Чем полезна меланхолия и почему не стоит с ней бороться — Лайфхакер

Чем полезна меланхолия и почему не стоит с ней бороться - Лайфхакер Женщине
Содержание
  1. Откуда взялось слово меланхолия и что оно означало
  2. Что такое меланхолия
  3. Пушкин перечисляет такие состояния онегина: «сплин», «ничто не трогало его», «угрюмый, томный». меланхолией теперь чаще называют не драматичное заболевание, а настроение, свойственное особым людям — «лишним».
  4. Что значит черная меланхолия
  5. Что значит псевдомеланхолия
  6. Чем полезна меланхолия и почему не стоит с ней бороться — лайфхакер
  7. Белый (xx–xxi вв.)
  8. Женские меланхолические проявления — скука, неопределенная грусть, перепады настроения, сильные «неправильные» чувства — приравнивались к болезни, их легко физологизировали, списывая на истерию.
  9. Идеализация природы и «дикого человека» в стиле руссо давала сбой: знаменитые найденыши, «дети-волки» (виктор из аверона, каспар хаузер) не обнаруживали никаких признаков врожденной нравственности.
  10. К симптомам выгорания относятся слабость, хроническая усталость, нарушение концентрации, проблемы со сном, подавленное состояние, утрата интереса к работе, невозможность получать удовольствие от развлечений и отдыха, а также сопутствующие заболевания, которые проявляются на фоне стресса.
  11. Как избавиться от меланхолии самому
  12. Лакановский подход к пониманию меланхолии » tiledi.ru
  13. Меланхолик в отношениях
  14. Меланхолия в искусстве
  15. Меланхолия становится демократичной. прежде беднякам отказывали даже в праве видеть сны из-за недостатка интенсивной душевной жизни, потом нервные расстройства «уходят в народ».
  16. Меланхолия у детей признаки
  17. Отличие меланхолика от других типов темперамента
  18. Причины меланхолии
  19. Псевдомеланхолия
  20. Рабочий день растягивается, чувство облегчения по его завершении не приходит. дом стал офисом, как и пространство путешествий — призыв «работай из любой точки мира» тоже оказывается ловушкой.
  21. Ребенок-меланхолик
  22. Согласно концепции гиппократа, которую развил гален и другие античные врачи, преобладание «черной желчи» в теле меланхолика делает его печальным и неуравновешенным.

Откуда взялось слово меланхолия и что оно означало

Для того, чтобы лучше понять сущность меланхоличного состояния, стоит разобраться в происхождении самого слова «меланхолия».

Меланхолия (melancholia) – (от греч. «черная желчь») – в русской терминологии «мрачное помешательство», «хандра».

Как быть Леди:  Что такое имидж человека

Появление слова «меланхолия» относят ещё к античному времени, в тот период она считалась тяжелым заболеванием, а до 1990-х специалисты определяли меланхолию как самостоятельное психическое расстройство. Сам термин был введён ещё Гиппократом в 4 веке до н.э.

По его убеждению, меланхолическое состояние появляется, когда в человеческом организме начинает разливаться «черная желчь» (melas hole). Гиппократ оказался недалеко от истины, ведь действительно современная медицина соотносит возникновение внутренних процессов в организме с меланхолией, но, конечно, ни с какой желчью это не связано.

Что такое меланхолия

Термин «меланхолия» был предложен Гиппократом. Меланхолия характеризует человека со слабой нервной системой. Так как тип темперамента является врожденной характеристикой человека, можно с уверенностью говорить о том, что меланхоличность свойственна чувствительным интровертам. Она характеризует особый тип мировосприятия человека. Меланхоличный человек остро переживает любые жизненные события.

Синонимичными понятиями для данного расстройства являются:

  • меланхольное расстройство без психотической симптоматики;
  • тяжелый депрессивный эпизод без психотических симптомов;
  • ажитированная депрессия;
  • витальная депрессия.

Снижение эмоционального фона осенью не рассматривают как особенность темперамента или расстройство психики, так как природные катаклизмы в виде проливных дождей, низкого неба, пронизывающего ветра и серости у любого человека вызывают снижение настроения и упадок сил.

дерево без листьев
Увядание природы порождает грустные мысли, но их не стоит рассматривать как патологическое состояние души человека.

Пушкин перечисляет такие состояния онегина: «сплин», «ничто не трогало его», «угрюмый, томный». меланхолией теперь чаще называют не драматичное заболевание, а настроение, свойственное особым людям — «лишним».

Присущ ей и классовый характер: предполагалось, что крестьяне и рабочие не испытывают таких сложных чувств.

Едкие замечания, которыми сыплют персонажи Оскара Уайльда, говоря о разбитых иллюзиях и неискренности света, также отражают скрытую меланхолию. Особый болезненный оттенок она приобретает в декадансе. Главный герой романа Гюисманса «Наоборот» постоянно ощущает себя больным и вялым, его хрупкое тело слабо и изнеженно.

«Проклятые поэты» сознательно стремятся достичь антинормального состояния, которое Артюр Рембо называл «систематическим расстройством всех чувств». Герои Монмартра отказываются от любой рафинированности, пьют вино на улицах, ходят в скверные бордели и носят развалившиеся башмаки.

Кроме декадентского и саморазрушительного модуса взаимодействия с меланхолией, существовал и героический, который предполагал поиск приключений и подвигов. Поэты-романтики и обычные молодые люди, испытывающие неясное томление души, отправляются в горы, исследуют древние развалины и путешествуют по экзотическим странам.

В основе странствий и героических эскапад лежит убеждение, что общество неизменно отбирает у человека его истинное «я». Уже в ХХ веке Николай Гумилев купался в Ниле, переправлялся через кишащие крокодилами реки в Эфиопии, болел лихорадкой и был от всего этого в восторге.

Прежде шла речь о мужских типажах, но что насчет женской меланхолии? Правило сдержанности XIX века распространялось на оба пола. Например, в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара (на редкость, впрочем, душевно здоровая) регулярно нарушает правила приличий и в горе и в радости, тогда как «настоящая леди» Мелани Уилкс ведет себя образцово, давая волю слезам только за закрытыми дверями.

От неумения держать себя в руках было два шага до безумия. Одну из главных истеричных особ французской литературы, госпожу Бовари, неумение контролировать свои чувства свело в могилу — во всяком случае, такова мораль Флобера. То же самое происходит и с Анной Карениной: в ее истории осуждаемое автором моральное поведение сплетается с душевным недугом — расстройством нервов, которое Анна усмиряет наркотическими средствами.

Что значит черная меланхолия

Существует также и менее известное понятие «черная меланхолия». В средние века медицина придерживалась мнения о том, что человеческое тело наполнено четырьмя типами жидкости: кровью, флегмой (слизью), желтой и черной желчью. Было принято считать, что у здорового человека все четыре типа жидкостей должны находиться в балансе.

Понятие «черная меланхолия» ранее использовалось для обозначения темперамента человека. Жидкость «черная желчь» характерная для меланхоликов и стала причиной появления термина «черная меланхолия»

Средневековые врачи связывали черную желчь с холодом, разливающимся по телу. Они же нередко называли тоску, холод от одиночества и любовные страдания причиной возникновения меланхолии. Древняя медицина называет черной меланхолией именно отравляющую тело черную желчь.

Что значит псевдомеланхолия

В медицинской литературе можно встретить такой термин, как «псевдомеланхолия». Псевдомеланхолии подвержены люди в пожилом возрасте, поэтому чаще используют термин «старческая псевдомеланхолия». Псевдомеланхолия не является самостоятельным заболеванием, это один из симптомов и проявлений деменции. Она связана, прежде всего, с атрофической деменцией, старческими психозами, атрофией головного мозга.

Псевдомеланхолия появляется, в первую очередь, в связи с генетической предрасположенностью, первые его проявления отмечаются у пожилых людей. Появление тревожности, ухудшение памяти, снижение интеллектуальных способностей – эти симптомы развиваются медленно, но остановить течение расстройства уже невозможно, в итоге приводя больного к старческому слабоумию.

Как итог человек погружается в состояние неопределенности, подавленности ввиду развития у него основного заболевания, одним из симптомов которой может стать меланхолия.

Чем полезна меланхолия и почему не стоит с ней бороться — лайфхакер

Меланхолия обычно не имеет причин. Она возникает сама по себе, появляется как туман. Бороться с ней предлагают с помощью «простых шагов к счастью», руководств «для борьбы с тоской» и так далее. Очень интересный взгляд на меланхолию предложила американская писательница Ларен Стовер (Laren Stover).

В своей статье для New York Times она рассказывает, как всю жизнь чувствовала себя странной из-за беспричинной тоски, приходившей временами. Только со временем девушка научилась не просто жить со своей меланхолией, но и получать удовольствие и пользу от такого настроения.

В каком-то смысле это прекрасно — падать в пасмурные объятия меланхолии. Смотреть чёрно-белый фильм или слушать звук ветра, который Трумен Капоте назвал бы «луговой арфой».

Продолжая свою мысль, писательница предлагает нам жить вместе с меланхолией, а не бросать все силы на борьбу с ней. Состояние тоски и грусти может быть очень плодотворным для каждого из нас. Научившись жить со своей меланхолией, вы позволите эмоциям, кипящим внутри, выйти наружу. Немного поплакать или пожаловаться на дурное расположение духа — это нормально, и даже более: после такого «сеанса» тоски вы почувствуете себя намного лучше.

Как научиться получать максимум от своей меланхолии? Ларен Стовер говорит, что проходит все стадии тоски и грусти, позволяет эмоциям переполнить её и выйти наружу.

Не признавайтесь самому себе, что вам грустно, если не хотите выходить из этого состояния.

Доведите свою меланхолию до максимума. Позвольте чувствам накопиться и дайте эмоциям выход. Хочется плакать — плачьте, хочется ныть и жаловаться на жизнь — вперёд! Ведите себя как герой дешёвой мелодрамы, если этого просит душа.

Почему это хорошо? Вы не будете подавлять собственные эмоции, а это полезнее, чем держать всё в себе. Кроме того, вам относительно скоро наскучит размазывать слёзы по щекам и вы быстрее придёте в обычное состояние.

Интересный факт: если вы постараетесь выйти наружу и пойти к друзьям, объяснить, что вас охватила беспричинная грусть и тоска, то девять из десяти товарищей постараются сказать что-то вроде: «Да ладно тебе, хорошо же всё!» Возразить им сложно: у вас действительно всё в порядке. Поэтому такие слова со стороны любимых и родных, как ни странно, вызывают только отторжение и желание снова спрятаться за дверь квартиры.

То же самое происходит, когда вы читаете материалы вроде «эффективных шагов к счастью». Эти советы, скорее всего, реальны и действенны. Но, когда вы в меланхолии, кажется, что все лучше вас, а мир живёт по каким-то другим законам, которых вы не знаете.

Означает ли всё вышесказанное, что мы перестали ценить меланхолию, потому что постоянно пытаемся бороться с ней? Скорее всего, да.

Попытки избавиться от тоски как можно быстрее похожи на использование cheat-кода в видеоигре. Если вы не прочувствуете всю драму, как узнаете, чего стоит такая грусть и тоска?

Меланхолия, как мы уже говорили, не имеет причин. Из-за этой ключевой особенности она по своей сути очень похожа на простуду.

Прививка и антибиотик не подействуют: нужно просто пережить. Поэтому вместо того, чтобы прятать чувства в глубине души, раздражаться в ответ на советы друзей и натужно улыбаться коллегам, поприветствуйте Её Величество Меланхолию. Это состояние абсолютно закономерное. Если бы вы не грустили изредка, то и моменты счастья были бы не столь сладкими. Как закат и восход, как прилив и отлив, меланхолия приходит и уходит.

Чувствуете, что снова впадаете в тоску? Устройте себе соответствующий вечер. Музыка Joy Division или книга Оскара Уайльда подойдут идеально. Скоро вы снова будете на коне, потому что честно переживёте свою грусть.

Белый (xx–xxi вв.)

Белую меланхолию впервые описал поэт XVIII века Томас Грей, называвший так особое элегическое настроение. По словам французского психоаналитика Андре Грина, белая скорбь — это состояние, когда люди страдают от утраты, сами толком не понимая, что именно потеряли.

По мнению Карин Юханнисон, белая меланхолия XX века отличается от серой меланхолии XIX столетия тем, что человек больше не верит, что потерял контакт со своей подлинной природой, хотя именно об этом твердят книги по селф-хелпу. Теперь он сомневается в том, что нечто истинное в принципе существует. Общество всё также опустошает личность, но речь уже идет не только о привилегированных классах.

Женские меланхолические проявления — скука, неопределенная грусть, перепады настроения, сильные «неправильные» чувства — приравнивались к болезни, их легко физологизировали, списывая на истерию.

В то же время женщинам из высшего общества было трудно никогда не испытывать таких чувств в условиях социальных ограничений и невозможности реализовать себя. До начала XX века дамам куда сложнее, чем мужчинам, эстетизировать свои дурные настроения или идти по пути приключений, равно как и вообще выражать разочарование в жизни.

Общество требовало от женщин быть доброжелательными и невинными, а мрачная гримаса человека, знающего жизнь и осуждающего свет, не вписывалась в канон женского поведения. Иногда меланхолия приводила к полной апатии и «расслабленности». Женщина, которая на годы заперлась дома, испытывает крайнюю слабость и практически не встает с постели, — популярный образ эпохи.

В целом со временем меланхолия помрачнела, из сенситивности и экзальтации сместившись в депрессивный спектр. Психиатр П. Я. Розенбах в качестве ее симптома называлtaedium vitae («отвращение к жизни»).

«При некоторых формах душевного расстройства, преимущественно при меланхолии, все впечатления, воспринимаемые нервной системой, сопровождаются оттенком неприятного чувства, психическою болью».

Идеализация природы и «дикого человека» в стиле руссо давала сбой: знаменитые найденыши, «дети-волки» (виктор из аверона, каспар хаузер) не обнаруживали никаких признаков врожденной нравственности.

Лишившись гарантии божественной поддержки, человек опасался грубых, неконтролируемых импульсов «царства природы». Психоанализ еще не указал на бессознательное, а либертинаж был не всем по вкусу, поэтому внутренний конфликт приводил некоторых меланхоликов к обортническим фантазиям.

С определенного момента меланхолия стала восприниматься как дар особой чуткости к возвышенному.

«До самого конца позднего Средневековья меланхолический тип считался мизантропическим, депрессивным, граничащим с безумием и, из-за влияния Сатурна, годящимся только для самой черной работы», — пишет итальянский искусствовед Константино Д’Орацио.

Изменение в восприятии этого состояния ярко отображает «Меланхолия» Альбрехта Дюрера. Крылатый гений с гравюры не просто унывает, а решает математическую задачу в окружении инструментов, геометрических и алхимических приспособлений.

Исследователь символов и образов в европейском искусстве Эрвин Панофский отмечает, что это произведение символизирует художника эпохи Возрождения, «вдохновенного небесными импульсами и вечными идеями», который при этом осознает ограниченность возможностей разума и страдает из-за недостижимости идеала.

С тех пор меланхолия приобрела романтический флер и стала ассоциироваться с одаренностью. Мрачность Фауста указывает на огонь чувства и жажду познания, которые не находят выхода и становятся разрушительными («Мне скучно, бес… Всё утопить»).

Если же говорить о бытовой чувствительности, отраженной в нравоописательных сентиментальных романах, то правила поведения того времени позволяли бурно проявлять эмоции и публично страдать.

К симптомам выгорания относятся слабость, хроническая усталость, нарушение концентрации, проблемы со сном, подавленное состояние, утрата интереса к работе, невозможность получать удовольствие от развлечений и отдыха, а также сопутствующие заболевания, которые проявляются на фоне стресса.

Массово заговорили об этом недуге начиная с 1980-х годов, на фоне активного экономического роста и заинтересованности в предпринимательстве. В России, как и ряде стран бывшего соцлагеря, эти изменения сильнее отразились на психике людей, поскольку сотрясли основы общества. Корпоративной усталости были одинаково подвержены и мужчины, и женщины, которые массово двинулись в офисы.

Как и в случае со светским сплином XIX века, выгорание современных специалистов связывают с общественными процессами и социальной ролью человека. Спасти от этого состояния призваны ретриты, психологические тренинги, приложения для контроля настроения и «неформальная» обстановка на работе. В отличие от клерков ХХ века, современные офисные работники оценили светскую медитацию и коврики для йоги.

А ритм жизни всё ускоряется. Удаленная работа, которая, казалось бы, позволяет трудиться в уютной обстановке, размывает границу между личной и профессиональной жизнью.

Как избавиться от меланхолии самому

Если расстройство не переросло в сильную депрессию, возможно вернуть радость к жизни самостоятельно. Чаще всего людям с меланхолией, долгое время находящимся в угнетённом состоянии, сложно решиться и начать менять привычный образ жизни. В этом ему могут помочь друзья и близкие люди. Способы самостоятельного избавления от меланхолии:

  1. Приятное общение, поддержка родных и близких помогут облегчить меланхоличное состояние.
  2. Занятия спортом. Заставить себя будет трудно, но постепенно, начиная с обычной зарядки, выберите подходящий вид физической активности, который не будет угнетать. Подойдут даже обычные прогулки пешком.
  3. Развлечения: музыка, чтение книг, просмотр лёгких и приятных фильмов, участие в культурной жизни.

Для меланхоликов состояние схоже с мизантропами. Оба этих вида людей испытывают отчуждённость от общества. Поэтому можно прибегнуть к мерам, которые помогают выбраться из мизантропического состояния – общение с новыми и интересными людьми, новое хобби и тд.

Лакановский подход к пониманию меланхолии » tiledi.ru

В Лакановском психоанализе психическая структура, как способ организации психической реальности субъекта, показывает, как совершатся субъективация при вхождении в социо-культурный контекст, указывает на позицию субъекта в отношении «маленького» и «большого» другого, способ обращения с требованием и желанием. Ж. Лакан выделяет три структуры и три механизма, однако возникает вопрос про меланхолического субъекта. Каковы причины ведущего к появлению этой структуры? И структура ли это или «сквозной феномен» в рамках трех структур так как все сталкиваются с утратой? Каждый субъект по-разному воспринимает утрату. Работа по утрате прежнего, осуществляется сингулярно. Также помним, что в психоанализе Фрейда-Лакана говорится о субъекте, в основании которого лежит фигура утраты.  Каковы механизмы субъективации при меланхолии (вытеснение, отбрасывание, отклонение. Если отбрасывание, то оно такое же как в психозе?

Меланхолия — это другой, иной путь субъективации, как верно отмечает Айтен Юран. Почему меланхолия — это психическая структура?

  • Вопрос «идеального-я» и «идеал-я». Диалектика долженствования;
  • Первый такт Эдипа — его невозможность/искаженность. Вскрывается задним числом;
  • Утрата. Невозможность потерять;
  • Вопрос наслаждения. Диалектика требования/желания;
  • Отношения к означающим;
  • Отношение к стыду;
  • Отношение к объекту а;
  • Вопрос боли и ее выражения;
  • Удержание на сцене (Д)ругого, другого;
  • Пустота-Я;
  • Анальная логика как удержания ненавистного объекта, как регрессивно преобразованная оральная логика.

Интересно отметить, что меланхолия приближается к очень разным клиникам, особенно когда у пациента есть изменения в идеальном-Я: психоз, невроз навязчивости, аутизм, мазохистическая позиция.

Обратим внимание на речь, образования бессознательного (например, сновидения) и ключевые означающие меланхолического субъекта. Вспомним, что З. Фрейд в работе «Скорбь и меланхолия» писал, что все жалобы меланхолика есть суть обвинения. Приведу пример жалобы: «У меня такое впечатление, что я нахожусь в очень глубокой пропасти, я больше ничего не могу делать, не вижу в этом смысла, постоянно испытываю скуку и опустошенность, меня тянет назад в прошлое», так женщина 36 лет описывает моменты депрессивности, в которые она никогда не перестает погружаться из-за своих встреч с матерью, которая  «управляет ее жизнью». В ходе анализа серия ее снов показывает, чередующие фазы, то она живет своей жизнью — «жизнь как вечеринка». В этих сновидения она видит себя восторженной, полноценной. Однако эта фаза сменяются периодами разочарования и депрессивности, когда в сновидениях он видит перевернутые мужские гениталии, фигурирование женских половых органов. Она защищает себя от тревоги, которая овладевает ею у входа в бездну, затыкая предметами потребления, доступными в изобилии, неспособными сдерживать себя: покупает дорогие вещи, уходит в просмотр сериалов, заказывает на дом еду и сама не готовит. Постоянно заказывает какие-то предметы, гаджеты, вещи, которыми она заполняет себя и которые делают ее виноватой и грустной, когда она поддается безвкусному и одинокому веселью, которое еще больше затормаживает ее от своей жизни. Она разрывает все социальные и любовные связи, что говорит о экстравертивно-деструктивной меланхолии. В этот момент вспоминается фраза Сержио Бенвенуто о том, что меланхолия – это смерматозоид смерти. Описанная мной пациентка сводит себя к минимальности бытия-только-собой или точнее сказать минимализму любви только к определенному.

Говоря про клинику меланхолии Ж. Лакана рассмотрим ряд аспектов:

МЕЛАНХОЛИЯ: МЕЖДУ МИРОМ «ЖИВЫХ» И МИРОМ «МЕРТВЫХ»

Согласно Ж. Лакану меланхолия возникает, когда идеализированный образ Другого заполняет пространство объекта а. Если мы рассмотрим фундаментальную Лакановскую идею о том, что значит быть субъектом и эффект «появления на свет», это может помочь проложить путь к пониманию меланхолии. Когда субъект входит в язык через символическую кастрацию, он становится говорящим существом и конституируется изначальной потерей, которая не может быть восполнена и связана с идеей недостатка (нехватки), отмечающего как субъекта, так и Другого. Таким образом, когда мы оплакиваем потерю кого-то, это происходит потому, что мы считаем себя их недостатком, то есть рассматриваем себя как объект, вызывающий желание Другого, — это один из способов, которым субъект справляется с таким «врожденным» недостатком. 

Фундаментальным аспектом объектной причины желания является то, что всегда есть нехватка, поскольку она сама по себе является недостатком.  В меланхолии отсутствие объекта на самом деле воспринимается как потеря объекта с продолжением нарциссической идентификации с потерянным объектом.  Я — пусто. Объект не вторичный, невозможно вытолкнуть, и потерять объект, т.е. его символизировать. Помним, что символизация — это убийство Вещи и рождение представлений.  В меланхолии мы видим другой путь субъективации, иной логический такт — это механизм «отбрасывания», отказ от первичной символизации прихода и ухода матери. Меланхолик отбрасывает «первичную» символизацию.

Вслед за А. Юран аккуратно скажем, что впсихозе происходит отбрасывание Отцовской функции (Имена-Отца), в меланхолии — Материнской функции.

Ж. Лакан (1962-1963) утверждает: «проблема скорби заключается в постоянстве чего? Узы, посредством которых желание подвешено вовсе не на объекте (а), а на я(а), через которые всякая любовь, поскольку этот термин подразумевает идеализированное измерение, о котором я говорил —  структурировано нарциссически».  

При меланхолии происходит постоянное перепроектирование образа «умершего» или я(а). Отождествление с потерянным объектом является постоянным, в результате чего призрачное видение преследует меланхолика до такой степени, что «мертвые» становятся живоприсутствующими, возможно, даже больше, чем когда они были живы. 

Меланхолик покорен вездесущностью «мертвых».  Меланхолик, фактически находится в подвешенном состоянии между «миром живых» и «миром мертвых». Мертвый упрекает себя за то, что не смог выразить это с помощью языка. Таким образом, фундаментальная проблема, которая возникает, связана с тем фактом, что существует невозможность заставить слова касаться своего референта (адресата). Следствием того, что слова не могут коснуться своего адресата, является то, что меланхолик может выбрать насильственные или саморазрушительные действия, чтобы продемонстрировать, в чем заключается его «реальная проблема». Это то, что Лакан называет переход к действию или акту (passage á l’acte).  Выход за пределы. Идентификация с отбросом, я ничто(жество)

МЕЛАНХОЛИЯ И ПЕРЕХОД К ДЕЙСТВИЮСУИЦИИДАЛЬНОСТЬ

Меланхолик не укоренен в означающих. Меланхолия — это риски идентификации с отбросом, тогда остается себя выбросить. Термин passage á l’acte Ж. Лакан вводит, чтобы описать последнее средство против боли (реже тревоги), и что и, что более уместно для меланхолии, это выход от Другого в регистр Реального. Иными словами, переход к действию — это «выход» из символической сети, в результате которого происходит закрытие субъекта и в этот момент субъект становится «чистым объектом», что перекликается с идеей субъекта, который настолько сильно отождествляет себя с объектом, что они умирают вместе с ним, не в силах отказаться от своей привязанности и оставаясь верным потерянному объекту, таким образом отказываясь отказаться от привязанности.  

Для Ж. Лакана переход к действию, например, самоубийство — это субъект, «решающий изобразить то ничто, которое он воплощает» (Лакан, 1962-1963). Переход к действию можно рассматривать как попытку субъекта совершить символическую кастрацию в реальной жизни, расставание с Другим. Такое разделение создает барьер в Другом, барьер, ставший Реальным благодаря субъекту, который затем падает, как и сам объект. Поэтому это означает попытку придать смысл без слов. Действие берет верх над словом.  Ж. Лакан, намекает на идею о том, что у меланхоликов иногда существует структурная склонность к самоубийству. Такая опасность таится в меланхоличном стремлении к отождествлению с объектом а. К несчастью для меланхоличного субъекта, рамки фантазии, поддерживающие желание, рушатся, когда объект а больше не локализуется в Другом. 

ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА С JOUISSANCE

 Ж. Лакан опираясь на работу З. Фрейда (Скорбь и меланхолия) говорит про клинику меланхолии через отношения субъекта с jouissance.  Еще З. Фрейд писал, что депрессивные аффекты сопровождают работу скорби, и предназначены для символизации потери объекта и работу по новому распределению любидо.  Окончание «Работы скорби» по «оплакиванию» освобождает субъекта от тяжести объекта, при этом может присутствовать появление эффекта приподнятого настроения. По мере того, как субъект пытается осознать эту потерю, вначале он испытывает спектр депрессивных аффектов. З. Фрейд представляет «Работу скорби» как борьбу между «Я» и объектом, которая может разворачиваться следующим образом: любо «Я» торжествует через скорбь, либо тень объекта падает на «Я» и возникает меланхолия. Тогда субъект обнаруживает себя отождествленным как «мусор», как «мусор, с объектом наслаждения», от которого он не может отделиться, а не как объект желания.  

В работе «Телевидение» Ж. Лакан подходит к вопросу разделения тревоги и скорби (печали). Печаль, квалифицируемая, по его словам, как депрессия, «это просто моральный недостаток, моральная трусость, которая, в конечном счете, определяется только мыслью, то есть обязанностью говорить хорошо или снова оказаться в бессознательном, в структуре». И он добавляет: «Если эта трусость, как отказ от бессознательного, заканчивается психозом, в реальности происходит возвращение того, что отвергается, языка; существует маниакальное возбуждение, через которое это возвращение становится фатальным». Другими словами, речь идет о побеге, символической неудаче, отречении субъекта, который отказывается от своего желания, столкнувшись с jouissance, который отпускает символическое, чтобы уступить jouissance, что влияет вызывает у него меланхолию или депрессивный режим функционирования. Эти точки отсчета ориентируют нас в разнообразии депрессивных проявлений, отраженных дифракцией означающего «меланхолия» в клинике З. Фрейда и Ж. Лакана. 

Сокровищница означающих в клинике меланхолии включает в себя: скорбь, тревогу, торможение, переход к действию, отказ от бессознательного, заброшенность, печаль, моральную трусость, отвращение к себе, боль существования и т.д.  

Психоаналитическая клиника, учитывающая эти означающие, таким образом, должна говорить о различной клинике меланхолии в зависимости от субъекта, выделять различные формы меланхолии, задаваться вопросом как субъект со своими страданиями вписывается в ту или иную структуру? 

МЕЛАНХОЛИЯ КАК ФОРМА ОТРИЦАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ?

До кастрации меланхолия может представлять собой форму защиты, попытку «оккультизма». Это, например может быть выбором субъекта, который вместо того, чтобы «принять» свою кастрацию, предпочитает вину, неудачу, самоуничижение в качестве цены за свое отрицание реальности этой кастрации. Но когда кастрация не работает на благо субъекта, существует, среди прочих возможностей, меланхолическая депрессия. Для истерического субъекта это депрессивные аффекты, которые сопровождают эффект фаллической дефляции, когда он обнаруживает, что в анализе или вне анализа он лишен своей позиции воображаемого отождествления с фаллосом. В совершенно иной перспективе субъект также может полностью использовать меланхолию — как состояние, в котором означающее находится без удержания и без эффекта — для того, чтобы усилить укрытия бедности, бессилия фаллического означающего. В дифференциальной клинике меланхолия также может быть отнесена к Другому, как при идентификации, так и при отчуждении. Падение идеальных отождествлений делает видимой для субъекта его связь с объектом, которую они завуалировали. Он понимает, что Другого интересует не идеал, а сам объект. Депрессивные аффекты, вызванные этим открытием, ни в коем случае не следует путать с меланхолией как чертой идентификации, когда субъект отождествляется с любимым объектом, который оказывается другим меланхолическим субъектом, у которого он заимствует эту черту.

МЕЛАНХОЛИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ

 Депрессивные эффекты в самом общем виде могут быть связаны с отчуждением: субъект страдает именно от своего статуса простой «марионетки», находящейся во власти вездесущего Другого. Меланхолия как защита от того, чтобы быть раздавленным под тяжестью этого Другого, переводится как своего рода отказ от служения Другому. Тот Другой больше не отвечает, субъект больше не общается, никакое знание для него ничего не стоит, интерпретация больше не работает.

МЕЛАНХОЛИЯ И БОЛЬ

Не субъективируемая боль.  Выход со сцены Другого, как облегчение. Состояние боли не отвести ни воображаемом и символическом порядке. В меланхолическом кризе разбиваются, бью руки или голову до крови. Попытка хоть как-то перевести боль в модус физический.  

МЕЛАНХОЛИЯ И СВЯЗЬ С ОБЪЕКТОМ. МЕЛАНХОЛИЯ И СВЕРХ-Я

  Ж. Лакан отмечает, что субъект «счастлив» во всех модальностях своей встречи с объектом, будь то под знаком тревоги, печали, то это потому, что этот объект представляет собой pIus-de-jouir, с помощью которого субъект поддерживается, потерянный объект, который он ищет в повторении. Возникает вопрос не является ли чувствительность субъектов в нашем обществе к депрессивному аффекту одной из модальностей встречи с объектом и, следовательно, с модусом jouissant, обусловленной отчужденностью и ненадежностью, которые характеризуют, согласно Ж. Лакану в «Телевидении», их модус jouissance, который отныне находится только в plus-de-jouir. Ж. Лакан неоднократно повторял, что для говорящего существа просто потому, что оно говорит, jouissance оказывается оснащенным означающим(и): следствием этого является вынужденный отказ от jouissance с тех пор мифического, сексуального jouissance, который избегает осквернений означающего — Лакановская формулировка кастрации. Но остаточное jouissance продолжает проходить через язык: «puisional jouissance», который пропускает объект, но несет на себе его отпечаток. Это то, что Лакан называет «plus-de-jouir», «jouissance in addition (en plus), который восполняет потерю и компенсирует ее. Этот plus-de-jouir оживляет субъекта. Он необходим для поворота механизма, отмечает Ж. Лакан в «Телевидении», но его не должно быть слишком много. Субъект может оказаться преданным «свирепому Сверх-Я, которое требует от него отказаться от этого импульсного удовлетворения и, таким образом, отказаться от своего желания. Именно это является источником недовольства в цивилизации, проанализированной З. Фрейдом: «отказ от желания», который не проходит без меланхолических эффектов. Более того, отказ от удовлетворения влечения, требуемого Сверх-Я, отнюдь не облегчает это требование, а усиливает его. Несмотря на отказ, говорит З. Фрейд, желание сохраняется и не может быть скрыто от Сверх-Я отсюда развивающееся чувство неудач. Меланхолик вписывает в социальный порядок через «долженствование», «соответствие».  Пока соответствие есть функционирование есть и есть опора. 

Ж. Лакан указывает, особенно в работе «Телевидение», на то, что современное jouissance, индексируемое планкой над Другим, больше не позиционирует себя кастрацией: с падением идеалов это больше не главный означающий, который регулирует jouissance, что отныне jouissance может быть расположен; он больше не может быть расположен иначе, как plus-de-jouir, сведенный к объекту потребления. Ж.А. Миллер недавно отметил, что для субъекта больше ничего не остается, кроме его идентификации как потребителя в режиме:  «У вас есть право на plus-de-jouir, даже если это больше не приносит вам никакой пользы». Конечно, субъект может отказаться от этого plus-de-jouir, сделав этический выбор, почувствовав, что его «тошнит» от готового plus-de-jouir, который ему навеивают. 

Вспомним термин, придуманный Лаканом в «L’Envers de la psychanalyse» — слово «латхаус», чтобы назвать те объекты, созданные современной наукой, и универсальную силу ее формул: эти универсальные готовые объекты — одинаковые для всех — ложатся на место объекта а для субъекта; они составляют современную категорию, категорию объекта, «готового к наслаждению» (pret-a-jouir), но не имеют ничего общего с особенностями фантазии каждого субъекта и желания, которое эта фантазия поддерживает. Эти «универсальные объекты», плохой эрзац, могут только вызвать эхо пустоты влечения и создать печаль и скуку. Таким образом, они идут рука об руку с меланхолией. Поэтому, если субъект решит восстановить plus-de-jouir, отделенный таким образом от влечения, если он сделает этот выбор ценой желания, депрессивные аффекты, опять же, будут показателем. Современное общество, таким образом, становится гнездом меланхолии, охотно снабжая субъекта антисептиком plus-de-jouir, чистой остановкой для пустоты влечения. Отказ от этой готовности наслаждаться-это цена за любой возможный доступ к риску желания. 

МЕЛАНХОЛИЯ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ

Таким образом, скорбь включает в себя процесс создания объекта. Скорбящий долженсоставить свой объект, отделив пустое место фундаментально потерянного объекта от образов людей, которые входят в него. Но меланхолик сталкивается здесь с трудностями именно по той причине, что нет никакой разницы для него между объектом и местом, которое он занимает. Это как если бы реальный эмпирический объект, такой как человек, стал воплощать измерение недостатка. Речь идет не столько о различных потерянных объектах (или, в частности, о людях) кто входит в место недостатка, так как это один человек, полностью отождествляемый с недостатком.  Это означает, что потеря любимого человека переживается как «невыносимая дыра», которая угрожает поглотить их в любое время. Меланхолик здесь привязан не столько к тому, кого они потеряли, сколько к самой потере. Недостаток теперь становится дырой, а не источником возможностей. 

Поразительная особенность, которая, по-видимому, становится очевидной здесь, заключается в том, что существует конституционная потеря, которая, по-видимому, признается только в связи с риском потерять свое место бытия. Это, по-видимому, в какой-то степени объясняет, почему попытка заставить субъекта меланхолии скорбить является опасной психоаналитической тактикой, потому что это похоже на то, как если бы меланхолика заставляли держаться за свою потерю еще более отчаянным образом.   Более того, такой пересмотр компонента конституциональной потери меланхолии позволяет более полно рассмотреть меланхолическое чувство невозможности двигаться дальше. Это происходит потому, что на глубинном уровне меланхолия включает в себя проблему при входе в символический мир, то есть, когда человек символически кастрирован, а именно, он входит в язык.  Проблема меланхолика в символическом регистре. Все, что остается для меланхолика — это его собственный образ, который не закреплен и не связан, оставлен на милость очень реального Другого, а не символического, говоря вслед за Ж. Лаканом.  У меланхолика отсутствует стабильный способ расположить себя по отношению к другим. Потерянный объект или идентифицированный мертвый не может быть оставлен, потому что без потерянного объекта меланхолик был бы во власти чего-то действительно жестокого.  

Меланхолию можно рассматривать как защиту от состояния чистого объекта, открытого для любой атаки из вне.  Таким образом меланхолия — это структура не дающая возможность утраты…


Меланхолик в отношениях

Социальное взаимодействие у меланхолика осложняется тем, что он от партнера по общению ожидает упреков и критики. Такие установки не позволяют ему правильно интерпретировать мимику, жесты и фразы собеседника.

Меланхолик сомневается во всем, что ему говорят. К похвале и комплиментам в свой адрес относится настороженно. Низкая самооценка не позволяет ему поверить, что он действительно заслуживает уважения и восторженных взглядов. Типичной реакцией на возникающие трудности и препятствия на пути к цели у меланхолика являются слезы. Истерики мешают индивиду сосредоточиться на сложившейся ситуации и конструктивно оценить ее.

В отношениях меланхолик ценит именно чувства и эмоции, которые возникают здесь и сейчас. Люди с таким типом темперамента не любят строить планы на будущее, выяснять отношения.

Чтобы союз с меланхоликом был прочным, необходимо каждый день говорить ему слова любви, делать подарки без повода и милые сюрпризы.

Меланхолия в искусстве

Разные сферы искусства содержат примеры меланхолии:

  1. Гомер в своих произведениях описывает меланхолию как средство отдыха от суеты и шума. Гомер писал также о том, что меланхолия – это болезнь, но болезнь души. От нее нельзя избавиться, так как вылечить можно только тело, но не душу.
  2. Аристотель и Платон подчеркивали гениальность меланхоликов, восхищаясь их нестандартным мышлением. Античные мыслители считали меланхолию разновидностью мании.
  3. В эпоху Возрождения в изобразительном искусстве были созданы меланхоличные шедевры. Одним из них является гравюра Дюрера «Сатурн». Вслед за ним В. Гюго тоже написал картину «Сатурн». В последствии то, что художники разглядели в Сатурне меланхолические черты, стало поводом для признания данной планеты покровительницей людей с меланхоличной доминантой в структуре личности.
  4. Меланхолический характер имеет картина А. Джакометти «Куб».
  5. В 1621 году Р. Бертон написал трактат о меланхолии, который получил всемирную известность.
  6. Паскаль заявил, что попытки лечить меланхолию напрасны. Он писал о том, что уныние, тревога, непостоянство и тоска – абсолютно нормальные эмоции, каждый человек имеет на них право. Возможно, именно позиция Паскаля повлияла на то, что в 18 веке грустить, тосковать и пребывать в унынии стало модным.
  7. Французское искусство рассматривают меланхолию как состояние, располагающее к творчеству. Грусть французы называют сладкой, потому что именно печаль и боль заставляют поэтов писать трогательные строки, а писателям помогают создавать головокружительные романы.
  8. В начале 19 века меланхолические настроения воплотились в работах многих представителей эпохи романтизма. Например, меланхоличными считают работы У. Блейка, Ф. Гойя.
  9. Меланхоличными считают картины «Белая береза» (А. Шинтруа), «Кладбищенские ворота», «Женщина с паутиной» (К.Д. Фридрих), «Автопортрет в голубом сюртуке» (О. Рюнге).
  10. К. Коро была предпринята попытка отразить на картине особенности меланхолии. В картине меланхолический характер усматривается не только в оттенках выбранных художником цветов, но и в композиции в целом.
  11. В искусстве 20 века образ меланхолии стал неотъемлемой частью многих произведений. В них отражалось предчувствие войны.
Меланхолия в работах художников
Меланхолия в работах художников не всегда олицетворяется в грусти человека. Стремление найти единение с природой, по мнению творческих людей, также является разновидностью меланхолии.

Если говорить простыми словами, меланхолия – это стойкое снижение настроения человека. В общей психологии понятие меланхолии характеризует тип темперамента человека. Психокоррекционная работа должна сочетаться с приемом антидепрессантов, нейролептиков, нормотимиков. В клинической психологии определение меланхолии используется для характеристики депрессивных расстройств.

Меланхолия становится демократичной. прежде беднякам отказывали даже в праве видеть сны из-за недостатка интенсивной душевной жизни, потом нервные расстройства «уходят в народ».

Вернее, сам народ из деревень устремляется в города, чтобы работать на заводах, в канцеляриях, конторах, товариществах. Все эти люди, отправляющиеся рано утром на улицы дымного, звенящего трамваями и воющего клаксонами города, ощущают уже не эстетскую скуку, а нервозность, чередующуюся с опустошенностью и усталостью. Эти базовые дурные настроения пребывают с нами по сей день.

Хотя прежние коды привлекательной меланхолии всё еще живы — заявления о душевных страданиях и ранимости могут содержать черты самолюбования, — в современном мире она имеет и по-настоящему тяжелые проявления, которые рассматривают в медицинском ключе.

В отличие от меланхолии, которую зачастую эстетизируют, демонстрируют или превращают в искусство, депрессию чаще принято скрывать. Статус меланхолии был высок, поскольку она указывала на выдающуюся, тонко чувствующую личность. Сегодня депрессия имеет не лучшую репутацию, свидетельствуя о слабости и неудаче.

В разговорах о подавленных состояниях делается упор на их проявлениях, а не на внутренней аффективной природе и причинах их возникновения. Непосредственный опыт переживания при этом отходит на второй план или вовсе игнорируется. Депрессия со временем поглотила меланхолию, которую сегодня воспринимают скорее как определенное настроение.

Мысля в категориях медицинских диагнозов, специалисты вообще не слишком интересуются чувствами. Философ Дженнифер Редден сопоставила исторические и современные клинические определения различных ментальных состояний и пришла к выводу, что на место языка чувств пришли термины поведения: бессонница, снижение внимания и концентрации, утомляемость, проблемы питания.

Меланхолия у детей признаки

Меланхолическому настроению подвержен абсолютно любой возраст, в том числе и детский, подростковый возраст. Течение меланхолии в детском возрасте отличается от подросткового или же взрослого тем, что у ребёнка не наблюдается ощущения бесполезности, самобичевания.

  1. Проблемы с адаптацией. Ребёнок избегает общения со сверстниками, старается чаще оставаться в уединении;
  2. Замкнутость. Нежелание брать инициативу на себя;
  3. Повышенная плаксивость, чаще беспричинная;
  4. Возникновение фобии, повышенная тревожность.

Говоря о подростковом возрасте признаки меланхолии выражаются гораздо ярче. К наиболее частым признакам меланхолии у подростков относятся: 

  1. Жалобы на неспокойное душевное состояние, тревожность.
  2. Замкнутость, самоизоляция.
  3. Резкие и частые смены настроения.
  4. Ранимость, слезы без определенных причин.
  5. Приступы агрессии.
  6. Ощущение ненужности, бесполезности, разочарования в себе и в жизни.
  7. Снижение успеваемости в школе.
  8. Постоянная усталость.
  9. Чрезмерный аппетит или его отсутствие, бессонница.
  10. Суицидальные мысли.

Отличие меланхолика от других типов темперамента

Анализ результатов психологического тестирования разных возрастных категорий респондентов позволил психологам рассчитать примерное соотношение людей с разными типами темперамента.

Соотношение людей с разными типами темперамента
Соотношение людей с разными типами темперамента

Причины меланхолии

Меланхолию относят к эндогенным расстройствам, то есть расстройствам, возникающим в первую очередь по причине изменений течения внутренних процессов. Но причин, провоцирующих появление меланхолии достаточно много, они могут наслаиваться друг на друга.

  • Тип темперамента. Это генетическая особенность человека. Если ваш тип темперамента – меланхолик, то с большой вероятностью вы более подвержены проявлениям меланхолии. Меланхолический тип передаётся генетически, поэтому если оба родителя меланхолики, то высока вероятность, что их ребёнок будет такого же типа личности.
  • Психические расстройства. Большинство душевных расстройств идут бок о бок с чёрной меланхолией. 
  • Длительные тяжёлые формы заболеваний. Человек теряет веру в медицину, в том числе, ему кажется, что болезнь никогда не отступит. Болезнь изматывает больного эмоционально и физически. 
  • Сильные эмоциональные потрясения. Психологические травмы, потрясения (уход близкого человека, финансовые проблемы, разрыв отношений, неудачи в карьере).
  • Возрастной фактор. Неизбежное старение замедляет физические и психические процессы, организм медленнее вырабатывает серотонин (гормон «счастья»), человек погружается в воспоминания о былой молодости.
  • Комплекс неполноценности, низкая самооценка. Эта причина развивается с продолжительным временем под воздействием различных факторов: отношения в семье, комплексы по поводу внешнего вида, отклонения роста и веса от общепринятых стандартов, недостаток образования, материальное или социальное положение и др.
  • Фобии и страхи. Постоянное нервное состояние, психическое давление снижают устойчивость психики, и человек становится подвержен меланхолическим проявлениям.

В действительности причин появления меланхолии огромное множество. В зависимости от личности человека, его характера разные факторы могут стать отправной точкой для развития меланхолических настроений.

Псевдомеланхолия

В МКБ-10 есть психическое расстройство неуточненного характера, которое названо «Старческая псевдомеланхолия». Данный диагноз также называют псевдодеменцией. Эта патология может иметь симптоматическую или функциональную природу. Органических патологий мозга при пседомеланхолии не обнаруживается.

Течение болезни напоминает реактивный психоз. Клиническая картина псевдомеланхолии включает:

  • искаженные мыслительные процессы;
  • нарушения речи;
  • искажения двигательных навыков.

Окончательный диагноз пациенту ставит врач-психиатр после углубленной диагностики и сбора анамнеза. Псевдомеланхолия поддается лечению с помощью курсового приема антидепрессантов, седативных препаратов и сеансов психотерапии.

Псевдомеланхолия является разновидностью истерических патологий, отличительной особенностью которого является умышленное принижение пациентом своих интеллектуальных способностей.

Рабочий день растягивается, чувство облегчения по его завершении не приходит. дом стал офисом, как и пространство путешествий — призыв «работай из любой точки мира» тоже оказывается ловушкой.

Как когда-то сплин считали утонченным, так и сегодня выгорание наделяют «престижными» чертами. У него есть героический оттенок, само слово предполагает: прежде что-то «горело». О выгорании людей, занимающих низкооплачиваемые должности в сфере услуг (кассир, курьер, водитель), обычно не говорят.

Другое дело — высший менеджмент или IT-сфера, где культивируется самоотдача. Однако кризис смыслов в этом случае зачастую даже сильнее. Дэвид Грэбер в книге «Бредовая работа» описывает парадокс, связанный с тем, что денежные должности нередко соотносятся с бесполезным для общества опустошающим трудом, предполагающим искусственное создание задач, неповоротливую бюрократию и отсутствие моральной ценности.

В других сферах, например, в игровой индустрии, разработчики получают за «кранч» разве что похвалу, эксплуатирующую романтизированное отношение к работе. Руководитель, занятый тимбилдингом, может требовать от подчиненных «поднажать» со строгостью древнего военачальника, даже если речь идет о сведении таблиц в Excel.

«Работа на износ приобрела романтический флер благодаря языку, который использует риторику из мира приключений, спорта и наркокультуры: риск, команда, поднапрячься, добить (например, отчет), попасть в „яблочко“, кайф, последний рывок, награда», — пишет Карин Юханнисон.

За рывками и сверхусилиями не всегда следует награда — из-за этого приходит ощущение пустоты. Социальный психолог Юхан Асплунд полагает, что выгорание не является результатом переутомления, поэтому его нельзя излечить отдыхом или отпуском. Оно связано с недостатком подлинного социального взаимодействия и представляет собой потерю чувств, отчуждение.

Современный человек постоянно находится в состоянии концентрации, реализуя все свои планы, как рабочие, так и личные, по типу проекта. Планирование неизбежно дает сбои, что приводит к разочарованию, чувству вины и страху провала. Важные «проекты» согласуются со «специальными людьми»: врачами, коучами, психологами.

Симптомы выгорания представителей помогающих профессий, в основе которых лежит альтруизм, обычно ограничиваются усталостью или снижением концентрации. Однако меланхолия всегда связана с общими представлениями человека о себе и своем окружении. Поэтому ее форма в XXI веке может быть ключом к трактовке ключевых проблем общества.

Ребенок-меланхолик

Ребенок с меланхолическим типом темперамента отличается следующими особенностями:

Прочная эмоциональная связь с матерью
Прочная эмоциональная связь с матерью нужна меланхоликам в любом возрасте.

Чтобы облегчить социализацию ребенка-меланхолика, родители должны развивать у него критическое мышление и навыки эмоционального самоконтроля, учить разбираться в людях и говорить «нет».

Согласно концепции гиппократа, которую развил гален и другие античные врачи, преобладание «черной желчи» в теле меланхолика делает его печальным и неуравновешенным.

Но вот что интересно: черной желчи не бывает, обычно она желтая или зеленоватая. По версии Мишеля Фуко, черной «кровь меланхолии» стала из-за эмоционального переноса: темные, мрачные чувства спроецировались на цвет субстанции. Критическим переизбытком желчи в организме объясняли и подавленное состояние, и откровенное безумие, при котором человек переставал отличать внутренний мир от внешнего.

Рене Декарт в трактате «Размышления о первой философии» пишет, что у безумцев, которые считают, «будто они — короли, тогда как они нищие, или будто они облачены в пурпур, когда они попросту голы», мозг помрачен «тяжелыми парами черной желчи».

Систематическое описание меланхолия получила уже в Новое время. В XVII веке английский священнослужитель и ученый гуманистической направленности Роберт Бёртон опубликовал под псевдонимом Демокрит Младший работу «Анатомия меланхолии», в которой рассказал о десятках разновидностей этого состояния, проиллюстрировав их примерами из жизни.

Типичный меланхолик описывается как склонный к ипохондрии человек, испытывающий приступы возбуждения, чередующиеся с апатией. «Черная» меланхолия XVII–XVIII веков, отчасти наследуя древнему представлению о постоянном дурном настроении как о нарушении баланса гуморов, характеризовалась яркими телесными проявлениями.

Больные сообщали, что чувствуют себя «стеклянными», тело кажется сделанным из глины или плавящегося воска; что их ранит солнечный свет. Вероятно, речь идет о случаях галлюцинаций и телесных психотических приступов, которые врачи обозначали термином melancholia metamorfosis.

Нервные расстройства того времени были также связаны с ликантропией и в целом с темой превращения человека в животное. Представляя себя волком или другим зверем, больной мог сбрасывать оковы социальных ограничений, предаваться разврату или совершать жестокие поступки.

Опасные приключения в области воображаемого соответствуют изменениям в философии Нового времени. Когда-то человек был уверен в том, что существует независимый источник блага и смысла, однако философия Декарта и Канта возложила на него ответственность за творчество его сознания.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий