Авторитет вожатого на среднем возрасте — КиберПедия

Авторитет вожатого на среднем возрасте — КиберПедия Женщине

Авторитет вожатого на среднем возрасте — киберпедия

Для начала о том, каким он НЕ должен быть:

– Дешёвый авторитет

Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.

— Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?

— Да пожалуйста! Она и самому мне надоела

Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что.

Дешёвый авторитет — это ещё и большое западло напарнику. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым». Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.

– Злой авторитет

Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены). Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи». Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.

А теперь о том, каким же авторитет должен быть:

Авторитет (с большой буквы А)

Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться? Об этом речь пойдёт дальше.
Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал.
Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать атмосферу на отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые.
И ещё раз хочу повторить главное правило: не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.

Роль вожатого на среднем возрасте

На среднем возрасте вожатый, скорее, как старший брат, на которого хочется быть похожим. Ребёнок может доверить вожатому свои проблемы, потому что он всегда поможет, подскажет.

Разница в возрасте между вожатым и ребёнком очевидна, и дистанцию эту необходимо сохранять. Но иногда нужно поговорить и по-дружески, на равных. Только этот разговор должен проходить «между нами», чтоб ребёнок ни в коем случае не чувствовал себя особенным, не бравировал доверием вожатого.

Имидж вожатого

Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не анализируют ваши поступки, ваши личные качества, как это могут делать старшие дети. Но и слепого доверия не ждите — ведь это не малыши. Тут всё зависит от производимого вами впечатления. Тут очень важен имидж: внешний вид, стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой.

Внешний вид

Вожатый всегда аккуратен, подтянут. Стильные аксессуары и всякие фишки приветствуются, но в разумных пределах. Вожатый всегда бодр, он излучает энергию. Бесполезно, например, идти утром будить детей, зевая и шаркая тапками. Такое же состояние будет и у них. Поэтому, как бы ни был краток ваш сон, проснитесь, взбодритесь, и лишь после этого направляйтесь к детям, и пусть в вашем лице к ним входит само Бодрое Утро!

Речь

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно.

Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее.

Не кричите. Кричать бесполезно. Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.

Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения.

Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы.

Лекция 4.

§

У девочек происходит резкий скачок в физическом развитии, они обычно выше мальчиков, завершается половое созревание, они менее активны. У подростков наблюдается быстрый рост мускулатуры, переутомление для них опасно.

Особенности возраста:

1. Стремление подростка утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти своё место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с позицией школьника; он ещё слишком поглощён школой, учением, взаимоотношениями с товарищами.

Необходимо дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по организации. К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь.

2. Возрастные особенности старших подростков и их стремление определить своё место среди окружающих приводят к важному следствию. В этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать; на которое он внутренне претендует. Он стал взрослее во всех отношениях: более самостоятельным и умелым, расширился его кругозор и интересы; он стал способен управлять своим поведением, что порождает потребность в какой-то новой позиции. Он хочет признания со стороны окружающих своих больших возможностей и, стало быть, больших прав. Чётко проявляется «стремление к взрослости», «стремление к самостоятельности», «к самоутверждению».

Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления поиска были различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги, некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по-взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов, для них очень характерно внимание к внешнему виду, появляются дорогие и дешёвые (часто безвкусные) украшения, необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т.д. Внешний вид со временем можно откорректировать, а вот огромную опасность представляют распространённые в лагерях наркотики (надо ли говорить о таящейся беде) и, конечно, раннее вступление в интимные отношения. Как показал наш опыт, не уходить от этих проблем надо, а идти им навстречу, объяснять, вызывать на откровенность своим тактичным поведением, доброжелательностью, информированностью, компетентностью.

3. Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самом себе; появляется ещё неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить свои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на службу потребности подростка разобраться во всём окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в этот период характеризуется ещё неумением подростка охватить богатство и многогранность действительности с помощи усвоенного им общего понятия.

В этой связи подростку хочется выяснить: зачем живёт человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живёт он сам, каким он станет, когда будет взрослым? Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения. Большое значение для этого имеет продвижение подростка в его умственном развитии. В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, т.е. к более совершенному способу познания действительности.

Данная особенность в сочетании с небогатым пока ещё жизненным опытом делает часто подростка слишком прямолинейным и нетерпимым. Он ещё не умеет выявлять причинно-следственные связи, вникать и учитывать точку зрения другого человека. Эта особенность находит своё выражение и в отношениях с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь одним хорошим словом или поступком, или даже жестом может завоевать расположение подростка и заставить его закрыть глаза на присущие этому человеку недостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который не характерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка к этому человеку. Этим объясняются имеющее место в этом возрасте «крушение авторитетов», безжалостность и жестокость.

4. Стремится не только больше знать, но и больше уметь.

Не пытайтесь всё делать сами, больше доверяйте, поручайте все сложные дела, — не бойтесь ошибок, — идёт нормальный процесс накопления опыта.

5. Обладает уже достаточно широкими и разносторонними интересами, которые расширяются и дифференцируются.

Требуется в этот период и выход за рамки общения своего класса, отряда, желание расширить социальные связи, что имеет двоякое значение: с одной стороны, обогащает опытом общения, с другой – расширяет социальные связи. Они с особым увлечением занимаются техникой, спортом, туризмом, участвуют в научных кружках. Этому способствует та огромная информация, которую повседневно получают старшие подростки по радио и телевидению.

6. Появляется повышенная активность, действенность.

Но в отличие от младших школьников нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых; чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения, нотации, разговоры.

7. Подросток стремится всё понять, сам во всём разобраться, уяснить своё отношение ко всему, что и кто его окружает.

Отсюда склонность спорить, оспаривать, казалось бы, даже «очевидное» перестают воспринимать «на веру». В частых в это время спорах пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удаётся, подросток начинает страстно утверждать её, даже навязывая другим. В условиях летнего лагеря особенно сложно завоевать и удержать авторитет, так как времени очень мало, а интенсивность общения велика. Здесь надо быть предельно внимательным к себе, своим словам и поступкам. Времени на формирование отношений может просто не быть. Бывает и другая крайность: подростки, осуждая товарища, могут быть настолько жестоки, что явно потребуется ваше вмешательство, чтобы подросток соотносил свою прямолинейную позицию с гуманистическими чувствами, учился чуткости, вниманию, доброте, не терял при этом своей принципиальности.

8. Происходит изменение в развитии моральных чувств и сознания. К этому времени подросток уже усвоил определённую систему моральных требований и овладел определёнными нормами взаимоотношений между людьми. К этой области складывается своё личное отношение: одни нравственные нормы и требования начинают действительно определять всё его поведение; другие остаются для него лишь внешними требованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлением окружающих. Образование собственных моральных установок и требований определяет иной характер взаимоотношений старшего подростка не только с отдельными людьми, как мы об этом говорили выше, но и с коллективом в целом.

Если в предшествующие годы для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить своё положение в коллективе и завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток уже может противостоять влиянию окружающих в том случае, когда он не соответствует его собственным требованиям-убеждениям.

Таким образом, на основе сознательно усвоенных моральных требований у старшего подростка появляется известное «освобождение» от непосредственного влияния коллектива. В этом значительное отличие старших подростков от младших, которые часто были готовы, не раздумывая, идти вслед за коллективом. Такого рода самостоятельность очень ценна, она необходима для становления личности. Появление достаточно осознанных моральных требований и оценок вносит значительные изменения в волевую сферу подростка. (Напомним, что школьники более младшего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, если цели деятельности и сама деятельность были для них привлекательны; длительная многоэтапная деятельность была им трудна, а препятствия их демобилизировали). Старшие же подростки, сознательно поставив перед собой цель, могут действовать даже в тех случаях, когда содержание деятельности их не привлекает или когда на пути достижения цели у них встречаются серьёзные препятствия

9. Глубокой и существенной характеристикой личности является преобладание доминирования направленности личности на себя или на других.

В зависимости от этой направленности складываются и многие другие особенности человека. Так, например, направленность на себя часто связана с такими чертами, как зазнайство, жадность, стремление быть на виду, пренебрежение к товарищам и т.д., а направленность на других с такими чертами, как доброжелательность, бескорыстие, готовность пойти на помощь другому и т.д. Тут надо особо учесть по крайней мере две психологические особенности старших подростков. Во-первых, то, что на основе возросшей самостоятельности у них возникает активное стремление осуществлять в своей жизни, освоенные ими моральные требования. Во-вторых, то, что старшие подростки обладают большей зоркостью и наблюдательностью ко всем явлениям окружающей жизни. В связи с этим они замечают в ней каждое несоответствие усвоенным ими моральным нормам. Такое несоответствие очень остро переживается подростками и может привести к обесцениванию самих моральных взглядов и принципов.

10. Следует помнить, что отношения старших подростков со взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь.

Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка являются неправильными, необходимо найти доказательства несостоятельности его взглядов.

Другая особенность взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимости оказывать им доверие и предоставлять по возможности большую самостоятельность.

В руководстве старшими подростками есть и ещё одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого возраста, надо его завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия во взглядах старших людей и болезненно относятся к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают.

Заканчивая разговор об особенностях работы с подростками, важно обратить внимание, что этот интересный и сложный мир делится ещё на мальчиков и девочек. Педагогика не может быть бесполой. У представителей «слабого» и «сильного» полов есть различия в поведении, своеобразие которого вызвано особенностями строения и развития человеческого организма, различиями в устройстве и функционировании нервной системы.

По традициям, по складывающимся нормам поведения мужчинам отводилась роль защитников, которые д.б. сильными, храбрыми, энергичными. Женщина, наоборот, — хранительница домашнего очага, олицетворение заботы, нежности, чуткости…

Девочки гораздо чувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют «читать» в др. людях их состояние, самочувствие.

Для мальчиков предпочтительна деятельность, связанная с преодолением физических трудностей. Тем более что они себя считают более энергичными и деловыми людьми. Они более практичны, в то время как для девочек характерна так называемая словесно-речевая деятельность.

Девочки чаще, чем мальчики испытывают состояние тревоги, переживания, страха, опасности. Это не говорит о том, что мальчикам не дано чувство тревоги. Просто мужской стереотип не позволяет внешне демонстрировать свои слабости, тем более трусость.

Юность (16-17 лет)

Ранний юношеский возраст 16-17 лет — это пора достижении, стремительного наращива­ния знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обрете­ния новой социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощу­щения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучи­тельных и тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Это шаг в зрелость, нора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора всепоглощающего стремления к общению. Юность бескомпромиссна и ее ведущей чертой яв­ляется жажда самовыражения и самораскрытия. Юность сум­бурна и противоречива. Это время первой любви, пора становления друж­бы. Цена дружеской верности, преданности, чести, как никогда высока. Они хотят больше самостоятельности, любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу сво­его «Я», пытаются оценить себя сами. Будучи очень чуткими и ранимыми, старшеклассники часто бывают прямолинейны и бескомпромиссны до бес­тактности. Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую при­водит к потере чувства реальности. Для них характерна повышенная кри­тичность, часто в позиции «со стороны».

Как быть Леди:  Как определить гипотезу в школьном проекте. Примеры гипотез. — Recenzent

Этот возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви, могут стать и становятся первостепенными.

Физический рост и развитие:

— половая зрелость, сопровож­даемая физическими и эмоциональными изменениями (в среднем заверша­ется у мальчиков к 15 годам, у девочек к 13 годам);

-завершение роста скелета; усиливаются различия, т.к. некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть;

-мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года;

-очевидно стремление следить за кожей лица.

Особенности поведения:

-девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

-беспокойство о внешности, рост соци­альной активности;

— привыкание к своему телу;

-проблема достижения неза­висимости от своей семьи;

— поиск себя;

-определение в выборе профессии;

-возникновение первой любви;

-появляются крайности в поведении, напри­мер, «Я знаю все!».

В этом возрасте молодой человек формирует:

1. Самосознание — целостное и эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков;

2. Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно — теоретическому мышлению;

3. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердитьсвою самостоятельность и личностную оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.

Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождаются, как правило, типичными поведенческими реакциями«пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и критиканством обращенном к ним, иногда даже открытым противодействием. Очевидно, что в такой ситуации, юноша (девушка) вынужден(а) и хочет опираться на моральную поддержку своих друзей и это приводит (как и в более ранние годы) к типичной реакции «повышенной подверженности влиянию ровесников», которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.

Становление самосознания в этой временной период происходит по нескольким направлениям:

1. Открытие своего внутреннего мира в этом возрасте молодой человек начинает ощущать свою особенность, непохожесть на других, воспринимает эмоции как состояние своего внутреннего «Я»;

2. Начало понимания конечности своего существования, что заставляет задуматься над смыслом жизни, о своих перспективах, о будущем;

3. Формируется целостное представление о самом себе;

4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

В этом возрасте идет интенсивное половое созревание. Психологи подчеркивают, что хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости.

Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в этическом и психологическом плане. Поэтому, столкнувшись с трудностями, мы рекомендуем вожатым обратиться за консультацией к практическому психологу или к старшему, более опытному коллеге-педагогу за советом, консультацией, поддержкой. Однако, следует помнить, что в данных ситуациях требуется быть крайне деликатным и осторожным, с тем, чтобы ни в коем случае своим возможным вмешательством не навредить подопечным. На стадии ранней юности молодые люди активно формируют представления о себе самом.

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года и 7 лет. В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законода.

Лекция 5.

§

Какой отряд считают разновозрастным. Как такие отряды могут появиться. Краткий обзор возрастных групп.

Какой отряд считают разновозрастным.

Не смотря на то, что в большинстве детских лагерей по ряду причин одновозрастные детские отряды традиционно предпочтительней. В небольшой части лагерей также по ряду причин имеет место быть активно востребованной практика разновозрастных детских отрядов (РВО).

Как такие отряды могут появиться.

В основном такие отряды составляют ребята из Дет. дома, т.к. они одна семья и их нельзя делить по разным отрядам. Но бывает и такое, что дети приехали их другого региона, опоздали на смену, и им не хватило места в отряде с ровесниками, в основе этого и многих других причин лежит не грамотная организация со стороны администрации.

Для того, чтобы понять о чем мы говорим (имеется ввиду РВО), вспомним основные возрастные периоды:

· 7-10 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. считают себя взрослыми нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.

РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.

· 10-12-13 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.

Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для РВО – 1-2 подростка. Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.

· 14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Экстернальность в области неудач.

Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.

Плюсы и минусы РВО.

» «:

· при хороших отношениях с отрядом, старшие дети помогают следить и работать с младшими

· младшие стучат (и хорошо стучат) на старших.

· соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками. По выражению французского писателя А. Моруа, «Товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».

· Эффективный вид эмоционального контакта

«-«:

· сложность организации отрядных мероприятий

· сложность соблюдения режима дня (для каждого возраста индивидуальный)

· дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга… Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.

Как правильно организовать работу в таком отряде.

Все, чего вам нужно добиться для эффективной работы — это создать «семью». Добиться этого легко, выполняя следующие нехитрые правила:

· замкнуть старших на младших при вашем контроле.

· не селить в одной комнате детей уж сильно разного возраста (потому что у них возникает множество конфликтов, в которых будет невозможно разобраться).

· все правила и элементы игр вводить постепенно, по-разному объясняя каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда.

· выбирать деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, поход, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие по душе.

· дать почувствовать каждому ребенку, что его мнение ценно и важно.

· формируя орган самоуправления, избегать доминирования и самоуправства.

Все остальное же делается, как в обычном отряде.

Какие игры можно проводить?

Игры: на сплочение средней сложности, любые спортивные, игры на весь день — ДНД, бомба (это для всех)

остальные игры проводить, разделяя детей по группам и каждому свое.

Но самое лучшее, это трансформировать одну и ту же игру под определенный возраст, естественно старшим усложнить задачу, а младшим максимально упростить, и не забывайте о времени проведения игры для каждого возраста.

Лекция 6.

§

Активист.

Эти дети сразу же бросаются в глаза. Уже при оформлении они стараются побыстрее познакомиться со всеми вожатыми, быстро находят тему для разговора и без стеснения общаются со своими товарищами по отряду. Эти дети всегда в первых рядах, какое бы дело не задумывалось. Нередко они обладают всеми качествами лидерами и даже создают вокруг себя своеобразное отрядное ядро. Иногда они серьёзны и одновременно веселы и оптимистичны, ответственны, безотказны, когда вожатому требуется их помощь. Эти дети с удовольствием участвуют во всех отрядных мероприятиях, нередко увлекая за собой и менее активных ребят. Они свободно держаться на сцене, поэтому можно без страха поручать им исполнение любой, даже самой сложной роли. Безусловно, чем больше подобных детей, тем интересней работать с отрядом.

Эти дети требуют постоянного внимания вожатого, потому что должны всё время чувствовать, что их деятельность оценивается по достоинству.

Если вожатый смог завоевать авторитет у отрядных активистов, можно считать, что серьёзных проблем с детьми у него не будет. Это связано прежде всего с тем, что активисты оказывают сильнейшее воздействие на весь отряд, поскольку они привлекают детей своей оптимистичностью, энергичностью, раскрепощённостью. Если у вас возникают какие-либо трения в процессе взаимодействия с такими детьми, это говорит о том что по их мнению, вы недостаточно высоко их оцениваете. Вам следует поскорее найти им поручение по душе, т.е. направить их энергию в нужное русло.

Пионер.

Эти дети составляют большинство отряда. Они в меру активны, стараются добросовестно выполнять поручения вожатого, однако при возможности могут отлынивать от работы. Они не стремятся занять какое-либо особое положение среди ребят, хотя нередко довольно уверены в собственных силах. Подопечные, относящиеся к данной категории детей, не спешат откликнуться на призыв вожатого участвовать в том или ином мероприятии, однако довольно скоро соглашаются, особенно если уже согласится выступать, к примеру, активист, пользующийся у них авторитетом.

Пионеры – это обычные люди без проблем во взаимоотношениях со сверстниками. Они вполне самостоятельны, поэтому доверяя им какое-нибудь дело, вы можете не волноваться за его исполнение. От вас потребуется только несколько подсказок, направляющих мысли подопечных в нужное русло.

Дети данной категории бывают не послушны, однако их шалости, хулиганство едва ли когда имеют под собой какую-нибудь идейную основу. Зачастую всё так происходит только потому, что ребёнок во время не подумал о последствиях своего поведения или просто заигрался, перевозбудился. В целом с такими детьми довольно легко ладить. Для вожатого важно, чтобы они все не оставались без внимания, тем более что не так уж важно они требуют. Так, например, для сравнения, что одному активисту необходимо внимания примерно столько же, сколько внимания потребуется троим пионерам.

Коллективные занятия, самая подходящая форма воздействия с такими детьми.

Домашний ребёнок.

Эти дети потребуют особого внимания, поскольку плохо приспосабливаются к новым условиям, нередко капризны и эгоцентричны. Иногда они настолько привыкают в семье ко всеобщему обожанию и любви, что начинают и в лагере требовать от окружающих такого же отношения к себе. С другой стороны, эти дети нередко болезненно застенчивы. Любое неосторожное слово вожатых или товарищей по отряду способно вызвать у них настоящую истерику. Как правило, эти дети хорошо развиты, ведь они зачастую любимое и единственное чадо в семье, с которым неустанно занимаются. Поэтому активная деятельность необходима домашнему ребёнку. Постарайтесь, чтобы у такого ребёнка обязательно появились друзья. Иногда в лагере домашние дети очень сильно страдают от одиночества, поскольку неспособны самостоятельно найти общий язык с окружающими. Ваша задача – помочь им. Всё дело в том, что такие дети, как правило, привыкли дома общаться с большей частью со взрослыми. Нередко домашние дети тянутся к ребятам из более старших отрядов. В этом вам необходимо либо самим стать им другом, либо найти им шефов из старших отрядов.

Важно, чтобы пребывание в лагере понравилось домашним детям, преобразило их в лучшую сторону, повысило их уверенность в себе (если этого им не доставало.

Тормозок.

Как правило, подобных детей в отряде бывает не так уж много. Они совершенно нормальны, просто медлительны. Им требуется вдвое больше времени, нежели другим, чтобы разобраться в той или иной ситуации, понять чего от них хотят. На первых порах придётся постоянно следить за тем, чтобы этот ребёнок нигде не отставал и не потерялся. Старайтесь легко, не затрагивая самолюбия подопечного и ни в коем случае не подсмеиваясь над ним, незаметно подгонять его. Учить его поживее справляться со своими делами, однако никогда не заставляйте его выполнять какие-либо срочные поручения, так как может просто растеряться и в результате может испытать сильнейший стресс.

§

Нередко они очень усидчивы, поэтому с удовольствием занимаются лепкой, рисуют.

Следует отметить, что очень часто в отряде подобный ребёнок становится так называемым «козлом отпущения». Дети смеются над его неповоротливостью, дразнят, не желают брать к себе в команду во время подвижных игр. Поэтому параллельно вам необходимо проводить работу с детьми. Объяснять, что каждый человек отличается определёнными качествами, все мы похожи друг на друга. Кто-то способен быстро выполнить работу, однако неаккуратно, а кто-то затратит на это в два раза больше времени, но сделает всё качественнее. И обязательно надо найти, за что можно похвалить этого подопечного. Совет вожатым: ни в коем случае болезненно не воспринимать медлительного ребёнка. Другими словами. При общении с таким ребёнком очень важно в первую очередь избавиться от негативизма и постараться найти в нём что-то хорошее. Только в этом случае вы сможете обрести общий язык со своими подопечными.

Одинокий волк.

К таким тихим детям следует уделять столько же внимания, сколько и «активистам», а иногда даже больше. Всё дело в том, что шумный ребёнок всегда будет у вас на глазах, он сам способен при желании привлечь ваш взгляд, поэтому если что-то случается вы тут же все узнаете только по одному его поведению и сможете прийти при необходимости ему на помощь.

С детьми, принадлежавший к этой категории, всё намного сложнее. Этот ребёнок настолько тих и незаметен, что даже его отсутствие в отряде вы можете не сразу заметить. Эти подопечные замкнуты, молчаливы, постоянно думают о чём-то своём. Нередко они имеют друзей, поскольку и не стремятся к сближению с другими детьми. Ребёнок не желает участвовать в общих развлечениях, несмотря на уговоры, в лучшем случае он забивается куда-нибудь в уголок и следит за тем, как развлекаются другие. Кроме того, такого индивида сложно втянуть в беседу, он не поддерживает разговор и на все вопросы отвечает односложно. Случается, что такие дети надолго исчезают из отряда, причём никто не знает, куда они направляются. Несомненно, подобное положение дел едва ли вас может устроить. Помните – вы полностью отвечаете за жизнь и сохранность здоровья всех, кого вам доверили, а контролировать ситуацию порой очень сложно, если ты даже знаешь, где сейчас находится один из подопечных. Вам в первую очередь очень важно во что бы то ни стало найти общий язык с ребятишками, всеми без исключения, какими бы свойствами характера они ни обладали.

Как правило, «одинокие волки» очень скрытны, однако, узнав его поближе, вы убедитесь, что за угрюмой внешностью скрывается довольно интересный человек. Дайте ему возможность как-то проявиться. Можно даже против его воли поставить его капитаном спортивной команды или наделить его полномочиями своего помощника. Возможно, именно это отвлечёт ребёнка от его дум.

Обязательно покажите своему подопечному, что вы строите свои отношения с ним на основе сотрудничества и взаимоуважения. В дальнейшем постарайтесь завоевать его доверие

Как быть Леди:  Комплекс полноценности - RusActors.Ru - рецензия на сериал Комплекс полноценности

Найдите в нём положительные качества и попробуйте убедить, что без его помощи отряду будет сложно осуществить то или иное дело.

Изгой.

Случается, что в отряде, казалось бы, без видимых причин, просто не принимается другими детьми тот или иной ребёнок. Как правило, это происходит в том случае, когда подопечный чем-то резко отличается от других детей. Изгоями могут стать и обычные дети, например, из неблагополучных семей, которые никак не могут найти общий язык с ребятами. Обычно все их добрые намерения заканчиваются кривляниями, задираниями, и соответственно драками. Таким детям надо надо помочь найти друга, который мог бы на него влиять положительно. Эти друзья могут быть из других отрядов, старших или более младших. Тогда ребята-изгои могут оставить свои попытки доказать другим ребятам свою значимость.

Конечно же, изгои – это сереьёзная проблема вожатого. Появление такого ребёнка в отряде нередко создаёт множество неприятных моментов для взрослого.

Вожатый должен постараться помочь такому ребёнку. Помочь научить его нормально общаться со сверстниками.

Обычно такие дети самостоятельно не в силах разрешить свои проблемы. Несомненно, от вас в этом случае потребуется огромная выдержка и большое терпение.

Лекция 7.

Поощрения и наказания.

Поощрения.

Весь отряд:

1. Мероприятие (костёр, дискотека в корпусе, позитивное и колбасное КТД и т.п.)

2. Договориться с СтВ или с директором насчёт грамоты

3. Торжественное чаепитие.

4. Не строгий, но тихий сон.час (не переусердствовать)
Индивидуально:

1. Старший возраст

— грамота от вожатых или от директора лагеря

— выразить благодарность на огоньке при всём отряде

— хвалить только за серьезные и значительные поступки, а не по пустякам

— назначить помощником вожатого

2. Средний возраст

— грамота

— благодарность на огоньке при всём отряде

— бэйдж (Самый-самый…)

— доска почёта

— назначить помощником вожатого

3. Младший возраст

— грамота, игрушка, «шняжка»

— похвала при всём отряде (торжественно)

— обязательно чётко объяснить детям, за что вы хвалите ребёнка.
Учитывать:

1. Возраст (младших детей хвалить чаще, старших хвалить только за значимые поступки)

2. Как относится к ребенку отряд

3. Замечать хорошие поступки непослушных детей

4. Личность ребенка (похвалить его при всех или наедине)
Не хвалить:

1. В присутствии других не стоит восторгаться, ставить в пример

2. За то, что достигнуто не своим трудом (природные особенности ребенка)

3. Больше двух раз за одно и тоже

4. Из жалости или из желания понравиться

5. За счет унижения другого

Хорошие способы похвалы:

1. «Рикошет» (средний, старший) – разговор между взрослыми, когда ребёнок может услышать.

2. Попросить совета у ребёнка, как у равного себе (доверие).

3. Лидер дня (рейтинг)

Система «смайликов», «звездочек» и т.п. для поощрения комнат. Устраивается соревнование между комнатами. Комнате, кто быстрее всех уснет в сончас, в отбой, кто чище всех уберется в санитарный час, на дверь вещается смайлик (звездочка и пр.). Какая комната к концу сезона наберет больше звездочек, та получит приз от вожатых. Призы должны быть действительно приятными и ради ним стоит бороться весь сезон.

Наказания

§

• Нельзя наказывать едой;

• Рукоприкладство;

Как нежелательно наказывать детей.

• Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого);

• Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами (т.е. нельзя заставлять мыть туалет)). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот «подавать» труд как игру, как приятное и необходимое занятие;

• Сном (Т.е. лишать их сна, а дополнительно представлять им время для сна можно);

• Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других);

• Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Нельзя ставить ребёнка в различные позы в коридоре!

Весь отряд:

1. Лишение развлекательного мероприятия (дискотека, поход и т.п.)

2. «Огонёк» либо отменить, либо крнфликтный огонек.

3. Отбой на час раньше

Индивидуально:

1. Замечание перед всем отрядом, на огоньке (или даже на линейке перед лагерем)

2. Вызов на планёрку (не часто, самых неуправляемых)

3. Угроза перевода в другой отряд (для младших в старший отряд)

4. Отжимания и приседания за маты.

5. Расписка, объяснительная

a. Сначала СтВ

b. Потом директору

6. Игнор

7. Исключение из лагеря (в крайнем случае)

8. оступился один, страдает весь отряд

9. Лучший друг вожатого

Обязательно объяснять ребёнку, за что его наказывают!

Правила всех родов наказания:

1. Наказание не должно вредить физическому и психологическому здоровью

2. За один раз одно наказание

3. Наказание зачет награды (не отнимать подаренного, обещанного)

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало

5. Ребенок должен бояться не наказания, а вашего огорчения

6. Наказание должно быть без унижения

7. Если провинился случайно или не знал, что поступает плохо, не наказывать

8. К неуравновешенным детям надо относиться более внимательно, наказание может вызвать неадекватную реакцию, побег или суицид

9. Наказан – прощен (не вспоминать о поступке)

Лекция 8.

Конфликтология

Что такое конфликт?

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором и угрозами. В результате бытует мнение, что конфликт – это явление нежелательное. А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы.

Конфликты – это довольно распространенная ситуация в общении и причины их возникновения могут быть самыми разными.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (лат. Confliktus) означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами: лицами или группами.

Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников.

Основные структурные элементы конфликта следующие:

· Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в соответствии конфликта.

· Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт

· Мотивы – внутренние и побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.

· Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействие),которое могут привести к конфликту.

Конфликты по своей сути весьма многообразны, их можно классифицировать по разным признакам.

Классификация конфликтов
Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
1.  
 
Сферы проявления конфликта
Экономические В основе лежат экономические противоречия
Социально – бытовые В основе лежат противоречия социальной сферы
Идеологические В основе лежат противоречия во взглядах
Семейно — бытовые В основе лежат противоречия семейных отношений
2. Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Возникаю на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью.
Острые длительные конфликты Возникают при наличии глубоких противоречий
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Связаны с поверхностными причинами либо пассивностью одной из сторон.
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты Связаны с не очень острыми противоречиями и носят эпизодический характер
3. Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека)
Межличностные конфликты Конфликт во взаимоотношениях людей
Конфликт «личность – группа» В конфликт вступают личность и группа (микрогруппа)
Межгрупповые конфликты Субъектами конфликта выступают малые социальные группы
4. Социальные последствия Конструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия
Деструктивные конфликты Субъектами конфликта лежат объективные причины. Они создают социальную напряженность
5. Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты Имеют четкий предмет
Нереалистичные (беспредметные) конфликты Не имеют предмета или имеющийся предмет не является важным для одного или обоих субъектов конфликта

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конструктивные конфликты отличаются тем, что у собеседников сохраняется направленность на предмет спора, и они осознают цели и средства совместной деятельности, адекватно оценивают свое состояние и состояние партнера, взаимные возможности. Их разногласия при этом не принимают необходимого характера, проявляется лишь взаимная неудовлетворенность ходом общения и друг другом.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Они возникают тогда, когда взаимная неудовлетворенность достигает «критического порога» и становится неуправляемой и необратимой. Он проявляется в стремлении партнеров завысить свои возможности, самоутвердиться за счет ущемления интересов оппонента, внеобоснованной критике, пренебрежительных репликах, жестах, взглядах в его адрес. Собеседником они могут восприниматься как личные оскорбления и вызывать противодействие с полным уходом от предмета обсуждения и переходом на личности и взаимные оскорбления.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и из-за того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает значения.

Виды конфликтов в лагере

1. Вожатый – вожатый

Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!

Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника, а бывает и такое, то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение.

Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.

Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.

Если вам неудается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого.

Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!

2. Вожатый – администрация, персонал

Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.

В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?

· Дисциплины

· Благодарности от родителей

· Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами

· Отдохнуть

· Чтобы их не допекли проблемами

· Сэкономить материальные ресурсы

· Сохранности материальной базы

· Хороших отношений

· Преклонения.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЖАТЫЙ?

· Организации быта и материальной базы;

· Уважение как к коллеге

· Чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса

· Психологической поддержки и одобрения

· Поддержания статуса руководителя

· Взаимной защиты

Так или иначе, вам придется выполнять приказы администрации лагеря. Это ваше начальство, ваш работодатель, который за неисполнение или ненадлежащее исполнение вами ваших должностных обязанностей вправе вас уволить. При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями. До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их ожидания от вашей работы. Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав.столовой, мед. персоналом. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере.

Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо «нужно мне» используйте «нужно детям».

При работе на отряде с воспитателем:

1. Разграничьте обязанности. Выясните, чем занимается воспитатель, а чем, по его мнению, должны заниматься вы. Еще раз прочитайте свою должностную инструкцию и посмотрите, не много ли обязанностей на вас «свесил» ваш воспитатель.

2. Обязательно найдите с воспитателем общий язык, попытайтесь ему понравиться, не бойтесь попросить у него помощи.

3. Если воспитатель не выполняет свою работу или он лезет в вашу работу, попробуйте спокойно с ним поговорить, не доводя дело до конфликта. Если конфликта избежать не удалось, и вы не можете его решить, обратитесь к старшему вожатому.

Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не напрямую, а через старшего вожатого!!! Также всегда ставьте старшего вожатого в известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом.

3. Вожатый – ребенок

Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия.

Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его.

Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта.

Конфликт легче предупредить, чем погасить!!! Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания.

Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше.

4. Вожатый – родитель

Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта. При разговоре с родителями необходимо:

· Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением

· Ни в коем случае по-детски не оправдываться

· Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра

· По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.

Родители почти всегда защищают своего ребенка. Родители хотят, чтобы:

· Дети не испортились после лагеря

· Индивидуального внимания к ребенку

· Слышать, что их ребенок очень хороший

· дети хорошо отдохнули, т.к. дорогая путевка

· у детей было идеальное питание, условия проживания, насыщенная программа, чтобы детям не было скучно и они не просились домой.

· чтобы ребенка никто не обидел.

Необходимо объяснить родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Нужно ждать от родителей поддержки и партнерства, но не решение наших проблем и говорит родителям то, что они хотят услышать.

Несколько общих приемов технологии убеждающего воздействия.

1. «Эффект первой фразы». Проявляйте свою индивидуальность, вызывая интерес слушающих к себе.

2. «Эффект паузы» и «Эффект интонации». Держите слушателя в интеллектуальном и эмоциональном напряжении

3. «Эффект экспромта» Умейте найти слова, относящиеся к конкретной обстановке и конкретному человеку.

4. Чем короче говоришь, тем больше скажешь.

5. Все хорошо в меру. Это касается серьезности и иронии, и горячности, и юмора.

Как быть Леди:  Конгруэнтность в психологии — что это простыми словами, примеры

6. Дайте возможность высказаться, до конца стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения другого, не отвергая ее сразу

7. Опережайте возможную критику. Ошибку признайте быстро и решительно

8. Секрет Сократа. Задавайте такие вопросы, чтобы собеседник вынужден был говорить «Да»

9. Кодекс взаимоотношений. Найдите верный тон, необходимую дистанцию общения.

10. Держите свои эмоции при себе. Ни в коем случае нельзя повышать голос на родителя, обижаться и тем более плакать. Вы взрослый человек, реагируйте на критику адекватно.

11. Эффект бутерброда: Хорошее-плохое-хорошее. Если вы хотите пожаловаться родителям на ребенка, запрячьте жалобы между двух положительных высказываний об этом ребенке.

5. Ребенок – ребенок

Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости.

В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.

Возможные варианты решения:

· Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.

· Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции

· Показать уважение двум сторонам

· Учить разрешать конфликты

· Смотреть конфликт изнутри

· Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник)

· Дать совместную работу под присмотром

· Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое

· Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные

· Перевести энергию в другое русло

Групповые конфликты

Групповой конфликт – это противоборство, в котором, хотя бы одна сторона представлении малой социальной группой.

· Личность – группа

Протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа немобильна и обладает дополнительной мощностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группе, проявляют большую жесткость, чем обыкновенно могут себе позволить.

ПРИЧИНЫ: нарушение ролевых ожиданий, нарушение групповых норм, расхождение в следующих понятиях:

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ: применение групповых санкций, ограничение или неформального общения.

Вариант Возможные причины
 
 
Руководитель – коллектив
Новый руководитель, назначенный со стороны. Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров.
 
Личность – коллектив
Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность статусу внутренней установки.
 
Лидер – группа
Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания.

Межгрупповые конфликты

Происхождение объясняется природно-обусловленной враждебностью к «своим».

· Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по принципу «Мы — Они»

· Своя группа всегда оценивается выше

· Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой объясняется внутренними причинами. А негативное поведение своей группы и позитивное чужой – внешними обстоятельствами.

· Индивид склонен вести себя более агрессивно. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который снижает чувство персональной ответственности. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых, в случае наказанья и будет направлена энергия.

§

В конфликтной ситуации людей сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль, стратегию поведения. Стиль поведения определяется тем, насколько важно для нас удовлетворить собственные интересы, действуя активно или пассивно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в зависимости от того, чьи интересы и как отстаиваются во время конфликта:

· Конкуренция (давление)

· Уклонение (уход от конфликта)

· Приспособление (уступка)

· Сотрудничество

· Компромисс

Стиль конкуренция – «акула» (силовая стратегия: принуждение, борьба, соперничество).

Для этого стиля характерна ориентация человека только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнера. Он не заинтересован в сотрудничестве. Стиль «конкуренции» предпочтителен и эффективен в тех случаях, когда:

— исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;

— разрешение необходимо принять быстро, и у вас достаточно власти для этого;

— вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять;

— вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Преимущества этого стиля в том, что у человека не копятся отрицательные эмоции, он любит рисковать и берет на себя ответственность. В экспериментальных ситуациях этот стиль очень хорош. Недостатки его заключаются в том, что конфликт не решается справедливо, человек постоянно конфликтует, не жалеет чувств других людей.

Стиль уклонение – «черепаха» (уход, избегание)

Это стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество, а просто уходит от разрешения конфликта.

Задача человека, использующего этот стиль, не разрешать конфликт, а сохранить взаимопонимания.

Этот стиль можно использовать, когда

— затрагиваемая проблеме не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на ее решение;

— вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;

— вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;

— ваш собеседник обладает большой властью или же у вас нет серьезных оснований для продолжения отношений с этим человеком, может быть, вам нужна отсрочка.

Преимущество этого стиля в том, что это «безопасный стиль в опасности», человек сам конфликт не создает.

Недостатки – конфликт не решается.

Стиль приспособление – «медвежонок» (уступка)

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же, как и в стиле избегание, стремиться уйти от конфликта. Но причины ухода иные, так как человек, принимающий стратегию уступки, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Этот стиль полезен в ситуациях, когда необходимо смягчить обстановку и вернуться к проблеме позже и отстоять свою позицию. Также, если вы чувствуете, что важнее сохранить с кем – то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.

Преимущества этого стиля в том, что сохраняются взаимоотношения между людьми, на но конфликты не решаются, а накапливаются и снова возвращаются.

Стиль компромисс – «лиса»

Решая конфликт с помощью компромисса, люди озабочены и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего и не выигрывает.

Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. «Стратегия взаимной уступки». В споре необходимо обозначить область совпадения интересов. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения и способствует их положительному развитию. Неудовлетворенность у людей также может накапливаться, но гораздо в меньшей степени, чем при других стилях.

В этом случае вы можете принять третье решение, которое не удовлетворяет обе стороны конфликта, но стороны согласны с этим решением.

Стиль сотрудничества – «сова»

Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, но наиболее эффективный стиль. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Человек открыто выражает свои чувства, желания, но при этом щадит чувства других людей и учитывает их нужды.

Такой подход рекомендуется использовать в тех случаях, когда:

— решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

— у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

— у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

— обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Какой стиль выхода из конфликта предпочтителен?? Стиль сотрудничества, вероятно самый трудоемкий, особенно если он вами не усвоен. В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Если ни цели, ни отношения не являются для нас особо важными, благоразумнее уклониться от конфликта. Когда для вас важна цель, а взаимоотношения значительно меньше, наилучшим выходом из конфликта может оказаться доминирование. С другой стороны, реалистический взгляд на вещи заставляют нас в случаях, когда отношения намного важнее, чем цель, прибегнуть к стилю капитуляции.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

Также можно выделить ещё один способ решения конфликта – способ «Третейский судья». Если стороны не могут найти решение конфликта, они могут прибегнуть к помощи третьей стороны, незаинтересованной в конфликте.

Авторитет руководителя

Для начала давайте разберемся, что такое авторитет руководителя. Это влияние без давления, боязнь расстроить вас, уважение ваших интересов, когда подчиненные в вас видят ценный ресурс, ваши советы ценятся.

Авторитет руководителя – то, что управляет, пока вас нет рядом.

Когда авторитет есть, вашим решениям доверяют, к вам идут за поддержкой, на вас надеются при решении вопросов и проблем, вас слушаются, ваши порядки и правила соблюдают и требуют этого от других.

В каких же ситуациях босс теряет авторитет?

  1. Меня назначили на должность – обсуждаю полномочия и цели со своим боссом.

Основные проблемы: руководитель не озвучивает все ожидания, не дает полномочия.

Решения: прояснить ожидания, продать идею передачи полномочий.

  1. Знакомлюсь с каждым сотрудником, выстраиваю отношения.

Основные проблемы: некоторые воспринимают мое назначение настороженно или враждебно.

Решения: выяснить цели и проблемы сотрудников, позже учесть при целеполагании.

  1. Начинаю управлять теми, с кем я был раньше наравне.

Основные проблемы: с ними сложились товарищеские отношения, и непонятно, как их перевести в «начальник – подчиненный».

Решения: объяснить им роль сотрудника, вести себя из роли руководителя.

  1. Ставлю цели команде и сотрудниками.

Основные проблемы: кто-то считает цели недостижимыми или неинтересными.

https://www.youtube.com/watch?v=uvIaY6WrwGo

Решение: соблюдать правила постановки целей.

  1. Провожу совещание.

Основные проблемы: часть считают его потерей времени. Многие вопросы обсуждаются «по верхам».

Решение: разделить совещания на несколько типов.

  1. Ставлю задачи.

Основные проблемы: встречаю сопротивление «я перегружен», «это не входит в мои обязанности», «поручите лучше другому».

Решения: разделить сопротивление на конструктивное и деструктивное, отработать каждое по сценарию.

  1. Контролирую выполнение задач.

Основные проблемы: некоторые задачи не выполнены. Кто-то не сообщил о том, что столкнулся с препятствием.

Решения: сделать контроль задач системным, научиться их дожиму.

  1. Сотрудник не доделал задачу, а рабочее время подошло к концу.

Основные проблемы: если нажать на сотрудника и он откажется, я потеряю авторитет. Если доделаю за него, тоже.

Решения: провести разбор проступка. Сотрудник должен почувствовать себя наказанным.

  1. Один из сотрудников ведет себя как «звезда».

Основные проблемы: он считает, что может не соблюдать общие требования. Я не решаюсь настаивать, и мой авторитет падает вместе с мотивацией остальных.

Решение: организовать конкуренцию «звезде». После лишения незаменимости потребовать соблюдения общих требований.

  1. Один из опытных сотрудников вступает в открытые противостояния со мной.

Основные проблемы: если в этих противостояниях на глазах коллектива он одерживает верх, я теряю авторитет. Борьба отнимает много эмоций и энергии.

Решение: либо предложить прекратить «военные действия», либо инициировать процесс расставания.

  1. Один сотрудников настраивает коллектив против меня, но не признается в этом.

Основные проблемы: у меня исчезает право на ошибку, а коллектив делится на противоборствующие группировки.

Решения: сообщить сотруднику о его имидже настраивающем против босса; предложить изменить поведение, или будете расставаться.

  1. Сотрудники опаздывают на работу и на совещания.

Основные проблемы: другие возмущаются, почему одним можно, другим нельзя. Слишком жесткие наказания будут неадекватны, слишком мягкие не подействуют.

Решения: устраивать глубокий неприятный расспрос или, если есть полномочия, ввести прогрессивную шкалу взысканий.

  1. Сотрудники не соблюдают установленные регламенты.

Основные проблемы: нет порядка, возникает понимание, что можно что угодно безнаказанно нарушать.

Решение: провести ревизию регламентов. Возможно, они устарели, не до конца внедрены, в них не продуманы контроль и санкции.

  1. Сотрудник совершил проступок, и мне надо отреагировать так, чтобы это не повторилось.

Основные проблемы: если поговорить мягко, это не даст эффекта, если слишком жестко, это демотивирует.

Решение: провести глубокую беседу один на один по технологии «Суд идет».

  1. Сотрудник допустил ошибку, это привело к потерям.

Основные проблемы: если ничего не сказать ему, он будет повторять ошибки. Если наказать, перестанет проявлять инициативу.

Решение: провести разбор ошибки по технологии «Суд идет». Должны быть выводы, а не наказание.

  1. Сотрудник ведет себя неподобающе, мне нужно сделать ему замечание.

Основные проблемы: если он ответит мне жестко, я могу потерять авторитет.

Решение: сделать замечание в форме вопроса, возвращающего в роль сотрудника.

  1. Сотрудник постоянно высказывает недовольство, у меня уходит много времени на препирательства с ним

Основные проблемы: недовольство вроде обоснованно каждый раз, но это как-то надо прекратить.

Решения: выяснить причины недовольства, сообщить о неадекватно высоких затратах на управление им. Потребовать прекратить такое поведение.

  1. Сотрудник, который значительно старше или опытнее меня, не воспринимает меня как руководителя.

Основные проблемы: другие видят это и уже не понимают, кто здесь руководитель.

Решения: относиться с уважением к опыту, но найти его зоны роста и требовать работы над собой, как ото всех. Не пытаться конкурировать с ним как специалист. Вы – руководитель!

  1. Я чувствую нехватку полномочий, чтобы применить нужные меры к отдельным сотрудникам.

Основные проблемы: они это тоже видят и уже не воспринимают всерьез мои требования.

Решение: объяснить боссу, в чем выгода передачи вам полномочий.

  1. Я устанавливаю новые правила, но сотрудники не хотят их соблюдать.

Основные проблемы: очень трудно соблюсти баланс между интересами компании и сотрудников.

Решение: провести проблемное совещание с участием всех уровней сотрудников.

  1. Я хочу повысить требования к сотрудникам, но они не согласны.

Основные проблемы: попав в зону комфорта, они не готовы ничего менять даже под давлением.

Решение: сделать повышение постепенным, сопроводив обучением. Мягко по форме, твердо по содержанию.

  1. Я принял решение, которое коллектив считает непродуманным.

Основные проблемы: если признать ошибку, потеряешь авторитет, а если не признать, будут считать неадекватным.

Решение: поменять решение, но с некоторой паузой, чтобы они поняли, что вы поменяли его не под их давлением.

  1. Чувствую, что мне садятся на шею, пользуются мягкостью.

Основные проблемы: ситуация складывается из уступок по мелочам, «закрытия глаз» на нарушения, доделывания работы за сотрудниками. Непонятно, как исправить.

Решения: в каждой такой ситуации включать осознанность и действовать, как требует роль руководителя.

  1. Босс поставил задачу моему сотруднику напрямую, не уведомив меня.

Основные проблемы: для босса это норма, но меня уже не воспринимают как руководителя.

Решения: поговорить с боссом о последствиях таких коммуникаций, объяснить, что выгоднее ставить задачи через вас.

  1. Сотрудники общаются с моим боссом напрямую, не ставя меня в известность.

Основные проблемы: я узнаю об этом случайно и чувствую себя лишним звеном.

Решения: запретить такое поведение сотрудникам, поговорить с боссом о том, чтобы он сразу отправлял сотрудников к вам.

  1. Я не стал наказывать сотрудника (хотя надо было) и потерял авторитет в коллективе.

Основные проблемы: такие ситуации могут повториться, а как это исправить, непонятно.

Решение: освоить технологию «суд идет», которая уберет страх таких переговоров с сотрудниками. Провести разбор проступка по этой технологии.

  1. Захотел уволиться ценный сотрудник.

Основные проблемы: его уход принесет проблемы, но предложение повысить зарплату может быть передано коллегам.

Решения: поспрашивать о том, что привлекло там, об осознании рисков новой работы, о том, что он потеряет здесь. Спросить, на каких условиях бы остался.

  1. У сотрудников возник между собой конфликт, который мешает работе.

Основные проблемы: если это проигнорировать, работа встанет. Если начать и не суметь разрешить, упадет авторитет.

Решение: собрать сотрудников на медиационную сессию.

  1. Хочу делегировать сотруднику ответственную функцию, но он не хочет принимать ее на себя.

Основные проблемы: если он откажется, то уже некому предлагать, и продолжу все снова тащить на себе.

Решения: разобраться в причинах, продумать мотивацию и обучение; нанимать амбициозных.

  1. Внедряю изменения, которые давно назрели.

Основные проблемы: есть те, кто открыто против. Немалая часть саботирует молча.

Решение: внедрять изменения по технологии «8 шагов Коттера».

  1. Я решил уволить сотрудника, но он не хочет уходить.

Основные проблемы: если уволить с нарушениями ТК, он восстановится, и компания потеряет деньги. Если не уволить, то проще уволиться самому.

Решение: предложить сделку – хорошая репутация в обмен на заявление. Если не помогло, найти слабое место и провести блиц-криг.

  1. Сотрудник просит повысить ему зарплату, но я не вижу оснований этого делать.

Основные проблемы: если пойти навстречу, захотят другие. Если не пойти, он демотивируется и может уйти.

Решение: поставить сотрудника в роль просящего; объяснить технологию роста дохода в компании.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий