Основа возникновения фрейдизма
Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм – это еще теория, которая опирается на концепцию триединой структуры личности:
- «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
- Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.
3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.
В чем суть фрейдизма?
Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:
- Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
- Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
- Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.
Возникновение неофрейдизма
Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм – это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием.
Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.
Главные направления во фрейдизме
Фрейд выделяет три основных мотива – это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:
1. Оральная фаза, которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.
2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.
3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.
4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.
5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.
Определение понятия «фрейдизм»
Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне.
Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:
- «Ид» — носитель инстинктов.
- «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
- «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.
Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.
Представители фрейдизма
Фрейдизм – это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе.
Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива.
Фрейдизм и неофрейдизм
Фрейдизм как научное направление получил своё название по фамилии его основателя — Зигмунда Фрейда (1856— 1939 гг.), австрийского психолога, невропатолога и психиатра. Фрейдизм и неофрейдизм представляют собой этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-х гг. XX столетия в ряде стран Европы и Америки. Эмпирической базой этого философского направления является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской методики он поднимается до уровня философского направления, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Заслугой З. Фрейда считается открытие особой области человеческой психики — бессознательного. Он исследовал структуру бессознательного, его влияние на индивидуальную и общественную жизнь. Фрейд выделял в человеческой психике три взаимодействующих уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Бессознательное З. Фрейд считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное — лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Разработанная им концепция личности, представляет триаду элементов человеческой психики. Первый элемент — Оно (Es), как средоточие слепых инстинктов, безудержных влечений, основа любой деятельности индивида. Оно руководствуется принципом удовольствия, находится в конфликтных отношениях с Я ж Сверх-Я. Второй элемент — Я (Ich), подструктура душевной жизни, область сознательного, посредник между Сверх-Я и Оно, индивидом и реальностью. Несёт на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, подчиняясь им. Третий элемент — Сверх-Я (Uber-Ich), высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора, совести. Сверх-Я является как бы высшим существованием в человеке, это внутренне усвоенные индивидом в процессе воспитания социальные нормы, моральные стандарты, запреты и поощрения, влияющие на свободу Я. Деятельность Сверх-Я остаётся бессознательной.
Глубинный слой человеческой психики, по мнению Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений он сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. В дальнейшем он заменил их более общим понятием либидо, которое исходно означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию, а позднее стало охватывать все области человеческих влечений.
По Фрейду, в конечном счете деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных явлений. Доминирующую роль играют «инстинкт жизни» — Эрос и «инстинкт смерти» — Танатос.
Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нём выделяется Я, стремящееся обуздать бессознательное влечение Оно, и направить их в русло социально одобренного поведения. Для этого Я обращается за помощью к Сверх-Я. Человек, у Фрейда, может владеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа состоит в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания и подчинить своим целям. Фрейд вводит центральное понятие в психологическую трактовку реальности взаимоотношений Я и Сверх-Я — сублимацию, которую рассматривает как результат неизбежного компромисса между бессознательными влечениями индивида и действительностью, со свойственными ей общественными нормами и правилами поведения и действия. Сублимация — это процесс, заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далёкую от сексуальной страсти, а энергия инстинктов преобразуется в общественно значимую деятельность.
В 1910 г. было основано Международное психоаналитическое общество, первым президентом которого стал швейцарец Карл Густав Юнг (1875—1961 гг.). Он развил далее идеи психоанализа З. Фрейда, но в отличие от него считал, что инстинкты имеют не биологическую, а символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.
Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Эти формальные элементы, неотъемлемо присущие всему роду человеческому, носят название «архетипы». Они представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, в реальной жизни соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно.
К. Юнг проводил разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное, у него, отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытие следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется, выходит на поверхность у человека через сновидения.
К. Юнг, в отличие от З. Фрейда, стал развивать «аналитическую психологию» или «психологию комплексов». Именно он сделал рабочим понятие «комплекс» в «Очерках по ассоциативной диагностике» (1906 г.). Под «комплекс» он подвел группу психических реакций, укрывшихся от сознания в сферу подсознания, где в условиях относительной автономии они продолжают влиять на поведение человека. Это влияние может быть как негативным, так и позитивным. В последнем случае названные реакции служат толчком к творчеству.
Последователи З. Фрейда и К. Юнга — неофрейдисты, в отличие от «отцов» идей психоанализа, стремились на основе этой философии объяснять социальное устройство жизни людей, а не исследовать природу индивидуальных поступков человека. Этой проблематикой занимались австриец Альфред Адлер (1870—1937 гг.), американка Карен Хорни (1885-1952 гг.), немец Эрих Фромм (1900-1980 гг.) и ряд других исследователей.
А. Адлер, в частности, считал, что для объяснения мотивов поведения личности необходимо знать конечную цель её устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого человек старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. У него, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов, несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свою творческую потенцию. Эта актуализация носит название компенсации или сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе «вырастают» крупные личности, великие люди, отличающиеся исключительными способностями.
К. Хорни считала основным побудительным мотивом личности стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, в её понимании, являются базовыми для поведения индивида (человек может замкнуться или наоборот искать пути выхода из этого страха, например, проявить себя в политике и таким образом снять напряжение и стать весомой личностью с большими полномочиями) и сопровождают человека на протяжении его жизни, это так называемая «базальная тревожность», то есть восприятие себя как «маленького и униженного человека». Они могут быть вызваны недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.
К. Хорни выделяла три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим её людям: 1) к людям; 2) от людей; 3) против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: первый тип — услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой; второй тип — пытающаяся отрешиться от общества; третий тип — агрессивная, жаждущая престижа и власти.
Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не исчезает, а нарастает, рождая всё новые и новые конфликты.
Крупнейшим представителем неофрейдизма считается Э. Фромм, который попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирождённого, а все психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Поэтому он выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования, имеющего две составляющие — экзистенциальную и теоретическую. К экзистенциальной составляющей Фромм относил два факта:
- — человек изначально находится между жизнью и смертью, он брошен в этом мире в случайном месте и времени и выбирается из него опять же случайно;
- — существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нём потенций, и тем, что он не может реализовать их в силу кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами сообразно своему характеру и культуре.
Исторические противоречия, по мнению Фромма, имеют совершенно иную природу. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий он связывал с созданием нового гуманистического общества.
Психоаналитическое философское направление развивалось в психологии и культурологии как вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глубины его подсознания. Влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение и особенности культуры человека.
Однако учение основателей психоанализа З. Фрейда, К. Юнга было истолковано и в иррационально-мистической плоскости. Взяв за точку отсчёта идеи психоанализа о врождённости и наследственности «первичных влечений» человека, сексуальных комплексов, природы бессознательного, как внутреннего и сущностного ядра человека, некоторые их последователи (В. Райх, К. Хорни) заговорили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества, исключающем рациональность.
Фрейд Зигмунд (1856-1939 гг.), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Родился в небогатой еврейской семье торговца шерстью в Моравии, во Фрейбурге (ныне Пршибор). В 1860 г. семья переехала в Вену. В семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими способностями и умом. Он окончил с отличием гимназию, а в 1881 г. Венский университет и получил медицинский диплом. Ежедневно по 8-10 часов на протяжении многих лет он занимался врачебной практикой. На фактах, почерпнутых в клинической практике, Фрейд проследил сложность и многоплановость структуры личности. Встреча с французским практикующим гипнотизёром Ж.М. Шарко серьёзно изменила его медицинские намерения и взгляды. Он переезжает в Париж и занимается проблемами лечения истерии, появление которой у человека, Шарко считал результатом психического сдвига, а устранить такое состояние, по его мнению, было возможно методом гипнотического внушения. Возвратившись в Вену, З. Фрейд вместе с Й. Брёйером (с ним он разрабатывал «катарактический» метод, то есть отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) публикует работу «Исследования об истерии», в которой на основе описания клинических экспериментов пришёл к выводу о скрытом источнике душевной травмы, в момент которой и следует под гипнозом вернуть больного к действительности, чтобы освободить его от психического гнёта. Так родилась теория психоанализа. На пути к нему Фрейд пытался лечить истерию электричеством, которое в те времена считалось в метафизическом учении неким единением идеального и материального, духовного и телесного. Развил теорию психосексуального развития индивида, а в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области культуры общества — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.п. В 1938 г. в возрасте 82-х лет он был вынужден эмигрировать с семьей из Вены в Лондон, спасаясь от преследования австрийских нацистов. Год спустя резко обострилась старая болезнь — рак челюсти. Тяжёлый запах, исходящий из уст Фрейда, не могла переносить даже любимая собака и он решил покончить с жизнью, обратившись с просьбой к своему лечащему врачу, который сделал ему смертельную инъекцию. Умер Зигмунд Фрейд 23 сентября 1939 г. в окружении родных в своём доме в Хэмпстеде, близ Лондона. У Зигмунда и его жены Марты Бернаус было шестеро детей. Дедушкой Марты был главный раввин Гамбурга, хотя сам Фрейд и впоследствии семья не придерживались строгих иудейских канонов, за что мать Марты — Эмилия, противилась их браку и не благоволила зятю. Свадьба Зигмунда и Марты носила частный характер вне Германии — в столице Австрии. Марта прожила 90 лет и покинула мир 2 ноября 1951 г. Тело её кремировали, а прах поместили в урну с прахом З. Фрейда. Их младшая дочь Анна продолжила научную деятельность отца.
Основными сочинениями Фрейда являются: «Психопатология обыденной жизни» (1904 г.), «Тотем и табу» (1913 г.), «Я и Оно» (1913 г.), «История психоаналитического движения» (1914 г.), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921 г.), «Краткий очерк психоанализа» (1924 г), «Автопортрет» (1924 г.), «Сопротивление психоанализу»(1924г), «Будущее одной иллюзии» (1927 г.).
Юнг Карл Густав (1875-1961 гг.), швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. Научную деятельность начинал в Цюрихе под руководством Э. Блейера в его психиатрической клинике, затем в качестве приват-доцента в университете этого города. С 1906 г. перешёл на позиции психоанализа, став ближайшим соратником З. Фрейда и популяризатором его учения. В 1909-1913 гг. был президентом Международного психоаналитического общества, созданного совместно с Фрейдом. В 1913 г. происходит разрыв отношений с Фрейдом на основе принципиального несогласия Юнга с некоторыми его теоретическими идеями психоанализа и неудовлетворенностью психоаналитическими методами его лечения неврозов. Основные расхождения Юнга с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности; во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества с позиции концепций Эдипова комплекса и сублимации. В этой связи Юнг дал широкую энергетическую трактовку либидо как потока витально-психической энергии. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека рассматривались Юнгом как различные проявления единой энергии либидо. В 1916 г. он организует Психологический клуб. С 1920 г. начинаются его заграничные путешествия, связанные с тем, что у Юнга сложились определённые представления о человеческой психике, которые нужно было проверить: с этой целью он посещает Алжир, Тунис, Сахару, Мексику, Кению, Индию, Цейлон. В 1933 г. К. Юнг становится президентом Международного психотерапевтического общества. В 1948 г. в Швейцарии организуется Институт Юнга. Влияние взглядов Юнга испытали Т. Манн и Г. Гессе, физики В. Паули и Э. Шрёдингер, культурологи К. Кереньи и М. Элиаде. Взгляды Юнга стимулировали развитие ряда направлений психологии творчества и психологии личности, а также способствовали становлению трансперсональной и кросскультурной психологии. Работы: «Очерки по ассоциативной диагностике», «Психологические типы», «Аналитическая психология», «О психологии восточных религий и философий».
Вильгельм Райх (1897-1957 гг.), медик по образованию, начал свою карьеру в Международном психоаналитическом обществе, пытался синтезировать марксизм и фрейдизм. В 1931 г. вступил в немецкую коммунистическую партию и вместе с соратниками основал группу «5ехро1» по оказанию медицинской помощи рабочим. Но, расставшись с иллюзиями, он покинул и партию, и общество психоаналитиков. Приход к власти Гитлера вынудил его эмигрировать в США, но и там репрессии не прекратились. Он был арестован, его книги сожжены и в 1957 г. Райх скончался в тюрьме. З. Фрейд связывал агрессивные импульсы человека с инстинктом танатоса. В. Райх такую идею считал метафизической, полагая, что источник деструктивной энергии не столько в самом человеке, сколько в обществе, которое блокирует нормальные, естественные проявления человеческой натуры. Подавление сексуальных инстинктов необходимо для повышения эффективности политического насилия. Человек, сбросивший политические цепи, свободен и сексуально, и физиологически, и духовно. Такой человек не может мириться с существующим положением вещей: он создаёт новое общество.
Анна Фрейд (1895-1982) и Мелани Клайн (1882-1960). Психоанализ детства. Дочь З. Фрейда Анна, анализируя психический мир детей от трёх лет, подтвердила гипотезу отца о необыкновенной значимости бессознательных сексуальных импульсов. Не менее важны и отношения ребенка с родителями. В своей книге «Психология «Я» и защитные механизмы» (1937 г.) она рассматривает пять способов защиты от импульсов, заключённых в подсознательном: бегство в мир фантазии, нигилизм, замкнутость «Я», самоидентификация с агрессором, определённые формы альтруизма. Мелани Клайн, в отличие от Анны Фрейд, занималась самыми маленькими детьми до трёх лет. Изучая характер детских игр, мимику, английская исследовательница пришла к выводу, что эдипов кризис формируется значительно раньше, чем думал З. Фрейд. Первый контакт с миром начинается с материнской груди, и первый страх у ребёнка появляется с угрозой, что его отнимут от груди. Так возникает мания преследования. Если ребёнок справляется с возникающей депрессией и чувством страха, он становится доверчивым и более уверенным. Но моменты равновесия сменяются новыми маниакальными состояниями, и синусоида таких перепадов определяет состояние человека в более зрелом возрасте.
Шпаргалка философия фрейдизма и нефрейдизма | tiledi.ru
Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939).
В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного.
Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний.
В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
1)«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;
2)«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
3)«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение (оба влечения он выводит из комплекса Эдипа и комплекса электры).
Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.
Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.
Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).
Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного. коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др.
Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.
Эрих Фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ Маркса и Фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.
§