Бихевиоризм: Что Это Такое? (Определение, Основная Идея)

Бихевиоризм: Что Это Такое? (Определение, Основная Идея) Женщине

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм является научным подходом к исследованию поведения людей и животных. Всестороннее изучение данной области основано на теории о том, что поведение любого человека обусловлено рефлексами и реакциями в ответ на какие-то мотивационные обстоятельства. Кроме этого, имеет немаловажное значение личный опыт конкретного индивидуума.

мозг

Полученный опыт в процессе развития складывается из двух основных моментов – поощрения и наказания. Эти два мощных импульса будут сильно воздействовать на личность, и регулировать ее поведение в той или иной ситуации. Бихевиористы, в свою очередь, признают влияние генетической наследственности, но все-таки первостепенную роль ученые отдают многообразию факторов окружения личности. Их интересуют именно когнитивные функции – процессы в головном мозге, которые активируются при изучении окружающей среды.

Изучать и рассматривать сознание, как отдельное и независимое явление, приверженцы бихевиоризма категорически отказывались. Они считали, что оно всего лишь представляет отдельные поведенческие реакции.

Кто является основоположником бихевиоризма?

Согласно историческим записям, основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон (США).

Основоположник бихевиоризма отвергал важность сознания и считал его изучение вопросом второстепенным. Он предлагал наблюдать за поведением, считая, что эмоции и чувства не объективны. Данная теория интересовала и наших учёных. Павлов, Сеченов и Бехтерев также активно интересовались темой, но окончательно идею сформулировал именно основатель бихевиоризма Уотсон.

Великий учёный, Иван Павлов был одним из тех, кто задал направление будущему разделу психологии. Он посвятил жизнь изучению рефлексов и создал целую науку. Подробнее в статье эксперимент «Собака Павлова». Некоторые идеи, которые позже использовали бихевиористы были озвучены ещё в 19 веке. Э.

Позже закономерности поведения исследовали и другие учёные. Б.Ф. Скиннер основал радикальный бихевиоризм, в основу которого легло утверждение, что побуждения и мысли находятся под тем же контролем что и внешнее поведение.

В целом Бихевиоризм совмещает несколько областей: методологию, философию и психологию. Его возникновению способствовало то, что психология оказалась бессильна в некоторых случаях и в ней не находилось объяснения некоторым явлениям. Он «привязал» нерациональную науку (на тот момент психологию) к материализму. Именно поэтому поначалу идеи встретили холодно и с недоверием, но постепенно бихевиоризм завоевал весь мир.

Сначала идеи, озвученные Уотсоном и Скиннером показались чрезмерно циничными, поскольку опускали человека до «интеллектуально развитого животного», которое всё ещё живёт по диким законам природы. Ещё один минус этой философии в том что она игнорирует самоопределение, творческое начало и сознание. Все мысли, фантазии и мечты не имеют связи с реальностью и их изучение почти невыполнимо.

Основатель бихевиоризма

Основоположник бихевиоризма – Джон Уотсон предложил вывести процессы, происходящие в человеческой психике на осязаемый, измеряемый с помощью приборов и тестов уровень, так родилась знаменитая формула: поведение — это S→R (стимул→реакция). Опираясь на опыт И. Павлова и М.

Другие последователи и представители бихевиоризма в психологии:

  1. Э. Толмен – выделил 3 детерминанты поведения (независимые переменные стимулы, способности организма, вмешивающиеся внутренние переменные намерения).
  2. К. Халл – стимулом и реакцией ввел промежуточное звено организм (внутренние невидимые процессы);
  3. Б. Скиннер – выделяет особый вид поведения – оперантное, формула приобретает вид S→P→R, где Р – это подкрепление, приводящее к полезному, закрепляющемуся в поведении результату.

Основные положения бихевиоризма

Главная задача состоит в изучении животного и человеческого поведения. Что означает данное понятие? Совокупность эмоций, ощущений и настроения в конкретных обстоятельствах. Поведение может быть стандартным или нестандартным. На него оказывают воздействие несколько факторов:

● Мотивы;● Социальные общественные нормы и правила;● Инстинкты и подсознание;● Самоконтроль.

Всё это изучает бихевиоризм, его основные идеи приведены ниже:

Самоконтроль поступков на сознательном уровне. Это высшая степень развития человека. Мало кто способен держать под неусыпным контролем своё поведение, оценивать ситуацию, делать выбор между вариантами. Чаще всего люди действуют рефлекторно, подвергаются общему эмоциональному воздействию (эйфория, паника, страх, радость) или отдаются во власть собственных эмоций и теряют контроль над поведением. Поэтому умение сохранять холодный рассудок является очень важным и ценным навыком.

Теория бихевиоризма в психологии отдаёт предпочтение также подсознательным программам, особенно в первые годы после появления на свет. В раннем детстве сознание едва развивается и за выживание отвечают врождённые инстинкты. Ещё один источник получения рефлекторной информации, это копирование более старших людей. Следуя их примеру, ребёнок получает готовый алгоритм действий, позволяющий выжить в потенциально опасном мире.

Принципы бихевиоризма не обходят стороной и социальные нормы. Этот фактор мы усваиваем уже в более старшем возрасте. Они также нужны для выживания и получения материальных и моральных благ. Готовая модель поведения позволяет «слиться с толпой» и стать «своим» в конкретном сообществе.

С позиции сторонников бихевиоризма психика не является чем-то абстрактным, она тесно взаимосвязана с физиологическими реакциями на происходящее вокруг. Они также полагают, что за поведение отвечают лишь поступки, вызванные разными стимулами, а ментальные и чувственные аспекты не значимы.

Как быть Леди:  Как научиться понимать себя (упражнение) | Пикабу

Бихевиористическое направление в психологии отдаёт предпочтение внешнему воздействию и реакциям, как ответу физического тела на действие со стороны. Оно бывает позитивным или негативным. Между причиной и следствием есть мотивация, которая склоняет чашу весов в ту или другую сторону.

Концепция бихевиоризма довольно логична и не уделяет внимания внутренним мотивам из-за трудности их изучения и определения. Согласно ей имеет значение лишь видимая сторона. Исследователи ставят перед собой задачи по предсказанию реакций на определённые раздражители и вывести закономерности поведения, в том числе вычислить по реакции причины.

Кроме того, были открыты способы манипулирования поведением, причём часто это происходит из корыстных побуждений.

Одним из примеров служит современный маркетинг, который успешно использует принципы бихевиоризма. Это можно наблюдать в любом супермаркете или онлайн-магазине. Чем дольше наука изучает поведение, тем изощреннее и тоньше становятся инструменты для манипулирования сознанием и подсознанием.

Основатель направления, Скиннер, отрицал свободу воли, однако не имел веры в предопределённость. Он полагал, что человек имеет выбор и может сделать его, опираясь на прежний опыт и стремясь к определённым целям. Желание человека достичь цели определяет его поступки.

Некоторые направления бихевиоризма:

● Методологический. Это наиболее классический вариант, который опирается на теорию того, что значение имеет лишь внешнее поведение, а эмоционально-мысленные проявления малозначимы и никак не влияют на наши реакции.

● Радикальный. Именно его основателем стал Скиннер. Он полагал, что ментально-чувственные проявления равнозначны поступкам. По мнению исследователя, они также отвечают за контроль, как и внешние воздействия.

● Теоретический. Это направление уделяет внимание мыслительной деятельности и чувственно-эмоциональной сфере. Также принимает во внимание и современные методы изучения человеческой природы, давая больше свободы в выборе способов для изучения человеческого поведения.

● Психологический. Его применяют психологи, а также психотерапевты в своей работе. В частности, его принципами пользуются воспитатели, учителя, дефектологи и профессионалы в коррекционной педагогике.

Бихевиоризм – это в психологии…

В далеком 1913 году Джон Уотсон всколыхнул Нью-Йорк лекцией-манифестом, рассказывающем о психологии с позиции последователя бихевиоризма. Молодой и перспективный исследователь фактически отожествлял поведение животных и людей.

Направление бихевиоризм – это то, что подтолкнуло психологию к бурному развитию в ипостаси науки экспериментальной. Уотсон практически кричал: забудьте о сознании, слепцы, давайте изучать поведение человека.

Суть бихевиоризма по Уотсону можно охарактеризовать связью стимул-реакция. Сначала нужно изучить причину импульса, а затем – предсказать последствия.

Уотсон говорил о четырех классах реакций:

  • Явные реакции. Когда ты отпираешь дверь, играешь на скрипке и вообще делаешь что-то, заметное глазу, то вот тебе явный пример видимой реакции. Просто, как дважды два.
  • Скрытые реакции. Ведешь внутренний диалог в любой непонятной ситуации? Тогда вот тебе пример скрытой реакции от дядюшки Джона Уолтера.
  • Зевание, кашель и иные импульсы – это тоже бихевиоризм в психологии. Новатор Уолтер обозвал все это явными наследственными реакциями.
  • Замаскированные наследственные реакции – все то, что происходит в системе внутренней секреции, пока ты об этом и не подозреваешь.

С позиции бихевиоризма, психология – это на 100% объективная сфера естественной науки, которая может предсказывать поведение и контролировать его.

Стимулы внешней среды и твои действия в ответ на них – вот что реально формирует поведение. А все эти штуки вроде эмоций и настроения настолько субъективны, что и внимания не достойны. Бихевиоризм это в психологии утверждал. Причем, весьма красноречиво.

Бихевиоризм в менеджменте

Методы бихевиоризма положили начало формированию школы поведенческих наук в менеджменте. Руководители производств и компаний прониклись идеями бихевиоризма, и для себя видели применение инструментов этой концепции для эффективного межличностного взаимодействия и как следствие – эффективность производственных процессов на всех уровнях.

  1. Теория Х. Классическая концепция, современными специалистами считается негуманной («жесткий менеджмент»), но имеющей место быть и в наши дни. Большая часть сотрудников ленивы, лишены чувства ответственности, но ценят стабильность и безопасность, поэтому нуждаются в контроле авторитарного руководства. Такая система менеджмента основана на поддержании у людей страха потерять свое рабочее место. Распространены штрафные санкции.
  2. Теория Y. Современная, прогрессивная концепция, опирающаяся на лучшие проявления человеческих качеств, для этого на производстве создается дружелюбная атмосфера, ставятся интересные задачи и привлекаются все сотрудники, чтобы показать, что компания развивается благодаря их мотивации, находчивости и стремлению к постоянному саморазвитию. Стиль руководства – демократический. Сотрудникам нравиться развиваться вместе с компанией.

Бихевиоризм в педагогике

Классический бихевиоризм нашел своих последователей и в педагогике. Долгое время обучение в школе базировалось на принципах «поощрения» и «наказания». Метод оценивания – пример бихевиорального подхода, цель которого в том, что высокая оценка должна закрепить стремление к дальнейшему обучению, а низкая послужить «укором» или наказанием, в результате которого, ученик, столкнувшись с неприятными последствиями халатного отношения к учебе, должен захотеть исправиться. Бихевиористическая педагогика подверглась жестокой критике со стороны гуманистов.

Бихевиоризм в политологии

Политический бихевиоризм – это методологическая ориентация, представляющая собой анализ явлений превозносимых политикой, осуществляемый через наблюдение за поведением человека или групп. Бихевиоризм внес в политику важные акценты:

  • учет психологического аспекта политики, который раньше даже не принимался во внимание;
  • применение количественных методов исследования для оценки влияния политических действий: выборов, внедрения законопроектов (контент-анализ, математическая систематизация и обработка).
Как быть Леди:  Адепт (класс) | Mass Effect Wiki | Fandom

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм это направление в психологии ставящее во главу угла поведенческие реакции человека и отрицающее сознание как самостоятельное психическое явление. Несколько десятилетий вплоть до середины XX в. психология как наука, изучала человека через набор поведенческих актов: стимулов и реакций, что позволило пролить свет на многие вещи, но не приблизило к феноменам сознательных и бессознательных процессов. На смену бихевиоризму пришла когнитивная психология.

Бихевиоризм в социологии

Социальные исследования и эксперименты неразрывно связаны с психологической наукой, и невозможны без изучения человеческой природы, процессов происходящих в психике. Социальный бихевиоризм проистекает из основных постулатов бихевиоризма Б.Ф. Скиннера, но вместо привычных «стимул→реакция», есть теория «поля», которая включает в себя положения:

  • каждый человек имеет индивидуальные особенности и реакции на стимулы внешнего мира;
  • прошлые события влияют на поведенческие навыки индивида в той или иной ситуации.

Бихевиоризм в экономике

Традиционная экономика, базирующаяся на классических принципах этики и морали видит человека логически мыслящим рациональным существом, вольным делать свой выбор исходя из насущных потребностей. Сегодня, существует несколько ответвлений экономики, одно из которых – бихевиоральная экономика, взявшая на вооружение все плюсы бихевиоризма.

Последователи бихевиоральной экономики разработали ряд методов, позволяющих создавать и увеличивать покупательский спрос:

  1. Негативные приманки. Товар, который залеживается на прилавках и из-за своей дороговизны не пользуется спросом, компании выбрасывают на рынок еще более дорогостоящий вариант, и тот продукт, который на фоне нового выглядит более дешевым, начинают раскупать.
  2. Бесплатные предложения – популярный метод среди маркетологов производств и компаний. Например, человеку предлагают две путевки по схожей стоимости, но в одну включен бесплатный завтрак, в другую нет. Приманка в виде бесплатного завтрака сработает – человеку приятно думать, что он что-то получает даром.

Бихевиоризм и роль обусловливания в нем

Уотсон предполагал, что в пределах возможностей своего тела человек может обучиться всему, что угодно. На это и направлен такой метод, как обусловливание. С позиции современной науки, оно бывает классическим и оперантным.

Классическое обусловливание предполагает, что безусловный стимул начинает ассоциироваться с безусловным, так как они изначально идут в паре.  Звучит запутано, но эксперимент Павлова все показывает и рассказывает на наглядном примере.

Оператное обусловливание сводится к системе «поощрение-наказание». Сначала человеку дают серию стимулов, которые подкрепляют желаемую реакцию, а затем наказывают за нежелательную.

Итак, в общих чертах идеальные условия для создания специалиста любого профиля. Компоненты:

  • Здоровые, развитые младенцы – 12 особей.
  • Особый мир – 1 штука.
  • Американец Джон Бродес Уотсон в единственном экземпляре.

При этом сделать нужно сущие пустяки: всего лишь вырастить здоровых младенцев в особом мире (информация взята из цитаты Уотсона).

По утверждению отца бихевиоризма, этого достаточно для того, чтобы любого человека превратить кого-угодно, от адвоката до попрошайки. И, самое главное, такой фокус можно проделать вне зависимости от таланта, наклонностей, наследственности и расовой принадлежности малыша.

Однако, Джон Уотсон не был бы исследователем 20 века, если бы не попытался приложить теорию к практике. В истории этого направления его эксперимент запечатлен под названием «Маленький Альберт».

Джон уотсон и торндайк

Джон Уотсон проводил множественные эксперименты над людьми. Особенно его внимание было обращено к изучению поведения младенцев. Это была превосходная идея, потому что груднички являлись ничем не обремененными и неопытными субъектами. Ученому удалось выделить три главные реакции, основывающихся на базе инстинктов.

Вслед за Уотсоном появлялось много ученых, которые делали посильный вклад в эту науку. Одним из наиболее заметных деятелей стал психолог и педагог американского происхождения Эдвард Торндайк. Он изучил и ввел такое понятие как «оперантное поведение», которое базировалось на идее развития путем многочисленных попыток и неудач.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Любое учение или система, какими бы стройными они не казались имеют свои ограничения в применении, и со временем стали видны все достоинства и недостатки бихевиоризма, где уместным будет применение методик этого направления, а где лучше применить более современные методы.

  • все что можно узнать, изучить и применить в поведении – бихевиоризм полно и наглядно продемонстрировал;
  • направление в сочетании с научным теоретическим подходом, подкрепленное огромным практическим опытом позволило расширить психологию, как науку;
  • бихевиоризм установил закономерности формирования поведенческих навыков.

Минусы:

  • игнорирование участия сознания человека, все поведенческие навыки, сводится к механистичности реакций;
  • мотивация, воля, формирование психического образа действия, и саморефлексия также не учитываются бихевиористами;
  • человек в условиях эксперимента рассматривается как животное, с набором инстинктов для выживания;
  • бихевиоризм не дает объяснений тяги человека к новым изобретениям и творчеству.

Рекомендуемые статьи:

Представители бихевиоризма

✔️ Предпосылки для появления бихевиоризма были в исследованиях И.П. Павлова. Он выяснил, что безусловные рефлексы отвечают за поведение, однако его возможно корректировать с помощью условных, новых рефлексов и создавать другие модели поведения (животных).

✔️ Самые значимые представители бихевиоризма в психологии это Дж. Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Уотсон был одним из первопроходцев в данной области. В годы учёбы он занимался изучением мозга животных, вывел закономерности в поведении, обозначил причинно-следственную связь между раздражителем и результатом.

Он противопоставил традиционной теории о людях схему, объясняющую поведение всякого живого существа, включая людей: раздражитель-ответ. Это явление было возможно измерить и обосновать, поэтому у теории нашлись сторонники. Уотсон считал, что вполне реально предсказывать и манипулировать поведением практически любого человека. В виде механизма он использовал обучение по схеме Павлова.

Как быть Леди:  Какие мистические существа охраняют донбасских шахтеров, и откуда они взялись

✔️ Если Павлов проводил свои исследования на животных, то Уотсон наблюдал за людьми и, в частности, за младенцами. Он выяснил, что существует базовый набор рефлексов, обеспечивающих выживание в первые дни и месяцы жизни: любовь, страх, агрессия. Психолог сделал вывод, что они являются основой, и именно на неё «записываются» остальные поведенческие отклики.

✔️ Скиннер подошёл к вопросу более скрупулёзно. Он заслужил статус одного из величайших знатоков психологии прошлого века. С позиции критиков он проводил свои исследования на грызунах и птицах, изучая лишь примитивные рефлексы и обучая их простейшим трюкам.

Для прочих животных его методы оказались бесполезны. Так бихевиористы потерпели некоторое поражение, мощное теоретическое обоснование сильно пошатнулось в глазах научного сообщества. Впрочем, эта неудача принесла плоды. Учёные выяснили, что мозг, сознание и генетическая предрасположенность тоже оказывают влияние на поведение людей и даже животных.

✔️ Ещё один представитель науки, Э.Бернейс, стал тем, кто объединил бихевиоризм с фрейдизмом. Зигмунд Фрейд приходился ему дядей, и он успешно применил знания своего близкого родственника на практике. Он стал крупным специалистом в области рекламы и «отцом пиара».

Кроме трудов своего дядюшки, он уделил внимание изысканиям академика Павлова и сделал свои выводы согласно им, человек ведёт себя определённым образом под влиянием мыслей, эмоций, ощущений, чувств, мировоззрения, воспитания, культурных особенностей и так далее.

Сейчас эти методики успешно применяют маркетологи, рекламщики и политтехнологи. Более того, существует руководство, как противостоять их влиянию, но оно не слишком популярно среди обывателей. Эти деятели активно манипулируют массами людей, принуждая их поступать определённым образом. Они вынуждают «хотеть» то, чего не хотелось, даже не задумываясь.

✔️ Ещё один представитель бихевиоризма, Торндайк, ввёл понятие оперантного поведения. Это результат проб и ошибок. Он причислял себя к коннексионистам, но применял теоретическую базу бихевиористов. Подопытными Торндайка также были крысы и голуби. Он выяснил, что на поведение оказывает давление, то есть поиск решения проблемы.

Представители, изучавшие бихевиоризм

Самым ярким лидером бихевиоризма является Джон Уотсон. Он не боялся изучать данную область с помощью неординарных экспериментов и как можно детальнее описывал полученные результаты.

Хотя Уотсон был не единственным, кто посвятил свою жизнь бихевиоризму. Среди прочих выдающихся личностей можно отметить заслуги Уильяма Хантера. Он прославился тем, что создал в 1914 году известную всем отсроченную схему анализа реакции в поведении. Авторитетным деятелем он стал благодаря своим знаменитым экспериментам, в которых участвовали обезьяны.

Еще одним именитым ученым, состоявшим в движении бихевиористов, был Карл Лешли. Он экспериментальным образом помог выбранному животному разработать конкретный навык. Затем он ампутировал какую-то часть мозга и пытался изучить взаимосвязь между обретенным навыком и отрезанной частью.

Теория бихевиоризма

Возникновение бихевиоризма произошло не на пустом месте, такие понятия как: «осознание» и «переживание» утратили свою ценность и ничего не могли дать ученым с практической точки зрения – это нельзя было потрогать и измерить эмпирическим путем. Суть бихевиоризма в том, что человек – это его поведение в ответ на стимул, пришлась по вкусу ученым, ведь это конкретные действия, которые можно исследовать.

Ударный эксперимент

Невзирая на признание теории, психологу-революционеру очень хотелось подтянуть к успеху и освоить практику. В конце 1919 года женатый исследователь в компании своей ассистентки-любовницы решился на эксперимент ребенком, которому не исполнилось и года.

Позднее, правда, Альберт оказался Дугласом. Но это не единственная неточность, которую допустили экспериментаторы в попытке вдохнуть жизнь в новое направление науки. На самом деле малыш не был здоровым ребенком – он страдал от гидроцефалии. Эта страшная болезнь сводится к тому, что загадочная штука мозг не работает так, как должна – в желудочковом отсеке слишком много жидкости. Заболевание вызвано генетической аномалией или инфекционными заболеваниями матери во время вынашивания плода.

Приблизимся к сути эксперимента. Сначала мальчику показывали живую белую крысу и всевозможные предметы, которые напоминали ее лишь отчасти: бороду, мех, хлопковую пряжу. Конечно, ребенок не пугался.

На второй стадии исследования малыш играл с крысой, а во время этого психолог ударял молотком по стальной ленте над его головой. Заметить происходящее Альберт не мог, поэтому пугался звука. Всего несколько повторений – и фактор страха переместился на ни в чем неповинную маленькую крысу.

Уотсон утверждал, что реакция закрепилась на месяц, но он может все прекратить в любой момент. Однако, малыша забрали в госпиталь – и дальнейшую его судьбу парочка Джон-Розали не проследила.

Казалось бы, успешный эксперимент. Однако, вскоре критики серьезно засомневались и в методике, и в результатах ее применения для доказательства жизнеспособности этого направления. Выяснилось, что психолог частенько повторял свой «ударный опыт», закрепляя эффект, поэтому утверждение о длительности фобии было взято с потолка. Кроме того, экспериментаторам было точно известно, когда ребенок покинет медицинское учреждение.

В общем, у эксперимента нашли такие минусы:

  • отсутствие конкретного плана и корректной структуры;
  • авторы полагались не на объективные результаты исследования, а на личные субъективные интерпретации;
  • этичность эксперимента оставалась под большим и жирным знаком вопроса.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий