- Боль вредит картам
- Душа, разум, тело
- Измени свой мозг, изменится и тело
- Изменить мозг, изменить тело
- Как улучшить проприоцепцию
- Карты строятся через движение
- Мозг и тело
- Неверные карты могут приводить к боли
- Правильные движения требуют точных карт тела
- Разум тела
- Тело, разум, дух
- Тренинговое занятие "карта моего тела" | материал по психологии: | образовательная социальная сеть
- Читать
Боль вредит картам
Еще один способ ухудшить качество карты вашего тела — это получить травму. Боль уменьшает способность мозга обрабатывать проприоцептивную информацию, исходящую от травмированного сустава, потому что мозг оказывается занят, слушая болевые сигналы, которые, естественно, имеют более высокий приоритет.
Кстати этот процесс работает и в обратную сторону — если какая-то область болит, вы можете заблокировать обработку болевых сигналов, потерев эту область и таким образом послав информацию от механорецепторов в мозг. Именно поэтому мы потираем ушибленное место, когда нам больно.
Боль также уменьшает движение в суставе, что еще более сокращает поток проприоцептивной информации от сустава в мозг. Это может привести к деградации качества карты. Таким образом, травма может быть потенциальным началом порочного круга — боль уменьшает движение, что ухудшает координацию, что еще более сокращает движение и вызывает боль и так далее. Это одна из причин, почему человек может постоянно подворачивать одну и ту же лодыжку.
Душа, разум, тело
В каждой части нашего тела хранятся блоки, которые отвечают за разные переживания и разные сферы жизни. Комплект блоков в разных частях тела формирует общую картину о человеке. Карта тела каждого человека индивидуальна, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход.
Теперь рассмотрим поподробнее вопрос о том, какая часть тела за что отвечает.
Ноги ответственны за путь вперед. Если стопа завернута внутрь, то это означает, что человек перекрывает себе дорогу, он не готов использовать те возможности, которые дарит ему жизнь. Если завернута правая стопа, то перекрывается социальная жизнь, если левая, то – личная. Исключения бывают, но они редки.
Когда человек очень сильно косолапит, это говорит о том, что либо он закрыт, либо наоборот, слишком открыт, все всем рассказывает. Когда стопа вывернута внутрь это также свидетельствует о том, что у человека поджаты почки, поджат таз и поясница, поджат анус. Человек не может двигаться расслабленно.
Когда человек сидит с широко расставленными ногами, то это говорит о том, что у него очень открытая сексуальная жизненная позиция, если пах закрыт, то и позиция, соответственно, закрытая. Если в положении сидя женщина сжимает верхнюю часть ноги, а также коленки, то значит она закрепощена, сексуально скованна или воспитывалась очень строго. Наш тазобедренный сустав – это прямая связь с сексуальной жизнью.
Измени свой мозг, изменится и тело
Теперь попробуйте смягчить колени, не согнуть их, а немного расслабить. В таком положении легко идти вперед. Точно также происходит и в жизни. Когда колени выгибаются, таз уходит назад и вырабатывается некая беспомощность.
Расскажем об еще одном синдроме – выворачивание таза вперед. Немного согните колени и тазом прокрутите окружность, держа при этом корпус зафиксированным. Существуют женщины, которые переднюю часть окружность не могут прокрутить, то есть сзади у них получается большой круг, а впереди его практически нет.
Изменить мозг, изменить тело
Однако, здесь нельзя не сказать про самоорганизацию. Это происходит сложнее, потому что необходимо создать стержень, тянуться вверх, выстроить спину. А после этого уже сделать так, чтобы при наличии стержня существовала расслабленность.
Иными словами, самоорганизация – это довольного длительный процесс, который нужно выстраивать с учетом особенностей конкретного человека, потому что самоорганизация для человека с наличием стержня – это одно, а для того, кто по определению не может собраться, — это другое. Сразу не получится дать рецепт.
Еще один важный момент – это проявление усталости, страхов, неуверенности, загруженности в теле. В этом случае происходит зажим какого-то центра. К примеру, если мы говорим об эмоциональных проблемах, о загруженности и усталости, то зажимается верхняя часть спины, если вас волнуют дела сердечные, то, соответственно, зажимается сердечный центр.
Как улучшить проприоцепцию
Что же можем делать со всей этой ценной информацией?
Во-первых, следует понять, что хорошее движение и хорошее самочувствие имеют не только физический аспект. Состояние образа тела в мозге столь же важно, как и состояние реального тела (а изменение виртуального образа зачастую проще и легче — через работу с воображением и через расширение образа собственного тела в процессе его исследования).
Во-вторых, обратите внимание на совершение действий без боли. Даже если боль небольшая и не мешает делать вам то, что вы хотите делать, она не дает вам сделать то, чем вы занимаетесь, наилучшим образом. Хотите вы этого или нет, использование возможностей тела при этом будет не полным, так как работа нервной системы будет частично занята компенсацией нарушений — это изменит паттерны вашего движения и вашу координацию за пределами вашего осознавания.
Карты строятся через движение
Карты постоянно обновляются, чтобы ваше тело было готово к постоянном меняющимся требованиям. Вы можете мгновенно почувствовать изменения в вашей карте с помощью простого эксперимента. Попробуйте представить или почувствовать точную форму и позицию ваших ушей.
После этого потрите ваше левое ухо в течение нескольких секунд и затем сравните вашу способность чувствовать левое ухо и правое. Вы заметите, что левое ухо почувствовать гораздо легче. Это происходит просто потому, что дотрагиваясь до уха, мы активируем его механорецепторы, которые посылают сигнал в мозг и тем самым активируют карту для этой зоны. Конечно, такая повышенная чувствительность будет только временной.
Для того, чтобы изменения в картах были долговременными или постоянными, необходимо постоянно в течение длительного периода времени заниматься соответствующей картой. Вспомните, что у музыкантов область, отвечающая за пальцы, больше, чем у обычных людей.
Когда определенная часть тела или движение используются постоянно координированным и осознанным образом, в соответствующей части мозга происходят реально наблюдаемые физические изменения. Это одна из причин, почему мы становимся лучше в том, что мы практикуем.
Безусловно, не все движения равнозначно стимулируют карты мозга. Наибольшим потенциалом к качественному изменению карт мозга обладают движения, совершаемые с любопытством и интересом, носящие характер исследования, богатые на сенсорные ощущения, медленные, мягкие, осознанные и не приводящие к боли.
Недостаток движений обращает процесс создания карт вспять. Если вы не будете совершать определенное движение в течение длительного периода времени- вы потеряете способность точно чувствовать и контролировать это движение. Это называется сенсорно-моторная амнезия.
Карта тела в мозге становится расплывчатой, менее точной. Если вы склеите три пальца так, чтобы они двигались как один в течение нескольких дней, мозг станет представлять их как одно целое, а не три отдельных части, способных двигаться по отдельности.
Крайний случай можно увидеть на примере индийского монаха Амара Бхарти, который поднял вверх руку 38 лет назад и с тех пор ее не опускает. Его рука практически атрофировалась.
Аналогично происходит искажение карты, если таз или позвоночник не двигаются в полном возможном диапазоне движения. После многих лет подобного необращения внимания вся средняя часть тела у человека начинает двигаться как один большой блок.
Мозг и тело
Шея – это сила, жизненный путь.
Отметим, что с помощью движений можно в короткие сроки сменить свое настроение. Себя можно настроить на нужную волну, выполняя определенные движения. К примеру, вам необходимо идти на важный фуршет. Но кто-то на фуршете стоит в углу в ожидании собеседника, а кто-то порхает по залу и со всеми разговаривает.
Если вы будете заниматься регулярно, то сумеете постепенно убрать любой блок с тела. Однако, для этого вы должны действовать постоянно, вы должны знать, для чего это делаете. Когда случается снятие блока, человека может немного трясти, он делает простое упражнение, а ощущения такие, будто разгружает вагон.
Вам может быть очень тяжело, жарко, но когда блок исчезнет, в кору головного мозга пойдет другой сигнал, и вы начнете по-другому воспринимать некоторые вещи, поменяете свое отношение, а, следовательно, притянете к себе другие ситуации. Все очень просто, принцип подобного работает везде.
Мы говорили о том, что есть комплекс упражнений, который поможет вам перезнакомиться со всем на фуршете. Сейчас остановимся поподробнее на том, как это работает.
Если человеку некомфортно общаться, он принимает закрытые позы, прижимает к туловищу руки, пытается будто спрятать голову, приподнимая плечи. Это происходит автоматически. Одно из движений, которое помогает освободить эту зону, — это самая обычная мельница, которую нужно делать в расслабленном состоянии, или немного подпрыгивая, или просто прыгать с поднятием рук. Вам необходимо добыть энергию, вложенную в движение, которая направлена в зону туловища и рук.
Неверные карты могут приводить к боли
Аккуратные карты имеют большое влияние на то, как мы себя чувствуем. Ученые обнаружили, что они могут вызывать боль у участников эксперимента, создавая необычные сенсорные иллюзии при помощи зеркал или других способов обмана восприятия.
Такие иллюзии эффективно создают «сенсорно-моторные несовпадения», конфликты между реальным положением частей тела и их виртуальным образом в мозге. Результатом часто становится боль. На основе этих и других экспериментов многие ученые делают вывод, что пробелы, «пятна» или другие неточности образа тела могут быть важным фактором возникновения хронических болей и что исправление таких проблем потенциально может от них избавить.
Одним из самых ярких примеров потенциальных проблем, возникающих из-за неверной карты — это феномен, называемый «фантомные боли». Многие люди с ампутированными конечностями испытывают ощущения зачастую мучительной боли в отсутствующей части тела.
Это происходит потому что, несмотря на отсутствие конечности, виртуальный образ ее продолжает существовать и он может быть стимулирован за счет влияния соседних областей мозга. Когда это происходит, мозг путается и создает необычайно реальное ощущение пропавшей конечности.
Удивительным способом избавления от фантомных болей является помещение оставшейся конечности в зеркальную коробку таким образом, чтобы создать у мозга ощущение, что потерянная конечность существует и чувствует себя хорошо. Это звучит, как будто какая-то выдумка из Матрицы или Аватара, но это так.
Правильные движения требуют точных карт тела
Так как мозг использует карты для принятия решений о том, как совершить то или иное движение, очевидно, что чем более точная у вас карта, тем более точным и совершенным будет движение. Соответственно и наоборот, если карта неясная или размытая, выбор различных возможностей движения будет ограничен.
Эти положения подтверждаются тем фактом, что части тела, которые требуется двигать более, часто имеют большие по размеру карты. Например, рука способна выполнять чрезвычайно точные и дифференцированные движения и ощущать различные воздействия — в мозге для ее контроля отведена большая область.
При этом мозг отводит очень немного пространства для создания карт частей тела, которым уделяется мало внимания, таким как середина спины или локоть. Если бы мы нарисовали изображение человеческого тела, где каждая его часть имела размер, пропорциональный ее виртуальному аналогу, мы бы увидели вот такого человечка. Эта фигура называется гомункул.
Еще одним подтверждением того, что карты чрезвычайно важны для координации, является то, что они на самом деле становятся больше, когда мы активно используем ту или иную часть тела. Например, часть мозга музыканта, которая ощущает и контролирует пальцы, заметно больше, чем аналогичная часть у человека, который не использует свои руки настолько активно.
Разум тела
На самом деле тело человека инертно. Оно в течение очень долгого периода времени хранит и помнит все наши переживания. Частью этой системы являются родовые программы, передающиеся от рода к роду.
К примеру, у каждого члена семьи сколиоз. Если в самом раннем детстве не будут поменяны программы, отвечающие за его развитие, то есть родители будут воспитывать свое чадо с такими же установками, как воспитывали их, то у ребенка с высокой степенью вероятности разовьется сколиоз.
Это не говорит о том, что у него точно будет сколиоз, это означает, что у него высокая предрасположенность к тому, что позвоночник будет искривлен вследствие работы родовых программ.
Существуют быстрые программы – это не выплеснутые эмоции, о которых человек беспокоится недолго. К примеру, пришел на работу и поругался с коллегой или начальником – это быстрая программа, которую легко отследить и значит, можно быстро снять.
Если какая-то проблема мучает человека в течение длительного периода времени, то блокировка в теле приобретает хронический характер. В результате в нашем вибрационном поле создается фон, который притягивает к нам аналогичные той проблеме, из-за которой он и появился. Подобное притягивает подобное.
Тело, в котором нет хронических блоков, — это замечательный инструмент для любого рода практик, потому что такое тело намного легче проводит энергию, оно здоровее и моложе. А дальше уже все зависит от того, каким именно образом работают наши чувства и мысли. Все в организме человека взаимосвязано.
Тело, разум, дух
А дальше все сильно напоминает обычные чакры. Социальная жизнь, обиды, страхи – это все центральная чакра. Сердце – это любовь к Богу, к миру, к себе.
Руки отвечают за коммуникабельность. У наших кистей значений очень много, однако по кистям сразу можно определить, жесткий или мягкий человек, по конкретным движениям кистей можно понять, насколько человек щедрый или жадный.
К примеру, можно сделать такое движение: представьте, что вы хотите что-то взять перед собой, поворачиваете кисть и отводите назад. По тому, как вы сжимаете пальцы, по резкости движения, по тому, как человек отводит руку (уводит в сторону, прижимает к себе, останавливается на полпути) сразу можно определить того, кто никогда и ни за что не упустит своего.
Тренинговое занятие "карта моего тела" | материал по психологии: | образовательная социальная сеть
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«Сахалинский политехнический центр №2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тренинговое занятие «Карта моего тела»
Разработал: О.Д Леонова,
педагог-психолог.
пгт. Тымовское
2020
Тренинговое занятие «Карта моего тела»
Самовосприятие тела, отношение к нему — это то, что напрямую влияет на здоровье, самооценку, отношения с партнерами. В основном каждый эксплуатирует свое тело, при этом предъявляет ему кучу претензий.
Еще один путь – это дрессировка самого себя, при этом напрочь забывается правота того, чем оборачивается насилие: болезни или ситуации, когда все выходит из-под контроля. Самый эффективный и экологичный путь работы с телом – принятие и забота о себе.
Цель: Исследовать отношение к своему телу. Помочь принять особенности своего тела. Помочь устранить причины недомоганий и болезней. Это упражнение – первая часть работы над принятием своего тела.
Оборудование: листы формата А3 (с силуэтом человека/без), краски, кисточки, фоновая музыка.
Ход работы
I. Организационный этап
Участники располагаются на мягких диванах, музыкальное сопровождение – фоновая музыка. Перед началом упражнения можно попросить каждого участника написать на листе свое имя и нарисовать заготовку – силуэт своего тела, или использовать готовый силуэт.
II. Основной этап
Психолог: «Закройте глаза, дышите в привычном для себя темпе и следуйте за моими словами.
Представь себе, что твое тело – это особый континент. На нем, как и на других континентах есть поля, леса, горы, реки моря, ледники и пустыни. Есть участки благодатные, есть ухоженные, а есть и те, где царит пустота и хаос.
Ты исследуешь континент под названием «Мое тело».
Первое место, куда ты попадаешь – это край голубых чистых озер и сказочных лесов. Здесь все дышит покоем, наполненностью, радостью. Найди на своем континенте это место – место любви и принятия. Это место тебе нравится и твое тело откликается на любовь и принятие.
Следующий этап другой – твой путь лежит в зону постоянных стихийных бедствий. Здесь область боли. Найди в своем теле область боли, нарисуй в своем воображении образы этой боли. Это может быть область землетрясений, действующих вулканов, это может быть место засухи или наводнения. Ищи на своем теле места стихийных бедствий. Как много их? Как часто они напоминают о себе?
А сейчас пришло время перенестись в край пышной зелени и приятной теплой погоды. Конечно, это область удовольствия и радости. Найди те самые области своего тела, которые дарят тебе эти переживания. Знаешь, где они расположены? Их несколько на твоем континенте? Это обширные территории или маленькие уголки?
Ты продолжаешь свое путешествие и попадаешь в зону перемен. Это те места твоего тела, которые откликаются, когда речь идет о быстрых переменах. Перемены в твоей жизни и на твоем континенте происходят сами по себе или ты все же руководишь процессом? С чем можно сравнить эти перемены: осушение болот, регенерация земель, посадки новых деревьев и создание новых парков, и обустройство старых. Какие чувства у тебя вызывают такие перемены? Их много на твоем континенте?
А теперь ты перемещаешься в край ледников и бескрайних снежных пустынь. Там даже может светить солнце, а может его и не быть. Это область отвержения и отсутствия принятия. Найди ее на своем теле. Какую территорию она занимает? Эта область всегда была здесь? Она всегда была такой или изменилась под воздействием определенных процессов? Знаешь причины, по которым образовалась область отвержения?
Есть ли на твоем теле участки, на которые ты редко обращаешь внимание? Отыщи их и переместись туда. Что ты видишь? Это могут быть пустыни или выжженные солнцем степи. Они как бы сами по себе, они могут существовать без твоего участия, только время от времени каким-то чудодейственным способом умудряются привлечь к себе внимание. Это зоны забвения. Какую площадь они занимают на твоем материке?
Теперь представь свое тело в виде карты. Вспомни и запомни, где и как расположились зоны, о которых мы говорили. Вдох-выдох. Открывайте глаза. Берите в руки кисточки, подготовленные силуэты и рисуйте карту своего тела».
Участники зарисовывают все, что они увидели, под фоновую музыку.
III. Завершающий этап
Рефлексия:
• Какие чувства по отношению к собственному телу являются ярко выраженными?
• В каких частях тела живут эти переживания?
• Какие осознавания у вас появились?
• Какие выводы или предположения вы готовы сделать прямо сейчас?
Читать
Возрастные рамки применения: от 5 лет и далее.
Алгоритм работы
Вступление. Письменно (устно) перечислите людей, с которыми вы проживаете вместе под одной крышей.
Основная часть
• Напишите (назовите) имена 7–8 человек из числа ваших родственников, друзей, которые влияют на ваше развитие в данный момент.
• На листе формата А4 изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
• Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. Прямо на рисунке напишите, кто из указанных Вами людей может быть крышей, кто – окнами, стенами и т. д.
• Обсудите с клиентом возможные интерпретации работы.
Возможные интерпретации:
фундамент – в значении « »: главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; в значении «-»: человек, на которого все давят;
стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
окна – будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
чердак – символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
труба – человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
двери – информационный портал; тот, кто учит выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
порог – человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль каждого члена семьи в жизни клиента, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Цель: диагностика и коррекция восприятия человеком себя в окружении других людей.
Задачи:
✓ стабилизация самооценки;
✓ развитие эмоционального и социального интеллекта;
✓ принятие собственных ресурсных и проблемных сторон личности.
Инвентарь: кисти, краски, баночка для воды, белый лист бумаги (А1).
Время работы: 40–45 минут.
Возрастные рамки применения: от 10 лет и старше.
Алгоритм работы
Вступление. Участникам необходимо объединиться в группы по пять-семь человек. Тренер предлагает группам выбрать, что они будут рисовать: завтрак, обед или ужин. Когда выбор сделан, даётся более конкретная инструкция.
Основная часть
Как только группы выбрали темы для рисования, участники не имеют права обсуждать, совещаться с помощью вербальных и других средств о том, кто, что и где будет рисовать.
Задание: каждому участнику необходимо представить себя в виде блюда на завтрак (обед или ужин). Время на работу – 15–20 минут.
После завершения работы обсуждение обычно начинается с эмоционального реагирования группы в целом, а затем анализируется индивидуальная работа каждого.
Предлагаемые вопросы:
• Что это за блюдо? Какое оно? Давно ли было приготовлено? Как долго готовилось?
• Как часто этот продукт должен появляться на столе?
• Это блюдо привычно для нашей культуры или относится к экзотическим кухням?
• Как оно оформлено при подаче?
• Это первое, второе или третье блюдо?
• Какие температурные и эстетические характеристики имеет блюдо?
• В каком месте на столе оно находится?
• Как «чувствует себя» блюдо в окружении других блюд?
• Для кого оно было приготовлено?
Выводы. Техника позволяет увидеть социометрический срез группы; проследить характер отношений человека к себе и восприятие себя в группе; обращает внимание на то, какую роль в группе выбирает для себя человек.
Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом собственных стратегий целеполагания.
Задачи:
✓ выявление имеющейся у клиента стратегии целеполагания;
✓ определение эмоционального фона, которым сопровождается продвижение клиента к цели;
✓ прояснение в сознании клиента возможных вариантов оптимизации стратегии выбора цели и продвижения к ней с сохранением ресурса.
Инвентарь: лист бумаги (А4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
Время работы: 25–35 минут.
Возрастные рамки применения: от 8 лет и старше.
Алгоритм работы
Вступление. Вам предстоит увлекательное путешествие по волшебной карте.
Основная часть
1. Обозначив контур, нарисуйте карту.
2. Заполните пока ещё пустую карту ландшафтом, то есть обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д.
3. Флажком укажите цель, к которой Вы стремитесь.
4. Пунктиром обозначьте маршрут, который имеет начало и конец.
5. Пропишите условные обозначения.
6. Сопоставьте их с эмоциями.
7. Обозначьте точку начала движения на Вашем маршруте буквой Н.
8. Обозначьте, на каком этапе пути Вы находитесь сейчас.
Анализ
1. Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает.
2. В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад и т. п.?
3. Если в своём маршруте Вы проходите все ландшафты – Вы творческая личность, нет – то исполнитель.
4. Вход и выход совпадают – человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше.
5. Интересно, какие эмоции Вы испытывали, прежде чем достигли цели?
6. Вход внизу, выход вверху – человек идёт от практики к теории, и, соответственно, если вход вверху, выход внизу – то наоборот.
7. Вход слева, выход справа – человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале.
8. Вход справа, выход слева – развита интуиция, чувство нового.
9. Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть – прошлое, центральная часть – настоящее, правая часть – будущее. Верхняя часть – мысли, центральная часть – идеи, планы, нижняя часть – поступки.
Заключение. Напишите эссе: «Это путешествие мне подсказало, что…»
Выводы. Техника прекрасно подходит для актуализации навыков планирования и работы на результат.
Цель: выявление отношения человека к своему физическому облику; поиск ресурсов принятия своего тела.
Задачи:
✓ научить клиента слушать и слышать своё внутреннее «Я»;
✓ повысить самооценку;
✓ помочь клиенту в осознании актуальных потребностей собственного тела.
Инвентарь: обои, кисти, краски, баночка для воды, простой карандаш, фотоаппарат.
Время работы: 60–90 минут.
Возрастные рамки применения: от 12 лет и старше.
Алгоритм работы
Вступление. Клиентам предлагается обвести контур своего тела на обоях, которые расстелены на полу. Для этого каждый просит, чтобы это сделал кто-нибудь из членов группы. Хорошо, если человек не сам обводит своё тело!
Основная часть. В течение шестидесяти минут участники создают карту своего тела, используя природные ландшафты. В полученном контуре следует расположить моря, реки, озёра, водопады, пустыни, леса, посадки, сады, поляны, равнины, ледники и т. д.
§
3. Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.
Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания [11].
Учитывая вышеизложенные положения, можно утверждать, что авторский подход к арт-терапии опирается на следующие положения:
1. В силу своей ресурсности, арт-терапия больше ориентирована на построения решений, нежели на возвращение к проблеме.
2. Арт-терапия большей частью направляет человека на «начинания», нежели на «завершение».
3. В процессе арт-терапевтической деятельности человек формирует ориентацию на созидание, избегая позиций «самокопания» и «самообвинения».
4. Арт-терапия способна запустить в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития.
Авторы разных арт-терапевтических методик предлагают разнообразные варианты формулировок вопросов для анализа творческих продуктов клиентов. В своей работе я большей частью опираюсь на следующие ключевые вопросы:
• Что Вы создали?
• Какие чувства наполняли Вас в процессе создания работы?
• Удалось ли Вам получить от работы удовольствие?
• Какие чувства вызывает у Вас она сейчас?
• Где эти чувства откликаются в теле, на что это похоже?
• О какой ситуации в Вашей жизни эта работа? Как она отражает Вашу позицию в этой ситуации?
• Как чувствуют себя разные элементы работы относительно друг друга (при условии, что работа состоит из нескольких частей)?
• Какие части работы вызывают у Вас особенную радость, Вам очень приятно на них смотреть?
• Есть ли в Вашей работе части (места), которые Вам бы хотелось переделать, усовершенствовать?
• Что ещё важного Вы хотели бы сказать о Вашем творении?
• Если бы Ваша работа несла Вам некое послание и могла бы обратиться к Вам, то что бы она Вам сказала?
• Если бы Вы могли что-то сказать своему творению, поддержать его, что бы Вы сказали ему?
• Какой опыт Вы получили для себя после создания образа и взаимодействия с ним?
• Как этот опыт может быть использован Вами в жизни? Какой план?
• Что Вы можете сделать уже сегодня, чтобы перейти к реализации намеченных целей?
Речевая креативность – одно из направлений арт-терапии, развивающее способность за минимальное время находить максимально точные и эффективные речевые средства для результативного общения с человеком любого возраста, интеллектуального уровня, материального и социального статуса. Речевая креативность также может рассматриваться как способность человека легко и свободно аргументировать, влиять на людей и вести их за собой. Всё это повышает самоуважение, самооценку, качество жизни и памяти, а ещё – отодвигает старость. В своей основе предложенные упражнения были разработаны и исследованы в творческой лаборатории 00 «Восточно-украинская ассоциация арт-терапии». Речевые средства, которые предлагаются в методиках, были апробированы более чем на одной тысяче человек.
Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л. С. Выготским, Л. А. Введенской, П. Я. Гальпериным, И. А. Зимней, В. В. Ильиным, В. В. Краевским, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимовым, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой.
Цель: развитие ораторского мастерства.
Инвентарь: бумага (А4), ручки, секундомер.
Время работы: 8-10 минут.
Возрастные рамки применения: от 14 лет.
Инструкция. Техника выполняется в парах. Каждому из участников предлагается выбрать одну любую букву алфавита и произвольно назвать на эту букву пятнадцать слов так, чтобы пауза между словами не превышала двух секунд. Если пауза более двух секунд, то участник приседает до тех пор, пока не назовет новое слово. Каждый участник должен выполнить упражнение с тремя буквами.
Норма выполнения для взрослого человека – называние слов на большинство букв алфавита практически без пауз.
Выводы. Техника стимулирует развитие речевой креативности, уменьшает страх публичных выступлений, укрепляет уверенность в себе.
Цель: развитие ораторского мастерства.
Инвентарь: бумага (А4), ручки, секундомер.
Время работы: 8-10 минут.
Возрастные рамки применения: от 14 лет.
Инструкция. Техника выполняется группой из трёх или четырёх участников. Каждому из них предлагается написать на листе бумаги значения пятнадцати любых слов. Затем участники обмениваются листами. Нужно описать значение слова так, чтобы оно было угадано за короткое время (его засекает один из участников).
Норма выполнения для взрослого человека – максимум одна минута. Здесь важно, чтобы участник описывал понятие очень кратко, чётко и максимально понятно.
Выводы. Подобного рода упражнения стимулируют развитие речевой креативности, уменьшают страх публичных выступлений и укрепляют уверенность в себе.
Цель: развитие речевой креативности.
Задачи:
– тренировка умения ясно выражать свои мысли, убедительно излагать свою точку зрения;
– развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.
Инвентарь: бумага (А4), ручки, секундомер.
Время работы: 8-10 минут.
Возрастные рамки применения: от 11 лет.
Инструкция. Техника выполняется в парах. Каждому из участников предлагается за одну минуту назвать как можно больше существительных (партнёр ставит за каждое произнесённое существительное – палочку у себя в записях). Посчитать. Важно избегать существительных одной лексико-семантической группы (например: только имена, только города, только животные и тому подобное).
Далее нужно за одну минуту, назвать как можно больше сначала прилагательных, затем – глаголов.
Существительные являются показателем умения человека мыслить базовыми категориями и выражать свои мысли; прилагательные – умения проявлять эмоции и чувства; глаголы – действовать, убеждать, мотивировать других людей к действиям и достижению положительных результатов.
Норма (в минуту):
– 52 существительных;
– 48 прилагательных;
– 42 глагола.
Если выполнять эту практику семь дней подряд один раз в день, уровень поднимется до нормы и будет держаться полгода.
Норма, предложенная в данной технике, опирается на исследование одной тысячи двухсот человек, проведённое в творческой лаборатории 00 «Восточно-украинская ассоциация арт-терапии».
Выводы. Подобного рода упражнения стимулируют развитие речевой креативности, уменьшают страх публичных выступлений, укрепляют уверенность в себе.
Цель: развитие речевой креативности.
Задачи:
– тренировка умения ясно выражать свои мысли, убедительно излагать свою точку зрения;
– развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.
Инвентарь: бумага (А4), ручки, секундомер.
Время работы: 8-10 минут.
Возрастные рамки применения: от 10 лет и старше.
Инструкция. Техника выполняется в парах. Каждому из участников предлагается за одну минуту назвать как можно больше троек слов. Тройка состоит из одного существительного, одного прилагательного и одного глагола (партнер ставит за каждую названную тройку слов палочку на листе бумаги). Посчитать. Важно избегать троек, в которых слова грамматически объединяются в предложение, например: мама – красивая – идёт. Нужно говорить: мама – шершавый – мыть.
§
Норма (в минуту):
– 0–5 троек слов: низкий уровень речевой креативности, наличие стрессового состояния личности;
– 6–8 троек: средний уровень речевой креативности, наличие адаптивного состояния личности к чему-либо;
– 9 и более троек: высокий уровень речевой креативности, наличие тенденции к развитию.
Если выполнять эту практику семь дней подряд один раз в день, уровень поднимется до нормы и будет держаться полгода.
Норма, предложенная в данной технике, опирается на исследования, которые были проведены в творческой лаборатории 00 «Восточно-украинская ассоциация арт-терапии».
Выводы. Техника стимулирует развитие речевой креативности, уменьшает страх публичных выступлений, укрепляет уверенность в себе.
Каждый день, сами того не замечая, мы надеваем множество масок, – чтобы почувствовать себя более защищёнными, а иногда – чтобы «пустить пыль в глаза» окружающим. В психотерапии перевоплощения используются с другой целью – научить человека быть самим собой в любых обстоятельствах. Маски делают нас смелее и помогают претворять в жизнь даже самые неожиданные идеи. Всё, что сложно или неудобно выразить словами, можно показать посредством грима. Именно эту особенность сценического искусства взяла на вооружение гримотерапия.
Гримотерапия – одно из направлений арт-терапии, которое является прекрасным способом организации внутреннего диалога между сознательным и бессознательным человека. Как актёр или актриса могут стать заложниками придуманного себе образа, которому должны соответствовать всегда и везде, иначе, по их мнению, их не воспримет публика, так и обычные люди могут стать заложниками своих «образов», масок. Но настоящие мы не всегда таковы, какими нас воспринимают окружающие.
Работа с гримом используется довольно широко, например, при неврозах, депрессиях, тревожных состояниях, фобиях, панических атаках, а также как весьма увлекательная техника раскрепощения или, скажем, освоения невербальных способов общения. Гримотерапия даёт клиенту богатый опыт развития навыка доверия к себе, погружает клиента в состояние творца, ответственно выполняющего свою работу. При работе в паре необходим высокий уровень доверия между людьми. Грим воздействует на глубинные процессы и даёт длительный эффект.
В терапевтическом гримировании нет запретов и ограничений, более того, желаемое можно с лёгкостью выдавать за действительное. Ведь маски делают нас смелее и помогают претворять в жизнь даже самые нелепые идеи. Парное гримирование позволяет тактично сообщить партнеру, каким мы хотим или не хотим его видеть, насколько хорошо мы знаем его или не знаем.
Татьяна Колошина (Колошина Т. Ю. «О кризисных состояниях». Интернет ресурс – библиотека svitk.ru.) – одна из первых российских арт-терапевтов, работающая, в том числе, и с гримом, с высоты своего опыта заявляет: «Использование грима – это настоящая находка для практикующих психологов. Во-первых, метод позволяет в короткие сроки красиво и эстетично «вытащить» проблему, сделать предельно наглядной и понятной. Во-вторых, техника эта очень гибкая: клиент осознаёт своё поведение, ошибки и сразу же, без тяжелого «переваривания» имеет возможность с ними работать. И ещё один плюс, по моему опыту, заключается в том, что в большинстве случаев явное недовольство собой в гриме оборачивается для человека не поводом для расстройства, а мощным стимулом к дальнейшему личностному росту. Вот это я называю силой искусства».
Эту технику можно разделить на два основных шага. Сначала с помощью белил и красок специалист предлагает клиенту выразить его проблемы, тревоги и страхи, то есть буквально сделать их видимыми. Хотим мы того или нет, но стоит только нанести первые мазки, и картина сразу становится ясной. Если мы переживаем скрытую обиду или гнев, то и грим получится, прямо скажем, невесёлый. А если, например, мы страдаем от недостатка внимания и любви, то макияж выйдет примерно такой, как у барышни с Пляс Пигаль. На втором этапе психолог помогает клиенту осознать, что избавиться от переживаний (а не прятать их под разными масками) так же легко, как смыть с лица грим. Пачка салфеток, немного лосьона, терпения, незначительных усилий – и человек предстаёт перед миром таким, каков он есть.
Для гримирования лица используется театральный грим и белила, декоративная косметика, для тела – грим, гуашь, акварель, декоративная косметика.
Однако психологи подчеркивают, что цель терапевтического гримирования – вовсе не искусный рисунок, а идентичность с самим собой, другими словами, – полный отказ от масок. В терапевтическом гримировании нет запретов и ограничений, более того, желаемое можно с легкостью выдавать за действительное. Ведь маски делают нас смелее и помогают претворять в жизнь даже самые нелепые идеи. Парное гримирование позволяет тактично сообщить партнеру, каким бы мы хотели или не хотели его видеть, насколько хорошо мы знаем его или не знаем.
Разрисовывать можно лицо (грим), лицо и тело (body art) или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и т. и.).
Возможные варианты заданий для грима.
1. Я сам рисую себя, как вижу (желательный образ для других – моя социальная маска).
2. Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не показываю другим и т. п.).
3. «Моя любимая маска».
4. Парное рисование: партнёр рисует меня по моему задуманному образу (предостережение: ожидание может не оправдаться, что приведёт к недовольству).
5. Взаимное парное гримирование («Я и другой, я тебя таким вижу, хочу видеть, не хочу видеть» и т. п.).
6. «Маска страха».
7. Ресурсный грим (по любому запросу).
8. Гримирование (себе или другому человеку) напряжённых и расслабленных зон на лице.
9. Фантазийное гримирование (себя или другого участника).
10. «Тень».
11. «Сражение» (участвуют конфликтные субличности одновременно).
12. Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение, гордыня, равновесие, закрытость и т. и.).
13. «Мое животное» (гримируется лицо, тело до пояса, руки).
Возрастные рамки применения: от 5–7 лет и до конца психологического здоровья человека.
Инвентарь: театральный грим; жидкость/крем для снятия макияжа/вазелин; ватные палочки; ватные подушечки; влажные и сухие бумажные салфетки; музыкальное сопровождение.
Работа с гримом, хотя имеет противопоказания и не так проста, как кажется на первый взгляд, открывает самые широкие терапевтические возможности в поиске своих «масок» и своей «сущности».
Правила работы с гримом:
1. Грим можно наносить ушными палочками, специальными приспособлениями для грима, кисточками или пальцами;
2. Перед нанесением грима обязательно кладут основу или крем (для увлажнения кожи);
3. Для его снятия обязательно использование сухих салфеток и средств для снятия макияжа или вазелина.
Противопоказания: гримотерапия требует особой осторожности применительно к людям, находящимся в пограничных психических состояниях, и тем, у кого есть аллергия на грим.
Когда работа с гримом была применена в психотерапии впервые, к сожалению, не зафиксировано. Правда, несложно догадаться, что метод этот далеко не нов. Достаточно представить себе японских красавиц эпохи Средневековья, которые выбеливали лица именно потому, что хотели подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость и нежность.
Или, например, воинов африканских племен, когда они, готовясь к охоте, исчерчивали своё лицо яркими полосками, чтобы стать ещё отважнее и безжалостнее. Люди издавна интуитивно использовали технику грима в психотерапевтических целях. Активно используют её и сегодня. Да и в будущем от неё вряд ли откажутся.
Как часто мы проходим мимо,
А счастье – близко… рядом с нами.
Такое нежное, без грима,
С простыми, добрыми глазами.
А мы хотим всё в оперении,
В обёртке яркой и блестящей…
О, как норой подводит зрение,
Что видит блеск ненастоящий.
И вас опять разводят годы,
Но меркнет мишуры мерцание.
Крошатся отношений своды,
И трещины – как расстояния.
И вдруг ты встретишь ненароком
Надёжное плечо, без лоска,
И жизнь опять вернёт к истокам,
Где всё красивое – неброско…