Что такое рефлексия – виды, основные правила, зачем нужна человеку

Что такое рефлексия – виды, основные правила, зачем нужна человеку Женщине

«рефлексивное движение» в ссср и россии

«В [19]50-е и 60-е гг. в [советской] философской литературе категория „рефлексия“ трактовалась как чуждая марксистской теории познания … негативное отношение к этой категории было одним из симптомов догматизма»[34].

В Московском методологическом кружке (ММК) в 1960-х гг. была поставлена задача «системно-структурного моделирования, теоретического описания и эмпирического анализа рефлексии в рамках соответствующих научных предметов»[14] с учетом философских представлений, связывающих ее «с процессами производства новых смыслов, … с процессами объективации смыслов в виде знаний, предметов и объектов деятельности и … со специфическим функционированием этих знаний, предметов изучения и объектов в „практической деятельности“»[35].

Рефлексия в ММК была понята прежде всего как «особая кооперация и связь актов действия, речи-коммуникации или мышления, в которых одни акты становятся содержанием других»[36]. В рамках разработки Общей теории деятельности были построены понятия рефлекcивного выхода из сложившейся системы деятельности, рефлекcивного заимствования средств рефлектирующей позиции в системе деятельности рефлектируемой позицией и рефлективного подъема средств рефлектируемой позиции в рефлектирующую; зафиксирован основной парадокс теоретико-деятельностного понятия о рефлексии — невозможность представить рефлексивную связь как кооперативную; различена смысловая и предметная рефлексия[35].

Объединение рефлектируемой и рефлектирующей позиций может проводиться либо на уровне сознания — случай, который более всего обсуждался в философии, — либо на уровне логически нормированного знания. В обоих случаях объединение может производиться либо на основе средств рефлектируемой позиции — в этих случаях говорят о заимствовании и заимствованной позиции… либо же на основе специфических средств рефлектирующей позиции — тогда мы говорим о рефлексивном подъёме рефлектируемой позиции.

Теоретико-деятельностные понятия, связанные с рефлексией, вырабатывались в жесткой полемике прежде всего с В. А. Лефевром[прим. 6], также бывшим одним из участников ММК, но понимавшим рефлексию прежде всего как образ системы деятельности на «табло сознания» деятеля, вводившим для ее описания алгебраические формы особого вида — «рефлексивные многочлены» и понятие «рефлексивного управления».

Рефлексия в ее традиционном философско-психологическом понимании — это способность встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своему телу, своим действиям, своим мыслям. Мы … будем считать, что рефлексия — это также способность встать в позицию исследователя по отношению к другому … его действиям и мыслям.

В СССР «к концу [19]70-х гг. … [п]роблематика рефлексии начала прорабатываться в различных предметных областях по преимуществу с использованием комплекса идей, разработанных в ММК … Начали возникать „дочерние“, связанные с ММК направления исследования рефлексии, для которых была характерна переработка комплекса исходных идей в рамках предметно-дисциплинарных парадигм. …

Новый стимул к развитию … получила академическая (философская) традиция … особенно в связи с быстро разворачивающимся фронтом исследований по науковедению и методологии науки». При этом эти исследования имели «сравнительно узкий выход на практику».

В самом ММК к началу 1980-х гг. рефлексия была переосмыслена как один из процессов в мыследеятельности (МД), наряду с пониманием связывающих основные пояса МД: чистое мышление, мысль—коммуникацию и мыследействование[38].

Мыследеятельностное понятие рефлексии (рефлексивного перехода) нашло свои приложения в практике проведения организационно-деятельностных игр и ряде предметных исследований, включая исследования понимания в Тверской[39][40][2] и Пятигорской герменевтических школах.

Во второй половине 1980-х гг. междисциплинарные конференции по рефлексивной тематике с представительным участием проводились в Новосибирске[34]; рефлексия стала одной из ключевых тем Тверских герменевтических конференций (с 1990 г.), также с участием представителей самых разных дисциплин, и Пятигорских всесоюзных (позднее всероссийских) научных совещаний по герменевтике (также с 1990 г.)[41].

Сам термин становится «модным»[34]; в связи с этим говорят о рефлексивном движении[42] в отечественной гуманитарной, социальной и технической мысли[прим. 8].

С деятельностью ММК связывается также и «возобновление исследовательского интереса к рефлексии в отечественной психологии»[44], который, впрочем, полностью не угасал и в догматический период отечественной гуманитарной мысли (1920-е–50-е гг.). А. В. Карпов и И. М.

Скитяева особо отмечают заслугу в этом таких российских психологов, как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. В. Кравков[45].

Дополнительная литература

  • Вощинин А. В. Психология рефлексии в деятельности тренера. 2021. — 216 с. — ISBN 978-5-9908063-0-6.
  • Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. — ISBN 5-9270-0052-5.
  • Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.
  • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 5-85618-043-7
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5.
  • Семёнов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности
  • Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
  • Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. — ISBN 5-8149-0282-5 (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
  • Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с. — ISBN 5-98808-003-0.
  • .Réflexivité (фр.) // Le lexique socius / et (dir.).

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Неправильная рефлексия

Рефлексия в психологии позиционируется как терапевтический способ самоанализа. Правильно выстроенная рефлексия ведет к положительным внутренним переменам и личностному росту. Однако, чтобы получить позитивную динамику, нужно проводить самоанализ с соблюдением определенных правил, иначе рефлексия может перетекать в самоедство.

Проведенный учеными эксперимент среди рефлексирующих студентов дал интересные результаты. Было обнаружено, что у таких студентов низкий уровень психологического благополучия. Как отметила психолог Таша Эврих, в этом виноват не процесс, а неверный к нему подход.

Рефлексирующие люди часто погружаются в философские размышления, концентрируясь на вопросе «почему?», тогда как лучше задавать себе другой вопрос: «что?». «Что случилось? Что я чувствую? Что мне нужно предпринять, чтобы не повторять подобного в будущем и чтобы облегчить свое состояние сейчас?»

Это утверждение поддерживают и другие исследования. Например, в одном из экспериментов студентам было предложено рефлексировать по поводу несданного экзамена. Задававшие себе вопрос: «Почему так произошло?», концентрировались на своих недостатках, ругали себя за совершенные ошибки, заново переживали неудачу. В результате подавленное состояние не покидало их и на следующий день.

Всегда более эффективным является понять, что делать, чем выяснять, кто во всем виноват. У врачей даже есть термин «деструктивная рефлексия». Она характерна для людей с завышенным уровнем самокритики. Ее часто используют пациенты с неврозами, которые склонны к непрерывному анализу своих мыслей, поступков и поведения.

Вот, например, знакомая всем ситуация: вы опоздали со сроком сдачи отчета на работе. После этого можно погрузиться в самокопание и долго упрекать себя, что вы не умеете расставлять приоритеты в списке задач, планировать свое время. Потом остается небольшой шажок, чтобы сделать вывод о своей профессиональной некомпетентности.

И вы его непременно делаете, заодно вспоминая всегда и везде опаздывающего родственника и решая, что всему виной генетика. Такая саморефлексия не приведет ни к чему хорошему. Вы снизите свою самооценку, будете чувствовать себя подавленным, а мотивация решиться взять новое задание пропадет.

Теперь разверните свои мысли и попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому. Что помешало выполнить задачу в поставленный срок? Возможно, вы поймете, что нужно перестроить рабочий график. Либо вы придете к выводу, что нагружены заданиями с переизбытком и это мешает справиться с ними в оговоренные сроки.

Поверните размышления в сторону обдумывания эффективности. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны или представьте, что данную ошибку совершили не вы, а другой сотрудник. И в результате вы поймете, что стоило сделать и что нужно учесть на будущее, чтобы подобного не повторялось. Возможно, вы решите овладеть тайм-менеджментом или установить коммуникацию с руководителем.

Общее понимание

Рефлексия, в одной из наиболее современных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.

В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий.

При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных качеств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое.

Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

Как быть Леди:  Качество доброты

На рефлексии построены также некоторые специализированные модели в военном деле (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы).

Определения рефлексии

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя). Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма.

Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя. В этом смысле рефлексия производна от практики.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).

Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач.

Использование этой методики для эмпирического изучения развёртывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т. н. «задач на соображение») привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане — экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане — ситуативной, ретроспективной и проспективной.

Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии.

У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль, как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включённым при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена (например, рефлексия фантазии сама должна быть фантазией, рефлексия воспоминания — воспоминанием)[46].

Особенности и этапы развития рефлексии

Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.

В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.

Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.

На 11-15 лет – подростковый возраст – приходится третий этап. В это время происходит становление личности подрастающего человека. Рефлексия в этот период может проходить очень активно и болезненно. Дети познают себя как личность, ищут в себе достоинства и недостатки, которых, конечно же, находят больше.

Поскольку подростковый возраст отличается повышенной эмоциональностью, в сочетании с неустойчивостью нервной системы это приводит к гипертрофии переживаний. Развитие рефлексивной деятельности в пубертатный период очень важно. Но подростку трудно самому ее регулировать. Хорошо, если взрослым удается оказать ему поддержку в это время.

Четвертый этап выпадает на раннюю юность – 16-20 лет. Если личность формировалась правильно, то в этом возрасте в полную меру проявляют себя способности к рефлексии и возможность управления ею. При этом даже проявление самокритики не помешает адекватно и рационально оценивать свои силы.

Далее с течением жизни рефлективные навыки становятся глубже за счет установления новых социальных контактов, освоения незнакомых областей деятельности, решения ставящихся жизнью задач.

Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии)[47][48]:

  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания.
Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние»[49].

Примечания

  1. De ver., I, ix (пер. с лат. К. В. Бандуровского)[7].
  2. Подробнее о локковском понятии рефлексии и ее разграничениях с другими составляющими ума см. в «Локковском словаре» Дж. Йолтона[9].
  3. «Локк различает два источника наших идей: чувства и рефлексию. Правильнее было бы принять только один источник их как потому, что рефлексия является в основе
    своей лишь тем же ощущением, так и потому, что она является не столько источником идей, сколько каналом, по которому они вытекают из ощущений»[10].
  4. «[Д]ля нас невозможно рефлектировать постоянно и явным образом над всеми нашими мыслями, в противном случае наш разум рефлектировал бы над каждой рефлексией до бесконечности, не будучи в состоянии перейти к какой-нибудь новой мысли. Так, например, сознавая какое-нибудь наличное ощущение, я должен был постоянно думать, что я думаю о нем, что я думаю, что я думаю о нем, и так далее до бесконечности»[11]. Датский философ, учитель С. Кьеркегора П. М. Мёллер  (англ.) так описал возникающее затруднение: «Моя бесконечная рефлексия лишает меня возможности достичь чего-либо в жизни. К тому же я начинаю думать о своих мыслях … размышляю о том, что я обо всем этом думаю, разделяя себя в итоге на удаляющуюся в бесконечность последовательность различных „Я“, постоянно следящих друг за другом» [12].
  5. «[М]ы не можем сказать, что Я — употребляя это выражение в общепринятом значении, а именно индивида, (мы не уклоняемся от этого употребления слова Я, находясь на почве фактов) — что Я „мыслит в этом мышлении“, ибо далее выяснится, что Я появляется только через рефлексию о мышлении»[15].
  6. Опубликована подборка статей, содержащих материалы и обсуждение этой дискуссии[37].
  7. В 1996 г. была открыта Лаборатория психологии рефлексивных процессов Института психологии РАН. С 2001 по 2021 г. издавался международный научно-практический междисциплинарный журнал «Рефлексивные процессы и управление», на русском и английском языках, проводятся одноименные международные симпозиумы[1].
  8. Ср. «[К] концу 1970-х годов вдруг все бросились на рефлексию» (о психологии)[43]. А. П. Огурцов пишет даже о «девальвации рефлексии», не имея, впрочем, в виду лишь отечественную ситуацию[3].

Рационализм и классический идеализм

В противоположном направлении шла критика представлений Локка философским рационализмом с XVIII в.

Г. В. Лейбниц заметил, что помещение рефлексии в конечного эмпирического субъекта невозможно[прим. 4]. Из этого Лейбниц, во-первых, делает вывод о наличии «в душе изменений, которые происходят без сознания и рефлексии», а во-вторых, эмансипирует рефлексию от восприятия, ощущения и чувств эмпирического субъекта как самостоятельный акт мысли и чистую способность монад к апперцепции[3].

Как быть Леди:  Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki

Дальнейшая разработка понятия рефлексии в конце XVIII—начале XIX в. велась, в основном, представителями классической немецкой философии. Для И. Канта, поставившего основной гносеологический вопрос («Что я могу знать?»), важно различать логическую рефлексию — сравнение представлений друг с другом — и рефлексию трансцендентальную, которая «содержит основание возможности объективного сравнения представлений друг с другом»[13].

Действие, которым я связываю сравнение представлений вообще с познавательной способностью, производящей его, и которым я распознаю, сравниваются ли представления друг с другом как принадлежащие к чистому рассудку или к чувственному созерцанию, я называю трансцендентальной рефлексией.

Кант также выделял рефлекcивные понятия — тождества и различия, согласия и противоречия, внутреннего и внешнего, материи и формы — образующие в логической рефлексии пары, связанные взаимно рефлексивным отношением. Знание, ограниченное лишь рефлексивными понятиями, рассудочно, не свободно от двусмысленностей и подлежит критике трансцендентальной рефлексии, связывающей понятия с априорными формами чувственности и рассудка, прежде чем эти понятия смогут конституировать объект науки[3].

В противоположность и в дополнение кантовской гносеологической перспективе И. Г. Фихте поставил рассмотрение рефлексии в контекст эпистемологии («наукоучения», Wissenschaftslehre)[14].

Критикуя принципы «идеалистического индивидуализма»[прим. 5][16], Фихте приходит к понятию рефлексии как «знания знания»[17] и связывает рефлексию со свободой — тема, получившая развитие в философии XX в.

Рефлексия есть прежде всего движение мысли, выходящее за пределы изолированной определенности и приводящее ее в отношение и связь с другими определенностями так, что определенности хотя и полагаются в некоторой связи, но сохраняют свою прежнюю изолированную значимость.

У Ф. В. Г. Гегеля рефлексия выступает как движущая сила и форма развития объективного духа. В то же время Гегель критикует рассудочную рефлексию (признавая ее необходимым моментом познания), выявляя ее ограниченность и неспособность выявить единство абстрактных понятий.

Гегель различает полагающую, внешнюю (сравнивающую) и определяющую (различающую) рефлексию[3]. «[П]о Гегелю, действительным субъектом [рефлексии] становится понятие»[19].

Рефлексивность в общественных науках

В XX в. ряд общественных наук и направлений в них, не всегда по методологическим основаниям опиравшийся на философский рационализм, в основном занимавшийся рефлексией в предшествующие века, приступил к рассмотрению круга явлений из разных областей практики, так или иначе связанных с рефлексивностью, и поставил проблемы, так или иначе связанные с невозможностью применить категорию строгой (классической) причинности в отношении систем, где знания и мнения о системе могут влиять на действия людей, групп и коллективов, являющиеся ее частью.

Если ситуации определяются людьми как реальные, они реальны по своим последствиям[20].

Уильям Айзек и Дороти Томасы

В социологии — это способность деятелей понимать социальные силы, свое место в социальной структуре и вытекающие из этого ограничения; влияния самого факта исследования или наблюдения за социальной системой на поведение ее участников (т. н хоторнский эффект, обнаруженный еще в 1920-е—30-е гг.); а также возможность применять социологические теории к собственно общественным наукам как сообществам ученых и их коллективов.

Ряд мыслителей (таких как Э. Гидденс в своей теории структурации и в особенности П. Бурдьё, предложивший концепцию рефлексивной социологии  (англ.) (рус. и определявший рефлексию как «вопрошание к трем типам ограничений (общественного положения, области и научной точки зрения), конституирующее знание как таковое»[22]) отнесся к рефлексивности не только как к вызову, но и как к конструктивной гипотезе.

В экономике — это такие явления, как влияние ожиданий участников рынка  (англ.) (рус. на рыночную конъюнктуру, в определенных ситуациях становящееся определяющим (см.

Самоисполняющееся пророчество; а в более широком контексте см. Теорема Томаса). Дж. Сорос высказал гипотезу о влиянии рефлексивности рынков не только на технические факторы, но и на фундаментальные[23].

В позитивистской эпистемологии и социологии науки вопрос о предсказательной силе теорий и влиянии предсказаний на предсказываемые события был поставлен в 1940-х—50-х гг.К. Поппером сперва применительно к истории, политической экономии и политической философии[24][25], но затем и применительно к некоторым отраслям естествознания, таким как биология[26] (см. тж.[27]).

Формализацию рефлексивности в виде алгебраических многочленов предложил в 1960-х гг.В. А. Лефевр, один из зачинателей «рефлексивного движения» в СССР, продолживший с середины 1970-х гг. карьеру в США, прилагая эту теорию к самому широкому кругу явлений, от музыки до этических различий сообществ и глобальных конфликтов и до космологии[28][29][30][31][32].

В педагогике и исследованиях организаций в 1970-е гг. интерес к рефлексии и рефлекcивности возник в англоязычных странах, прежде всего в контексте проблем непрерывного образования и организационного обучения и трудам американского философа и педагога Доналда Шёна  (англ.) (рус.[33], опиравшегося прежде всего на традицию американского прагматизма.

Этот интерес породил своеобразное движение, известное как «рефлекcивная практика»  (англ.) (рус. или «рефлекcивное обучение»  (англ.) (рус..

Рефлексия в античной и средневековой европейской мысли

Интуиция рефлексии — способности разума, ума или души обращаться не только на внешние предметы, но и на свои собственные действия — усматривается уже в классической и поздней античной философской мысли[3].

Так, Аристотель отмечал, что для высшего ума — божественного — справедливо то, что «ум мыслит самого себя, если только он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении» (Met. XII, 9 1074b 33–35[4]).

Плотин в Пятой эннеаде специально исследует вопрос о том, возможно ли мышление мышлением себя (V.3.1) и приходит к выводу о том, что «есть нечто мыслящее себя в собственном и первичном смысле [… и]бо душа мыслит себя как относящееся к иному, но Ум мыслит себя как себя: и кто он, и что он, его мышление исходит из его природы и направлено на себя»(V.3.6[5]).

Влияние Плотина и развивавшего его идеи Прокла Диадоха достигло латинского Запада в конце XII в. через арабскую компиляцию IX в. «Liber de causis  (нем.) (рус.», долгое время приписывавщуюся Аристотелю.

В томизме, относящемся к реалистическим направлениям средневековой европейской философии, положения об обращении ума к собственным действиям как условии познания истины стали частью учения о вторых интенциях.

Познается же истина интеллектом согласно тому, что интеллект обращается к своим действиям, и не только согласно тому, что он познает сами свои действия, но и согласно тому, что он познает их пропорцию к вещи, которая может быть познана, только если познана природа самого действия, которая [в свою очередь] может быть познана, только если познается природа действующего основания, каковое есть сам интеллект, в природе которого — сообразовываться с вещами. Поэтому интеллект познает истину согласно тому, что обращается к самому себе.

В учениях схоластов современными исследователями различаются рефлексия психологическая (спонтанная), выступающая основой для других видов рефлексии, эпистемологическая, дающая знание обладания истиной и порождающая достоверность, и логическая, «отличающаяся от психологической в том, что вторичные объекты понимания, с которыми имеет дело логика, суть не акты, разумные существа — и понятия так как они существуют в знающем, — которые изучает психология, а вторичные интенции, связанные со способом понимания»[6].

Рефлексия в физике

В физике понятие рефлексии используется в рамках квантовой теории.

В отношениях физического наблюдателя, измерительного прибора и измеряемой системы можно различать несколько теоретических позиций. Согласно одной из них квантовое измерение — это частный случай взаимодействия квантовых систем.

«Для всех практических нужд» в квантовой теории достаточно перечисления вероятностей исходов экспериментов, способности теории предсказать исход будущего эксперимента по результатам прошедших. Одна из главных трудностей в последовательной реализации этих представлений — это обратимость времени в уравнении Шрёдингера, его линейность и детерминистический характер/необратимость времени на макроуровне, происхождение вероятностей.

Эти трудности вынуждают некоторых теоретиков вводить представление о новом, не выводимом из уравнения Шрёдингера процессе, редукциюволновой функции, которую иногда связывают с сознанием наблюдателя («Второй наблюдатель», по книге Юрия Карпенко[51]).

Второй наблюдатель необходим, по Дитеру Це[de], в многомировой интерпретации для объективации, единства наблюдаемого мира.

О проблеме второго наблюдателя упоминает и Джон фон Нейман, который доказал необходимость введения наблюдателя в процесс измерения.

Юджин Вигнер обсуждает проблему, связанную со вторым наблюдателем, после введения первого наблюдателя в процесс измерения.

Рефлексия как метод исследования психики

Рефлексивные процессы успешно используются в психологии при проведении интроспекции. Интроспекция (в переводе с латыни «смотрю внутрь») – способ исследования психологических качеств субъекта. Он базируется на наблюдении личностных психологических процессов без использования каких-либо эталонов.

пример рефлексии в психологии
Виды рефлексии в психологии

Родоначальник интроспекции британский психолог и философ Джон Локк объяснял, что у личности существует два постоянных источника познаний, необходимых для становления психики человека:

  1. Объекты окружающего мира. По мере взросления человек контактирует с окружающим миром с помощью внешних чувств (зрение, осязание, слух). В ответ он получает некие впечатления, которые и складывают в сознании восприятие действительности.
  2. Деятельность человеческого ума. Сюда относятся воспитание и становление личности с помощью всех проявлений чувств.

Эти два источник неразрывно связаны между собой, их совместную деятельность и организовывает рефлексивность. По мнению Локка: «Рефлексия – наблюдение, рождающееся из деятельности».

Ссылки

  1. Рефле́ксия или рефлекси́я – как правильно?
  2. Рефлексия /  // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2021.
  3. 1234567Рефлексия / А. П. Огурцов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2021. — 2816 с.
  4. Аристотель. Соч. в 4 т. — М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — С. 316. — 550 с.
  5. Плотин. Пятая эннеада / пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. — М.: Изд-во Олега Абышко, 2005. — С. 63, 71—72. — 320 с. — ISBN 5-89740-112-4.
  6. 123Schmidt R. W.Reflection // New catholic encyclopedia (англ.). — 2nd ed. — Detroit…: Thomson & Gale, 2002. — Vol. 12. — P. 1—4.
  7. Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине [фрагменты] // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / Ред. Огурцов А. П. — М.: ИФ РАН, 1998. — С. 187. — 265 с. — ISBN 5-201-01989-7.
  8. Локк Дж. Сочинения. — М.: Мысль, 1985. — Т. 1. — С. 155. — 621 с.
  9. Yolton J. W. A Locke Dictionary. — Oxford; Cambridge, MA, 1993. — P. 208—212. — 348 p.
  10. Кондильяк Э. Соч. в 3 т. — Мысль, 1982. — Т. 1. — С. 383. — 541 с.
  11. Лейбниц Г. В.Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Соч. в 4 т (рус.). — М.: Мысль, 1983. — Т. 2. — С. 118. — 686 с.
  12. Møller P. M. En dansk Students Eventyr. — Kobenhavn, 1954.; пер. цит. по: . Философия : учебник для прикладного бакалавриата (рус.). — М.: Юрайт, 2021. — С. 22. — 252 с. — ISBN 978-5-9916-9259-5.
  13. 12Кант И.Критика чистого разума // Соч. — М., 1964. — Т. 3. — С. 314.
  14. 12Щедровицкий Г. П.Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Избранные труды. — М., 1995. — С. 233—280. — 800 с. — ISBN 5-88969-001-9.
  15. Фихте И. Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. — Мн., М., 2000. — С. 399. — 784 с. — ISBN 985-433-911-4.
  16. Фихте И. Г. Цит. соч., с. 475—476
  17. Фихте И. Г. Цит. соч., с. 411
  18.  Гегель Г. В. Ф.Энциклопедия философских наук // Соч. — М., 1974. — Т. 1. Наука логики. — 206 с.
  19. 12Рефлексия / Грицанов А. А., Абушенко В. Л // Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М., Мн. : АСТ, Харвест, Современный литератор, 2001. — С. 859—860. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3 (АСТ). — ISBN 985-13-0466-2 (Харвест). — ISBN 985-456-809-1 (Современный литератор).
  20. Томас Уильям Айзек /  // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2021.
  21. Thomas W. I. and Thomas D. S. The Child in America: Behavior Problems and Programs (англ.). — New York, 1928. — P. 571—572.
  22. Schirato T., Webb J. Bourdieu’s concept of reflexivity as metaliteracy (англ.) // Cultural Studies. — 2003. — Vol. 17. — P. 539—553. — doi:10.1080/0950238032000083935.
  23. Сорос Дж. Алхимия финансов. — М., 2021. — 347 с. — ISBN 978-5-8459-1649-5.
  24. Поппер К. Р. Нищета историцизма. — М., 1993. — 185 с. — (Библиотека журнала «Путь»). — ISBN 5-01-003881-1.
  25. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги : [В 2 т.]. — М., 1992.
  26. Popper K. R. Unended quest: An intellectual autobiography. — L., 1978. — P. 256).
  27. Nagel E. The structure of science: problems in the logic of scientific explanation (англ.). — 1961.
  28. 12Лефевр В. А.Конфликтующие структуры // Рефлексия. — М., 2003. — С. 67—133. — 496 с.
  29. Лефевр В. А. Алгебра совести. — М., 2003.
  30. Лефевр В. А. Формула человека. — М., 1991.
  31. Лефевр В. А. Лекции по теории рефлексивных игр. — М., 2009.
  32. Лефевр В. А. Что такое одушевленность? — М., 2021. — 122 с.
  33. . The reflective practitioner: how professionals think in action. — N. Y.: Basic Books. — ISBN 978-0465068746.
  34. 1234Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987. — 237 с.
  35. 123Щедровицкий Г. П.Рефлексия // Избранные труды. — М., 1995. — С. 484—495. — 800 с. — ISBN 5-88969-001-9.
  36. 12Рефлексия в СМД-методологии / Бабайцев А. Ю // Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М., Мн. : АСТ, Харвест, Современный литератор, 2001. — С. 860—861. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3 (АСТ). — ISBN 985-13-0466-2 (Харвест). — ISBN 985-456-809-1 (Современный литератор).
  37. Рефлексивный подход: от методологии к практике. — М., 2009. — 447 с.
  38. Щедровицкий, Г. П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1986. — М., 1987.
  39. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. — Тверь, 2001.
  40. и др. Семинарий по филологической герменевтике. — Тверь, 2020. — 598 с.
  41. . Контуры герменевтики // Вопросы методологии. — 1991. — № 1. — С. 89—96.
  42. Лепский В. Е. Рефлексия в работах Г. П. Щедровицкого и В. А. Лефевра // Рефлексивный подход: от методологии к практике. — М., 2009. — С. 27—38.
  43. Алексеев Н. Г. Рефлексия. Доклад. — Летняя психологическая школа факультета психологии Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова (ЛПШ–82, руководитель: И. И. Ильясов). // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 28.06.2021. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2164
  44. .Становление понятийного аппарата проблемы формирования коммуникативной рефлексии будущих специалистов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2021. — Т. 16, вып. 3. — С. 145.
  45. 12Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М., Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. — 203 с.
  46. Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2021. — С. 31.
  47. Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2021. — С. 21-22.
  48. Карпов А. В.Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 31.
  49. 12Россохин А. В.Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2021. — С. 24.
  50. Карпов А. В.Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 32.
  51. Карпенко Ю.Второй наблюдатель.
  52. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1988. — С. 486.
  53. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 31—40.
  54. Рефлексия / А. П. Огурцов // Наука логики — Сигети. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — С. 499—502. — (Философская энциклопедия : [в 5 т.] / гл. ред. Ф. В. Константинов ; 1969—1978, т. 4).
  55. .Introduction à l’histoire du concept de réflexion : position d’une recherche et matériaux bibliographiques (фр.) // Philosophiques. — 1975. — Avril (vol. 2, no 1). — P. 131–153. — doi:10.7202/203027ar.
  56. Леонтьев Д. А., .Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2021. — № 2(16).
  57. . Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высшего образования. Дисс. канд. псих. н. — Саратов, 2021. — С. 20—43. — 205 с.
Как быть Леди:  30 подсказок тела мужчины расскажут, нравитесь ли вы ему, или он хочет от вас убежать :: Инфониак

Чем помогает самоанализ

Когда психолог использует в своей работе методы рефлексии, он подталкивает пациента взглянуть на себя со стороны. В результате успешной работы человек учится глубоко и верно анализировать собственные поступки и лучше понимает свой внутренний мир.

Используя рефлексивные методы в работе, психолог обучает личность самостоятельно выбирать единственно правильное решение какой-либо проблемы.

При рефлексивной работе психолог, разбирая определенную ситуацию, помогает пациенту осознавать следующие моменты:

  • что именно ощущает личность в данное время;
  • какое уязвимое место в собственном сознании пострадало в ситуации;
  • как использовать возникшие трудности с выгодой для себя.

Самостоятельный поиск ответов и определяет суть работы психолога, который использует рефлексивные методы. Рефлексия помогает не только взглянуть на себя внутреннего, но и познать себя общественного (то есть ту личность, которую воспринимают окружающие люди). А также узнать себя улучшенного (такого, которого человек видит в идеале).

рефлексия это способность
Функции рефлексии

Рефлексивные способы психологической работы помогают осознать пациенту шесть частей собственной личности. Перечислим их:

  1. Я, как сам субъект.
  2. Я, как человек на людях.
  3. Я, как идеальное создание.
  4. Я в восприятии постороннего.
  5. Я, как человек на людях в восприятии окружающих.
  6. Я, как идеальное создание в восприятии посторонних.

Понять, что такое рефлексивные проявления, помогает пример рефлексии в психологии:

«Человек смотрит интересное кино и вдруг понимает, что главный герой напоминает его. Он похож внешне, эмоциональными проявлениями, поступками, действиями. Или же мама, с любовью глядя на своего ребенка, пытается определить знакомые черты в характере, ищет схожие черты. Все это – неосознанные рефлексивные проявления».

Эмпиризм, сенсуализм и позитивизм

Под рефлексией … я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности.

Дж. Локк[8]

По Локку, занятому вопросом о происхождении знания, рефлексия, или внутренний опыт, есть один из двух (наряду с чувственным опытом) источников такового. Само же знание Локк помещает в индивидуальный человеческий ум (англ. mind), что и рефлексию, наряду с чувственным (внешним) опытом, сознанием и пр., делает способностью, присущей отдельному человеческому существу[прим. 2].

Предложенная Локком конструкция индивидуального ума подвергалась критике по разнообразным основаниям. Э. Б. де Кондильяк, в ранних трудах принимавший концепцию Локка, в «Трактате об ощущениях» (1754) отказывает рефлексии в статусе особого источника знаний и ставит «внутреннее чувство» в ряд прочих ощущений
[прим.

3]. Эта позиция в той или иной мере принималась сенсуализмом, психологизмом (Ф. Э. Бенеке, Ф. Бутервеком, Я. Фризом) и спиритуализмом (М. де Бираном и его последователями), последующих веков, развивших, тем не менее, своеобразное учение о «внутреннем опыте».

Более радикально представления о специфике «внутреннего опыта» оспаривались многими позитивистами, прежде всего, О. Контом (хотя Дж. С. Милль и Г. Спенсер в этом с ним расходились), и затем представителями т. н. второго позитивизма (эмпириокритицизма, эмпириомонизма) — Э.

Махом, Р. Авенариусом, А. А. Богдановым, а также прагматизма (прежде всего У. Джеймсом) — отстаивавшими тезис о единстве опыта и условности деления его на «внешний» и «внутренний».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий