Как изменились роли мужчины и женщины в современном обществе? | Мужчина и женщина | ШколаЖизни.ру

Как изменились роли мужчины и женщины в современном обществе? | Мужчина и женщина | ШколаЖизни.ру Женщине

Что представляет семейный институт?

С точки зрения социологии, брак представляет собой союз двух людей, направленный на привнесения блага в общество; малую организацию, в которой удовлетворяются первичные потребности человека; институт продления рода; колыбель развития для детей.

Столетия тому назад чувственная составляющая не учитывалась, семьи создавались из расчета материального благополучия, взаимопонимания родственников, других стремлений. Удачный союз базировался на взаимном уважении и беспрекословном выполнении каждым из супругов своих ролей. Женщина – мать очага. Роль мужчины в семье – фундаментальная, направленная на обеспечение благополучия.

Демократизация длилась веками. Борьба за права и свободы достигла успеха. Сегодня браки создаются на основе романтических чувств. Это огромная привилегия – иметь общий быт именно с любимым человеком, вместе с ним приумножать блага и растить детей.

Эмоциональная составляющая скрепляет союзы. Она же является заманчивой ловушкой, в которой они гибнут, как только чувства ослабевают. Для того чтобы предупредить появление серьёзных кризисов в супружеских отношениях, на этапе их формирования правильно понять и принять в полной мере роль мужчины и женщины в семье.

Что имеем сейчас?

Социальные роли сейчас
PaulLeng / Pixabay

Прямо сейчас в цивилизованном обществе есть разные возможности и разные сценарии поведения. Во многом социальные роли мужчины и женщины, а, вместе с этим и главного традиционного производного – семьи зависят от конкретного места проживания.

Очевидно, что в местах, которые характеризуют, как далекие от цивилизации остается по сути система феодальных времен – мало возможностей для заработка, слабая профилактика преступности, мало людей и бедность. Это провоцирует тот же уклад, если люди остаются в этой среде, а не пытаются перебраться в большие города, где совершенно другие возможности.

Это означает, что их роль как дремучей домохозяйки полностью изменилась и, если она хочет выполнять эту роль, то по желанию, поскольку легко может ей и не становиться.

В сфере полового неравенства произошел коренной перелом. Практически не осталось профессий, где женщина не могла бы трудиться наравне с мужчиной, а развитая система безопасности граждан сделала женщину более защищенной.

То есть, в итоге мы получаем трансформацию традиционных ролей именно мужчины и именно женщины в нечто иное. Это люди, которые могут примерять на себя любые роли и современное общество обращает на это все меньше внимания. Никого уже не удивляет присуждение ребенка после развода в опеку мужчине, фразу «не правильно, когда женщина зарабатывает больше мужчины» можно считать анахронизмом.

Женское представление о семье

Женщины – натуры утонченные и романтические. Вступая в брак, они ведомы несколькими иллюзорными представлениями о нем как об институте вечной любви и понимания. На эмоциональном уровне они ждут от мужа постоянного внимания и нежности, объятий и поцелуев, качественного регулярного секса, благодарности за вкусную пищу и домашний уют, заботы о детях, любви к ним и участия в воспитании, его стремления к совместному досугу, принятия ее интересов, друзей и родственников.

На прагматическом уровне – личностного и профессионального развития, стабильного хорошего заработка, защиты, надежности, здорового образа жизни, общего ведения быта. Неудовлетворенность возникает, когда какие-либо естественные желания и требования не находят отклика в поведенческой модели мужа.

Женщине свойственно преувеличивать свою роль в супружеских отношениях. Особенно это актуально для первых 10-15 лет, когда ее основные обязанности относятся к воспитанию детей и заботе о них. Особенно это характерно для ситуаций, когда мужчина много работает и не имеет возможности разделять трудности жены.

К тому времени, когда он возвращается домой в надежде на уединение с красивой сексуальной хозяйкой, она измождена трудностями на работе, выполнением домашнего задания с ребенком и «кухонными» трудами. Он же проводит остаток вечера за просмотром телевизора или выполнением несложных бытовых задач.

По завершении этого периода жизнь женщины упрощается – дети становятся взрослыми и самостоятельными, помогают по хозяйству. Социальная роль мужчины в семье остается неизменной на протяжении всей жизни. Мало того, требования повышаются. От него ждут карьерного роста и преумножения материальных благ, он в ответе за наличие комфортабельного жилья, модной одежды у жены и детей, машины и ежегодного отпуска. Именно об этом важно помнить каждой женщине.

Как изменились роли мужчины и женщины в современном обществе?

Если сравнить современных мужчин и женщин с мужчинами и женщинами, скажем, «эпохи застоя», то создается впечатление, что все мы стали гораздо «взрослее» и самостоятельнее.

Еще каких-то 50 лет назад редкий мужчина умел готовить что-то сложнее яичницы. Более того, не каждый мог даже разогреть себе приготовленный женой ужин. В современном обществе мужчины не только ведут кулинарные блоги и передачи на телевидении, но и с удовольствием готовят дома для друзей или своей семьи. Все чаще звучит лозунг, что приготовление мяса — это вообще не женское дело.

А раз мужчина готовит, то он и ходит на рынок и в супермаркет запродуктами. Более того, мужчина сам в состоянии составить список необходимого и приобрести все по этому списку.

Покупка одежды и обуви в период социализма целиком лежала на плечах советских женщин. Мужчина «не знал», что ему нужно и какие у него размеры. Современный мужчинапредпочитает покупать себе одежду сам и прекрасно ориентируется в модных тенденциях. Мужчина в состоянии купить одежду не только себе, но и своей жене и детям.

Все больше современных пар не делят работу по дому на «мужскую» и «женскую». И технический прогресс тому в помощь.

Работа по дому все реже делится по половому признаку
Работа по дому все реже делится по половому признаку

Фраза, что «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны», к счастью, начинает забываться. Современные мужчины следят за собой и часто посещают салоны красоты, потому что «красота — это страшная сила».

Современный папа умеет, так же как и мама, искупать младенца, сменить емуподгузник и накормить смесью из бутылочки. Он учится этому буквально за пару недель после рождения ребенка. Непутевый папа, который даже не знает, что ребенок уже не посещает детский сад, а ходит в школу, остался в старых несмешных анекдотах.

Таким образом, современный мужчина далеко не беспомощное существо, опекаемое вначале мамой, а потом — женой. Он не пропадет один не только на необитаемом острове, но и в своей квартире: не умрет с голоду, не «зарастет» грязью, не останется голым и босым.

Разумеется, трудно представить, что такого мужчину встречает жена со скалкой и с вопросами: «Где шатался? Где зарплата?» Женщины тоже стали другими: замужество перестало быть главной целью. Мамины советы, что «замуж нужно выйти до 25 лет, иначе останешься старой девой», воспринимаются с иронией.

Быт не обязательно ложится на женские плечи. Тут возможны варианты: домашние дела делятся поровну, или ими целиком занимается мужчина, или в доме есть приглашенная домработница.

Женщина за рулем уже никого не удивляет
Женщина за рулем уже никого не удивляет

Общественное мнение, даже в лице бабушек на лавочках, спокойно относится кженщине, родившей ребенка без мужа. Отсутствие мужа не скрывается ни от дальних родственников, ни от соседей по дому.

Трудно поверить, но в середине ХХ века женщин за рулем, особенно в провинциальных городах, были единицы. Думаю, их даже знали в лицо. Сейчас никого неудивляет женщина за рулем. Гораздо больше удивляют женщины, которые не имеют водительских прав и не хотят водить машину.

В наше время не редкость семейные пары, в которых жена старше мужа на 5 и более лет. Не скажу, что таких женщин перестали осуждать. Нет, еще не перестали, но это уже не кажется чем-то из ряда вон.

Современные женщины чаще рожают первого ребенка в 30 лет и позже. Роды после 40 стали самым обычным явлением. Увидев женщину за 40 с маленьким ребенком, даже дошкольнику не приходит в голову назвать ее бабушкой.

Замужество больше не является главной целью
Замужество больше не является главной целью

Получается, что временные рамки раздвинулись. Например, получить новую специальность можно не только сразу после окончания школы. Наличие не одного, а двух дипломов о высшем образовании стало практически нормой.

Кого-то радуют такие изменения, а кто-то с тоской вспоминает о прошлом, не все готовы так быстро отказаться от привычных стереотипов о роли женщин и роли мужчин в современном обществе. Мы стали «взрослее» и самостоятельнее, меньше зависим друг от друга. Разве это повод, чтобы огорчаться?

Мужчины и женщины: социальные роли

Современное общество, в значительной степени наделяющее женщин равными с мужчинами правами, влияет не только на социальные роли людей, но и на черты их психики. Интуиция подсказывает, что при сходстве социального поведения психологические различия между полами должны нивелироваться. Однако подтверждается ли эта догадка исследованиями?

мужчины и женщиныСейчас довольно удачный момент для исследования различий. На протяжении последних десятилетий мир в социальном отношении стремительно менялся. В наиболее развитых обществах женщины наряду с мужчинами теперь претендуют на общий рынок труда, их социальная роль перестала быть связана исключительно с домашним хозяйством и заботой о детях. В отличие от не столь далекого прошлого, женщины получили полноценный доступ к образованию. Заметно сократился список «мужских» профессий. Самое существенное, значительно расширилась область, где женщина может реализовать себя. Одним словом, в преуспевающих странах западного образца у женщин возросло число возможностей, равных мужским. В других терминах, эти общества переживают этап размывания гендерных ролей. Когда полицейским может оказаться как мужчина, так и женщина, соответствующая модель поведения уже не ассоциируется со специфическими проявлениями одного пола. Это качественные социальные перемены. Причем различные страны мира переживают их с разной скоростью. В некоторых регионах эти процессы практически не начались, тогда как в других идут полным ходом. Сравнительные наблюдения позволяют оценить, как уход от традиционного распределения ролей сказывается на эволюции психологических различий между полами.

Существует интуитивно понятная точка зрения, что по мере размывания границ гендерных ролей должно происходить постепенное сближение женского и мужского психотипов. Представители разных полов по индивидуальным качествам и поведению будут становиться все более похожими друг на друга. Такой взгляд характерен для тех, кто считает, что психотип человека в значительной мере формируется социумом. В рамках этой логики те отличительные черты личности, которые привычно рассматриваются как «мужские» и «женские», являются приобретенными и навязаны культурными стереотипами. Заметная разница психологических характеристик мужчин и женщин объясняется, прежде всего, различием их ролей – принятых в обществе моделей поведения, восприятия, чувствования и коммуникации. Следовательно, различие между полами должно ослабевать в тех странах, где наиболее выражена тенденция к равноправию женщин и мужчин.

Второй подход прямо противоположен по исходным установкам и выводам. Он черпает объяснения в биологической эволюции и рассматривает психологические различия как составную часть врожденных качеств. Согласно эволюционному подходу эти различия сформировались в далеком прошлом под воздействием отбора и в связи с естественным распределением функций между полами. К примеру, половой отбор способствовал закреплению в мужчинах большей готовности идти на риск и стремления к социальному доминированию, тогда как женщин побуждал быть более осторожными и заботливыми. Если эти качества закреплены эволюцией, тогда социальные установки могут их в лучшем случае подавлять или высвобождать, однако не способны изменить характер их распределения между полами. Размывание гендерных границ, таким образом, не повлечет сближения женского и мужского психотипов.

С начала 2000-х годов стали накапливаться данные о личностных особенностях мужчин и женщин в разных регионах мира. При сравнении исследователи получали контринтуитивную картину: чем дальше то или иное общество продвинулось в уравнивании гендерных ролей, прав и возможностей, тем более выраженной в нем оказывалась психологическая разница между полами. Иными словами, уходящий на заработки муж и жена-домохозяйка из страны архаичной культуры, где сохраняется социальное неравенство женщин и мужчин, по индивидуальным психологическим характеристикам оказываются друг к другу ближе, нежели работающие супруги, проживающие, скажем, во Франции или Дании.

по материалам http://rnd.cnews.ru

Реферат: социальные роли мужчины и женщины —

Социальные роли. Виды и характеристики

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая – размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае – покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, – только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми – чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам – вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имиджетерапия (имидж – образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Гендер – социальная характеристика человека

Пол и гендер являются важнейшими концепциями, которые часто путают.

Пол определяется физиологическим строением человека (биологическая характеристика), в то время как гендер определяется свойствами личности, внешним видом и поведением (социальная характеристика).

Пол – важнейшая характеристика человека.

Генетическая основа того, что люди называют полом, возникает на протяжении трех недель с момента оплодотворения.

Под воздействием мужского гормона – тестостерона, уровень которого в организме женщины в этот период повышается в среднем примерно в 10 раз, в формирующемся плоде либо вырабатывается хромосома «Y» либо нет. При этом в случае появления хромосомы «Y» и соответственно формированием мужской физиологии – уровень тестостерона (его количество) в организме матери влияет на здоровье и физические данные будущего мужчины, Проще говоря будет ли он выдающимся спортсменом или нет зависит от количества мужского гормона тестостерона, который вырабатывался организмом матери во время беременности (уровень в 8, 10 или 12 раз выше нормы).

В этот же период формируются пальцы будущего человека и если верить доказанной теории Английского ученого энтузиаста – по разнице между указательным и безымянным пальцами рук мужчины можно определить уровень мужского гормона который влиял на зародыш в организме беременной матери, и который в результате, и определил физические данные будущего мужчины, его способности и здоровье. При чем это совершенно не касается женщин, у которых в отличие от мужчин, указательный палец обычно длиннее безымянного.

Половая и гендерная разница возникает из-за того, что «…одна из двадцати трех пар хромосом – называемая половыми хромосомами – получает или X-хромосому, и возникающая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, или 23-я пара будет иметь паттерн XY, который ведет к формированию морфологических особенностей, свойственных мужчине», то есть пол человека – определяет всего одна хромосома. При чем хромосома Y – имеет размер в несколько тысяч раз меньший чем хромосома X.

Ученые доказали: «Базовая матрица человеческого тела и ума – женская. Все мы начинаем свою жизнь девочками: 22 пары хромосом несут женские коды и только в 23-й паре хромосом – половых, может содержаться Y-хромосома – мужской генетический код. Грудь и соски у плода формируются раньше чем формируется пол, поэтому у мужчин они остаются неразвитыми.

В эволюционном развитии Мужчины стоят на ступень выше женщин, но это не является чистым преимуществом, скорее наоборот, их мозг более специализирован и уязвим, они подвержены более серьезным болезням и т.д.

В XX веке Зигмунд Фрейд заявил, что анатомия женщины определяет ее судьбу. По утверждению Зигмунда Фрейда «ущербность» женщины заключается в отсутствии у нее мужского полового органа и сексуальной энергии (либидо). Осознав свою неполноценность, женщина якобы переживает чувство фаллической зависти, которое проходит лишь с рождением ребенка. Это все, к чему стремится женщина и на что она способна, следовательно, она не может считаться полноценным существом.

Но в этом утверждении есть доля правды. Ведь для многих женщин брак и дети являются смыслом жизни…

Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения взаимодействия полов в социуме.

С понятием гендер тесно связано понятие гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач. Именно эти стереотипы являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе.

Биологический пол: мужчина / женщина

Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность, настолько переплетены, что для их распутывания потребовались бы геркулесовы усилия. Представьте себе, что у вас только что родился ребенок, но в родильном доме запрещено сообщать родителям пол младенца. Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Оно было бы вызвано вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это так важно для вас? Очень просто – с момента рождения детей мы сознательно или бессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С момента рождения дети начинают осознавать свой пол.

Физические различия

Разумеется, существуют некоторые физические различия между полами. Младенцы мужского пола обычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки, их мышцы немного крепче, чем у девочек; кроме того, как правило, их сердце и легкие также крупнее. К 18-летнему возрасту сила мышц женщин почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин. Младенцы женского пола обычно начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, кроме того, у них раньше прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигают половой зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые из этих различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; у мальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в большей мере поощряют заниматься спортом, чем девочек.

Сравнительно короткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично объясняется войнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на работе в атмосфере конкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей эти различия, видимо, также подвержены переменам.

Тендерная идентичность и идеалы: мужественность/женственность

Большинство членов общества верят в общепринятые тендерные идеалы – идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют сорванцами и маменькиными сынками. Девочку называют сорванцом, если она самоуверенна, любит соревноваться с другими и увлекается спортом; мальчика считают маменькиным сынком, если он чувствителен и склонен к сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того, чтобы дать сдачи. Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькиными сынками, сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируют на негативное подкрепление и начинают нести себя в соответствии со своим полом.

Негативная реакция на «неуместное» поведение не является единственным фактором, влияющим на развитие тендерной идентичности. Маккоби и Джаклин предполагают, что на него воздействуют три основных процесса: моделирование, подкрепление и самосоциализация.

Моделирование

В этом процессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают человеку, который больше всех о них заботится, – маме или другому человеку (обычно женского пола), уделяющему им много внимания, например няне, домработнице или сотруднице яслей. Хотя, как правило, отцы проводят со своими детьми намного меньше времени, чем матери, большинство детей в значительной мере берут пример и с отца, и с матери, а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видят по телевизору.

Интересно отметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом, маленькие дети не обязательно имитируют поведение взрослого одного с ним пола. Исследования показывают, что дошкольники и ученики младших классов, занимающиеся игрушками, «соответствующими» их полу, и предпочитающие дружить с детьми своего пола, обычно склонны подражать взрослым, обладающим силой и властью, независимо от их пола. Например, если дети имеют выбор образца для подражания между мамой, готовящей обед дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчики и девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа.

Нэнси Чодорова утверждает, что в основном моделирование осуществляется в самом раннем детстве. Она считает, что различия тендерных идеалов сохраняются благодаря единственной в своем роде близости между матерью и дочерью. «Под влиянием раннего опыта девочек и мальчиков, ощущавших женскую заботу, формируется ожидание, что интересы матерей полностью сосредоточены на детях и главный смысл их жизни связан с заботой о благополучии детей.

Дочери вырастают, отождествляя себя со своими мамами в соответствии с этими ожиданиями… В результате материнской заботы, испытанной в детстве, у девочек наверняка закладывается стремление к материнской заботе о младенцах, и они будут готовы принять на себя длительную заботу о детях».

Психоаналитические исследования показали, что на ранних этапах социализации мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки обычно сохраняют свою привязанность к матери; мальчики начинают сближаться с отцами или другими сильными личностями мужского пола. Таким образом, мальчик должен изменить свою ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональной поддержке, и в связи с этим могут возникнуть проблемы. Исследования Хедерингтона наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируется мужское самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властная мать может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.

Подкрепление

Это понятие связано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение неуместного поведения: мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч на 50 футов дальше; взрослые обычно ворчат, когда полные девочки съедают вторую порцию обеда. Наверное, мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Это особенно заметно, когда дело касается общепринятых образцов поведения, соответствующих полу. Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие.

Маккоби и Джаклин установили, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полового поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя «как мальчик» или «как девочка».

Самосоциализация

Этот процесс, о котором писал Лоренс Колберг, связан с тем, что дети «сами подготавливают себя к жизни в обществе» на основе вербального и невербального социального взаимодействия. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят поведение хитрых, грубых и щедрых и т.п. людей – критерием для них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети начинают осознавать, что воплощение определенных образцов вызывает уважение или осуждение других.

Хотя в некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей, самосоциализация имеет и свою самобытность. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда тендерная идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям их родителей.

Идеалы и идентичность

В ходе трех только что рассмотренных процессов (моделирования, подкрепления и самосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками или мальчиками, у них формируются понятия о «мужественности» или «женственности». По мере формирования такого поведения одновременно складываются тендерная идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое поведение «естественным», потому что они являются мальчиками или девочками. Большинство из нас обычно без всякого сомнения причисляют себя к мужскому или женскому полу, но существует некоторая неясность по вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, каким образом формируется мужская или женская тендерная идентичность личности.

Дело в том, что тендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют друг другу. Например, гомосексуалистам свойственна тендерная идентичность, но они не испытывают романтического влечения к женщинам, олицетворяющего тендерный идеал мужчины. Подобное поведение характерно и для трансвеститов–людей, которые одновременно носят мужскую и женскую одежду – они осознают свой биологический пол, но их поведение не соответствует общепринятым идеалам, Любой врач неотложной помощи может рассказать вам о мужчинах, которые носят белье с кружевами под костюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности также свидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между тендерной идентичностью и идеалами.

Сексуальные роли: «место мужчины»/ «место женщины»

Мы обсудили понятия биологического пола, тендерной идентичности и тендерных идеалов – первые три компонента полового самосознания. Четвертый компонент связан с сексуальными ролями. Они соответствуют ожиданиям такого поведения, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Что касается половых ролей, то биологические факторы не предопределяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в Америке беременные обычно уходили с работы и сидели дома в течение лет двадцати, часто они навсегда оставались домохозяйками. В настоящее время женщины обычно берут трех- или шестимесячный отпуск по уходу за ребенком, а затем снова приступают к работе. Хотя в Америке такое изменение произошло лишь недавно, в других странах уже давно наметилась подобная тенденция.

Маргарет Мид нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге «Пол и темперамент», в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола.

Роли межличностного взаимодействия

Как уже было сказано, с точки зрения женщины, основные роли мужчины в семье состоят на одном уровне с межличностными эмоционально обусловленными. В то время как для него чувственная составляющая всегда второстепенна или же становится таковой по прошествии нескольких лет.

Причинами женской неудовлетворенности в браке, часто являются недополученные или отсутствующие следующие составляющие счастливого союза:

— внимание и нежность;

— регулярное общение;

— честность;

— благодарность за домашний уют;

— принятия ее как личности и члена общества;

— регулярный совместный досуг.

Как показывает практика, активный отдых вместе и вечерний просмотр фильмов, разделение интересов и увлечений друг друга значительно сближают партнеров. Роль мужчины в семье состоит в принятии этой составляющей духовной близости и обеспечения ее наличия в быту. Важно уравновесить для себя требования к партнеру и соответствие его желаниям.

Наличие регулярного общения требует серьёзных усилий. Увлеченность своими личными делами и проблемами делает обоих партнеров невнимательными и черствыми по отношению друг с другом, а ежедневное общение сводится к минимальным разговорам о детях или родственниках.

Важно глубоко интересоваться не только внешними обстоятельствами, но и внутренними переживаниями, обсуждать мысли, чувства, страхи, желания и цели. К сожалению, именно со стороны сильного пола отсутствуют побуждения к глубокому эмоциональному общению. Необходимо стремится понимать друг друга и стараться меняться в пользу общего счастья.

Таким образом, роль мужчины в современной семье и обществе сводится до соответствия его трем китам:

  1. Гарант материальной стабильности.
  2. Компаньон в домашних обязанностях и воспитании детей.
  3. Духовный лидер и эмоциональный партнер.

Брак – очень сложная субстанция. Создать семью несложно. Сложно обеспечить счастье обоих партнеров и их детей в этом союзе. Это требует серьёзных усилий, граничащих порой с ущемлением собственных интересов. Важно помнить о том, что один человек может много достичь в жизни, но два любящих партнера имеют возможность получить намного больше в совместном слаженном союзе. А вот наладка всех его систем лежит на плечах супруга. В этом и заключается самая главная роль мужчины в семье.

Роль семьи в жизни женщины

Гендерная революция уровняла права обоих полов. Прекрасная половина получила возможность вести активную профессиональную и общественную жизнь. Женщины стали более независимы. Еще полвека назад прерогативой молодой, умной и симпатичной личности был брак.

Для современной девушки приоритетным развитием жизненного пути является последовательность: высшее образование – карьера – семья – дети. Они сильны и упорны, однако все так же мечтают о единственном и неповторимом мужчине. Только с опытом требования к нему все больше повышаются, а количество неженатых хороших парней уменьшается.

Как бы ни была она сильна и независима, ей нужен сильный и надежный мужчина, с которым она могла бы свить свое собственное уютное гнездышко. В гармоничном союзе, наполненном положительными эмоциями, она расцветает, становится мягкой и женственной – таким образом проявляется ее сущность, заложенная природой.

Женщина – мать. Какие бы трудности ни привлекали за собой обязанности материнства, полностью раскрыть свою генетическую сущность она может, родив ребенка и занимаясь его воспитанием.

Чтобы чувствовать себя и быть здоровой, ей нужен качественный регулярный секс. Любимый муж – лучший партнер и поручитель стабильной половой жизни.

Любовь, материнство, регулярный секс – это три основополагающих причины для девушки, которые побуждают ее к созданию семейного союза.

Одновременно ей действительно бывает трудно быть милой, нежной, ласковой, красивой, заботливой и веселой, неся на себе обязанности домашних дел и профессиональных достижений. Гендерная революция расширила женские права, однако не упростила ей жизнь.

Семья в жизни мужчины

Находясь в активном поиске будущей жены, он ищет верную мудрую спутницу, которая обустроит их совместный быт. В силу полового равноправия он рад видеть рядом всесторонне развитую успешную девушку. Однако ищет он не ее успех, а себя рядом с ней. Роль семьи в жизни мужчины определяется его жизненными приоритетами. Семейный союз для него – это стимул к личным достижениям, одновременно поддержка и помощь на пути к ним.

Он должен чувствовать себя главным, добытчиком и защитником. Может принимать ее как личность, однако его собственная будет подавляться в случае, если лидером будет она.

Он доволен, когда есть вкусный обед и порядок в доме; рад, когда ею создается здоровая атмосфера отношений с близкими; удовлетворен, когда его хвалят, восторгаются им и заботятся. Муж в жене ищет образ матери и, одновременно, надежного тыла.

Поддержка и понимание с ее стороны – важный аспект мужского семейного взгляда. Когда он чувствует и осознает их, в нем раскрываются новые ресурсы к очередным достижениям.

Подсознательно он стремится к продлению рода, ищет здоровую претендентку на роль матери его детей. Он любит и заботится о них, стремится к их счастливому будущему. Однако они не являются центром жизни. Его цель – успех в жизни, а жена – помощница на пути к самореализации.

Он любит глазами. Если она хороша и сексуальна, при этом соответствует остальным его требованиям, то он удовлетворен визуально и физически, а значит, доволен браком. В противном случае он продолжает искать.

Роль мужчины в семье и обществе определяется не столько им самим, сколько женщиной, которую он выбирает.

Согласование ролей

Социальная роль – это комплекс действий, которые выполняет человек относительно членов семьи и общества. В течение жизни он охватывает одновременно несколько из них. Социальная роль мужчины предполагает следующие составляющие: любовник, друг, отец, добытчик, защитник, хозяин, профессиональная принадлежность, дружеская позиция в компании товарищей.

Женщине также непросто. Она должна быть красавицей, любовницей, советчицей, мамой, хозяйкой, поваром, дизайнером своего жилища, экономистом, успешной леди и верной подругой. При этом социальная роль мужчины и женщины в семье примерно уравновешена теоретически, но нестабильна фактически.

Она – мать и хранительница очага — хочет развиваться творчески, в то время как муж требует от нее профессиональной карьеры, а родственники – домашнего хозяйствования. Мужчина – добытчик и защитник — хочет заниматься своим хобби, в то время как жена требует от него стабильно-высокого заработка, а близкие – помощи.

На этапе создания брака, а также на каждом из кризисных периодов важно помнить главное правило: семья – это сосуществование целостных личностей, где каждая имеет такие же общие обязанности, как и собственные права, которые в успешном социальном институте должны учитываться. Ведь основная роль мужчины и женщины в семье – это продление рода и воспитание своих детей в любви и взаимопонимании.

Теория современной семьи

Благополучные сельские и городские семейные союзы XXI века сильно отличаются друг от друга по условностям счастья. Так, для деревенской местности характерно преимущество домашнего хозяйствования. В связи с этим обоюдные обязанности примерно разделяются, одновременно кухонные лежат на женщине, а тяжелая физическая работа – на мужчине.

Для современной городской семьи преимущественным является социальная и профессиональная активность. Трудности ведения быта сводятся к уборке, стирке и приготовлению пищи. Учитывая равноправие полов, они вполне могут быть уравновешены. Для данного устава считается нормальным, когда она много работает, в то время как он может иной раз приготовить пищу или позаниматься с детьми.

В нагрузку к городским семейным будням добавляется необходимость каждого из пары следить за своей внешностью и здоровьем. Посещение фитнес-залов и салонов красоты занимает определенную часть дня и требует от другого из супругов выполнения определенных обязанностей, к примеру, времяпровождения с ребенком.

Эволюция брачного института

Брачные уставы черпают свои корни из первобытного общества. Во времена матриархата мужчина был добытчиком, женщина – хранительницей очага, при этом она считалась главой. Неолитическая революция произвела земледелие, скотоводство и перевес патриархата.

У стада появилась родовая организация. Роль мужчины и женщины в семье несколько видеоизменилась, сохраняя при этом ту же суть. Она обеспечивала совместное ведение хозяйства, однако не освобождала «сильный» пол от задач кормильца, а «слабый» – от деторождения и ухода за членами рода.

За всю историю человечества существовали различные цивилизации, в которых роли каждого значительно смещались. Истории известны и такие, где она была военачальницей, однако неведомы те, в которых он исключительно бы занимался детьми и домашним хозяйством.

По мнению некоторых ученых, первоначальное формирование родовой моногамности вовлекло прекрасную половину в системное домашнее рабство. Многовековая гендерная эволюция уравновесила возможные социальные роли, не лишив основных половых обязанностей. Эволюция роли мужчины в семье полагается в наполнении его существования глубокой эмоциональной составляющей по отношению к жене и детям, а также в равномерном разделении бытовых «повинностей».

Как быть Леди:  Студенческая жизнь»
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий