Как развить интеллект: эффективные техники и упражнения

Как развить интеллект: эффективные техники и упражнения Женщине
Содержание
  1. Что такое интеллект
  2. Музыкальный интеллект
  3. Пространственный интеллект
  4. Телесно-кинестетический интеллект
  5. Межличностный интеллект
  6. 4brain
  7. Личностный интеллект
  8. Интеллект естествоиспытателя
  9. Brainapps
  10. Битрейника
  11. Больше общайтесь
  12. Больше читайте
  13. Виды и функции
  14. Виды интеллекта
  15. Викиум
  16. Гендерные и возрастные различия
  17. Занимайтесь творчеством
  18. История изучения
  19. Какие факторы влияют на умственные способности?
  20. Копайте глубже
  21. Логические задачи
  22. Медитативные упражнения
  23. Методы развития
  24. Онлайн-сервисы по развитию интеллекта
  25. Перечень умственных способностей
  26. Полезная литература
  27. Расширяйте кругозор
  28. Рекомендации по развитию интеллекта
  29. Сочинения
  30. Тренируйте память
  31. У детей
  32. Умственные способности детей
  33. Умственные способности и возраст
  34. Умственные способности человека
  35. Упражнения по развитию интеллекта
  36. Уровень интеллекта
  37. Учитесь мыслить позитивно
  38. Формирование умственных способностей
  39. Заключение

Что такое интеллект

Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.

Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации.

Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.

Музыкальный интеллект

Люди зачастую считают, что музыка — это талант, а не умственная способность. Однако профессор Гарднер уверен: если мы оцениваем словарный запас и ораторское мастерство как компоненты интеллекта, то и умение понимать, чувствовать и обращаться с ритмами и тембрами нужно рассматривать в том же ключе.

Пространственный интеллект

Способность с лёгкостью воспринимать и воспроизводить положение вещей в пространстве позволяет шахматисту выиграть очередную партию, а хирургу — сотворить ещё одно медицинское чудо. То, насколько хорошо вы ориентируетесь в пространстве и определяете траекторию передвижения, — ещё один критерий оценки ваших умственных способностей.

Телесно-кинестетический интеллект

Стоит позабыть о том, что «все спортсмены тупые». Координация движений требует большой работы интеллекта, просто этого не измеришь стандартным IQ-тестом. Этот тип интеллекта существует в двух измерениях. Одно из них — это возможность использовать всё своё тело для решения проблемы или поставленной задачи.

Межличностный интеллект

Немного похоже на понятие эмоционального интеллекта, не правда ли? Межличностный интеллект — это то, как вы понимаете других людей, мотивируете и ведёте их, как работаете с ними. Этот тип интеллекта особенно важен для лидеров.

4brain

4Brain – ресурс, на котором собраны обучающие курсы по самым разным направлениям: от финансовой грамотности до актерского мастерства. Нам с вами в рамках работы над развитием интеллекта будут интересны несколько курсов.

Бесплатные:

Платные:

Личностный интеллект

Личностный интеллект, или способность к самопознанию, оценить очень сложно. Однако, по мнению Гарднера, он является критически важным в сегодняшнем мире.

В современном развитом обществе люди сами определяют то, какой будет их жизнь. Мы строим карьеру и меняем профессии. Мы можем покинуть родительское гнездо, когда повзрослеем. Поэтому очень важно осознавать, кем мы являемся на самом деле. Если такого понимания нет, это рано или поздно станет проблемой.

Интеллект естествоиспытателя

Способность воспринимать связи между видами живых существ, понимать принципы их взаимодействия — это важнейший вид интеллекта. Гарднер называет его интеллектом естествоиспытателя, интеллектом Чарлза Дарвина.

И прежде чем вы скажете, что живёте в городе и не нуждаетесь в подобном виде интеллекта, стоит отметить: всё, что вы делаете в этом современном, технологичном и коммерческом мире, основано именно на способности понимать окружающую среду. Вы выбираете этот симпатичный свитер, а не тот ужасный синтетический, потому что ваш мозг способен отличить «вкусную ягоду» от «ядовитой».

Так или иначе, вы используете свой инстинкт естествоиспытателя, даже если не ездите по субботам в лесопарк.

Если этот список кажется вам громоздким, спешим расстроить вас: по мнению Гарднера, перечень должен быть длиннее. Можно выделить ещё два типа интеллекта, однако психология всё ещё продолжает их изучать.

Самый простой вывод, который вам нужно сделать, заключается вот в чём. Если вы надеетесь развить свой интеллект, просто читая книги, вам однозначно стоит обратить внимание и на другие сферы умственной деятельности.

Brainapps

На сервисе BrainApps вы найдете аж целых 52 тренажера. А еще там есть куча интересных тестов, в том числе на определение IQ. Отдельного внимания заслуживают задачи. Среди них логические, математические, геометрические, шахматные, задачи на эрудицию, ребусы… Большинство из них доступны бесплатно.

Если решили остановить свой выбор на этом сервисе, советую попробовать следующие тренажеры:

Здесь так же, как и на “Викиум”, помимо тренажеров, есть готовые курсы разной направленности: от развития памяти до изучения английского языка. Вам я советую курс Эмоциональный интеллект – он интересный, насыщенный и самобытный.

Битрейника

На Битрейнике можно тренировать интеллект отдельно, а можно выбрать программу для развития сразу нескольких функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. В основе тренажеров и игр лежат достижения когнитивной психологии. Ежедневные тренировки помогут вам сформировать в мозге новые нейронные связи.

Разработчики обещают первые результаты уже через 20 дней при условии, что заниматься вы будете 10–20 минут в день.

Больше общайтесь

Человек – существо социальное. Все функции мозга заточены под социальное взаимодействие. Поэтому общение очень важно для интеллектуального развития. В собеседники выбирайте людей эрудированных, разносторонне развитых, превосходящих вас по умственным способностям.

Общаясь с такими людьми, вы будете тянуться за ними и перенимать полезные мыслительные привычки и паттерны. А еще – каждый день узнавать что-то новое и расширять свой кругозор. И запомните: под качественным общением понимается не праздная болтовня и перемывание косточек вашим общим знакомым, а обсуждение каких-то важных вопросов в рамках совместной деятельности.

Больше читайте

Чтение – пожалуй, лучший способ развития интеллекта. Читая хорошую литературу, мы расширяем кругозор, учимся логически мыслить, развиваем фантазию и образное мышление. Под хорошей литературой в первую очередь я подразумеваю художественную классику, биографии великих людей, книги по истории, философии, научные труды.

Составьте список книг, которые вы хотите прочитать, и приступайте. 30 книг в год – минимум, необходимый для того, чтобы держать мозг в тонусе. Получится больше – прекрасно!

Виды и функции

Существуют разные типы интеллекта, которые позволяют глубже изучить эту концепцию и определить интеллектуальный уровень, который не является унитарной по своей природе, но некоторые из этих интеллектов очень узнаваемы и видны.

Интеллект — это способность изучать концепции, рассуждать по различным вопросам, принимать решения, среди прочего. Но, помимо знания интеллекта как такового, существуют разные типы интеллекта, которые служат для объяснения определенных конкретных аспектов.

Люди должны уметь использовать свои знания, чтобы найти полезное решение проблемы, которую они определили в своей среде.

Внутри этого есть два типа:

Это наиболее известные типы интеллекта, которые существуют для понимания навыков, которые в них интегрированы, и более конкретных областей, в которых они могут быть применены.

Виды интеллекта

Существует множество всевозможных классификаций интеллекта. Самая известная принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделял 8 видов интеллекта:

  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • музыкальный,
  • лингвистический,
  • логико-математический,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий вид интеллекта, который определяет, в чем человек может быть успешен. Исходя из этого, стандартные тесты на определение IQ являются несостоятельными, так как измеряют только уровень логико-математического интеллекта.

Еще одна классификация разделяет интеллект на 4 составляющие:

  1. Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление. Он применим везде, где действуют законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностное взаимодействие.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития. Если вы будете уделять внимание только чему-то одному, вам не достичь гармонии. Какие-то важные сферы жизни будут хромать.

Викиум

Сервис Викиум включает в себя более 40 тренажеров по развитию мозга. Все они довольно простые, так что вы с легкостью впишете тренировки в свое повседневное расписание. Индивидуальная программа составляется по результатам тестирования, которое проходит каждый пользователь перед тем, как начать заниматься.

Викиум адаптирован для всех возрастов. Ребенку он поможет подготовиться к школе и повысить внимательность. Подростки и взрослые с помощью него смогут увеличить свою продуктивность, снизить количество ошибок во время работы и учебы и держать свой мозг в тонусе. Для людей преклонного возраста тренировки станут отличной профилактикой возрастных изменений мозга.

Также на сервисе есть очень интересные курсы. Например, курс Мышление Шерлока, где вас научат выводить логические умозаключения, распознавать обман и мыслить критически. Или курс Детоксикация мозга, где вы сможете очистить разум от деструктивных мыслей и установок.

Гендерные и возрастные различия

Коэффициент интеллекта или IQ — это стандартизированный метод определения умственных способностей человека, обычно в сравнении с группой сверстников. Показатели IQ в диапазоне от 90 до 109 баллов свидетельствуют о нормальном или среднем уровне интеллекта.

Как быть Леди:  Самые знаменитые поэты и писатели-алкоголики и наркоманы - Жизнь - театр - 1 декабря - 43007477385 - Медиаплатформа МирТесен

Отдельные взрослые люди обычно набирают где-то между 70-130 баллами, при этом 100 баллов — это теоретический средний показатель. Если вы набрали больше 130 баллов, то ваш показатель выше, чем в среднем по населению, а меньше 70 — ниже, чем в среднем по населению.

Согласно исследованиям, средний показатель IQ для каждой возрастной группы может быть интерпретирован следующим образом:

  • Средний показатель для подростков 16-17 лет составляет 108 баллов, что означает нормальный или средний интеллект.
  • Для взрослых в возрасте от 18 до 19 лет средний показатель IQ составляет 105, что также означает нормальный или средний интеллект.
  • Средний показатель для людей в возрасте от 20 до 24 лет составляет 99, что также свидетельствует о нормальном или среднем уровне интеллекта.
  • Для людей в возрасте от 24 до 34 лет средний показатель немного ниже — 97, что все равно означает нормальный или средний интеллект.
  • После этого возраста, среди пожилых людей, средние показатели снова начинают расти. Например, средний балл для людей в возрасте от 35 до 44 лет составляет 101, что по-прежнему соответствует нормальному или среднему уровню интеллекта.
  • Для людей в возрасте от 45 до 54 лет средний показатель IQ повышается до 106 в пределах нормального или среднего уровня интеллекта.
  • Самый высокий средний балл для людей в возрасте до 64 лет достигается людьми в возрасте от 55 до 64 лет, которые получают 109 баллов по шкале IQ.
  • Люди в возрасте от 65 до 69 лет имеют средний показатель IQ 114, что относит их к высшему уровню интеллекта или к уровню выше среднего. А люди в возрасте от 70 до 74 лет, прошедшие тестирование на IQ, получают еще более высокий средний балл – 119.

Сточки зрения гендерной разницы:

  • мальчики до 15 лет развиваются намного медленнее девочек;
  • женщины характерно отличаются развитием речи, эмоциональной активностью, творческими навыками и нестандартным мышлением, а мужчинам чаще удается блистать математическими талантами.

Занимайтесь творчеством

Даже если вы никогда не держали кисти в руках и медведь вам на ухо наступил, это не повод отказываться от творчества. Ваша задача не создавать мировые шедевры, а разгрузить мозг. Постоянно занимаясь умственной работой, наше мышление притупляется и начинает испытывать голод по простым и понятным стимулам.

Рисование, лепка, шитье, музыка – выбирайте занятие, которое вам по душе. Уделяйте ему хотя бы пару часов в неделю. Этого достаточно, чтобы дать мозгу отдохнуть от однотипной работы.

История изучения

Изучение человеческого интеллекта восходит к концу 1800-х годов, когда сэр Френсис Гальтон (двоюродный брат Чарльза Дарвина) стал одним из первых людей, изучавших интеллект.

В исследовании интеллекта в 19 веке преобладала краниометрия (френология) — наука, которая стремилась связать психологические характеристики людей с различными измерениями их мозга. Среди проведенных исследований они обнаружили, например, что мозг немцев был больше, чем мозг французов, что мозг преступников был больше и т. д.

Подобные результаты привели к тому, что эта ветка перестала использоваться.

К счастью, комплексные измерения интеллекта появились у Альфреда Бине в 1905 году, когда французское правительство попросило его разработать тест, который мог бы обнаружить тех детей, которые не могли следовать обычному школьному ритму. Именно здесь родилась знаменитая шкала Бине-Симона, которая представляет собой анкету, состоящую из различных вопросов, связанных с рассуждением и решением проблем.

Американский психолог Говард Гарднер основал идею о том, что существует множество форм интеллекта и в 1983-1987 первоначально предложил семь множественных интеллектов: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный, и с тех пор он добавил натуралистический интеллект.

Сегодня под интеллектом обычно понимают способность понимать окружающую среду и адаптироваться к ней, используя унаследованные способности и полученные знания.

Какие факторы влияют на умственные способности?

Существует бесчисленное множество исследований и теорий о том, какие факторы влияют на интеллект человека. Что ж, похоже, что генетика и течение времени — два фактора, которые существенно влияют на наш интеллект и, следовательно, на наш IQ.

Психологи и исследователи когнитивного развития также задавались вопросом, рождается ли человек умным или нет, то есть интеллект дается с рождения и не может быть изменен, или, наоборот, любой может стать умным при специальной подготовке. Хотя было доказано, что генетика играет важную роль, мы все можем работать над своими интеллектуальными способностями.

Таким образом, интеллект необходимо стимулировать ежедневно, выполняя упражнения, которые помогают нам укрепить наш ум, точно так же, как мы выполняем упражнения для укрепления своего тела.

Некоторые виды деятельности для тренировки интеллекта: чтение, сборка головоломок и решение числовых задач (и, конечно же, математических задач), изучение новых слов на нашем языке и отработка нового, хорошее питание и отдых, выполнение физических упражнений и т. д.

Копайте глубже

Очень важно развиваться не только вширь, но и вглубь. Ищите возможность углубить и обогатить уже имеющиеся знания. У вас должна быть область, которую вы знаете вдоль и поперек. Лучше всего, если это будет ваша профессия.

Если в процессе расширения кругозора мы формируем новые нейронные цепи, то, работая над углублением своих знаний, мы устанавливаем связи между уже имеющимися нервными цепочками. В результате все умственные процессы, связанные с конкретной деятельностью, начинают протекать быстрее. Часть из них переходит на бессознательный уровень, освобождая наше сознание. На этом этапе подключается интуиция.

Вспомните, как Дмитрий Менделеев открыл свою знаменитую таблицу. Он долгие годы изучал свойства элементов, много размышлял и работал над проблемой. В итоге последний штрих за него сделал мозг, подарив ему гениальную идею во сне.

Логические задачи

Задачки на логику заставят мозг хорошенько “попотеть”. Открываете базу с вопросами по игре “Что? Где? Когда?”, выбираете пакет вопросов и погружаетесь в процесс с головой. Предупреждаю – вопросы довольно сложные, особенно для новичков.

Поэтому для начала выбирайте пакет, рассчитанный на школьников. Чтобы вы имели представление о том, что из себя представляют вопросы, вот вам пример.

Писатель Борис Штерн как-то говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический роман с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Что это за книга?

Это простой вопрос, постарайтесь ответить на него самостоятельно. Ответ найдете в конце статьи. Только не подглядывайте!

Медитативные упражнения

Медитация поможет вам навести порядок в голове и избавиться от помех, мешающих развитию интеллекта. В интернете можно найти множество техник медитации, советую попробовать несколько и выбрать наиболее подходящую именно вам.

А я опишу вам свое любимое упражнение, которое объединяет медитацию и аутогенную тренировку.

Вообразите, что вам удалось заглянуть в свою черепную коробку и увидеть мозг. Рассмотрите его со всех сторон, окиньте взглядом каждую извилину. А теперь представьте, что вы воображаемыми пальцами начинаете его массировать. Сначала наружный слой, потом все глубже и глубже.

От массирующих движений ваш мозг расслабляется и наполняется приятным теплом. Если возникают посторонние мысли, не обращайте на них внимания. Они приходят и уходят, как волны на поверхности океана. Когда достигнете пика расслабления, задержитесь в этом состоянии. Пусть мозг отдохнет от бесконечной суеты и напряжения.

Методы развития

На протяжении веков люди были озабочены тем, как повысить умственные способности человека. Многие поставили перед собой цель повысить свои познавательные способности, чтобы дожить до старости.

Верно, что генетическая предрасположенность играет важную роль, когда дело доходит до интеллекта. Но: мозг тоже можно хорошо тренировать.

Чем ты умнее, тем лучше ты справляешься с трудными задачами. Вот почему стоит укреплять собственный интеллект.

Онлайн-сервисы по развитию интеллекта

Напоследок хочу поделиться с вами моими любимыми сайтами и приложениями с тренажерами для развития интеллекта. Надеюсь, вы найдете им применение.

Перечень умственных способностей

Перечень умственных способностей

Нижеследующий список есть только частичный перечень качеств разума, обнаруживаемых людьми.

1. Абстрактное мышление — способность постигать абстрактные понятия, идеи и их соотношения. В этом сведущи логики, ученые, философы и теологи.

2. Логическое умение — способность обнаруживать ошибки и делать выводы, вычислять и составлять. Это умение особенно демонстрируют математики и логики.

3. Тонкая наблюдательность — способность постигать факты ясно и отчетливо. Наблюдениями постоянно занимаются репортеры, эксперты и ученые.

4. Острота восприятия — способность отыскивать проблемы или расиозновать глубинные основания вещей. Эта способность развита у ученых и философов.

5. Интуиция — сила разума открывать и понимать значения и причины фактов. Ее проявляют ученые, поэты и философы.

6. Интерпретативная способность — способность выделять и связывать отдельные события и интерпретировать их. Этим умением владеют ученые, сыщики, юристы и критики.

7. Умение разрешать головоломки — способность находить решения загадок всего лишь с помощью намеков или сопутствующих указаний. Графической иллюстрацией этого являются разгадка кроссвордов или детективных тайн.

8. Ясность — способность выражать свои мысли отчетливо и понятно. Этот талант особенно демонстрируют великие писатели и ораторы.

9. Поэтическая метафоричносщь — умение выражаться образами, символами и метафорами. Особенно используется писателями и поэтами.

10. Эрудиция — дотошная ученость и культивирование знания литературы, истории и языка в своей области. Примерами эрудированности могут служить педанты и профессора колледжей.

Как быть Леди:  Логика сознания. Часть 5. Смысловой подход к анализу информации / Хабр

12. Артистический талант — совершенствование и тренировка способностей в сфере искусства. К ней относятся музыканты, композиторы, скульптуры, художники и танцоры.  Техническое умение — существует множество специализированных направлений технического дела, требующих сноровки и умения. Примеры многочисленны: хирурги, зубные врачи, баскетболисты, боксеры и т.д.

13. Инженерные специальности — способность понимать физические взаимосвязи, создавать, изменять, исправлять и использовать приборы и машины. Список специальностей также бесконечен: инженеры, механики.

14. Способность к изобретательству и творчеству — открытие и создание новых форм, новых решений и объектов. Особенно эти дары присущи изобретателям, инженерам, поэтам, архитекторам и артистам.

15. Дар предвидения — способность оценивать возможные будущие события на основе знания прошлого и настоящего. Этим владеют брамины, журналисты, некоторые политики и историки.

16. Способность к предпринимательству — способность правильно оценивать финансовые дела, знание того, как делать деньги. Люди, обладающие этими качествами, становятся экономистами, бухгалтерами, менеджерами и финансистами.

17. Эмпатия — понимание других людей, их намерений, чувств и потребностей. Эта способность особенно требуется адвокатам, министрам, психиатрам и супругам.

18. Политическая проницательность — способность вести дела с людьми и убеждать их, умение достигать и удерживать власть. Это искусство политиков, государственных деятелей, глав компаний и начальников образовательных институтов.

19. Моральное понимание — способность понимать моральные ценности и принципы и решать моральные дилеммы. Мы ожидаем этого от адвокатов, психиатров, моралистов и этических философов.

20. Здравый смысл — практический опыт и мудрость, позволяющая оценивать ситуации. Этой способностью обладали Перикл, Марк Аврелий, Бенжамин Франклин, Авраам Линкольн.

Здравость суждения — способность оценивать и понимать обстоятельства, альтернативы и принимать мудрые решения. Это особенно необходимо судьям, психиатрам и семейным психологам.

Очевидно, что можно проявлять таланты и способности одного или более перечисленных видов, но не все из них. Хотя эти умения отчасти пересекаются, специализация в современном мире усиливается, и многие профессии и специальности требуют углубленной детализации умений. Можно быть, например, умелым архитектором или инженером, получить образование в лучших школах, однако не иметь никакого знания в других областях. Можно быть высоко интеллектуальным и талантливым поэтом, но ничего не понимать в науке. Можно быть великим математиком, но вести неустроенную и хаотичную жизнь, или философом, специализированным в какой-то узкой области, но быть лишенным философской или практической мудрости. Можно стать высоким профессионалом в своей узкой области знания, но это знание и навыки никогда не потребуются в других областях. Крайняя специализация знания отчасти обусловлена существованием такого огромного количества знания, которое ни один человек совершенно не в состоянии усвоить за свою короткую жизнь. Если можно достичь успеха в какой-то профессии, то и нужно сосредоточенно заниматься ею. Великая трагедия современной культуры состоит в том, что мы, как отметил Эмерсон, являемся частями, а не целым. Это обусловлено не только углублением специализации, но также определенными психобиологическими фактами. Лишь немногие люди по широте своих интересов и способностей могут сравниться с Аристотелем, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Обладание талантами и способностями в одной области не означает того, что человек владеет ими и в других сферах; так же общая информированность не означает владения конкретным знанием. Если кто-то сведущ в своей специальности, то из этого не следует, например, что он обладает моральной мудростью или здравомыслием. Можно быть абстрактно любящим человечество гуманитарием и вместе с тем презирать конкретных живых людей. Можно обладать проницательностью и ловкостью, но в то же время быть злым мошенником, обладать добродушием и чувствительностью, но быть глупцом, уметь решать абстрактные уравнения, но быть неспособным водить автомобиль.

Тем не менее, критический интеллект является всеобщей способностью разума, которая может быть привита и совершенствоваться у большинства людей, даже если допустить, что природная склонность к ней распределена среди них неравномерно. Если кто-то достиг совершенства в своей специализированной области, то значит он уже развил некоторые свои профессионально направленные критические качества. Если мастер является хорошим механиком, то он должен уметь ловко управлять своими пальцами и руками, иметь хороший глазомер и способности в механике, но он также должен обладать здравым смыслом, критическим интеллектом и некоторой долей скептицизма в отношении того, как механизмы могут быть устроены и работать. Точно также компетентный бухгалтер точен, имеет хороший математический ум, в состоянии составлять балансовый отчет, знает налоговое законодательство и может дать хорошие советы клиентам. Хороший хирург обладает знанием того, как делать операции и передавать свое мастерство другим. Он понимает общие принципы и знает, как их применять к конкретным случаям. Он должен уметь принимать правильные решения о нужности операции или лечения и знать, как лучше их проводить.

Таким образом, критический интеллект так или иначе является всеобщим качеством разума во всех областях человеческой деятельности. Очевидно, что каждому нужен интеллект, чтобы схватывать факты, понимать принципы и применять свои умения, оценивать альтернативные суждения и представления других. Специалист, демонстрирующий свое умение и понимание, будет в конечном счете признан своими коллегами. Обычно (но не всегда) он учится в престижных школах, имеет степень и признается профессионалом, если он удовлетворяет принятым стандартам. Когда область деятельности быстро меняется или в ней происходят радикальные трансформации, эти стандарты могут иметь неопределенный характер. Профессиональные дипломы и рекомендации сами по себе недостаточны, тем не менее, они являются одним из объективных стандартов и свидетельством профессиональной пригодности. И последнее. Быть компетентным в своей сфере деятельности означает способность применять критический интеллект к своему собственному мастерству.

Полезная литература

Чтение книг само по себе развивает мозг. А если это книги про интеллект, то эффект будет просто “Вау!”. Если вам не хватило наших рекомендаций и упражнений и вы думаете, как бы еще себя развить интеллектуально, вот вам список хороших книг:

Более полную подборку ищите в нашей статье “Книги по развитию интеллекта”.

Расширяйте кругозор

Мы с вами уже выяснили, что бесполезных знаний не бывает. Чем больше их в вашем багаже, тем больше в вашем мозге сформировано нейронных связей. Поэтому всегда ищите возможность узнать что-то новое.

Читайте научно-популярные статьи, смотрите познавательные передачи, интересуйтесь происходящими в мире событиями. И обязательно размышляйте над тем, что узнаете, выражайте свое мнение, обсуждайте с друзьями. Стремитесь к тому, чтобы стать настоящим эрудитом. Это не только поможет вам развить интеллект, но и сделает общение с вами ценным и интересным.

Рекомендации по развитию интеллекта

Развить свои умственные способности несложно. Достаточно уделять этому процессу 20–30 минут в день. Конечно, не стоит надеяться на заоблачные результаты. Гениями вроде Эйнштейна или Ньютона наши рекомендации и упражнения вас не сделают. Зато они помогут реализовать заложенный в вас потенциал, повысят эффективность деятельности и в целом сделают жизнь более продуктивной.

Сочинения

Математикой позанимались, теперь давайте представим, что мы на уроке русского языка. Напишите сочинение на одну из заданных тем.

  1. Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать и почему.
  2. Что вы будете делать, если узнаете, что через месяц конец света.
  3. На какого персонажа из мультфильмов вы хотели бы быть похожим.
  4. Представьте, что выиграли миллион долларов в лотерею. На что потратите деньги.
  5. С кем из великих людей прошлого вы бы хотели встретиться. Опишите встречу.

На самом деле, писать можно на абсолютно любые темы. Сам процесс облачения мыслей в материальную форму благотворно воздействует на интеллект. Вы учитесь мыслить последовательно, выделять главное и отсекать второстепенное. Старайтесь не просто писать что попало, а создавать текст, который было бы интересно читать. Глядишь, так и профессию копирайтера освоите.

Тренируйте память

Память и интеллект – две тесно связанные функции мозга. От того, насколько хорошо вы способны запоминать новую информацию, зависит эффективность всех интеллектуальных процессов.

Для тренировки памяти можно учить стихи, песни, монологи. Также отлично подойдут различные тренажеры и приложения – про них мы расскажем ближе к концу статьи.

У детей

Роль родителей заключается в том, чтобы проводить время, наблюдая за своим ребенком и взаимодействуя с ним, и предоставлять им возможность учиться и развиваться, знакомя их с новыми вещами, водя их в интересные места или предоставляя дома материалы, включая предметы домашнего обихода, игрушки, развивающие игры и книги.

У взрослых

С помощью различных методов и упражнений можно не только улучшить свою физическую форму, но и повысить IQ:

Хотя по поводу точной природы интеллекта ведутся серьезные споры, окончательной концептуализации так и не появилось. Сегодня психологи часто объясняют множество теоретических точек зрения при обсуждении интеллекта и признают, что этот спор продолжается.

Умственные способности детей

Мы назовём несколько особенно часто встречающихся ошибок, допускаемых родителями по неведению. Нельзя:

  1. Ругать ребёнка за то, что он сломал игрушку. Взаимодействие с игрушкой – неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира. Игрушки предназначены для того, чтобы с ними активно играли, и если игрушка сломана – значит, она не была предназначена для его возраста или была плохого качества. И то, и другое – в зоне ответственности родителей, а не ребёнка.
  2. Отвлекаться во время занятий с ребёнком. Ничто не является настолько действенным в воспитании ребёнка, как личный пример родителей. И если, занимаясь с малышом, родители то и дело отвлекаются, то эта модель поведения исподволь перенимается ребёнком и приводит к неумению сосредоточить свое внимание. Такой ребёнок тоже будет постоянно отвлекаться на посторонние раздражители. Не так важно то, что мы говорим ребёнку, как то, что мы делаем в его присутствии.
  3. Менять правила и запреты «по обстоятельствам». Такое отсутствие определённости, в зависимости от настроения родителей или от других внешних обстоятельств, когда то, что сегодня нельзя, завтра – можно, а послезавтра – снова нельзя, порождает мир, в котором вместо упорядоченности и правил – «как-нибудь» и «авось», а это – тоже удар и по психике ребёнка, и по его познавательным способностям.
  4. Заставлять ребёнка учиться ради оценки. Такой подход искривляет мотивацию, превращает её во внешнюю. Но только внутренняя мотивация способствует формированию и развитию умственных способностей ребёнка. Важно поощрять активность ребёнка, он должен ощущать радость от познания нового, испытывать стремление мыслить самостоятельно, развивать интересы.
Как быть Леди:  Катарсис – Что Это? (Значение В Психологии, Примеры)

Что же делать? Как формировать умственные способности детей?

Умственные способности и возраст

Умственные способности человека неодинаковы в разном возрасте. Исследования учёных называют периоды возраста, на которые приходится расцвет тех или иных умственных способностей.

Так, но двадцатилетний возраст приходится пик способности мозга обрабатывать поступающую информацию. На двадцатипятилетний возраст и до 35 лет – пик активности кратковременной памяти, на тридцатилетний – пик способности к запоминанию лиц. Затем, после 35 лет, кратковременная память ухудшается, зато после сорока лет мы уже умеем «считывать» и оценивать эмоции других людей.

Исследование того, как взаимосвязаны умственные способности и возраст, показывает, что такие параметры как словарный запас, эмоциональный интеллект и навыки взаимодействия в социуме с годами, напротив, обогащаются, а долговременная память сохраняется.

Поскольку на состояние умственных способностей человека влияют социальные и экономические факторы, для более полной картины учёным предстоят исследования с учётом уровня образованности, места работы и другие социологических моментов, а также с учётом биологических факторов, таких как генетические особенности, влияющих на свойства пластичности мозга.

В научных исследованиях за 2021 г., опубликованных в журнале Child Development, утверждалось, что мозг пожилого человека уступает только в скорости обработки информации, но отнюдь не в точности, а скорость обработки снижается по причине более длительной перепроверки решения.

Благодаря пластичности мозга, формировать умственные способности мы способны и в пожилом возрасте. Свойство пластичности позволяет мозгу сохранять способность к перестройке его проводящих путей, к изменению в соответствии с появляющимися новыми когнитивными задачами.

Бесспорно, скорость обработки информации с возрастом замедляется, и часть функций мозга ухудшает свою работу, но при соблюдении определённых условий, таких как питание мозга, физическая активность, регулярная тренировка на тренажерах для ума, а также при сохранении интереса, «вкуса» к жизни, утверждения о безнадёжном дряхлении когнитивных функций мозга в старости сильно преувеличены.

В следующей статье мы расскажем о структуре умственных способностей и об их диагностике.

Желаем Вам успехов в саморазвитии.

Умственные способности человека

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на умственные способности человека. Среди них:

  • понимание воспринимаемый информации;
  • умение «схватывать», запоминать и воспроизводить актуальную информацию;
  • умение объективно, непредвзято оценивать ситуацию и принимать решения, опираясь на здравый смысл.

Умственные способности детей начинают формироваться с раннего детства, и помогает в этом прежде всего материнская любовь. Ощущение присутствия (и когда плохо, и когда хорошо), ласковые прикосновения и слова складываются в тот фундамент, который помогает ребёнку адаптироваться в новом для него мире, органично «вливаться» в него и успешно познавать.

В дальнейшем родителей ждут не менее важные воспитательные моменты, к которым нужно быть готовыми, чтобы способствовать развитию умственных способностей детей.

Упражнения по развитию интеллекта

Как насчет того, чтобы устроить тренировку вашему уму прямо сейчас? Я приготовила несколько упражнений и игр по развитию интеллекта.

Уровень интеллекта

Психология интеллекта такова, что в теориях, предлагающих представить интеллект в виде ряда уровней, общие способности находятся на вершине иерархии, а последовательно более узкие способности — на более низких уровнях.

В одном из вариантов верхний уровень включает в себя общие способности, второй уровень — основные групповые факторы, третий уровень — второстепенные групповые факторы и четвертый уровень — специфические факторы.

Основные групповые факторы — это те, которые измеряются многими (но не всеми) тестами интеллекта, тогда как второстепенные групповые факторы — это те, которые измеряются меньшим числом тестов. Специфические факторы измеряются только отдельными тестами.

С развитием технологий уровень интеллекта также должен возрасти, потому что предъявляются более высокие интеллектуальные требования.

Есть много споров по поводу интеллекта и того, можно ли его на самом деле измерить.

Нет недостатка в спорах о точности подсчета очков. Исследование подтвердило средние баллы в 108 странах, обнаружив, что страны Африки имеют стабильно более низкие баллы уровня IQ.

Люди — невероятно умные существа, и мы каждый день полагаемся на свои интеллектуальные способности. Хотя интеллект можно определять и измерять бесчисленными способами, наш общий интеллект как биологический вид делает нас невероятно уникальными и позволяет нам процветать на протяжении многих поколений.

Учитесь мыслить позитивно

Не всегда жизнь идет как по маслу. Некоторые обстоятельства могут всерьез выбивать нас из колеи. Но вы ведь помните, зачем нам в первую очередь нужен интеллект? Для адаптации к окружающему миру. А значит, он должен быть гибким и помогать нам выходить из сложных ситуаций.

А наша задача – не мешать ему в этом. Запретите себе унывать и сдаваться, научитесь доверять себе и верить в свои силы. Это даст мощный толчок для развития вашего интеллекта и здорово повысит мотивацию. Думайте о каждом испытании как о шансе стать лучше.

Формирование умственных способностей

  • Научите ребёнка любви к чтению. Поощряете его, радуйтесь каждой маленькой победе, читайте сами и останавливайтесь на интересном месте, чтобы он сам хотел дочитать. Пожалуй, это одна из важнейших задач родителей – утвердить ребёнка-дошкольника в мысли, что читать и думать – это желанный плод. Это приятно, интересно, познавательно, увлекательно, перспективно.
  • Ставя перед ребёнком задачи, дозируйте их сложность. То, что легко получается, развития не даёт. Формирование умственных способностей предполагает некоторые трудности выполнения. Но слишком сложная задача скорее отвратит и испугает. Нужно опираться на рекомендации специалистов, разрабатывающих развивающие задания для каждого возраста и, конечно, на индивидуальные особенности ребёнка.
  • Прибегая к поощрениям в виде похвалы, делайте это по окончании выполнения ребёнком задания, и не «в общем», а конкретно указывая то или иное достижение. Каждое достижение, даже малое, можно заметить и поощрить. Иногда ребёнка нужно и поругать, но не за то, что не получается, а за недостаточную самодисциплину – например, за не полностью выполненное задание, за то, что не убрал после себя и за подобные промахи, то есть за неорганизованность.
  • Заботясь об увлечениях ребёнка, не мешайте ему их менять. Однако есть один нюанс: начатое нужно довести до ближайшего логического конца, например, следует завершить уже начатый рисунок, гербарий или другую работу.

Очень желательно:

  • найти совместное интеллектуальное увлечение;
  • найти кружок, в котором собираются дети, увлечённые умственной деятельностью, и приобщить к нему своего ребёнка;
  • отдавая ребёнка в младшую школу, позаботиться прежде всего не столько о знаниях, сколько о благоприятной для развития среде. В старших классах преподаваемый уровень знаний будет действительно важен, но для малышей важней место, где прививают любовь к знаниям, где дети найдут так необходимые им на этом этапе любовь, терпение, понимание, поддержку и занятия по интересам, то есть выбор кружков и факультативов помимо школьной программы.

Хочется ещё добавить несколько советов, способствующих повышению умственных способностей, предназначенных для взрослых:

  • Не зацикливайтесь ни на механической однообразной работе, ни на отдыхе от неё. Выход – найти увлечения, занятия, требующие углублять познания, стимулирующие стремление узнать что-то новое, развиваться, раскрывать заложенный потенциал.
  • Стремитесь найти увлечение и увлечённых людей, найти своё любимое дело, раскрыть в себе творческие способности и получать удовольствие от своих больших и маленьких достижений.
  • Кислород, Питание, Движение – если в Вашей жизни этого будет достаточно, то и Ваш КПД (коэффициент полезного действия) будет значительно выше, чем у малоподвижного, беспорядочно питающегося человека. Физическое состояние всегда связано с душевным. Да, телу (и в первую очередь мозгу, а значит, и вашим умственным способностям) нужны и движение, и витамины, и микроэлементы, и кислород. Тогда будут и хорошее самочувствие, и гормоны радости, и мозговая активность, и высокая работоспособность, и продуктивность.
  • Полюбите головоломки, посильные задачи, которые чуть превышают возможности (в точности, как у детей), чтение литературы, отвечающей Вашим интересам и специальные компьютерные программы, улучшающие работу мозга, развивающие память, внимание, мышление и восприятие. Например, тренировать память, внимание, мышление и восприятие можно с помощью развивающих игровых тренажёров для мозга онлайн .

Заключение

Итак, мы с вами рассмотрели простые и эффективные методы развития интеллектуальных способностей. Они помогут вам улучшить показатели мозга, повысить продуктивность деятельности, научиться приспосабливаться к изменениям, происходящим в вашей жизни и в мире.

Если же по каким-то причинам вы не хотите заниматься самостоятельно и ищете помощников, советую заглянуть в нашу подборку курсов по развитию интеллекта. Всем хорошего дня!

P.S. Ответ на вопрос – Колобок.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий