А почему дети — эгоисты?
Любой твой каприз, лишь бы не плакал… Эта фраза нередко становится девизом в жизни родителей, которые чрезмерно опекают своего малыша, а закономерен ли вопрос — почему дети эгоисты? Поначалу запросы ребенка невелики, но в один прекрасный день понимают, что не могут выполнить его прихоть по первому зову и тщетно надеются на то, что кроха поймет их отказ.
Это вовсе не означает, что вы не должны проявлять любовь к своему долгожданному чаду, это лишь значит, что вам не следует путать любовь и вседозволенность, иначе в дальнейшем вам придется перевоспитывать своего ребенка-эгоиста.
Вам не следует кричать на ребенка, бурно реагировать на его истерики, достаточно твердо сказать «нет» своему малышу, быть последовательным в своем решении, и шаг за шагом вы сможете побороть его детский эгоизм.
Почему плохо быть эгоистом?
Среди подобных людей невозможно встретить тех, кто по-настоящему счастлив.
Постоянная зацикленность на исполнении собственных желаний не дает возможности расслабиться и получать удовольствие от обычных житейских радостей.
Если поставленных целей не достичь, человек испытывает чувство неудовлетворенности, злости и раздражения. Иными словами, он сам себе определяет границы, в которых постоянно существует.
Вера в исключительность собственной персоны приводит к постоянным конфликтам с окружающими, в том числе с самыми близкими людьми. Атмосфера недоброжелательности, которая всегда окружает эгоиста, делает его мнительным и нервным.
Он невероятно уязвим, поскольку излишняя концентрированность на себе не позволяет объективно оценивать обстановку вокруг и отношение окружающих людей. В итоге человек попросту не замечает неприязни, иронии и издевок, замаскированных ложной доброжелательностью.
Если вовремя не остановиться, то пагубная черта характера может перерасти в свою крайнюю степень — эгоцентризм.
В этом случае человеку кажется, что он «пуп Земли». Постоянное желание говорить только о своей персоне делают человека всеобщим посмешищем.
Его значимость, как правило, имеет абсолютно иллюзорный характер и существует только в его воображении.
Окружающих людей подобное поведение лишь раздражает и смешит.
С эгоистом невозможно построить продуктивную беседу, поскольку любой разговор он сведет к интересующей конкретно его теме.
Как не вырастить ребенка эгоистом
Просоциальное поведение (доброжелательность, терпимость, готовность помогать и сотрудничать) способствует благополучной жизни. У альтруистов развиты навыки социального взаимодействия, у них позитивная самооценка, к ним хорошо относятся окружающие, у них обычно не возникает проблем с поведением в школе.
Умение думать и заботиться о других — ключевой этап в развитии человека, важный для будущего успеха в учебе и в обществе. Уровень социальных навыков в раннем детстве задает всю траекторию дальнейшего развития навыков общения. Процесс сложный, ведь ребенку приходится искать баланс между собственными нуждами и потребностями и развитием отношений с другими.
Некоторым взаимодействие дается естественно, другим требуется помощь, чтобы лучше ориентироваться в социальной обстановке. Родители могут помогать ребенку в развитии этих навыков в процессе обычного повседневного общения.
Психолог Джон Пейнпинто дает советы родителям, которые хотят воспитать ребенка, умеющего заботиться и думать о других:
1. Установите ясные правила и ожидания. Правила касаются последствий определенного поведения. Нужно объяснить, зачем вообще нужны правила поведения в социуме, и показать на примерах, к каким последствиям ведут проступки и почему так происходит.
Как не вырастить эгоиста
Чтобы не допустить такого сценария, нужно придерживаться простых советов:
- Опекать нужно в меру. Дайте достаточно простора для инициативы по годам. К 2-3 годам дети вполне могут самостоятельно есть, убирать некоторые игрушки. По мере взросления, поручайте ему посильные задачи. Прибраться в доме, сходить в магазин, в чем-то помочь. Обязательно хвалите ребенка. Если редко хвалить, может развиться эгоизм как защитная реакция на недостаточное внимание. Но не перестарайтесь.
- Не стесняйтесь проявлять привязанность. В ранние годы, важен телесный и эмоциональный контакт. Если этого недостаточно, почти гарантированно возникнут проблемы в поведении.
- Не поддавайтесь на манипуляции. Фиксируйте их вербально. Объясняйте, что так делать нельзя. Обязательно говорите почему. В ранние годы пытаться говорить о каких-то абстрактных вещах не стоит. Объясняйте конкретно. Лучше апеллировать к чувствам «мне неприятно, что ты делаешь это» или «меня это расстраивает». Предложите ребенку встать на чужое место. В стиле «А если с тобой поступят так».
- Не ссорьтесь при ребенке с другими. Демонстрируйте, как нужно относиться к другим на своем примере. Если нужно выяснить отношения — делайте это подальше от глаз сына или дочери. Желательно вообще избегать конфликтов. Воспитывая кого-то, вы одновременно воспитываете себя. Если избавиться от собственных негативных черт, показывать правильный пример будет куда проще.
- Умейте действовать жестко и решительно. Наказание — крайняя мера воспитания. Но порой другим способом отрезвить свое чадо не выходит. Ни в коем случае не прибегайте к насилию. Действуйте мягко, но настойчиво. Подойдут методы ограничения с четким разъяснением, за что и почему. Не стоит давить властью, это работает прямо обратным образом. В ответ вы получите только злобу или же сломаете еще не сформировавшуюся психику.
Особенно важно придерживаться этих рекомендаций, если ребенок в семье один. Риски в этом случае особенно высоки.
Не возвышайте младшего ребёнка над старшим
В воспитании нескольких детей психолог также советует придерживаться принципов иерархии. Тогда у детей не возникнет ревности друг к другу. А всё потому, что родители не ставят младшего ребёнка выше себя и старших детей.
— Не должно быть никаких привилегий у ребёнка просто потому, что он маленький. Забудьте фразу: «Он же младше — уступи». В противном случае ревность неминуема, ведь раньше всё внимание доставалось старшему ребёнку, а тут вдруг появился малыш, который теперь стал центром Вселенной.
У нас, например, старший сын очень любит младшего и гордится тем, что он взрослее: «Мне уже можно смотреть мультики и есть сладости, а Ярославу — нельзя, он маленький и может командовать только игрушками». Но такое возможно только тогда, когда в семье старший ребёнок — главнее младшего, а не наоборот, как часто бывает в белорусских семьях.
Психолог подчёркивает, что с возрастом детей нужно не только наделять новыми правами, но и вводить им новые обязанности, например, домашние дела по дому.
— Права и обязанности должны расширяться с возрастом пропорционально. Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать того, на что они ещё неспособны. Но общее правило такое: чем старше ребёнок, тем больше у него не только прав, но и обязанностей.
Происхождение эгоизма
Распространенными источниками эгоизма у детей являются:
- Намеренное принятие этой черты характера из-за мимолетного удовольствия, получаемого из-за нее.
- Дружба с теми, кто очень эгоистичен.
- Сильное желание того, чтобы все было так, как хочется именно вам.
- Сильное желание контролировать других.
- Чрезмерное использование социальных сетей и текстовых сообщений.
- Одержимость тем, чтобы угодить сверстникам.
- Неспособность родителей справиться с конфликтом в поведении ребенка.
- Воспитание, в рамках которого все дозволено.
- Моделирование на примере эгоистичных родителей.
- Чрезмерное вмешательство родителей в жизнь ребенка.
- Неспособность родителей научить ребенка моральному кодексу.
- Образовательный опыт, который способствует развитию эгоизма.
- Моделирование на примере эгоистичных сверстников.
- Нежелание жертвовать чем-то ради других.
- Компульсивные действие, связанные с поиском чувства комфорта.
- Отрицание морального кодекса или религиозных верований.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Советы родителям
• Примерно к четырем годам у ребенка появляется потребность в расширении круга общения. Малыша начинают все больше интересовать именно коллективныеигры: сюжетно-ролевые, подвижные. Он стремится чаще взаимодействовать со сверстниками.
Используйте этот период в жизни ребенка для того, чтобы помочь ему научиться мирно, благополучно взаимодействовать с ровесниками, учитывая интересы других детей, находя компромиссные решения в игре и конструктивные выходы из конфликтных ситуаций.
• Учите ребенка делиться игрушками, угощениями с друзьями, сопереживать. Не забывайте о том, что во многих ситуациях очень важно взрослым проявлять терпение, понимание, постепенно приучая малыша. Ведь если вы заставите малыша, во что бы то ни стало, поделиться здесь и сейчас так дорогими ему игрушками, это, кроме отрицательных эмоций, которые ему запомнятся надолго, не вызовет другого эффекта, не поможет стать ему добрым, щедрым, нежадным.
• Приучайте своего малыша с вниманием относиться к людям, заботиться о своих родных и близких, учитывать их интересы и потребности. Учите его замечать достоинства других людей, радоваться не только своим успехам, но и достижениям близких, друзей. Хвалите его за добрые поступки. Делитесь своими чувствами, которые у вас вызывает его внимательное отношение. Пусть ребенок почувствует, что доставлять радость близким приятно.
• Однако, не стоит приучать ребенка постоянно жертвовать своими желаниями в угоду желаниям других людей. Его интересы и потребности так же важны, как интересы и потребности других членов семьи.
• И не забывайте, уважаемые взрослые, о важнейшей роли примера. Ваши поступки и действия, которые наблюдает ребенок, гораздо красноречивее самых громких слов и эмоциональных высказываний.
• Ни в коем случае не называйте ребенка эгоистом, не навешивайте на него ярлыков. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, только с самим собой, отмечая его положительные достижения. И уж конечно, не стоит употреблять выражений типа «ты такой же не внимательный (эгоист, грубиян), как твой отец».
• Не оставляйте без внимания случаи, когда ребенок проявил неуважение, грубость по отношению к кому-либо. Учите его с пониманием относиться к другим людям. Умение поставить себя на место другого — очень важное качество для нахождения взаимопонимания, которое поможет ему и в будущей, взрослой жизни строить добрые взаимоотношения.
• Не преувеличивайте таланты и заслуги вашего малыша, превознося его над окружающими. Это, конечно же, не значит, что не нужно его поощрять. Х валить нужно за хорошие дела, поступки, старания, мотивируя ребенка на дальнейшие достижения.
• Не забывайте, что чрезмерная опека и забота это не одно и то же. Предоставляйте своему ребенку достаточную для его возраста свободу и возможность проявить свою самостоятельность.
• Чтобы ребенок не вырос эгоистом, также обращайтесь к малышу с просьбой о помощи в различных делах. Пусть ребенок привыкает к тому, что он также может заботиться о своих близких, как и они о нем.
• Не спешите удовлетворять абсолютно все желания малыша. Ведь для исполнения некоторых желаний нужно время, дополнительные средства, усилия и старания, в том числе и с его стороны. А некоторые желания могут вообще идти вразрез с интересами близких. Ребенку нужно объяснять все это, чтобы он учился считаться с возможностями и потребностями других людей.
• Другими словами, ребенка нужно научить не только требовать исполнения собственных желаний от других, но и самому стараться проявлять заботу о ближних. Для исполнения своих желаний он тоже должен прилагать усилия, старания. Ребенок должен понять также, что его желания не должны быть во вред другим людям.
Не нужно бросать все свои дела и кидаться исполнять все желания малыша. Необходимо объяснить ему, что как только вы закончите важное для всех дело, вы с радостью ему поможете. Не стоит говорить малышу, что он самым главный, самый лучший, что его желания самые приоритетные, что его «хочу» — это закон для вас. Есть много других способов проявить своюлюбовь и внимание к ребенку, не навредив.
• Игнорирование интересов и желаний ребенка также ни к чему хорошему не приведет. Это только заставит ребенка почувствовать себя нелюбимым, ненужным, а может вынудить отстаивать свои интересы довольно грубыми и агрессивными способами. И как в таком случае можно ожидать внимания со стороны подрастающего ребенка, если вы сами не были достаточно внимательными по отношению к нему, и для него внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу не стало нормой?
• Очень важно для ребенка ощущение того, что его любят, что он нужен и важен для своих близких, что его семья, его мир, надежны и безопасны. Постарайтесь создать для своего малыша именно такие условия, чтобы ему не пришлось «выбивать» себе так необходимые ему внимание и любовь любыми способами, зацикливаясь на своей персоне. Конечно же, не забывайте о важности каждого члена семьи и внимании к каждому члену семьи.
• Безусловно, все люди разные, все дети разные. Поэтому используйте предлагаемые рекомендации с учетом индивидуальных особенностей именно вашего ребенка.
Буду рада, если вы, уважаемые читатели, дополните данные рекомендации примерами из личного опыта, поделитесь своими наблюдениями о том, как не вырастить ребенка эгоистом.
Рекомендую ознакомиться и с другими полезными статьями о воспитании, о проблемах, с которыми иногда сталкиваются родители, например:
РЕБЕНОК – ЯБЕДА? Как избежать? Советы родителям
ДЕТСКАЯ ЗАВИСТЬ. Как с ней справиться? Советы родителям
КАК ИЗБЕЖАТЬ ДЕТСКОЙ РЕВНОСТИ?
ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ (ОСОБЕННОСТИ ОБИДЧИВОГО РЕБЕНКА)
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ?