Буллинг в школе – как бороться с травлей ⋆ MAXIMUM Блог

Буллинг в школе – как бороться с травлей ⋆ MAXIMUM Блог Женщине

Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического

Буллинг бывает физическим и психологический.

Первое  — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.

Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.

Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:

 ВидКак проявляется
По содержаниюВербальный (словесный)Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства
НевербальныйИзбиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот
По характеруПрямойПредыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию
КосвенныйУгрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других
По условиямВ интернете (кибербуллинг)Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации
В бытуВсе примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии

Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.

Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?

Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами.

Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.

Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают.

Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.

В реальной жизни

Как победить травлю в быту:

  1. Не молчите и не игнорируйте действия обидчика. Не позволяйте ему почувствовать вседозволенность. Прямо скажите о том, что вы не приемлете такого обращения.
  2. Если обидчика можно привлечь к ответу по закону, то сделайте это. Например, запишите телефонный разговор, в котором на вас сыпятся угрозы, и используйте это как доказательство.
  3. Найдите поддержку. Родственники, друзья, форумы и группы поддержки в интернете — кто угодно, кто будет на вашей стороне.

Прочитайте нашу статью о том, как избавиться от стресса и начать жить →

Буллинг оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье, самовосприятие и построение отношений в будущем. Однако, как отмечают исследователи АПА, не каждый из переживших травлю в школе вырастает в неприспособленного взрослого. С буллингом, моббингом и их последствиями можно и нужно бороться.

Если вы столкнулись с этим и не можете самостоятельно справиться с проблемой, то подберите эксперта в Alter. У нас работают чуткие и этичные психологи, которые помогут проработать эмоциональные последствия и выработать новую стратегию поведения в стрессовых ситуациях.

Воздействие буллинга

Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.

Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.

Буллинг в школе – как бороться с травлей ⋆ MAXIMUM Блог
Дружелюбные

Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.

Дети-жертвы

Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации.

Буллинг в школе – как бороться с травлей ⋆ MAXIMUM Блог
Источник

Детский буллинг как разновидность насилия. проблема детского буллинга (травли) в школе

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob— толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

Виды буллинга:

Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.

Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа. Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность. Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу. То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога. Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе». Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Как быть Леди:  Значение слова «Унизить» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. -

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации. Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим — в своей семье терпят насилие и унижение. И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют — проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет. 8-е издание, дополненное
«Буквограмма» — комплексная современная развивающая методика, разработанная известным отечественным педагогом С. Ю. Шишковой. «Буквограмма» опробована тысячами родителей и воспитателей. Книга поможет вам обеспечить всестороннее развитие вашего ребенка, подготовить его к школе, в игровой форме усовершенствовать устную и письменную речь. Вы ищете проверенное пособие, которое поможет вашему ребенку быстро развить навыки чтения и письма? Десятки тысяч родителей уже воспользовались удивительной методикой, которая получила название «Буквограмма»! И она действительно помогла: дети не только быстро освоили навыки чтения, но и полюбили это занятие! Эта книга поможет родителям, воспитателям, учителям и логопедам решить очень важные проблемы в развитии ребенка: повысить грамотность письма, увеличить скорость и усовершенствовать технику чтения путем развития пространственной ориентации, пространственного мышления ребенка. Книга выдержала несколько переизданий, и сейчас вы держите в руках самый новый вариант, дополненный интересным и содержательным практическим материалом в виде упражнений и занятий.

Купить

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой — нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля — это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг — это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф — что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование.
Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами. Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное — что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как — нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков. «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) — это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми.
Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно — какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.— это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Рекомендации для работы с травлей:

Реакция на травлю.
Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое — на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Приемы методики раннего развития детей, разработанные Марией Монтессори, получили широкое распространение. Согласно ее методике, каждый ребенок особенный. Он должен развиваться и обучаться в свободном пространстве при поддержке любящих взрослых. Цель этой книги — показать различие между дошкольными и школьными группами, а также выявить потенциал начальной школы, работающей по системе Монтессори, и перспективы ее развития в нашей стране. Сегодня дошкольные группы Монтессори получили достаточное распространение в России. Но родители, желающие продолжить образование своих детей по системе Монтессори, задают справедливый вопрос о начальной школе. Эта книга призвана показать различие между дошкольными и школьными группами, как определила сама М. Монтессори, а также выявить потенциал этой начальной школы, широко распространенной в мире, и перспективы ее развития в нашей стране. Предназначенная родителям и воспитателям, книга будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Купить

Если вы — родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.

  • Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
  • Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
  • Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.

Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.

По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Дружелюбные»

С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)

Жертва

Агрессор всегда выбирает объектом травли не совсем простого человека. Именно поэтому у большинства жертв буллинга есть схожие особенности, например:

  • тревожность, неуверенность, пугливость, гиперактивность;

  • отсутствие друзей, замкнутость;

  • физические и умственные отличия (очки, заикание, ОВЗ, вундеркинды);

  • нестандартная внешность и стиль общения;

  • непривычный внешний вид (неопрятность, дорогая одежда, свой, непохожий на других стиль);

  • хвастливость (социальным статусом, достижениями родителей);

  • наличие / отсутствие гаджетов и других важных атрибутов “крутости”;

  • высокая чувствительность к мнению окружающих;

  • импульсивность;

  • отсутствие успехов в учёбе / особые отношения с педагогами (“любимчик”);

  • чрезмерная опека родителями;

  • другая национальность.

Как быть Леди:  Ребенок меняет слоги местами - почему ребенок переворачивает слога местами

Из-за психологических особенностей жертвы травли часто не рассказывают о событиях в школе. Однако взрослый может понять, что с ребёнком происходит что-то не то, если обратит внимание на следующие признаки:

  • изменения в характере и поведении — частое плохое настроение, скрытность, молчаливость, подавленность, потеря интереса к ранее любимым занятиям;

  • изменения в здоровье — нарушение сна, ночные крики, энурез, заикание, нервный тик и т.п.;

  • частые травмы: синяки, ссадины, ожоги и др.;

  • нежелание ходить в школу под разными предлогами, чаще всего по причине плохого самочувствия;

  • боязнь ходить в школу и из школы в одиночестве — дети могут просить их провожать на занятия и забирать домой;

  • снижение успеваемости;

  • частые просьбы выдать денег на карманные расходы, воровство;

  • крайнее проявление — суицидальные намерения.

Все эти признаки не всегда говорят о буллинге, однако в любом случае регулярное повторение такого поведения — яркий повод обратить внимание на ребёнка, понаблюдать, провести разговор и обратиться к психологу в случае необходимости.

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Как реагировать ребенку

  • Сохранять спокойствие.
  • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о нападках родителям и учителю.
  • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

Буллинг в школе – как бороться с травлей ⋆ MAXIMUM Блог
Источник

Какие меры можно принять?

Специалисты дают конкретные рекомендации, что делать родителям, дети которых испытывают психологическое и моральное давление со стороны педагогов.

  • Ежедневно интересуйтесь жизненными событиями, успехами и переживаниями собственного ребёнка. Если он стал жаловаться на своего учителя, не оставляйте слова без внимания. Тщательно разберитесь в ситуации. Разузнайте подробности событий, происходящих в классе.
  • Реальность может сильно отличаться от рассказа малыша, поэтому побеседуйте на данную тему с другими родителями и одноклассниками сына или дочери. Опросите участников и свидетелей событий. Проанализируйте все точки зрения о ситуации. После отделения выдумок от правды предпринимайте необходимые меры.
  • Иной раз бывает достаточно откровенного разговора с учителем. Сохраняйте контроль над своими эмоциями. Ведите диалог в дружелюбном ключе. Уважайте чувство собственного достоинства другого человека. Проявляйте тактичность и вежливость. Не поучайте педагога, не указывайте на его ошибки, не предъявляйте завышенных требований. Опирайтесь на факты и доказательства. Поинтересуйтесь мнением педагога, попросите совета и рекомендаций. Будьте готовы к диаметрально противоположной оценке обстановки. В этом случае предложите компромисс. Выработайте совместный план по достойному выходу из сложившейся ситуации.
  • Если беседа не подействовала на учителя, то поднимите вопрос на родительском собрании. Подключите к урегулированию обстановки школьного психолога. Следующим шагом будет обращение к директору. Родитель пишет заявление в двух экземплярах, один из которых остаётся у секретаря. Второй экземпляр с датой принятия и подписью должны вернуть родителю. Если администрация адекватно реагирует на жалобу и предпринимает соответствующие действия, то чаще всего проблемы сразу заканчиваются.
  • В случае продолжения травли ребёнка со стороны педагога, желательно обратиться в департамент образования. Следует бороться до конца. Последней инстанцией будет сначала местная, затем Генеральная прокуратура.
  • Не стесняйтесь вынести ситуацию на обсуждение общественности. Обратитесь в местные СМИ. Поднимите тему в социальных сетях. Не замалчивайте факт травли вашего ребёнка. Защищайте его от дискриминации и агрессии со стороны школьного учителя.
  • Не забывайте и о таком варианте, как перевод ученика в другой класс или новую школу. Но учитывайте, что переход может не избавить от подобных трудностей. Система образования везде одна и та же. Обучение на дому тоже не всегда бывает подходящим выходом из сложившейся ситуации.
  • В крайнем случае обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист проработает психологическую травму ученика, даст ему полезные советы по снижению негативных последствий и возвращению мотивации к обучению.

Своевременное принятие необходимых мер помогает избежать утери контроля над ситуацией и позволяет устранить проблему полностью.

Когда
пора бить тревогу?

Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:

  1.  Инаковость. Кто-то просто отличается от других
    внешностью, акцентом и прочим.
  2.  Конфликт. Обычно это разовые ссоры,
    после которых всё встаёт на свои места.
  3.  Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность,
    появляется «сильная» и «слабая» стороны.
  4.  Самозащита. На этой стадии жертва
    начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не
    нарываться на конфликт).
  5.  Злоупотребление. «Сильная» сторона
    регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону.
  6.  Растущая
    неуверенность жертвы.
    Жертва боится рассказывать о травле и винит в
    происходящем себя.
  7.  Изоляция
    жертвы.
    Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а
    окружающим всё сложнее увидеть буллинг.
  8.  Длительный
    стресс.
    Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы
    развивается хронический стресс.
  9.  Исключение
    жертвы из сообщества.
    Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества
    (например, одноклассника из класса).
  10. Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль,
    проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть
    мысли о суициде.

Если дело дошло до
пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.

На работе

Рекомендации для пострадавших от моббинга:

  1. Прямо скажите обидчику о том, что вы не потерпите такого обращения. Сообщите, что именно вас не устраивает.
  2. Документируйте то, что считаете нападением, сохраняйте другие подтверждения случившегося.
  3. Старайтесь контактировать с обидчиком в присутствии коллег, чтобы они могли подтвердить ваши слова.
  4. Сообщите о моббинге начальнику или в HR-отдел.
  5. Найдите поддержку на работе, среди родственников, знакомых или посетите консультацию специалиста.

Исследователи отмечают, что избегание или игнорирование — неэффективная стратегия борьбы с моббингом. Нужно активно противостоять нападающему и просить о помощи других людей (многие из них не понимают, что жертва нуждается в поддержке).

Рекомендации для руководителей:

  1. Стимулируйте общение членов команды, организуйте групповые обсуждения, на которых они могут вместе решать проблемы и устранять разногласия.
  2. Учите сотрудников понимать друг друга. Организуйте тренинги на сплочение и для того, чтобы работники могли взглянуть на мир глазами друг друга, понять, что приемлемо и неприемлемо для каждого из них.
  3. Проводите презентации по теме моббинга, рассказывайте о его опасностях.
  4. Не провоцируйте и не поддерживайте своим поведением конфликты между сотрудниками.
  5. Ищите первопричину конфликтов и тут же пресекайте травлю.

Наблюдатели

Зрители, которые не выбирают ни сторону нападения, ни сторону защиты. Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые, на глазах которых происходит травля: педагоги, сотрудники школы. Молчаливые очевидцы также испытывают полную гамму эмоций, вплоть до страха и беспомощности, но при этом выбирают нейтралитет. 

Как быть Леди:  Иерархическое поведение Иерархический статус роль искажение иерархического поведения

Для наблюдателей свойственны:

  • нахождение под сильным влиянием буллера и его последователей;

  • страх, беспомощность, стыд;

  • чувство облегчения, что происходящее не касается их самих;

  • страх последствий из-за противостояния агрессору;

  • отсутствие эмпатии / внутренняя борьба между добром и злом;

  • нежелание принимать ни одну из сторон, потому что это выводит из душевного равновесия.

Позицию наблюдателя могут занимать бывшие жертвы или дети из неблагополучных семей, которых травят дома или в другом коллективе. Поэтому они не сострадают потерпевшим от буллинга.

Взрослые-наблюдатели чувствуют негодование, возмущение, неуверенность в правильности своих действий, боязнь сделать ещё хуже. Незнание, как надо поступать в подобных ситуациях, приводит к невозможности активных действий. Иногда такие взрослые могут поддерживать агрессоров из-за желания занять назидательную позицию, “наказать” жертву чужими руками.

Возможно, наблюдатели в глубине души хотели бы присоединиться к защите объекта травли, но не выбирают этот путь, потому что боятся оказаться на “слабой” стороне. Если ситуация меняется, они могут стать последователями или занять сторону защиты.

Можно подумать, что вред от этой категории самый минимальный. Это действительно так, но только в отношении физического буллинга. Психологическая же травма от равнодушия и бездействия наблюдателей может привести к самым серьёзным негативным последствиям.

При физическом насилии
необходимо:

  • Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
  • Собирать доказательства (справки о здоровье,
    испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
  • Написать заявление в полицию прокуратуру;
  • Обратиться к чиновникам (местное Управление
    образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
  • Привлечь внимание общественности.

Совсем не лишним будет прислушаться к советам экспертов и обратиться к ним за помощью. Не все проблемы можно решить самостоятельно. Например, активисты АНО «БО «Журавлик» создали антибуллинговую программу для школ «Травли.Net». На сайте организации можно найти подробные инструкции по борьбе с буллингом для детей и для родителей.

Причины травли

Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:

  • в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
  • начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
  • у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
  • школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
  • школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
  • некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
  • педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
  • преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.

Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.

Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.

Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.

Психологические последствия

Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.

Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2022 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет).

Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.

Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.

Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.

Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.

Разновидности травли

Буллинг может проявляться в совершенно разных коллективах, среди людей разного возраста и социального статуса. В этой статье мы поговорим о детском буллинге.

Школьная травля бывает нескольких видов:

1. Психологический буллинг. Это преследование с помощью угроз  и оскорблений. Агрессор наносит психологическую травму, чтобы вывести жертву из эмоциональной стабильности. Достигается это разными способами:

  • вербальные нападки — придумывание оскорбительной клички, насмешки, угрозы, шантаж и слухи.

  • невербальные гонения — неприличные жесты, оскорбительные надписи и действия (плевки), унижающие ребёнка.

  • бойкот — игнорирование в играх и на уроках, в общении вне школы.

  • вымогательство — требование денег, отъем и кража личных вещей. Их могут отбирать “добровольно”, когда жертва запугана и сама отдаёт деньги и ценные вещи, либо использовать шантаж и угрозы.

  • кибербуллинг — онлайн-травля в социальных сетях, электронной почте, мессенджерах через шантаж, унижения и оскорбления, а также съёмка неоднозначных фото и видео с последующим выкладыванием в Интернет или пересылкой другим людям.

2. Физическая травля. Проявляется в виде прямого насилия с телесными повреждениями и травмами (удары, шлепки, подзатыльники, толчки, побои. Также возможны домогательства и насилие с сексуальным подтекстом, в том числе принуждение к сексу.

Случается, что оба вида насилия происходят вместе. Однако если происходит только психологический буллинг, нельзя сказать, что он менее травматичен.  

Таня к.:

В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников.Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.

Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.

Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?». После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий