Космополит — ПСИХОЛОГ

Космополит - ПСИХОЛОГ Женщине

Что такое космополитизм?

Космополитизм – это идеологическая концепция, согласно которой каждый человек является «гражданином мира» и принадлежит к единой мировой культуре. При этом деление на государства, нации и народы считается устаревшим. Человек рассматривается как личность, которая должна обладать полной свободой перемещения по планете (а в будущем – по Солнечной системе).

Космополитизм обычно противопоставляется патриотизму, поскольку отрицает культурную, национальную и историческую привязанность.

В рамках данной идеологии считается, что мировая культура в одинаковой степени принадлежит всем людям мира.

При этом степень отрицания государственной, национальной и иной принадлежности может варьироваться, но в конечном счёте всё сводится к полному отказу от национальности и гражданства одной страны.

В природе существует также биологический космополитизм – особенность некоторых видов животных и растений, позволяющая им жить по всему миру в разных климатических зонах.

Космополитических животных не так много, и почти все они являются птицами или морскими обитателями.

Также биологическими космополитами являются синантропные животные (живущие рядом с человеком), такие как мышь, таракан или плодовая мушка дрозофила.

Для большинства современных людей космополитизм выглядит как нечто весьма неестественное и нелогичное, поскольку всем нам при воспитании были привиты традиционные ценности. Однако мир меняется, а границы размываются всё сильнее. И сегодня космополитизм рассматривается как естественное следствие глобализации и важнейший из будущих столпов свободы человека.

Что такое «космополитизм»?

Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:

  1. Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
  2. Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
  3. Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.

Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.

Космополитизм начала xx века

Очередное возрождение космополитических идей началось, как и следовало ожидать, после Первой мировой войны, ставшей самой массовой и самой кровопролитной в истории на тот момент. Европейцы, осознавшие последствия конфликта, живо воспринимали идеи всеобщего братства и мира.

В 1921 году писатель и эсперантист Эжен Ларти основал Всемирную вненациональную ассоциацию SAT (известную также как «Эсперанто-ассоциация»). Надо заметить, что члены SAT по-своему понимали, что такое космополитизм. Их идеи выглядели пугающими, поскольку подразумевали устранение всех наций и едва ли не насильственное навязывание всему миру языка эсперанто в качестве основного.

Эжен Ларти сожительствовал с тётей Джорджа Оруэлла. Писатель иногда посещал встречи эсперантистов, и темы разговоров неприятно впечатлили его. Считается, что именно под этим впечатлением Оруэлл написал антиутопический роман «1984».

В 1931 году был издан «Манифест Безнационализма». Но в тот период SAT окончательно рассорилась с коммунистами и лишилась мощной поддержки основных сторонников. Идеи космополитизма снова потеряли популярность – до следующей войны.

Космополитизм: что это такое, плюсы и минусы, история

Приветствую Вас, друзья!

У человека есть природная потребность отождествлять себя с некоторой общностью. Наши далёкие предки жили в племенах и общинах. С возникновением цивилизации были построены первые города. Города объединились в империи, а на обломках империй возникли современные страны. Сегодня каждый человек является гражданином какого-нибудь государства, но далеко не всех это устраивает.

Существует большое количество людей, ищущих большей свободы. Они считают, что человечество созрело для следующего этапа – полного объединения и отказа от раздробленного существования в виде отдельных государств. Такое мировоззрение называется «космополитизмом», и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет и какие перспективы может дать человечеству.

Смотреть что такое космополитизм в других словарях:

Космополитизм (от κόσμος — мир и πολιτης — гражданин) — расширение идеи отечества на весь мир. Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии (см.), было далее развито стоиками (см.), особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле К. вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии (см.), а также в политике папской теократии (см. Папство). Весьма часто К. берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание дела неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части.<br><br><br>… смотреть

от греч. ?????? – мир, вселенная и ???????? – гражданство) – идеология т.н. «мирового гражданства», реакц. бурж. идеология, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма, отрицающая нац. суверенитет. Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-историч. условиями. По свидетельству Диогена Лаэртского, слово «космополит» (греч. ????????????) было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI, 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона. (Plutarchi Моr. 329 А–В). Нек-рые считают, что уже Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина. Это основано на высказывании Эпиктета: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит…» (Disc. I, 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. Нем. исследователь Мевальдт утверждал, что идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия, а позже частично у Теофраста (см. «Das Weltb?rgertum in der Antike», см. вжурн.: «Die Antike», В.– Lpz., 1926, Bd 2, ?. 3, S. 178). Кризис антич. полиса и создание гос-ва Александра Македонского явились причиной возникновения космополитич. воззрений различного социально-классового содержания. Мировая империя Александра служила в известной мере образцом для космополитич. построений. Экспансионистские интересы рабовладельцев явились одним из источников космополитич. концепций, обосновывавших расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое – «золотой век». Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополитич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по всемирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич. форме в этой концепции снимались классовые различия и границы между народами и содержались идеи единства мира. Объективно они оправдывали равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»). В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над светской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод. раздробленности стран (Данте, Т. Кампанелла). Выдвинув лозунг «Моим отечеством является весь мир», идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. «De monarchia», в кн.: Opere minori, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противником мирового гос-ва ср.-век. феод. типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств. Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства получил дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. Его основой служили идеи освобождения индивида от феод. оков, связанные с развитием капиталистич. произ-ва и «открытием» антич. культуры, прежде всего философии (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола – в Италии; Вивес – в Испании, Рабле, Монтень – во Франции, Эразм Роттердамский и т.д.). Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выступали как представители прогрессивных идей. Вместо нац. ограниченности и шовинизма перед их взором витал гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность феод.-патрикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивались у Лессинга, Гете, Шиллера, Канта, Фихте в своеобразном единстве с патриотич. идеями и отражали стремление к нац. единству. Они считали, что идея мирового гражданства заложена в человеч. природе и осуществится на основе науки и морального усовершенствования; это свидетельствовало об их неспособности выйти за рамки бурж. мировоззрения (см., напр., Fichte, Der Patriotismus und sein Gegenteil, Lpz., 1918, S. 11). Характеризуя позицию Лессинга, ?. Меринг писал: «Мы не хотим вовсе защищать Лессинга от «позора» обвинений ревностных патриотов, в особенности таких, которые желали бы, чтобы он ради патриотизма забыл, что он гражданин мира. Можно ли представить себе без содрогания такую возможность – к счастью немыслимую, – чтобы Лессинги, Шиллеры, Гете были не «гражданами мира», а «патриотами», вроде Глейма и Рамлера? Но, во всяком случае, необходимо как в интересах исторической справедливости, так и в целях опровержения политической клеветы, установить факт, что представители нашей классической литературы, как передовые бойцы буржуазных классов, исходили всегда из национально- немецкой точки зрения, и только после того, как эти классы доказали свою неспособность сломить княжеский деспотизм, должны были в интересах самой буржуазии сделаться «мировыми гражданами» вместе с Лессингом или же «современниками всех времен», вместе с Шиллером, а не габсбургскими или гогенцоллернскими, вальденскими или веттинскими квасными патриотами» («Легенда о Лессинге», М., 1924, с. 267). С утверждением капитализма бурж. К. приобретает реакц. характер. Он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма угнетающих наций, а возникает на его почве. Бурж. националисты национальное считают достойным универсального применения. Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В связи с процессом распада колониальной системы и ростом нац.-освободит. движения, идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию нац. гос-в и неотделимая от империалистич. форм, в к-рых она развивается, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднац. сообществ. Среди совр. сторонников космополитич. взглядов есть люди, искренне желающие мира между народами, однако выдвигаемые ими практич. предложения, вроде создания региональных наднац. орг-ций и мирового гос-ва, объективно выгодны империалистич. реакции. К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии. Он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма и, в первую очередь, бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций), к-рая оказывает то или иное влияние и на все другие области бурж. идеологии. Космополитич. идеи находят выражение и в сфере экономич. теории (реакционно-утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики), и в области права (теории междунар. правосубъектности личности и т.н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета), и в области эстетики (апология формализма, абстрактного наднац. иск-ва). В теоретич. отношении К. опирается на антинауч. концепцию абстрактного человека; на идеалистич. теории нации; на позитивистские теории сторонников т.н. технологич. детерминизма, идеалистически фальсифици-рующих роль техники в обществ. развитии и делающих вывод о неизбежном расширении «политич. единиц» в связи с развитием средств транспорта и связи; на антинауч. аналогии обществ. развития с биологич. процессами. Отрицание нац. суверенитета находит себе опору и в реакц. воззрениях идеологов политики «с позиции силы». Обоснованием космополитич. идей занимаются и теоретики совр., реформизма, пытающиеся отождествить К. с пролет. интернационализмом. В действительности пролет. интернационализм противоположен бурж. К. В вопросе о слиянии наций космополитизм и пролет. интернационализм стоят на диаметрально противоположных позициях. К. призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции, требуя фактически закабаления народов мира империализмом. Марксисты же рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций – это длительный процесс, наступающий в результате освобождения наций и расцвета национальных культур и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 135–36). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1961; их жe, Святое семейство…, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Соч., 4 изд., т. 20; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 23; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Францев Ю., Национализм – оружие империалистич. реакции, «Большевик», 1948, No 15; Модржинская Е. Д., К. – империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958. Осн. труды совр. идеологов К.: Hаrtwig T., Der kosmopolitische Gedanke, Wiesbaden, 1924; Adler M. J., How to think about war and peace, N. Y., [1944 ]; Johnson F. E., (ed.), World order. Its intellectual and cultural foundations, N. Y., 1945; Reves E., The anatomy of peace, N. Y. – L., [1946 ]; Вurnham J., The struggle for the world, N. Y., [1947 ]; Hutсhins R. ?., ?orgese G. ?., [a. о. ], Preliminary draft of a world constitution, Chi., 1948; Вrinton С. С., From many one, Camb. [USA ], 1948; Laski H. J., Socialism as internationalism, L., 1949; Hawtrey R. G., Western European Union, L.–N. Y., [1949); Bonnefous ?., L´id?e europ?enne et sa r?alisation, P., [1950 ]; Roberts О. J., Schmidt J. F., Streit C. К., The new federalist, ?. ?., 1950; Fischer J., Master plan USA…, N. Y., [1951 ]; Barr S., Citizens of the world, N. Y., 1952; Feller A. H., United Nations and world community, Boston, [1952 ]; Northrop F. S. C., The taming of the nations, N. Y., 1952; Cousins N., Who speaks for man?, N. Y., 1953; Coudenhove-Kalergi R.N. von, An idea conquers the world, L., 1953 ]; его же, Die Europ?ische Nation, Stuttg., [1953 ]; Bowle J., Minos or Minotaur? The dilemma of political power, L., [1956 ]; Friedmann W., An introduction to world politics, [3 ed. ], L.–N. Y., 1956; Del Vecchio G., Das Naturrecht als Basis f?r eine Theorie der Weltgesellschaft, «Arch. Rechts – und Sozialphilos.», 1962, v. 48, H. 3; ?tzioni ?., The dialectics of supernational unification, «Amer. Political Sci. Rev.», 1962, v. 56, No 4; его жe, The epigenesis of political communities at the international level, «Amer. J. Sociology», 1963, v. 68, Jan., No 4; Kitzinger U., Die neue europ?ische Revolution, «Dokumente», K?ln., 1963, Jg. 19, H. 1, Febr. Е. Модржинская. Й. Элез. Москва. … смотреть

Как быть Леди:  Что такое токсичный человек и как с ним общаться

(от греч.космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац. суверенитет, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена Лаэртия, слово «космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона (Plutarchi Мог. 329 А-В). По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит…» (Disc. I 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. По мнению нек-рых исследователей, идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста.
Кризис антич. полиса и создание разноплеменного гос-ва Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зенон из Кптиона, в космополитич. идеале искали обществ. форму, к-рая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).
В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод. раздробленности (Данте, Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Вивес, Рабле, Монтень, Эразм Роттердамский).
Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность феодальнопартикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями, отражая стремление к национальному единству.
Позднее бурж. К. приобретает реакц. характер, он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.
Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против нац.-освободит.движения идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию национальных гос-в, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднациональных сообществ.
К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций); экономич. теории (реакционноутопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики); права (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового гос-ва или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., предложение о превращении ООН в мировое гос-во). Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают существования гос-в с различным социальным строем, а также борьбы народов за сохранение нац. суверенитета, за нац. освобождение.
Пролет. интернационализм противоположен бурж. К., призывающему к слиянию наций путём насильств. ассимиляции и закабаления народов мира империализмом. Марксисты рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций ст. зр. объективного хода обществ. развития, свидетельствующего о том,что слияние наций это длит. процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 22, с. 136)…. смотреть

от греч. cosmo — мир и polith — гражданин), расширение идеи отечества на весь мир, идеология т.н. мирового гражданства. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то с потерею независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии, было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле К. вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи в внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии. Весьма часто К. берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание дела неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр. к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себе и истинное благо каждой части. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). … смотреть

Как быть Леди:  Трудоголик, эколеди: ищем себя в списке типов мам

( от греч. -kosmopolitismus) мировоззрение, основанное на идее единства всего человечества, на первостепенной важности глобальных проблем по сравнению с государственными, этническими, национальными, расовыми, религиозными и другими, делящими человечество на отдельные общности или коллективы со своими, нередко противоречивыми интересами: тем самым К. в той или иной степени противостоит патриотизму (см.) и расизму (см.).Идеи К. появились еще в античности, особенно четко у стоиков Римской империи, но реальная основа их появилась лишь к концу XIX в. в связи с формированием мирового капиталистического рынка и необходимостью его регулирования. В советской науке идеям К. были противопоставлены идеи «пролетарского интернационализма» (см. Интернационализм). В 1948 г., очевидно, по указанию И.В.Сталина, была развернута борьба против «безродных космополитов», за укрепление в Советском Союзе чувств патриотизма, национальной гордости за героическое прошлое страны. В числе критикуемых и отчасти репрессированных космополитов оказалось немало еврейских интеллигентов, что дало повод считать всю эту компанию «антисемитской» (см. Антисемитизм): это способствовало распространению идей «сионизма» (см). В последние десятилетия идеи К. приобрели размах главным образом в связи с осознанием глобального развития явлений и процессов, затрагивающих существование всего человечества (термоядерная война, истощение природных ресурсов, уничтожение озонового слоя в атмосфере и т.п.) Космополитическая идея создания мирового государства отчасти воплотилась в деятельности ООН: многие общемировые проблемы пытаются решать различные общественные экологические организации (в том числе партии «зеленых»).
Лит.: Морджинская Е.Д. Космополитизм — империалистическая идеология порабощения наций. М., 1958.
Cohen J. The principles of world citezenship, Oxford, 1954.
В.И.Козлов … смотреть

(гр. – гражданин мира) – система взглядов и нравственное качество личности, выражающее отношение человека к своему месту на Земле. Проявляется в широком глобальном восприятии мира как единого целостного пространства, а человека как «гражданина мира». Космополитам, т.е. носителям этих взглядов, свойственно отрицание роли национальности и национальной культуры, религиозной принадлежности, места рождения, истории в жизни человека. Напротив, все это они считают сдерживающим фактором развития и свободы. Сторонники космополитизма ратуют за создание «мирового государства», «мирового гражданства». Некоторые идеи космополитизма питали интернационализм и даже ряд образовательных технологий: школу диалога культур, контекстуальную педагогику и др…. смотреть

космополити́зм,
космополити́змы,
космополити́зма,
космополити́змов,
космополити́зму,
космополити́змам,
космополити́зм,
космополити́змы,
космополити́змом,
космополити́змами,
космополити́зме,
космополити́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
…. смотреть

космополити’зм, космополити’змы, космополити’зма, космополити’змов, космополити’зму, космополити’змам, космополити’зм, космополити’змы, космополити’змом, космополити’змами, космополити’зме, космополити’змах… смотреть

Борьба с космополитизмом

Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.

Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии.

Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев.

Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.

История появления космополитизма

Самые древние проявления этого течения можно увидеть в ненасильственном объединении родов, племен и сообществ. Это осуществлялось на основе религиозных, экономических, географических, идеологических признаков для выживания в агрессивной среде внешнего мира.

Это было своего рода противопоставлением обманному образованию княжеств, государств и империй. Первой исторической фигурой, объявившей себя космополитом, был Диоген. Он пропагандировал идеи превалирования личностных интересов над государственными.

Следует отметить, что этому способствовал упадок греческих городов, что повело за собой отрицание в обществе идей местечкового патриотизма. Люди, воспринимающиеся как граждане своего города, с утратой значения и независимости отдельно взятых городов стали относить себя к гражданам всего мира.

Эта идеология была развита стоиками, но ранее озвучивалась киниками (тем же Диогеном). В стоической философии космополит – это гражданин цельного мирового государства.

Реально ощутимое выражение космополитизма было в теократической политике Папы, а также в идее создания всемирной монархии. Хотя оно было далеко несовершенным. Также в эпоху Просвещения и Ренессанса данная идеология была направлена против раздробленного феодализма и поощряла свободу индивида. Космополит (значение слова) используется как понятие начиная с 18-го века.

История развития космополитизма

Ранние древние выражения космополитизма, вызванные необходимостью выживать в диких природных условиях, отмечаются в добровольном объединении племён, родов и народов по религиозному, идеологическому, экономическому признаку.

О рассматриваемой идеологии впервые заговорили в Древней Греции и первым, кто изложил мысли о мировом гражданстве, был Сократ, но Диоген его опередил и ранее успел объявить себя «космополитом».

В то время космополитизм прогрессировал в учении киников, и явным импульсом стала Пелопоннесская война, которая поспособствовала отрицательному взгляду на призыв к местному патриотизму по причине утраты независимости и важности отдельных полисов (городов-государств, объединяющих город и окружающие земли с сёлами).

Впоследствии в римскую эпоху теоретическое подтверждение космополитизма продолжили стоики. В средние века космополиты были религиозными личностями и стремились создать папскую теократию в католической церкви.

С XVI века космополитизм приобретает светский характер.

В 1544 году Гийом Постель в понятие «космополитизм» вкладывает не религиозный, а земной смысл, представляя себе мировое государство внерелигиозным и наднациональным братством, основанном на собственном выборе каждого.

Впрочем, космополитизм пребывал тогда в стадии формирования, появляясь в тайных обществах герметистов и алхимиков. Благодаря развитой организации масонства это братство первым распространило космополитизм.

Формирование данного мировоззрения пришло на рост пацифистских настроений изнемогших от войн европейцев.

В этом значимую роль сыграло учение «Вечного мира» Канта и Бентама, рекомендующее создать в Европе непрерывно действующий конгресс, который бы объединил государства в вопросах мира.

Раздумывая, Кант усмотрел в рассматриваемой идеологии кульминацию истории, относя её к естественному состоянию человека.

Возобновление космополитизма случилось в XX веке на волне сильнейших социальных потрясений из-за мировых войн и революций. Для этого времени в Европе характерно развитие движения безнационализма, относящееся к радикальной ветви космополитизма.

В 1921 году Эжен Ланти создал Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT). Перед ассоциацией ставилась задача содействовать исчезновению всех наций как самоуправляющихся союзов и применение эсперанто как общего языка культуры.

В 1931 году был издан документ ассоциации – «Манифест Безнационализма».

После завершения Второй мировой войны рассматриваемая идеология с успехом прогрессирует в капиталистических странах.

Принятая в декабре 1948 года «Всеобщая декларация прав человека» закрепила в мировом законодательстве права каждого жителя Земли.

В 1954 году Гарри Дэвис создаёт некоммерческую организацию «Всемирное Правительство Граждан Мира», знаменитую выдачей «Паспорта гражданина мира».

Одновременно в СССР отмечается «борьба с космополитизмом» – это мировоззренческая кампания, направленная супротив советских интеллектуалов, тяготеющих к сторонникам прозападных тенденций.

В XXI веке рассматриваемая идеология возобновляет своё развитие по причине тотальной глобализации.

В поддержку космополитизма выражал своё мнение Л. Н. Толстой, называя патриотизм пережитком варварских времён, злом, неминуемо ведущим к вражде и агрессии.

Явным адептом рассматриваемой идеологией является Стив Харвиц. Философская теория описываемого мировоззрения приобрела развитие в работах Жака Дерриды и Эммануэля Левинаса. Также космополитизм был описан в трудах немецкого политического философа и социолога Ульриха Бека, а именно в книге «Космополитическое мировоззрение».

Нередко рассматриваемая идеология попадает под критику за пропаганду равнодушия к национальным ценностям, безучастие к национальной культуре.

Итак, человека можно отнести к космополиту, если он лишён патриотизма, безучастен к интересам Отчизны, чужд своему народу, не причисляет себя к какой-либо национальности.

Космополит нетерпим к унижениям, преследованиям, ущемлениям в правах по вероисповеданию, цвету кожи, умственным и физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям, не выказывает отрицательного насильственного давления и влияния на других личностей, не препятствует их увлечениям и традициям.

История появления

Концепция появилась очень давно. Заложение основ приписывают Сократу (древнегреческому философу V века до н.э.). Попозже её подхватил известный озорник и шалун Диоген (IV век до н.э). Именно ему приписывают авторство выражений «космополит» (κοσμοπολίτης) и «космополитизм» (κοσμοπολιτισμός).

Затем (в средние века) ему придали некий религиозный смысл. Уже в 16-ом веке француз Гийом Постель сформулировал основные идеи. Именно в них он провозгласил принципы, которые известны и в наши дни.

Среди известных почитателей можно назвать немца Иммануила Канта. В России самым ярым приверженцем по праву считают писателя Льва Толстого (род. 1828 г. — умер в 1910 году), который известен своими пацифистскими настроениями. Он считал патриотизм пережитком варварских времён. Именно его считал главной причиной появления войн и прочих форм враждебности.

В наши дни существует немало поклонников этой философии. Но и они прекрасно понимают, что всех людей нельзя стричь под одну гребёнку. Все мы разные. Людскую природу очень тяжело изменить. Неплохо жить в мире и согласии. Но увы, мы не в сказку попали.

Как стать космополитом?

Принято считать, что космополит – это человек, который не отказывается от родины, а считает отечеством всю Землю. Он опирается на такие основные идеи:

  1. Нет конкретных стран и народностей, есть одна земля, и единый человеческий род.
  2. Благо общества – превыше личного.
  3. Не приемлемо преследование людей за цвет кожи, веру и физические недостатки.

В современной трактовке космополиты – это люди, которые с пониманием относятся к предпочтениям других, уважают за индивидуальность, а не принадлежность к конкретной нации. Международное право представляет приверженцев этих идей личностями, не признающими расовые или политические привилегии, проявления нацизма и провозглашение исключительности той или иной нации.

«Космополит» или «гражданин мира» – такая свободная от привычных устоев позиция не могла устраивать правителей.

Поскольку гордость за свою страну, стремление ее оберегать и защищать, всегда было важной составляющей патриотического воспитания и внутренней политики любого государства.

Особенно рьяно ополчились на космополитизм советские руководители, начиная со Сталина, который уделял разоблачению этой идеологии большое внимание.

Книги о космополитизме

Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.

  1. Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества». Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
  2. Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху». Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
  3. А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики». В книге поднимаются проблемы
  4. противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
  5. Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС». Рассматривает кампанию против этой идеологии , как важную часть политики советского руководства.
  6. Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира». Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.
Как быть Леди:  Что написать девушке при знакомстве в интернете в 2021. Руководство для парней
Аксиология – учение о ценностях Аксиология (наука, которая зародилась еще в Средние века) занимается изучением вопроса, что такое ценности. В педагогике, культуре, психологии тоже используется философский подход, который стоит изучить подробнее. Законы диалектики – просто и понятно Законы диалектики являются результатом стремлений философов, социологов и историков понять принципы существования и развития природы и общества. Сформулированные ими правила универсальны и подходят для применения в различных жизненных сферах.
Амбидекстр – плюсы и минусы амбидекстрии Амбидекстр – человек с уникальной способностью совершать действия и одинаково успешно манипулировать как правой, так и левой рукой. Врожденная амбидекстрия наблюдается всего у 1% людей на всем земном шаре и среди них много гениальных личностей. Реминисценция как феномен психики человека Реминисценция – психический феномен, механизмы которого до конца не изучены. Характеризуется внезапным воспоминанием давнего события, явления или предмета, иногда – это смутное узнавание, о котором, как о таинстве, упоминал древний философ Платон.

Космополит – это..

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, космополит – это человек, который разделяет идею Отечества на всю Землю. За основу взято сознание объединения всего человечества и солидарность интересов отдельных стран и народов как составляющих единого человеческого рода.

Неправильно противопоставлять это учение патриотизму. Данная идеология не исключает любви к своему родному народу и стране. Иными словами, космополит – это тот, для кого общественное благо является высшим мерилом для оценки и соответствует всечеловеческим интересам.

Ярким примером могут служить учения христианской религии.

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение понятию: космополит – это человек, который отрицает национальный и государственный суверенитет, отказывается от национального и культурного наследия, традиций, а также патриотизма.

БСЭ называет данную идеологию реакционной и буржуазной. Согласно трактовке словаря по общественным наукам, космополитизм – это идеология и теория, которая обосновывает отказ от культуры и традиций своего народа.

Космополит – это тот, кто отрицает государственную обособленность во имя единства всего человеческого народа.

Космополитизм – плюсы и минусы

Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:

  1. Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
  2. Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
  3. Пробуждает интерес к культуре других народов.

Основные отрицательные моменты:

  1. Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
  2. Снижает чувство гордости за свою страну.

Кто такой космополит?

Космополит – это человек, свободный от территориальной и партийной принадлежности, а также от расовых, национальных, политических и иных консервативных предрассудков. Высшими ценностями космополит считает свободу и равенство всех людей, поэтому избегает шовинизма в любых его проявлениях.

Несмотря на то, что космополитизм пока что не является общепринятой концепцией, в мире существует достаточно большое количество людей, считающих себя космополитами. Интересно, что космополитические взгляды обычно свойственны успешным людям, для которых прогрессивные ценности выше, чем традиционные.

Космополитами часто становятся ученые с мировым именем, артисты, меценаты, писатели и другие люди, понимающие, что высшая степень самореализации – это работа на благо всего человечества, а не отдельного народа.

Помимо свободы высшей ценностью космополит считает равенство. С его точки зрения, каждый человек обладает одинаковыми правами, независимо от пола, цвета кожи, интеллекта, физической формы, убеждений, заблуждений, пристрастий и слабостей (но только при условии, что своими действиями не причиняет неудобств другим).

Важно учитывать, что космополитизм – это идеология свободы. Следовательно, ни один космополит не станет навязывать свои взгляды кому-либо. И всё же встречаются люди (их обычно называют «воинственными космополитами»), которые в весьма агрессивной манере навязывают свою точку зрения всем, кто имеет неосторожность заговорить с ними.

Кто это такой

Космополит, отбрасывая, заметно-старомодные традиции, распространяет принципиально новое видение, что может быть лучшим, комфортным и прогрессивным. Люди, причисляющие себя к космополитам, никогда не принуждают к своему мнению, они условными примерами предлагают людям понять их вероятные ошибки.

Признаки космополитизма наблюдаются в сообществах (спортсменов, учёных, деятелей искусств и т. д.

) с различными культурными традициями и с отчётливо обнаруживающимися тенденциями к уклонению от традиции устарелого прошлого.

Однако существует категория воинственных космополитов, которые стараются навязать своё мнение тем, кто не в значительной степени просвещённый и находится в пелене национальных традиций и явно расовых предрассудков.

Воинственным космополитам свойственно навязывать социуму свою точку зрения на общественные отношения и государственное устройство, зачастую используя насильственный путь.

Однако насильственного космополитизма не бывает, и этот термин используется в отношении понятия неонацизма (объединение народов в новое целостное государство по общему признаку).

Космополит это простыми словами человек, поддерживающий идеологию мирового гражданства. Для него интересы человечества представляют большую ценность в отличие от отдельной нации или государства. Космополит рассматривает любую личность как свободную в рамках Земли.

Одной из форм стихийного космополитизма является глобализация бизнеса и интеллектуальной собственности, общедоступность и свобода информации (кино, телевидение, интернет, электронные словари, радио и пр.) для всех граждан мира любого государства, свобода на проживание и перемещение граждан в любой точке планеты, объединение государств.

Космополиты не сторонники рабской и угодливой идеологии, не желают быть управленцами, влиять или навязывать своё мнение или идеологию, им не интересны выборы или возможность заполучить высокую должность, они против насильственного объединения и не претендуют на свою исключительность или приоритеты перед другими людьми.

Итак, можно подытожить, что человек с убеждением космополитизма придерживается мировоззрения и культурных установок, нацеленных на постижение универсализма, единства мира.

Морфологические и синтаксические свойства[править]

кос-мо-по-ли-ти́ч-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -космополит-; суффикс: -ичн; окончание: -ый.

Плюсы и минусы космополитизма

Многим людям космополитизм кажется перспективной идеологией, которая в будущем неизбежно станет преобладающем. Однако нельзя отрицать, что его идеи полны спорных моментов. Разумеется, у него есть определенные плюсы, в частности следующие:

  • Отрицание национального шовинизма. Космополитические идеи исключают любые формы шовинизма и дискриминации по каким-либо признакам. Это важно, поскольку именно шовинизм послужил причиной (или поводом) большинства войн и геноцидов в человеческой истории.
  • Повышение интереса к чужой культуре. Космополитизм не отрицает народных традиций, истории, культурных и прочих ценностей. Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.
  • Свобода передвижения. Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.

При этом есть и отрицательные моменты:

  • многие языки, традиции, культурные и духовные ценности, исчезнут, несмотря на то, что представляют интерес для изучения;
  • идеи космополитизма звучат красиво в умах людей, но непонятно, как реализовывать их на практике;
  • эта концепция слишком сложна и неестественна для большинства людей (и не факт, что это поменяется в будущем).

Типичный современный космополит – это идеалист, мечтающий о том, что все люди будут жить в мире и согласии.

При этом космополитам свойственно типичное заблуждение всех идеалистов – они судят всех людей по себе. Однако изменить человеческую природу невозможно.

И далеко не факт, что в обозримом будущем удастся искоренить религиозные, национальные, расовые и иные предрассудки, свойственные большинству людей.

Родственные слова[править]

Происходит от сущ. космополит, далее из др.-греч. κοσμοπολίτης «космополит», далее из κόσμος «украшение, наряд; порядок; мир» πολίτης «гражданин», далее из πόλις «город, государство» (восходит к праиндоевр. *p(o)

lH- «огороженное место»). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. соsmороlitа.Русск. космополит заимств. через нем. Kosmopolit или франц. соsmороlitе из лат. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Семантические свойства[править]

  1. прил. к космополитизм◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. биол.распространённыйповсеместноживотных и растениях) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. националистичный; патриотичный

Современное определение понятия

В настоящее время общепринята следующая трактовка: космополит – это независимый и свободный от местечкового влияния и амбиций человек, относящийся с пониманием к любым пристрастиям и предпочтениям других людей, оказывающий таким образом в первую очередь уважение индивидууму, а не национальной или территориальной принадлежности.

Космополит в международном праве – это тот, кто не признает расовые, политические, национальные и другие подобные привилегии.

Для приверженца данной идеологии неприемлемо унижение, преследование и ущемление в правах по цвету кожи (волос, глаз), вероисповеданию, умственным или физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям (если они, конечно, не оказывают отрицательного влияния на других людей), традициям и увлечениям.

Такой человек отметает устаревшие традиции, но принимает новые, более прогрессивные и удобные, при этом не навязывая своего мнения. В основном, космополитизм проявляется в обществе с различными культурными традициями или с ярко выраженными особенностями отрыва от устаревающего наследия.

Однако существует и такая категория приверженцев данной идеологии – воинственные космополиты.

Эти люди навязывают свою точку зрения довольно в агрессивной форме тем, кто, на их взгляд, недостаточно цивилизован, пребывает под влиянием национальных традиций, идеи государственности и расовых теорий.

Они не пропагандируют свою приоритетность, но яро отстаивают идеи отречения от всего устаревшего, на их взгляд. Как такового понятия «насильственный космополитизм» не существует. Поэтому зачастую применяют и подменяют его понятием «неонацизм».

Одной из форм космополитизма является глобализация интеллектуальной собственности и бизнеса. Также это подразумевает доступность информации для каждого человека в любой точке мира, свободное проживание и перемещение, объединение стран.

Современный космополитизм

После окончания Второй мировой войны идеи космополитизма снова обрели популярность. В частности, «Всеобщая декларация прав человека», которая была принята в 1948 году, вобрала в себя некоторые идеи из данной концепции, гарантируя всем людям мира определенные права, независимо от их национальной, культурной, религиозной и любой другой принадлежности.

Очередным популяризатором космополитизма стал американский актёр и общественный деятель Гарри Дэвис. В 1948 году он провозгласил себя гражданином мира, а в 1954 – основал организацию Всемирное Правительство Граждан Мира (WSA). И по сегодняшний день данная организация продвигает космополитические идеи и выдаёт «паспорта гражданина мира».

В современном мире на волне глобализации снова наблюдается повышенный интерес к космополитизму. Многие известные люди становятся сторонниками данной идеологии, но её развитие сдерживается противостоянием правительств большинства стран. В частности, все крупные страны отказываются признавать, что паспорт гражданина мира имеет хоть какую-то юридическую значимость.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий