📖 Фрустрация, Василюк Ф. Е. ПРОБЛЕМА КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ[3]. Психология экстремальных ситуаций. Шойгу Ю. С. Страница 8. Читать онлайн — Bookap.info

📖 Фрустрация, Василюк Ф. Е. ПРОБЛЕМА КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ[3]. Психология экстремальных ситуаций. Шойгу Ю. С. Страница 8. Читать онлайн - Bookap.info Женщине

Фрустрация — что это такое простыми словами

Фрустрация в психологии это, говоря простыми словами, сильнейшее разочарование. Но на самом деле это более сложное состояние, проявляющееся комплексом чувств и эмоций:

  • тревога,
  • напряжение,
  • апатия,
  • злость,
  • грусть,
  • вина,
  • обида,
  • зависть,
  • ревность.

Набор симптомов может быть разным.

В психологии существует понятие по звучанию схожее с фрустрацией — прострация. Это состояние подавленности, упадок сил и полное равнодушие к окружающему миру. Прострация может возникнуть на фоне фрустрации, но может быть и признаком другой проблемы.

Например, месяцчеловек работал без выходных и с вечерними переработками, очень устал и оказался в состоянии прострации — хобби не интересует, то, что раньше приносило удовольствие, не радует, преследует усталость и боль в теле. Он стал равнодушен к семье и себе, не ухаживает за собой. Его преследует чувство, что он оказался запертым в клетке. Он ощущает психологическую и физическую слабость.

В этом случае прострация может быть признаком выгорания или депрессии. Не стоит игнорировать проблему и ждать, что состояние улучшится само собой — нужно разобраться в причинах и проработать их.

Что такое эмоциональная фрустрация?

Термин образовался от слова «frustratio», которое в переводе с латинского означает «тщетное или несбывшееся ожидание». Фрустрация – это простыми словами состояние психики, возникшее в результате сильного разочарования. Делая что-то, стремясь к чему-то, человек обладал определенными приятными ожиданиями, но они не сбылись, планы рухнули.

Это порождает чувство разочарования, от глубины которого зависит, насколько сильно пострадает эмоциональное состояние личности. Психологи утверждают, что растерянность и грусть от неудач – это естественная реакция. Но если человек чувствует это длительное время, то это превращается уже в проблему, которая неизбежно отражается на психике.

фрустрация

Фрустрация – это эмоциональное состояние, характеризующееся как травмирующее психику, имеющее целый спектр негативных последствий. На фоне глубокого разочарования возникает сильный дискомфорт, нередко перерастающий в депрессию. У человека постоянно наблюдается плохое настроение, у него меняется характер, появляется агрессия и неестественное поведение. Именно поэтому важно вовремя найти причины такого состояния и начать от него избавляться.

Виды фрустрации и ее причины

Американский психотерапевт и автор теории о фрустрации С. Розенцвейг выделил 2 вида фрустрации:

  1. Первичная, или лишение. Была потребность и то, что ее удовлетворяло. Последнее исчезло, а потребность осталась. Например, певец сорвал голос и не может выступать: его потребность в самореализации неудовлетворена.
  2. Вторичная, или неспособность получить желаемое. Возникла потребность, которую теоретически можно удовлетворить, но на пути к цели встало препятствие. Например, девушка / парень хочет петь на сцене, но преподаватели по вокалу говорят, что у нее / него нет способностей к этому и рекомендуют попробовать другой вид творчества.

Кроме видов фрустрации Розенцвейг назвал и классифицировал фрустрирующие факторы.

фактор

описаниепример фрустрации
лишениявнутренниене получается удовлетворить потребность, потому что нет внутреннего ресурсадевушка хочет стать моделью, у нее есть исходные внешние данные, но она не может оплатить обучение в модельном агентстве
внешниене получается удовлетворить потребность, потому что не хватает внешних ресурсовдевушка хочет стать моделью, у нее есть исходные внешние данные, но она не может оплатить обучение в модельном агентстве
потеривнутренниепропал внутренний ресурс, который закрывал потребностьмужчина потерял смысл жизни. его преследует тревога и неопределенность, он не чувствует себя в безопасности
внешниепропал внешний ресурс, который закрывал потребностьженщина в пожаре потеряла дом. теперь ей негде жить. у нее не удовлетворена потребность в безопасности
потеривнутренниевозник внутриличностный конфликт — препятствие на пути к целимужчина хочет признаться девушке в любви, но не решается, потому что это девушка его друга
внешниевозник межличностный конфликт — препятствие на пути к целимужчина признался девушке в любви, она ответила взаимностью, но ее родители против отношений, а она во всем прислушивается к их мнению

Негативное состояние возникает не сразу. Все зависит от уровня фрустрационной толерантности — способность терпеть неудачи, срывы планов. Например, спортсмены с мотивацией достижения успеха и большим багажом побед переносят неудачу проще, чем спортсмены с низкой мотивацией достижения успеха и большим количество поражений.

Что еще влияет на снижение толерантности: 

  • цепочка неудач;
  • препятствие возникло за шаг до цели, а не в самом начале;
  • высокая эмоциональная возбудимость;
  • позиция жертвы;
  • слабый тип нервной системы.

Фрустрационная толерантность — это не только способность терпеть дискомфорт, но и способность сдерживать иррациональные порывы, которые возникают из-за разочарования. Личность с высокой толерантностью не обвиняет себя или других, а объективно разбирает ситуацию, извлекает из нее урок и думает о решении проблемы.

Терпимость к фрустрации — это черта зрелой личности.

Прочитайте нашу статью о том, как избавиться от стресса и начать жить →

Как выйти из состояния фрустрации

Фрустрация может привести к серьезным последствиям: депрессия, невроз, соматические заболевания, самоповреждение. Исследователи отмечают, что она приводит ко многим эмоциональным и аффективным реакциям: острый стресс, гнев, печаль и ярость.

Алгоритм выхода из фрустрации:

  1. Признать проблему. Не игнорируйте ее и не убегайте от нее в решение чужих проблем или абстрактные рассуждения о несправедливости мира. Признайте фрустрацию, выделите потребность и препятствие на пути к ней.
  2. Изменить отношение к ситуации. Любая ситуация — это просто факт. Мы сами даем ей оценку и относим к хорошим или плохим. Постарайтесь и вы объективно разобрать случившееся, отнестись к этому как к факту. 
  3. Действовать. Варианта два: изменить ожидания, возможно, отказаться от этой цели и выбрать другую или искать другие способы удовлетворения потребности. Выбор зависит не только от того, что ближе конкретно вам, но и от ситуации. Бывает, что на нее никак нельзя повлиять, и тогда остается только принять случившееся.

Представьте себя на месте пары, которая целый год готовилась к свадьбе, планировала выездную регистрацию — но несмотря на прогнозы в назначенную дату пошел дождь. Можно злиться и обижаться на дождь, но от этого ситуация не изменится. Вам остается принять случившееся и подумать, как решить проблему.

Важно не зацикливаться на этом, управлять своей агрессией, если она появляется. Ведь нет смысла еще больше портить настроение себе и окружающим. Можно попросить организаторов перенести торжество в помещение, вооружиться зонтами и попросить фотографа придумать идею для фотосессии с ними.

Познакомьтесь с нашей подборкой книг, которые научат вас управлять настроением →

Чтобы повысить толерантность к фрустрации, нужно повышать общую стрессоустойчивость, заботиться о своем физическом и психическом здоровье, избавляться от иррациональных убеждений типа «Я не имею права на ошибку», «Я должен…», «Другие должны…», «Мне всегда не везет». 

Неприятности, препятствия, крушение планов — неотъемлемая часть жизнь. Хотя бы раз с этим сталкивался каждый. Поэтому нужно учиться управлять собой, выдвигать адекватные требования к себе и другим, ставить реалистичные цели, трезво оценивать свои способности и возможности, разбираться в своих потребностях, спокойно реагировать на неприятности. Фрустрации нельзя избежать, но можно научиться справляться с ней.

Если вы столкнулись с фрустрацией и не можете справиться самостоятельно, запутались в себе и не знаете, что делать, то мы рекомендуем обратиться к экспертам сервиса Alter. Вы можете заполнить анкетуи подобрать лучшего специалиста под свой запрос.

Конфликты, вызывающие фрустрацию, можно разделить на три вида:

1. Конфликт равнозначных возможностей. Например, перед человеком стоит выбор между карьерой за рубежом и повышением по карьерной лестнице на родине. Оба варианта обладают своими преимуществами, заставляя человека испытывать муки выбора.

2. Конфликт равнозначных проблем. Пример, приведённый выше, можно интерпретировать по-другому. С одной стороны, иммиграция однозначно приведёт к определённым сложностям – необходимости совершенствовать знание иностранного языка, создавать новые социальные связи, разорвать отношения с некоторыми близкими на родине.

Как быть Леди:  6 фишек, которые выдают глупого человека: matveychev_oleg — LiveJournal

3. Конфликт возможностей и проблем. Возвращаясь к нашему примеру, выбирая определённый путь построения карьеры, человек неизбежно сталкивается с конфликтом возможностей и проблем. Ему приходится выбирать между карьерным ростом и свободным временем, уровнем финансового благополучия и окружением.

Сразу стоит сказать, что причины фрустрации – это не только фрустрирующие ситуации, но и ряд сопутствующих факторов:

  • Многократное повторение проблемы, то есть длительное неудовлетворение потребности;
  • Эмоциональная возбудимость человека;
  • Степень неудовлетворённости;
  • Наличие негативного опыта;
  • Этап достижения цели.

При сочетании нескольких перечисленных факторов с фрустратором человек преодолевает фрустрационный порог и попадает в это тяжёлое эмоциональное состояние. Чем больше сопутствующих факторов совпадёт, тем сложнее ему будет преодолеть проблему.

Проблема в том, что в современном мире социум устанавливает очень высокую планку успеха, достигнуть которой крайне сложно. Успешными считаются люди с привлекательной внешностью, прибыльной работой, внешне благополучной семьёй, собственной недвижимостью и другими атрибутами успеха.

Определение состояния в психологии

С латинского языка frustration переводится как «обман, разрушение планов». Эмоциональная фрустрация — психическое состояние, которое возникает, когда желания не совпадают с возможностями. Причем препятствие на пути к цели может быть объективным (реальным) или субъективным («живет» только в голове).

Например, человек переживает, что не поступил на актерское, как хотел, потому что мама запретила и настояла на том, чтобы он выбрал «нормальную» профессию — стал бухгалтером. Для него слово матери — закон, поэтому оно стало непреодолимым препятствием на пути к мечте.

Люди реагируют на фрустрацию по-разному:

  • вымещают негатив на окружающих или предметы, винят в случившемся обстоятельства, судьбу, высшие силы;
  • уходят в себя, занимаются самокопанием и самобичеванием, обвиняют в случившемся себя и злятся на себя.

Обе модели — бессознательная защитная реакция. Ни то, ни другое не облегчает состояние. Важно распознать подобные проявления и заменить их осознанными и полезными стратегиями поведения.

Вымещение злобы на себя или других — не единственная защитная реакция при фрустрации. Бельгийский психолог Ж. Нюттен в работе «Экспериментальные исследования фрустрации» говорит об еще одном защитном механизме — регрессии, или возврате в детство. Например, фрустрированная личность плачет, кричит, топает ногами, ни с кем не разговаривает.

За основу Нюттен взял экспериментР. Баркера, Т. Дембо, К. Левина. Ученые специально создавали ситуацию фрустрации у детей и наблюдали за их поведением. На первом этапе эксперимента детям разрешалось играть только в одной половине комнаты с определенным набором игрушек.

Две половины комнаты были разделены плотной перегородкой. На втором этапе эксперимента перегородку убрали, и детям разрешили играть во всем пространстве с любыми игрушками. Через 15 минут такой игры экспериментатор без объяснений останавливал ее и отводил ребенка в первую половину с ограниченным набором игрушек.

Однако в этот раз устанавливалась прозрачная перегородка — то есть ребенок видел те игрушки, с которыми хотел бы продолжить играть, но не мог. Исследователи заметили, что его игра была менее активной и организованной, а манипуляции с предметами более примитивными. Ребенок проявлял меньший интерес к доступным игрушкам.

Исследователи Гермионни Н. Локко и Теодор А. Стерн отмечают, что регрессия в условиях стресса свойственна не только детям, но и взрослым. Причем последние возвращаются в тот возраст, где чувствовали себя в безопасности.

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники саморегуляции.
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление травмирующей ситуации.

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию.

Примеры употребления слова фрустрация в литературе.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис Хотя он уже и у нас вышел из состояния фрустрации, — добавила пожилая медсестра.

Таким образом, в норме родители более активны в защите себя и более часто считают других источником фрустрации.

Например, когда я печатаю, я сознаю прикосновение пальцев к кнопкам, переживаю фрустрацию по поводу того, что описание происходит медленнее, чем разворачиваются переживания, так что я не могу описать весь мой опыт, ощущаю, что мои пальцы несколько опухают, чувствую напряжение в пояснице, мелькает аналитическая мысль, что мне следовало бы расширить объем опыта, мысль о том, что может подумать обо мне и моем занятии человек, сидящий напротив меня, я вспоминаю страх, который возникает у меня при этом упражнении оттого, что у меня может появиться социально неприемлемая мысль о партнере, которому я описываю свой текущий опыт вроде сексуальной мысли, и так далее.

Хотя кусание груди обычно происходит от фрустрации, оно может иметь и другие причины.

Во-первых, данные исследований свидетельствуют о том, что фрустрация базовых потребностей и тенденций психопатогенна, то есть приводит к нездоровью человека.

Например, в этой главе я мог бы говорить о текущих исследованиях феноменов репрессии, забывания и персеверации невыполненных заданий, или об исследованиях, непосредственно касающихся проблемы конфликта и фрустрации.

Источники угрозы Считаю необходимым вновь подчеркнуть, что концепция угрозы включает в себя такие феномены, которые нельзя отнести ни к понятию конфликта, ни к понятию фрустрации в том значении, в каком обычно используются данные понятия.

Фрустрация базовых потребностей приводит к психопатологии, с этим соглашаются все клиницисты.

Давно замечено, что фрустрация одних потребностей приводит к психопатологии, а фрустрация других не вызывает такого эффекта, одни конфликты имеют патогенное значение, тогда как на другие организм не реагирует болезненными проявлениями.

Когда мы не осознаем, не видим неадекватности своего поведения, но приписываем неадекватность другим, то нарастающее напряжение, состояние негативного стресса, фрустрация вскоре оборачивается раздражением, ненавистью к себе, к другим, ко всем на свете!

Мы имеем в виду не отдельные фрустрации того или иного инстинктивного влечения, а общую скованность, препятствующую спонтанному развитию человека и проявлению всех его чувственных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей.

Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.

Фрустрация может привести к увеличению стресса, но сам стресс не является сплошной фрустрацией, обременительным напряжением.

Установки, интересы, вкусы и ценности Выше мы уже приводили несколько примеров, показывающих, каким образом удовлетворение и фрустрация потребностей сказываются на интересах человека.

Причины фрустрации, признаки и последствия

Провокаторами фрустрации являются самые разные события и обстоятельства, поступки близких и важных людей, принятые решения. Есть много примеров данного состояния, возникающего на фоне заблуждения и ошибочных выводов. Все факторы, вызывающие такое состояние психики, делят на 4 типа:

  • физические;
  • психологические;
  • биологические;
  • социальные.
Как быть Леди:  Классификация экспериментов - Логика и методология научных исследований

К физическим фрустраторам относятся финансовые ограничения, лишение свободы. Среди психологических – отсутствие или нехватка знаний, страхи, сомнения. Биологические причины фрустрации – старение, внешние особенности, изменения во внешности. А социальные причины – это всё, что связано с общением с окружающими.

К основным признакам фрустрации можно отнести:

  • тревожность, переживания даже по самым незначительным поводам;
  • чувства отчаяния и безысходности;
  • отсутствие уверенности в возможности решения проблемы;
  • раздражительность;
  • замкнутость.

Поведение человека в состоянии фрустрации варьируется от природы этого состояния. Это может быть бегство от проблемы, которое выражается в стремлении отвлечься любыми способами. Если человек видит серьезность проблемы и понимает ее, он концентрируется на этом, но отрицательные эмоции могут мешать ему находить решения.

Правильное развитие событий происходит, когда у человека возникает положительная реакция на разочарования после непродолжительных переживаний. Он начинает искать решения и пытаться что-то изменить. Сложные ситуации позволяют нам запоминать негативный опыт и избегать ошибок в будущем.

Реакция на фрустрацию

Американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг выделил 3 типа реагирования на фрустрацию:

  1. Экстрапунитивная (встречается в 50 % случаев). В человеке просыпается внутренний «подстрекатель», который побуждает искать виноватых во внешнем мире (люди и обстоятельства). В результате у личности возникает цель достигнуть желаемого любой ценой. Эмоциональный фон отличается упрямством, злостью, агрессией, досадой. Поведение становится ригидным, преобладают примитивные и ранее усвоенные формы поведения, например, детские капризы.
  2. Интрапунитивная (встречается в 27 % случаев). Человека сопровождает чувство вины, он обвиняет самого себя. Заканчивается это аутоагрессией (агрессия, направленная на самого себя). Эмоциональный фон и поведение отличается замкнутостью, тревожностью, молчаливостью. Человек возвращается к примитивным формам, снижает уровень притязаний, ограничивает себя в активности и удовлетворении желаемых потребностей («Ты даже этого не смог добиться, ты вообще ничего не заслуживаешь»).
  3. Импунитивная (встречается в 23 % случаев). Человек не винит никого, он принимает случившееся. При этом понимает, что все решаемо, это лишь вопрос времени и сил. Неудачи неизбежны, но их можно и нужно преодолеть.

В ходе изучения феномена фрустрации были выявлены некоторые особенности реагирования в зависимости от пола и особенностей нервной системы:

Таким образом, можно выделить следующие виды реагирования на фрустрацию:

  • чрезмерная, хаотичная и бесцельная активность (возбуждение);
  • апатия (безделье, пассивность);
  • агрессия и деструкция (самая частая реакция);
  • стереотипное поведение;
  • механизмы защиты.

Защитные механизмы бывают:

  • адекватными и неадекватными (продуктивные и деструктивные для личности, ее развития);
  • прямыми и косвенными (на фрустрационную ситуацию и ее объекты или на объекты, выходящие за пределы ситуации);
  • защитными и персеверативными (помогают личности достичь целостности или стереотипные действия, не приводящие к успеху);
  • специфическими и неспецифическими (защитные или персеверативные реакции, соответствующие ситуации или реакции обобщенного характера, например, усталость).

Фрустрационные эмоции (структура фрустрации)

Эмоции, которыми чаще всего сопровождается фрустрация, не всегда оценивают по достоинству. А ведь именно проявившиеся эмоции можно считать симптомами, признаками, указывающими на истинную причину фрустрации.

  • Обида. Возникает при ущемлении чувства достоинства человека, незаслуженном (по мнению личности) унижении. Например, при упреках, оскорблении, обмане, некорректных замечаниях и обвинениях. Обида может долго храниться в подсознании человека, истощая его. Или же заставлять сознательно разрабатывать план мести, проявлять агрессию.
  • Разочарование. Возникает в случае несбывшихся ожиданий. Это неудовлетворенность и неудовольствие из-за несбывшегося обещанного или ожидаемого события. Чем больше было обещано или чем сильнее и желаннее было ожидание, тем сильнее разочарование человека.
  • Досада. Это сожаление с привкусом злости, вызванное собственной неудачей или неудачей знакомых, значимой группы (например, футбольной команды).
  • Гнев. Негодование, возмущение, злость из-за собственного бессилия перед возникшими на пути препятствиями.
  • Ярость. Поведение, исполненное агрессии. Ярость бывает благородной (войны), конструктивной (дебаты), деструктивной (насилие, бессмысленная жестокость).
  • Печаль. Утрата чего-либо или кого-либо. Ощущение одиночества при утрате перспектив достижения цели или общения с человеком. Речь идет о чем угодно, личностно значимом.
  • Уныние. Состоит из чувства безысходности от невозможности достигнуть цели, скуки и печали, потери интереса ко всему происходящему. Унынием сопровождается осознание перспективы неблагоприятного исхода нынешнего процесса. Если же процесс уже закончился и прогноз подтвердился (человек потерпел неудачу), то возникает ощущение безнадеги, которое сопровождается другими эмоциями (разочарование, печаль, горе, отчаяние).

Таким образом, фрустрация – реакция на жизненные трудности, мешающие достижению желаемой цели. Она находит отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере.

Фрустрация в личной жизни

Любовная фрустрация интересна тем, что трудности на пути реализации романтических чувств только усиливают влечение людей друг к другу. Другие потребности, желания и интересы отходят на второй план.

Внешне любовная фрустрация может находить выражение в поведении, которое никак не назовешь поступками любящего человека. Пословица «бьет — значит, любит» в рамках изучения фрустрации в психологии приобретает новый смысл. Всплеск агрессии, вызванный фрустрацией, нередко направляется на объект симпатии.

Фрустрация также возникает, когда партнер объективно не способен удовлетворить наши эмоциональные потребности. Например, женщина надеется, что встретив мужчину, который ее полюбит, наконец-то почувствует себя любимой, обожаемой, прекрасной. Однако, сталкивается с тем, что в отношениях еще более остро начинает ощущать неуверенность в себе, свое «несовершенство».

А все потому, что ни один даже самый идеальный партнер не способен компенсировать недостаток любви к себе. Сколько бы внимания ни уделял партнер женщине в данном примере, ей всегда будет мало

И она будет испытывать фрустрацию каждый раз, когда мужчина будет переключать внимание на другие сферы жизни — работу, друзей, хобби, даже общих детей

Можно ли избежать фрустрации в любви? Конечно, но только если человек обладает психической зрелостью и стремится создать равноправные отношения, опираясь на психологический ресурс партнера, а на свои собственные силы.

Фрустрация: трудности жизни

Американский ученый Клейтон Альдерфер развил одну из известных теорий мотивации — ERG, во многом схожую с теорией иерархии потребностей по А. Маслоу.

  1. Existence — выживание человека как биологической единицы (низший уровень потребностей).
  2. Relatedness — социальные потребности.
  3. Growth — потребности саморазвития (высший уровень).

Считается, что пока неудовлетворены потребности низших уровней, не возникнет фрустрация из-за нереализованности желаний высших ступеней. Так, у человека, оказавшегося без крыши над головой, расстроившееся свидание вызовет не так много переживаний, как могло бы при других материальных обстоятельствах.

Переживание состояния фрустрации по теории К. Альдерфера приводит к смещению вниз по ступеням потребностей. То есть при невозможности удовлетворения потребностей какого-то иерархического уровня, нереализованная энергия направляется на доступные для удовлетворения потребности того же или нижележащего уровня.

Так, невозможность по каким-то причинам реализовать свой талант, призвание, может повести по пути поиска самоутверждения в социуме (головокружительная карьера, высокий социальный статус как самоцель).

Неспособность реализоваться в социуме выливается в создание компенсирующих чувство потери самоценности любовных или дружеских отношений. Ощущая слабость своего «Я», человек может «присоединиться» к другой, реализовавшей себя личности и почувствовать свою значимость. «Я — жена уважаемого профессора», « Я — лучший друг успешного актера».

Невозможность реализовать потребности двух высших уровней неизбежно приводит к злоупотреблениям на низшем. Человек слишком много спит, ест. Скупает ненужные ему вещи, только бы заполнить внутреннюю пустоту.

📖 фрустрация, василюк ф. е. проблема критической ситуации[3]. психология экстремальных ситуаций. шойгу ю. с. страница 8. читать онлайн — tiledi.ru


Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними — те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком». Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»).

Как быть Леди:  Прикольные извинения девушке 🙏 – Pozdravim поможет получить прощение

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т. д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации — поведенческие «следствия» фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим названием — «Фрустрация: поведение без цели». В другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а «что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т. е. что оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (= удовлетворяющим потребность), а «фрустрационно спровоцированным поведением». Новая цель не замещает здесь старой.

Для уточнения позиции этого автора нужно оттенить ее другими мнениями. Так, Э. Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в частности, агрессия) «представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрированной цели». К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение этого рода не подчинено не только фрустрированной цели, но вообще никакой цели, оно дезорганизованно и беспорядочно. Он называет это поведение «катастрофическим».

На таком фоне точка зрения Н. Майера может быть сформулирована следующим образом: необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрированную цель (в противоположность мнению Э. Фромма), этот же признак является и достаточным (в противоположность мнению К. Гольдштейна) – фрустрационное поведение не обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель (скажем, побольнее уязвить соперника в фрустрационно спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.

Разногласия этих авторов помогают нам выделить два важнейших параметра, по которым должно характеризоваться поведение во фрустрирующей ситуации. Первый из них, который можно назвать «мотивосообразностью», заключается в наличии осмысленной перспективной связи поведения с мотивом, конституирующим психологическую ситуацию. Второй параметр — организованность поведения какой бы то ни было целью, независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива. Предполагая, что тот и другой параметры поведения могут в каждом отдельном случае иметь положительное либо отрицательное значение, т. е. что текущее поведение может быть либо упорядочено и организовано целью, либо дезорганизовано, и одновременно оно может быть либо сообразным мотиву, либо не быть таковым, получим следующую типологию возможных «состояний» поведения.

В затруднительной для субъекта ситуации мы можем наблюдать формы поведения, соответствующие каждому из этих четырех типов.

Поведение первого типа, мотивосообразное и подчиненное организующей цели, заведомо не является фрустрационным. Причем здесь важны именно эти внутренние его характеристики, ибо сам по себе внешний вид поведения (будь то наблюдаемое безразличие субъекта к только что манившей его цели, деструктивные действия или агрессия) не может однозначно свидетельствовать о наличии у субъекта состояния фрустрации: ведь мы можем иметь дело с произвольным использованием той же агрессии (или любых других, обычно автоматически относящихся к фрустрационному поведению актов), использованием, сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с разыгрыванием соответствующего эмоционального состояния (ярости) и исходящим из сознательного расчета таким путем достичь цели.

Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно «закатив истерику» в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т. е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но тем не менее сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в результате «добровольного усиления рефлексов», но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

Для поведения третьего типа характерна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то». Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. «Мотивация здесь, – говорит Н. Майер, – отделяется от причинения как объясняющее понятие».

Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать «катастрофическим». Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь «энергетические»), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива квалифицировать как «мотивонесообразное». Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.

Психология bookap

Возвращаясь теперь к поставленному выше вопросу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа нашей типологии, а второй — остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях — по линии утраты контроля со стороны воли, т. е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т. е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды. Мы ограничимся пока этой формулой, ниже нам еще представится случай остановиться на отношениях между этими двумя феноменами.

Определение категориального поля понятия фрустрации не составляет труда. Вполне очевидно, что оно задается категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования — реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям — «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т. е. переходит в невозможность.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий