Борьба с космополитизмом | Понятия и категории

Причины появления борьбы. безродный космополитизм

Говоря о борьбе с космополитизмом, как об идеологической кампании по инициативе правительства СССР в 1948—1953 годах, направленная против людей с иной точкой зрения, из советской интеллигенции, считавшихся наиболее опасными для советской пропаганды во время Холодной войны, а именно в послевоенное время, как носителей прозападных тенденций. Многие исследователи винят Сталина в антисемитизме, в излишних гонениях на еврейское население, а в частности в обвинении советских евреев в «безродном космополитизме» и во враждебности к патриотическим чувствам. Главной мишенью кампании по борьбе с космополитизмом были деятели науки и культуры, советские евреи по происхождению, смешанного происхождения, порой ассимилированные Александров Г.Ф. Космополитизм — идеология империалистической буржуазии // Вопросы философии. 1948. № 3. с.63.. Все эти люди считали себя вполне советскими, русскими, но все они стали жертвами обвинений в отсутствии патриотизма, насаждении чуждой западной идеологии, в связях с Западом, в отступлении от марксистско-ленинской идеологии в науке, искусстве и литературе.

С самого начала было ясно, что победа в Великой Отечественной войне вызвала мощный подъём патриотических гражданских чувств, гордость за свой подвиг советского народа в тылу и на фронте, за свою страну и родину, за правительство благодаря которому выиграли войну против фашистских захватчиков, за подвиг тыловиков поднимавших промышленность и экономику в такой сложный период для нашей страны.

Такое победоносное завершение Великой Отечественной войны посеяло в надеждах советского народа надежды на смягчение общественной жизни, на некую либерализацию общественной жизни, расширение свободы прав и ослабление жестокого государственного контроля в разных областях жизнедеятельности. Однако назревавшая «холодная война» перечеркнула все надежды. Первыми признаками в ухудшении отношений с Западом было политика в 1946году по “завинчиванию гаек” по отношению к интеллигенции и буржуазии Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК. М., 2005.с. 59.. В популярных журналах печатались и помещались на первые полосы постановления ЦК партии о культуре. В журналах «Звезда» и «Ленинград» критиковались: писатели Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Твардовский, режиссеры Эйзенштейн, Довженко, композиторы Прокофьев, Шостакович, и многие другие знаменитые писатели, которые характеризовались пошлыми и безнравственными Против буржуазной идеологии космополитизма // Вопросы философии. 1948. № 2. с.14.. Осуждались работы академика Е.В.Тарле, его обвиняли за ошибочность в справедливых оценках характера Крымской войны, за оправдание войн Екатерины II. Полностью осуждались и критиковались произведения, проникнутые духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному.

Все это сопровождалось идеологической подоплекой, арестами, смещениями с занимаемых постов. Гонения проводились на этих граждан, из-за того что они в какой то степени считали себя не зависимыми от советской идеологии, считали себя свободными и в праве выбирать между западом и востоком, а не между западом, востоком и отдельно мощным государством СССР. Само слово космополит, несет в себе значение всеобщности, как гражданин мира, вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности Советский энциклопедический словарь. М., 1985. с. 634..

В литературе встречается мнение, что вся эта искусственно вызванная компания по уничтожению инакомыслия, в условиях недавней победы, все это может считаться наигранным национальным превосходством, русским приоритетом, над многонациональным народом, проживающим на большей территории СССР. И именно такое мнение может стать обоснованием такой политики антисемитизма Сталина, потому что на рубеже 40-х — 50-х годов такая политика могла стать одной из ступеней для новой политики сталинизма. По моему мнению, Сталин, таким образом, пытался создать не только свою политику идеализма и культа вождя, но и сохранить ту советскую самобытность, которая была создана после свержения монархии, благодаря деятельности видных социалистов и коммунистов. Сохранить присущие черты для советского народа, встать в стадию стагнации, варится в своем мире, и создавать в нем свое.

Подобные послевоенные идеологические кампании получили широкое освещение в современной научной исследовательской литературе. Они вызвали большой резонанс в обществе. Зачастую отечественная и зарубежная историография часто сравнивает «борьбу с безродным космополитизмом» с явным проявлением антисемитизма Иоффе Г.З. / «Сталин и борьба с космополитизмом. Новое документальное издание // Новая и новейшая история// 2007 г., №4// с. 80.. Например, как нашумевшее «Ленинградское дело», или “Дело Врачей ”проходившее в рамках борьбы с космополитизмом. Где в большинстве пострадало еврейское население, вот в чем проявлялась вся некорректность правительственной политики Сталина и его окружения. А все из-за стремления контролировать все национальности, держать их на прицеле и манипулировать.

Вообще первые обвинения в преклонении традициям запада стали появляться еще до холодной войны, и даже до начала Великой Отечественной войны. Примерно к 1936 году стали подвергаться репрессиям те, кто вообще не соглашался с общественно-политическим строем Советского Союза. Но в, то время Гитлер подвергался обвинениям в антисемитизме. Первым шагом, обозначившим переход на новый курс, стала речь Сталина 24 мая 1945 года, в которой он отмечал роль русского народа как направляющей силы, как «за здоровье русского народа, как наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза». Все это дало толчок соответствующей агитации в прессе. Утверждалось, что русскому народу, довелось взять на себя главную роль борьбы с гитлеровцами, что без помощи русских, ни один из народов в составе Советского Союза, не смог бы отстоять право на свою свободу и независимость от немецко-фашистских оккупантов. Все это проходило под знаком культивирования патриотизма.

Как быть Леди:  6 ошибок мышления, из-за которых вы остаетесь на нелюбимой работе / Хабр

В литературе довольно устойчиво понимание космополита, как свободного и независимого от другого идеологического влияния человека, с правильной адекватной оценкой происходящего, с четким пониманием и разграничением нужд и интересов людей. Главное это личность с его особенностями человека, а не его территориальной или партийной принадлежность. Без привилегий по расовому, политическому, национальному признакам. Космополит не делит людей по вероисповеданию, по расе, по различным убеждениям, или личным пристрастиям. Космополит, уже не ценит устаревшие традиции, а наоборот принимает и распространяет через других новые знания, пусть они будут родом хоть с другого конца света Советский энциклопедический словарь. М., 1985. с. 636..

Впервые теоретическое обоснование космополитизма в сравнении с патриотизмом и национализмом было дано в статье О.В. Куусинена «О патриотизме», где космополитизм трактовался как «безразличное и пренебрежительное отношение к Отечеству». Таким образом, из статьи можно сделать вывод, что космополитами могли быть только «враги народа», то есть не согласные с проводившейся политикой. довольно зловещий оттенок.

Появившееся в советской литературе ругательное выражение «безродный космополит» в конце 1940-х годов в советском партийном пропагандистском лозунге, по применению к интеллигенции, как к представителям антипатриотических и антисоветских влияний, автор это термина А. А. Жданов, главный идеолог партии, один из инициаторов преследования писателей, на одном из своих выступлений 1948 года говорил: «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом» Вдовин А. «Низкопоклонники» и «космополиты» // Наш современник. — 2007. № 1. с.174..

Само же вхождение в идеологический обиход термина “космополитизм” сопровождалось и заявлениями об его опасности и зловещности. Впервые об этом было заявлено в статье Отто Куусинена «О патриотизме» сразу же после тоста Сталина Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК. М., 2005. с. 92.. Куусинен писал, что космополитизм, в отличие от патриотизма, органически противопоказан трудящимся, коммунистическому движению.

В марте 1945 года Г. Ф. Александров опубликовал в журнале «Вопросы философии» свою статью «Космополитизм — идеология империалистической буржуазии», в которой объявлял космополитами таких видных государственных идеологических деятелей, как Милюкова, Бухарина, Троцкого, левых эсеров и левых коммунистов, в особенности перешедшего на сторону фашистов во время войны генерала Власова Александров Г.Ф. Космополитизм — идеология империалистической буржуазии // Вопросы философии. 1948. № 3. с.179.. Именно тогда термин приобрел свой окончательный негативный оттенок, сравниваясь с синонимами «изменник Родины» или «враг народа». Чтобы не быть голословным, Александров прямо назвал конкретного «безродного космополита», по его мнению это был Б.М.Кедров, главным редактором журнала «Вопросы философии», в которой печатался сам автор.

Когда, Сталину передали письмо театральных критиков с жалобами на руководство ССП, Сталин, не взглянув, произнес: «Типичная антипатриотическая атака на члена ЦК товарища Фадеева». В газете «Правда», под псевдонимом написал и Сталин ответную статью «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». В этой статье было несколько подразделений термина космополитизм, но устоялся в литературе один термин “безродный космополит” Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК. М., 2005. с. 370..

Нужно заметить, что И. Сталин всегда придавал проблеме космополитизма большое внимание, понимая ее важность в идеологическом аспекте. Поэтому фактически именно он был инициатором всей этой кампании. Он часто сам выступал редактором пропагандистских статей.

Пиком этой борьбы можно считать январь 1949 г., после выхода в журнале «Правда» статьи «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», в которой критиковались последователи буржуазной Европы. Ее авторами можно считать Александра Фадеева, Иосифа Сталина, Константина Симонова.

Апогеем этой кампании можно считать нашумевшее «Ленинградское дело» 1950года, и «дело врачей» 1952 года. Вот тут и начались гонения на еврейские объединения. Главными обвинениями выдвигались такие, как попытки дискриминации передовых явлений советской литературы и науки, яро критикуя патриотические произведения под предлогом художественного несовершенства. Они обвинялись в том, что порочили Горького, порочили советскую драматургию. Далее в статье говорилось, что стоит задача борьбы против безродного космополитизма, против буржуазных влияний. А первоочередной задачей ставился разгром антипатриотической группы театральных критиков.

Однако, наиболее яркой борьба с антипатриотизмом в Советском Союзе стала явной с 28 марта 1947 года, когда по инициативе Сталина, постановление ЦК ВКП(б) «О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах» Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК. М., 2005. с. 371.. Эти суды должны были «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». Когда эта компания стала проводиться повсеместно, во всех городах, во всех научных институтах и для всего еврейского населения так или иначе подходивших под определение космополита. Согласно этому постановлению, в каждом ведомстве создавался особый орган — «суд чести», на который возлагалось рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, которые не подлежат наказанию в уголовном порядке.

Как быть Леди:  Движение бодипозитив: история, принципы, за и против

Безусловно, вся эта проводившаяся кампания по обличению космополитов, по обвинениям в не патриотизме и предательстве своей Родины контролировалась сверху, и ни в коем случае не допускались какие либо отклонения от установленного нового идеологического курса.

В 1947 году, была развёрнута повсюду кампания против «низкопоклонства», поводом для которой послужило Дело — «КР» члена Академии медицинских наук СССР Н. Г. Клюевой и профессора Г. И. Роскина Павлов Ю. Космополитизм — идеологическое оружие американской реакции // Правда. 1949. . Ученые создали новый эффективный препарат от рака под названием «КР» (в переводе круцин). Этим открытием заинтересовались американцы, предложившие программу совместных исследований. По окончанию, которых предполагалось выпустить книгу. С согласия властей договоренность между сторонами была достигнута, и в ноябре 1946 г. был отправлен в США академик-секретарь АМН СССР В. В. Парин. Он американским ученым черновик книги «Биотерапия злокачественных опухолей» 1946года и ампулы с препаратом. И все это было с ведома министра здравоохранения. Однако, это событие вызвало недовольство Сталина. По возвращении Парина арестовали и осудили на 25 лет за «измену Родине». Тогда же был «суд чести» над Клюевой и Роскиным.

В 1948 году Ленинград стал одним из центров “борьбы с космополитизмом, где проходило истребление подозреваемых “космополитов” Сонин А.С. Несколько эпизодов борьбы с «космополитизмом» в физике

Космополиты//Еврейская энциклопедия // Вестник РАН, 1991, т.61, №12, с.103.. Наибольшие потери от этой кампании понес Ленинградский университет. На филологическом факультете и историческом факультете были арестованы и изгнаны с занимаемых постов лучшие профессора, такие как М.А. Гуковский, О.Л. Вайнштейн, доцент М.Б. Рабинович, декан факультета В.В. Мавродин был обвинен в покровительстве “космополитам”. Евреев изгоняли из аспирантуры, по окончании университета они получали распределение и направление в далекую провинцию или оказывались совершенно без работы. Прием евреев на преподавательские должности в университет был прекращен на долгие годы. Было всем запрещено печататься в иностранных журналах.

Такая ситуация оказалась выгодной для наиболее “бездарных ученых”, которые под запретом печатания зарубежной литературы скрыто ее использовали в плагиате выдавая ее за оригинальное исследование.

Например, А.Фатеев считает в своей монографии, что шедшие переговоры о создании независимости для Израиля, о создании НАТО, о том, что СССР потеряло надежды на создание на Ближнем Востоке своеобразного советского плацдарма для политики. Потому что Израиль пошел на сближение с США. И в этом плане советское правительство потерпело поражение. Отсюда и корни для Холодной войны. Отсюда, можно сделать вывод, что кампания по борьбе с безродным космополитизмом была тесно связана с Холодной войной. И такие сложившиеся внешние условия, как пишет автор, диктовали советскому правительству в еще большую изоляцию для советского народа от злых влияний Запада. И с еще большей силой насаждался в пропаганде и среди общества образ врага народа. А еврейское население вызывало подозрение, так как оно было наиболее западноориентированно и зажиточнее. Осенью 1948года выходит постановление «О Еврейском Антифашистском Комитете» Ярошевский М.Г. Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991, с.6.. Огласке не поддавался факт государственного национализма, и в итоге все эти причины были объединены в одну “борьба с низкопоклонством и космополитизмом”. Наступление противоборства теперь шло против капиталистическо-буржуазной идеологии и американизма. Из США создавался образ врага, а внутри низкопоклонники и космополиты. А в США в это время шла широкая антикоммунистическая кампания.

Я. Л. Раппопорт пишет, что «антиеврейская направленность борьбы была настолько откровенной, что ее было трудно прикрыть фиговым листком советского интернационализма» и приводит популярное двустишие: «Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом». А националисты США открыто обвинял правящую партию ВКП(б) «в открытом бесчеловечном антсемитизме» Фатеев А. Образ врага в советской пропаганде. 1945—1954 гг. Борьба с космополитизмом. / Монография. Отв. ред. Петрова Н. К.; Ин-т рос. истории РАН, 1999. с.215..

Но все это было предысторией для настоящего разгорания конфликта, по которому причиной к борьбе с космополитами стал конфликт в 1949 году между руководством Союза Писателей и критиками из Всероссийского театрального общества (ВТО). Которые в своих критических статьях подвергали опале пьесы социалистов (А.Фадеев). В ответ они обвинили критиков в космополитизме. Инициатором этой интриги стал первый секретарь МК и МГК Г. М. Попов, который лично обратил внимание Сталина на этот инцидент.

Подводя итоги по первой главе, можно выделить такие выводы, как то что, к сожалению, в самой кампании по борьбе с космополитизмом было множество перегибов, которые придавали ей нечеловеческие формы, которые доходили до абсурда, с такими печальными последствиями. Но все же, как бы, ни ругали сталинскую кампанию против космополитов, нужно учитывать, что с точки зрения правящего в те годы режима и при существовавшей тогда идеологической системе борьба с «антипатриотическими» проявлениями имела свои объективные предпосылки, помимо «антисемитизма». Это были общие меры, предпринятые после войны для общего укрепления коммунистического строя, для контроля над проявлениями инакомыслия и общественными чувствами, дозволенными во время войны в пропагандистских и националистических целях. Нельзя отрицать, что черты антисемитизма действительно исходили из следствий кампании по борьбе с антипатриотизмом и низкопоклонством перед Западом. В рядах космополитов упоминаются представители еврейской интеллигенции. В первую очередь, потому, что евреи, имели большой вес в прослойке российской интеллигенции в послевоенной статистике. Во-вторых, одной из причин обострения «еврейского вопроса» можно назвать провозглашение в 1948г. государства Израиль с проамериканской ориентацией. В советских евреях видели шпионов, предателей, пособников американским капиталистам, и изменников.

Как быть Леди:  Инстинкты человека и какие они бывают?

Можно представить общий механизм действия репрессий. Когда правительственная партия или ее руководство обнаруживало внеочередных тайных врагов космополитов. То тут же главная партийная газета «Правда» публиковала установочную статью, объясняющая и доказывающая враждебность и опасность этого явления для советской власти. Всегда приводились примеры разоблачения космополита. Впоследствии все советские структуры и организации должны были приступить к разоблачению всех космополитов. Если какой-нибудь журнал не находил подозреваемых в космополитизме, то это печатное издание могло считаться замешанным в сотрудничестве с инакомыслящими. Правительство реагировало на это моментально. Разоблачались все. Приветствовалась инициативность. Нередко сами космополиты маскировались под честных советских граждан и пытались отвести от себя подозрения разоблачением своих собратьев… В СССР подобные кампании традиционно являлись методом политико-идеологического управления государством и обществом, с важным дисциплинарным значением.

В итоге от космополитизма пострадали не только еврейские писатели, но так как их было гораздо больше в советской литературе, то они больше и пострадали от советской власти. Привилегированная еврейская научная интеллигенция крайне болезненно прошла идеологическую чистку, восприняв этот шаг властей как скрытый повод к антисемитизму.

Команду на прекращение кампании дали сверху 29 марта 1949 года, когда на совещании редакторов центральных газет секретарь ЦК, заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК М. А. Суслов предложил «осмыслить» ситуацию и прекратить публиковать «крикливые» статьи Костырченко Г.В. «Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР» // Вопросы истории // 1994 г., №8/ с. 59..

Тогда же в марте Сталин заявил, что «не надо делать из космополитов явление. Не следует сильно расширять круг. Нужно воевать не с людьми, а с идеями», кампания пошла на убыль, но она продолжалась уже без «антисемитской» сути. Он продолжал бояться, так как могло произойти крушение идеологических норм, а с ними и политической системы.

Необходимо выделить, что одним из следствий политики борьбы с космополитами было опускание «железного занавеса». Сталина часто обвиняют, что он воспользовался кампанией против космополитизма, чтобы ужесточить свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю. И действительно, данная программа во многом способствовала усилению политики изоляции советского государства, которая была направлена на недопущение воздействия капиталистической идеи на советских граждан.

Говоря о «борьбе с космополитизмом», необходимо также упомянуть, что она во многом сыграла негативную роль в развитии передовой мысли, как научной, так и культурной Против объективизма в исторической науке. // Вопросы истории. 1948. № 2. с. 11.. Она полностью ее отбросила назад, по сравнению с передовыми инновациями Запада. Были в ограничены возможности развития науки, философии и искусства. Ужесточение идеологического контроля над областью естественных наук во многом отбросило нашу страну назад. Примером этому может служить случай закрытия дороги советским генетикам. Академик Т.Лысенко монополизировал агробиологию, и в этой области многие почвоведы, медики и физиологи были отнесены на последние позиции, что препятствовало развитию этих важнейших областей. Кибернетику окрестили реакционной наукой.

Несомненно, критика ряда новейших научных направлений и невозможность сотрудничества с зарубежными коллегами, ограничение свободы дискуссий и мнений в среде передовых и образованнейших людей общества, является одним из самых отрицательных последствий «борьбы с космополитизмом».

Подводя итог, необходимо еще раз отметить, что кампания по борьбе с «безродными космополитами» не носила антисемитского характера, в отличии оттого, как раньше высказывалось такое мнение, оно не было политическим явлением, а многими ее жертвами стали абсолютно разные национальности. При этом в ходе кампании, в отличие от 30-х гг., теперь не проводилось масштабных репрессий. Кампания была направлена на взятие контроля над общественной мыслью. В результате борьбы с космополитизмом пострадали и отстали в своем развитии многие научные направления, была ограничена свобода мысли, свобода печати. Проводился государственный изоляционализм. Но в итоге эта политика выполнила свое предназначение, со временем изжив себя полностью.

Объективно выражаясь, кампания против космополитизма второй половины XXвека не подразумевала преследование евреев по национальному признаку, скорее всего её главной задачей была идеологическая самоизоляция СССР от вредного западного влияния. Добровольное пожертвование своим положением на внешнем уровне. Пытались искоренить научный и моральный авторитет Запада среди советского общества. То самоволие после войны и во время. То послабление которое дало советское правительство, считалось что развратило общество, проникающими с запада фильмами, наукой… Именно тогда сталинский режим из-за начинавшейся Холодной войны с Западом решил поправить сложившееся опасное положение, решительно переставив акценты в коммунистической идеологии и пропаганде против инакомыслия для поднятия морального патриотизма.

космополитизм борьба инакомыслие западничество

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий