений между ними — все это складывается в сравнительно молодые годы. Мало найдется людей, которые ознакомились бы с началами ранее неизвестной им науки после двадцатипятилетнего возраста. Если человек не изучал политической экономии в колледже, то из тысячи случаев в девятистах девяноста девяти основные понятия этой науки останутся ему неизвестными в течение всей его жизни.
Принцип гештальта
Первичными данными сознания являются целостные структуры — гештальты, в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальт — это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция сознания к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Согласно этому подходу, о гештальте можно говорить тогда, когда сходство двух целостных явлений как таковых обусловлено их функциональными структурами. Из этого мы можем сделать два существенных вывода. Во-первых, критерием определения целостности того или иного объекта для человеческого сознания является функция объекта, проще говоря – назначение объекта, «что есть этот объект по отношению к человеку». Во-вторых, гештальт-метод есть полный аналог более общего системного метода. Это, в свою очередь означает, что базовым алгоритмом работы человеческого сознания является системно-функциональный принцип. Последний будет подробно рассматриваться в отдельной главе Азбуки.
Некоторые авторы используют для описания того же феномена, который мы сейчас обозначили словом «гештальт», другой термин, из области математики – «фрактал». Этот последний, видимо, даже более точен, так как  делает акцент на «организации актуальной среды посредством определенного алгоритма», но в психологии практически не используется.
Инсайт
Тот факт, что первичными данными сознания являются целостные образы — гештальты,  далеко не всегда сознается самими носителями сознания. Потому имеет смысл рассматривать саму способность понимания всех составляющих того или иного явления как включенных в целостную структуру, когда всякая часть получает свой действительный смысл только будучи соотнесенной с единой структурой целого. Такое понимание имеет в гештальтпсихологии свое наименование – инсайт.
Восприятие качества гештальта
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостными, завершенными структурами с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.
При описании  гештальта всегда употребляется критерий значимости. Целое может быть важным, а члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все компоненты оказываются одинаково важными (это редкий случай, встречающийся, например, в орнаментах).
В подавляющем большинстве случаев члены гештальта оказываются разных «рангов», весов. Например, в круге 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга.
Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, либо как исходная точка (например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы). Когда сознание строит гештальт — целостный образ — другого человека, оно также всегда использует такую «точку сборки», т.е. некий критерий, имеющий доминантное значение при оценке «функции» данного человека. Например, при создании гештальта «мужа» — материальное положение, сексуальную привлекательность, надежность в смысле обеспечения социальной защиты и т.д.
Человеческое сознание стремится создавать т.н. прегнантные, «хорошие», то есть завершенные образы-гештальты. Завершенные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. Группировке элементов в целостные гештальты  способствуют «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось. Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
Основные принципы формирования гештальтов
• Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Наше сознание объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.
• Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе. Нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обла¬дающие симметрией или периодичностью. Скажем, продолжение беседы в общем шуме голосов возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.
• Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая  проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.
• Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
• Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
• Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания  активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Предметность восприятия
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире, там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия — не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а функционально, в соответствии с тем, как употребляем их на практике. или по основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.
Целостность восприятия
Восприятие изначально целостно и поэтому даже самый беспорядочный  набор  точек  и пятен выстраиваются в осмысленный образ. Восприятие не является сочетанием отдельных ощущений, из которых конструируется целое, — наоборот, некоторая целост¬ность, уже готовый образ конкретизируется ощущениями. Целое связано с наименованием образа и его целостной структурой. Слово «яблоко» уже организует восприятие в целое, которое мо¬жет быть яблоком вообще. А единичное яблоко становится конк¬ретным и неповторимым в восприятии и ощущениях. Поэтому слова, обозначающие  объекты,  можно  рассматривать как некие готовые программы перцептивного поведения, программы восприятия.
Осмысленность восприятия
Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.
То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от его прошлого опыта, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим. Причем в отношении близких людей амплитуда колебаний достигает максимума – им либо позволяется все, либо не прощается ничего.
Поскольку восприятие обслуживает поведение,  которое вызывается мотивацией,  то естественно, что ожидания что-то увидеть, услышать, почувствовать, оказывают большое влияние на  восприятие. Голодный  человек может прочитать надпись «Обеды» там, где на самом деле значится «Обувь». Общеизвестно, что пятна на полной Луне многими воспринимаются в соответствии с преобладающей мотивацией: агрессивный человек видит в них сцены борьбы, большинству полная луна видится как некий лик.
Влияние мотивации низших уровней реализуется непосредственно. Например, в одном эксперименте детей попросили оценить размеры монет. При этом одна и та же монета бедным детям казалась больше, чем богатым. В другом эксперименте школьникам показывали одни и те же неправильные фигуры до и после еды. При этом до еды они ассоциировались с видом пищи в среднем в два раза чаще, чем после.
Определенное влияние на поведение и восприятие оказывают сильные эмоции. Известно, что рассерженный человек склонен везде видеть врагов. Робкий всегда преувеличивает опасность, принимая порой муху за слона. Влюбленные, подогреваемые стремлением видеть предмет своего обожания, могут ошибочно принять за него постороннего человека. Мотивация непосредственно направляет действия людей на удовлетворение их потребностей. Мотив или эмоция изменяет наше восприятие событий в сторону желаемого их исхода.
Наше сознание имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, имеющее для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, которая она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.
Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Подобное явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Однако вся картина восприятия перестраивается, как только становится значимым другой элемент фона. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.
Обобщенность восприятия тесно связана с личным опытом челове¬ка. По мере расширения опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисля¬ется ко все большему ряду предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется.
Восприятие – это одновременно  упрощение воспринимаемой действительности и фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.
Группировка элементов
Сознание человека склонно при реализации восприятия объединять разрозненные элементы в группы. Если мы разглядываем звездное небо, то обязательно сгруппи¬руем светящиеся точки в целостные фигуры. Поэтому любое восприятие  будет более достоверным, если мы каким-то образом узнаем заранее, что нам предстоит увидеть или услышать. Однако это же может ввести и в заблуждение, чем пользуются шутники или недобросовестные персонажи. Когда вам хотят вручить «куклу», то предварительно пересчитывают при вас деньги, восприятие этого счета создает образ  пачки  де¬нег, подменить которую не представляет труда.
Группировка стимулов осуществляется  по принципу проксимальности, т.е. близости друг к другу, и принципу сходства: элементы автоматически группируются по тем или иным характерным признакам. Например, «люди в форме». «Кавказцы». «Блондинки».  Особенно мощно действует лингвистический критерий – по языку. Это деление практически идентично принципиальному опознаванию «свой — чужой».
Фигура и фон
Процесс группировки постепенно приводит к выделению некоторой группы элементов как «фигуры», которая становится цент¬ром внимания, а остальные элементы преобразуются сознанием в «фон». Фоном, естественно, могут быть и другие люди.
Человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, который кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.
В образовании фигуры и фона главную роль играет уста¬новка и внимание, которые стимулируют умственную операцию выделения фигуры из фона и отнесения объектов к фону. В двойственной  фигуре  мы увидим вазу или два профиля в зависимости от установки, что мы намерены увидеть.
Влияние фона на восприятие. Иллюзии
Восприятие связано с вниманием. Как мы помним, предмет восприятия, гештальт, фи¬гура —  это объект, на котором сосредоточено внимание. Осталь¬ные объекты выступают как фон. Соотношение фигуры и фона ме¬няет смысл восприятия. Например, двойные фигуры: это или два профиля, или ваза.
Иллюзии могут зависеть от конфигурации фигуры и фона, от соотношения элементов. Большая окружность на фоне малых кружков кажется больше дру¬гой равной ей окружности на фоне больших кружков. Это создает иллюзию того, что первая  окружность больше второй, хо¬тя они и равны.
Если фоном являются органические ощущения, то их восприятие усложняется, и следствием может быть возникновение пространственных иллюзий. Напри¬мер, боли при остеохондрозе могут быть субъективно локализованы как сердеч¬ные. И наоборот, дисбалансы в работе сердечной мышцы могут ощущаться как болевые синдром в области эпигастрия. Иллюзии в восприятии анатомии тела легко могут стать источником страхов.
Константность восприятия
Наше восприятие устроено так, что образ остается качественно неизменным, несмотря на изменение условий восприятия. Перцептивное действие вносит коррективы в поток информации и сохраняет неизменность образа. Например, человека, который на¬ходится в конце длинного коридора, мы не видим втрое меньшим, чем стоящего рядом, хотя образ на сетчатке согласно законам перспективы втрое меньше. И образ «законченной сволочи» не теряет ни своего глубокого содержания, ни своей сочности, если сама «сволочь» находится за тысячи километров, в далеком прошлом или вовсе в другом мире. При этом, как мы помним, «сволочь» во плоти и она же в виде мысленного гештальта для нашего сознания есть одно и то же – по силе вызываемой ответной (эмоциональной физиологической) реакции.
И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость  от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость от искажения и замены компонентов, составляющих целое, обобщенность –независимость восприятия от таких изменений, которые не выводят объект за границы класса.
Восприятие глубины и расстояния
Бинокулярное зрение возникает вследствие научения, в ко¬тором образуются связи между зрительным образом и осязанием предмета, образом и ощущениями, связанными с движениями глаз, их конвергенции или дивергенции. Относительный размер предмета, двигательный параллакс (изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя), градиент текстуры, взаимное накладыва¬ние  образов предмета друг на друга способствуют восприятию глубины. Это обстоятельство также является источником различ¬ных иллюзий.
Слуховое восприятие пространства проявляется в локализа¬ции источника звуков за счет движения головы и ее ориентации относительно источника. При этом происходит сличение силы звука в правом и левом ухе,  что позволяет сориентироваться. Животные для восприятия звукового пространства шевелят ушами.
В слуховом восприятии осо¬бую роль играет фонематическая система кодов,  сложившихся в развитии речи и общения. Фонематика — это различение звуковых частей речи (фонем), которое является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Это случается у детей или людей, изучающих иностранный язык. Звуковысотные и ритмико-мелодические коды влияют на восприятие речи и локализацию источника звуков в пространстве. Поэтому человек лучше понимает другого, когда он смотрит на него и следит за движениями губ.
Пространственное восприятие основано на двигательных и кожных ощущениях. Ощупывание состоит из мелких и крупных дви¬жений, организованных вокруг некоторой точки отсчета, которой чаще является большой палец. Построение тактильного образа может происходить и в том случае, когда ощупывание про¬исходит с помощью некого предмета, стержня, например, карандашом или зондом. Опытный хирург с помощью зонда с достаточной сте¬пень достоверности может ощупать предмет внутри тела больно¬го.
Зрительный образ создается из непрерывных перцептивных «ощупывающих» движений глаз, которые выделяют наиболее инфор-мативные точки. Образ неподвижного относительно глаза предме¬та, фиксированного с помощью присоски к роговице, может сох¬раняться не более 1-2 секунд,  после чего появляется  «пустое поле».
Восприятие времени
Информационное обеспечение поведения требует оценки длительности. Психологи предполагают, что чувство времени связа¬но с восприятием ритмических процессов в организме. Сердцеби¬ение, дыхание, ходьба, жевание, глотание, половое поведение, появление и удовлетворение желаний, возбуждение и торможе¬ние нейронов, а также многие другие процессы носят ритмичный харак¬тер, имеют соответствующие периоды, частоту.  Аналогично действуют ритмы среды обитания, смена дня и ночи и другие пери¬одические процессы. Они яв¬ляются точками отсчета длительности.
Любой цикл поведения поддерживается за счет соразмер¬ности его некоторой психологической «переменной», характе¬ризующей состояние сознания и задающей начало и конец цикла. Насыщение прекращает потребность жевать и глотать. Восприятие начала и  конца  любого  цикла  создает чувство длительности.
Внешние ритмы в процессе восприятия создают чувство длительности. Человек превратил в эталон измерения времени суточный ритм. «Объективность» времени часто подвергается сомнению. Объективно лишь то, что воспринимается нами как время, т.е. последовательность и мерность наблюдаемых нами процессов. Чаадаев говорил, что Бог  не  сотворил  время,  а предоставил человеку эту возмож¬ность.
Состояние сознания оказывает очень заметное влияние на восприятие длительности.  Сосредоточенность на работе или иной деятель¬ности уменьшает чувство времени. Ощущение длительности опреде¬ляется числом циклов, включенных в интервал времени.  Любое событие воспринимается циклично. Число циклов-событий создают «течение времени». Предполагается, что чувство длительности связано с продолжительностью жизни. Поэтому для детей время течет мед¬ленно, а для пожилых людей — быстро. То же наблюдается при переживаниях удовольствия и счастья.  «Счастливые часов не наблюда¬ют» .

Как быть Леди:  Что значит унижать - Значения слов
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий