Что такое сострадание и его примеры в жизни

Что такое сострадание и его примеры в жизни Женщине

Что я понимаю под словом сочувствие

Людям свойственно чувствовать, выражать свои эмоции – это совершенно естественно, заложено в нас самой природой. Одним из важных человеческих чувств, на мой взгляд, является сочувствие.

Проявлять жалость, искренне переживать за кого-то, разделять чужую боль и бескорыстно помогать – вот что значить сочувствовать. На мой взгляд, сочувствие одно из самых благородных чувств человека, но оно дано не каждому, только очень отзывчивые и добрые люди, умеют проявлять неподдельное сочувствие.

Хотя, наверно, каждому человеку становилось жаль просящего милостыню калеку, и он давал ему немного денег или кормил на улице голодных животных.

Иногда сочувствуют именно те, которые, казалось бы, не умеют этого делать.

В нашей школе был такой случай. Мальчишка-хулиган по имени Миша, который неоднократно нарушал дисциплину, мешал проводить уроки, не выполнял домашнее задание и т.п. сделал то, чего от него никто не ожидал. Зимой после школы, он возвращался домой. Накануне выпало много снега, и был сильный мороз.

Он случайно обнаружил в сугробе маленькую девочку, она была легко одета, обута в босоножки. Он спросил ее, почему она сидит в сугробе в таком виде, ведь на улице очень холодно. Оказалось, девочка была из неблагополучной семьи, родители пили, и она была предоставлена сама себе. Ребенок был голоден и очень замерз.

Миша пригласил ее к себе домой, накормил и дал свои старые теплые вещи, которые были на него малы. Вечером, когда пришла его мама, он ей все рассказал, они оставили девочку у себя на время. Потом мама обратилась в правоохранительные органы, они занялись этим делом и в итоге лишили родителей девочки родительских прав.

Милиция и попечительский совет объявили мальчику благодарность, ему вручили почетную грамоту на глазах у всей школы. Никто не мог поверить, что этот хулиган способен сочувствовать и помогать.

Нынешние люди и, правда, стали более жестокие, черствые и бесчувственные. Учитель истории нам рассказал об эксперименте с лежащим человеком, тридцать лет назад, когда человек лежал в парке будто бы без сознания к нему подходил почти каждый проходящий мимо и предлагал помощь.

Этот эксперимент повторили в наши дни, результат был неутешителен: никто не подошел к лежащему, а один даже снял с него шапку и убежал. Вот оно современное сочувствие.

Я думаю, мы должны что-то менять, становится более отзывчивыми к чужой беде, проявлять сочувствие и предлагать свою помощь. Ведь когда-нибудь и вы можете оказаться в беде.

Как проявляется?

Сострадание (как проявление положительного общего психического состояния человека) может выражаться самыми разными способами. Поговорим о них более подробно.

  • В первую очередь необходимо сказать о таком важнейшем качестве, как доброта. Сострадательная личность активно проявляет доброту и заботу по отношению к другим людям, благодаря этому весь мир выглядит и воспринимается в позитивном контексте.
  • Отзывчивость – это эмоциональная своевременная и искренняя реакция на трудности других, помощь в сложившихся ситуациях, умение оказывать поддержку.
  • Сострадательный человек обязательно является милосердным. Данная характеристика считается высшим проявлением коллективной гуманности.
  • Альтруизм – это безвозмездная и бескорыстная помощь другим людям в той ситуации, когда они испытывают боль или лишения.

Наиболее ярким и самым распространенным проявлением чувства сострадания является движение волонтерства. Вообще говоря, волонтеры – это люди, которые активно занимаются благотворительной деятельностью самого разного рода. Например, такая деятельность может проявляться в помощи животным, сиротам, людям без определенного места жительства, пожилым и многим другим.

Чувство сострадания можно проявлять не только в процессе волонтерства, но и в рамках межличностных отношений. Так, необязательно искать малообеспеченных или незащищенных людей – достаточно понять и принять трудности вашего ближайшего окружения и попытаться помочь (в рамках своих возможностей).

Как развить и сформировать сострадание

Для начала я попробую объяснить зачем нужно формировать в себе сострадание.

Сострадание делает наше сердце шире, а эгоизм наоборот — сужает.

Когда у нас «большое» сердце, тогда  у нас  и хорошие отношения  окружающими, мы чувствуем себя здоровыми и полноценными. И постепенно наше сознание приближается к Богу

В результате эгоизма сердце сужается, приходят болезни и несчастья.

Наша современная цивилизация завязывает узел на сердце, на любого если посмотреть все замученные и несчастные.

У людей без этого качества проявляются черствость и жестокость. В такую душу не могут войти искренние чувства — ни  радость, ни любовь. Когда мы сопереживаем другим, наша душа очищается и становится более восприимчивой к миру и духовным знаниям.

Как я уже говорил, проще посочувствовать чужому горю, когда на собственной шкуре ощутил схожее не приятное событие.

Основной ключ для формирования сострадания кроется в духовном самосовершенствовании.

Одна из преград на пути к состраданию — это эгоцентризм. Люди слишком зациклены на своем “Я” и на мыслях о своем благе. Хотя бы раз в день попробуйте попрактиковать эмпатию. Посмотрите на какого — нибудь человека и задайте себе вопрос “А что бы почувствовал я на его месте?” Лучше всего это делать во время конфликтной ситуации, тем самым вы выполните сразу 3 миссии:

  1. отвлечетесь от собственных негативных чувств;
  2. потренируетесь в эмпатии;
  3. смягчите конфликт.

Необходимые чувства

Важно понять, что сострадание не является одномерной характеристикой – это комплексное чувство. В его основе лежит большое количество базовых эмоций.

  • Милосердие. О природе и характере данной черты личности можно судить уже по названию, в буквальном понимании она характеризует «милое сердце» человека. Милосердный человек всегда предложит бескорыстную и безвозмездную помощь. Кроме того, милосердие в обязательном порядке предусматривает под собой умение прощать и забывать плохое, не держать зла.
  • Доброта. Абсолютное большинство людей ассоциирует доброту с заботливостью. При этом следует иметь в виду, что не всегда данные чувства являются очевидными. Например, родительская забота порой может выглядеть как ограничения или излишняя строгость, но на самом деле она просто имеет долгосрочный, а не желаемый краткосрочный, эффект.
  • Уважение. Если человек проявляет истинное и искреннее сострадание, одновременно он проявляет и уважение. Если такого качества нет, то сострадание подменяется жалостью. Можно сделать вывод о том, что уважение и понимание являются неотъемлемыми характеристиками сострадания.
  • Терпение. Сострадание в обязательном порядке сочетается с терпением. Если человек терпелив по отношению к другим, к их недостаткам и негативным характеристикам, то его можно назвать сострадающим.
  • Любовь. Очевидно, что основой сострадания, как и всех других положительных характеристик человека, является любовь (как к себе, так и к окружающим). Любовь при этом должна быть всеобъемлющей и всепрощающей. Кроме того, наиболее ярко любовь проявляется в том случае, когда сострадание выражается не к близким и знакомым, а к посторонним людям.

Таким образом, человек, который является сострадательным, в обязательном порядке должен проявлять и целый ряд других сопутствующих качеств своего характера.

О сочувствии и сострадании

Что такое сочувствие? Яндекс выдает ответ: «Сочу́вствие, сострада́ние, сопережива́ние — один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния), формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека (в частности, страдания)».

Как быть Леди:  Рассеянность - что это такое, причины и как от неё избавиться

 О сочувствии и сострадании

Где находится субъект, который нуждается в сочувствии? Есть несколько сценариев:

1 – Я бедный и несчастный, сострадайте мне, а кто прошел мимо тот, сво**. Сценарий манипулятора или просящего милостыню. Попробуйте ему сострадать не так, как он ожидает, подайте ему хлеба или предложите место работы, вместо денег  и получите 100 проклятий!

Что такое сострадание и его примеры в жизни

2 – Сценарий мне плохо, со мною несправедливо обошлись. Ресентимент требует своей поддержки в форме сочувствия против кого-то, хотя вторая часть «против» может быть сокрыта даже от самого себя. Но все основывается на том, кто не сочувствует – тот плохой человек. Ожидающий сочувствие униженный и оскорбленный.

Есть и другой сценарий, но он находится уже за рамками человеческих страстей, и скорее выглядит как «пойми мою боль и одиночество», и обращено не к людям, а к чему-то помимо людей к трансцендентному. По Кьеркегору речь идет не об утрате любви к людям, к человеку, а как не парадоксально к ее обретению. Через боль и одиночество человек открывает духовное, смысл, истинную веру. Он не нуждается в сочувствии, но в свидетельстве. Он уже не зависит от людей, от их поддержки, ему достаточно свидетеля.

Что такое сострадание и его примеры в жизни

Но и тот, кто сочувствует и сострадает, кто он? Не питает ли он свое «Я», «Я хороший человек», «Я одарил своим состраданием», «Я так добр и сочувствую, во мне нуждаются»… Не идет ли он путем тщеславия? Не возвышается ли он над тем, кому сострадает?

Многие люди в своей беде стараются избежать сочувствия, говоря «… я не нуждаюсь в вашей жалости!». Когда человек через печаль, горе и страх остановится на пороге смысла, ему не нужен тот, кто будет унижать сочувствием, ему достаточно свидетеля, кто будет просто рядом и подтвердит/засвидетельствует его пребывание в своей боли и одиночестве. И это совмещение в Духе, делает боль выносимой, а одиночество осмысленным. Человек обретает силу в Духе и становится сильным духом.

Другое дело, кто может стать таким свидетелем? Кто может быть рядом и в горести, и в радости, не искушая поддержкой и не соблазняться в сочувствие ущербных? Кто может откинуть эти воображаемые модальности (униженность, оскорбленность или тиранию, включая свои «объективные» атрибуты)? Кто этот, КТО? Ни учитель, ни моралист, ни судья, ни спаситель мира сего, а просто свидетель, чисто человек, кто сегодня готов на эту позицию. Вот где появляются позиции, не социальные роли (хотя они важны), не родительские опеки, не клятвы и обещания, не раздача гарантий от своего бога… нет-нет, — это совсем иное бытие и со-бытие.

«Истинный рыцарь веры — это свидетель, и никогда — учитель, — в этом и заключена глубокая человечность, которая значит намного больше, чем то пошлое сочувствие к человеческим радостям и огорчениям, которое заслужило такой почет под названием сострадания и которое на деле является не чем иным, как тщеславием. Тот, кто стремится быть только свидетелем, признает тем самым, что ни один человек, даже самый незначительный, не нуждается в сочувствии другого человека и не должен быть унижен этим сочувствием, чтобы другой мог на этом возвыситься. Но, поскольку то, что он завоевал сам, отнюдь не досталось ему дешево, он и не спешит предлагать это по дешевке; он не настолько жалок, чтобы принимать восхищение людей, платя им за это молчаливым презрением; он знает, что все поистине великое одинаково доступно всем». (Сёрен Кьеркегор. СТРАХ И ТРЕПЕТ)

Что такое сострадание и его примеры в жизни

Когда происходит становление личности, когда появляется позиция свидетеля, тогда и пересматриваются все социальные роли, открывается закон и справедливость, любовь и совесть. Страх и трепет отклеиваются от объектов и человек становится способен выдерживать ответственность до конца. Верный и надежный человек….

P.S. Автор статьи ничего не имеет против сочу́вствия, сострада́ния, сопережива́ния, а лишь пытается различить, что находится в страсти человеческой, а что находится в духовном плане человека. Граница должна быть положена иначе, как увидеть горизонт собственного становления человеку….?

Сострадание и жалость. в чём отличие?

Задумывались ли вы когда-либо над вопросом: «Какая разница между жалостью и состраданием?» Казалось бы, эти слова так похожи между собой, а жалеть кого-то или сострадать одно и то же. Но нет, не одно и то же, а между жалостью и состраданием есть огромная разница. В чём она заключается? Попытаемся разобрать в этой статье.

СОСТРАДАНИЕ = со страдание, когда ты в состоянии разделить то, что в данный момент времени чувствует и переживает другой человек, разделить его боль и его радость. Быть единым с другим.

ЖАЛОСТЬ = жало ость, когда жалеешь кого-то, судишь, вешаешь на него бирку «неудачник», «никчёма», «калека», жалишь его своим суждением, унижаешь, себя же возвышаешь. Многие любят пожалеть, дабы возвыситься в сравнении с другим. И многие любят жалость к себе, так как «питаются» эманациями жалости.

  • Жалость к людям угнетает, к себе — унижает.
  • Жалость способна уничтожить человека, так как чем больше в его жизни жалости, тем меньше желание бороться с трудностями.
  • Жалость — самое ужасное чувство, которое можно испытывать к человеку.
  • Жалость — это нечто жалящее тебя самого, а сострадание — это соединение с чужим страданием.

Сострадание — это самое мощное орудие для устранения неведения и увеличения мудрости

Будда Шакьямуни

Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.

Чем более ты сольёшься с ним, растворишь своё бытие в едином Бытии, чем более Душа твоя войдёт в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в СОВЕРШЕННОЕ СОСТРАДАНИЕ.

Таков путь Архата, по которому грядут Будды Совершенства.

(из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ»)

В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути

Рерих Н.

«В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее… Человек духовный — весь одно большое сострадание. Изнемогает, сострадая другим, молится, утешает. И, хотя берёт на себя чужие страдания, всегда полон радости, так как Христос отнимает от него его боль и утешает духовно». (Старец Паисий Святогорец)

  • Сострадание — особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему.
  • Сострадание — это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.
  • Сострадание — это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
  • Сострадание — это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.
  • Сострадание — это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.
  • Сострадание есть венец Будущего.
  • Сострадание — чувствовать тоже самое, что чувствует другой, в определённой степени — отождествление на уровне чувств.
  • Сострадание ко всем живым существам, основанные на понимании Относительной Истины: бренности, изменчивости, тягостности сансарического существования и желание избавить живых существ из этой участи.
  • Суть сострадания — не в увеличении материальных благ, а в очищении сознания от обусловленности ими.
Как быть Леди:  ЖАЛОСТЬ - Сканворды, Энциклопедический словарь, Толковый словарь, Академический словарь, Существительных, Словарь церковнославянского языка, Поговорки, Орфографический словарь, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Антонимы, Эпитеты, Эпитеты русского языка, Идиоматика, Идеография, Архаизмы, Морфемно-орфографический словарь, Глагольная сочетаемость, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Этимологический словарь русского языка

В чувстве жалости всегда есть оттенок превосходства, высокомерия. Когда вы жалеете кого-то, вы смотрите на этого человека сверху вниз, невольно думая, что он беспомощный и ни на что не способный неудачник. Это чувство не имеет ничего общего с состраданием. Поэтому человек не должен жалеть других. Он должен чувствовать к ним сострадание. То есть, он должен ставить себя на место других: «Если бы у меня были такие же проблемы и страдания, каково бы мне было? Это было бы ужасно! У других людей такие же чувства…» Затем он желает, чтобы никто, даже ваш враг, никогда не испытывал таких мучений, чтобы все они избавились от этих страданий. Это и есть сострадание. Объект сострадания — это страдающие живые существа. А аспект сострадания — это желание, чтобы они освободились от страданий. Когда этот объект и аспект соединяются в уме, возникает чувство сострадания. Те, кто просит жалости, ищут подтверждения для их страданий.

Жалость — это деструктор, внедрённый в сознание хищниками и разрушающий как того, кто жалеет, так и того, кого жалеют.

Сострадание — это ощущение чужой боли как своей, стремление к уменьшению этой боли, к уменьшению общего количества страданий на свете. Сострадание — это умение при любых условиях действовать так, чтобы причинять как можно меньше вреда окружающим существам.

Жалость же — это констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого существа по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.

Жалость подразумевает отдельность, изолированность. Сострадание же — целостность.

Жалость порождает поток разрушительной энергии, потому что жалея, человек обычно признаёт ущербность объекта жалости, его неспособность самостоятельно выйти из сложных ситуаций. В конце-концов жалость — это признание за другим положения жертвы: «Бедненький, несчастненький, как тебе плохо…» И этот образ вкладывается в чувство жалости. Иными словами, тот, кто жалеет кого-то, намеривает объект жалости ещё глубже в тьму и несчастья, посылая ему свои образы его ущербности.Жалость приучает к слабости и бездействию. Жалея себя, человек часто с удовольствием делится личной ношей с окружающими, перекладывает на кого-то ответственность за свои действия, требуя понимания или поддержки.

Сострадание, в отличие от жалости, всегда развивается внутри. Чтобы испытывать его, требуется способность ощущать себя таким же проявлением части великого Космического проявления, как и окружающие. Это ощущение позволяет смотреть на других, не содрогаясь, но и не умиляясь, сохраняя спокойствие, как наедине с собой, перед зеркалом.

Настоящее сострадание — это не эмоциональное переживание [за себя и о себе], это духовное видение страданий другого человека такими, какие они есть на самом деле в душе человека. Настоящее сострадание успокаивает страдающего, так как другой, любящий его, берёт на себя боль. Сострадать — быть на месте страдавшего, оказаться в его шкуре, прочувствовать его боль. Жалость — это понимать о том, что человек в беде, но при этом радоваться, что сам не в таком положении. Жалеть — часто переходит в высокомерие, ощущение превосходства.

Сострадание всегда активно; оно всегда заставляет искать путь к уменьшению страданий — не просто к утешению, не к деланию вида, что «всё хорошо», когда всё плохо, но именно к поиску выхода из сложившейся ситуации. Ощущение абсолютного равенства всего перед всем, сопряженности себя со всем остальным миром, кардинальным образом переиначивает видение и переживание бытия, устраняя ощущение жертвы и происходящие из него страдания.

Жалость увеличивает количество страданий: к страданиям того, кого жалеют, прибавляется и негативное состояние самой жалости. Сострадание же заставляет двигаться от страданий, и поэтому оно может сочетаться с радостью. Когда чувствуешь, что действительно помогаешь кому-то, испытываешь радость.

Таким образом, человек стремится к состраданию, но избегает жалости, поскольку он стремится к силе и свободе, а не к слабости и зависимости.

Часто жалость становится причинами паразитизма и духовного вампиризма. Люди, которые любят постоянно жаловаться, плакаться о жизни — типичные вампирчики, которые из жалости к ним других людей высасывают из последних жизненную энергию, и радуют таким мазохистским образом свою раздутую гордыню.

Сострадание ничего не имеет общего к гордыне и жалости. Всегда главной и единственной задачей сострадания есть конкретная и практическая помощь тем, кто в ней нуждается. Мудрые родители иногда в воспитательных планах могут применить и ремень к своим непослушным детям, но такое применение детям будет весьма полезно.

Жалость и сострадание — явления разного порядка. Жалеющий погружается в сумерки сознания жалеемого и увязает в них. Сострадание, наоборот, возвышает, поднимает страдающего до себя, окружая его Светом, надеждой и бодростью духа, и несёт ему радость. Надо научиться сострадать, не снижая своего сознания, то есть не теряя его светоносности. Снисхождение отнюдь не означает, что дающее и помогающее сознание заражается отемнённым состоянием человека, которому оказывается помощь, хотя сострадание и может принять на себя боль другого. Нужно учиться помогать, не заражаясь вибрациями того, кому оказывается помощь. Но такая помощь не должна исключать ни сочувствия, ни понимания, ни отзывчивости на чужое горе.

Сострадание — чувство достойное, но жалость опасна тем, что легко заразиться переживаниями жалеемого и вместе с ним очутиться в яме омрачения и отчаяния. Сострадание и жалость отличаются друг от друга. Сострадание действенно. Жалость погружается в переживания жалеемого и увязает в них, умножая их силу, но не рассеивая их. Фактически помощи жалеемому не оказывается. Сострадание горящего сердца облегчает страдания того, кто нуждается в помощи, своими светоносными излучениями. Оно не считается с сумеречным состоянием страдающего, но светом своим заливает его. Своё утверждает сострадающий в другом сознании, но отнюдь не то, чем наполнено сознание страдающего. Граница между состраданием и жалостью очень тонка, и, если не научиться её различать, ущерб неминуем, и для жалеемого, и для жалеющего. И, если сострадающий омрачается и теряет равновесие, то какая польза от такого сострадания? Границы между состраданием и жалостью переступать нельзя.

Сострадание — это чувствовать чужую боль как свою, причём не задумываясь, и совершенно естественно (поскольку это одно из качеств сердца); тем самым облегчая боль страдающего. Сострадание — чувство важное и благородное, опять же потому, что является естественным качеством сердца. Жалость, в свою очередь — от ума и эго.

Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты. Он подобен зернышку: взращивая в себе сострадание, мы одновременно развиваем и другие положительные качества — умение прощать, терпимость, внутреннюю силу и уверенность, необходимую для преодоления страха и беспомощности. Он подобен эликсиру, ибо помогает преобразовывать неблагоприятные ситуации в благоприятные. Вот почему, проявляя любовь и сострадание, мы не должны ограничиваться кругом семьи и друзей. Неверно было бы также утверждать, что сострадание — это удел духовных лиц, работников здравоохранения и социальной сферы. Оно необходимо каждому члену общества.

Для людей, идущих духовным путём сострадание является жизненно важным элементом духовного этого пути. В целом, чем больше в человеке сострадания и альтруизма, тем выше в нём готовность трудиться ради благополучия других существ. Даже если он преследует личные интересы — чем сильнее в нём сострадание, тем больше будет в нём мужества и решимости. Все мировые религии сходятся в том, что сострадание играет важную роль. Они не только восхваляют сострадание, но и уделяют большое внимание его продвижению в человеческом обществе.

Как быть Леди:  «Непрожитая жизнь притягивает печали»: притча от великого царя Соломона

Сострадание не даёт нам уйти с головой в собственные конфликты и стрессы. Под влиянием сострадания мы склонны уделять больше внимания страданию и благополучию других существ, и нам легче, оттолкнувшись от собственного опыта, понять чужое страдание. В результате происходит некоторое смещение перспективы, и в некоторых случаях мы начинаем иначе воспринимать и те страдания, боль и проблемы, которые выпадают на нашу долю. То, что прежде было просто невыносимым, теперь представляется менее значимым — даже ничтожным. Таким образом, у человека альтруистичного и сострадательного непременно возникает чувство, что его собственные проблемы и конфликты вполне можно выдержать. Неприятностям и трудностям гораздо сложнее нарушить покой его ума.

Чистое сострадание обладает силой удалить все кармические омрачения и препятствия на пути к просветлению . Когда внутренняя мудрость раскрыта, ваше понимание относительной и абсолютной истины увеличивается по мере продвижения к просветлению. Будда много раз говорил, что сострадание — это самое мощное орудие для устранения неведения и увеличения мудрости.

Иллюстрация к этому — история про Асангу. Он был важным индийским учёным, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим учёным, у него всё ещё были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего Будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдёт ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ретрит. Спускаясь с горы, он пришёл в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шёлка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шёлка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения, он решил продолжить свою практику и вернулся в ретрит еще на три года.

В течение следующих трёх лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он всё ещё не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрёл мужество и он решил вернуться в ретрит еще на три года.

На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он всё ещё не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушёл. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он всё ещё не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ретрит и пошёл вниз по склону.

По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть её тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать своё тело этой собаке и насекомым.

Он пошёл в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо неё был Будда Майтрейя.

Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: «Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришёл в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твоё зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня.» После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять Учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

Контакт Асанги с Майтрейей родился из сострадания. Только благодаря состраданию его омрачения растворились. По этой причине Гуру Падмасамбхава учил, что без сострадания практика дхармы не принесёт плодов, и, на самом деле, без сострадания ваша практика станет гнилой.

В Тибете принято говорить, что от многих болезней помогает только одно средство — любовь и сострадание. Эти качества — наивысший источник человеческого счастья, а потребность в них заложена в самом сердце нашего существа. К сожалению, любви и состраданию давно уже не находится места во многих областях общественной жизни. Эти качества принято проявлять в семье, в собственном доме, а их демонстрация в обществе рассматривается как нечто неуместное и даже наивно простодушное. А ведь это трагедия. В практике сострадания усматриваться не признак оторванного от реальности идеализма, но наиболее действенный способ соблюсти интересы других людей, равно как и свои собственные. Чем больше мы — как нация, группа или отдельно взятый индивидуум — зависим от других, тем выше должна быть наша заинтересованность в их благополучии.

Практика альтруизма открывает перед нами огромные возможности для поиска компромисса и сотрудничества — мы не должны ограничиваться одним признанием живущего в нас стремления к гармонии.

Желаю всем развивать в себе качество сострадания, на благо всех живых существ.

материал частично взят с сайта Блог Энмеркара

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий