Атеист — кто это? Что такое атеизм и научный атеизм?

Атеист - кто это? Что такое атеизм и научный атеизм? Женщине

Xx столетие

Атеизм в XX столетии, особенно в форме практического атеизма, распространился во многих обществах. Атеистические мысли нашли признание во многих других обширных философиях и мировоззрениях, таких, как экзистенциализм, объективизм, светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм и феминизм[118].

Логический позитивизм и сциентизм проложили дорогу для неопозитивизма, аналитической философии, структурализма и натурализма. Неопозитивизм и аналитическая философия отказались от классического рационализма и метафизики в пользу строгого эмпиризма и эпистемологического номинализма.

Сторонник аналитической философии Бертран Рассел в своей статье «Я атеист или агностик?» (англ. Am I An Atheist Or An Agnostic?) высказал мнение, что «христианский Бог» (англ. Christian God) не более вероятен, чем боги-олимпийцы (англ. Olympic gods)[119].

Людвиг Витгенштейн в своей ранней работе попытался отделить метафизику и язык сверхъестественного от рациональных рассуждений. Альфред Айер, ссылаясь на приверженность эмпирическим наукам, заявлял о бессмысленности религиозных утверждений и невозможности их проверки.

Родственный прикладной структурализмЛеви-Стросса объявлял человеческое подсознание источником религиозного языка, отрицая его трансцендентальное значение. Джон Финдлей и Джон Смарт утверждали, что существование Бога не является логически необходимым.

Натуралисты и материалистические монисты, такие как Джон Дьюи, рассматривали естественный мир как основу всего, отрицая существование Бога или бессмертность[54][120].

В XX веке атеизм господствовал в СССР. Коммунистическая партия с 1919 года открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»[121].

Один из руководителей Дравида Муннетра Кажагам (Дравидская Партия Прогресса), Э. В. Рамасвами Наикер (Перияр) боролся против индуизма и брахманов, которые, по его мнению, дискриминировали и разделяли людей во имя кастовой системы и религии[122][123].

Особенно много внимания Перияр привлёк в 1956 году, когда он надел на мурти индусского бога Рамы гирлянду из башмаков и сделал ряд антитеистических заявлений[124].

Антропоцентрические аргументы

Аксиологический, или конструктивный, атеизм рассматривает в качестве источника моральных ценностей не богов, а человеческую природу. Для этого вида атеизма человеческая природа является единственным источником этики и нравственных ценностей, а понятие бога не требуется для решения нравственных вопросов.

Маркс, Ницше, Фрейд и Сартр придерживались этой точки зрения, распространяя идеи освобождения, саморазвития и неограниченного счастья[63].

Один из наиболее популярных доводов против атеизма утверждает обратное — что отрицание существования справедливого бога ведёт к моральному релятивизму, лишая человека основ нравственности[78], или лишает жизнь смысла и делает человека несчастным[79].

Блез Паскаль высказал такое мнение в 1669 году[80]. Согласно же мнению психиатра XIX—XX вв. П. Б. Ганнушкина, существует положительная связь между религиозностью и жестокостью[81].

Атеизм в марксизме

Классики марксизма-ленинизма пытались научно обосновать атеизм. Теоретической основой марксистского атеизма является диалектический и исторический материализм[111].

«Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идёт дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идёт дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс». (В. И. Ленин, ПСС, т. 17, с. 418.)

Основополагающие принципы марксистского атеизма[112][113]:

Атеизм в мире

Для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение.

Характерным в этом отношении является публикация известным американским епископом книги под названием «Почему христианство должно измениться или умереть: Епископ обращается к верующим»[137].

Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, хотя существуют некоторые исключения, наиболее заметными из которых являются США и, среди исламских стран, Кувейт[138].

Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия[139]. В исламских странах, таких как Иран[140][141][142][143][144][145], Судан[142][146], Пакистан и Саудовская Аравия[142], действует шариат[145], по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью[145][147][148].

Атеизм и мораль

На утверждение людей с религиозным мировоззрением о том, что распространение религии способствует укреплению моральных и «духовных» ценностей, их оппоненты отвечают, что по-настоящему нравственный человек поступает хорошо добровольно, по внутреннему убеждению и по велению автономной совести[199], а не с целью избежать страшного наказания от того или иного бога (хотя следует признать, что не во всех религиях страх наказания является мотивирующим фактором к самосовершенствованию).

Атеисты предлагают свои системы моральных принципов (например, светский гуманизм) и свои объяснения возникновения совести и морали — не внушением людям нравственности откуда-то «свыше», а как феноменов, имеющих биологическую[201] и этологическую[202] первоосновы и дававших определённые эволюционные преимущества виду Homo sapiens, что и обусловило наблюдаемое сочетание генетического[203] и социального (воспитание) механизмов их передачи между поколениями[204].

Одним из авторитетных специалистов в области морали и этики, академикомА. А. Гусейновым, была сформулирована гипотеза о стадиальном происхождении нравственности, критерием которой служило обособление индивида от родо-племенной общности в качестве самодеятельной личности.

О взаимосвязи между религией и моралью он высказался следующим образом: «Мораль не только может быть независимой от религии или других детерминирующих её факторов. Но только такой она и может быть! Она выражает автономию личности. Нет сомнения, религия и мораль — разные вещи.

Но они при этом „тянутся“ друг к другу, перекрещиваются. Содержание нравственных норм и добродетелей является до банальности простым и практически одинаковым во всех развитых культурах; так, любой современный человек знает, что обманывать — плохо, а помогать нуждающимся — хорошо.

Но что касается философских и религиозно-конфессиональных обоснований и конфигураций морали, то они сильно отличаются друг от друга. Поэтому в современных условиях очень важно акцентировать внимание на единстве нравственного опыта людей в рамках общепринятых светских форм жизни…»[205][206].

Атеизм и наука

Нельзя научными методами показать, что «бога нет», поскольку именно в этом случае нет способа логически доказать отрицательное суждение[82]. Невозможно проверить «несуществование» чего-то, находящегося за пределами, доступными исследованию.

Эмпирическая наука основывается не на вере или священных преданиях и текстах, а на строгих методиках построения теоретических и практических моделей природных явлений и на выдвижении гипотез, объясняющих уже известные взаимосвязи явлений и предсказывающих ещё не наблюдавшиеся эффекты, с обязательной последующей верификацией выдвинутых гипотез практикой: наблюдениями и экспериментами, которые могут быть повторены и проверены.

Совпадение выводов гипотез с наблюдаемыми фактами означает получение новых объективных знаний о природе. Среди учёных было и есть достаточно много верующих: среди американских учёных в 1916 году было 42 % верующих, а в 1996 году 39 % верующих, атеистов 45 %, агностиков 14 % (журнал Nature т. 386, с. 435, 1997)[83].

«Во всех известных мне случаях верующие физики и астрономы в своих научных работах ни словом не упоминают о Боге. Они одновременно живут как бы в двух мирах — одном материальном, а другом каком-то трансцендентном, божественном. У них происходит как бы расщепление психики. Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. Таким образом, совместимость занятий наукой с верой в Бога отнюдь не тождественна с совместимостью веры в Бога с научным мышлением»[83].

Атеизм и познаваемость мира

Ричард Докинз считает, что атеизм не заявляет о полной познаваемости мира, и атеисты, как правило, не придерживаются этой точки зрения[193].

Наиболее полно[194] вопрос соотношения мировоззрения и познаваемости мира был раскрыт в философии науки, главным образом, в позитивизме и постпозитивизме.

Последний представлен в широком спектре: от концепций, которые развивают научный метод (например, критика критерия Поппера или утончённый фальсификационизм) до концепций, которые доказывают, что между наукой, религией и мифом не существует принципиальной границы[195].

В частности, Фейерабенд приходит к выводу[195], согласно которому невозможно утверждать, что научное знание более обоснованно, чем религиозное или мифологическое.

Основные аргументы[196] против подобной позиции крайнего релятивизма были изложены физиками Аланом Сокалом и Жаном Брикмоном. Они заключаются в доведении релятивизма (по мнению авторов) до абсурда, при рассмотрении практики, как единственного источника очевидных утверждений.

Атеизм по странам

Распространённость атеистического мировоззрения по странам

странадоля неверующего населения, %источник
ЭстонияЭстония75,7[149]
ШвецияШвеция59[150]
ЧехияЧехия64,3[149]
ВьетнамВьетнам46,1—81 (в среднем 63,55)[149][151]
ФранцияФранция63(не относят себя ни к какой религии)
40(убеждённых атеистов)
[152]
ДанияДания43—80 (в среднем 61,5)[151]
АлбанияАлбания60[153][154][155]
ВеликобританияВеликобритания39—65 (в среднем 52)[156]
ЯпонияЯпония51,8[149]
КитайКитай8—93 (в среднем 50,5)[149][151][157]
Корейская Народно-Демократическая РеспубликаСеверная Корея36,4—64,31 (в среднем 50,355)[149][158]
РоссияРоссия48,1[149]
БелоруссияБелоруссия47,8[149]
ВенгрияВенгрия42,6[149]
УкраинаУкраина42,4[149]
НидерландыНидерланды39—44 (в среднем 41,5)[151]
ЛатвияЛатвия40,6[149]
БельгияБельгия35,4[149]
Новая ЗеландияНовая Зеландия34,7(с дополнительным вопросом 87,3 % респондентов)[159]
ГерманияГермания34,6[160]
ЧилиЧили33,8[149]
ЛюксембургЛюксембург29,9[149]
СловенияСловения29,9[149]
ВенесуэлаВенесуэла27,0[149]
ИспанияИспания23,3[161]
СловакияСловакия23,1[149]
МексикаМексика20,5[149]
ЛитваЛитва19,4[149]
АвстралияАвстралия18,7[162]
странадоля неверующего населения, %источник
ИталияИталия17,8[149]
КанадаКанада16,2[163]
Соединённые Штаты АмерикиСША16,1[164]
АргентинаАргентина16,0[165]
Южно-Африканская РеспубликаЮАР15,1[166]
ХорватияХорватия13,2[149]
АвстрияАвстрия12,2[149]
ФинляндияФинляндия11,7[149]
ПортугалияПортугалия11,4[149]
Пуэрто-РикоПуэрто-Рико11,1[149]
БолгарияБолгария11,1[149]
ФилиппиныФилиппины10,9[149]
ИндияИндия6,6[149]
СербияСербия5,8[149]
ПеруПеру4,7[149]
ПольшаПольша4,6[149]
ИрландияИрландия6,0[167]
ИсландияИсландия4,3[149]
ГрецияГреция4,0[149]
ТурцияТурция2,5[149]
РумынияРумыния2,4[149]
ТанзанияТанзания1,7[149]
МальтаМальта1,3[149]
АзербайджанАзербайджан1,2[168]
ИранИран1,1[149]
УгандаУганда1,1[149]
НигерияНигерия0,7[149]
БангладешБангладеш0,1
ВатиканВатикан[149]
Как быть Леди:  Об унынии, тоске и лености / Православие.Ru

Атеизм, агностицизм и скептицизм

В наиболее общем виде источником критики атеизма со стороны агностиков является философский скептицизм, который может варьироваться и достигать отрицания реальности внешнего мира. Последнее приводит к сомнению в ценности эмпирического метода познания, как и его условий — бритвы Оккама и критерия Поппера.

Иллюстрацией часто служит мозг в колбе или представление Рене Декарта о «злом демоне»  (англ.) (рус., существе, которое может обманывать все органы чувств человека.

При этом, единственная частичка знания об окружающем мире, которую можно добыть исключительно рациональным способом, — это «я думаю, значит, я существую». Все остальные выводы могут оказаться ложными[197][198]. Концепцию Декарта демонстрирует, например, популярный фильм «Матрица».

Атеисты среди знаменитостей

На сегодняшний день признанные атеисты среди знаменитостей встречаются достаточно редко. Модой является принадлежность к какой-либо конфессии, секте, вплоть до неоязыческих. Интерес к таким сектам подстегивается и обществом, для которого это альтернатива традиционным религиям.

Первым человеком, который с полным обоснованием называл себя атеистом, был французский барон и философ Гольбах. С его точки зрения Вселенная функционирует на вполне материалистических основах. Несколько его сочинений были осуждены и прилюдно сожжены на площади. Однако начало было положено, и с течением времени количество атеистов в мире лишь увеличивалось.

Среди известных философов, которые были агностиками либо атеистами, можно назвать Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Маркса. В 20 веке марксистский атеизм был одним из наиболее распространенных атеистических течений в мире. Согласно этому учению, религия происходит от невозможности объяснить и бороться с силами природы.

Известные атеисты либо агностики встречаются во всех сферах человеческой жизни. Это ученые, политики и общественные деятели, философы, писатели, деятели культуры. Среди них такие известные люди, как основатель биогеохимии В. И. Вернадский, философ и математик Бертран Рассел, в разное время называвший себя агностиком и атеистом, физик и популяризатор ряда научных дисциплин Стивен Хокинг.

Среди ныне живущих атеистов, которые активно пропагандируют свои взгляды, можно выделить биолога Ричарда Докинза, согласно которому бог – не более чем иллюзия, и всех агностиков можно причислить к разряду атеистов, и известного дизайнера Артемия Лебедева.

Вторая половина xix века

Во второй половине XIX века атеизм получил известность под воздействием философов-рационалистов и вольнодумцев. Многие известные немецкие философы того времени, такие как Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии[110].

На распространение атеизма в это время сильно повлияла книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов» и развитие идей теории эволюции.

В научной библеистике сформировалась историческая школа, которая в отличие от мифологической школы рассматривала события Библии как исторические, но в то же время рассматривали их с точки зрения атеизма, отвергая возможность реальности сверхъестественных проявлений (чудеса, пророчества, откровения, явления ангелов), описанных в Библии.

Демография

Довольно сложно определить количество атеистов во всем мире. Участники опросов могут по-разному понимать термин «атеизм» и различия между атеизмом, не-религиозными верованиями, не-теистическими религиями и духовными практиками. Помимо этого, в некоторых религиозных странах люди стараются не демонстрировать свои атеистические взгляды с целью избежать дискриминации и преследований.

Исследование, проведённое Британской Энциклопедией в 2005 году, показало, что нерелигиозными являются примерно 11,9 % людей, а атеистами — порядка 2,3 %. Эти результаты не включают в себя последователей нетеистических религий, таких, как буддизм[170].

Также в 2005 году Pew Research Center исследовал отношение американцев к представителям различных конфессий (мировоззрений). Было установлено, что атеисты пользуются наименьшим уважением. 35 % американцев относятся к ним положительно, 53 % — отрицательно[171].

По результатам опроса Pew Research Center, проведённого в 2021 году, за последние 5 лет доля граждан США, не связывающих себя ни с какой религией, возросла с 15 до 20 %. Доля атеистов в период 2007—2021 возросла с 1,6 до 2,4 %, агностиков — с 2,1 до 3,3 %.

В ноябре — декабре 2006 года опрос среди граждан США и пяти европейских стран, опубликованный в Financial Times, показал, что американцы более, чем европейцы, склонны верить во что-либо сверхъестественное (73 %). Среди взрослого населения Европы более верующими являются итальянцы (62 %), а французы — наименее религиозны (27 %).

Во Франции 32 % опрошенных назвали себя атеистами и ещё 32 % — агностиками[173]. Официальный опрос Европейского союза дал следующие результаты: 18 % населения ЕС не верят в бога, 27 % допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», в то время как 52 % верят в какого-либо конкретного бога.

Среди тех, кто прекратил обучение в школе, не достигнув пятнадцатилетия, соотношение верующих повышается до 65 %; те из опрошенных, кто считал себя выходцем из строгих семей, более склонны верить в бога, нежели те, чьи семьи не имели строгих внутренних правил[174].

В 2007 году опрос, проведённый Институтом Социальных исследований (США), показал, что самой религиозной страной среди индустриально развитых государств являются США — 90 % утверждают, что верят в бога, 60 % ежедневно молятся, 46 % еженедельно посещают храм (синагогу или мечеть).

Доля активных верующих в других индустриально развитых странах значительно ниже — 4 % в Великобритании, 8 % во Франции, 7 % в Швеции и 4 % в Японии[175].

На 2005 год первое место в списке 50 самых атеистических стран мира, составленным американским колледжем Питцер, занимает Швеция (45—85 % жителей являются атеистами). За ней следует Вьетнам (81 %), Дания (43—80 %)

, Норвегия (31—72 %), Япония (64—65 %), Чехия (54—61 %), Финляндия (28—60 %), Франция (43—54 %), Южная Корея (30—52 %) и Эстония (49 %)[176].

Классическая античность

В «

Апологии

»

Сократ

обвиняется

Мелетом

в том, что абсолютно не верит в богов. Бог же, замечает Сократ, «видим в своих великих деяниях, но как он всем этим правит, это вне известности»

[94]

. «Относительно души человеческой, которая более чем что-либо другое в человеке причастна божеству, известно, — полагает Сократ, — что она царствует в нас, но и её мы не видим. Вдумываясь во всё это, человек не должен презрительно относиться к невидимому; напротив того, должен познавать его действия в явлениях и чтить божественную силу»

[95]

Греческий поэт Диагор (V столетие до нашей эры) известен как «первый атеист»[96] и ярый критик религии и мистицизма. Критий видел религию как человеческое изобретение, запугиванием помещающее людей в некоторые рамки морали[97].

«Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков…» («Досократики», ч. 1, Каз., 1914, с. 111)[98].

Атомисты, такие как Демокрит, пытались описать мир только материалистическим способом, не ссылаясь на духовность и мистицизм.

Логические аргументы и доказательства

Согласно логическому атеизму, различные концепции богов (например — бог как личность) включают в себя логически несовместимые свойства. Сторонники этой формы атеизма приводят логические доказательства невозможности существования бога, используя противоречия между такими качествами, как совершенство, статус «творца», неизменность, всезнание, вездесущность, всеблагость, трансцендентность, личностность, бестелесность, справедливость и милосердие[75].

Не принимая, прежде всего — с этической позиции, доводы теодицеи, атеисты считают, что наблюдаемая действительность не согласуется с качествами, обычно приписываемыми богам теологами. Они утверждают, что всезнающий, всемогущий и всеблагой бог не совместим с миром, в котором есть зло и страдание, где любовь бога скрыта от многих людей[76].

Метафизические аргументы

Метафизический атеизм обычно базируется на материалистическом монизме — взгляде, по которому реальность однородна, неделима и материальна. Абсолютные метафизические атеисты придерживаются того или иного вида физикализма, поэтому они явно отрицают существование любых нематериальных сущностей.

Относительный метафизический атеизм заключается в том, что признаёт существование некой высшей нематериальной сущности (логос, нус, дао, брахман, субстанция, мировой дух, абсолют, вселенский разум, ноосфера и т. д. и т. п.), но не обладающей единством трансцендентности и бытия, а этим отрицается и существование бога как личности.

К относительному метафизическому атеизму относятся такие течения, как пантеизм — «Бог или Природа» у Спинозы и панентеизм (от греч. pan en theo — всё в боге), то есть концепция «Бог-природа», развивавшаяся от Эриугены и до Гегеля[63].

Метафизика деистовЧербери, Руссо, Вольтерa, Лессингa также отрицает бога-индивидуума, заинтересованного в судьбе мироздания и человечества, а значит, отвергает и все авраамические религии и большинство остальных исторических и современных верований, но деизм нельзя отнести к относительному метафизическому атеизму, поскольку предполагается бог-творец, который должен был хотя бы однажды обладать таким личностным качеством как воля.

Научная литература

на русском языке
  • Атеизм // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Гараджа В. И.Атеизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2021. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Глаголев С. С.[[[s:Страница:Православная богословская энциклопедия. Том 2.djvu/75|заглавие=]]Православная богословская энциклопедия Атеизмъ] // / А. П. Лопухин. — Пг.: Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. II. Археология — Бюхнер. — С. 133—142.
  • Григорьян М. М. Курс лекций по истории атеизма: учеб. пособие. — М.: Мысль, 1973. — 307 с.
  • Докинз РичардБог как иллюзия
  • Карманный словарь атеиста / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов и др. Под ред. М. П. Новикова. — 4-ое изд. — М.: Политиздат, 1983. — 271 с.
  • История и теория атеизма / Под ред. М. П. Новиков. — 3-е изд.. — М., 1987. — 482 с.
  • Карлюк А. С. Очерки по научному атеизму. — Мн.: Издательство Академии наук Белорусской ССР, 1961. — 589 с.
  • Настольная книга атеиста / С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.; Под общ. ред. С. Д. Сказкина. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с.
  • Научный атеизм: Учебное пособие / Ред: М. П. Мчедлов. — М., 1988. — 304 с. — ISBN 5-250-00174-2.
  • Попова М. А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). — М.: Мысль, 1973. — 263 с.
  • Современная буржуазная философия и религия / Под ред. А. С. Богомолова. — М.: Политиздат, 1977. — 376 с.
  • Справочник атеиста / Под ред. Б. А. Лобовик. — К.: Наукова думка, 1986. — 522 с. — 74 000 экз.
  • Сухов А. Д. Атеизм передовых русских мыслителей: Радищев, декабристы, революционные демократы, естествоиспытатели-материалисты, революционные народники. — М.: Мысль, 1980. — 250 с.
  • Тажуризина З. А. Актуальные вопросы истории атеизма: общественно-политическая литература. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 208 с.
  • Тихонов В. А.Исторические корни и проблемы научного атеизма в современной России. Религиозные угрозы в современном мире // Сборник научных статей по научному атеизму и истории. — М., 2021. — Т. 1. — С. 6—22.
  • Успенская Е. Н.Этнокастовые общности пашенных земледельцев жаркого пояса, варновый статус шудра. // Антропология индийской касты / Е. Н. Успенская; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: Наука, 2021. — 558 с. — ISBN 978-5-02-025614-9.
  • Францов Г. П. Научный атеизм. — М.: Наука, 1972. — 634 с.
  • Фурс В. Н.Атеизм // История философии. Энциклопедия / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — С. 1334—1335. — 1376 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-6656-20-6.
  • Шахнович М. И.Происхождение философии и атеизм. — Л.: Наука, 1973. — 250 с.
  • Шердаков В. Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. — М.: Изд-во политической литературы, 1982. — 287 с.
на других языках
Как быть Леди:  «Люблю своего мучителя». Что такое стокгольмский синдром? | Отношения | Наша Психология

Публицистика

сингулярности

Новое время

Во времена Ренессанса и Реформации религиозные страсти накалились, что очевидно по распространению новых религиозных законов, братств, популярных увлечений в католическом мире и появлению всё более аскетичных протестантских религиозных течений, таких как кальвинисты.

Это было время межконфессионального соперничества, позволившего ещё больше расширить границы теологической и философской теории, что позднее во многом было использовано для продвижения скептического (по отношению к религии) мировоззрения. В это время начала развиваться библейская критика, открыто начали распространяться идеи о том, что Библия представляет собой сборник мифов и легенд.

Критика христианства участилась в XVII и XVIII веках, особенно во Франции и Англии, где, по мнению современников, наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители, такие как Томас Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма в отношении сверхъестественных сил.

В конце XVII столетия деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд. Фактически все французские и английские философы XVIII века в какой-то форме придерживались деизма. Высмеивая христианство, многие деисты в то же время презирали и атеизм.

Первые открыто атеистические мыслители, такие как барон Гольбах, появились в конце XVIII века, когда выражение неверия в бога стало менее опасно[109]. Дэвид Юм был наиболее систематичным представителем просвещённого мышления, создававшим скептическую эпистемологию, основанную на эмпиризме, и подрывавшим метафизические основы теологии.

Великая французская революция вынесла атеизм и антиклерикальный деизм из салонов на улицы. Попытка навязать Гражданское устройство духовенства привела к антиклерикалистским волнениям и изгнанию многих священников из Франции.

Хаотические политические события в революционном Париже, в конечном счёте, позволили более радикальным якобинцам, развернувшим массовый террор, захватить власть в 1793 году. Насильственная дехристианизация Франции, заменившая религию «культом Разума», а затем государственным религиозным «культом Верховного Существа», закончилась с термидорианским переворотом, но некоторые секуляристские меры того периода остались постоянным наследством французской политики.

В период Директории, консульства и Империи секуляризация французского общества была узаконена, причём в её орбиту вовлекались сначала Северная Италия, а затем и другие территории в Европе, где возникали государства-сателлиты Франции — сначала республики, позднее (после коронации Наполеона в 1804 году) — монархии.

В XIX веке многие атеисты и другие антирелигиозные мыслители направили свои усилия на политическую и социальную революцию, содействуя переворотам 1848 года, Рисорджименто в Италии и росту интернационального социалистического движения.

Определения и различия

Авторы расходятся в том, как лучше всего определять атеизм[36], о каких именно сверхъестественных сущностях идёт речь, утверждает ли атеизм их отсутствие, является ли атеизм осознанным прямым отрицанием всего сверхъестественного. По мнению лауреата Нобелевской премии, академикаРАНВиталия Гинзбурга,

Задача атеистов состоит не в борьбе с религией, а в атеистическом просвещении, в частности, разоблачении креационизма и всяких других антинаучных «теорий». Особо отмечу полнейшую несостоятельность довольно распространенного тезиса: «Если Бога нет, то всё дозволено». Теизм действительно в ряде случаев, но далеко не всегда (см. некоторые течения в исламском фундаментализме) оказывает благотворное влияние на укрепление положительных этических и моральных норм. Вместе с тем атеизм ничуть не в меньшей степени «исповедует» аналогичные взгляды и представления.

Было предложено несколько способов выделить различные виды атеизма (как правило, приравниваемого к «отсутствию веры в богов» в наиболее широком смысле).

От раннего средневековья до ренессанса

Следование атеистическим взглядам было редким явлением в Европе на протяжении раннего Средневековья и Средних веков, доминировал интерес к религии и теологии[106].

Как заметил Анатоль Франс, в этот период «счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение… немедленно сжигать всякого инакомыслящего».

Николай Кузанский придерживался формы фидеизма, которую называл docta ignorantia («учёное невежество»), утверждая, что бог находится за гранью человеческого понимания, и наше знание о боге ограничено догадками. Уильям Оккам положил начало антиметафизическим учениям, заявив о номиналистических ограничениях человеческого познания необычайных вещей.

Разделение веры и разума повлияло на таких богословов, как Джон Виклиф, Ян Гус и Мартин Лютер[106]. После них католицизм утратил своё доминирование в Европе и подвергся радикальной реформации, обычно более терпимой в вопросах веры.

Ряд видных представителей антирелигиозного свободомыслия появились в эту эпоху и в мусульманском мире. Это Абу Бакр Мухаммад ар-Рази, Абу-ль-Аля аль-Маарри, Ибн ар-Раванди, Абу Иса аль-Варрак, Омар Хайям, Ибн-Рушд и другие.

Примечания

  1. Liddell H. G., Scott R.ἄθεος // A Greek-English Lexicon / revised and augmented throughout by Sir Henry Stuart Jones with the assistance of Roderick McKenzie. — Oxford : Clarendon Press, 1940.
  2. 123Атеизм / Пищик Ю. Б. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  3. Greek Dictionary Headword Search Results θεός — god
  4. Согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» (1956 года)

    § 96. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии, например: Христос, Будда, Зевс, Венера, Вотан, Перун, Молох. Примечание. Индивидуальные названия мифологических существ, превратившиеся в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы, например: молох империализма.

    В справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» Российской академии наук (2007)

  5. Гараджа В. И.Атеизм // Новая философская энциклопедия / Стёпин В. С. — 2-е изд. — М. : Мысль, 2021. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  6. 1234Nielsen K. E  (англ.).Atheism // Encyclopædia Britannica. — 2021.
  7. Edwards P  (англ.).Atheism // Encyclopedia of philosophy / ed. Donald M. Borchert. — 2nd ed. — New York: Thomson Gale, 2006. — Vol. 1. — 6200 p. — ISBN 0-02-865780-2.
  8. В большинстве словарей первым указано одно из более узких значений. См. результаты поиска по ключевому слову «atheism» в OneLook Dictionary Search
  9. 123Martin M. L.Appendix. Atheism Defined and Contrasted // Atheism: A Philosophical Justification. — Philadelphia: Temple University Press, 1989, republished 1992. — ISBN 0-87722-943-0. (неофициальный перевод на русский язык)
  10. Даль В. И. Атеизм // Толковый словарь живого великорусского языка.
  11. A person who is without a belief in any deity. This definition would mainly include those who are simply unaware of the existence of any deity. It would also include a person who is either too young or who lacks the mental ability to conceive of a deity…
  12. A person who totally rejects the existence of any deity. Some may keep this belief to themselves; others may assert this belief to others.
  • Blackburn S.atheism // The Oxford Dictionary of Philosophy  (англ.) (англ.). — 3rd ed. — Oxford: Oxford University Press, 2021. — P. 35. — ISBN 978-0-19-873530-4.
  • Ferm V  (англ.).Atheism // Dictionary of Philosophy / ред. Runes, Dagobert D[en]. — New Jersey: Littlefield, Adams & Co. Philosophical Library, 1942 edition. — ISBN 0-06-463461-2.
  • (a) the belief that there is no God;
  • (b) Some philosophers have been called „atheistic“ because they have not held to a belief in a personal God. Atheism in this sense means „not theistic“.
  • Rowe W. L  (англ.).Atheism // Routledge Encyclopedia of Philosophy / ed. Edward Craig. — London, New York : Taylor & Francis, 1998. — ISBN 9780415073103.
  • Definitions: Atheism (неопр.) (недоступная ссылка). // Department of Religious Studies, University of Alabama. Архивировано 11 июня 2021 года.
  • 12Oxford English Dictionary. — 2nd. — 1989.
  • Theism (неопр.). // Merriam-Webster Online Dictionary. Архивировано 30 января 2021 года.
  • Гинзбург В. Л.Религия и наука. Разум и вера (рус.) // Наука и жизнь.
  • 12Тажуризина З. А.Атеизм // Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006. — 1256 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0756-2.
  • Lacey A.Humanism // The Oxford Companion to Philosophy  (англ.) (англ.) / Ted Honderich (ed.). — New York: Oxford University Press. — P. 376. — ISBN 0-19-866132-0.
  • Fales E.Naturalism and Physicalism // The Cambridge Companion to Atheism / M. Martin ed. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — P. 122—131. — ISBN 0-521-60367-6.
  • Baggini J. Atheism: A Very Short Introduction (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2003. — P. 3—4. — ISBN 0-19-280424-3.
  • 12Drachmann A. B.Atheism in Pagan Antiquity. — Chicago: Ares Publishers, 1977 (unchanged reprint of the 1922 edition). — ISBN 0-89005-201-8.
  • Слово αθεοι не присутствует больше ни в каком виде ни в Септуагинте, ни в Новом Завете. Robertson A. T.Ephesians: Chapter 2 // Word Pictures in the New Testament (англ.). — Broadman Press  (англ.), 1960.
  • Hanmer M.  (англ.).The auncient ecclesiasticall histories of the first six hundred years after Christ, written by Eusebius, Socrates, and Evagrius (англ.). — London, 1577. — P. 63.
  • Burton R.The Anatomy of Melancholy. — 1621. — С. III. iv. II. i.
  • Martin E.Five Letters // His opinion concerning the difference between the Church of England and Geneva [etc.] (англ.). — London, 1662. — P. 45.
  • Cudworth R.The true intellectual system of the universe (англ.). — London, 1678. — P. Preface. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 января 2009.Архивировано 23 ноября 2008 года.
  • Теизм — статья из Большой советской энциклопедии
  • Кедворт // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Dryden J. Religio laici, or A laymans faith, a poem. — London, 1682. — С. Preface.
  • В Оксфордском словаре английского языка также есть более ранняя форма, atheonism, возникшая примерно в 1534 году. Более поздние, вышедшие из употребления слова athean и atheal возникли в 1611 и 1612 годах, соответственно. The Oxford English Dictionary (рус.). — Second Edition. — Oxford University Press, USA, 1989. — ISBN 0-19-861186-2.
  • Armstrong K. A History of God. — London: Vintage, 1999. — ISBN 0-09-927367-5.
  • Частично благодаря широкому использованию в монотеистическом западном обществе, атеизм обычно определяется как «отрицание бога», а не более широко (например, «отрицание богов»). В современных текстах редко различаются эти два определения, но раньше под атеизмом подразумевалось именно отказ от веры в единого бога, а не в политеистических богов. Поэтому в конце XIX века был введен термин adevism (уже вышедший из употребления), означавший отсутствие веры во всевозможных богов. Atheonism // Encyclopædia Britannica. — 11th Edition. — 1911.
  • 123Martin M. L.The Cambridge Companion to Atheism. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — ISBN 0-521-84270-0.
  • Психологические, социологические и экономические аргументы

    Epikouros BM 1843.jpg

    Такие философы, как Людвиг Фейербах и Зигмунд Фрейд, утверждали, что вера в богов и религии — человеческие изобретения, возникшие, чтобы удовлетворить естественные эмоциональные, мировоззренческие и социальные потребности. Историк Эдуард Гиббон писал по этому поводу:

    «Все свои религиозные культы народ Древнего Рима всегда считал одинаково истинными, философы — одинаково ложными, а правители — одинаково полезными»[70]. Это мнение разделяют и большинство буддистов[71].

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс, под влиянием трудов Фейербаха, утверждали, что «…всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»[72], что позволяет использовать религию как средство социального контроля: «…бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуатирующими правящими классами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов…»[73] Согласно Михаилу Бакунину, «идея бога влечёт за собою отречение от человеческого разума и справедливости, она есть самое решительное отрицание человеческой свободы и приводит неизбежно к рабству людей в теории и на практике».

    Он «перевернул» знаменитый афоризм Вольтера о том, что «если бы Бога не было, его следовало бы изобрести», и написал, что «если бы Бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его»[74].

    Ранние индийские религии и философские школы

    Атеистические школы присутствовали в раннем индуизме. Материалистическая и антирелигиозная философская школа Чарвака, основанная в Индии ориентировочно в VI столетии до нашей эры, — вероятно, наиболее яркая атеистическая философская школа в Индии.

    Эта ветвь индийской философии классифицируется как неортодоксальная система и не рассматривается как часть шести ортодоксальных школ индуизма, но заслуживает внимания как материалистическое движение в индуизме[85].

    Четерджи и Датта пишут, что до нас не дошли тексты философии Чарвака, и наше представление об этой философии основано, главным образом, на критике их идей другими школами[89].

    Часто к атеистическим причисляют индийскую философскую систему санкхья. Отрицание бога, как единого творца, также присутствует в джайнизме и буддизме[90].

    В то же время сами представители этих религий и многие исследователи не признают их атеистическими и предпочитают использовать термин non-theism[91][92][93], который в русскоязычной литературе обычно переводится как не-теизм.

    Слабый и сильный атеизм

    Философы, такие как Энтони Флю[46] и Майкл Мартин[33], различают слабый (негативный) и сильный (позитивный) атеизм.

    Сильный атеизм — отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все остальные формы отсутствия теизма. Согласно этому разделению, любой человек является либо теистом, либо «сильным», либо «слабым» атеистом[47].

    Термины сильный и слабый появились сравнительно недавно, однако эквивалентные им термины негативный и позитивный атеизм уже использовались в философской литературе[46] и (в несколько ином смысле) католическими апологетами[48]. Согласно такому разграничению атеизма, большинство агностиков являются «слабыми» атеистами.

    На основе вышеприведённого определения агностицизм может считаться «слабым» атеизмом[49], однако большинство агностиков отделяют свои взгляды от атеизма, который они считают не более обоснованным, чем теизм[50].

    Предполагаемая недостижимость знания о существовании или несуществовании того или иного бога рассматривается как признак того, что атеизм не обходится без слепой веры[51]. Обычный ответ атеистов заключается в том, что недоказанные религиозные высказывания заслуживают ровно столько же недоверия, сколько заслуживают все другие недоказанные утверждения[52], и что недоказуемость несуществования отдельно взятого бога не подразумевает, что его существование и несуществование равновероятны[53].

    Шотландский философ Джон Смарт также утверждает, что «иногда человек, в действительности являющийся атеистом, может называть себя агностиком из-за необдуманного обобщения философского скептицизма, который предостерегает нас от утверждения того, что мы что-то знаем, кроме, разве что, математики и формальной логики»[54].

    Как следствие, некоторые из популярных писателей-атеистов, например, Ричард Докинз, предпочитают различать теистические, агностические и атеистические взгляды по вероятности, приписываемой правдивости утверждения «Бог существует»[55].

    Американский публицист, ведущий телепередачи «Опыт атеиста[en]» Мэтт Диллаханти[en] для иллюстрации бремени доказательства и разницы между сильным и слабым атеизмом приводит пример большой банки с конфетами, в которой может содержаться либо чётное, либо нечётное их количество[56][57][58]. Перед тем, как мы получим какую-либо информацию о количестве конфет, у нас нет никакой возможности проверить любое из этих двух утверждений, в этом случае мы откладываем вынесение суждения в пользу одного из утверждений.

    С точки зрения эпистемологии, когда нет личных предпочтений в сторону противоположных утверждений, то имеет смысл скептически относиться к обоим утверждениям[59]. На этом примере видно, что, когда утверждение является спорным, бремя доказательства ложится на утверждающего, поскольку, если у утверждающего нет достаточных доказательств в поддержку своего утверждения, такое утверждение может считаться аргументом к незнанию.

    Применительно к атеизму позиция не верить утверждению, что число конфет чётно, сходна со слабым атеизмом, а позиция принимать утверждение, что число конфет нечётно — с сильным атеизмом. Очевидно, что непринятие одного утверждения не означает автоматического принятия противоположного утверждения.

    Широта понятия

    Часть неясностей и споров, касающихся определения атеизма, возникают из неоднозначностей в определениях таких слов, как «божество» и «бог». Так как существует множество совершенно разных представлений о сверхъестественном, возникли различные мнения относительно того, к каким из них имеет отношение термин «атеизм».

    Если считать «теизм» верой в единого персонифицированного Бога-Творца, то людей, верящих во множество других богов, деистов и даже политеистов, можно классифицировать как атеистов.

    В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от идеи бога/божества, как действующей личности и заканчивая отрицанием существования чего угодно нематериального, сверхъестественного или трансцендентного, включая концепции индуизма и буддизма[6].

    Научный скептик и игтеист Пол Куртц[37] выделяет как более обобщённый подход игностицизм или игтеизм — точку зрения, согласно которой любая теология делает ничем не обоснованные и противоречивые между собой допущения относительно концепции и атрибутов богов.

    Большинство «новых атеистов» считают эти два термина синонимичными[37][нет в источнике].

    В упрощённом виде различие между основными «нетеистическими» мировоззрениями было выражено Теодором Дранжем следующим образом[38]:

    Атеист: «Я не верю, что Бог существует»
    Агностик: «Я не знаю, существует Бог или нет»
    Игностик: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите „Бог существует/не существует“».

    Как отмечает религиовед Лев Митрохин, атеизм наряду со скептицизмом и свободомыслием всегда символизировали защиту личностного самосознания, протест против духовного авторитаризма и умственной окостенелости[39].

    Эпистемологические аргументы

    Согласно эпистемологическому атеизму, люди не могут познать бога или определить, существует он или нет. В основе эпистемологического атеизма — агностицизм, принимающий различные формы. В имманентной философии божественность неотделима от мира как такового, в том числе и от человеческого разума, а сознание каждого человека замкнуто в субъекте.

    Рационалистический агностицизм Канта и Эпохи Просвещения принимает только знание, полученное с помощью человеческой рациональности. Утверждается, что боги принципиально не обнаружимы, следовательно, невозможно знать, что они существуют.

    Скептицизм, основанный на идеях Юма, утверждает, что ни о чём невозможно знать наверняка, а значит, невозможно выяснить, что бог существует. Отношение агностицизма к атеизму оспаривается; агностицизм можно считать отдельным взглядом на мир[63].

    К другим формам атеистической аргументации, которые можно назвать эпистемологическими, относятся логический позитивизм и игностицизм, утверждающие, что такие термины, как «бог», и такие высказывания, как «бог — всемогущий», лишены смысла.

    Согласно теологическому нонкогнитивизму, фраза «бог существует» — не утверждение, а бессмыслица. Велись споры, можно ли такую точку зрения отнести к категории атеизма или агностицизма. Философ Альфред Джулс Айер отрицал обе эти категории, утверждая, что они ошибочно признают фразу «бог существует» утверждением.

    Этимология

    В раннем древнегреческом языке прилагательное ἄθεος означало «отрицающий богов». Слово стало означать намеренное, активное безбожие в V веке до н. э. и приобрело смысл «разорвавший отношения с богами», «отрицающий богов, безбожник».

    К тому, кто отрицал местных богов, хотя при этом мог верить в других богов, стали применять термин ἀσεβής — «нечестивый». Сегодня слово atheos в классических текстах иногда переводится как «атеистический». Также было абстрактное имя существительное ἀθεότης, «атеизм».

    Цицерон сделал латинскую транслитерацию греческого слова — atheos. Термин широко использовался в спорах между ранними христианами и язычниками, причём каждая сторона уничижительно обозначала им своих оппонентов[21].

    Слово атеист впервые было использовано для обозначения практического безбожия в 1577 году[23]. Позднее возникли родственные слова: деист — в 1621 году[24], теист — в 1662[25], теизм — в 1678[26] (по другим источникам — в 1743[27][28]), деизм — в 1682[29] и нетеизм — в 1852.

    Значения слов «деизм» и «теизм» несколько изменились в районе 1700 года под влиянием атеизма. Слово «деизм» изначально имело то же значение, что и современное слово «теизм», но позднее стало обозначать отдельное философское учение[30].

    Карен Армстронг пишет, что «в шестнадцатом и семнадцатом столетиях слово атеист применялось исключительно в полемике… Термин атеист был оскорбительным. Никому и в голову не могло прийти назвать себя атеистом»[31].

    Слово «атеизм» в Европе стало использоваться для описания собственных убеждений в XVIII веке и означало отказ от веры в монотеистического иудео-христианского бога[32].

    В XX веке благодаря глобализации термин распространился и стал означать отрицание веры во всевозможные божества, хотя до настоящего времени в России и на Западе атеизм принято определять как «отказ от веры в бога»[33][34][35].

    Оцените статью
    Ты Леди!
    Добавить комментарий