- Что такое фатализм?
- Что такое фатализм
- •• предчувствие (foreshadow)
- ••• трактовка (interpretation)
- •••• предугадывание (guesswork)
- ••••• удача (luck)
- Determinism and predeterminism
- Idle argument
- Logical fatalism and the argument from bivalence
- References
- Religion
- Базовые способности
- Бытовой, или обывательский, фатализм
- Вера в судьбу
- Виды фатализма
- Гильдия
- Кто такой фаталист?
- Механический детерминизм
- Признаки фаталиста
- Примеры фатализма
- Примеры фатализма в литературе
- Провалы бросков
- Прорицатели (oracles)
- Ранний фатализм
- Рационалистический фатализм
- Русский фатализм
- Теологический фатализм
- Фатализм — это.. определение термина. фатализм в философии
- Фатализм в мифе об эдипе
- Фатализм в философии
- Фатализм и общество
- Фатализм как неэффективный жизненный сценарий
- Фатализм сегодня
- Фатализм, детерминизм, волюнтаризм
- Фатализм: истоки
- Фаталист — кто это такой?
- Фаталист – это человек, отдавший себя во власть судьбы
- Форс и фатум (о случайности и предопределённости)
- Чему быть, того не миновать?
- Definition
Что такое фатализм?
Что такое фатализм
и кто такие фаталисты – наверняка этими вопросами задавался в своей жизни каждый человек. Под фатализмом понимается убежденность в том, что все происходящее предопределено заранее, а потому неизбежно. Согласно этому философскому воззрению, человек не в силах противостоять своей судьбе и каким-либо образом влиять на нее.
С фаталистами в чем-то сходны пессимисты, которые также не верят в возможность воздействовать на негативные явления жизни. Как те, так и другие покорно принимают все удары судьбы и верят в то, что эти испытания предотвратить нельзя.
Но в отличие от пессимистов, фаталисты убеждены: когда-то давно кем-то был разработан определенный «сценарий» жизни каждого человека. Все, что ему остается, – следовать этому плану и принимать происходящее, как должное.
Что такое фатализм
Определение этого термина в переводе с латыни обозначает «предопределённое судьбой». Согласно мнению приверженцев этого мировоззрения, любое действие, происходящее в мире, является частью некоего сценария, на который невозможно повлиять.
Несмотря на то что как мировоззрение фатализм — это довольно распространённое явление, «убеждённых фаталистов» как таковых не существует. Наглядным примером этого может послужить очень меткая цитата Стивена Хокинга: «Я заметил, что даже те, кто верят в судьбу, смотрят по сторонам, когда переходят дорогу».
•• предчувствие (foreshadow)
Система: Когда персонажу грозит опасность, Рассказчик делает скрытый бросок Восприятия Фатализма (сложность 6). Сложность броска может варьироваться в зависимости от того, насколько явной является угроза. Количество успехов указывает на то, за сколько времени до непосредственного появления угрозы персонаж узнает об опасности (обычно один раунд, предшествующий несчастью, за каждый успех).
••• трактовка (interpretation)
С помощью этого умения призрак может предсказывать будущее индивидуума или читать его прошлое. Для успешного использования данной способности обычно требуется наличие какого-либо инструмента гадания (карты Таро, Книга перемен, руны, астрология и т.п.).
Система: Игрок делает бросок Манипулирования Фатализма (сложность равна значению Воли субъекта). И прорицатель, и субъект могут поспособствовать броску, потратив Волю. Затем игрок может задать Рассказчику один короткий вопрос, касающийся субъекта, за каждый успех.
На применение Трактовки расходуется 2 пункта Пафоса.
•••• предугадывание (guesswork)
По мере того, как персонаж постигает Фатализм, он получает возможность гораздо быстрее воспринимать взаимодействие нитей Судьбы даже в стрессовых ситуациях. Это умение позволяет призраку предугадать чьи-либо действия прежде, чем объект предпримет их, и интуитивно отреагировать.
Система: Во время боя игрок делает бросок Сообразительности Фатализма (сложность 8). Каждый успех на этом броске добавляет еще один успех к броску Инициативы персонажа. Если игрок набирает вдвое большее количество успехов, чем его противник, Рассказчик может сообщить ему что-то о намерениях его оппонента (например, то, что он собирается сбросить его в Нихиль), позволяя тем самым игроку предпринять соответствующие меры.
На применение Предугадывания расходуется 2 пункта Пафоса
••••• удача (luck)
Тайны последнего уровня Фатализма позволяют призраку производить незначительные изменения в самом полотне Судьбы. Получив благословление Судьбы, призрак может добиться большего успеха в любом деле.
Система: В начале каждой истории персонаж может сделать бросок Сообразительности Фатализма (сложность 6). Количество успехов определяет количество “единиц” (потенциальных провалов), которые игрок может проигнорировать в ходе истории. Однако этот Арканос не может воздействовать на Страдания, и его можно использовать лишь один раз за историю.
Для использования Удачи требуется потратить 2 пункта Пафоса и 1 пункт Воли.
Значение слова Фатализм по Ефремовой: Фатализм — Вера в фатум, в неотвратимость судьбы, основанная на том, что все в мире предопределено и человек не в силах изменить что-л.
Значение слова Фатализм по Ожегову: Фатализм — Вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком
Фатализм в Энциклопедическом словаре: Фатализм — (от лат. fatalis — роковой — fatum — рок, судьба), представлениео неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу(античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особеннохарактерна для ислама) и т. п.
Значение слова Фатализм по Религиозному словарю:
Фатализм — Представление о неотвратимой предопределенности событий в мире. Получил широкой распространение в ряде религий и философских систем, например, в стоицизме и исламе.
[2]
Значение слова Фатализм по словарю Ушакова: ФАТАЛИЗМ, фатализма, мн. нет, м. (от латин. fatalis — роковой) (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить.
Значение слова Фатализм по словарю Даля: Фатализмм. лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма — фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.
Фатали-Хан (1736-89)
Фатализм
Фаталист
ФАТАЛИЗМ — (от лат. fatalis роковой, fatum рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить… … Философская энциклопедия
фатализм — а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС 1. Предопределение fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Проходя по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАТАЛИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием, от лат. fatum рок, судьба). Философское мнение, приписывающее все события человеческой жизни слепому предопределению; судьба, рок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
ФАТАЛИЗМ — муж., лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.… … Толковый словарь Даля
фатализм — стоицизм Словарь русских синонимов. фатализм сущ., кол во синонимов: 3 • вера в неотвратимую судьбу (2) • … Словарь синонимов
Фатализм — Фатализм ♦ Fatalisme Вера в неизбежность всего происходящего. Фатализм отбивает охоту к действию, и всякий фаталист прежде всего ленив или должен быть ленивым … Философский словарь Спонвиля
ФАТАЛИЗМ — (от латинского fatalis роковой, fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п … Современная энциклопедия
ФАТАЛИЗМ — (от лат. fatalis роковой fatum рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п … Большой Энциклопедический словарь
ФАТАЛИЗМ — (лат. fatalis роковой, предопределенный судьбой) 1) философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) соответствующий поведенческий принцип. Уже в… … Новейший философский словарь
ФАТАЛИЗМ — ФАТАЛИЗМ, фатализма, мн. нет, муж. (от лат. fatalis роковой) (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
Основной причиной непризнания фатализма т. н. современным обществом, неприятия его всерьёз, является вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход, доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому, настаивает на наличии таких закономерностей даже в творчестве.
Слово «фатализм» нередко употребляется также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате.
Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение «соответствующих» богов, «продукт их творческих усилий».
Кроме свобод всемогущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию «фатум» существует ещё такая вещь как «жребий» (лат. la:fors ). Это — словно бы «зазор», переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание.
В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и «уже-завершённая-в-будущем» машина, в которой пассивным участникам достаётся участь «винтика», «инструмента» («plebeium in circo positum est fatum», лат. — «толпа огорожена судьбиной»).
Что касается активных героев, то у них — роль «сырья», «расходного материала». Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую «фатум-систему». В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом.
В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на «машину» в целом; чреватая, но необходимая сущему «импровизация». («Fata volemtem ducunt, nolentem trahunt», лат. — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит»).
Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений.
Причём, от Бога закон независим (просто Богу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму.
Китайская философия, которую от «западной» отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним).
В иудаизме тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: «Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон» — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.
В христианстве фатализм взаимно распределён самим фактом Завета между его сторонами — Отцом небесным и людьми. Спасение же христианина, возможность его обновления даны ему как дар: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
В исламе термины «кадар» и «кадā’» означают Божеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а — справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно.
Determinism and predeterminism
While the terms are sometimes used interchangeably, fatalism, determinism, and predeterminism are distinct, as each emphasizes a different aspect of the futility of human will or the foreordination of destiny. However, all these doctrines share common ground.
Determinists generally agree that human actions affect the future but that human action is itself determined by a causal chain of prior events. Their view does not accentuate a «submission» to fate or destiny, whereas fatalists stress an acceptance of future events as inevitable.
Determinists believe the future is fixed specifically due to causality; fatalists and predeterminists believe that some or all aspects of the future are inescapable but, for fatalists, not necessarily due to causality.[7]
Idle argument
One famous ancient argument regarding fatalism was the so-called Idle Argument. It argues that if something is fated, then it would be pointless or futile to make any effort to bring it about. The Idle Argument was described by Origen and Cicero and it went like this:
The Idle Argument was anticipated by Aristotle in his De Interpretatione chapter 9. The Stoics considered it to be a sophism and the Stoic Chrysippus attempted to refute it by pointing out that consulting the doctor would be as much fated as recovering.
Logical fatalism and the argument from bivalence
The main argument for logical fatalism goes back to antiquity. This is an argument that depends not on causation or physical circumstances but rather is based on presumed logical truths. There are numerous versions of this argument, including those by Aristotle[14] and Richard Taylor.[3] These arguments have been objected to and elaborated on with some effect.[15]
The key idea of logical fatalism is that there is a body of true propositions (statements) about what is going to happen, and these are true regardless of when they are made. So, for example, if it is true today that tomorrow there will be a sea battle, then there cannot fail to be a sea battle tomorrow, since otherwise it would not be true today that such a battle will take place tomorrow.
The argument relies heavily on the principle of bivalence: the idea that any proposition is either true or false. As a result of this principle, if it is not false that there will be a sea battle, then it is true; there is no in-between.
References
- ^ abcdRice, Hugh (Winter 2021). «Fatalism». In Zalta, Edward N. (ed.). Stanford Encyclopedia of Philosophy. Stanford University: Center for the Study of Language and Information. Retrieved 5 April 2020.
- ^ abSolomon, Robert C. (October 2003). «On Fate and Fatalism». Philosophy East and West. University of Hawaii Press. 53 (4): 435–454. JSTOR 1399977.
- ^ abTaylor, Richard (January 1962). «Fatalism». The Philosophical Review. Duke University Press. 71 (1): 56–66. JSTOR 2183681.
- ^Zagzebski, Linda. «Foreknowledge and Free Will». Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved 7 June 2020.
- ^Stambaugh, Joan (1994). Other Nietzsche, The. SUNY Press. p. 81. ISBN 9781438420929.
- ^Friedrich Nietzsche, The Wanderer and His Shadow, 1880, Türkenfatalismus
- ^Hoefer, Carl, «Causal Determinism«, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2021 Edition), Edward N. Zalta (ed.)
- ^Barnes, E. J. (1984). The complete works of Aristotle, de interpretatione IX. princeton: Princeton University press.
- ^Zagzebski, Linda, «Foreknowledge and Free Will», The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2021 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = <https://plato.stanford.edu/archives/sum2021/entries/free-will-foreknowledge/>.
- ^Al-Farabi. (1981). Commentary on Aristotle’s De Interpretatione. Translated by F.W.Zimmerman,. Oxford: Oxford university press.
- ^Origen Contra Celsum II 20
- ^Cicero De Fato 28-9
- ^Susanne Bobzien, Determinism and Freedom in Stoic Philosophy, Oxford 1998, chapter 5
- ^«Aristotle, De Interpretatione, 9». Archived from the original on 31 March 2007. Retrieved 17 February 2007.
- ^Mackie, Penelope. “Fatalism, Incompatibilism, and the Power To Do Otherwise” Noûs, vol. 37, no. 4, pp. 672-689, December 2003
- ^ abcRyerson, James (12 December 2008). «Consider the Philosopher». The New York Times.
Religion
One of the oldest descriptions of Fatalists is found in the Jain and Buddhist writings of India describing Ājīvika sect of Makkhali Gosala of India (around 500 BCE). The predetermined fate of human living was the major religious doctrine of this sect of people in India along with other Śramaṇa groups of theology.
Базовые способности
Рок (Kismet): Эта способность позволяет оценивать важность человека, предмета или события в великом узоре Судьбы. Опытный Прорицатель без труда ощущает силы, стоящие за теми, кого ждет великая судьба.
Система: Игрок делает бросок Восприятия Фатализма (сложность 6), определяя приблизительную важность того или иного объекта для “общей картины”. Эта способность особенно полезна для получения дополнительной информации о персонажах Рассказчика и других игроков в ходе конкретной сцены.
Бытовой, или обывательский, фатализм
Бытовой пессимизм — это синоним фатализма. Он подразумевает влияние на человека «тёмной» судьбы. Подобное мнение возникает у всех людей в той или иной мере. Каждый человек хоть раз сетовал на судьбу из-за различных неприятностей, возникающих в жизни.
Чаще всего проявлению обывательского фатализма способствуют неприятности, возникающие на фоне стресса. В такие моменты человек стремится переложить вину за то или иное происшествие на других людей. Если это не представляется возможным, то тогда вина перекладывается на неведомые силы, которые якобы поспособствовали неудаче.
Вера в судьбу
Фаталист – это человек, полностью отдающий себя во власть судьбы. При некоторых обстоятельствах эта вера ему помогает: например, если человек идет в бой, он знает, что если ему суждено выжить, то ни одна пуля его не зацепит; если суждено умереть от чумы, никакая санитарные меры предосторожности его не спасут.
Фаталисты верят в то, что их воля и все, происходящее с ними, подчинено некой высшей силе, которая направляет все их действия, и они не в силах что-либо изменить.
В современном обществе все большее количество людей верит в то, что их судьба предопределена, и не стоит строить планы на будущее. Если же желаемое осуществляется, значит, так было задумано заранее.
Верить в судьбу или нет – это каждый должен определить для себя сам, независимо от того, считает ли он себя фаталистом.
Виды фатализма
Психологи выделяют следующие разновидности данного мировоззрения:
1. Обывательский, или бытовой, фатализм
Приверженцы бытового фатализма – это пессимисты в самом распространенном смысле слова. При каждой житейской неудаче они стремятся переложить вину на других людей.
Когда это не удается, то «крайними» оказываются некие высшие силы, изначальная недоброжелательность и враждебность которых по отношению к человеку не поддается сомнению.
2. Теологический фатализм
Сторонники этого ответвления приписывают все, что происходит с людьми на земле, божественному предопределению. По их мнению, Бог заранее спланировал каждую человеческую жизнь и определил испытания, которые будут встречаться на ее пути.
Любое событие, даже самое незначительное, возводится в ранг необходимого и неслучайного. Некоторые представители даже доходят до отрицания свободы выбора человека и снимают с него ответственность за его поступки.
3. Рационалистический, или логический, фатализм
Этого воззрения придерживаются все те, кто убежден: то, что происходит сейчас, – не что иное, как результат предшествующих событий и поступков. Впервые эту мысль высказал знаменитый философ Древней Греции Демокрит. Он пришел к выводу: раз все в мире имеет свою первопричину, случайностей просто не может быть.
Если человек находится в определенном месте в конкретный промежуток времени, значит, к этому состоянию привел целый ряд его поступков в прошлом. Таким образом, рационалистический фатализм устанавливает непререкаемую связь между причиной и следствием.
Гильдия
В свою лучшую пору Гильдия Прорицателей пользовалась немалой популярностью. Некоторые призраки говорят, что Прорицатели служили непосредственно Владычица Судьбы, тогда как другие считают, что они были прислужниками еще более могущественных сил. В любом случае, советы Прорицателей ценились очень высоко, и многие стигийские лорды хотели заполучить Прорицателя к себе на службу в качестве советника.
Удача сопутствовала гильдии до тех пор, пока Серена, Верховная Прорицательница, не сообщила Харону о том, что его удел — сгинуть в Буре. В ярости он подверг её великому наказанию, принудив отказаться от раскрытия оставшейся части пророчества и разгневав тем самым ее Гильдию.
Невзирая на то, что они хорошо знали о неизбежной расплате, Прорицатели, вслед за Ростовщиками и Скульпторами, покинули оставшиеся Гильдии. Ныне Прорицатели склонны заключать союзы с Певчими, Песочными Человечками и даже Полтергейстами. Многие предпочитают не выставлять свои способности напоказ, давая советы лишь тем, кто достаточно умен, чтобы самостоятельно найти Прорицателя.
Прорицатели предпочитают кричащие одеяния. Кроме того, большинство представителей этой Гильдии выдают знаки Судьбы, присутствующие на лбу или руках. Эти знаки появляются сами по себе, их невозможно удалить, и они могут двигаться и изменять свою форму, когда им заблагорассудится.
Кто такой фаталист?
Многие словари трактуют это слово по-разному, но его суть от этого не меняется. В общем понятии фаталист — это человек, который верит в свою судьбу и всячески на нее полагается. Он считает, что все в его жизни предопределено заранее, и от его решения ничего не зависит.
В переводе с латинского fatalis — роковой, а если обратиться к английскому языку, то там можно найти похожее слово fate, перевод которого – «судьба».
В словарях различных авторов значение слова фаталист трактуется по-разному, но главная суть остается одна. По определению Т. Ф. Ефремовой, фаталист — это человек, верящий в фатум, неотвратность судьбы; эта вера основана на стойком убеждении, что все в этом мире предопределено заранее, и мы не в силах изменить свою судьбу. В.
Механический детерминизм
Приверженцы фатализма считают, что причина и необходимость являются одним целым, любые случайности в человеческой жизни называются таковыми лишь из-за недостатка знаний, которые бы обуславливали то или иное событие. Особенно механический фатализм просматривается в работах французского философа Поля Гольбаха.
Признаки фаталиста
Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:
- Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как синоним к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;
- Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;
- Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;
- Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.
Примеры фатализма
История представляет большое количество фаталистических примеров, когда великие люди принимали судьбоносные события, как должное и продолжали двигаться по течению. Ярким примеров является Юлий Цезарь, которого предостерегал прорицатель Спурина, говоря о то, что общение с супругой Кальпурнией может быть фатальным.
Примеры фатализма в литературе
Фатализм находит своё отражение и в литературе.
В качестве примера можно привести поэму «Илиада» древнегреческого поэта Гомера.
В этой поэме говорится о том, что даже всесильный из богов Зевс не может изменить судьбу.
Провалы бросков
Несмотря на то, что многие провалы Фатализма приводят к дезинформации, Рассказчик может не ограничиваться этим. К примеру, персонаж может увидеть страшное предзнаменование, и потерять способность концентрироваться на сцену или две ( 2 к сложностям всех бросков).
Или, возможно, Судьба откажется давать ответы на его вопросы, и призрак примерно на час потеряет возможность использовать Фатализм. Помните, что те, кто применяет Фатализм, свято верят в непререкаемую волю Судьбы, и особенно страшатся утратить власть над нею, как, впрочем, и свою знаменитую искушенность в ее путях, достигнутую столь нелегким трудом.
Прорицатели (oracles)
О, леди, простите меня, как я мог не узнать вас?! Конечно же, я дам вам совет. Нет, бесплатно. Все, что я прошу взамен — вспомнить обо мне, когда придет ваше время.
Некоторые утверждают, что Судьба оставляет свою отметку на всем, и, в особенности, на душах умерших. Фатализм — это Арканос, который позволяет призраку взглянуть на полотно судьбы, чтобы предсказать чье-либо будущее, или угадать прошлое.
Фатализм — опасный Арканос. Те, кто вмешиваются в дела Судьбы, могут с легкостью оказаться в ужасной ловушке. Злоупотребление этой способностью приводит к страшным последствиям; Судьба лишает своей благосклонности тех, кто вмешивается в ее дела.
Ранний фатализм
Фатализм — это то явление, которое на ранних своих порах развивалось в мифологии. Он рассматривался как неотвратимая зависимость людей и даже богов от судьбы, которая не имела никакой цели и была никому не подвластна. Во времена появления этого мировоззрения судьба ставилась даже выше, чем власть богов.
В Древней Греции верили в существование трёх «особых» богинь, богинь судьбы. Клото, Лахесис и Атропос. Первая богиня ткала нити судьбы, вторая определяла жребий, а третья в своё время обрывала нити. Согласно мифам древних греков, ничто не могло изменить судьбу, определённую этими богинями.
Мифологический фатализм в философии — это именно то, что породило множество других оккультных учений, например, астрологию. Несмотря на угасший интерес к фатализму у большинства людей, по сравнению с прошлыми временами сегодня большую популярность имеют различные практики, вытекшие из астрологии: гороскопы, гадания и другие.
Рационалистический фатализм
Рационалистический фатализм, или также логический фатализм, — это мнение, согласно которому то, что происходит сейчас, — результат всех прошлых принятых решений. Впервые эту сущность фатализма высказал древнегреческий философ Демокрит. Он установил, что раз всё, что происходит в этом мире, имеет свою причину, значит, случайностей как таковых не существует.
Иначе говоря, этот тип подразумевает непрерывную связь всех причин и следствий, которые появляются в обязательном порядке. Каждое решение, принятое человеком в жизни, привело его к тому, что он находится в этом месте и в это время. Это означает почти то же самое, что и в случае теологического фатализма, с той лишь разницей, что в роли бога выступает необходимое следствие, которое произойдёт в любом случае.
В XIX и XX веках появилось новое направление этого вида фатализма. Оно подразумевало генетическую предрасположенность человека к девиантному поведению. Это мнение устанавливало связь между преступными наклонностями родителей и их детей. Другими словами, некоторые особенности характера могут передаваться по наследству и оказывать влияние на поведение человека.
Русский фатализм
Примером русского фатализма является произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов посвятил этому вопросу целую последнюю главу («Фаталист»).
Тема фатализма в ней раскрывается через главного героя Григория Печорина.
Несмотря на то, что Печорин по своим высказываниям и мыслям был фаталистом, всё же он верит, что судьбу можно изменить.
Лермонтов поднимает вопрос о фатализме в обществе и как его можно преодолеть.
Теологический фатализм
Под теологическим фатализмом подразумевается влияние всемогущего божества на все процессы, происходящие на земле. Фатализм судьбы, в теологическом смысле, означает то, что всё изначально было предрешено богом, который распределяет и пишет судьбы. При таком типе фатализма подверженные этому мнению люди пытаются найти поддержку своим действиям, ссылаясь на уже предрешённую судьбу.
Теологический фатализм разделяет приверженцев на два лагеря:
- Тех, кто верит в концепцию абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм).
- Тех, в чьих представлениях свобода воли сочетается с судьбой (католицизм, православие).
Согласно мнению первой группы, бог ещё до рождения каждого человека написал сценарий их жизни, а также распределил души тех, кто попадёт в ад, и, наоборот, тех, кто попадёт в рай. Приверженцы этого мнения полностью отрицают свободу воли человека и ответственность за его поступки.
Теологический фатализм в философии — это то явление, которое применимо почти ко всем религиям, однако в некоторых из них, в частности в православии и католицизме, вопрос о таком жёстком отборе рассматривается с другой точки зрения. Эти учения говорят о том, что каждый человек волен сам решать, как ему поступить, и на основе его выбора будет решено, спасётся его душа в раю или попадёт в ад.
Фатализм — это.. определение термина. фатализм в философии
С самых древних пор люди пытались найти объяснение тому, чего не понимали. Боги, мифические существа, суеверия — всё это было актуально лишь потому, что знания тех времён не позволяли адекватно объяснить теперь уже простые вещи. Например, почему заходит солнце или почему в морях бывают штормы. В те же времена появилось и такое понятие, как фатализм.
Фатализм в мифе об эдипе
Царю Лаю было предсказано, что его сын Эдип убьёт его и потом женится на Иокасте, своей матери.
Чтобы избежать такой судьбы царь решает бросить ребёнка на произвол судьбы. Эдипа подобрали и воспитали другие люди.
Позже, узнав, что ему предначертано убить отца и жениться на матери, Эдип решает уйти странствовать, чтобы быть подальше от семьи. Юноша и не подозревает, что это его приёмная семья.
В походе Эдип встречает своего настоящего отца, царя Фив. Оба естественно не ведают, кем приходятся друг другу.
Поссорившись о том, кто должен уступить дорогу, Эдип в ярости убивает своего отца. Затем, добравшись до Фив, Эдип спасает город от сфинкса. И в награду жители решают сделать его мужем вдовы недавно убитого царя — Иокасты.
Так, пророчество сбылось: Эдип убил своего отца и женился на матери.
Этот миф отражает фатализм и неизбежность судьбы. Эдип пытался изменить свою судьбу, но что бы он не делал, всё равно судьба оказалась сильнее.
Фатализм в философии
Фатализм в философии связан с мифологией.
В качестве примера можно привести миф об Эдипе, сыне царя Лая и Иокасты.
Фатализм и общество
Фаталистические представления начали развиваться еще в народных мифологиях, считалось, что каждому предназначена своя участь, и она неизбежна. Позднее стало развиваться понятие о судьбе и роке. Люди были уверены в неизбежности всех происходящих с ними событий, они считали, что никто не в силах этому помешать.
Православная вера считает фатализм мифом, так как рок отрицает свободу воли человека. Исходя из мировоззрения фаталистов, человек не несет ответственности за свои поступки. Он просто становится сторонним наблюдателем за событиями, происходящими в его жизни, и не прилагает никаких усилий для того, чтобы на них повлиять.
Исторический фатализм говорит о том, что все события, происходящие в мире, заранее предопределены, и все попытки и усилия людей изменить их ход напрасны.
Фатализм как неэффективный жизненный сценарий
По словарю, фатализм (от лат. fatalis — определённый судьбой) обозначает слепую веру в полную и безоговорочную предопределённость будущего каждого человека. Это такое мировоззрение, в основе которого лежит убеждённость в неизбежности событий, якобы уже запечатленные наперёд и лишь «проявляющиеся» как изначально заложенные свойства судьбы человека.
Однако, слово «фатализм» нередко употребляется нами также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода любой разумной инициативы человека и до мрачной уверенности в её неизбежном отрицательном результате. И выходит так, что в основе любого пессимистического поведения находится неверие человека в свои силы и возможности, в способность влиять на свою жизнь.
И влиять, если уж не полностью на 100%, то, во всяком случае, видимо и значимо. Фатализм, как и пессимизм, является проявлением явно выраженного максимализма и очень неконструктивного отношения к собственной жизни. Что, разумеется, психологами никогда не приветствовалось. В обществе далеко не все верят в судьбу, но фаталистов очень и очень много.
Как же становятся фаталистами? Ими рождаются? Навряд ли. Часто это огрехи воспитания, но часто случается так, что если у человека что-то долго не получается, то вместо того, чтобы проанализировать причины неудачи и, возможно, спокойно отказаться от конкретно бесперспективного для себя занятия, человек производит непозволительное психологическое обобщение и начинает считать, что вообще всё в этой жизни от него не зависит.
Как говорят психологи, даёт себе соответствующую психологическую установку. Отсюда становится понятно с чего надо начинать, что бы изменить свою судьбу в лучшую сторону – с выявления и анализа у себя таких вот неконструктивных психологических установок.
А их может быть несколько. Разумеется, это не так-то просто сделать. Ведь у человека уже сформированы привычки, сложился характер и окружение. Многие поэтому, не зная как действовать, чисто механически подходят к решению этой достаточно сложной проблемы, пытаются менять своё окружение, семью, работу и пр.
Вспомним отъезды на Север, на БАМ и т.д. Но, как говорится, от себя не убежишь. И поэтому прежде чем начинать что-то менять в своей жизни, нужно понять свои истинные мотивы и желания, не чьи-то, а вот именно свои. А как их понять, если не обучен этому с детства?
Также необходимо обращать внимание на различные знаки, присутствующие в пространстве вашей жизни. Это может быть всё что угодно. Например, приятель посоветовал вам прочесть какую-то книгу, а вы не придали его словам никакого значения. И вот, как-то придя в книжный магазин, именно эта книга выпала на вас с книжной полки.
Думается, что надо её купить и прочесть, скорее всего, в ней вы найдёте ответ на какой-то волнующий вас вопрос. Бывает, что в роли таких знаков выступают различные рекламные слоганы на улицах города. Однако, не надо забывать, что всё хорошо в меру. Не стоит превращать свою жизнь в сплошную зависимость от череды различных знаков, вы сами вправе интуитивно решить какому знаку следовать, а какому – нет.
Осуществлять выбор и нести, как говорят психологи, ответственность за свой выбор. Таким образом, можно заметить, что все люди делятся на людей, зависимых от любых обстоятельств своей жизни, и на людей, старающихся стать хозяевами событий своей жизни.
Понятно, что абсолютно всё от человека не зависит, возможны любые повороты судьбы, любые события могут произойти в жизни каждого человека. Однако, известна народная мудрость – под лежачий камень и вода не течёт. Поэтому вряд ли стоит надеяться на русское авось, учитесь быть настоящими хозяевами своей судьбы.
Фатализм сегодня
Во-вторых, наука. На каждое научное открытие влияли сотни различных факторов и случайностей, и шанс того, что все изобретения есть лишь запланированные события, слишком мистичен и невероятен. И если даже научные открытия развиваются согласно написанному сценарию, то любые решения в жизни человека становятся лишь иллюзией выбора.
Фатализм, детерминизм, волюнтаризм
Детерминизм (от лат. detehninare — «определять») — это убеждение в философии, согласно которому есть какое-то одно событие в прошлом (причина), которое провоцирует другое событие (следствие).
То есть каждое событие является следствием предыдущего события.
В случае с фатализмом же наши действия не имеют значения, поскольку наша участь, т. е. судьба уже написана.
Волюнтаризм (от лат. voluntarius — «волевой») — это убеждение, что именно воля определяет нашу судьбу и судьбу человечества.
Причём речь может идти о воле человека, т. е. о его поступках, упорстве, самоконтроле. Или же о воле богов.
Волюнтаризму посвящали свои работы такие философы как Иммануил Кант (1724–1804), Фридрих Ницше (1844–1900), Иоганн Фихте (1762–1814) и др.
Узнайте также, что такое Карма.
Фатализм: истоки
Вопросом, что такое фатализм, задавались еще древние стоики. Они были приверженцами той идеи, что человеку суждено пройти свой жизненный путь так, как ему предначертано свыше. Любое сопротивление превратностям судьбы не имеет смысла.
Хорошо отражает воззрения стоиков поговорка, бывшая в быту в те далекие времена: «Идущего судьба ведет, а упирающегося – тащит силком». От человека зависит лишь одно – как он будет относиться к своему року. Не важно, будет ли он покорным и апатичным «винтиком» в жизненном механизме или же осмелится на бунтарство, – рок его от этого не смягчится.
Своеобразное воплощение идеи фатализма находим мы и в индуистской философии. В зависимости от того, какие поступки преобладают в жизни человека, хорошие или дурные, он приобретает худую или добрую карму. Первая водит его по миру – колесу сансары, вторая дает ему шанс вырваться из замкнутого круга.
В Новом времени у фатализма появились свои приверженцы. Возникшая в XVI веке философия детерминизма объявила все явления и события закономерными и обусловленными. Яркий сторонник детерминизма, нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза называл человека пылинкой по сравнению с мирозданием.
Фаталист — кто это такой?
Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.
С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно.
Фаталист – это человек, отдавший себя во власть судьбы
Слово «фаталист» сейчас редко используется в обиходе, и не каждый человек знает его значение. Для общего развития это определение необходимо понимать, чтобы не оказаться невеждой в нестандартной ситуации.
Форс и фатум (о случайности и предопределённости)
В древние времена гадатели, для того, чтобы выявить предопределённое свыше, использовали различные предметы. Из дошедших до наших дней к таковым относятся игральные карты и кости.
Авраамические религии резко отрицательно относятся к предсказаниям и гаданиям.
Чему быть, того не миновать?
Так в чем правы фаталисты и правы ли они вообще? Действительно ли мы не в силах помешать осуществиться тому, что предначертано, или же мы можем, что называется, «взять судьбу за горло»?
Судя по приведенным примерам, люди сами иногда ускоряют трагический финал, не пытаясь отвести от себя опасность. Кто знает, как сложилась бы их судьба многих фаталистов, окажи они хотя бы малейшее сопротивление судьбе?
В любом случае, не стоит быть покорной шестеренкой в колесе Фортуны . Нужно помнить: многое зависит от нас самих, в том числе и наше будущее.
Definition
The term «fatalism» can refer to any of the following ideas: