Что такое индетерминизм?
Индетерминизм как понятие предполагает под собой необъяснимую природу происходящего. Не всегда всему есть причина. Иногда просто что-то происходит, не имея на то оснований. Те, кто верят в Бога, говорят о божественной природе происхождения (что также уже теряет свою индетерминистическую основу). Когда человек не может найти объяснений, тогда речь заходит именно об индетерминизме.
Многие науки направлены на то, чтобы выявить причины происходящих явлений. Все остальное пока относится к мистическим проявлениям. В физике есть такое понятие, как теория вероятности, когда нечто происходит просто так. Обстоятельства и мелочи сложились, что привело к необъяснимому, что считается необычным и непривычным.
Можно подобрать синонимы к понятию индетерминизм: необычное, непривычное, необъяснимое, мистическое, непонятное, новое и т. д. Противоположностью индетерминизма является детерминизм, который рассматривает происходящие явления в причинно-следственной связи. Его синонимами являются обычное, привычное, понятное, знакомое, изученное и т. д.
Полезными станут такие мировоззрения философов, которые рассматривают явления с позиции различных причин. У одного явления может быть множество причин проявления. Неудивительно, если на сегодняшний день эти причины являются не единственными. К примеру, развитие слабоумия у детей может быть следствием:
- Неправильного течения беременности у женщины.
- Злоупотребления вредными веществами матерью.
- Неблагополучной социальной обстановкой и средой, в которой растет малыш.
- Генетическими мутациями.
Возможно, эти причины являются не единственными. А те, которые уже выявлены, являются не окончательным списком.
«Я буду любить только такого», «Я буду счастлив лишь тогда, когда…», «Я сама себе буду нравиться, когда…», «Если он сделает это, тогда я обращу на него свое внимание», «Нужно быть богатым и успешным, иначе…» и т. д
Все это условности и границы, которые создают некие рамки, в каком случае человек будет любить, чувствовать себя красивым, счастливым, богатым и т. д. Зачем эти рамки? Будьте богатыми, независимо от количества денег. Будьте любимыми независимо от того, есть ли у вас любимый человек. Будьте счастливыми независимо от того, свершились ли все ваши желания и мечты.
Не ставьте сами для себя границы. Будьте готовы и к хорошему, и к плохому. Чувствуйте себя сейчас такими, какими хотите чувствовать, а не тогда, когда выполнятся какие-то условия. Не замыкайте себя, не ограничивайте, не закомплексовывайте. Будьте уже такими, какими хотите быть, даже если пока не выполнились все те условия, которые вы всегда ставили как показатели того, когда можно быть и чувствовать себя успешными и реализованными.
Уберите все условности и границы. Пока вы их выстраиваете, то сами же лишаете себя тех ощущений и счастья, которое хотели бы иметь. Для счастья вам нужно всего лишь быть живым. Это условие имеется. Так, почему вы несчастливы? Ах, какое-то ваше условие не выполнилось. Таким образом, уберите его и позвольте себе быть счастливыми независимо от того, соблюдается оно или нет.
Уберите границы и условности и живите так, как сами того хотите. Иначе продолжайте жить в постоянных ограничениях, выставляя себе условия, которые обязательно нужно выполнить, чтобы наконец-то жить так, как вам хочется.
Противоположностью индетерминизма является детерминизм. Синонимом является агностицизм, который также придерживается мнения, что невозможно до конца познать суть какого-то предмета, явления или человека, исходя из тех причин, которые имеются. Порой сущность просто является такой, какой есть, что невозможно изучить.
перейти наверх
Other matters of quantum determinism
All uranium found on earth is thought to have been synthesized during a сверхновая звезда explosion that occurred roughly 5 billion years ago. Even before the laws of quantum mechanics were developed to their present level, the радиоактивность of such elements has posed a challenge to determinism due to its unpredictability.
One gram of уран-238, a commonly occurring radioactive substance, contains some 2.5 x 1021 атомы. Each of these atoms are identical and indistinguishable according to all tests known to modern science. Yet about 12600 times a second, one of the atoms in that gram will decay, giving off an альфа-частица.
The challenge for determinism is to explain why and when decay occurs, since it does not seem to depend on external stimulus. Indeed, no extant theory of physics makes проверяемый predictions of exactly when any given atom will decay. At best scientists can discover determined probabilities in the form of the element’s период полураспада.
The time dependent Уравнение Шредингера gives the first time производная из квантовое состояние. That is, it explicitly and uniquely predicts the development of the волновая функция with time.
- яℏ∂ψ(Икс,т)∂т=−ℏ22м∂2ψ(Икс,т)∂Икс2 V(Икс)ψ{displaystyle ihbar {frac {partial psi (x,t)}{partial t}}=-{frac {hbar ^{2}}{2m}}{frac {partial ^{2}psi (x,t)}{partial x^{2}}} V(x)psi }
So if the wave function itself is reality (rather than probability of classical coordinates), then the unitary evolution of the wave function in quantum mechanics, can be said to be deterministic. But the unitary evolution of the wave function is not the entirety of quantum mechanics.
Asserting that quantum mechanics is deterministic by treating the wave function itself as reality might be thought to imply a single wave function for the entire universe, starting at the origin of the universe. Such a «wave function of everything» would carry the probabilities of not just the world we know, but every other possible world that could have evolved.
For example, large voids in the distributions of галактики are believed by many cosmologists to have originated in quantum fluctuations during the big bang. (Видетькосмическая инфляция, изначальные колебания и large-scale structure of the cosmos.)
However, neither the posited reality nor the proven and extraordinary accuracy of the wave function and quantum mechanics at small scales can imply or reasonably suggest the existence of a single wave function for the entire universe. Quantum mechanics breaks down wherever gravity becomes significant, because nothing in the wave function, or in quantum mechanics, predicts anything at all about gravity. And this is obviously of great importance on larger scales.
Gravity is thought of as a large-scale force, with a longer reach than any other. But gravity becomes significant even at masses that are tiny compared to the mass of the universe.
A wave function the size of the universe might successfully model a universe with no gravity. Our universe, with gravity, is vastly different from what quantum mechanics alone predicts. To forget this is a colossal error.
Объективные теории коллапса, which involve a dynamic (and non-deterministic) collapse of the wave function (e.g. Теория Гирарди – Римини – Вебера, Интерпретация Пенроуза, или же causal fermion systems) avoid these absurdities.
Теория causal fermion systems for example, is able to unify квантовая механика, общая теория относительности и квантовая теория поля, via a more fundamental theory that is non-linear, but gives rise to the linear behaviour of the wave function and also gives rise to the non-linear, non-deterministic, wave-function collapse.
Богословский детерминизм
Богословский детерминизм является формой детерминизма, согласно которому все происходящие события либо предопределены (т. е. предопределен) случиться монотеистическийбожество, или предназначенный произойти с учетом его всеведение.
Сильный теологический детерминизм основан на концепции божество-создатель диктует все события в истории: «все, что происходит, было предопределено случиться всеведущим, всемогущим божеством».[20]
Слабый теологический детерминизм основан на концепции божественного предвидения — «потому что БогВсеведение совершенно, то, что Бог знает о будущем, неизбежно произойдет, а это означает, что будущее уже определено ».[21] Однако есть небольшие вариации в этой классификации.
Некоторые утверждают, что богословский детерминизм требует предопределения всех событий и исходов божеством, то есть они не классифицируют более слабую версию как теологический детерминизм если только либертарианская свобода воли не считается как следствие отрицаемой — или что более слабая версия не является теологический детерминизм вообще.[22]
Что касается свободы воли, «теологический детерминизм — это тезис о том, что Бог существует и обладает безошибочным знанием всех истинных суждений, в том числе суждений о наших будущих действиях», более минимальных критериев, призванных заключить в капсулу все формы теологического детерминизма.[23]
Теологический детерминизм также можно рассматривать как форму причинного детерминизма, в котором предшествующими условиями являются природа и воля Бога.[5] Некоторые утверждали, что Августин Гиппопотам ввел теологический детерминизм в христианство в 412 году н.э., тогда как все предшествующие христианские авторы поддерживали свободу воли против стоического и гностического детерминизма.[24] Тем не менее, есть много библейских отрывков, которые, кажется, поддерживают идею некоего теологического детерминизма, включая Псалом 115: 3, Деяния 2:23, и Плач 2:17.
Генеративные процессы
Хотя когда-то ученые считали, что любой индетерминизм в квантовой механике проявляется в слишком малых масштабах, чтобы влиять на биологические или неврологические системы, есть признаки того, что нервная система находятся под влиянием квантового индетерминизма из-за теория хаоса.[нужна цитата] Неясно, какие последствия это имеет для проблемы свободная воля учитывая различные возможные реакции на проблему в первую очередь.[52] Многие биологи не допускают детерминизма:
Кристоф Кохнапример, возражает против этого и выступает за либертарианская свобода воли, приводя аргументы, основанные на генеративных процессах (появление).[53] Другие сторонники эмерджентизма или генеративная философия, когнитивные науки, и эволюционная психология, утверждают, что определенная форма детерминизма (не обязательно причинная) верна.[54][55][56][57] Вместо этого они предполагают, что иллюзия свободы воли возникает из-за генерации бесконечного поведения в результате взаимодействия конечно-детерминированного набора правила и параметры.
Таким образом, непредсказуемость поведения, возникающего в результате детерминированных процессов, приводит к восприятию свободы воли, даже если свобода воли как онтологический сущность не существует.[54][55][56][57]
В качестве иллюстрации настольные стратегии шахматы и Идти иметь строгие правила, в которых никакая информация (например, номиналы карт) не скрывается от игроков и случайный события (например, бросание костей) происходят внутри игры.
Тем не менее, шахматы и особенно го с его чрезвычайно простыми детерминированными правилами все еще могут иметь чрезвычайно большое количество непредсказуемых ходов. Однако, когда шахматы упрощены до 7 или менее фигур, доступны таблицы эндшпиля, которые диктуют, какие ходы следует играть для достижения идеальной игры.
Это означает, что в менее сложной среде (с исходными 32 фигурами, уменьшенными до 7 или менее) возможна совершенно предсказуемая игра в шахматы. В этом сценарии выигравший игрок может объявить, что мат произойдет в течение заданного количества ходов, предполагая идеальную защиту проигрывающего игрока, или меньшее количество ходов, если защищающийся игрок выбирает неоптимальные ходы по мере того, как игра прогрессирует в неизбежность, предсказанный вывод.
По этой аналогии предполагается, что опыт свободы воли возникает в результате взаимодействия конечных правил и детерминированных параметров, которые порождают почти бесконечные и практически непредсказуемые поведенческие реакции. Теоретически, если бы все эти события можно было объяснить и существовал известный способ их оценки, кажущееся непредсказуемое поведение стало бы предсказуемым.[54][55][56][57] Еще один практический пример генеративных процессов:
Квантовая область
Квантовая физика во многом отличается от ньютоновской физики. Физик Аарон Д. О’Коннелл объясняет, что понимание нашей Вселенной в таких малых масштабах, как атомы , требует иной логики, чем повседневная жизнь. О’Коннелл не отрицает, что все это взаимосвязано: масштаб человеческого существования в конечном итоге действительно возникает из квантовой шкалы.
О’Коннелл утверждает, что мы должны просто использовать разные модели и конструкции, имея дело с квантовым миром. Квантовая механика — продукт тщательного применения научного метода , логики и эмпиризма . Принцип неопределенности Гейзенберга часто путают с эффектом наблюдателя .
Принцип неопределенности на самом деле описывает, насколько точно мы можем измерить положение и импульс частицы одновременно — если мы увеличим точность измерения одной величины, мы будем вынуждены потерять точность измерения другой.
Именно здесь в игру вступает статистическая механика , и здесь физики начинают требовать довольно неинтуитивных ментальных моделей: путь частицы просто не может быть точно указан в ее полном квантовом описании. «Путь» — это классический практический атрибут в нашей повседневной жизни, но квантовые частицы не обладают им.
Вероятности, обнаруженные в квантовой механике, тем не менее возникают из измерения (воспринимаемого пути частицы). Как объясняет Стивен Хокинг , результатом является не традиционный детерминизм, а скорее определенные вероятности. В некоторых случаях квантовая частица действительно может проследить точный путь, и вероятность найти частицы на этом пути равна единице (несомненно, так).
Фактически, что касается предсказаний, квантовое развитие по крайней мере так же предсказуемо, как и классическое движение, но главное в том, что оно описывает волновые функции, которые не могут быть легко выражены на обычном языке. Что касается тезиса о детерминизме, то эти вероятности, по крайней мере, вполне детерминированы.
Эти открытия квантовой механики нашли множество применений и позволяют нам создавать транзисторы и лазеры . Другими словами: персональные компьютеры, проигрыватели Blu-ray и Интернет работают, потому что человечество обнаружило определенные вероятности квантового мира.
Что касается предсказуемой вероятности, популярным примером являются эксперименты с двумя щелями . Фотоны выстреливаются один за другим через двухщелевой аппарат на дальний экран. Они не достигают ни одной точки, ни даже двух точек, выстроенных в линию с прорезями (как можно было бы ожидать от пуль, выпущенных из неподвижного ружья по удаленной цели).
Вместо этого свет достигает различных концентраций в удаленных друг от друга точках, и распределение его столкновений с целью может быть надежно рассчитано. В этом смысле поведение света в этом устройстве детерминировано, но нет способа предсказать, где в результирующей интерференционной картине какой-либо отдельный фотон внесет свой вклад (хотя могут быть способы использовать слабые измерения для получения дополнительной информации без нарушения принцип неопределенности ).
Некоторые (включая Альберта Эйнштейна ) утверждали, что неспособность предсказать что-либо большее, чем вероятности, происходит просто из-за незнания. Идея состоит в том, что помимо условий и законов, которые можно наблюдать или вывести, существуют также скрытые факторы или « переменные теории скрытых переменных », которые абсолютно определяют, в каком порядке фотоны достигают экрана детектора.
Они утверждают, что ход Вселенной абсолютно определен, но что люди защищены от знания определяющих факторов. Таким образом, говорят они, это только кажется, что все происходит чисто вероятностно детерминированным образом. На самом деле они действуют абсолютно детерминированным образом.
Джон С. Белл раскритиковал работу Эйнштейна в своей знаменитой теореме Белла , которая доказала, что квантовая механика может делать статистические предсказания, которые были бы нарушены, если бы локальные скрытые переменные действительно существовали.
Ряд экспериментов пытались проверить такие предсказания, и пока они не оказались нарушенными. Текущие эксперименты продолжают проверять результат, в том числе « Испытание на отсутствие петель » 2021 года, в котором были устранены все известные источники ошибок, и эксперимент 2021 года « Испытание космического колокола », в котором использовались потоки космических данных с разных направлений к Земле, что исключает возможность источников данные могли иметь предшествующие взаимодействия.
Однако можно дополнить квантовую механику нелокальными скрытыми переменными, чтобы получить детерминированную теорию, которая согласуется с экспериментом. Примером может служить интерпретация Бома квантовой механики. Однако интерпретация Бома нарушает специальную теорию относительности, и очень спорно, можно ли ее согласовать, не отказываясь от детерминизма.
Более продвинутые варианты этих аргументов включают квантовую контекстуальность Белла, Саймона Б. Кохена и Эрнста Спекера , которые утверждают, что теории скрытых переменных не могут быть «разумными», что означает, что значения скрытых переменных по своей сути зависят от устройств, используемых для их измерения. .
Это обсуждение актуально, потому что, возможно, существуют конкретные ситуации, в которых приход электрона к экрану в определенный момент и время может вызвать одно событие, тогда как его прибытие в другой момент вызовет совершенно другое событие (например, см . Кот Шредингера — a мысленный эксперимент, используемый как часть более глубокой дискуссии).
Таким образом, квантовая физика бросает разумные основания сомневаться в традиционном детерминизме классической ньютоновской физики, поскольку реальность не кажется абсолютно детерминированной. Это было предметом знаменитых споров Бора-Эйнштейна между Эйнштейном и Нильсом Бором, и до сих пор нет единого мнения .
Адекватный детерминизм (см. « Разновидности» выше) — причина того, что Стивен Хокинг называет либертарианскую свободу воли «просто иллюзией».
Примечания
- ^Например, см. Richard Langdon Franklin (1968). Freewill and determinism: a study of rival conceptions of man. Routledge & K. Paul.
- ^Conceptually (20 January 2021). «Determinism — Explanation and examples». conceptually.org. Получено 20 января 2021.
- ^Ismael, Jenann (1 October 2021). «Determinism, Counterpredictive Devices, and the Impossibility of Laplacean Intelligences». Монист. 102 (4): 478–498. Дои:10.1093/monist/onz021. ISSN 0026-9662.
- ^ абHoefer, Carl (1 April 2008). «Causal Determinism». In Edward N. Zalta (ed.). Стэнфордская энциклопедия философии (Winter 2009 ed.).
- ^ абcEshleman, Andrew (18 November 2009). «Moral Responsibility». In Edward N. Zalta (ed.). Стэнфордская энциклопедия философии (Winter 2009 ed.).
- ^ абArguments for Incompatibilism (Stanford Encyclopedia of Philosophy)
- ^Лаплас posited that an omniscient observer knowing with infinite precision all the positions and velocities of every particle in the universe could predict the future entirely. For a discussion, see Robert C. Solomon; Kathleen M. Higgins (2009). «Free will and determinism». The Big Questions: A Short Introduction to Philosophy (8-е изд.). Cengage Learning. п. 232. ISBN 978-0495595151. Another view of determinism is discussed by Ernest Nagel (1999). «§V: Alternative descriptions of physical state». The Structure of Science: Problems in the Logic of Scientific Explanation (2-е изд.). Hackett. С. 285–292. ISBN 978-0915144716.
a theory is deterministic if, and only if, given its state variables for some initial period, the theory logically determines a unique set of values for those variables for any other period.
- ^Leucippus, Fragment 569 — from Fr. 2 Actius I, 25, 4
- ^ абcMcKewan, Jaclyn (2009). «Evolution, Chemical». In H. James Birx» (ed.). Преддетерминизм. Encyclopedia of Time: Science, Philosophy, Theology, & Culture. SAGE Publications, Inc. pp. 1035–1036. Дои:10.4135/9781412963961.n191. ISBN 9781412941648.
- ^«Predeterminism». Оксфордские словари. Оксфордские словари. Апрель 2021 г.. Получено 20 декабря 2021.. Смотрите также «Predeterminism». Словарь английского языка Коллинза. Коллинз. Получено 20 декабря 2021.
- ^«Some Varieties of Free Will and Determinism». Philosophy 302: Ethics. philosophy.lander.edu. Получено 19 декабря 2021.
Predeterminism: the philosophical and theological view that combines God with determinism. On this doctrine events throughout eternity have been foreordained by some supernatural power in a causal sequence.
- ^См. Например Hooft, G. (2001). «How does god play dice? (Pre-)determinism at the Planck scale». arXiv:hep-th/0104219.
Predeterminism is here defined by the assumption that the experimenter’s ‘free will’ in deciding what to measure (such as his choice to measure the x- or the y-component of an electron’s spin), is in fact limited by deterministic laws, hence not free at all
, и Sukumar, CV (1996). «A new paradigm for science and architecture». Город. 1 (1–2): 181–183. Дои:10.1080/13604819608900044.Quantum Theory provided a beautiful description of the behaviour of isolated atoms and nuclei and small aggregates of elementary particles. Modern science recognized that predisposition rather than predeterminism is what is widely prevalent in nature.
- ^Borst, C. (1992). «Leibniz and the compatibilist account of free will». Studia Leibnitiana. 24 (1): 49–58. JSTOR 40694201.
Leibniz presents a clear case of a philosopher who does not think that predeterminism requires universal causal determinism
- ^Far Western Philosophy of Education Society (1971). Proceedings of the Annual Meeting of the Far Western Philosophy of Education Society. Far Western Philosophy of Education Society. п. 12.
«Determinism» is, in essence, the position which holds that all behavior is caused by prior behavior. «Predeterminism» is the position which holds that all behavior is caused by conditions which predate behavior altogether (such impersonal boundaries as «the human conditions», instincts, the will of God, inherent knowledge, fate, and such).
- ^«Predeterminism». Словарь Merriam-Webster. Merriam-Webster, Incorporated. Получено 20 декабря 2021. См. Например Ormond, A.T. (1894 г.). «Freedom and psycho-genesis». Психологический обзор. 1 (3): 217–229. Дои:10.1037/h0065249.
The problem of predeterminism is one that involves the factors of heredity and environment, and the point to be debated here is the relation of the present self that chooses to these predetermining agencies
, и Garris, M.D.; и другие. (1992). «A Platform for Evolving Genetic Automata for Text Segmentation (GNATS)». Science of Artificial Neural Networks. 1710: 714–724. Bibcode:1992SPIE.1710..714G. Дои:10.1117/12.140132. S2CID 62639035.However, predeterminism is not completely avoided. If the codes within the genotype are not designed properly, then the organisms being evolved will be fundamentally handicapped.
- ^SEP, Causal Determinism
- ^Fischer, John Martin (1989) God, Foreknowledge and Freedom. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 1-55786-857-3
- ^Watt, Montgomery (1948) Free-Will and Predestination in Early Islam. London:Luzac & Co.
- ^Anne Lockyer Jordan; Anne Lockyer Jordan Neil Lockyer Edwin Tate; Neil Lockyer; Edwin Tate (25 June 2004). Philosophy of Religion for A Level OCR Edition. Нельсон Торнс. п. 211. ISBN 978-0-7487-8078-5. Получено 22 декабря 2021.
- ^A. Pabl Iannone (2001). «determinism». Dictionary of World Philosophy. Тейлор и Фрэнсис. п. 194. ISBN 978-0-415-17995-9.
theological determinism, or the doctrine of predestination: the view that everything which happens has been predestined to happen by an omniscient, omnipotent divinity. A weaker version holds that, though not predestined to happen, everything that happens has been eternally known by virtue of the divine foreknowledge of an omniscient divinity. If this divinity is also omnipotent, as in the case of the Judeo-Christian religions, this weaker version is hard to distinguish from the previous one because, though able to prevent what happens and knowing that it is going to happen, God lets it happen. To this, advocates of free will reply that God permits it to happen in order to make room for the free will of humans.
- ^Вентцель Ван Хайстин (2003). «theological determinism». Encyclopedia of science and religion. 1. Справочник Macmillan. п. 217. ISBN 978-0-02-865705-9. Получено 22 декабря 2021.
Theological determinism constitutes a fifth kind of determinism. There are two types of theological determinism, both compatible with scientific and metaphysical determinism. In the first, God determines everything that happens, either in one all-determining single act at the initial creation of the universe or through continuous divine interactions with the world. Either way, the consequence is that everything that happens becomes God’s action, and determinism is closely linked to divine action and God’s omnipotence. According to the second type of theological determinism, God has perfect knowledge of everything in the universe because God is omniscient. And, as some say, because God is outside of time, God has the capacity of knowing past, present, and future in one instance. This means that God knows what will happen in the future. And because God’s omniscience is perfect, what God knows about the future will inevitably happen, which means, consequently, that the future is already fixed.
- ^Раймонд Дж. ВанАррагон (21 октября 2021 г.). Ключевые термины в философии религии. Международная издательская группа «Континуум». п. 21. ISBN 978-1-4411-3867-5. Получено 22 декабря 2021.
Theological determinism, on the other hand, claims that all events are determined by God. On this view, God decree that everything will go thus-and-so and ensure that everything goes that way, so that ultimately God is the cause of everything that happens and everything that happens is part of God’s plan. We might think of God here as the all-powerful movie director who writes script and causes everything to go accord with it. We should note, as an aside, that there is some debate over what would be sufficient for theological determinism to be true. Some people claim that God’s merely knowing what will happen determines that it will, while others believe that God must not only know but must also cause those events to occur in order for their occurrence to be determined.
- ^Вихвелин, Кадри (2021). «Arguments for Incompatibilism». In Edward N. Zalta (ed.). Стэнфордская энциклопедия философии (Издание весны 2021 г.).
- ^Wilson, Kenneth (2021). Augustine’s Conversion from Traditional Free Choice to «Non-free Free Will»: A Comprehensive Methodology in the series Studien und Texte zu Antike und Christentum 111. Tübingen, Germany: Mohr Siebeck. pp. 273–298. ISBN 9783161557538.
- ^The Information Philosopher website, «Adequate Determinism», from the site: «We are happy to agree with scientists and philosophers who feel that quantum effects are for the most part negligible in the macroscopic world. We particularly agree that they are negligible when considering the causally determined will and the causally determined actions set in motion by decisions of that will.«
- ^Грандиозный дизайн (2021), page 32: «the molecular basis of biology shows that biological processes are governed by the laws of physics and chemistry and therefore are as determined as the orbits of the planets.», and page 72: «Quantum physics might seem to undermine the idea that nature is governed by laws, but that is not the case. Instead it leads us to accept a new form of determinism: Given the state of a system at some time, the laws of nature determine the probabilities of various futures and pasts rather than determining the future and past with certainty.» (emphasis in original, discussing a Many worlds interpretation)
- ^Kent, Adrian. «One world versus many: the inadequacy of Everettian accounts of evolution, probability, and scientific confirmation.» Many worlds (2021): 307–354.
- ^Vaidman, Lev. 2002. Many-Worlds Interpretation of Quantum Mechanics.
- ^de Melo-Martín I (2005). «Firing up the nature/nurture controversy: bioethics and genetic determinism». J Med Ethics. 31 (9): 526–30. Дои:10.1136/jme.2004.008417. ЧВК 1734214. PMID 16131554.
- ^Andrew, Sluyter (2003). «Neo-Environmental Determinism, Intellectual Damage Control, and Nature/Society Science». Антипод. 35 (4): 813–817. Дои:10.1046/j.1467-8330.2003.00354.x.
- ^Rocca, Giano. 2021. «The Ultimate Meaning of Human Existence — The Scientific Method Applied to the Human Condition — Book I». https://independent.academia.edu/GianoRocca
- ^«Human infirmity in moderating and checking the emotions I name bondage: for, when a man is a prey to his emotions, he is not his own master, but lies at the mercy of fortune: so much so, that he is often compelled, while seeing that which is better for him, to follow that which is worse.» — Ethics, Book IV, Preface
- ^«At length I pass to the remaining portion of my Ethics, which is concerned with the way leading to freedom. I shall therefore treat therein of the power of the reason, showing how far the reason can control the emotions, and what is the nature of Mental Freedom or Blessedness ; we shall then be able to see, how much more powerful the wise man is than the ignorant.» Ethics, book V, Preface
- ^J. J. C. Smart, «Free-Will, Praise and Blame,»Разум, July 1961, p.293-4.
- ^By «soul» is meant an autonomous immaterial agent that has the power to control the body but not to be controlled by the body (this theory of determinism thus conceives of conscious agents in дуалистический термины). Therefore the soul stands to the activities of the individual agent’s body as does the creator of the universe to the universe. The creator of the universe put in motion a deterministic system of material entities that would, if left to themselves, carry out the chain of events determined by ordinary causation. But the creator also provided for souls that could exert a causal force analogous to the primordial causal force and alter outcomes in the physical universe via the acts of their bodies. Thus, it emerges that no events in the physical universe are uncaused. Some are caused entirely by the original creative act and the way it plays itself out through time, and some are caused by the acts of created souls. But those created souls were not created by means of physical processes involving ordinary causation. They are another order of being entirely, gifted with the power to modify the original creation. However, determinism is not necessarily limited to matter; it can encompass energy as well. The question of how these immaterial entities can act upon material entities is deeply involved in what is generally known as the «проблема разума и тела«. It is a significant problem which philosophers have not reached agreement about.
- ^Free Will (Stanford Encyclopedia of Philosophy)
- ^van Inwagen, Peter (2009). The Powers of Rational Beings: Freedom of the Will. Оксфорд.
- ^Chiesa, Mecca (2004) Radical Behaviorism: The Philosophy & The Science.
- ^Ringen, J. D. (1993). «Adaptation, teleology, and selection by consequences». Журнал прикладного анализа поведения. 60 (1): 3–15. Дои:10.1901/jeab.1993.60-3. ЧВК 1322142. PMID 16812698.
- ^Stobaeus Eclogae I 5 (Heraclitus)
- ^Stobaeus Eclogae I 4 (Левкипп)
- ^Сюзанна БобзенDeterminism and Freedom in Stoic Philosophy (Oxford 1998) chapter 1.
- ^Сюзанна Бобзен The Inadvertent Conception and Late Birth of the Free-Will Problem (Phronesis 43, 1998).
- ^Майкл ФредеA Free Will: Origins of the Notion in Ancient Thought (Berkeley 2021).
- ^Though Moses Maimonides was not arguing against the existence of God, but rather for the incompatibility between the full упражнение by God of his всеведение and genuine human свободная воля, his argument is considered by some as affected by modal fallacy.
- ^The Eight Chapters of Maimonides on Ethics (Semonah Perakhim), edited, annotated, and translated with an Introduction by Joseph I. Gorfinkle, pp. 99–100. (New York: AMS Press), 1966.
- ^Swartz, Norman (2003) The Concept of Physical Law / Chapter 10: Free Will and Determinism ( https://www.sfu.ca/philosophy/physical-law/)
- ^House, H. Wayne. 1991. «Resurrection, Reincarnation, and Humanness.» Bibliotheca Sacra 148(590). Проверено 29 ноября 2021 года.
- ^Гольдштейн, Джозеф. «Dependent Origination: The Twelve Links Explained». Трехколесный велосипед: Буддийский обзор. Получено 26 января 2020.
- ^ аб«Anatta | Buddhism». Энциклопедия Британника. Получено 26 января 2020.
- ^Repetti, Ricardo (2021). «Buddhist Hard Determinism: No Self, No Free Will, No Responsibility»(PDF). Журнал буддийской этики. 19: 136–137, 143–145.
- ^Льюис, E.R .; MacGregor, R.J. (2006). «On Indeterminism, Chaos, and Small Number Particle Systems in the Brain»(PDF). Журнал интегративной неврологии. 5 (2): 223–247. CiteSeerX 10.1.1.361.7065. Дои:10.1142/S0219635206001112. PMID 16783870.
- ^Koch, Christof (Сентябрь 2009 г.). «Free Will, Physics, Biology and the Brain». In Murphy, Nancy; Ellis, George; O’Connor, Timothy (eds.). Downward Causation and the Neurobiology of Free Will. Нью-Йорк, США: Springer. Bibcode:2009dcnf.book…..M. ISBN 978-3-642-03204-2.
- ^ абcKenrick, D. T.; Li, N. P.; Butner, J. (2003). «Dynamical evolutionary psychology: Individual decision rules and emergent social norms»(PDF). Психологический обзор. 110 (1): 3–28. CiteSeerX 10.1.1.526.5218. Дои:10.1037/0033-295x.110.1.3. PMID 12529056.
- ^ абcNowak A., Vallacher R.R., Tesser A., Borkowski W., (2000) «Society of Self: The emergence of collective properties in self-structure», Psychological Review 107.
- ^ абcEpstein J.M. and Axtell R. (1996) Growing Artificial Societies — Social Science from the Bottom. Кембридж, Массачусетс, MIT Press.
- ^ абcEpstein J.M. (1999) Agent Based Models and Generative Social Science. Complexity, IV (5)
- ^John Conway’s Game of Life
- ^Karl Popper: Conjectures and refutations
- ^Werndl, Charlotte (2009). «Are Deterministic Descriptions and Indeterministic Descriptions Observationally Equivalent?». Исследования по истории и философии современной физики. 40 (3): 232–242. arXiv:1310.1615. Bibcode:2009SHPMP..40..232W. Дои:10.1016/j.shpsb.2009.06.004. S2CID 11515304.
- ^Werndl, Charlotte (2009). Deterministic Versus Indeterministic Descriptions: Not That Different After All?. In: A. Hieke and H. Leitgeb (eds), Reduction, Abstraction, Analysis, Proceedings of the 31st International Ludwig Wittgenstein-Symposium. Ontos, 63-78.
- ^J. Glimm, D. Sharp, Stochastic Differential Equations: Selected Applications in Continuum Physics, in: R.A. Carmona, B. Rozovskii (ed.) Stochastic Partial Differential Equations: Six Perspectives, American Mathematical Society (October 1998) (ISBN 0-8218-0806-0).
- ^«Struggling with quantum logic: Q&A with Aaron O’Connell
- ^Heisenberg, Werner (1949). Physikalische Prinzipien der Quantentheorie [Physical Principles of Quantum Theory]. Leipzig: Hirzel/University of Chicago Press. п. 4. ISBN 9780486601137.
- ^ абГрандиозный дизайн (2021), page 32: «the molecular basis of biology shows that biological processes are governed by the laws of physics and chemistry and therefore are as determined as the orbits of the planets…so it seems that we are no more than biological machines and that free will is just an illusion», and page 72: «Quantum physics might seem to undermine the idea that nature is governed by laws, but that is not the case. Instead it leads us to accept a new form of determinism: Given the state of a system at some time, the laws of nature determine the probabilities of various futures and pasts rather than determining the future and past with certainty.» (discussing a Many worlds interpretation)
- ^Scientific American, «What is Quantum Mechanics Good For?»
- ^Альберт Эйнштейн insisted that, «I am convinced God does not play dice» in a private letter to Макс Борн, 4 December 1926, Архив Альберта ЭйнштейнаВ архиве 19 августа 2021 г. Wayback Machine reel 8, item 180
- ^Jabs, Arthur (2021). «A conjecture concerning determinism, reduction, and measurement in quantum mechanics». Квантовые исследования: математика и основы. 3 (4): 279–292. arXiv:1204.0614. Дои:10.1007/s40509-016-0077-7. S2CID 32523066.
- ^Bishop, Robert C. (2021). «Chaos, Indeterminism, and Free Will». In Kane, Robert (ed.). The Oxford Handbook of Free Will (Второе изд.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 90. ISBN 9780195399691. OCLC 653483691.
The key question is whether to understand the nature of this probability as epistemic or ontic. Along epistemic lines, one possibility is that there is some additional factor (i.e., a hidden mechanism) such that once we discover and understand this factor, we would be able to predict the observed behavior of the quantum stoplight with certainty (physicists call this approach a «hidden variable theory»; see, e.g., Bell 1987, 1–13, 29–39; Bohm 1952a, 1952b; Bohm and Hiley 1993; Bub 1997, 40–114, Holland 1993; see also the preceding essay in this volume by Hodgson). Or perhaps there is an interaction with the broader environment (e.g., neighboring buildings, trees) that we have not taken into account in our observations that explains how these probabilities arise (physicists call this approach decoherence or consistent histories15). Under either of these approaches, we would interpret the observed indeterminism in the behavior of stoplights as an expression of our ignorance about the actual workings. Under an ignorance interpretation, indeterminism would not be a fundamental feature of quantum stoplights, but merely epistemic in nature due to our lack of knowledge about the system. Quantum stoplights would turn to be deterministic after all.
- ^Baggott, Jim E. (2004). «Complementarity and Entanglement». Beyond Measure: Modern Physics, Philosophy, and the Meaning of Quantum Theory. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 203. ISBN 978-0-19-852536-3. OCLC 52486237.
So, was Einstein wrong? In the sense that the EPR paper argued in favour of an objective reality for each quantum particle in an entangled pair independent of the other and of the measuring device, the answer must be yes. But if we take a wider view and ask instead if Einstein was wrong to hold to the realist’s belief that the physics of the universe should be objective and deterministic, we must acknowledge that we cannot answer such a question. It is in the nature of theoretical science that there can be no such thing as certainty. A theory is only ‘true’ for as long as the majority of the scientific community maintain a consensus view that the theory is the one best able to explain the observations. And the story of quantum theory is not over yet.
Структурный детерминизм
Структурный детерминизм — это философская точка зрения, согласно которой действия, события и процессы основываются на структурных факторах и определяются ими. Учитывая любую конкретную структуру или набор оцениваемых компонентов, это концепция, которая подчеркивает рациональные и предсказуемые результаты.
Чилийские биологи Умберто Матурана и Франсиско Варела популяризовали эту идею, написав, что общий порядок живой системы поддерживается посредством циклического процесса непрерывного обращения к специалистам, и, таким образом, ее организация и структура определяют изменения, которым она подвергается.
По мнению авторов, система может претерпевать изменения состояния (изменение структуры без потери идентичности) или дезинтеграцию (изменение структуры с потерей идентичности). Такие изменения или распад не констатируются элементами мешающего агента, поскольку каждое нарушение вызывает только реакции в соответствующей системе, которые, в свою очередь, определяются собственной структурой каждой системы.
На индивидуалистическом уровне это означает, что люди, как свободные и независимые сущности, вынуждены реагировать на внешние стимулы или изменение обстоятельств. Однако их собственное внутреннее состояние и существующие физические и умственные способности определяют их реакцию на эти триггеры.
На более широком социальном уровне структурные детерминисты полагают, что более крупные проблемы в обществе — особенно те, которые относятся к меньшинствам и порабощенным сообществам — в основном оцениваются через существующие структурные условия, что делает изменение преобладающих условий трудным, а иногда и совершенно невозможным.
Например, эта концепция была применена к расовой политике в Соединенных Штатах Америки и других западных странах, таких как Соединенное Королевство и Австралия , где структурные детерминисты сетуют на структурные факторы распространенности расизма в этих странах.
Кроме того, марксисты концептуализировали труды Карла Маркса в контексте структурного детерминизма. Например, Луи Альтюссер , структурный марксист , утверждает, что государство в своих политических, экономических и юридических структурах воспроизводит дискурс капитализма, в свою очередь, допуская рост капиталистических структур.
Сторонники идеи подчеркивают полезность структурного детерминизма для изучения сложных вопросов, связанных с расой и полом, поскольку он подчеркивает часто позолоченные структурные условия, которые блокируют значимые изменения. Критики называют его слишком жестким, редукционистским и негибким.
Кроме того, они также критикуют это понятие за чрезмерный акцент на детерминистских силах, таких как структура, а не на роль человеческого фактора и способности людей действовать. Эти критики утверждают, что политики, ученые и общественные деятели способны добиться значительных изменений, несмотря на жесткие структурные условия.
Эволюция принципа
Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох. Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные стихийные явления, так и жизнь человека.
Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов. С точки зрения Демокрита, душа становится источником энергии тела. Древнегреческий философ был представителем всеобщего детерминизма.
Он считал, что моральные принципы человека не могут быть унаследованы или даны природой; они являются порождением общественных воздействий. Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души.
С крахом античности возникли религиозные мировоззрения. Представителем спонтанности души и заложенным в нее скрытыми способностями к движению и активности стал Августин, основавший теологическую психологию.
Она основана на противоположном детерминизму индетерминизм, который признает критерием достоверности исключительно личный опыт. Подобные идеалистические представления до сих пор противопоставляются материалистическому взгляду на происходящее в мире и психике человека.
Механистически детерминизм возник с активным развитием науки в 17 веке. Философ-рационалист Спиноза отрицал дуалистическое понимание человека, которое разделяло его на духовную и телесную составляющие. Спиноза описывал сущность психологии человека с помощью созданного учения об аффектах.
Спиноза выделяет 3 основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Также представителями направления были английские и французские материалисты, некоторые из которых считали человека «машиной органического тела» или просто организованной системой.
Ч. Дарвин и К. Бернар значительно повлияли на биологический детерминизм. Они говорили о целесообразности жизни в результате стремления к выживанию, сохранению форм, позволяющих противодействовать влиянию окружающей среды.
Это помогло перейти к вероятностной детерминации, представителем которой стал психолог Фрэнсис Гальтон, считавший, что поведение человека может проявляться в связи с закономерностями. Исследователь также опирался на общебиологический подход, который гласил, что приспособление вида может быть достигнуто за счет индивидуальных проявлений, которые детерминированы генетикой.
На основании этого Гальтон сделал вывод, что психические различия каждого человека также обусловлены генетическими особенностями.
На следующем этапе развития детерминизма в психологии в 20 веке были выявлены психические детерминанты, которые регулируют отношения между природным и социальным; при этом психика стала считаться самостоятельным явлением, которое, хотя и зависит от внешней среды, но значительно влияет на жизнедеятельность человека и его социальную жизнь.
Категориями психики выступили образ, действие и мотив, которые рассматривали Гельмгольц, Дарвин и Сеченов.
В дальнейшем стал развиваться микросоциальный детерминизм, который видел детерминацию психики человека в межличностных отношениях. Например, Фрейд обратил внимание на отклонения в психике ввиду травматичных отношений с матерью.
Новыми определителями детерминации стали групповое действие и сотрудничество; индивидуальность сознания формируется переносом в свой внутренний мир внешних воздействий из микросоциальных отношений.
Ярким представителем данного направления был Выготский, который выделил знаки, как психологические орудия, которые зарождаются во взаимодействии с другими людьми, а позже переносятся в сознание человека.
Также он включил сознание в мир культуры, придавая ей значение в становлении человеческой личности. При этом Выготский говорил о неразделимости индивидуальности и социальной среды, которая преломляется перед особенностями личностями и сама по себе носит характер столкновения и конфликта характеров.
Марксистская философия внесла вклад в новую форму детерминизма, которая определяла сознательность человека зависящей от объективных условий, культурных и экономических факторов. Это также внесло значительный вклад в развитие детерминизма относительно психосоциальной деятельности человека.
Марксистский принцип диалектического материализма использовался в дальнейшем многими психологами, в том числе, Л.С. Выготским, советским психологом, который соглашался с тем, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.
Детерминизм эволюционировал от идеалистических представлений до биологических, которые отрицали неосознаваемые внутренние силы и мотивы, особый тип организации психической деятельности человека, а также материалистических.
Признание существования сознания и выделение психологии в отдельную науку позволило открыть бессознательные стороны человеческой психики, а также важную роль микросоциальной сферы в изменении человека.