Гойя Франциск — трагические мотивы в творчестве

Гойя Франциск - трагические мотивы в творчестве Женщине

«университеты» франсиско гойи

Академия Сан-Фернандо отфутболила Франсиско дважды. В 1763-м он не получил в свою пользу ни единого голоса, сгоряча отчаялся, но постепенно остыл и в 1766-м предпринял вторую попытку. Она тоже закончилась неудачей: Франсиско Гойя не был силён в рисунке, да и вообще ни на кого не похож – академики просто не поняли этот странный, небывалый, «деформированный» (как назовет его в ХХ веке Ортега-и-Гассет) стиль.

Кто угодно опустил бы руки. Но мастер, родившийся под огненным знаком овна, был чертовски упрям и настолько уверен в собственных силах, что решил: он всё равно перехитрит – если не судьбу, так уж Королевскую академию точно. Не получив от неё пенсиона, 23-летний Франсиско Гойя рванул в Рим за собственный счёт. Для этого он примкнул к группе матадоров, направлявшихся в Италию.

https://www.youtube.com/watch?v=CaUGgxqeYos

Бой быков, кураж, возбужденный гул толпы – это вообще была его стихия. Общительный и задиристый Франчо обожал шумные сборища и не раз клялся сплясать арагонскую хоту на спинах тех, кто осмеливался косо посмотреть в его сторону. Франсиско Гойя принимал участие в корриде и выступлениях уличных акробатов.

Он был ловок, мускулист и отчаянно смел, а о его амурных похождениях, осложнённых многочисленными дуэлями, ходили легенды. Рассказывали, например, как Гойя, влюбившись в послушницу одного из римских монастырей, выкрал девушку из обители. Знавшие его накоротке не сомневались, что именно так оно и было.

Покорение Рима испанский художник начал с того, что забрался на купол Собора Святого Петра. Но не затем, чтобы оценить вид на «вечный город», нет – на вершине собора Франсиско Гойя выцарапал свои инициалы. Матадор и драчун из Сарагосы жаждал во весь голос заявить о себе urbi et orbi – «городу и миру», и ни секунды не сомневался, что Провидение и Пресвятая Дева Аточская приготовили для него великое будущее.

Гойя. капричос. полная сюита офортов…

Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. И в качестве жеста примирения он передает ему собрание из 499 репродукций своих произведений, в том числе 80 типографских пластин, а также все непроданные экземпляры вместе с рукописными страницами. С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет.

Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.

 (383x650, 66Kb)
«Они говорят «да» и протягивают руку первому встречному
Легкость с которой многие женщины соглашаются на брак,
объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше.»

 (317x480, 56Kb)
«Бука идет!»
Пагубная ошибка в начальном воспитании: у ребенка вызывают страх перед несуществующим и заставляют его бояться буки больше чем отца.

 (300x480, 22Kb)
«Маменькин сынок»
Небрежное воспитание, потворство и баловство делают детей капризными, упрямыми, заносчивыми, жадными, ленивыми и несносными. Вырастая, они становятся недорослями. Таков и этот маменькин сынок.

 (300x521, 27Kb)
«Один другого стоит»
Немало было споров о том, кто хуже: мужчины или женщины. Пороки тех и других происходят от дурного воспитания. Распутство мужчин влечет за собой разврат женщин. Барышня на этой картинке так же безрассудна, как и щеголь, беседующий с ней, а что до двух гнусных старух, то они друг друга стоят.

 (300x540, 28Kb)
«Никто никого не знает»
Свет — тот же маскарад. Лицо, одежда и голос — все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь.

 (391x650, 72Kb)
«Он даже и так не разглядит ее»
А как же ему распознать ее? Чтобы узнать ее как следует, мало лорнета. Нужен здравый смысл и жизненный опыт, а этого-то и не достает нашему бедняжке.

 (300x470, 21Kb)
«Ее похитили!»
Женщина которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что ее похитили.

 (423x650, 61Kb)

«Тантал»
Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы.

 (414x650, 75Kb)
«Любовь и смерть»
Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу.

 (300x508, 27Kb)
«За дело, ребята»
Их лица и одежда сами за себя говорят.

 (386x650, 67Kb)
«Охота за зубами»
Зубы повешенного — чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам.

 (300x518, 24Kb)
«Горячо»
Они так торопятся проглотить, что глотают кипящее. В удовольствиях тоже необходимы умеренность и воздержание.

 (397x650, 71Kb)
«Какая жертва!»
Как водится, жених не из самых привлекательных, но он богат, и ценою свободы несчастной девушки нищая семья покупает благополучие. Такова жизнь.

 (300x504, 24Kb)
«Добрые советы»
Советы достойны той, кто их дает. Хуже всего то, что сеньорита будет следовать им буквально. Горе тому, кто к ней приблизится!

 (300x480, 25Kb)
«Бог простит. Это была ее мать»
Барышня покинула дом ребенком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у ней милостыню. Она прогоняет ее, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит — подумать только! — что нищенка ее мать.

 (433x700, 82Kb)
«Он хорошо натянут»
О, тетушка Курра не дура. Она отлично знает, как важно иметь хорошо натянутые чулки.

goya18 А у него горит дом (300x505, 29 Kb)
«А у него горит дом»
Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удается снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина.

 (300x475, 25Kb)
«Все погибнут»
Удивительно! Опыт погибших не идет в прок тем, кто стоит на краю гибели. Ничего тут не поделаешь. Все погибнут.

 (323x480, 41Kb)
«Вот они и ощипаны»

Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место

 (311x480, 51Kb)
«Как ее ощипывают!»

И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка

Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется.

 (343x477, 45Kb)

«Бедняжки!»

 (330x480, 36Kb)
«Из той пыли …»

Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги,

такой усердной, такой полезной – и так обойтись! Безобразие!

Goya24Тут ничего нельзя было поделать (344x477, 49Kb)
«Тут ничего нельзя было поделать»

Эту святую сеньору жестоко преследуют. Огласив историю ее жизни, ей оказывают почёт.
Но если это делают, чтобы устыдить ее, то зря теряют время. Невозможно устыдить того, кто не знает стыда.

 (352x478, 46Kb)
«Ведь он разбил кувшин. Кто из них хуже?»

 (353x477, 52Kb)
«У них уже есть на что сесть»
Чтобы образумить легкомысленных девиц, нет ничего полезнее, чем надеть им стулья на голову.

 (329x474, 39Kb)
«Кто более предан?»
Ни тот, ни другой. Он — вертопрах в любовных делах, который всем женщинам говорит одно и тоже, а она занята мыслями о том, как ей разделаться с пятью свиданиями, которые она назначила от восьми до девяти, а сейчас уже половина восьмого.

 (332x478, 46Kb)
«Никому ни слова»
Превосходная мамаша для деликатного поручения.

Goya29 Вот это называется читать (335x477, 41 Kb)
«Вот это называется читать»
Никто не скажет, что он теряет время зря

 (319x477, 43Kb)
«Зачем их прятать?»
Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет и жить осталось не больше месяца, он все еще боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчеты скупости.

 (346x477, 39Kb)
«Она молится за нее»
И хорошо делает: да ниспошлет ей Бог удачу и избавит ее от зла, от лекарей — кровопускателей и от альгвасилов, и пусть она станет такой же ловкой, расторопной и готовой угодить всем, как ее покойная мамаша, Царство ей небесное.

 (390x650, 63Kb)
«За то, что она была слишком чувствительна»
На жизненном пути бывают подъемы и падения

 (320x480, 50Kb)
«Графу Палатинскому»

Во всех науках есть шарлатаны, которые все знают, ничему не учившись

Goya34 (338x477, 36 Kb)
«Их одолевает сон»
Не надо будить их. Быть может, это единственное утешение несчастных

 (338x478, 45Kb)
«Она его гладко бреет»
Его бреют чисто и с него сдерут шкуру. Сам виноват, что вверяет себя такому брадобрею.

cap36 (412x650, 63 Kb)
«Скверная ночь»
Вот как плохо приходится гулящим девицам, которым не сидится дома.

 (318x480, 47Kb)
«А не умнее ли ученик?»
Не известно умнее ли он или глупее, но нет сомнения, что более важной, глубокомысленной особы, чем этот учитель, невозможно сыскать

 (330x480, 41Kb)
«Брависсимо!»
Если для понимания довольно иметь длинные уши, то лучшего ценителя не найти; но как бы он не стал хлопать тому, что совсем плохо звучит.

 (333x480, 54Kb)
«Вплоть до третьего поколения»
Это бедное животное свели с ума знатоки геральдики и родословных. Оно не одиноко.

 (410x650, 90Kb)
«От какой болезни он умрет?»

Врач отменный, способный к размышлению, сосредоточенный, неторопливый, серьезный. Чего же еще желать?

 (352x477, 39Kb)
«Точь-в-точь»
Он заказал свой портрет — и хорошо сделал. Те кто с ним не знаком и не видал его, все узнают по портрету.

 (417x699, 54Kb)
«Ты, которому невмоготу»

Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?
* Название офорта — часть поговорки: «Ты, которому невмоготу, взвали-ка и меня на спину».

Как быть Леди:  деградация — Викисловарь

 (471x699, 128Kb)
«Сон разума рождает чудовищ»

Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ;
но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых им чудес.

 (386x650, 71Kb)
«Тонко прядут»

Они тонко прядут и сам черт не распутает тех нитей, которые они уготовят этим малюткам

 (330x480, 44Kb)
«Многое можно сосать»

Человек словно для того и рождается и живет на свете, чтобы из него тянули соки

 (325x478, 46Kb)
«Строгий выговор»
Без выговоров и нравоучений нельзя преуспеть ни в какой науке, а ведовство требует особого таланта, усердия, зрелости, покорности и послушания Великому Ведьмаку, который ведает колдовской семинарией Бараоны.

 (329x478, 45Kb)
«Подношение учителю»
Правильно делают: они были бы неблагодарными учениками, если бы не угощали своего наставника, которому они обязаны всей своей дьявольской выучкой.

 (406x650, 69Kb)
«Доносчики»
Из всех видов нечисти наушники — самые противные и в то же время самые несведущие в колдовском искусстве.

 (332x478, 39Kb)
«Маленькие домовые»
А вот совсем другой народец. Веселые, резвые и услужливые; немножко лакомки и охотники до шалостей; но все-таки это славные человечки.

 (329x478, 40Kb)
Сурки

Тот, кто ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает,
принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся.

 (451x700, 106Kb)
«Прихорашиваются»

Иметь длинные когти настолько предосудительно, что запрещается даже нечистой силе.

cap52 (384x650, 64 Kb)
«Чего не сделает портной!»

Нередко приходится видеть, как смешной урод вдруг преображается в надутое ничтожество, пустое, но весьма представительное на вид! Поистине велико могущество ловкого портного и столь же велика глупость тех, кто судит по внешности.

 (335x480, 34Kb)
«Какой Златоуст!»

Когда он говорит, он настоящий златоуст, а когда выписывает рецепты – настоящий ирод.

 (304x478, 40Kb)
«Стыдливый»

Есть люди, у которых самая непристойная часть тела – это лицо, и было бы не худо,
если бы обладатели таких смешных им злополучных физиономий прятали их в штаны

Goya55До самой смерти (326x477, 38 Kb)
» До самой смерти»

Она прихорашивается – и очень кстати. Сегодня день ее рождения.
Ей исполняется семьдесят пять лет. К ней придут подружки.

Goya56 Верх и вниз (327x480, 44 Kb)
» Верх и вниз»

Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив.
Тому, кто с таким трудом взбирается наверх, она дает дым, а потом в наказание сбрасывает вниз.

 (300x477, 40Kb)
«Родословная»

Здесь стараются обольстить жениха, показывая ему по родословной, кто ее родители, деды, прадеды и прапрадеды. А кто она сама? Это он узнает после.

Goya58 Пропади все пропадом! (314x477, 44 Kb)
«Пропади все пропадом!»

Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира.
А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы.
И там он все равно убедиться, что жизнь – сплошной клистир.

 (327x477, 34Kb)
» А они все не уходят!»

Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей;
он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох.

 (418x700, 126Kb)
«Первые опыты»
Мало-помалу он продвигается вперед и уже делает первые шаги, а со временем он будет знать столько же, сколько его наставница.

 (443x700, 146Kb)
«Они взлетели»
Этот клубок ведьм, который служит подножием щеголихе, вовсе ей не нужен, — разве что для красы. У иных в голове столько горючего газа, что они могут взлететь на воздух без помощи ведьм и без воздушного шара.

 (336x477, 36Kb)
«Невероятно!»
Две ведьмы крепко повздорили, которая из них сильнее в бесовском деле. Трудно поверить, что Косматая и Кудлатая способны на такую потасовку. Дружба — дочь добродетели: злодеи могут быть только сообщниками, но не друзьями.

 (308x480, 40Kb)
«Какие важные персоны!»
На картинке — два почтенных и сановитых ведьмака. Они выехали верхом, чтобы поразмяться.

 (395x650, 55Kb)
«Счастливого пути»
Куда держит путь эта адская банда, завывающая в ночном мраке? При свете было бы нетрудно перестрелять всю эту нечисть. Однако в темноте их не видно.

 (421x700, 96Kb)
«Куда направляется маменька?»
У мамаши водянка, и ей предписан моцион. Дай Бог, чтобы ей полегчало.

 (306x477, 42Kb)
«Ну-ка, полегче! Вот ведьма верхом на Хромом бесе»

 (324x478, 39Kb)
«Погоди, тебя подмажут»
Его посылают с важным поручением, и он торопится в путь, хотя его еще не успели подмазать как следует. Среди ведьмаков тоже встречаются ветреники, торопыги, нетерпеливые сумасброды без капли здравого смысла. Всюду бывает всякое.

 (431x700, 101Kb)
«Вот так наставница»
Для ведьмы метла — одно из важнейших орудий: помимо того, что ведьмы — славные метельщицы, они, как известно, иногда превращают метлу в верхового мула, и тогда сам черт их не догонит.

 (304x477, 42Kb)
«Поддувает*
Наверное, в прошлую ночь был богатый улов младенцев. Готовится знатный пир. Приятного аппетита!
* Буквально — дуть, поддувать, фигурально — доносить.

 (321x478, 41Kb)
«Благочестивая профессия»
— Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников и начальников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить — всякий раз как тебе прикажут? — Клянусь! — в таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!

 (463x700, 108Kb)
«Когда рассвет, мы уйдем»

А хоть бы и вовсе не приходили: никому вы не нужны.

583547313 (444x700, 110 Kb)
«Тебе не уйти!»
Конечно, не уйдет та, которая сама хочет быть пойманной.

 (320x478, 38Kb)
«Лучше бездельничать»
Если тому, кто больше трудится, достается меньше благ, то, право, лучше бездельничать.

 (328x480, 42Kb)
«Не кричи, дурочка!»

Бедняжка Пакилья! Она пошла позвать лакея — и повстречалась с домовым. Не надо бояться: Мартинико в хорошем расположении духа и не причинит ей зла.

 (338x477, 47Kb)
«Неужели никто нас не развяжет?»
Что это? Мужчина и женщина, связанные веревками, изо всех сил стараются освободиться и кричат, чтобы их скорее развязали? Если я не ошибаюсь, это жертвы насильственного супружества.

 (324x477, 41Kb)
«Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то…»
Этот болван воображает, что раз он носит кокарду и жезл, то он от природы выше других, и злоупотребляет доверенной ему властью, чтобы досаждать всем кто имеет с ним дело. Тщеславный, спесивый, наглый с теми, кто ниже его по положению, он гнет спину и пресмыкается перед теми, кто его сильнее.

 (326x477, 44Kb)
«Друг дружку»

Такова жизнь. Люди издеваются один над другим и мучают друг друга, словно разыгрывают бой быков.
Тот, кто вчера был на месте быка, сегодня – тореро.
Фортуна правит фиестой и распределяет роли по своей прихоти.

Goya78 (333x477, 43 Kb)
«Кончай скорее, уже просыпаются»

Маленькие домовые — это самый услужливый и домовитый народец. Если служанка умеет их уважить, то они снимают пену с ольм, варят овощи, судомойничают, подметают и баюкают ребенка. Много спорили, не дьяволы ли они. Рассеем заблуждения. Дьяволы — это те кто причиняет зло или мешает другим делать добро, или кто вообще ничего не делает.

 (343x478, 48Kb)
«Нас никто не видел»
Что за беда, если эти маленькие домовые Мартинико спустятся в погреб и пропустят стаканчик, раз они работали целую ночь и до блеска начистили кран бочки?

bca (406x650, 61 Kb)
«Уже пора»
На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки. Хорошо, что это племя показывается только ночью и в темноте. До сих пор никто не сумел узнать где они прячутся днем. Тот, кому удалось бы захватить логово домовых, поместить его в клетку и показывать в десять часов утра на Пуэрта дель Соль, не нуждался бы ни в каком наследстве.

Название серии восходи к итальянскому слову «Каприччи» – искусство, открывающее новые способы восприятия мира. Гойя создал «Капричос», что называется, на одном дыхании, всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить. Современники если и не всегда понимали художника, то не могли не отметить новизну, не похожесть творения Гойи на все, что случалось им видеть прежде. Сам Гойя назвал серию «Сюитой офортов на причудливые сюжеты», проведя аналогии с музыкальной формой. Ведущей темой, лейтмотивом сюиты он избрал историю своей счастливой и трагической любви к герцогине Каэтане Альба. Никогда прежде личная драма художника не становилась содержанием его искусства. Художник был ремесленник, его работа определялась вкусами заказчика, и только романтики превратили творчество в выражение душевных и духовных переживаний автора. В музыке впервые это сделал Л. Бетховен, в изобразительном искусстве – Гойя.

Второе, что поражает в «Капричос» — отчаянная смелость художника. Гойя зло и саркастически высмеял Испанию: пороки простых людей, лицемерие дворянства, придворные круги, правящую чету, церковь, инквизицию. Смелость Гойи граничила бы с безумием, если бы он не понимал, что его художественные приемы слишком новы, чтобы правильно быть понятыми всеми. И главное, рассказав о своей несчастной любви и о своей несчастливой Родине, Гойя поднялся на более высокий уровень восприятия мира. В «Капричос» впервые в европейском искусстве было сказано о беззащитности человека в его отношении к судьбе. Никогда художник не был так пессимистичен, никогда так остро не ощущал себя беспомощной игрушкой темных сил мироздания, как Гойя в «Капричос».

Гравюра 14. какая жертва!

Гойя Капричос какая жертва
Франсиско Гойя. Капричос. Какая жертва! 1797-1799 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.

Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.

Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.

Гравюра 19. все погибнут

Гойя Капричос все погибнут
Франсиско Гойя. Капричос 19. Все погибнут. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история о женском коварстве. Наверху изображена приманка в виде девушки-птицы. Она привлекает птиц-мужчин. Те, что попадутся, будут ощипаны коварными дамами.

Это, конечно, аллегория. И палку ощипанному мужчине вставляют, чтобы выскребсти его изнутри. Не в прямом смысле, конечно. Скорее всего, Гойя имел в виду, что такая любовница не только обдерет до последней нитки, но и душу всю вытрясет.

Как быть Леди:  РУСОФОБИЯ / Кто такие русские

Разделавшись с одним несчастным, она вернётся к охоте. На ее приманку попадётся очередной простак. И самое удивительное, он слепо пойдёт на погибель. Не восприняв урока своего предшественника.

Чтобы вы не подумали, что Гойя сексист, взгляните на другую гравюру (21). На ней уже ощипывают птичку женского рода. А делают это лживые и алчные сеньоры.

Гойя Капричос как ее ощипывают
Франсиско Гойя. Капричос. Как ее ощипывают! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Гравюра 24. тут ничего нельзя поделать

Гойя Капричос тут ничего нельзя поделать
Франсиско Гойя. Капричос. Тут ничего нельзя поделать. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Гойя жил, когда Инквизиция ещё процветала. В Испании ведьм сжигали редко. Но могли неугодной женщине сильно попортить жизнь. Заточить на много лет в тюрьму. Или провести полуголую по улицам. Что собственно и показано на данной гравюре.

На несчастной позорный колпак. На шее хомут. Грудь огалена. Посмотрите на лица в толпе. Люди злорадствуют.

Хотя сейчас ведьм уже не сжигают и даже в колпаке по улицам не возят, эта сцена актуальна. “Публичные порки” любили во все времена. Осуждение других – частое явление. Потому что людям хочется видеть того, кто якобы хуже. Очерняя других, мы якобы обеляем себя.

Гравюра 41. точь-в-точь

Гойя Капричос точь-в-точь
Франсиско Гойя. Капричос. Точь-в-точь. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

На нескольких гравюрах Гойи главным героем является осел. В 18-19 веках это животное также олицетворяло глупость. Так что мастер лишь подчёркивает, что тщеславие – от глупости нашей. Лесть же хороша лишь для ушей глупого.

Осел так тщеславен, что хочет увековечить себя. Мартышка же готова льстит за хорошую плату. Подчёркивая образ заказчика благородным париком.

Удивительно, что Гойя по сути высмеивает свой же труд и труд своих коллег. Портретистов. Он сам был придворным художником и создал немало портретов.

Правда льстецом его назвать нельзя. Он не преукрашивал внешность даже короля с королевой. Об этом читайте в статье о семейном портрете короля Карла IV  “Женщина без лица”.

Гравюра 42. ты, которому невмоготу

Гойя Капричос ты которому невмоготу
Франсиско Гойя. Капричос. Ты, которому невмоготу. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Два осла оседлали мужчин. У одного из них даже шпора виднеется. Пожалуй, самая красноречивая гравюра Гойи о социальной несправедливости.

Бедным трудягам приходится тащить на себе всю тяжесть общества. И их спины гнуться от непосильной ноши. А на поверку оказывается, что на их спинах не благородные достойные граждане, а ослы. Которые по сути сами верховые животные. Вот такая социальная несправедливость.

Гравюра 43. сон разума рождает чудовищ

Гойя сон разума рождает чудовищ
Франсиско Гойя. Капричос. Сон разума порождает чудовищ. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Это самая известная гравюра из Капричос Гойи. Вот как мастер сам прокомментировал ее: “Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес”.

Эту гравюру Гойя задумывал поместить в самом начале альбома. Но по каким-то причинам передумал.

На самом деле, гравюра показывает, в чем корень всех бед человека. И она логично бы смотрелась в самом начале. Отключая свой разум, нами начинает управлять наша глупость. Наши эмоции. Наши страхи. А от этого происходят все несчастья и пороки человеческие.

Гравюра 50. хомячки

Гойя Капричос хомячки
Франсиско Гойя. Капричос. Хомячки. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Гойя показывает людей, готовых жить чужим умом. Они – марионетки. Они физически и ментально зависят от чужой воли.

Потому что не хотят ничего слышать. Их уши под замком. Они не хотят ничего делать. Их руки безвольно висят. Они не хотят видеть правду. Их глаза закрыты. Они лишь рты открыли. Чтобы в них вложили то, что угодно властьдержащим.

Эту гравюру Гойя назвал “Шиншиллы”. Но принято переводить ее “Хомячки”. Так как именно так называют подобных людей в наши дни.

Кстати, никого вам этот гойевский образ не напоминает? Конечно, Франкенштейна. И неспроста. Именно эти “хомячки” когда-то и стали прообразом знаменитого монстра в фильме 1931 года.

Дезастрес («бедствия войны»)

Под одним из листов Desastres de la Guerra Гойя написал лаконично-знаменитое: «

Я это видел».

Шесть бурных лет Испания,обескровленная гражданской войной и бездарным коррупционным правлением Бурбонов,воевала за независимость с наполеоновской Францией. Зная темперамент Гойи,можно не сомневаться: он не был пассивным созерцателем,хотя на тот момент уже был абсолютно глухим и не мог слышать,как стреляют пушки и рвутся снаряды.

Узнав о героической обороне Сарагосы,руководимой доном Хосе Палафоксом,герцогом Сарагосским,Гойя лично ринулся в Сарагосу и там оказался в осаде — к счастью,ненадолго.

А когда основной театр военных действий переместился в Мадрид — снова поспешил туда. Есть легенда,что Гойя наблюдал за расстрелом повстанцев непосредственно с крыши своего дома. Документы не подтверждают этот факт,но миф оказался сильнее реальности — зритель часто уверен,что при всех военных событиях Гойя присутствовал лично.

Отношение Гойи к французам не было однозначным,и это не раз будет ставиться ему в упрёк. Он явно симпатизировал либеральной политике Жозефа Бонапарта(брата Наполеона,которого тот сделал испанским королём) и в то же время не мог не сопереживать испанцам.

Вот что сам Гойя писал о разрушенной Сарагосе: «Увидев руины города,я стал изучать их,чтобы создать картины,прославляющие городских жителей,я не отрицаю громадного интереса,который возник во мне к славе моего отечества».

Живопись

За время скитаний Гойя посетил Рим, Парму и Неаполь. В 1771 году он получает вторую премию Пармской академии художеств. Что касается первой премии, о ней сегодня ничего не известно. Но этот успех позволил Франсиско поверить в себя, ведь академический совет в Мадриде молчаливо встречал картины юного художника на конкурсах и выставках.

Франсиско де Гойя, биография и картины

По возвращении в Сарагосу Франсиско профессионально занялся живописью, а именно – росписью церковных фресок. Его оформление дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар удостоилось похвал, что подтолкнуло амбициозного Франсиско попробовать снова покорить столицу.

По приезде в Мадрид Гойя стал работать над панно, необходимым для ковров Королевской шпалерной мануфактуры.

Франсиско де Гойя, биография и картины

Не без участия друга Байеу 22 января 1783 года Франсиско получил важный заказ от графа Флоридабланка. Художник не верил в удачу, ведь написание портрета высокопоставленного вельможи позволило ему хорошо заработать. Но это далеко не всё – благодаря графу, который вводит художника в высшее общество и представляет его младшему брату, королю Дон Луису, Франсиско получает новый заказ.

Дон Луис поручает исполнить портреты членов своей семьи. За свою работу Гойя заработал 20 тысяч реалов, а жене художника досталось платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью около 30 тысяч реалов.

Франсиско де Гойя, биография и картины

Капричос 52. чего не сделает портной!

Гойя Капричос чего не сделает портной
Франсиско Гойя. Капричос. Что не сделает портной! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Люди преклонились перед грозным монахом-проповедником. Но этот образ мнимый. На самом деле перед ними умело сшитый портным балахон монаха. А под ним ничего, кроме… трухлявого дерева.

Так Гойя обличает людскую наивность. Насколько легко люди “клюют” на внешние атрибуты. Не видя настоящей сути.

Так люди следуют за лже-пророками. Так попадают в лапы бесчисленных мошенников. В общем, идут на поводу своей собственной глупости.

Так если в Испании была цензура, как же гравюры Гойи сохранились? Почему их не сожгли прилюдно на костре? Более того, все непроданные альбомы были выкуплены королём Испании Карлом IV.

Может быть несколько причин. Обычный обыватель не понял. А значит не увидел опасности. Мог и авторитет Гойи сыграть свою роль. К тому моменту он уже был очень уважаемым придворным художником. Самое главное, что его труд дошёл до нас.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Капричос: сатира на грани фола

«До сорока лет Гойя был крепким мужчиной,темпераментный,временами непредсказуемый,он был большим любителем острых ощущений,шоколада и охоты на куропаток», — — писал искусствовед Пьер Гассье.

Но почему же только до сорока? И что случилось потом?

Осенью 1792 года 46-летний художник покидает Мадрид и едет в Севилью. Он срывается с места так неожиданно,что даже не удосуживается получить разрешение короля — своего работодателя. Друзьям Гойи приходится спешно разруливать эту непростую ситуацию. И до сих пор этот эпизод в жизни Гойи остается одним из самых загадочных. Неясно,что же погнало его прочь из столицы?

Впрочем,до Севильи беглец не доехал. Почувствовав себя неважно,Гойя остановился у своего приятеля Мартинеса в Кадисе. Недомогание,начавшееся всего лишь с «плохого расположения духа» и чудовищной раздражительности,стало прогрессировать — начались сильные головные боли,шум в ушах,потемнение в глазах и потеря координации. У Гойи отнялась правая рука и появились мышечные судороги.

Что это было? Диагнозы(вирусный менингит,отравление свинцом,осложнения застарелого сифилиса и тому подобное) являются лишь гипотезами,для которых недостаточно данных. Но в целом болезнь Гойи остаётся медицинской загадкой. Известно,что восстанавливался он долго. Паралич руки,к счастью,оказался временным.

Но произошло кое-что не менее страшное: Гойя полностью оглох.

Трудно даже сходу сказать,кого Гойя пощадил. В «Капричос» он высмеял испанских грандов и святую инквизицию,распутных мужчин и продажных женщин,молодящихся старух и лицемерных епископов,маменькиных сынков и неверных жён.

Он был так едок,изобретателен и ядовит в своей сатире,что иногда кажется: вся работа и затевалась-то не для исправления нравов(о чем мечтали просветители-друзья Гойи), а чтобы самому не отравиться собственным ядом,выплеснув его вовне.

Название листа № 50 из Капричос переводят по-разному: «Сурки», «Хомяки», «Ленивцы», хотя Гойя назвал этот офорт Los Chinchillas — «Шиншиллы». Но изображены тут не животные. Точнее,не вполне. Мы видим двух человекообразных,которые могут напомнить персонажей каких-нибудь фантастических мультфильмов. Их глаза закрыты добровольно,а на ушах — еще и замки,зато они охотно раскрывают рты,чтобы поглощать варево,которым их пичкает некто с завязанными глазами и ослиными ушами. Комментарий Гойи: «Те,кто не хотят ничего знать,видеть и слышать,принадлежат к многочисленному семейству шиншилл(ленивцев,сурков,хомяков), которые никогда ни на что не были полезны». А ведь Гойя ничего не мог знать о таких явлениях современного мира,как,к примеру,телевизионная пропаганда или сетевые«хомячки»!

Плафоны в сарагосе, шпалеры в мадриде

В 1771-м, постранствовав по Италии и даже получив премию Пармской академии, Гойя возвращается в Сарагосу. В городе своей юности он с успехом расписывает дворцы и церкви. Его яркая палитра, настоянная на итальянском солнце, радует глаз, а ангелы, для которых позировали уличные плясуньи, украшают плафоны соборов и обволакивают сердца испанцев непозволительно сладкой истомой. Через пару лет Франсиско зарабатывал уже в три раза больше, чем его бывший учитель.

Как быть Леди:  ᐉ Почему девушки выносят мозг и что делать, если твоя психика в опасности? ‖ девушка выносит мозг что делать : ❶ Методы ❷ Советы ❸ Инструкции от Akloni

И всё же Гойя рвётся в Мадрид. Амбиции гонят его в столицу, а еще – его зовёт туда старый приятель, придворный художник Франсиско Байеу (вот его портрет кисти Гойи), с которым Франсиско познакомился, когда безуспешно пытался поступить в Академию.

В Мадриде мастер начинает создавать рисунки для королевской ковровой мануфактуры св. Варвары. Его шпалеры – безворсовые ковры с идиллическими изображениями из испанской народной жизни (1, 2, 3, 4) – очень нравятся при дворе.

Коммуникабельный Франсиско Гойя быстро обрастает влиятельными знакомыми. Ему покровительствуют гранд Осуна, критик Сеан-Бермудес, придворные реформаторы Флоридабланка и Ховельянос, инфанты и сам король. Вскоре на трон восходит следующий монарх – безвольный, но чувствительный Карлос IV.

Положение художника от этого только упрочилось. Гойя сумел обаять и нового короля, и его умную и властную супругу Марию Луизу Пармскую, и даже её всесильного фаворита и будущего премьер-министра Мануэля Годоя. Это тем более поразительно, что в своих портретах королевских и приближенных к ним особ мастер ни в малейшей степени не льстит: Карл IV так и остаётся на них «размазнёй», а королева – стареющей сластолюбицей.

«Так случилось, что отныне я – придворный художник. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов», – сообщает Гойя одному из друзей. Другому пишет: «Я не могу себя ограничивать так, как, может быть, себя ограничивают другие, потому что здесь, в Мадриде, я очень почитаем».

Теперь Франсиско может отдаться своим слабостям – поглощению шоколада и охоте на куропаток. И он, наконец, отмщён перед Академией Сан-Фернандо: сначала избирается её членом, а потом становится директором. На этом посту он сменил скончавшегося Байеу.

Санлукарский альбом: неопровержимое свидетельство

Роман Гойи с герцогиней Каэтаной Альба — история не столь достоверная

,

как уверяет нас художественная беллетристика. Конечно

,

роман Фейхтвангера

«

Гойя

,

или Тяжкий путь познания» и художественные

берут за основу любовную линию Гойя — Альба. Но это — кино и книга. Наука же иногда сомневается в том

,

что между людьми столь несхожими

,

как художник и герцогиня

,

действительно могла возникнуть Love story.

Гойя по отцовской линии был батурро — фактически простолюдин,а титулы Марии дель Пилар Тересы Каэтаны де Сильва и Альварес де Толедо герцогини Альба при написании занимали полстраницы. Кроме того,Гойя был на 20 лет старше.

Немолодой,тяжелого нрава и совершенно глухой. Вряд ли,говорят те,кто ставит под сомнение сам факт романа,это могло быть интересно только что овдовевшей и никогда не знавшей недостатка в поклонниках герцогине.

У скептиков есть резоны: ни письма,ни мемуары не дают достаточных оснований говорить,что любовная связь между Гойей и Альбой — действительно была.

Семейная жизнь франсиско гойи

Нужно сказать, отношения Гойи и Байеу никогда не были простыми. Франсиско казалось, что Байеу давит на него, и они часто ссорились. Классицистки настроенный Байеу поучал Гойю, что тому следовало бы быть посдержаннее в красках и поаккуратнее в линиях, а для этого брать себе за образец француза

. Можно представить, как действовали на гордеца Франсиско эти призывы. В одном из сохранившихся писем Гойя заклинает собственный гнев на Байеу словами:

«Я вновь и вновь обращаюсь к Богу с просьбой осводобить меня от вспыльчивой гордости, которая овладевает мною»

Но была и еще одна причина, порождавшая напряжение: любвеобильный Гойя соблазнил сестру Байеу Хосефу. Всё открылось не сразу. На момент спешного венчания Хосефа была беременна. Байеу был возмущён, но подавил эмоции: Франсиско уже успел получить прочное положение при дворе и был далеко не беден.

Первое время Хосефа ощущала себя очень счастливой, их дом был полной чашей, а за один только парадный выезд (лошадей и карету) мастер отдал столько, сколько его отец-позолотчик не зарабатывал за год. Франсиско Гойя хвастал: «В Мадриде такая только у меня и у министра Годоя».

Испанский художник и Хосефа проживут вместе почти 40 лет. Она будет страдать от многочисленных измен мужа, бояться, когда Гойю, становящегося в своих работах всё откровеннее и критичнее, начнёт преследовать инквизиция. Хосефа потеряет (живыми и неродившимися), по некоторым сведениям, почти 20 детей: до зрелых лет доживёт только один их сын, Хавьер – тоже художник, а впоследствии ростовщик и пройдоха.

За все четыре семейных десятилетия Франсиско написал лишь один портрет Хосефы. Во всяком случае, других до нас не дошло.

Франсиско хосе де гойя-и-лусьентес, изображений: 182

Выдающийся представитель испанской школы живописи Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес – уникальный художник, сумевший воплотить в своем искусстве трагическую судьбу испанского народа, его надежды и бесчисленные страдания, стойко переносимые с нескончаемой жизненной силой.

Франсиско де Гойя, биография и картины
Графиня Чинчон
Мануэла Гойкоэчеа и Галарса
Святое семейство
Товия и ангел
Юный Иоанн Креститель в пустыне
Драка у таверны Гальский Петух
Святая Варвара
Полет колдунов
Тореадор Хосе Ромеро
Качели
Комедианты
Взятие Христа под стражу
Карлос IV
Гаспар де Мельхор Ховельянос
Хосе Монино у Редондо, граф Флоридабланка
Непорочное зачатие
Карлос IV на коне
Королева Мария Луиза на коне
Художник Франсиско Байеу и Субиас
Леокадия Сорилья ()
Автопортрет
Фердинанд VII в военном лагере
Генерал Хосе де Палафокс верхом
Семья Карла IV
Мария Хозефа де Бурбон, инфанта Испанская
Антонио Франсиско де Паула де Бурбон, инфант Испанский
Карлос Мария де Бурбон, инфант Испанский
Луис де Бурбон, принц Пармы и король Этрурии
Антонио Паскуаль де Бурбон, инфант Испанский
Актер Исидоро Майкес
Фердинанд VII в королевской мантии
Генерал Дон Хосе де Уррутия
Карлос III на охоте
Кардинал Луис Мария де Бурбон и Вальябрига
Семья герцога Осуна
Тадея Ариас де Энрикес
Одетая Маха
Обнаженная Маха
Гитарист
Пикадор
Христос на кресте
Святое семейство
Восстание 2 мая 1808 года, или бой с мамлюками
Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года
Луга св Исидора
Мертвая индейка
Мертвые птицы
Собаки на поводке
Манола: Леокадия Сорилья
Паломничество к фонтану св Исидора, или Святая Инквизиция
Суббота, или Асмодей
Парки
Дуэль с дубинами
Два монаха
Паломничество к св Исидору
Шабаш ведьм
Две старухи, поедающие суп
Сатурн, пожирающий свое дитя
Юдифь и Олоферн
Две женщины и мужчина
Чтение или политики
Бродячий пес
Пикник
Танцы на берегу реки Мансанарес
Драка у таверны
Прогулка в Андалусии
Пьющий
Зонтик
Воздушный змей
Картежники
Дети, раздувающие пузырь
Мальчики, срывающие фрукты
Слепой гитарист
Ярмарка в Мадриде
Продавщицы посуды
Военный и сеньора
Продавщица боярышника
Игра в солдат
Игра в пелоту
Качели
Прачки
Коррида
Табачный патруль
Лесорубы
Свидание
Весна
Лето
Осень
Раненый каменщик
Бедняки у источника
Зима ()
Свадьба
Девушки с кувшинами
На ходулях
Соломенное чучело
Взбирание на дерево
Игра в жмурки
Охотник с собакой
Хуана де Гойкоэчеа
Мария Тереза де Вальябрига
Герцогиня Абрантес
Охотник, заряжающий ружье
Рыболов
Драка котов
Мария Антония Гонзага, вдова маркиза Вильяфранка
Хосе Альварес де Толедо, маркиз Виллафранка и герцог Альба
Мануэль Сильвела
Дети с собаками
Торговля
Сельское хозяйство
Промышленность
Святые Хуста и Руфина
Жмурки
Пьяный Каменщик
Обитель в Сан-Исидро
Генерал Антонио Рикардос
Колосс
Охота с претензией
Охота
Королева Мария Луиза с турнюром
Пастух с флейтой
Охотник у источника
Хуан Баутиста де Мугуиро
Молочница из Бордо
Герцогиня Альба и ее дуэнья
Хоакина Тельеса-Хирон и Пиментель, маркиза Санта-Крус
Король Карлос IV
Карл IV, король Испании ()
Мария Луиза Пармская, королева Испании ()
Гигантомания
Портрет маркизы Солана
Мариана Вальдштайн, маркиза Санта-Крус
Портрет сеньоры с веером
Мужской портрет
Фернан Гиймарде, французский посол в Испании
Освежеванный баран
Моление о чаше
Женщина с веером.
3 мая 1808 года в Мадриде. Расстрелы на холме Принсипе Пио

Франсиско Гойя, ставший в последствии известнейшим портретистом эпохи испанского романтизма, родился в 1746 году в горном селении Фуэндетодос, где и прошло его раннее детство. Франсиско не получил достаточного образования, он обучался азам грамоты в школе при церкви и всегда писал с ошибками.

За то, он очень преуспел на художественной ниве, оставив потомкам нетленные творения. Благодаря его поистине волшебной кисти, каждый может окунуться в жизнь испанского общества конца ХVII – начала ХVIII столетий, увидеть лица прекрасных дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также бесподобные сценки из жизни простого народа.

Творческий путь художника был долог и тернист. С четырнадцатилетнего возраста Франсиско обучался живописи в мастерской Лусана-и-Мартинеса в Сарагосе. Затем обстоятельства вынудили начинающего художника покинуть родные места и перебраться в столицу страны – Мадрид.

Здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Преподаватели не смогли разглядеть зарождающийся талант и по достоинству оценить уровень художественного мастерства молодого провинциала из Сарагосы.

В Мадриде Франсиско приходилось зарабатывать себе на хлеб мытьём посуды в таверне «Ботин».

После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии.

В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры, который он с удовольствием выполняет, рисуя красивых испанских девушек с кавалерами, озорных детишек, принаряженных селян.

Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик, который так же, как и его великий отец, выбрал стезю художника. Франсиско Гойя не отличался супружеской верностью, у него было множество романов и с аристократками, и с простолюдинками.

Но главной любовью его жизни была герцогиня Альба, с которой он забывал о существовании всех других женщин.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий