Буллинг детей в школе: предотвращение, профилактика и методы борьбы | FindMyKids Blog

Буллинг детей в школе: предотвращение, профилактика и методы борьбы | FindMyKids Blog Женщине
Содержание
  1. Что такое буллинг
  2. Что делать ребёнку – жертве травли?
  3. Как определить, что ваш ребёнок стал жертвой травли?
  4. Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического
  5. Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться
  6. Что такое буллинг — определение
  7. : консультация «буллинг что это?»
  8. Агрессор
  9. Буллинг в реальной жизни
  10. Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе
  11. Буллинг в школе
  12. Буллинг на работе
  13. В реальной жизни
  14. В школе
  15. Влияние буллинга на его участников и последствия
  16. Дети разберутся сами
  17. Жертва
  18. Как бороться с буллингом — советы психолога
  19. Как вести себя родителям?
  20. Как отличить насмешки от издевательств
  21. Кто участвует в травле?
  22. На работе
  23. Наблюдатели
  24. Помогли себе сами
  25. Последствия для здоровья
  26. Последствия травли
  27. Причины и мотивы буллинга
  28. Причины травли
  29. Профилактика школьного буллинга
  30. Психологические последствия
  31. Пути выхода
  32. Разновидности травли
  33. Сама виновата
  34. Составляющие компоненты: как проявляется травля
  35. Социальные последствия
  36. Травят бедных и странных
  37. Хуже других
  38. Скулшутинг как итог буллинга

Что такое буллинг

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2021 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Как определить, что ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического

Буллинг бывает физическим и психологический.

Первое  — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.

Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.

Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:

 ВидКак проявляется
По содержаниюВербальный (словесный)Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства
НевербальныйИзбиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот
По характеруПрямойПредыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию
КосвенныйУгрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других
По условиямВ интернете (кибербуллинг)Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации
В бытуВсе примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии

Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.

Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.

Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться

Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.

Что такое буллинг — определение

Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.

: консультация «буллинг что это?»

Татьяна Малышева
Консультация «Буллинг что это?»

Буллинг что это?

Что же такое буллинг? Буллинг это насилие, издевательства и унижения в отношении человека со стороны другого человека или группы людей. Это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Буллинг в переводе с английского означает «травля». А буллер – это «драчун, насильник, хулиган».

Цель буллинга — унизить честь и достоинство жертвы, вызвать страх и подчинить жертву себе. Цель достигается за счет психологического и физического воздействия.

Есть различия по видам буллинга:

Физическая травля — это распространенный прямой тип буллинга. Агрессор воздействует на жертву физически — толкает, пинает, плюет, бьет, дергает за волосы.

Вербальная травля — это угрозы, оскорбления, прозвища, насмешки, принуждения, унижение, издевательства. Человек может быть дискриминирован по национальным характеристикам, физическим недостаткам, умственным способностям. «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей», «чурка», «тупой», «идиот», — это примеры эмоциональной травли. В роли агрессора могут выступать как дети, так и взрослые.

Социально-психологическая травля подразумевает сплетни, слухи, игнорирование, исключение из общих дел, изоляцию, выставление на посмешище, манипуляции, бойкот.

Кибербуллинг проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Когда мы слышим про буллинг, травлю и агрессию, чаще всего представляем школу и подростков. Особенности подростковой травли наглядно представлены в известном советском фильме «Чучело».

Надо сказать, что ситуации травли встречаются не только в школе.

К большому сожалению, буллингможет возникнуть и в детском саду между такими участниками взаимодействия как: ребенок и другой ребенок, несколько детей и ребенок, воспитатель и ребенок, воспитатель и дети, и даже ребенок-агрессор и воспитатель.

Как быть Леди:  Мысли чувства поведение

Мы не берем в расчет возраст детей до трех лет, когда дети не могут контролировать свои желания и осознать последствия своего поведения. А вот в пять-шесть лет определенный уровень самоконтроля уже есть, устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия. В этом же возрасте могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.

Жертвами чаще становятся чувствительные, скромные, замкнутые, тревожные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам люди. У жертвы часто низкий уровень самоуважения и самооценки.

Буллер отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные люди, грубые, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные. Они прекрасно манипулируют эмоциями и действиями других людей. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

Для буллера травля является неадекватной асоциальной попыткой самоутверждения за счет насилия. И главными побуждающими причинами для травли являются зависть, месть, личная неприязнь, привлечение внимания, демонстрация силы, утаивание собственной неуверенности, удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Наблюдатели — самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь.

Защитники в данном процессе встречаются крайне редко. Это эмоционально устойчивые личности, готовые дать отпор буллеру. Они физически или морально превосходят обидчика.

На практике поводом для буллингастановится что угодно: неполная семья, родимое пятно, малообеспеченность, красота или наоборот, физические особенности и недостатки. В группу риска входят дети с синдромом гиперактивности, с признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, со слабой коммуникацией.

Причины Буллинга:

• Насилие в семье

• дефицит родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием

• неизвестны понятия запретов и авторитетов, уважительного отношения и построения гармоничных отношений

• уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий;

• человек стремится быть в центре внимания и стать неформальным лидером;

• имеется опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах;

• характерными поведенческими особенностями являются эмоциональность, импульсивность и агрессивность;

• не развиты эмпатия и чувство сопереживания.

Последствия буллинга

• Соматические заболевания

• Психические расстройства

• Сложности в социальных взаимодействиях

Когда дело касается детского травмируещего взаимодействия, важно увидеть ситуацию, а при первых признаках буллинга принять меры к его пресечению. Информация о буллинге должна быть доведена до родителей и того и другого ребенка, необходимо обсудить и наметить способ выхода из травли. В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо всячески поддержать ребенка.Самая большая ошибка сказать: «Доигрался», «Сам виноват».

Создание в образовательном заведении благоприятного климата, исключающего возможность и желание агрессивного поведения, будет являться профилактикой возникновения буллинга.

Толерантное отношение к детям и всем участникам образовательного процесса это первостепенная задача каждого;

Необходимо изучать поведение родителей, социальную и психологическую обстановку в семье.

Важно формировать стрессоустойчивость детей и личным примером показывать адекватные эмоциональные и поведенческие реакции в разных ситуациях;

Обучение детей навыкам конструктивного общения, воспитание уважения к личности другого человека это неотъемлемая часть нашей ежедневной работы;

Пресечение любого асоциального поведения детей и взрослых является залогом успешного предупреждения буллинга.

Необходимо коррективно работать с негативными индивидуально-личностными особенностями потенциальных жертв и агрессоров.

Важно толерантно относиться к своим подопечным и формировать у детей готовность к пониманию и принятию других людей такими, какие они есть.

Это должен знать каждый!

Применение физического насилия уголовно наказуемо;

Оскорбления несовершеннолетнего ребенка другим несовершеннолетним влечет наказания по статье 5.61 Административного кодекса РФ, которая предусматривает штраф в размере от 3000 до 5000 рублей; Уголовная ответственность наступает с 14 лет

Про плохое поведение

Плохим поведением прославиться просто:

Ударить мальчишку себя ниже ростом,

Кричать на работе, на всех обзываться,

Часто, без повода, грубо срываться,

Дразнить девчонку, что носит очки –

Способны на это одни дурачки!

Ведь, умные люди умеют держаться,

Не станут на младших людей обзываться.

Девчонку в очках они защитят

От непонятливых, глупых ребят.

Надо сначала подумать реально,

будут ли действия

Ваши нормальными?

Мой добрый читатель!

Возьми себя в руки!

Не обижай никого

Ты со скуки!

На недостатки людей ты не зри.

Ты на достоинства

Лучше смотри!

Не подчиняйся

Ты воле чужой.

Не делай плохого,

Подумай, постой!

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Буллинг в реальной жизни

Примеры буллинга в быту:

  • один сосед распускает сплетни о другом;
  • при встрече один знакомый постоянно оскорбляет другого и мучает его звонками по телефону или в дверь;
  • один родственник запугивает другого, оскорбляет его.

Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе

Принято считать, что с издевательствами и унижениями сталкиваются только школьники, но это не так. Взрослые тоже могут стать участниками травли.

Буллинг в школе

Теперь разберем, что такое проявления буллинга в школе. Это издевательства класса, отдельных школьников, педагогов над учеником. У такого поведения, в отличие от моббинга, нет цели. Булль сконцентрирован на самом процессе. Он нападает на более слабого, чтобы самоутвердиться за его счет, замаскировать свои комплексы и страхи, выместить свою злость и боль на другом или привлечь к себе внимание.

Примеры издевательств в школе:

  • класс объявил бойкот одному из школьников;
  • группа старшеклассников систематически отнимает карманные деньги у младших школьников;
  • один ученик ставит подножки другому, задирает его, бьет, оскорбляет;
  • класс систематически физически и вербально нападает на одного из школьников;
  • один или несколько учителей занижают оценки ученику, высмеивают его, оскорбляют и распускают о нем слухи.

Травля в быту может иметь цель (например, соседи хотят добиться переезда соседа) или быть организованной ради самого процесса. Например, мужчина / женщина хочет отомстить бывшему партнеру за расставание.

Буллинг на работе

Издевательства на работе называются моббингом (от английского mob — толпа). Как правило, речь идет о групповых издевательствах. Цель — заставить сотрудника уволиться.

Что такое издевательства (травля) на работе в примерах:

  • утаивание или искажение важной информации (например, не сообщили, что изменились сроки сдачи проекта или поменялись требования к нему);
  • игнорирование сотрудника (исключение его из обсуждения рабочих вопросов и неформальных встреч, в том числе совместных обедов или перекусов, если это принято в команде);
  • отказ в помощи, игнорирование его обращений, звонков, сообщений;
  • распускание сплетен о сотруднике и клевета на него.

На работе буллинг чаще представлен словесной и пассивной агрессией.

В реальной жизни

Как победить травлю в быту:

  1. Не молчите и не игнорируйте действия обидчика. Не позволяйте ему почувствовать вседозволенность. Прямо скажите о том, что вы не приемлете такого обращения.
  2. Если обидчика можно привлечь к ответу по закону, то сделайте это. Например, запишите телефонный разговор, в котором на вас сыпятся угрозы, и используйте это как доказательство.
  3. Найдите поддержку. Родственники, друзья, форумы и группы поддержки в интернете — кто угодно, кто будет на вашей стороне.
Как быть Леди:  Цитаты о детях - Мудрость жизни - 20 сентября - 43085339804 - Медиаплатформа МирТесен

Прочитайте нашу статью о том, как избавиться от стресса и начать жить →

Буллинг оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье, самовосприятие и построение отношений в будущем. Однако, как отмечают исследователи АПА, не каждый из переживших травлю в школе вырастает в неприспособленного взрослого. С буллингом, моббингом и их последствиями можно и нужно бороться.

Если вы столкнулись с этим и не можете самостоятельно справиться с проблемой, то подберите эксперта в Alter. У нас работают чуткие и этичные психологи, которые помогут проработать эмоциональные последствия и выработать новую стратегию поведения в стрессовых ситуациях.

В школе

Рекомендации для родителей жертв буллинга:

  1. Объясните ребенку, что насилие неприемлемо ни в каких проявлениях (ни по отношению к нему, ни от него). Скажите, что проблемы нужно решать другим способом, что он может обо всем поговорить с вами, и вместе вы непременно найдете решение.
  2. Не замалчивайте проблему и стимулируйте сына / дочь к общению с вами. Расскажите о том, что все решаемо, что можно подключить помощь на нескольких уровнях (родительский комитет, школа).
  3. Объясните пострадавшему, что проблема не в нем. Скажите, что вы любите его несмотря ни на что.

Фразы, которыми можно поддержать сына / дочь:

  • «Спасибо, что поделился этим»;
  • «Я верю тебе»;
  • «Мы преодолеем это»;
  • «Ты не виноват в случившемся».

Не ругайте сына / дочь и не обвиняйте в слабохарактерности.

Не говорите школьнику, что нужно терпеть и «не обращать внимания на дураков» — помогите ему отстоять себя.

Что делать дальше:

  1. Научите школьника отражать нападения, защищать себя и отстаивать личные границы. Разберите вместе с ним ситуацию и продумайте стратегию, ответы обидчику.
  2. Скажите, что издевательства нельзя терпеть — нужно всегда обращаться за помощью ко взрослым.
  3. Поговорите с преподавателями, директором и матерью / отцом буллера, подключите школьного психолога или эксперта со стороны.
  4. Если педагоги не пытаются решить проблему и поощряют распространение травли, то стоит задуматься о смене школы.

Прочитайте нашу статью о подростковой психотерапии и о том, когда она нужна →

Не все мальчики и девочки могут открыто рассказать об издевательствах. Взрослые должны быть внимательными и реагировать на признаки нападений: замкнутость, рваная или испачканная одежда, частые потери вещей, нежелание идти в школу, снижение аппетита, проблемы со сном, апатия.

Рекомендации для матери / отца/ родственников буллера:

  1. Поговорите с сыном / дочерью и спросите, почему он / она так себя ведет.
  2. Проанализируйте свое поведение и атмосферу дома. Подумайте, что может быть причиной агрессивного поведения. Возможно, школьник не чувствует себя важным и нужным в семье — подумайте, как это исправить.
  3. Изучите его окружение. Если дома все хорошо, то, возможно, кто-то другой подрывает его самооценку, причиняет боль.
  4. Расскажите об опасностях буллинга и предупредите о наказании за такое поведение. Скажите, что вы беспокоитесь за его будущее.
  5. Объясните, какое поведение приемлемо и научите сына / дочь открыто говорить о том, что беспокоит, выражать негативные эмоции другим способом.
  6. Обратитесь за помощью к специалисту, если не можете самостоятельно разобраться с причинами агрессии.

Рекомендации для педагогов:

  1. Всегда вмешивайтесь, если видите, что в классе кого-то обижают.
  2. Поговорите с буллями и расскажите им о последствиях травли, предупредите о возможном наказании.
  3. Поговорите с родственниками буллера и пострадавшего.
  4. Фиксируйте и сохраняйте все, что можно использовать как доказательство случившегося.
  5. Поговорите о случившемся с директором, школьным психологом, если он есть. Если он не реагирует, идите дальше. Если этого требует ситуация, то дойдите до Министерства образования.

Согласно данным АПА, не стоит проводить совместную беседу с буллером и тем, кого обидели. Это смущает и пугает последнего.

Рекомендации для школьников, подвергшихся травле:

  1. Обратитесь за поддержкой к взрослым и расскажите обо всем случившемся.
  2. Если не можете обратиться к взрослым, то воспользуйтесь детским телефоном доверия: 8-800-2000-122.
  3. Не вините себя в том, что происходит, не стыдитесь этого. Дело не в вас, а в том, кто нападает.
  4. Не замыкайтесь и не становитесь хулиганами, чтобы отвести внимание от себя или отыграться на другом.

Рекомендации для свидетелей травли:

  1. Расскажите о случившемся хоть кому-нибудь.
  2. Не поддерживайте буллера, даже если боитесь, что он переключится на вас.
  3. Проявите сочувствие к тому, над кем издеваются, и предложите свою поддержку. Например, если его мама и папа не хотят помогать, то вы можете обратиться к своим родственникам или учителям.

Рекомендации для буллеров:

  1. Осознайте опасность такого поведения. Помните, что большинство агрессоров в будущем становятся зависимыми и встают на преступный путь.
  2. Подумайте, что занижает вашу самооценку, пугает или тревожит вас.
  3. Подумайте: почему вы причиняете боль другому? Что вы чувствуете после этого? С чем агрессия помогает справиться? Можно ли преодолеть это другими путями?
  4. Поговорите о том, что вас тревожит со взрослыми или другом.

С целью профилактики буллинга нужно создавать благоприятный климат дома и в школе:

  • интересоваться дочерями и сыновьями, участвовать в их жизни;
  • строго разграничивать приемлемое и неприемлемое поведение;
  • подавать личный позитивный пример — не прибегать к физической и словесной агрессии, слушать и уважать других, открыто говорить о своих потребностях и чувствах, спокойно обсуждать разногласия;
  • пропагандировать уважительное отношение к любым внешним и внутренним особенностям, толерантное отношение.

Если вы потеряли связь с сыном / дочерью и не можете самостоятельно ее восстановить, не понимаете сына / дочь или не можете справиться с личными проблемами и понимаете, что они негативно отражаются на благополучии других, то обратитесь к специалисту.

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Дети разберутся сами

«Дети сами разберутся — это провокация, такой тюремно-нацистский подход к решению проблемы буллинга. Давайте вспомним роль педагога в замечательном фильме «Чучело». Это как бы положительная женщина, любимая учениками. Она как бы всё делала правильно.

Она говорила слова о единстве коллектива… То, чем она занималась, — это чудовищное упрощение отношений. Вот мы все вместе, а дальше всё само закрутится: весь мир в черно-белых красках — эти хорошие, эти плохие, а правда за большинством. Такая позиция неминуемо приводит к буллингу», — считает директор Института неформального образования INO Вадим (Дима) Зицер.

Как быть Леди:  Принять свое одиночество

Буллинг — примитивный способ общения в группе, почти звериный, считает Дима Зицер. Базис преследования отдельных членов коллектива строится на постулате «мир простой и мы простые, мы все должны хотеть одного и того же», считает педагог. Но в эту систему не все вписываются — всегда найдется человек, который смотрит на вещи иначе, либо он сам не понимает, что он другой, как в том же фильме «Чучело».

«На мой взгляд, педагог должен заниматься прямо противоположным — он должен усложнять отношения. Нужно ставить перед каждым учеником вопросы: «какой я?», «как устроены мои отношения с миром?», «как я смотрю на себя и на других?». С этих вопросов и поиска на них ответов начинается излечение от проблемы», — говорит педагог.

Некоторые родители считают, что их чадо должно пройти через эти испытания, дескать, так ребенок получит прививку от поджидающих в будущем трудностей взрослой жизни. Например, армии, если речь идет о мальчишках. Другие попросту недооценивают проблему — особенно те родители, которые не сталкивались сами с такой бедой в детстве. Это в корне неверный подход с точки зрения психологии.

Родители, в тех случаях, когда реагируют на ситуацию притеснения своего ребенка в школе, нередко допускают ряд других фатальных ошибок. «Например, не стоит говорить с учителем в присутствии класса, не стоит разговаривать напрямую с буллерами», — говорит психолог.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Как бороться с буллингом — советы психолога

Разберем отдельно советы из психологии о том, как бороться с каждым из типов буллинга: в школе, на работе, в быту.

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

  1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
  2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
  3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
  4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
  5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
  6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией.

Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Как отличить насмешки от издевательств

Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:

  • насмешка — обидная шутка, издевка;
  • издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.

Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

На работе

Рекомендации для пострадавших от моббинга:

  1. Прямо скажите обидчику о том, что вы не потерпите такого обращения. Сообщите, что именно вас не устраивает.
  2. Документируйте то, что считаете нападением, сохраняйте другие подтверждения случившегося.
  3. Старайтесь контактировать с обидчиком в присутствии коллег, чтобы они могли подтвердить ваши слова.
  4. Сообщите о моббинге начальнику или в HR-отдел.
  5. Найдите поддержку на работе, среди родственников, знакомых или посетите консультацию специалиста.

Исследователи отмечают, что избегание или игнорирование — неэффективная стратегия борьбы с моббингом. Нужно активно противостоять нападающему и просить о помощи других людей (многие из них не понимают, что жертва нуждается в поддержке).

Рекомендации для руководителей:

  1. Стимулируйте общение членов команды, организуйте групповые обсуждения, на которых они могут вместе решать проблемы и устранять разногласия.
  2. Учите сотрудников понимать друг друга. Организуйте тренинги на сплочение и для того, чтобы работники могли взглянуть на мир глазами друг друга, понять, что приемлемо и неприемлемо для каждого из них.
  3. Проводите презентации по теме моббинга, рассказывайте о его опасностях.
  4. Не провоцируйте и не поддерживайте своим поведением конфликты между сотрудниками.
  5. Ищите первопричину конфликтов и тут же пресекайте травлю.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

В 2021 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.

Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).

Помогли себе сами

Пока проблема травли детей в коллективе недооценена, им приходится самостоятельно выживать. Нередко в прямом смысле этого слова. «Известия» собрали несколько подлинных историй о том, как детям самостоятельно удалось победить буллинг.

Автор цитаты

Я был самым маленьким по возрасту. Надо мной откровенно издевались. Директор сказала мне, что плевать на меня хотела и изобразила плевок. Тогда я плюнул в нее и убежал домой. Мама рано ушла из жизни, и мы жили с папой вдвоем. Я сказал ему, что больше в школу не пойду. Папа вежливо спросил: «Вообще или именно в эту?». В эту, говорю. К счастью, у него был знакомый директор. И он меня взял. На другой день я уже пошел в другую школу. И начал новую жизнь. И там все было лучше.

Последствия для здоровья

По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:

  • зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • проблемы в сексуальной сфере;
  • психические расстройства;
  • трудности с поиском и сохранением работы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • агрессия и аутоагрессия (нанесение самоповреждений, негативное и грубое отношение к себе).

Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.

Последствия травли

Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.

Причины и мотивы буллинга

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;
  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
  • самоутверждение в коллективе;
  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Причины травли

Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:

  • в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
  • начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
  • у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
  • школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
  • школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
  • некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
  • педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
  • преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.

Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.

Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.

Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Психологические последствия

Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.

Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2021 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет).

Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.

Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.

Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.

Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.

Пути выхода

Положительно влияют на профилактику и пресечение буллинга: наличие в школе четкой и понятной всем позиции категорического неприятия буллинга, запечатленной в правилах, традициях, сознании; способность руководства и коллектива школы признать наличие буллинга (если он действительно есть) и немедленно приступить к его прекращению всей «командой» с привлечением заинтересованных сторон; понимание действительной сути буллинга и отсутствие «мифических представлений» о нем.

Родителям жертвы, в свою очередь, необходимо наладить контакт со своим ребенком и доходчиво объяснить ему, с чем он столкнулся.

«В частности, психотерапевт Светлана Кривцова в своих работах говорит о том, что взрослым важно научить несовершеннолетнего справляться с гневом, помочь повысить доверие к себе, поднять самооценку, поощрять развитие сильных сторон ребенка, научить держать себя уверенно и отстаивать свои границы.

Немаловажно вступить в диалог с дирекцией школы, спокойно пообщаться с классным руководителем, мобилизовать родительский комитет.

Разновидности травли

Какие существуют виды буллинга?

Сама виновата

Самая неграмотная позиция, по мнению специалистов, — это обвинять своего ребенка в сложившейся ситуации. Часто в обсуждениях темы буллинга звучит аргумент, что в отдельных случаях жертва своим поведением провоцирует коллектив.

«Была у меня одноклассница, Ира. Пришла из другой школы. Мы дети воспитанные были, не отморозки. Новенькую не обижали и не задирали. Но потом случился инцидент. Мы принесли все в школу деньги на завтраки сдавать. А эта роется в портфеле у себя — найти не может.

И тут говорит, что деньги пропали. Мы предположили, что потеряла или забыла, с кем не бывает. В ответ она всему классу (человек 40), что она точно деньги взяла, а кто-то из нас украл их на перемене. Я сидел за ней, взял ее портфель, вытряхнул его — из одной книжки трояк и выпал.

Вот это и стало поводом для бойкота и прочих прелестей в ее жизни в нашем классе. С ней не разговаривали, мальчишки дергали за косички по-злому, постоянно, девчонки просто ее из своего круга выдавили. Проучилась она у нас недолго, ее в другую школу перевели.

Эта история про излишне подозрительную девочку лишь доказывает теорию о том, что социум может сделать человека излишне подозрительным. 

«Считать, что жертва буллинга сама виновата, на мой взгляд, сродни преступлению. Вот возьмем банальный пример: он сам виноват, что его дразнят, — у него грязные ногти. Ок, ногти можно подстричь. Но найдется что-нибудь другое. Ведь примитивная модель буллинга основана на пожирании себе подобных.

Учитель не только не имеет права отстраняться от травли подопечного, он должен стать частью антибуллинговой команды школы, ее главным игроком, считает Лютых.

«Педагог должен уметь вовремя выявить признаки начинающегося буллинга, отличить его от ординарного конфликта, знать и уметь действовать в таких условиях. В нормальном конфликте дети действительно зачастую «сами разберутся» и получат необходимый жизненный опыт.

Составляющие компоненты: как проявляется травля

Психотерапевт Дэн Олвеус дал такое определение термину «буллинг»: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». О травле речь идет только тогда, когда присутствуют следующие компоненты:

  • обидчик и обиженный состоят в каких-либо отношениях;
  • в этих отношениях присутствует дисбаланс власти и / или силы (моральной, физической) либо пострадавший считает, что этот дисбаланс есть;
  • агрессор (по-другому называется буллером, буллем) целенаправленно вредит;
  • акты агрессии повторяются систематически на протяжении длительного времени.

Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга — например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.

Поговорим о видах буллинга, узнаем, что это такое.

Социальные последствия

Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.

Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.

Травят бедных и странных

В исследовании ВШЭ приняли участие около 1,5 тыс подростков-старшеклассников и учащихся 1–2-го курсов вузов, средний возраст респондентов 16 лет, соотношение парней и девушек примерно 50 на 50. Инициаторами физической травли чаще выступают мальчики, а девочки — свидетелями социальной агрессии.

Исследование выявило типичные характеристики семей, выходцы из которых чаще становятся жертвами издевательств. Это семьи с низким уровнем финансовых доходов, семьи, где работает только мать и где у родителей нет высшего образования. Статистически оказалось, что страдающие от нападок сверстников хуже успевают по математике и русскому языку.

Исследователи выявили связь между оценками затравленного подростка и микроклиматом в школе. Чем больше над человеком издеваются сверстники, тем больше он недоволен… отношением учителя к ученикам. Не исключено, что свое некомфортное и небезопасное положение они связывают в том числе и с недоработкой педагогов.

«Система внутришкольных правил не воспринимается им [ребенком] как прозрачная, обязательная к исполнению, учителя воспринимаются как не готовые помочь, не стремящиеся хвалить и поддерживать», — говорится в сопроводительной новости на сайте вуза.

Буллеры, инициаторы нападок, напротив, оценивают свою безопасность в стенах школы выше. Но их мнение о нездоровом микроклимате в коллективе совпадает с жертвами издевок. Позитивнее других обстановку в школе и свою безопасность оценивают не вовлеченные в буллинг школьники (те, кто не жертва, не инициатор травли и не свидетель издевательств).

Вывод очевиден — где буллинг, там опасность. В школах с такой психически травмирующей обстановкой с большей долей вероятности может случиться трагедия сродни тем, что произошли в Перми, Улан-Удэ, Керчи.

Хуже других

Чем опасен буллинг? Самое страшное, что может случиться с подростком в такой ситуации, — суицид.

Скулшутинг как итог буллинга

Ещё одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2021 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

Совсем недавно, в сентябре 2021 года, сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий