Если ребёнок ненавидит школу: кто виноват и что делать | Мел

Если ребёнок ненавидит школу: кто виноват и что делать | Мел Женщине

Что делать, если не нравится школа

В каждой из описанных ситуаций, когда ребёнок не любит учиться, выходом может стать смена формы обучения. В России получать образование можно не только в стенах традиционной массовой школы, но и в семейной форме.  

Переход на семейное образование осуществляется по желанию родителей и ребёнка. Для смены формы обучения необходимо уведомить органы управления образования по месту фактического проживания школьника и подобрать школу для прохождения аттестаций.

Осваивать основную образовательную программу можно самостоятельно, по учебникам, с помощью репетиторов или онлайн-школ.

Ребёнок, обучающийся на семейной форме, должен сдавать промежуточные аттестации по графику, который родители заранее обсуждают со школой прикрепления. Аттестация позволяет проверить, насколько эффективны «домашние» методы обучения дома. Экзамены сдаются по всем предметам школьной программы соответствующего класса.

Семейное образование может помочь в решении описанных выше проблем с отсутствием интереса к учёбе, и вот почему:

Главное преимущество семейного образования — возможность не следовать системе, а самому выбирать, где, у кого и как будет учиться ребёнок. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учёба направлена на получение знаний в атмосфере взаимного уважения. Преподаватели обращаются к детям вежливо, как к коллегам, всегда отвечают на вопросы детей.

Если ребёнок ненавидит школу: кто виноват и что делать. от кого зависит мотивация ребёнка к учёбе

Школа постоянно обвиняет меня в том, что мой ребёнок неохотно ходит в школу. Но я пока не понимаю, в чём тут моя вина. Ещё совсем недавно это было не так. Я пытаюсь найти пути выхода из этой ситуации, но в школе до недавнего времени на диалог шли неохотно и будто совсем не слышали родителей.

Когда я сама была школьницей, я не была похожа на большинство своих одноклассников. Обычно после каникул учитель задавал вопрос: «Кто из вас соскучился по школе?». Руку поднимала я одна или не поднимал никто.

Не хотелось чувствовать себя белой вороной. На каникулах мне было скучно (кроме летних). Мне не хватало в сезонные каникулы школьной суеты, общения с друзьями и учителями, большинство из которых я очень любила. И мне казалось странным, что кто-то может по этому всему не скучать. Наверное, у ребят была насыщенная жизнь, раз вне школы им интереснее. Я же класса до 9-го насыщенной жизнью (жила я тогда в деревне и общалась помимо школы только с соседкой) похвастаться не могла. И сегодня, когда я вспоминаю свои школьные годы, своих учителей, у меня возникает чувство трепета по тем временам, потому что мне, правда, было в школе комфортно и интересно.

Как быть Леди:  Кто такие дети-билингвы, плюсы и минусы билингвизма у детей дошкольного возраста | CIS

Дочь тоже с удовольствием раньше училась и ходила в школу. До 8 класса. Первое родительское собрание сразу и мне дало понять, что год будет непростым, потому уже сейчас все настроены на успешную сдачу ОГЭ, начинается подготовка, а это двойные нагрузки. Я понимала, что моя дочь в 8 классе совсем на это не настроена. Её сейчас больше интересуют друзья и её собака, чем ОГЭ в конце 9 класса. С каждым месяцем с начала учебного года прессинг со стороны школы возрастал. Дочь начала жаловаться на головные боли и периодические истерики по поводу школы, нежелание вообще туда идти.

Я сходила в школу на разведку, со мной провели поучительную беседу, объяснив, что дочь «скатывается», что нужны срочные меры со стороны семьи, изымания каких-то важных для неё вещей и полный контроль. Я была растеряна и расстроена. Подумала, что, может, действительно, у нас слишком демократические отношения с дочерью и стоит стать несколько жёстче.

К хорошему это не привело. Я ежедневно заходила в электронный дневник, в котором по выходным возникали непонятные двойки, которых не было ещё на прошлой неделе. Чаще всего дочь не понимала, за что она получила неудовлетворительные оценки. Дочь начала о школе рассказывать такие подробности, от которых у меня волосы на голове вставали дыбом. Я могла лишь удивляться с открытым ртом и обнимать дочь, переубеждая её в заверениях учителей, что «их класс — самый худший» и что «все они тупые, и ОГЭ, естественно, не сдадут».

Разговор со школой был непродуктивным, я слышала лишь обвинения в свой адрес, что «я — плохая мать и не занимаюсь своим ребёнком»

А тем временем у дочери мотивация к учёбе совсем стала низкой, и она решила, что «больше не хочет никому в школе доказывать, что она не верблюд». Она знает, что ей нужно пройти эти трудности, чтобы самой стать сильнее. Вопрос о смене школы стоял, но изучив ряд школ, мы поняли, что это будет бессмысленное мероприятие. Я хочу найти школу, которая будет развёрнута к ребёнку лицом. Школу, которая будет не мстить за независимое и самостоятельное решение учиться так, как получается, без лишнего для неё на сегодняшний день напряга, к которому она оказалась психологически ещё не готова. Школу, которая будет доброжелательно настроена к детям. Мы пока такую школу не нашли в нашем районе, но мне очень хочется верить, что наша школа встанет на этот путь.


Поверьте, у меня есть основания верить именно дочери, а не школе, потому что я сама отработала в школе, и видела все те ужасы, о которых говорит дочь. Видела, как учителя не уважают границ другого человека, а тем более ребёнка, и при всём классе могут его отчитать, обсудить его семью, обозвать и сделать выводы об ученике нелицеприятного характера. Видела, как учителя обвиняют детей в том, что они их не уважают и поэтому принимают решение на каждом уроке выяснять отношения с детьми.

Уважение нужно заслужить, а не выпрашивать его

Я ни в коем случае, не хочу винить всех учителей. Есть достойные в этой профессии. И большинство моих учителей были именно такими, я перед ними очень преклоняюсь по сей день, и о них я писала накануне Дня учителя на своих страницах в социальных сетях. Как-нибудь и в этом блоге обязательно напишу о выдающихся, на мой взгляд, учителях. Мне повезло в жизни, что у меня их было большинство. И никто из них при мне ни разу не повысил на ребёнка голос.

Как быть Леди:  Конфликты между родителями и детьми: причины

Сегодня учителя часто сетуют на то, что «дети сейчас другие», поэтому они якобы заслуживают такого к себе отношения. Я так не считаю

Сегодня редко можно встретить, действительно, интеллигентного учителя, который ведёт себя на должном уровне. Часть учителей, кстати, которые преподают предметы, у моей дочери, были и моими. Так вот те самые, очень многоуважаемые мной, учителя и сегодня продолжают себя вести должным образом. В их сторону никаких нареканий нет. И я рада, что дочь имеет возможность посещать их уроки — значит не всё потеряно. Вся надежда на то, что она будет ориентироваться на этих прекрасных людей.

Значит, всё-таки дело не в детях, с которыми учителя сегодня не могут справиться посредством уважительного к ним отношения. А всё-таки в учителях, которые, возможно, оказались не своей профессии.

Я всегда говорила детям, что уважительное отношение к любому другому человеку — это норма твоего воспитания, а уважение — это уже твоё личное дело

Я прошу детей, если меня читают дети, обязательно уважительно относиться к учителям, как бы порой вызывающе они себя не вели. Я не требую уважения, его, действительно, человек сам заслуживает или нет, но уважительное отношение в любому другому человеку — это норма.

Но как сложно это говорить детям, когда они как раз наблюдают часто от учителей к себе неуважительное отношение. А разве не пример учит? Требовать уважительного отношения и при этом самому никого не уважать, — это просто странно. Я уже писала, что многие взрослые сегодня, а часто и учителя считают, что детей уважать не нужно. К детям всегда — с осуждением и предвзятостью. Возможно, именно потому сегодня школа переживает кризис в нашем обществе.


Вдвойне тяжкий груз

Поход по улице с ранцем либо с рюкзаком, доверху наполненным различными атрибутами школьного быта, много времени не отнимает. Но когда настроение и так «на нуле», рюкзак кажется неподъемно-тяжелым.

Встречи пугающие и неожиданные

Толкаться у гардеробной, где можно не только сдать верхнюю одежду, но и остаться без телефона и без карманных денег — занятие также не из приятных. И чреватое встречами гораздо более устрашающими, чем со сварливой соседкой по площадке, ибо гардеробной не миновать никак, как и посещения туалета.

Давление авторитета

Неформальные лидеры класса и школы вносят несомненный вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Вклад негативный, но без этого существенного фактора не обходится жизнь ни одного самого маленького коллектива.

Когда сравнение не в твою пользу

Разница в одежде, обуви, даже в авторучках, которыми пишут школьники, не говоря уже об автомобилях, на которых подвозят в школу детей из богатых семей — один из самых веских поводов ненавидеть школу юным представителям небогатых слоев населения.

Неважно, каков вес и объем каждого из камней-аргументов, составляющих фундамент неприязни к походам в школу и пребывания в ней. Они — часть существования как самого человеческого общества, так и его внутренней сути. И в таком сложном деле, как воспитание и обучение детей, не принимать их во внимание нельзя.

Как быть Леди:  Папа в жизни девочки. Какое влияние оказывает на будущее дочери

Неприятное соседство

Неприязнь к соседу по парте именно ввиду невозможности без уважительной причины поменять соседство, продолжающееся уже много лет. Сосед по парте может быть неприятен как внешне, так и вызывать внутреннее напряжение своей болтливостью, глупостью, либо уже одним необъяснимым для разума фактом своего длительного существования рядом.

Нет интереса к предмету

Некоторые преподаваемые предметы не нравятся либо потому что «не даются», либо вызывают недоумение самим своим существованием и уверенность, что «это мне в жизни никак пригодиться не может».

Отношение к учителю

Трения во взаимоотношениях способны возникнуть не только между учениками, но и между учениками и преподавателями. Это может быть неосторожно оброненное учителем слово, вызвавшее дружный смех в адрес ответившего невпопад. Часто это отсутствие в учителе должной уверенности в поведении, явственно ощутимое классом и его неформальными лидерами, приводящее к различным инцидентам.

Подъем по звонку

Необходимость каждое утро покидать теплую постель, когда сон особенно сладок, и выходить на улицу в дождь, снег, грязь, совершив перед этим множество не приносящих удовольствия действий:

  • уборку кровати;
  • умывание;
  • прием пищи еще не разогретым никакой деятельностью организмом и потому практически безвкусной.

Сигнал 3. отсутствие увлечений

Увлечения — важный этап развития и профориентации. Если у ребёнка нет хобби и даже желания чем-то заниматься в свободное время, это повод начать волноваться и узнать, почему ребёнок не любит учиться. Стремление к изучению нового может пропасть из-за школьных факультативов. Часто они воспринимаются как скучная обязаловка, совершенно не учитывающая потребности и интересы ребёнка.

Сигнал 5. неприятие школьных правил

Раздражать в традиционной школе может многое: звонки на уроки, форма, необходимость отступать определённое количество клеточек в тетради. Система давит на ребёнка, и постепенно он начинает ненавидеть учёбу. 

Страх неизвестности

С самого момента открытия входной двери квартиры школьника поджидает неизвестность: встретится ли ему в подъезде драчун с этажа ниже или неприятная соседка затеет разговор, который обязательно закончится нотацией — настроение ни от того, ни от другого не поднимется.

Унынье от поездки

Перспектива несколько десятков минут провести в транспорте общего пользования. В месте, полном невыспавшихся, раздраженных различными неприятностями или же уставших от своей долгой жизни людей. Все это удручает и заставляет с тоской оглядываться на заднее стекло автобуса.

Эмоции и стрессы на уроке

Не меньшее напряжение психики вызывает и сам процесс урока:

  • страх быть вызванным к доске, когда не знаешь ответа;
  • досада, что не спросили, когда знаешь.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий