Креативность: что это такое, параметры креативности, как развить креативность.

Креативность: что это такое, параметры креативности, как развить креативность. Женщине

Что влияет на уровень нашей креативности

В данном контексте уместно затронуть тему барьеров, которые препятствуют развитию креативности. Дело в том, что большинство этих барьеров человек создает сам — это искусственные ограничения, навязанные обществом, окружением, внутренние ловушки.

  • Барьер №1 — стремление к определенности.

Взрослому человеку жизненно необходимо чувствовать уверенность в завтрашнем дне, четко понимать суть поставленной задачи. Любая неопределенность сопровождается стремлением ее ликвидировать и для этого мышление находит простейший путь. Однако чем четче и доступнее сформулирована задача, тем проще будет решение, соответственно, для креативности места не остается.

Важно! Креативность не может существовать без неопределенности. Представьте костер, добавьте кислорода и он разгорится ярче, уберите кислород — огонь погаснет. Неопределенность — это кислород для креативности. Как получить неопределенность? Просто выйдите за привычную зону комфорта.

  • Барьер №2 — мы боимся оценки других людей.

Любое новое дело — это страх ошибок и неудач, всеобщего осуждения. Вот почему люди предпочитают решать задачи привычным для себя способом, не выдумывая ничего нового. Если страх основан на осуждении близких людей, мнение которых имеет важное значение, он увеличивается в несколько раз.

  • Барьер №3 — заниженная самооценка и стереотипы.

Неверие в себя — серьезное препятствие на пути к развитию нестандартного мышления. А заниженная оценка, приправленная целым букетом стереотипов, принципов, привычек, внутренних установок — это вообще гремучая смесь, которая не просто влияет, а искореняет возможности создания чего-то по-настоящему креативного.

Важно! Хотите что-то изменить в своей жизни? Почувствовать свободу? Начните избавляться от одного из основных стереотипов — мыслить креативно можно только в детстве. На самом деле, развивать нестандартное мышление можно в любом возрасте — меняйте постепенно привычки, вводите новые принципы. Да, это потребует усилий, поскольку работать над собой придется постоянно.

Что такое креативность

Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

В психологии креативность это:

Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности.

Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

Интуиты

Обычно описывают то, что «могло бы
быть», чаще используют аналогии, метафоры и обобщения, придающие их
прозе многосложный смысл, читаемый «между строк».

Как правило, первым делом набрасывают
грубый черновик, обозначая основные темы произведения, а затем уже
возвращаются к началу и по новой проходят весь текст, наполняя его
деталями и шлифуя выражения.

Берут разные идеи и эффективно
интегрируют их воедино, используя холистический, глобальный подход.
Оценивая проблему, они рассматривают ее со всех сторон, изучают ее
причинно-следственные связи, чтобы понять: как и почему все
произошло.

Интуиту следует вглядываться не только

в
будущее, но изучать также факты настоящего. При этом свои
идеи им нужно дополнять деталями, «заворачивать» в «упаковку»
наглядности, демонстрирующей их практическую применимость, и
преподносить, проявляя терпение, заполняя все необходимые документы.

Креативное мышление и работа

Креатив не просто ценится, а приветствуется и необходим для многих экспертов — фотограф, дизайнер, SMM-менеджер, маркетолог, организатор мероприятий. Специалисты прогнозируют, что в скором будущем около 60% профессий станут автоматизированы, а человек будет востребован только там, где потребуется творчество, креатив — качества, которые искусственный интеллект освоить и понять не в силах.

Сегодня во многих рекламных агентствах есть должность креативного директора, который руководит штатом дизайнеров, предлагает идеи, ответственный за финальный продукт. В современных реалиях креатив — не прихоть, а обязательное требование. Итак, что же имеют в виду работодатели, когда хотят видеть в человеке это качество, и как грамотно составить резюме, чтобы избежать ошибок.

  1. Соблюдайте меру. Когда речь идет о креативе, чувство меры необходимо прежде всего. Если хоть немного поддаться порыву и вовремя не остановиться, результат из стильного и оригинального превратиться в безвкусицу. Конечно, прежде всего, нужно помнить о своих непосредственных обязанностях и уж потом думать о креативе.
  2. Ваше утверждение о креативном мышлении должно подтверждаться портфолио. Вы должны подтвердить свои способности реальными результатами.
  3. Постарайтесь как можно четче и подробнее описать свои способности.

Креативность детей и как ее развить

Способность мыслить нестандартно помогает человеку на протяжении всей его жизни. Развивать эту способность необходимо с раннего детства, когда ребенок только стал школьником. Чем раньше обратить внимание на креативность, тем легче и быстрее во взрослой жизни человек будет воспринимать привычные вещи, ситуации нестандартно. Именно люди с креативным мышлением становятся миллиардерами, успешными.

Вот несколько простых упражнений для детей (их не предлагают в школе, поэтому с детьми должны заниматься родители):

  • нарисуйте малышу каракули на листе бумаги и попросите дорисовать до узнаваемого предмета, начинайте с простых фигур, постепенно усложняя задание;
  • предложите ребенку нарисовать рисунок, используя только одну геометрическую фигуру;
  • нарисуйте на листе несколько одинаковых фигур и попросите малыша дорисовать каждую до понятного предмета, персонажа, начисляйте за каждое удачное решение баллы от 1 до 10;
  • играйте в ассоциации, «Слова» (пусть малыш называет слова, объединенные одинаковым смыслом);
  • предложите ребенку ситуацию, один предмет и пусть малыш придумает сказку или историю, используя эти две подсказки;
  • задавайте как можно больше вопросов ребенку, поиск ответов развивает креативное мышление;
  • возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура, придумайте с ребенком оригинальную расшифровку;
  • регулярно устраивайте мозговой штурм — предлагайте малышу ситуацию, для которой он должен быстро придумать решение;
  • сочиняйте вместе сказки и чем необычнее они будут, тем лучше.

Интересный факт! Вам известно такое понятие, как дивергентное мышление? Человек придумывает несколько вариантов использования одного предмета. Предлагайте ему один предмет и просите придумать различные способы его применения.

Как быть Леди:  Клептоманка Высшего Уровня Фильм

Покупайте ребенку конструкторы — это могут абсолютно разные наборы с деталями разной формы, размеров, из разных материалов. Предлагайте разные головоломки. На самом деле, методик по развитию креативного мышления огромное количество. Единственное условие, когда речь идет о развитии нестандартного мышления у ребенка, делать это нужно через игру.

Помните, что развить креативное мышление можно только, расширяя кругозор — ребенок должен читать, разгадывать головоломки, поощряйте его интерес ко всему новому.

Онлайн тренажеры мозга

Предлагаем вашему вниманию пять увлекательных онлайн сервисов, которые помогут «прокачать» интеллект, память, логику, творчество.

  1. NeuroNation. Замечательный проект, подготовленный профессором психологии и лучшими экспертами по сфере искусственного интеллекта. Приложение можно установить н смартфон, читать статьи, играть в мини-игры. Перейти на сайт
  2. Peak. В приложении собраны интересные упражнения на память, логику, эмоциональность, мышление. Перейти на сайт
  3. Викиум. По статистике, уже спустя неделю занятий скорость реакции увеличивается на 17%, память улучшается на 19%. Вам предлагают ежедневные занятия с разным уровнем сложности. Перейти на курс можно по ссылке: Курс на развитие творческого мышления
  4. BrainApps. В данном сервисе вам предложат индивидуальную тренировку, составленную по результатам тестирования. Вы будете развивать креативность, память, логику, внимание. Перйти на сайт
  5. Cognifit. Сервис примечателен тем, что с его помощью можно оценить более 20 когнитивных способностей пользователя, в том числе, умение запоминать, склонность к депрессии, бессоннице. На основании результатов будет предложена программа тренировок. Перейти на сайт

Особенности креативного человека

Креативность заложена в каждом человеке с самого рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются поступать маленькие дети пока не услышат слово «нельзя» от родителей. Под влиянием социума у некоторых людей креативность с возрастом исчезает совсем или минимизируется.

Характерные признаки у креативных личностей:

  • Эмоциональная оценка окружающей среды.
    Человек чувствителен к происходящим вокруг процессам, пропускает их через эмоции, не является бездушным свидетелем. Вместе с тем, его реакция на события не только живая, но и адекватная.
  • Нестандартное мышление.
    Индивид отключен от существующих стереотипов и шаблонов: он знает об их существовании, но не принимает слепо на веру. Восприятие материального мира у такого человека свежее и непосредственное как у ребенка. Думать креативно, часто означает думать неправильно и нетипично.
  • Способность к оправданному риску.
    Креативный человек должен иметь смелость не только на собственное мнение, но и на то, чтобы высказать его вслух, сказать, что не солнце вертится вокруг земли, а наоборот. Высказывая революционную идею, индивид понимает, что она может не подтвердиться, либо не будет принята в обществе.
  • Многогранность.
    «Талантливый человек талантлив во всем». Нестандартное мышление, поиск новых форм создания вещей и явлений проявляется во всех сферах жизни человека. Выход за рамки привычного происходит и на работе, и дома, и в реализации потребностей. В любой сфере индивид думает креативно.
  • Независимость.
    Креативность предполагает уверенность в себе и независимость от мнения окружающих и господствующих в обществе суждений. Человеку, самооценка которого зависит от одобрения других людей, сложно выдвигать необычные идеи, поскольку он боится подвергнуться критике. Самоуверенной личности осуждение со стороны общественности вреда не принесет.
  • Любопытство, широта интересов.
    Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен на альтернативные решения, принимая на веру то, что принято в социуме. Творческие личности отличаются любопытством, их часто сравнивают с детьми, которые только начали познавать мир.
  • Умение сосредоточиться, упорство.
    Несмотря на игривость и живость ума, такие люди способны на концентрацию внимания и обладают упорством. Внедрение креативных идей требует усидчивости, умения доводить дело до конца. Человек является первопроходцем, готовых путей у него не имеется.
  • Высокая степень автономности.
    Перечисленные свойства креативной личности (независимость, высокая самооценка) обуславливают возможность ее автономности от других людей и обстоятельств. Это люди целостные внутри, хотя могут быть и экстравертами, и интровертами.
  • Здоровая психика.
    Высокий уровень эмоциональности у креативной личности прекрасно уживается со здоровой психикой. Это еще одно отличие от известных творческих людей, многие из которых страдали от проявлений нестабильной психики.

Во внешних проявлениях такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, что называется, «на виду». Креативный человек притягивает к себе других людей, с ним интересно, он умеет абстрагироваться от неприятностей и помочь найти нестандартный выход из тупиковых ситуаций. Как правило, среди таких людей нет нытиков и жалобщиков, отличительной их чертой является оптимизм.

Особенности развития творческого мышления, с чего начать

Психологи отмечают, что способностью выстраивать нестандартные логические цепочки наделены все люди, более того, для каждого человека можно определить уровень или коэффициент творческого интеллекта. Его обозначают CQ, он не связан с IQ, но вполне поддается развитию.

  • Настраивайтесь на позитив. Креативность любит особый психологическое настроение. Согласитесь, что человек, который искренне верит, что он неудачник, вряд ли сможет генерировать новые идеи.

Совет! Возьмите лист бумаги, разделите на две части. В одной запишите страхи, которые мешают добиться цели, а в другой – план, направленный на преодоление этих страхов. Регулярно выполняйте намеченные действия.

  • Главный принцип развития креативного мышления – ассоциации. Именно они стимулируют мыслительную деятельность, креативность и творчество. Например, возьмите простой предмет и придумайте для него несколько нестандартных способов применения. Или откройте книгу на любой странице, укажите пальцем на слово, запишите его и повторите действие еще несколько раз. Теперь попробуйте связать слова и придумать из них логичное предложение. Обратите внимание, что со временем мозг быстрее придумывает ассоциации.
  • Используйте принцип перевоплощения. Например, представьте себя руководителем или директором, архитектором или писателем. Для каждой роли придумывайте критическую ситуацию, которую вам срочно нужно решить и сделать это нестандартным способом.
  • Задействуйте обе руки – это еще одна важная особенность креативного развития. Если вы научитесь одинаково ловко управляться и правой, и левой рукой, ваши творческие способности улушатся.
  • Приобретите блокнот и записывайте в него свои идеи даже, если они кажутся абсурдными, а главное – читайте тематическую литературу, подпишитесь в социальных сетях на творческих, креативных людей, ищите достойные примеры, которые будут вас вдохновлять.

Совет! Помните, что творческий порыв может случиться в любой момент, поэтому блокнот и ручка всегда должны быть с вами.

Параметры креативности

На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.

Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:

  • Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
  • Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.

Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.

Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:

  1. Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.

  2. Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.

  3. Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.

  4. Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.

  5. Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.

  6. Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

Как быть Леди:  Как не краснеть на публике и перебороть волнение? 2 совета психологов, консультации

Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:

  • Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
  • Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
  • Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
  • На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.

Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.

Развитие креативного мышления

К счастью, нестандартное мышление – способность, которая поддается развитию в любом возрасте. Это один из психологических навыков, а любой навык можно «прокачать». Для этого существует множество методик. Вот несколько простых и эффективных.

1. Метод «Шести шляп».

Этот способ разработал психолог из Британии, специализирующийся на творческом мышлении, Эдвард де Боно. Каждая шляпа окрашена в определенный цвет, который символизирует конкретный тип мышления. Таким образом, каждую ситуацию можно проанализировать с шести разных углов, представить идею с разных точек зрения.

2. Делайте стандартные вещи новым способом.

Постарайтесь кушать не правой, а левой рукой, добирайтесь на работу другой дорогой. Таким образом, формируются новые нейронные связи, необходимые для нестандартного мышления.

3. Интересуйтесь чем-то, что не имеет отношения к работе.

Если специалист в рекламной сфере заинтересуется историей или менеджер увлечется путешествиями – это уже креативно и в результате развивает нестандартное мышление.

4. Обратите внимание на метод случайного слова.

Отличный способ для решения конкретных задач. Например, вы работаете над созданием презентации, но идей нет. Запишите любое имя существительное и придумайте к нему 10 ассоциаций. Теперь для каждого слова придумайте несколько вариантов применения для решения поставленной задачи.

5. Учитесь видеть в стандартных вещах нестандартные возможности.

Возьмите любой предмет, сначала придумайте от 5 до 10 способ его использования, затем попробуйте определить – а как этот предмет нельзя использовать. Обратите внимание, что в скором времени вы будете опровергать свои версии. А на последнем этапе придумайте несколько способов нестандартного использования выбранной вещи.

Вот еще несколько практических рекомендаций для развития нестандартного мышления: начинайте день с нового аромата (лучше всего подойдут запахи эфирных масел); посещайте места, где еще не бывали, это может быть новый магазин, парк, маршрут на работу; развивайте тактильные ощущения; экспериментируйте со стилем в одежде (не обязательно кардинально, достаточно менять по одной вещи в гардеробе).

Важно! Креативность невозможна без ясного ума, чтобы сознание было максимально сконцентрированным, используйте медитативные техники. Медитация улучшает память, снижает стресс.

Сущность креативности человека, виды и ее параметры

Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений — желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность.

Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач. Другие авторы считают, что креативность — черта личности. Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая — нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи. Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи.

Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами. Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы [20, c. 39].

Креативность связана и с позитивным аффектом. Предполагается, что его причиной является повышение уровня дофамина, усиливающего в поясной извилине когнитивную гибкость и облегчающего выбор различных когнитивных позиций. Это позволяет человеку взглянуть на ситуацию с различных точек зрения.

Творчество часто рассматривают как игровую деятельность, при которой мы позволяем себе создать новый порядок или новое сочетание различных вещей. Ученые, исследующие эту проблему, отмечают, что творческие люди часто ведут себя как дети. Они, по-видимому, обладают своего рода раскрепощенностью. Многие авторы подчеркивают, что вовлечению в подобную игру препятствует естественное стремление комбинировать предметы привычным образом.

Один из главных факторов креативности — мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является ощущение тревоги и угрозы. Трудно быть творческим, когда твоя жизнь подвергается опасности.

Э. Дебоно посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент.

Проблема, по утверждению Э.Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом [20, c. 41].

Э. Лэнгер рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение — бессознательным, неосмысленным. Как и Э. Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также позволяет нашему уму сосредоточится на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением.

Э. Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Э. Дебоно, считающим, что люди могут научится быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Э. Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Э. Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения [20, c. 42].

Рассмотрим теперь результаты эмпирического исследования креативности. В мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность — одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.

М. Боден выделил малую и большую креативность. Малая или «личностная» креативность относится к обыденной жизни и к обычным ситуациям. Большая или «историческая» креативность наоборот имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения В.Моцарта и А.Эйнштейна [30, c. 125].

Как быть Леди:  Тема 10. Развитие человека в период молодости, зрелости

Представители гуманистической психологии: А.Адлер предлагал рассматривать креативность Я в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и целями. Хотя цели могут инициироваться наследственностью и культурными факторами, в конечном счете, цель возникает все же благодаря креативной силе индивидуальности.

А.Маслоу считал, что благодаря самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. А.Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность — качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды [30, c. 126].

А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия для проявления креативности. Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений.

Представители психоанализа: К. Г. Юнг полагал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного выделения индивидуального сознания из коллективного бессознательного.

З.Фрейд считал, что в основе креативности и одним из источников художественного творчества лежит и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, а именно в творчестве.

Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [30, c. 127].

Представители когнитивной психологии: Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.

Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа — дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.

Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности [30, c. 129]:

способность к обнаружению и постановке проблем;

способность к генерированию большого числа идей;

гибкость — способность к продуцированию различных идей;

оригинальность — способность отвечать нестандартно;

способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е.Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов.

Е.Торренс, автор «теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.

При этом Е. Торренс предлагает «теорию интеллектуального порога», где говорится, что если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной.

Г. Айзенк и Д. Векслер также разделяют эту точку зрения взаимосвязи уровня развития интеллекта и креативности.

Дж.Гауэн рассматривает креативность в связи с одаренностью. Он считает, что одной из сфер одаренности является креативность.

М.Рорбах исследует креативность на материале творческого мышления, которое, по его словам, «само собой создает благоприятные условия для собственной реализации, открывает свои собственные пути и кует свои инструменты для материального воплощения». То есть, он подчеркивает возможность самозарождающейся мотивации, самовозникновения, саморазвития новых психологических качеств человека. Но еще более важным М. Рорбах считает взаимодействие человека со «всеобщим контекстом завершенных и завершаемых мыслей», в котором он находится, от своего рода диалога с объективно существующими вне человека структурами, от его позиции в этом диалоге: «…личность способна творчески мыслить только тогда, когда она готова к диалогу с глобальными факторами, в которые она погружена. Вне этого диалога не может быть продуктивного творческого акта». Итак, позиция человека по отношению к окружающей реальности важнее любых его качеств.

Еще более разнообразно понимание мотивации, лежащей в основе творческого поведения. Для иллюстрации приведем некоторые взгляды. В качестве источника творчества З. Фрейд выделяет сублимацию полового влечения на другую сферу, А. Адлер — компенсацию комплекса недостаточности, К. Юнг — проявление архетипов коллективного бессознательного, Р. Ассаджиоли — стремление к «идеальному Я», А. Маслоу — потребность в самоактуализации, Г. Олпорт — мотивацию личностного роста и др.

И. Мейерсон трактует творческую личность как квинтэссенцию высших свойств личности, постоянной и важнейшей потребностью которой является побуждение выразить собственную концепцию окружающего мира и свою концепцию человека. С его точки зрения, ведущие мотивы творческой деятельности человек приобретает извне — из самых разнообразных продуктов творчества предшествующих поколений, из культурного опыта человечества [30, c. 132].

Исходя из исследований в области психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для творческого поведения.

Таким образом, креативность — это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление, развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же.

Большинство исследователей делают акцент в определении креативности на особенностях или качествах личности.

В современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в аспектах:

  • — проявления дивергентного мышления
  • — актуализации интеллектуальной активности
  • — интегрированного качество личности

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы.

Фильмы:

«Игры разума». Реж. Рон Ховард

«Человек дождя». Реж. Барри Левинсон

«Андрей Рублев». Реж. Андрей
Тарковский

«Выход через сувенирную лавку». Реж.
Бэнкси

«Легенда о пианисте». Реж. Джузеппе
Торнаторе

«Восемь с половиной». Реж. Федерико
Феллини

«Малхолланд
Драйв». Реж. Дэвид Линч

«Кадилак Рекордс». Реж. Дарнелл Мартин

«Меня там нет». Реж. Тодд Хейнс

«Общество мертвых поэтов». Реж.Питер
Уир

«Сентябрьский номер». Реж. Р.Дж.
Катлер

«Шеф». Реж. Даниэль Коэн

«Шестиструнный самурай». Реж. Лэнс
Манджиа

«Тень воина»; «Сны Акиры Куросавы».
Реж. Акиро Куросава

«Андалузский пес». Реж. Луис Бунюэль

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий