Как развить коммуникативные навыки общения?

Как развить коммуникативные навыки общения? Женщине
Содержание
  1. Основы эффективной коммуникации
  2. Будь позитивен
  3. Ищите возможность поговорить
  4. Рефлексия
  5. . Демонстрируй уважение
  6. Интересуйся другими людьми
  7. Никогда не заканчивайте чужое предложение
  8. Обратная связь
  9. Получайте удовольствие
  10. Меньше формальности
  11. Парафраз
  12. Эксперименты
  13. Слушай активно собеседника
  14. 5 эффективных методов, как развить коммуникативные навыки
  15. Прочь пессимизм!
  16. Невербальная коммуникация
  17. Следуй правилам грамотной коммуникации
  18. 8 базовых навыков общения:
  19. Делай паузы в разговоре
  20. Детская коммуникабельность: как определить?
  21. Достижение цели
  22. Здоровый образ жизни
  23. Игры, развивающие общительность.
  24. Информация о статье
  25. Как развить организаторские способности
  26. Как улучшить свои навыки
  27. Коммуникабельность у детей
  28. Особенности коммуникации
  29. Поддерживайте визуальный контакт
  30. Политика конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных
  31. Приемы эффективной коммуникации
  32. Признаки коммуникабельности у детей старше 5 лет
  33. Причины возникновения коммуникативных трудностей у ребенка:
  34. Простые правила
  35. Развитие коммуникабельности, социализации и познания дошкольников
  36. Синдром табуретки
  37. Ситуативная слепота
  38. Умейте быть обаятельным
  39. Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам
  40. Умейте руководить процессом общения
  41. Умейте убирать психофизические зажимы
  42. Упражнение «вертушка жалобщиков»
  43. Упражнение «да, и ещё…»
  44. Упражнение «завершение предложения»
  45. Упражнение «разговор начистоту»
  46. Упражнение «уникальные слова»
  47. Упражнения

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
  2. Содержание сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Будь позитивен

Улыбка всегда привлекает окружающих, как и хорошее настроение. Мы всегда подсознательно тянемся к тем, кто весел, оптимистичен и счастлив. Хорошее настроение заразительно и притягательно. Депрессивных, скучных, грустных или злых людей избегают. Но весельчаков, хохотушек и позитивных людей всегда встречают с распростертыми объятиями.

Ищите возможность поговорить

Вовсе необязательно говорить без умолка и прославиться «трещоткой» в своем кругу общения. Нет! Достаточно просто не избегать диалога. Не бойтесь разговаривать!

Справедливо предположить, что вы неоднократно избегали контакта со знакомыми вам людьми. К примеру, в автобусе или метро вам попадается человек с работы или тренировки, с которым вы только здороваетесь, но ни разу не общались, сталкиваясь в четырех стенах.

Или, возвращаясь домой, замечаете, как к вам навстречу идет ваш сосед по площадке. Наверняка, в перечисленных (или подобных) случаях вы стараетесь сделать вид, будто не замечаете их, либо сворачиваете на другую тропинку (дожидаетесь другой автобус и т.п.). Впредь зарекайтесь так поступать.

Не стесняйтесь подходить первым и здороваться. Еще лучше – заведите разговор с человеком, поинтересуйтесь, как у него дела. Это станет благотворным началом в мероприятии «Как развить навыки коммуникации».

Рефлексия

Это способность взглянуть на то, как вы общаетесь, как бы со стороны и проанализировать это. Выработайте привычку задавать себе вопросы (до, во время и после общения): «Насколько сейчас уместно начать данный разговор? Подходящее ли сейчас время/место для разговора?

В каком настроении/состоянии находится мой собеседник, готов ли он к данному разговору эмоционально/морально? Кто мой собеседник? Что ему нужно от данного разговора со мной?» (и т. п.). Здесь приведены рефлексивные вопросы для навыка ориентировки в ситуации общения, но аналогичным образом их можно сформулировать и для прокачки других навыков общения.

. Демонстрируй уважение

Любой человек, которого ты встретишь, ищет уважения и признания его заслуг. Высказывай уважение и уделяй внимание собеседнику. Чем лучше ты относишься к человеку, тем он лучше относится к тебе. Это эффект взаимности. Запоминай мелочи из жизни человека, делая его особенным для себя. Называй собеседника по имени. Это любят все.

Как развить коммуникативные навыки общения? Больше и чаще общайся с разными людьми, помня эти советы по успешной коммуникации. Тогда проблем с наличием друзей и насыщенной личной жизнью не будет.

Интересуйся другими людьми

Ты быстрее найдешь друзей или девушку, если будешь интересоваться ими, чем пытаться заинтересовать собой. При знакомстве попробуй найти точки соприкосновения. Чем увлекается, чем занимается и чего хочет собеседника? Нащупывай тему, которая может быть интересна ему.

Никогда не заканчивайте чужое предложение

Да, человеческая мысль намного опережает возможности речи, и иногда так и хочется помочь собеседнику выразить мысль. Сделав это, вы не поможете, а покажете свои сомнения в умственных и ораторских способностях человека и вызовете в ответ только чувство досады. Так что лучше прикусите язык в такие моменты.

Обратная связь

Народная мудрость справедливо гласит: «В чужом глазу соломинку видно, в своем бревна не увидать». В нашей рефлексии действительно могут быть «слепые пятна», мы можем не замечать какие-то слабые стороны нашего общения. Поэтому хорошим решением может быть помощь со стороны внешних наблюдателей, которых можно спросить:

Получайте удовольствие

Мало толка начинать общение с человеком, если на вашем лице преобладает хмурая гримаса. Собеседник, в таком случае, будет смотреть на вас недоуменно, тем самым, напрочь отбивая желание общаться с кем-либо, в этот день.

Заранее настраивайте себя на приятные мысли. Сделайте себе установку, что общение позволяет вам зарядиться позитивным настроением. Поначалу это может происходить фальшиво, но со временем вы заметите, как станете жизнерадостным и приветливым человеком.

Как развить навыки коммуникации, и при этом получать наслаждение от своих стараний? Больше практикуйтесь! И сотни нудней и зануд, которые окружают вас, вам в помощь.

Коллеги по работе начинают рабочий день с испускаемых монотонным голосом жалоб на зарплату, рабочий график и произвол руководства. Больше не уходите от них. Переведите все в шутку. Заговорите о чем-то новом. Найдите тему, которая будет интересна для всех.

Встречаете друга по школе, который постоянно начинает вспоминать одни и те же случаи из прошлого. Вспомните другие, не менее забавные. Учитесь получать удовольствие от общения, и с самого утра ставьте себе установку, что никто и ничто в этот день, не сможет испортить вам настроение.

Меньше формальности

Перестаньте отвечать на монотонные вопросы, которые пачками адресуются вам в течение дня, аналогичными ответами. Больше энтузиазма. Постарайтесь включить чувство юмора. Добавьте больше деталей. На вопрос «Как дела», ответьте «В норме», но не ограничивайтесь этим. Аргументируйте, что именно поспособствовало этому «В норме».

Парафраз

Если вы хотите показать, что вы действительно поняли кого-то, то просто повторите ключевую мысль собеседника. Прежде чем соглашаться на что-либо или выступать с протестом, просто зафиксируйте своё понимание услышанного. Половина недоразумений в мире происходит из-за того, что люди думают одно, говорят другое, а слушатели понимают третье.

Эксперименты

Попробуйте хотя бы немного изменить свое привычное (шаблонное) поведение в общении и посмотрите, что получится. Не пытайтесь менять сразу все, попробуйте хотя бы одно простое изменение. Например, в приведенном выше примере с «пробегающим мимо» руководителем мы договорились, что он будет делать не менее трех остановок, во время которых и будет общаться с сотрудниками.

Подросткам (которым, как мы помним, трудно ориентироваться в ситуациях общения в силу их маленького опыта) очень помогло изучение одного простого приема «вопрос плюс анонс». Суть его в том, что перед началом любого разговора надо просто спросить собеседника: «Удобно ли вам здесь и сейчас обсудить?» – после чего кратко обозначить (анонсировать) тему и цель разговора.

Если вы уверены, что ваши навыки развиты недостаточно, поможет посещение тренинга, который обычно так и называется («базовые навыки общения», «развитие коммуникативных умений» и т. п.). Но даже если нет возможности посетить такой тренинг, подходите к любому разговору осознанно, используйте три описанных выше инструмента (рефлексию, обратную связь, эксперименты), и вы наверняка сможете общаться лучше.

Слушай активно собеседника

Все люди хотят быть услышанными. Самый важный коммуникативный навык общения – это активное слушание собеседника. Интересуйся тем, о чем говорит собеседник, задавай наводящие вопросы, высказывай одобрение и давай ответную реакцию рассказчику. Благодарность не заставит себя ждать, когда тебя начнут считать отличным собеседником только за то, что умеешь хорошо слушать.

5 эффективных методов, как развить коммуникативные навыки

Умение быть общительным, это не только правильно и четко испускать слова из себя. Иначе, освоение коммуникабельности не являлось настолько серьезным мероприятием.

Нужно еще и уметь правильно преподнести себя, чтобы вас слушали, отстаивать свою точку зрения, добиваться желаемых результатов и оставлять наилучшее мнение о себе.

Прочь пессимизм!

Эффективным методом, как развить коммуникативные навыки, является жизнерадостность. Гоните прочь грустные, негативные мысли. Перестаньте все воспринимать близко к сердцу.

Вы хозяин своей жизни, и вы будете получать то, что захотите. Хватит видеть в пятне на пиджаке конец света, и уж тем более, не нужно впадать в депрессию, если в новостях показали разбившийся самолет.

Весь окружающий вас мир имеет одну цель – дать вам все то, что сделает вашу жизнь счастливой. Помните это, и не забывайте. Больше общайтесь, заводите новых друзей и не бойтесь завести разговор с проходящей мимо красавицей. Будьте счастливы!

Поделись статьей с другом:

Невербальная коммуникация

Обрати внимание на язык своего тела при общении. Не принимаешь ли закрытые позы? Не зажимаешься и не суетишься? Не ведешь ли себя так, что язык тела не подтверждает сказанных слов? Обращай внимание на свою позу, мимики, выражение лица, манеры поведения. Невербальная коммуникация делает человека более гармоничным, когда язык тела не конфликтует с образом.

Следуй правилам грамотной коммуникации

  • Помни о красоте манер при общении.
  • Выражай мысли ясно, четко и грамотно.
  • Веди себя уверенно и спокойно.
  • Не забывай с кем разговариваешь, выбирая определенный стиль общения.
  • Избегай жаргона, мата и слов-паразитов.
  • Попытайся не вести скучные и дежурные разговоры ни о чем.
  • Не пытайся казаться идеальным или кем-то другим, а будь собой.
  • Ставь себя на место собеседника, чтобы лучше понять его.

8 базовых навыков общения:

  1. Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
  2. Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
  3. Самопрезентация.
  4. Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
  5. Предоставление информации (презентационные).
  6. Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
  7. Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
  8. Предоставление обратной связи.

Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.

Делай паузы в разговоре

Перед тем, как отвечать, делай паузу в 5 секунд. Это поможет избежать риска перебить собеседника, когда он просто переводит дух. Ответ не сразу, а через несколько секунд говорит о том, что действительно размышляешь и погружен в беседу. Делая паузы, ты позиционируешь себя как прекрасного и вдумчивого собеседника.

Как быть Леди:  Виниловые полы – что это? Свойства, преимущества и недостатки

Детская коммуникабельность: как определить?

В определенном возрастном периоде кроха должен владеть определенными коммуникабельными навыками. Поэтому для определения степени коммуникабельности, родителям требуется сравнить свое дитя и представленные ниже обобщенные характеристики.В возрасте от  2 до 3 лет коммуникабельные признаки появляются в следующем:

  1. способность привлечения внимания людей;
  2. инициирование социального взаимодействия со сверстниками в устной и физической форме;
  3. способность выслушивания речи другого человека;
  4. ведение беседы при наступлении своей очереди;
  5. реагирование смехом на нелепые объекты или явления.
  6. 3-4-хгодовалые ребята должны:
  7. четко соблюдать очередность в процессе игры;
  8. воспринимать игрушки или куклы как живое существо;
  9. быть инициаторами вербального взаимодействия.
  10. В возрасте 4-5 лет крохи чаще всего:
  11. умеют контактировать с другими ребятами;
  12. применяют прямые требования в общении, к примеру, «Перестань»;
  13. подают себя в роли родителей в ходе игровой деятельности;
  14. начинают сплетничать и ябедничать.

Достижение цели

Знать, как улучшить коммуникативные навыки, недостаточно. Даже ежедневные тренировки не гарантируют их развития. Важнее всего в достижении этой цели становится качество занятий. Очень важно не давать себе поблажек и выполнять все правила, а также никогда не отказываться от общения. Только так удастся добиться результата.

Здоровый образ жизни

Все хотят быть здоровыми. Правильно? Для меня, например, цель — не просто быть здоровым, но и иметь достаточно энергии. Плюс хорошо выглядеть.

Пример. В течение 11 лет я занимался футболом, а потом забросил это дело. Мой вес вырос с 65 до 86 килограмм меньше чем за 9 месяцев. Я стал толстяком. Для любого, кто когда-то мог похвастаться отличным прессом, это неприятно. Поэтому я решил сделать две вещи:

  • найти подходящий рацион питания, который помог бы мне вернуться к нормальному весу, и придерживаться его;
  • в дополнение к питанию регулярно заниматься спортом.


Около пары лет ушло у меня на то, чтобы найти подходящий рацион и спортивные занятия по душе. Зато сейчас я доволен своим телом, здоров и энергичен в течение дня.

Игры, развивающие общительность.

соместные игры детейРазвивать коммуникабельность в детях, можно начать с самого раннего возраста, когда малыш уже способен выражать ответную реакцию происходящему. В этом могут помочь самые простые игры, а любимые игрушки: мишки, зайчики – станут отличными помощниками в развитии коммуникабельности у ребенка.

Самое простое это беседовать с ребенком от имени куклы. Привыкнув к таким разговорам, малыш не будет сторониться общения.Если есть возможность поиграть в коллективные игры, то это будет отличным стимулом развить раскрепощенность и как следствие коммуникабельность.

На таких занятиях у детей есть возможность общаться друг с другом в игровой форме. Игра «Знакомство»Участники садятся в круг и по очереди начинают представлять себя, при этом каждый следующий сначала повторяет то, что сказал предыдущий, добавляя следом собственное представление.Например:

– Я Катя, у меня есть любимая кошка Муся, мне нравится с ней играть.– У Кати есть любимая кошка Муся, она любит с ней играть. А меня зовут Дима, мне нравятся машинки и трансформеры, мы с папой играем вместе.– У Кати живет кошка Муся, и она с ней играет.

игры с ребенком

Информация о статье

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Категории: Общение

На других языках:

English: Develop Good Communication Skills, Français: développer de bonnes aptitudes de communication, Italiano: Sviluppare Buone Capacità di Comunicazione, Español: desarrollar buenas habilidades de comunicación, Deutsch: Gute Kommunikationsfähigkeiten entwickeln, Português:

Desenvolver Boas Habilidades de Comunicação, Nederlands: Goede communicatievaardigheden ontwikkelen, 中文: 培养良好的沟通技巧, Bahasa Indonesia: Mengembangkan Kemampuan Komunikasi yang Baik, Čeština: Jak získat dobré komunikační dovednosti, Tiếng Việt: Phát triển Kỹ năng Giao tiếp Tốt, 한국어: 커뮤니케이션 잘하는 방법, हिन्दी: कम्युनिकेशन स्किल्स (Communication Skills) सुधारें, العربية: تحسين مهارات التواصل مع الآخرين, ไทย: พัฒนาทักษะการสื่อสารที่ดี, 日本語: コミュニケーション能力を高める, Türkçe: İletişim Becerileri Nasıl Geliştirilir

Эту страницу просматривали 70 939 раз.

Была ли эта статья полезной?

ДаНет

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора

Как улучшить свои навыки

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.

Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы.

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

  • Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
  • Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
  • Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
  • Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
  • Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
  • Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
  • Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
  • Спокойно реагировать на конфликты;
  • Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
  • Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
  • Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Иногда дети, которые не имеют достаточных коммуникативных навыков, оказываются отсталыми или страдают от некоторых болезней.

Особенности коммуникации

Под коммуникабельностью понимают способность установки контакта с другими людьми, поддержание любого разговора и эмоционального взаимодействия. Ее наличие является необходимостью для реализации человека, создания полноценной семьи и достижения успеха.

Зачатки коммуникативных навыков появляются еще в момент, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет они развиваются от мимики и жестов окружающих, при этом не меньшее влияние оказывает общение между родителями. Если взрослые мало разговаривают с ребенком и не пытаются его обучить коммуникабельности, то высока вероятность появления застенчивости, сочетающейся с отсутствием разговорных навыков.

Общение может быть вербальным или невербальным. В первом случае подразумевается полноценный речевой контакт между людьми. Во втором – общение с помощью жестов, мимики или языка тела. Коммуникацию также делят на несколько навыков, из которых состоит любое общение. Всего их 5:

  1. Активное слушание.
  2. Невербальная коммуникация.
  3. Задавание вопросов.
  4. Прояснение.
  5. Осознанность.

Все они важны и высоко ценятся окружающими. При этом многие компании предпочитают нанимать на работу коммуникабельных людей, что связано с их личными качествами. Любой общительный человек умеет быстро налаживать контакт с деловыми партнерами, легко находит общий язык с клиентами, умеет убеждать и оказывать необходимое влияние.

Чтобы определить, насколько кандидат на должность коммуникабелен, собеседованию уделяют особое внимание. Если он будет иметь все нужные навыки, то вероятность принятия на работу и продвижения по карьерной лестнице будет очень большой, а начальник будет характеризовать его исключительно с положительной стороны.

Общительные люди отличаются трудолюбием, эффективностью, ответственностью.

Поддерживайте визуальный контакт

Общение глазами прописано глубоко в наших генах. Двухдневные новорождённые предпочитают смотреть на лица, а не на игрушки или потолок . Мозг 4-месячных детей работает активней, если ребёнок смотрит кому-то в глаза .

Когда собеседник избегает визуального контакта, люди думают что он неискренний и менее сознательный . И наоборот, мы больше верим тому, кто смотрит в глаза .

Но не перегните палку. Люди считают слишком длительный взгляд признаком агрессивности и даже психопатии. Учёные определили, что смотреть в глаза нужно не больше трёх секунд.

А ещё на доверие влияет степень расширения зрачков – чем они шире, тем больше близости вы чувствуете с собеседником. Вы не способны управлять глазными мышцами сознательно. Но вы можете назначить встречу в затемнённом помещении, и тогда зрачки расширятся автоматически.

Политика конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных

дата публикации: 13.05.2021 г.дата вступления в силу: 13.05.2021 г.

Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).

Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных пользователей Сайта с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.
Как быть Леди:  10 способов судить о характере человека по его поведению |

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Признаки коммуникабельности у детей старше 5 лет

В возрасте 5-6 лет коммуникабельные личности проявляются с помощью:

  1. способности развития стратегического подхода к разговорам;
  2. участия в соревновательных играх, основанных на конкуренции;
  3. введения в игровую деятельность понятия «честная игра»;
  4. осознания собственного поведения, применения слов «извините», «спасибо», «пожалуйста»;
  5. доставления радости собственным друзьям.

Ребята, возрастом от 6 до 7 лет:

  1. учатся сочувствовать и сопереживать окружающим людям;
  2. чаще делятся с окружающими своими переживаниями, при этом они используют не только слова, но и жесты, позы;
  3. четко ожидают своей очереди;
  4. прислушиваются к чужому мнению, а затем анализирует свою солидарность с ним;
  5. умеют заканчивать разговор;
  6. больше шутят, учатся проигрывать и радоваться за победителя.

Стоит учесть, что до возраста 7 лет малыши плохо различают разницу между хорошим и плохим, вследствие чего они зачастую не способны определить самостоятельно правильное направление или принять правильное решение. Поэтому родители обязаны не только развивать коммуникативные навыки в своем чаде, но и объяснять ему, как поступать хорошо, а как плохо. Только при таком комплексном подходе ребенок сможет вырасти социализированной коммуникабельной личностью.

Причины возникновения коммуникативных трудностей у ребенка:

замкнутость ребенка

Ограничение свободы, контроль и гипертрофированная помощь, лишает ребенка индивидуальности и решимости самому находить общение. Частая смена обстановки, переезды заставляют ребенка каждый раз заново налаживать контакты. Создается в некоторой степени стрессовая ситуация, что так же может снизить уровень коммуникабельности.

В такой ситуации важно быть корректным и мягко донести ребенку что хорошо, а что плохо.Большое количество запретов, тоже не на пользу коммуникабельности и в целом отношениям между родителем и ребенком, по возможности необходимо снизить уровень запретов и расширить ребенку границы свободы.Замкнутость на собственных недостатках делает ребенка закрытым для общения, стоит помочь ему проще относиться к себе.

Простые правила

Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.

Нужно следовать следующим правилам:

  1. Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание.
  2. Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору.
  3. Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом.
  4. Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми.
  5. Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить.
  6. Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках.
  7. Выражать дружелюбие. Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку.
  8. Убирать мобильный. Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения.
  9. Всегда слушать. Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее.
  10. Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов.
  11. Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта.
  12. Смотреть в глаза. Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность.
  13. Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).

Развитие коммуникабельности, социализации и познания дошкольников

С раннего возраста социализация, коммуникативные навыки развиваются с помощью игровой деятельности. Это обусловлено тем, что игра – основной метод детского познания. 

Самой простой игрой для развития коммуникативных навыков является беседа от имени куклы или игрушки, можно домашнего животного. Такая методика позволяет привыкнуть к разговорам, что в дальнейшем поспособствует более свободному общению с людьми. Можно включить в диалог домашнее животное. Начать игру можно с вопроса, например, какой возраст котят, щенка или попугая.

Развитию коммуникабельности способствуют и коллективные игры. В процессе такой коллективной деятельности у крох появляется возможность живого общения друг с другом в игровой деятельности. 

Развитие коммуникативных навыков может происходить в комплексе с тренировкой и других способностей, например, памяти. Для этого разработана игра «Знакомство». Для организации такой игровой деятельности всех участвующих необходимо посадить в круг. Затем каждый по очереди начинает представляться и коротко рассказывать о своих интересах.

Каждый следующий игрок должен сначала повторить речь предыдущего малыша, а затем произнести свою собственную. Подобные игры развивают коммуникативные навыки за счет организации пространства, в котором каждый может в спокойной обстановке рассказать о себе, а также выслушать других ребят.

Синдром табуретки

Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.

Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие

То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения

А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим.

Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.

Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя»

Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки»

Ситуативная слепота

Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения.

Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.

Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.

На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию

Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).

Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию

«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя. А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Умейте быть обаятельным

Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.

Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам

Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.

Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.

Как быть Леди:  Как побороть гордость? | Психология внутри

Умейте руководить процессом общения

Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.

Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.

Умейте убирать психофизические зажимы

Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.

Упражнение «вертушка жалобщиков»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников тренинга.

Время: 25–30 мин.

Количество участников: любое

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий.

Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль «экспертов», они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль «жалобщиков», они занимают места во внешнем круге.

Ведущий сообщает, что каждый «жалобщик» должен будет пожаловаться нескольким «экспертам». Для этого через каждую минуту все «жалобщики» дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). «Жалобщик» должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы.

Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать и вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного «жалобщика» жалоба одна для всех «экспертов». «Эксперт», быстро выслушав «жалобщика» так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.


Когда «жалобщики» пообщаются с 5–6 разными «экспертами» начинается следующий этап.

Теперь «жалобщик» рассказывает про советы других «экспертов», которые успел услышать. Задача «эксперта» на этом этапе — согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута и также проводится 5–6 смен.

После второго круга «жалобщики» и «эксперты» меняются ролями.

В конце происходит обсуждение:

  • Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга?
  • Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Упражнение «да, и ещё…»

Цель: Тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.

Время: 20–25 минут

Размер группы: 6–30 человек

Инструкция:

Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперничество и конфликты.

Демонстрация

Для демонстрации того как будет проходить упражнение мне нужны два добровольца.

Упражнение будет проходить так: два участника разговаривают между собой, каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал.


Игрок 1 начинает беседу, игрок 2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще…». Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще…».

Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй игрок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой». Игрок 1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила».

Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.

Продолжение

1. Разделите группу на пары.

2. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:

  1. Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
  2. Отец и сын на пикнике.
  3. Два друга по пути на футбольный матч.
  4. Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины их свадьбы.
  5. Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой.

3. Через 2–3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.

Подведение итогов:

  • Какие чувства вы испытываете после этого упражнения?
  • Какими интересными наблюдениями вы готовы поделиться?
  • Что вам легко удавалось? Что давалось труднее?
  • Как вы думаете, где, в каких жизненных ситуациях это может быть полезным?

Упражнение «завершение предложения»

Как развить коммуникативные навыки общения?Цель: развитие коммуникативных навыков участников.

Время: 15–20 мин.

Количество участников: любое

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Они отсаживаются несколько в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди).

Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:

Как-то раз шел я по улице и…

  • поскользнулся
  • встретил знакомого
  • тут у меня зазвонил телефон

На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там…

Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а…

Затем проводится обсуждение:

  • Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?
  • Как вы думаете, почему кому то удается чаще угадывать ход мысли собеседника, а кому то реже?

Упражнение «разговор начистоту»

Цель: Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.

Время: 15–20 минут

Размер группы: 8–30 человек

Ход упражнения:

Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: „А как меня воспринимают другие?“ Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: „Каков я в отношении с другими?“

Этап № 1:

На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.

3 минуты на выполнение.

Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Этап № 2:

Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

  • Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты — рисуйте в углу листа солнышко.
  • Если хотите услышать критику — рисуйте молнию и тучу.
  • Если вам интересно узнать о себе и то, и другое — рисуйте вопросительные знаки.

Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки.

Упражнение «уникальные слова»

Цель: развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.

Время: 15–20 мин.

Количество участников: любое

Ведущий тренинга рассаживает участников в круг. Выбирается какое-то художественное произведение (фильм), которое все участники читали (смотрели), ну или хотя бы имеют представление о его содержании. Перед участниками ставится задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определенном порядке.

По очереди (по кругу) каждый участник вносит свою лепту: говорит одну фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальными, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается вообще всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных.

Если кто-то нарушил правила (произнес слишком короткую фразу или повторно использовал слово) или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний оставшийся объявляется победителем.

Упражнение можно повторить несколько раз, перед началом каждого список задействованных слов обнуляется.

Иногда могут возникать спорные ситуации. Считать ли, например, слова «красивый» и «некрасивый» за одно и то же. Ведущий в таких случаях берет на себя роль арбитра. Можно обговорить заранее тонкости: например, что изменение окончания не меняет слова, а изменение суффикса и/или приставки — меняет.

Затем проводится обсуждение:

  • Было ли сложно выполнять данное упражнение?
  • Что вам помогло в этом упражнении?

Упражнения

Развить в себе коммуникативные навыки получится также с помощью специальных упражнений. Большинство из них требует присутствие одного или нескольких собеседников, что очень важно при улучшении умения общаться. Выполнять их рекомендуется каждый день. Поначалу может показаться трудно, т.к. вырабатывать навыки коммуникации крайне тяжело. Особенно это касается взрослых людей, которые давно приняли свою необщительность.

Какие упражнения стоит использовать:

  1. Визуализация. Суть упражнения будет заключаться в том, чтобы мысленно представить общение с другим человеком. Собеседником должен быть реальный знакомый, а не вымышленный герой, что важно учитывать. Во время представленного диалога нужно внимательно проследить за своими движениями, выделить особенности тембра и скорости речи в разные моменты, а также выявить для себя сильные и слабые стороны этого разговора.
  2. Общение с зеркалом. Очень простая методика развития коммуникабельности с обаянием, которым пользуются многие успешные люди. После нескольких недель тренировок получится правильнее передавать свои эмоции и мысли, а также красиво разговаривать. Для выполнения упражнения нужно просто встать перед зеркалом и поочередно показывать различные эмоции, а также разговаривать с собой.
  3. Выполнение желаний. Такое упражнение можно выполнять только в паре с другими человеком, причем делать это желательно в обе стороны. Один человек пишет свое желание на листочке и без разговоров о нем пытается объяснить второму участнику, чего именно он хочет. Рекомендуется выбирать желание так, чтобы от партнера потребовалось какое-либо активное действие для его выполнения.
  4. Разговор песнями. Для тренировки понадобится разделиться на 2 равные команды от 1 до 5 человек. Суть упражнения в том, что первая группа задает вопрос, являющийся строкой из песни, а вторая на него отвечает тоже частью любой музыкальной композиции. Делать это нужно поочередно, а на обдумывание ответа дается не более 30 секунд.
  5. Выход из круга. Один человек встает в центр круга, состоящего из других участников. Он должен оставаться там, а целью других людей станет выманивание его любыми средствами убеждения. При этом рекомендуется снимать все на видео, чтобы затем проанализировать поведение главного участника.
  6. Разговор на чистоту. Выполнять упражнение можно внутри целой группы участников. Желательно, чтобы все они имели неразвитые коммуникативные способности. Суть метода заключается в написании своего портрета на листочке. Нужно указать свои плюсы и минусы, касающиеся общительности, а потом сделать такой же анализ других участников. Когда все портреты будут готовы, потребуется сравнить свой личный взгляд на себя со мнением всех других участников.
  7. Завершение предложений. Занятия такого типа можно проводить регулярно, для этого потребуется лишь присутствие нескольких человек. Четыре человека должны встать рядом, а их целью будет создание рассказа. Каждое предложение начинает первый участник, обрывая после пары слов, а остальные трое поочередно добавляют к нему несколько словосочетаний, завершая его. В итоге должен получиться интересный рассказ, который рекомендуется совместно обсудить.

Существуют и другие упражнения, которые помогают повышать навыки общения. Их очень часто применяют в группах, которые созданы для того, чтобы незнакомые люди могли встретиться и в приятной атмосфере потренироваться, улучшив свои способности. Иногда достаточно пары таких занятий, чтобы раскрыть себя и избавиться от скованности.

Известный оратор Демосфен проговаривал речи, набив рот камнями. Он считал это лучшим способом развития коммуникабельности, качества речи и уверенности в себе.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий