Что такое интеллект и можно ли получить его по наследству — Нож

Что такое интеллект и можно ли получить его по наследству — Нож Женщине
Содержание
  1. Измерить интеллект: работают ли iq-тесты и зачем они нужны
  2. Типы проявлений интеллекта
  3. Модели и структура интеллекта
  4. Система трех уровней
  5. Гендерные и возрастные различия
  6. У взрослых
  7. Вот мы поймем всё об интеллекте. мы будем точно его измерять, будем знать его природу. эти знания помогут работать как с одаренностью, так и с умственными нарушениями. или разрушить мир, каким мы его знаем.
  8. История изучения
  9. Англичанин чарльз спирмен эмпирически высчитал, что люди, которые преуспевают в одном виде задач на интеллект, обычно хороши и в других.
  10. Уровень интеллекта
  11. В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. бабушка была права!
  12. Интеллект: проясним что это такое
  13. Раньше считалось, что, если профессоренка растить в хлеву среди поросят, точно вырастет кабан. теперь выходит, что профессоренок, взрослея, будет устраивать вокруг университет, хотя ни разу аспиранта-то не видел.
  14. Интеллект: составляющие и важные функции
  15. Противоречия в исследованиях
  16. Интеллект: как формируется
  17. По балтесу, старость — не причина весело упасть в маразм; «прагмативные» механизмы можно задействовать, компенсируя упадок «когнитивных». он приводит в пример машинисток: те, что постарше, медленнее печатают, если им диктовать по букве… но быстрее читают текст, который нужно напечатать. в итоге разницы в процессе работы — никакой.
  18. Как рассматривают интеллект
  19. Уровни
  20. Коэффициент и способы его определения
  21. Интеллект: как развить
  22. Как передают интеллект
  23. Какие факторы влияют на умственные способности?
  24. Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой. неважно, будет результат ангажирован группой а, группой б или, может, корпорации пожертвовали на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях.
  25. Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. образование матерей сказывается на школьных успехах детей. это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.

Измерить интеллект: работают ли iq-тесты и зачем они нужны


IQ — сокращение от английского intelligence quotient — коэффициент интеллекта. Это количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека — того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют. 

Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.

В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.

Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.

Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Коэффициент умственных способностей по шкале Бине — Симона

IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.

В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.

Примеры заданий теста на интеллект в Британской армии

Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.

Пример вопроса из теста умственных способностей на сайте минобороны РФ

Одни люди лучше строят логичные высказывания, другие могут подобрать недостающую деталь пазла, третьи — видят закономерность в ряду чисел. У кого из них выше интеллект? После нескольких лет измерений, анализа данных и споров психологи пришли к идее общего интеллекта. Общий интеллект ещё называют фактором g (general) — это совокупные умственные силы человека, его способность воспринимать и запоминать информацию, обучаться и решать задачи.

Нельзя оценить общий интеллект только заданиями на логику или арифметику. Испытуемым предлагают несколько типов заданий: кто-то хорошо справляется с аналогиями, кто-то расшифровывает анаграммы, но в целом интеллектуальный уровень этих людей примерно одинаков.

Поскольку опросники не всегда удаётся точно перевести на другой язык, не все методики одинаково распространены в разных странах.

Тест Бине и Симона для детей был доработан профессором Стэнфордского университета и сейчас известен как шкала интеллекта Стэнфорд — Бине. В период с 1905 по 2003 год опросник выдержал 5 редакций.

В начале XX века с помощью теста проверяли восприятие, понимание и способность к рассуждению. Альфред Бине считал, например, что речевые способности — это основа интеллекта.

Сейчас шкала Стэнфорд — Бине строится на модели подвижного и кристаллизовавшегося интеллекта Реймонда Кеттела, а также оценивает специальные способности. Подвижный, или флюидный, интеллект — это способность решать новые логические и аналитические задачи. По оценке психологов подвижный интеллект развивается до 30-40 лет. Кристаллизовавшийся интеллект включает опыт и знания, которые человек накапливает и использует в течение жизни.

Таким образом, современный тест состоит из 5 блоков:

  1. Подвижный интеллект.
  2. Вербальное мышление (кристаллизовавшийся интеллект).
  3. Вычислительные задачи.
  4. Зрительное восприятие и пространственный интеллект.
  5. Рабочая кратковременная память.

В зависимости от возраста и уровня интеллекта испытуемого, на тест дают от 15 минут до 1 часа 15 минут. Коэффициент IQ в пределах 70-79 считается пограничным, 80-89 — ниже среднего, 90-109 — средним, 110-119 — выше среднего, результат выше 130 демонстрируют одарённые люди.

В западных странах шкала Стэнфорд — Бине используется для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.

Как быть Леди:  Благоговение - подвижничество - Самопознание - Каталог статей - Любовь безусловная

Подобно тесту Стэнфорд — Бине методика Векслера оценивает общий интеллект с помощью различных типов заданий. Весь опросник состоит из 9 субтестов:

  1. «Закончи предложение» — задания на логику и вербальный интеллект.
  2. «Найди лишнее слово» — требуется выбрать одно слово из пяти.
Примеры заданий опросника Векслера из адаптированного онлайн-теста
  1. «Аналогии» — подобрать пару к слову по принципу, который заложен в образце.
  2. «Классификация» — нужно объединить два понятия общим словом.
  3. «Арифметика» — задания на практические математические навыки.
  4. «Закономерности» — предлагается продолжить ряд чисел или заполнить пропуск в последовательности.
  5. «Пространственный тест» — нужно мысленно составить целую фигуру из частей.
  6. «Анализ изменений» — визуальный тест, в котором нужно выбрать фигуру с учётом мысленных преобразований.
  7. «Внимание и память» — испытуемому предлагается запомнить 25 слов, а затем найти их среди других.

На решение 176 заданий дают полтора часа. Тест Векслера адаптирован для детей от 2 лет, подростков и взрослых. В России его применяют в оценке персонала, педагогике и медицине.

Ганс Айзенк считал, что его тест выявляет уровень интеллекта независимо от кругозора человека. Критики спорили с автором, поскольку результаты более образованных испытуемых оказывались выше.

Тест в равной степени оценивает вербальный интеллект и способность мыслить логически. По замыслу автора, ни «физики», ни «лирики» не имеют в нём преимуществ.

Примерно половина испытуемых набирает от 90 до 100 баллов из 160 возможных. Респонденты с высшим образованием часто показывают результат 115 и выше. Отметка ниже 70 расценивается как тревожный сигнал проблем с интеллектом.

Оценку результатов данного теста давно проводят автоматически в режиме онлайн, поэтому он у многих на слуху.

В российских школах используют ШТУР — школьный тест умственного развития для учеников 7—9 классов. Он оценивает уровень эрудиции, способности проводить аналогии, классифицировать понятия, обобщать и видеть закономерности.

В эпоху индустриализации тесты интеллекта позволяли оценить уровень человека и определить его рабочие функции. В XXI веке на первый план выходят мягкие или гибкие навыки, поэтому IQ тесты оказались менее востребованы.

Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.

Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям.

Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.

Факторы и последствия интеллектуальных различий

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.

Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.

Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.

Тест на интеллект стоит пройти хотя бы затем, чтобы иметь о нём представление. Учёные из разных стран трудились над его созданием на протяжении всего XX века! Вы можете на собственном опыте проверить корреляцию между вашим уровнем IQ и успехами в учёбе. И, наконец, это просто увлекательно — решать задачи разного типа. Только помните, что результат будет выше, если вы заранее потренируетесь и будете выполнять задания в хорошем настроении.

Изображение на обложке: zara magumyan / Dribbble

Типы проявлений интеллекта

Различные степени выраженности когнитивных способностей и различные уровни интеллектуальной активности формируют типы выраженности интеллекта как относительно устойчивые симптомокомплексы процессуальных и исполнительских характеристик умственных способностей.

Для инсайдеров характерно доминирование естественного интеллекта, довербального мышления. Успешно «думают руками», менее успешно обрабатывают информацию. Обычно наблюдательны, внимательны к деталям, апатичны. Слабо контролирует умственную деятельность. Может использоваться в любой деятельности, где требуется визуальное и практическое мышление.

Как быть Леди:  Скорочтение. Как запоминать и понимать больше, если научился читать в восемь раз быстрее / Хабр

Логик — господство над вторым уровнем интеллекта. Явно выраженная логическая обработка информации. Быстро, надежно и точно схватывает любую информацию. Допускает мало ошибок. Может рассмотреть проблему со всех сторон. Хорошо разбирается в цифрах. Хорош на руководящих должностях, как лидер. Умеет убеждать, доносит свои мысли до подчиненных.

Эрудированный — доминирует второй уровень интеллекта за счет объема знаний. У них развита память, которая является ведущим навыком этого вида интеллектуальной деятельности. Они хороши в преподавании, музейном, библиотечном, театральном деле; успешны как литературные редакторы и критики.

Творец — доминирование природного интеллекта с заметным развитием других уровней. Способность погрузиться в предмет деятельности с точки зрения содержания. Поиск новых способов выполнения деятельности. Редко добиваются успеха на руководящих должностях.

Регуляторы — доминирует третий уровень интеллекта. Успешен во всех видах межличностной деятельности. Отличается продуманными решениями. Могут контролировать себя, свои эмоции и ситуацию. Хорошие руководители и менеджеры.

Рассмотренные примеры типичных проявлений интеллектуальных процессов наглядно показывают, что выполнение любой деятельности требует не только навыков, но и личностных качеств.

Многообразие способностей создает проблему их интеграции как с точки зрения гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как способ интеграции различных PQ предмета и как общую способность человека к профессии.

Например, в результате активного взаимодействия сознательной и бессознательной сфер психики формируются следующие характерные черты творческой личности:

1) Независимость (личные стандарты важнее групповых, несоответствие оценок и суждений);

2) открытость ума (восприимчивость к новому и необычному).

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям (конструктивная активность в этих ситуациях)

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте

5) уверенность в своих силах и сила характера; смешанные характеристики женственности и мужественности

6) Мотивация в процессе деятельности и личной увлеченности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Наиболее эффективные методики психотерапии при неврозе навязчивых состояний — Формы проявления неврозов
  2. Задачи когнитивной психологии
  3. Мотивация ухода подростков из дома
  4. Аналитический психолог — Зигмунд Фрейд — основоположник аналитической психологии
  5. Развитие непроизвольной памяти у дошкольников
  6. Психологические особенности темперамента
  7. Основные формы психологического кризиса и методы их профилактики — Концепция возрастного кризиса
  8. Групповая сплоченность по А. В. Петровскому
  9. Формирование рецептивных видов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
  10. Развитие клинической психологии

Модели и структура интеллекта

Интеллект — это устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизни.

Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура интеллекта по Х. Айзенку — (от лат.structura — вставка и лат.intellectus — ум) — модель интеллекта; в ней выделяются такие элементы, как:

  • Скорость умственных операций,
  • настойчивость и
  • склонность к проверке ошибок,

на основании которого определяется уровень IQ.

Структура интеллекта по Г. Гарднеру — модель интеллекта; состоит из независимых модулей:

  • формально-лингвистический,
  • пространственный,
  • логико-математический,
  • музыкальный,
  • двигатель,
  • межличностный,
  • внутриличностный;

В разных культурах подчеркивается формирование различных модулей, каждый из которых представлен вертикально расположенными уровнями:

  • Восприятие,
  • запоминание,
  • обучение.

Структура интеллекта по Р. Кеттелу — это факторно-аналитическая теория, которая выделяет два типа интеллекта:

  • Жидкость, которая в значительной степени зависит от наследственности — и играет роль в задачах, требующих адаптации к новым ситуациям, и
  • Кристаллизованный интеллект, который отражает прошлый опыт. Помимо общих факторов интеллекта, в рамках данного подхода выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, например, фактор визуализации, а также факторы-операции, соответствующие специфическим факторам Спирмена.

Как показали исследования Спирмена, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей жидкого интеллекта, но не кристаллического.

Структура интеллекта по Р. Стернбергу — это классификация, выделяющая три типа мыслительных процессов:

  1. вербальный интеллект — характеризуется словарным запасом, эрудицией, пониманием прочитанного;
  2. способность решать проблемы;
  3. практический интеллект как способность достигать целей.

Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; в ней выделяются такие элементы, как понимание языка,

  • пространственные представления,
  • индуктивные рассуждения,
  • вычисление,
  • память,
  • беглость восприятия,
  • красноречие.

Структура интеллекта по К. Спирмену — факторно-аналитическая теория общего фактора, в которой интеллект рассматривается как определенная психическая энергия, уровень которой определяет успешность в решении тестовых заданий любого вида. В соответствии с этой теорией, общий фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении абстрактных реляционных задач и наименьший при выполнении сенсорных задач. Помимо общего фактора интеллекта, существуют также групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести.

  • механический,
  • лингвистический,
  • математические способности;

а также специальные факторы, уникальные для отдельных тестов интеллекта.

Структура творческой одаренности А.М. Матюшкина — выделяются следующие компоненты:

  • Доминирующая роль когнитивной мотивации;
  • исследовательская творческая активность, выражающаяся в открытии нового, постановке и решении проблем;
  • способность придумывать оригинальные решения;
  • способность прогнозировать и предвидеть;
  • способность создавать идеальные стандарты высокой эстетической, моральной и интеллектуальной оценки.

Система трех уровней

Первый уровень образует набор функциональных механизмов когнитивных способностей. Это естественный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования естественного уровня интеллекта по сравнению с другими, обусловленная характеристиками ЛОР субъекта, складывается из двух основных показателей:

  • степень выраженности индивидуальных когнитивных способностей;
  • степень связности связей между ними.

В чистом виде трудно выделить работу именно этого уровня, можно лишь говорить об определенном преобладании или тенденции к преобладанию в тех или иных случаях естественной основы интеллекта, например, когда формируется одновременный образ окружающей действительности, т.е. смотрение, слушание, соизмерение, сравнение тонов, полутонов, оттенков и т.д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первый и второй этапы: нахождение объекта и его различение, выделение в объекте определенных признаков, т.е. вплоть до перцептивных актов), когда субъект запоминает и воспроизводит непосредственно и непроизвольно, а также когда возникает мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т.е. инсайт, творчество.

Как быть Леди:  Самоконтроль — что это такое в психологии, определение, задачи

Более того, это непроизвольная, непроизвольная работа вторичных образов, то есть поворот, опрокидывание или трансформация старых образов и возникновение новых образов без сознательного контроля над этим процессом. Наконец, это бессознательное воображение умственной деятельности над чем-либо. Более того, именно на этом уровне следует искать истоки интуиции.

Естественный уровень умственной активности трудно контролировать. Естественный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поездах мысли и т.д. Качественное своеобразие природного интеллекта в планах поведения и деятельности проявляется по-разному: от проницательности дизайнера до мгновенного постижения гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, образа художника и т.д.

Второй уровень интеллектуальной деятельности обусловлен возникновением системы действующих механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различаться в зависимости от того, в какой форме субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т.д.

Таким образом, второй уровень интеллекта представляет собой единство оперативных механизмов и системы представлений, которыми обладает данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной деятельности (вербальный, понятийный, логический интеллект) определяется следующими показателями

  • Разнообразие способов обработки информации;
  • степень владения этими или любыми другими функциями;
  • Широта и глубина репрезентативного образа личности (образа мира личности), т.е. степень организованности знаний субъекта
  • Тип доминирующего уровня обработки информации: концептуальный, ассоциативный, образный, визуальный и т.д;
  • Удельный вес «участия понятий» в процессе представления новой информации личностью.

Третий уровень интеллекта — это регуляция умственной деятельности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: Постановка целей, ориентация, принятие решений, предвидение, планирование, контроль, оценка и коррекция.

Гендерные и возрастные различия

Коэффициент интеллекта или IQ — это стандартизированный метод определения умственных способностей человека, обычно в сравнении с группой сверстников. Показатели IQ в диапазоне от 90 до 109 баллов свидетельствуют о нормальном или среднем уровне интеллекта.

Отдельные взрослые люди обычно набирают где-то между 70-130 баллами, при этом 100 баллов — это теоретический средний показатель. Если вы набрали больше 130 баллов, то ваш показатель выше, чем в среднем по населению, а меньше 70 — ниже, чем в среднем по населению.

Согласно исследованиям, средний показатель IQ для каждой возрастной группы может быть интерпретирован следующим образом:

  • Средний показатель для подростков 16-17 лет составляет 108 баллов, что означает нормальный или средний интеллект.
  • Для взрослых в возрасте от 18 до 19 лет средний показатель IQ составляет 105, что также означает нормальный или средний интеллект.
  • Средний показатель для людей в возрасте от 20 до 24 лет составляет 99, что также свидетельствует о нормальном или среднем уровне интеллекта.
  • Для людей в возрасте от 24 до 34 лет средний показатель немного ниже — 97, что все равно означает нормальный или средний интеллект.
  • После этого возраста, среди пожилых людей, средние показатели снова начинают расти. Например, средний балл для людей в возрасте от 35 до 44 лет составляет 101, что по-прежнему соответствует нормальному или среднему уровню интеллекта.
  • Для людей в возрасте от 45 до 54 лет средний показатель IQ повышается до 106 в пределах нормального или среднего уровня интеллекта.
  • Самый высокий средний балл для людей в возрасте до 64 лет достигается людьми в возрасте от 55 до 64 лет, которые получают 109 баллов по шкале IQ.
  • Люди в возрасте от 65 до 69 лет имеют средний показатель IQ 114, что относит их к высшему уровню интеллекта или к уровню выше среднего. А люди в возрасте от 70 до 74 лет, прошедшие тестирование на IQ, получают еще более высокий средний балл – 119.

Сточки зрения гендерной разницы:

  • мальчики до 15 лет развиваются намного медленнее девочек;
  • женщины характерно отличаются развитием речи, эмоциональной активностью, творческими навыками и нестандартным мышлением, а мужчинам чаще удается блистать математическими талантами.

У взрослых

Фото 2236

  1. Играть в шахматы, шашки, решать кроссворды, логические задачи.
  2. Каждый день читать. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше, чтобы это были художественные произведения, которые при прочтении вызывают приятные чувства.
  3. Спать не менее 8 часов за сутки. Правильно питаться. Отказаться от вредных привычек.
  4. Развивать познания в интересующих сферах деятельности.
  5. Каждый день тренировать память. Необходимо запоминать имена и фамилии знакомых, их мобильные номера. Можно каждую неделю заучивать по одному стиху наизусть.
  6. Проводить время в размышлении над сложными вопросами, жизненными ситуациями. Стараться придумать разные способы решения проблемы.
  7. Регулярно заниматься математикой.
  8. Выделить свободное время для обучения игре на музыкальном инструменте.
  9. Учиться мыслить нестандартно. В разных жизненных ситуациях не нужно смотреть на других. Рекомендуется разрабатывать собственные подходы.
  10. Заняться изучением иностранных языков. Это поможет развить умственные способности, пригодится в карьере.
  11. Сочинять разные истории. Лучше записывать их на лист бумаги.

Нельзя забывать про здоровый образ жизни. Рекомендуется заняться спортом, а если это невозможно, делать ежедневную зарядку, а по вечерам гулять по улице.

Интеллект — возможность использования собственного потенциала для адаптации, выживания, развития в условиях окружающего мира. На уровень умственных способностей влияют разные факторы. Если он остался на низкой отметке, его можно развить до нормального уровня и даже выше. Важно подобрать подходящие методики, не останавливаться в саморазвитии.

Вот мы поймем всё об интеллекте. мы будем точно его измерять, будем знать его природу. эти знания помогут работать как с одаренностью, так и с умственными нарушениями. или разрушить мир, каким мы его знаем.

С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».

С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:

«Битва за возможность утверждать, что различия между людьми наследуются, не так давно отгремела в психиатрии, чуть позже в психологии и до сих пор продолжается в сферах вроде образования».

В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:

  1. Интеллект наследуется.
  2. В среднем афроамериканцы хуже показывают себя в тестах на абстрактное мышление и невербальных тестах, даже тех, что позиционируются «свободными от культурных предрассудков».
  3. Никто еще экспериментально не доказал, что интеллектуальные способности белого и черного детей можно уравнять, если обеспечить им равное образование и окружение.
  4. И вообще у афроамериканских детей хорошего социального статуса IQ в среднем на 2,6 пункта ниже, чем у белых детей низкого социального статуса, то есть дело не в бедности.

В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.

История изучения

Вопрос об изучении интеллектуальных способностей особо остро встал перед учеными в XIX веке. К 1905 году французские ученые Т. Симон и А. Бине смоги разработать первые тесты, которые были предназначены для оценки уровня умственных способностей у детей в возрасте 3–13 лет.

Следующий прорыв в данной области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил делать оценки уровня умственного развития с помощью вычисления коэффициента интеллекта. Их он называл отношением хронологического и умственного возраста ребенка.

Учения В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал предложенный коэффициент для жителей США, подвел его под шкалу Бине-Симона, для которой придумал некоторые изменения, чтобы модифицировать ее. Благодаря работам Л. Термена, была разработана новая шкала оценки интеллекта.

Первый полноценный тест на определение IQ был предложен Д. Векслер. Он предложил развернутую классификацию уровней развития умственных способностей, которая основывалась на частоте встречаемости показателя:

  • интеллектуальное снижение — до 69;
  • пограничный уровень — от 70 до 79;
  • пониженная норма — от 80 до 89;
  • средний уровень — от 90 до 109;
  • хороший показатель — от 110 до 119;
  • высокий уровень — от 120 до 129;
  • очень высокий уровень — свыше 130.

Фото 2231

Англичанин чарльз спирмен эмпирически высчитал, что люди, которые преуспевают в одном виде задач на интеллект, обычно хороши и в других.

Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция.

Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.

В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн разрабатывают теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.

Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.

Уровень интеллекта

Психология интеллекта такова, что в теориях, предлагающих представить интеллект в виде ряда уровней, общие способности находятся на вершине иерархии, а последовательно более узкие способности — на более низких уровнях.

В одном из вариантов верхний уровень включает в себя общие способности, второй уровень — основные групповые факторы, третий уровень — второстепенные групповые факторы и четвертый уровень — специфические факторы.

Основные групповые факторы — это те, которые измеряются многими (но не всеми) тестами интеллекта, тогда как второстепенные групповые факторы — это те, которые измеряются меньшим числом тестов. Специфические факторы измеряются только отдельными тестами.

С развитием технологий уровень интеллекта также должен возрасти, потому что предъявляются более высокие интеллектуальные требования.

Есть много споров по поводу интеллекта и того, можно ли его на самом деле измерить.

Нет недостатка в спорах о точности подсчета очков. Исследование подтвердило средние баллы в 108 странах, обнаружив, что страны Африки имеют стабильно более низкие баллы уровня IQ.

Люди — невероятно умные существа, и мы каждый день полагаемся на свои интеллектуальные способности. Хотя интеллект можно определять и измерять бесчисленными способами, наш общий интеллект как биологический вид делает нас невероятно уникальными и позволяет нам процветать на протяжении многих поколений.

В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. бабушка была права!

А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.

Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка.

Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.

Интеллект: проясним что это такое

Проясним, что такое интеллектКазалось бы, многие знают, что такое интеллект, но сформулировать правильное определение термина смогут лишь единицы. Хотя источник понятия «интеллект» простой — латинское слов «intellectus», его смысл широк и размыт. Под интеллектом понимают разум, понимание, познание, восприятие и другие подобные мыслительные способности.

Часто это комплексное понятие некорректно применяют лишь к определённым качествам, например, памяти или эрудиции. Однако, интеллект — это не что-то конкретное и не какая-либо характеристика, а совокупность способностей индивида к решению любых задач и планированию своих действий.

Раньше считалось, что, если профессоренка растить в хлеву среди поросят, точно вырастет кабан. теперь выходит, что профессоренок, взрослея, будет устраивать вокруг университет, хотя ни разу аспиранта-то не видел.

То, что ты унаследовал от родителей, стало твоим собственным, лично выбранным.

Высокий интеллект напрямую связан с образованием. Образование, в свою очередь, — со здоровьем и жизнью: хуже образованные люди умирают раньше. А высокий интеллект и надежность обещают долголетие.

Параллельно умнеет всё человечество, это называется «эффектом Флинна». Именно Джеймс Флинн открыл, что за период с 1932 до 1978 года средний американец поумнел на 13,8 пункта IQ, а затем проверил, как с этим в других странах. Оказалось, тоже растет.

Или рос тогда: сейчас эксперты предполагают, что в XXI веке IQ будет развиваться неравномерно. В регионах, где этот показатель в среднем невысок, он вырастет на 6–7 пунктов, но на Западе прибавит не больше одного, а в США вообще упадет на 0,45 пункта.

Интеллект: составляющие и важные функции

Составляющие интеллекта и важные функцииКак и самого определения, что такое интеллект, также и не существует единой структуры. О работах Спирмена и Кэттела упоминалось раньше, а потому будем основываться именно на их учениях.

Основные составляющие человеческого интеллекта:

  • объём активной, а именно рабочей памяти, которая даёт возможность логически мыслить, а также прогнозировать;
  • наличие многоуровневой иерархии системного отбора нужной или полезной информации;
  • память;
  • наличие сознания.

Противоречия в исследованиях

В результате исследования привели к противоречию. Генетическая связь, действительно, существует, однако интеллект маркируется разнообразными полигенными сочетаниями, каждое из которых способствует определённой характеристике. То есть, невозможно выделить какой-то один ген или одну их последовательность. Также, генетический анализ показал неоднозначность передачи генов.

Конечно, родители передают потомству свой генофонд, однако полученная смесь вовсе не гарантирует идентичность активных цепочек генов изначальным наборам. Вполне вероятна даже обратная возможность — оба родителя передадут свои худшие части, а не те, которые хотелось бы.

Иными словами, ребёнок с хорошей наследственностью, помещённый в неблагоприятные условия, будет проявлять свои способности, пытаясь их изменить к лучшему, а не будет подавлен ими. Другой вопрос, что без удачи ему вряд ли удастся добиться реально высоких показателей.

Интеллект: как формируется

МедитацияС тем, что такое интеллект, стало понятно, но с его приобретением возникает много споров. Долгое время считалось, что развитие интеллекта связано почти исключительно с внешней средой. То есть, при доступности у ребёнка хорошего воспитания и качественного образования он обязательно приобретёт высокий интеллект и наоборот — нищета, ограниченность не позволят развить базовые зачатки интеллекта до сколь-нибудь значимого уровня.

Позже стали полагать большие надежды на наследственность, вплоть до появления идей евгеники. Люди верили, что исключительный интеллект ребёнок может получить лишь благодаря выдающимся родителям и проявит его независимо от воспитания.

По балтесу, старость — не причина весело упасть в маразм; «прагмативные» механизмы можно задействовать, компенсируя упадок «когнитивных». он приводит в пример машинисток: те, что постарше, медленнее печатают, если им диктовать по букве… но быстрее читают текст, который нужно напечатать. в итоге разницы в процессе работы — никакой.

Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.

Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации.

Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.

Как рассматривают интеллект

В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название. Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих.

Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики». Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение, наносящее вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.

Уровни

Уровни:

  1. Стимульно-продуктивный. Умственная деятельность индивида зависит от проявлений внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается первоначально найденным или заданным кем-то путем. Человек может решать задачи, но они не связаны.
  2. Эвристический уровень. Спонтанная познавательная деятельность, с помощью которой происходят открытие разных закономерностей. На этом уровне человек может составлять единую картину из разрозненных проблем, явлений, находить в них общее, чтобы выявлять неизвестные закономерности.
  3. Фото 2233Креативный. Это высший уровень интеллектуальной деятельности. Поиск связи в разных явлениях становится большой проблемой, которая требуется глубокого анализа для установления сути вещей.

Коэффициент и способы его определения

Коэффициентом интеллекта называется IQ. С его помощью ученые определяют степень развитости умственных способностей человека. В редких ситуациях тесты на IQ применяются для сравнения интеллекта между людьми и животными. Исследователи смогли определить коэффициент IQ даже у дождевого червя.

Фото 2235

  1. Отсутствие или наличие умственных нарушений, патологий.
  2. Высчитать «интеллектуальный возраст» личности, который сравнивается с биологическим возрастом.
  3. Уровень развития умственных способностей.

Составить тест на определение IQ сложно. Обычно этим занимается команда опытных психологов вместе с учеными из других областей.

Интеллект: как развить

Что такое интеллект и как его развитьИнтеллект имеет интересную особенность и это его постоянность. Если, к примеру, качественно проверить его уровень у человека в возрасте 10 и 80 лет, он окажется приблизительно одинаковым. Разница только в линейном изменении соотношения его составляющих. Если в детстве около 20% интеллекта определяет наследственность, а остальное внешняя среда, то к старости интеллект уже на 60% зависит от генов.

Как передают интеллект

Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже. Ткнуть пальцем и крикнуть:

Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2021 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).

Какие факторы влияют на умственные способности?

Существует бесчисленное множество исследований и теорий о том, какие факторы влияют на интеллект человека. Что ж, похоже, что генетика и течение времени — два фактора, которые существенно влияют на наш интеллект и, следовательно, на наш IQ.

Психологи и исследователи когнитивного развития также задавались вопросом, рождается ли человек умным или нет, то есть интеллект дается с рождения и не может быть изменен, или, наоборот, любой может стать умным при специальной подготовке. Хотя было доказано, что генетика играет важную роль, мы все можем работать над своими интеллектуальными способностями.

Таким образом, интеллект необходимо стимулировать ежедневно, выполняя упражнения, которые помогают нам укрепить наш ум, точно так же, как мы выполняем упражнения для укрепления своего тела.

Некоторые виды деятельности для тренировки интеллекта: чтение, сборка головоломок и решение числовых задач (и, конечно же, математических задач), изучение новых слов на нашем языке и отработка нового, хорошее питание и отдых, выполнение физических упражнений и т. д.

Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой. неважно, будет результат ангажирован группой а, группой б или, может, корпорации пожертвовали на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях.

Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):

«С точки зрения „левых“ все рождаются одинаковыми, и каждый может достигнуть того же, чего достигли другие. Генетические исследования показывают, что это не так».

Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность. Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве.

Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. образование матерей сказывается на школьных успехах детей. это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.

Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий