Духовник и психолог: в чем разница? | Православие и мир

Духовник и психолог: в чем разница? | Православие и мир Женщине

Вопрос власти

Еще один вопрос невероятной важности в проблеме интеграции – это вопрос власти. Иисус Христос сказал в Евангелии от Матфея 6:24 «Не можете служить двум господам одновременно… Ни одна версия интеграции не будет функционировать, пока какая-то другая власть (или господин) конкурирует за власть со Словом Бога.

Только одно может воистину служить стандартом. Приятие с распростертыми объятьями психологии угрожает превосходству принципа sola scriptura в церкви. Этот вопрос власти имеет две стороны. Одна – как уже говорилось выше – чем будет руководствоваться Церковь в своем вероисповедании?

Близким вопросом становится вопрос о человеческой власти. По традиции и по Писанию, человеческая власть в церкви состоит из старейшин, дьяконов, евангелистов и так далее. Когда христианин возлагает слишком много или зависит во многом от любого мужчины или женщины — даже лидера церкви (поверх Писаний) – это создает проблему.

И целью любого достойного консультанта не должно являться стремление завладеть властью или поставить человека в зависимость от себя. Однако, наша культура приводит к тому, что мы возлагаем огромное количество власти на своего терапевта. Ричард Ганц говорит о проблеме таким образом:

К сожалению, слишком многие люди не понимают, что консультирование развивается имея в корне мирскую точку зрения. Вместо этого, люди думают, что консультации — это инструмент, который один человек (эксперт) использует по отношению к другому человеку, у которого есть психологические проблемы… Психотерапевт видится этаким «супер-механиком», который выявляет психологические нестыковки и расхождения и, используя свой опыт, исправляет неполадки. Он тот, кто, используя чудо техники, демонстрирует мастерство ума».

Говоря о переплетении христианства и психологии, не трудно увидеть, что когда используются противоречивые подходы — появляются вызовы, связанные с заботой о встревоженных человеческих душах. Такие проблемы и другие подобные им не могут решиться в церкви или, что даже хуже, там, где приветствуется психология — эти проблемы избегают.

От мирских психологов и терапевтов нельзя ожидать, чтобы они покорялись Библейскому авторитету, потому что они не принимают истину Библии. Но даже для духовно мыслящих психологов возможна ситуация, когда они будут разрываться между учением Библии и тем, чему они были научены профессионально.

Если христианский психолог запутался в вопросе о том, кто же обладает конечной властью, в церкви это может привести к опасному результату. Снова Ганец пишет: «многие христианские психологи верят, что терапия, основанная на мирском взгляде, не только является ценной, но и незаменима.

На самом деле то, что происходит, это не интеграция, а подмена Слова Бога мирской психологией». Дэвид Финч также заметил эту тенденцию: «многие евангелики приписывают огромную власть в своей жизни современной терапии. Мы же думаем, что это просто наука и хорошее лечение». Где и когда Писание заменено психологией или чем-то другим, церковь ждет кризис.

Даже отличающиеся субъекты неизбежно будут привязываться к одной и той же истине. Нет ничего плохого в том, чтобы придерживаться общепринятого здравого смысла. Если психологи используют дверь, чтобы войти в дом, это не значит, что христианам нужно влезать в окно.

Если истина очевидна и то, как психологи применяют ее, не подрывает авторитет Библии, она может (и часто так и бывает) прекрасно реализовываться в церкви. Однако — придерживаться отдельных общепринятых истин не равно — иметь общий стандарт. И когда перед христианами, радостно барахтающимися в психологии, встает вопрос, чей стандарт превосходит – появляется риск затуманивания истины.

Постоянно меняющиеся взгляды на психологию

Как и другие науки, психология постоянно меняется. Что было очень актуально в психологии 25 лет назад — теперь уже воспринимается как устаревшее. Но действительно ли эти изменения приносят значимые улучшения человеческому состоянию? Мало кто будет спорить с тем, что продвижение в медицине за последние 150 лет принес значимую пользу человечеству.

Однако, учитывая эмоциональное состояние нашего общества, трудно сказать, что современная психология, как наука, приносит более великие плоды сегодня, чем когда-либо раньше. Генри Фэарли хорошо сказал: «Если мы признаём, что склонность к греху – это часть нашей натуры, тогда почему за столетия существования ни самоанализ, ни наши социологи и психологи, ни психоаналитики с их реформами, экспериментами и терапиями не сделали наши жизни более добродетельными и более счастливыми чем они есть?»(2)

Фэарли продолжает: «не будем же мы притворяться и говорить, что наше зло — это результат недостаточной отрегулированности в науке психологии или в обществе, только чтобы обнаружить, что следующая попытка настроить все и продвинуться оставляет нас такими же злыми, как мы были до этого… «(2). Если психология считается чуть ли не панацеей от эмоциональных болезней человека, может ли она исцелить духовные недуги?

В мире психологии есть много разных школ. Отцы основатели современной психологии (например, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Скиннер, и Карл Роджерс) все придерживались разных взглядов на психологические недомогания человека, и, соответственно, предлагали различные способы лечения.

Терапевт будет диагностировать и лечить конкретное расстройство согласно той модели, которой его или её учили. А так как психология далеко не едина, нет универсально принятых стандартов лечения. Далее — психология в общей тенденции сопротивляется идее безусловных моральных принципов, берущих начало в моральном стандарте. Библия, с другой стороны преизобилует духовными ценностями. Б.Ф.Скиннер подтверждает:

«Мы говорим, что есть что-то неправильное в тоталитарном государстве, в игорном бизнесе, подпольных цехах, продаже наркотиков или неподобающего влияния на личность — не из-за какого-то абсолютного набора ценностей, но потому что все эти вещи имеют отвратительные последствия».

Так что для Скиннера что-то является морально правильным, если имеет приятные последствия, и что-то морально неправильно, если имеет негативные последствия. Т.е. мораль не определяется каким-то законом или стандартом.

Такие разнообразные, постоянно меняющиеся взгляды противоречат Писанию, которое никогда не изменяется. Однако нужно признать, что хотя Библия сама не меняется, взгляды отдельного человека о Библии могут меняться и меняются часто. Не смотря на это, мы стараемся придерживаться принципа sola scriptura (Только Библия) и стремиться сформировать наши взгляды, чтобы они соответствовали Библейским стандартам.

Психолог или духовник: две дороги, обе к богу? — азбука воспитания

Если есть про­блема, тер­за­ю­щая душу, не поз­во­ля­ю­щая расти духовно – к кому мы обра­тимся? Дол­жен ли быть пси­хо­лог духовно про­све­щен, а духов­ник пси­хо­ло­ги­че­ски грамотен?

В этом непро­стом вопросе нам помо­жет разо­браться пра­во­слав­ный пси­хо­лог Елена Гро­мова.

В наши дни мно­гие моло­дые люди, семей­ные пары, оди­но­кие люди и даже дети имеют раз­ного рода про­блемы, с кото­рыми трудно спра­виться само­сто­я­тельно. Тре­бу­ется вме­ша­тель­ство про­фес­си­о­нала. И перед чело­ве­ком встает выбор – к кому обра­титься? Те, кто идут в цер­ковь, с одной сто­роны  посту­пают пра­вильно. Ведь корень всех про­блем и зол надо искать в соб­ствен­ной душе и утрате ее диа­лога с Богом. Но, с дру­гой сто­роны, разве пра­вильно искать ответа на вопрос у свя­щен­ника, если он не знает всех тон­ко­стей пси­хо­ло­гии? Ино­гда в храм при­хо­дят люди с серьез­ными про­бле­мами, а духов­ник не может их раз­ре­шить не потому, что не хочет, у него про­сто нет вре­мени и необ­хо­ди­мых зна­ний для того, чтобы помочь. Пси­хо­лог же напро­тив имеет доста­точно вре­мени, чтобы сочув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать. Однако пси­хо­логи обычно не видят самой важ­ной про­блемы – про­блемы отно­ше­ний чело­века с Богом, ведь решить какую-то бы ни было про­блему без его уча­стия – невозможно.

Как быть Леди:  Конформизм: что это простыми словами, примеры, причины, виды

— Елена, как все-таки отли­чить пси­хо­ло­ги­че­скую про­блему от духов­ной? Это не одно и то же?

Вопрос непро­стой, потому как не все­гда легко опре­де­лить, какого порядка воз­никла про­блема: духов­ного или душев­ного (пси­хо­ло­ги­че­ского). И грань бывает очень тон­кой. По моему опыту в боль­шин­стве слу­чаев люди, всё-таки сами пони­мают, с какой про­бле­мой стоит обра­титься к пси­хо­логу, а с какой священнику.

— Какая после­до­ва­тель­ность – сна­чала к пси­хо­логу или к духовнику?

В жизни бывает по-раз­ному. Ино­гда пси­хо­лог (веру­ю­щий, конечно же) может сам почув­ство­вать необ­хо­ди­мость в том, что этому чело­веку нужна духов­ная помощь и под­держка и поре­ко­мен­до­вать схо­дить к свя­щен­нику. А ино­гда муд­рый батюшка сове­тует обра­титься к пра­во­слав­ному пси­хо­логу. В моей прак­тике не раз были такие слу­чаи. При­хо­дит, напри­мер, моло­дая девушка, и гово­рит, что ей поре­ко­мен­до­вал обра­титься к пра­во­слав­ном пси­хо­логу моло­дой свя­щен­ник в храме. Спаси Бог того свя­щен­ника, потому что его совет ока­зался очень свое­вре­мен­ным и пра­виль­ным для этой девушки.

Я думаю, что чело­век, зача­стую, может сам почув­ство­вать: кто ему в реше­нии воз­ник­шей про­блемы нужен: пси­хо­лог или свя­щен­ник. А уж задача свя­щен­ника и пси­хо­лога адек­ватно оце­ни­вать свои зна­ния, силы и опыт и не стес­няться направ­лять чело­века или семью друг к другу. Таким обра­зом, свя­щен­ник и пси­хо­лог могут не сопер­ни­чать, а допол­нять друг друга.

— А как понять, когда тре­бу­ется помощь пси­хо­лога, если испо­ведь и при­ча­стие не пустой звук, но про­блемы не ухо­дят? Осо­бенно это каса­ется детей, ведь их насто­я­щий духов­ный рост нач­нется гораздо позже их возраста.

Мне дума­ется, что если чело­век чув­ствует глу­бо­кую неудо­вле­тво­рён­ность от испо­веди, если чув­ствует, что “вот каюсь в оби­дах, в осуж­де­нии, а про­стить не полу­ча­ется,  про­дол­жаю обви­нять и осуж­дать, зави­до­вать”, то стоит схо­дить к пси­хо­логу и понять, почему же эти грехи так крепко дер­жат и так долго дер­жаться: что за такие глу­бо­кие меха­низмы “рабо­тают”, кото­рые не дают спра­виться с про­бле­мой с помо­щью испо­веди и при­ча­стия. Пра­во­слав­ный пси­хо­лог может помочь во всём этом разобраться.

Доба­вим, что эта про­блема далеко не только пси­хо­ло­ги­че­ская. Боль­шин­ство пра­во­слав­ных не про­шло кате­хи­за­цию и не знают основ аске­тики — науки борьбы со стра­стями. Есте­ственно, они и не пони­мают, как с ними бороться. – Прим. редакции.

Ну а что каса­емо детей — есть смысл обра­щаться к дет­скому пси­хо­логу тогда, когда что-то в пове­де­нии ребёнка Вас насто­ра­жи­вает, бес­по­коит. Когда какой-то симп­том или явле­ние, бес­по­ко­я­щее вас, не ухо­дит. Когда про­блемы не уда­ётся раз­ре­шить соб­ствен­ными силами.  Про­сто так для про­фи­лак­тики водить ребёнка к пси­хо­логу даже пра­во­слав­ному не стоит. Нужен запрос, вопрос и пони­ма­ние, в чем же спе­ци­а­лист может помочь вам и вашему ребёнку. Когда же ребё­нок ста­нет под­рост­ком, можно так и ска­зать ему, что если у тебя появятся какие-то вопросы, жиз­нен­ные про­блемы раз­ного рода, и ты почув­ству­ешь, что тебе нужна про­фес­си­о­наль­ная помощь, то скажи мне, и мы най­дём пси­хо­лога, с кото­рым ты смо­жешь обо всём поговорить.

На самом деле у неко­то­рых людей совер­шенно невер­ное пред­став­ле­ние, что пра­во­слав­ному чело­веку не нужно обра­щаться к пси­хо­ло­гам, и что все вопросы можно решить с батюш­кой или с помо­щью молитвы. Не все и не все­гда. И по мно­гим при­чи­нам. Мно­гим батюш­кам не хва­тает вре­мени, чтобы погру­зиться, вду­маться в жизнь и судьбу какого чело­века или семьи про­сто потому, что очень много чело­век нуж­да­ется в духов­ном окорм­ле­нии свя­щен­ни­ков. Кому-то не хва­тает зна­ний по пси­хо­ло­гии или жиз­нен­ного опыта. И, к сожа­ле­нию, не все вопросы можно решить с помо­щью одной молитвы. Если в семье оста­ются нездо­ро­вые модели пове­де­ния, если муж и жена отда­ли­лись друг от друга и имеют друг к другу много пре­тен­зий; если ребе­нок стал вести себя капризно, стал писаться по ночам, стал пуг­ли­вым или агрес­сив­ным; если под­ро­сток или взрос­лый не может понять, кем ему рабо­тать и какую про­фес­сию выбрать; если чело­век не может найти общий язык с кол­ле­гами или кол­леги поль­зу­ются его доб­ро­той и посто­янно про­сят его сде­лать за них какую-то работу, а он не может ска­зать “нет! — только молит­вой ситу­а­цию раз­ре­шить прак­ти­че­ски невоз­можно. И в этих и в дру­гих слу­чаях стоит обра­титься за про­фес­си­о­наль­ной помо­щью к психологу.

— Еще несколько лет назад к услу­гам семей­ного пси­хо­лога обра­ща­лись еди­ницы. Сей­час же это стало не только мод­ным, но и какой-то нор­мой, как вызвать на дом врача, если ребенку плохо. Люди не стре­мятся даже сами решить свои внут­рен­ние и лич­ные про­блемы, не выно­сить сор из избы, как гово­рится, а сразу бегут на кон­суль­та­цию. Это пра­виль­ное решение?

Не согла­шусь. Не смотря на то, что обра­щаться к пси­хо­логу ста­но­вится нор­мой, тем не менее, боль­шин­ство людей пыта­ются решить воз­ник­шие про­блемы сво­ими силами, а на кон­суль­та­цию к пси­хо­логу бегут, к сожа­ле­нию, когда ситу­а­ция ста­но­вится кри­ти­че­ской или близка к этому. Как раз я бы при­звала, осо­бенно супру­же­ские пары, не стес­няться обра­щаться к семей­ному пси­хо­логу не когда брак на грани раз­вода, а как только вы почув­ство­вали труд­но­сти в отно­ше­ниях друг с дру­гом, как только стали отда­ляться друг от друга. Очень мно­гие браки можно сохра­нить, если не дово­дить ситу­а­цию до кри­ти­че­ской точки. Или ещё. При­во­дят, напри­мер, ребёнка на кон­суль­та­цию с раз­лич­ными пси­хо­эмо­ци­о­наль­ными про­бле­мами после раз­вода роди­те­лей ( страхи, неуве­рен­ность, плак­си­вость, каприз­ность), и ста­но­вится очень жаль, что роди­тели не обра­ти­лись за кон­суль­та­цией ещё до раз­вода, чтобы обсу­дить вдвоём темы, каса­ю­щи­еся ребёнка: как ска­зать ребёнку о раз­воде, как выстра­и­вать с ним отно­ше­ния после раз­вода, как гово­рить с ним об отно­ше­ниях между мамой и папой… Поэтому наши люди имеют как раз тен­ден­цию к тому, чтобы не обра­щаться за меди­цин­ской или пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щью как можно дольше и пыта­ются “раз­ру­ли­вать” все ситу­а­ции само­сто­я­тельно. И я отно­шусь с глу­бо­ким ува­же­нием к роди­те­лям или взрос­лым людям, кото­рые осо­знают, что они не могут сами решить какую-то про­блему и обра­ща­ются за про­фес­си­о­наль­ной помощью.

Раньше люди ста­ра­лись чинить свои отно­ше­ния в браке, как дыря­вую лодку, теперь же есть тен­ден­ция к тому, что если с лод­кой ( т.е., с семьей) что-то не так, — лучше найти дру­гую, а дыря­вую бро­сить. И с этой тен­ден­цией мы ничего не можем сде­лать. Даже мно­гие веру­ю­щие люди стали более тер­пимо отно­сится к раз­воду, чем раньше. Поэтому, если супруги хотят сохра­нить семью и идут к семей­ному пси­хо­логу, и готовы обсуж­дать, что про­ис­хо­дит в их браке и как можно улуч­шить отно­ше­ния — это вызы­вает у меня только огром­ное ува­же­ние и надежду. Да, не все браки уда­ётся сохра­нить по раз­ным при­чи­нам, но надо бороться до конца и делать всё, что возможно.

Как быть Леди:  Что такое совесть - определение и рассуждение

— Есть слу­чаи, когда пси­хо­лог сам по себе имеет боль­шие про­блемы в лич­ной жизни, и пыта­ется ком­пен­си­ро­вать отсут­ствие соб­ствен­ного сча­стья за счет  сча­стья своих кли­ен­тов, раз­ва­ли­вая их семью, запу­ты­вая, давая «вред­ные советы» и так далее. Как выбрать хоро­шего пси­хо­лога? Какие кри­те­рии? Какими должны быть глав­ные каче­ства пра­во­слав­ного психолога?

Конечно, пси­хо­логи бывают раз­ными как и свя­щен­ники — все мы люди. Но, всё-таки, задача боль­шин­ства пси­хо­ло­гов ‑помочь своим кли­ен­там в осо­зна­нии и реше­нии своих про­блем. По поводу раз­ру­ше­ния семьи вопрос непро­стой. Бес­спорно, если пси­хо­лог сам или сама имеет опыт дли­тель­ных креп­ких семей­ных отно­ше­ний, то он апри­ори будет исполь­зо­вать все свои про­фес­си­о­наль­ные и лич­ные ресурсы, чтобы помочь супру­гам сохра­нить брак ( хотя исто­рии бывают раз­ными, и бывает, что сохра­нять уже нечего..). А зна­чит, в иде­але пси­хо­лог дол­жен иметь за пле­чами много лет лич­ного брака. Но бывает, что и пси­хо­лог, кото­рому не уда­лось сохра­нить свою семью (при­чины бывают раз­ными), тоже ста­ра­ется до послед­него помочь супру­гам обой­тись без раз­вода, т.к. знает на своём опыте, как это тяжело.

Конечно, важно, чтобы у пси­хо­лога было хоро­шее про­филь­ное обра­зо­ва­ние (пси­хо­ло­ги­че­ское или пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ское), опыт работы, поз­во­ля­ю­щий ему рабо­тать с раз­ными темами и раз­ными воз­рас­тами кли­ен­тов. Также важно, чтобы пси­хо­лог сам имел за пле­чами курс лич­ной пси­хо­те­ра­пии (это к тому, что даже если у него были или ещё есть какие-то лич­ные про­блем, он их осо­знал, решил или про­дол­жает над ними работать).

Какие каче­ства? Прежде всего, пси­хо­лог дол­жен быть искрен­ним, откры­тым и эмпа­тич­ным, сопе­ре­жи­ва­ю­щим и пони­ма­ю­щим. Затем он дол­жен быть гиб­ким, ува­жа­ю­щим чело­века, с какой бы про­бле­мой он ни при­шёл на приём ( “Воз­люби греш­ника и воз­не­на­видь грех”), какого бы миро­воз­зре­ния ни был это чело­век. Пси­хо­лог, без­условно, дол­жен ува­жать сво­боду в своём клиенте.

Еще я бы ска­зала про, так назы­ва­е­мый, чело­ве­че­ский фак­тор. Пси­хо­лог может быть хоро­шим спе­ци­а­ли­стом, но не понра­вится или не подойти лично Вам. Такое тоже ино­гда бывает. Поэтому “сво­его” пси­хо­лога Вы почув­ству­ете серд­цем и смо­жете ему дове­риться и раскрыться.

Поэтому, в начале полу­чите всю воз­мож­ную инфор­ма­цию о пси­хо­логе ( в интер­нете или/и через зна­ко­мых), а при встрече Вы сами пой­мёте — хотите ли Вы и дальше рабо­тать с этим специалистом.

— Известно, что в пси­хо­ло­гии исполь­зу­ются опре­де­лен­ные тех­ники – гип­ноз, коди­ро­ва­ние, про­грам­ми­ро­ва­ние. Явля­ются ли они душе­по­лез­ными для чело­века, если, по сути, они вли­яют на волю чело­века? Или в помощи ближ­нему все сред­ства хороши?

Дей­стви­тельно, в пси­хо­ло­гии суще­ствует много направ­ле­ний, мето­дов, тех­ник, мето­дик. Веру­ю­щий спе­ци­а­лист не исполь­зует в своей прак­тике методы, не ува­жа­ю­щие сво­боду чело­века, насиль­ствен­ные тех­ники, подав­ля­ю­щие волю чело­века. К ним можно отне­сти суг­ге­стию (гип­ноз) и НЛП. Исклю­че­ние могут состав­лять слу­чаи ока­за­ния пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской помощи людям, ока­зав­шимся в экс­трен­ной стрес­со­вой ситу­а­ции. Здесь ино­гда могут при­ме­няться отдель­ные эле­менты НЛП или гип­ноза, чтобы выве­сти чело­века из тяжё­лого состояния.

Напом­ним, что тяже­лые слу­чаи – это уже ком­пе­тен­ция не пси­хо­лога, а пси­хо­те­ра­певта, и тре­бует вра­чеб­ного наблю­де­ния. — прим. редак­ции. 

— Пра­во­слав­ный пси­хо­лог пони­мает, что помо­гает по-насто­я­щему только Бог, и задача пси­хо­лога — помочь чело­веку прийти в храм. Вы согласны с этим? Или все-таки у пра­во­слав­ного пси­хо­лога есть еще задачи, кроме этой? 

Слож­ный и неод­но­знач­ный вопрос. На прием к веру­ю­щему пси­хо­логу зача­стую при­хо­дят неве­ру­ю­щие люди. И, мне дума­ется, что задача пси­хо­лога, всё же, не зани­маться кате­хи­за­цией, а ока­зы­вать чело­веку или семье каче­ствен­ную про­фес­си­о­наль­ную пси­хо­ло­ги­че­скую помощь. Про­сто как воцер­ко­в­лён­ный веру­ю­щий чело­век пра­во­слав­ный пси­хо­лог может, при жела­нии чело­века, “рабо­тать” на более глу­бо­ком уровне, нежели неве­ру­щий спе­ци­а­лист, очень осто­рожно “тро­гать” “духов­ное я” в чело­веке и, если он отзо­вётся, под­ве­сти его к духов­ному осо­зна­нию про­блемы. Бывают, кстати, темы и про­блемы, кото­рые узко пси­хо­ло­ги­че­ской, так ска­зать, “тех­ни­че­ской” направ­лен­но­сти. Напри­мер, помощь супру­гам в постро­е­нии диа­лога друг с дру­гом, в науче­нии слы­шать и слу­шать друг друга; помощь под­ростку в выборе про­фес­сии, помощь ребёнку в пере­жи­ва­нии раз­вода роди­те­лей, в уме­нии справ­ляться со своей агрес­сией.… Поэтому я счи­таю, что пра­во­слав­ный пси­хо­лог — это, прежде всего, про­фес­си­о­нал в своём деле, кото­рый знает что и зачем он делает. И это чело­век, пони­ма­ю­щий и зна­ю­щий, что есть душев­ные и духов­ные про­блемы и что они бывают тесно свя­заны друг с дру­гом. И, если пси­хо­логу, уда­ётся уста­но­вится хоро­ший дове­ри­тель­ный аль­янс с кли­ен­том, ино­гда неве­ру­ю­щий кли­ент может быть готов услы­шать духов­ную при­чину своей про­блемы (не все­гда). Но пси­хо­лог не дол­жен быть обли­ча­те­лем, вра­зу­ми­те­лем или настав­ни­ком для сво­его кли­ента — это уже мис­сия священника.

— Люди при­хо­дят к пси­хо­логу со сво­ими про­бле­мами, рас­ска­зы­вают о жизни, можно ска­зать «испо­ве­ду­ются» у пси­хо­лога. На самом деле, на сеансе у пси­хо­лога не про­ис­хо­дит пока­я­ния. А если его нет, нет и духов­ного роста, и чело­век снова и снова при­хо­дит к пси­хо­логу с усу­губ­ля­ю­щи­мися про­бле­мами. Сове­ту­ете ли Вы в таких слу­чаях  гото­виться к насто­я­щей исповеди?

Все зави­сит от того, веру­ю­щий ли чело­век или нет, как давно он в церкви, есть ли у него посто­ян­ный духов­ник. И мно­гое зави­сит от сути про­блемы, с кото­рой он обра­тился за пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щью. Не вся­кая про­блема реша­ется испо­ве­дью у свя­щен­ника, к сожа­ле­нию. По идее, если пси­хо­лог веру­ю­щий, и кли­ент тоже, и у него про­блема, свя­зан­ная с духов­ной жиз­нью, пси­хо­лог может помочь ему более серьёзно осо­знать свои грехи и пойти на испо­ведь к свя­щен­нику не с коли­че­ствен­ными (спис­ком гре­хов), а каче­ствен­ным пока­я­нием. У пра­во­слав­ного пси­хо­лога как раз, в отли­чии от свя­щен­ника, есть время для того, чтобы более глу­боко понять какие-то вещи и помочь чело­веку более глу­боко в разо­браться с себе и сло­жив­шейся ситуации.

Можно сколько угодно гово­рить чело­веку о насто­я­щей пра­виль­ной испо­веди, но чело­век не будет к ней готов. И даже может сопро­тив­ляться. Пси­хо­лог уста­нав­ли­вает с кли­ен­том очень близ­кие, ува­жи­тель­ные и дове­ри­тель­ные отно­ше­ния, и у него есть воз­мож­ность помочь чело­веку разо­браться во мно­гих глу­бо­ких при­чи­нах, затруд­ня­ю­щих духов­ный рост. Но, опять-таки, если кли­ент к этому готов или хочет сам этого. “Насильно мил не будешь”.

В заклю­че­ние хочется доба­вить, что чело­век в про­цессе обще­ния с пси­хо­ло­гом пере­осмыс­ли­вает какие-либо собы­тия свой жизни, заново пере­жи­вает про­блему и нахо­дит для себя реше­ние, ста­но­вится на путь истин­ный.  Духов­ник же помо­гает чело­веку на этом пути закре­питься, напо­ми­ная о том, что путь без Бога – лож­ный. И только сообща душа дей­стви­тельно пере­стает стра­дать, совесть очи­ща­ется, а пси­хика урав­но­ве­ши­ва­ется. Только  после этого чело­век ста­но­вится бли­зок к про­ще­нию обид­чика, не на сло­вах, а про­щает по-насто­я­щему, опытно пони­мая, что про­ще­ние – это не столько реше­ние ума, сколько мучи­тель­ный труд души.

Как быть Леди:  Остатки человечности: какими бывают, синонимы

Психология православная
или христианская?

Попытки очертить границы православной психологии в современной России предпринимались с начала 1990-х. Наиболее значительная работа была проделана московской школой христианской психологии. Школа была создана трудами верующих психологов, собравшихся на факультете психологии МГУ, а позже оформившихся в самостоятельное движение.

Эта школа связана с именами Бориса Сергеевича Братуся, Виктора Ивановича Слободчикова, Федора Ефимовича Василюка и многих других профессионалов, в том числе и в священном сане.

Членами школы была проведена большая работа и даже создана первая в России магистратура по христианской психологии. Основные идеи школы изложены в коллективной монографии «Христианская психология в контексте научного мировоззрения» (М.: Никея, 2021).

По словам Бориса Сергеевича Братуся, сказанным на одной из конференций, как среди россиян христианами являются максимум 1–3% населения, так и среди психологов всего несколько процентов являются христианами и ищут сотрудничества с Православной Церковью. Остальным христианская психология неинтересна.

Есть ли отличие между христианскими и православными
психологами? Это тоже непростой вопрос. Московская школа христианской
психологии предпочитает использовать не конфессиональное название, а восходящее
к общехристианским убеждениям и антропологии.

Но на практике членами школы
являются православные, и вообще христианство понимается как синоним
православия. Все многообразие христианства сужается до православия, причем в
основном российского. Это видно и по работе школы, которая опирается на
оригинальные российские работы и практически не учитывает зарубежного опыта
христианской психологии.

В упомянутой выше монографии лишь эпизодически авторы пытаются
поставить движение в более широкий мировой контекст. И то это оказывается
контекстом светской психологии, а не христианской. Зарубежные христианские
течения в психологии в монографии даже не обсуждаются.

Хотя такие подходы,
безусловно, существуют. Например, в США распространено движение христианского
консультирования (Christian counseling), которое ставит на первое место в
помощи человеку Библию и опыт Церкви. Но при этом движение активно адаптирует и
достижения светской психологии. В русскоязычном пространстве я не встречал
упоминаний об этом движении.

У меня сложилось впечатление, что даже отечественной
христианской психологии ближе более светские западные школы, чем собственно христианские.

У нас с уважением относятся к работам Виктора Франкла или Карла Роджерса. Но методологически они остаются светскими психологами, очень аккуратно обходящимися с религиозными вопросами. Возможно, это связано с секулярной культурой постсоветского пространства: нам вообще легче вести светскую беседу, не связанную с религией.

Упоминания Бога или Церкви слишком часто связываются либо с нездоровым воодушевлением неофитов, либо с жесткой системой требований монастырской аскетики, в которую необходимо встроить живого человека. Поэтому лишних ассоциаций с религией стараются избегать.

Иногда такое избегание упоминания Бога выглядит даже забавно. Так, на русском языке издано много книг американских христианских психологов Генри Клауда и Джона Таунсенда. В их мировоззрении психология естественно соединяется с верой, а упование на Бога — с тем, что свою помощь Он подает через людей.

Одна из их книг, посвященная выстраиванию жизненного пути, в оригинале была названа авторами «Бог проложит путь» (God Will Make A Way). Но, видимо, издатели сочли, что российская культура не заметит эту книгу под таким названием. Поэтому предпочли в названии использовать извечный русский вопрос. Книга вышла под заголовком «Что делать, когда не знаешь, чего делать?»

Заключение

Огромная часть населения мира переживает трудности, беспокойства, зависимость, разрушенные семьи, депрессии и т.п. Понятно, почему люди обращаются к психологии в поисках исцеления. Но в обществе, где ткань христианства постепенно разъедается, и люди все меньше обращаются за решением к Богу, эти несчастья только будут увеличиваться;

Конечно, не все цели и методы психологии являются антихристианскими. Понять себя лучше и разобраться со своими истинными чувствами, понять, как проблемы и события из прошлого могут влиять на будущее – это стоящее дело. Мы и в церкви можем поддерживать подобные стремления.

Смешение этих двух различных систем верования на макроуровне никогда не удастся, потому что одна является динамичной (постоянно меняющейся) в то время как другая – статична (никогда не меняется). В одной нет установленного авторитета, в то время как другая полностью управляется общепринятым авторитетом.

Одна сопротивляется идее взять личную ответственность за грех, а другая настаивает на этом. Одна зиждется на том, что взгляд вовнутрь приведет к истине, другая видит истину как исходящую от источника вовне личности. В то время как отдельные профессиональные консультанты могут не отражать этих сильных тенденций, нужно постоянно повторять, что в той или иной мере, на всех нас повлияли условия нашего обучения и наш опыт.

Так что, потенциально нужно помнить об этих тенденциях, и ваш подход к консультированию должен быть подвержен постоянной личной оценке и оценке другими зрелыми в библейском учении людьми, чтобы убедиться, что библейская истина остаётся в своей приоритетной позиции.

2 Коринфянам 6:14-15 учит, что Христиане не должны впрягаться в одно ярмо с неверующим, ведь что общего у света с тьмой, Это, конечно, применимо к разным типам отношений (романтика, бизнес и т.п.) между верующими и неверующим. Дилемма интеграции подобна этому.

Она стремится запрячь в одно ярмо два различных направления, и эти интересы будут продолжать двигаться каждый к своей цели. И снова Ганец весомо добавляет, «Часто хорошие намерения христианских психологов привели к использованию методик и взглядов, которые в основе своей отрицают Бога».

Таким образом, тема интеграции психологии и христианства полна подводных камней. Вместо соединения, происходит уступка с одной из сторон и наступление на другую. Со стороны уступающего – богословие Христианской церкви и со стороны крадущего выступает психология.

Когда христианские консультанты пытаются интегрировать библейские принципы с современной психологией, они встречаются с проблемой. Многие в итоге переписывали Библейские термины, чтобы привести их в соответствие с психологией. Например: Гари Свитен переписал определение теологического термина «освящение» и дал ему новое значение «умертвить плоть и развить нового себя или наше личное я» Освящение – (богословское) становится «развитием своего личного я» (психологическим)». (B. F. Skinner, Beyond Freedom and Dignity (New York: Bantam Books, 1971), 166.)

Как только принимается нехристианская терминология, следующий за этим шаг – нехристианская теология. Когда есть компромисс с теологией или она заменена учением психологии, тогда Невеста (Церковь) является чем-то значительно меньшим, нежели то, какой Бог замыслил её для Жениха (Христа)

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий