АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ: кратко, понятно

Основные этапы антропосоциогенеза | студент-сервис

Возникновение культуры и становление ее ранних форм осуществлялось параллельно формированию самого человека и человеческого общества. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целесообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах происхождения человека и социума, т.е. с антропосоциогенеза.

Вопрос о происхождении человека является мировоззренческой, а потому одной из самых спорных проблем, с древности волнующей умы и воображение людей. Научное решение этой проблемы предлагает антропология, в частности, такой ее раздел как антропогенез.

Антропогенез (гр. antropos – человек, genesis – возникновение) – процесс происхождения и развития человеческого рода.

В отношении прямых предшественников нынешнего человека родословная, растянувшаяся на миллионы лет, располагает фактическими данными, относящимися лишь к последним сотням тысяч лет.

Конечно, довольно странно, что мы так мало знаем о наших ближайших предках. Но нельзя надеяться восстановить всю историю человечества за один век исследований. В ней еще много белых пятен, но они будут заполнены – ведь впереди еще сотни лет исследовательской работы.

Приведенная далее таблица содержит наиболее обобщенные сведения об основных этапах антропогенеза:

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ: кратко, понятно

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ: кратко, понятно

Социогенез

Ранний человеческий коллектив представлял собой группу людей, основанную на совместном добывании пищи и взаимной защите от внешних опасностей. Человек того времени был мало обеспечен средствами существования, их добыча носила случайный характер. Поэтому не могло быть сколько-нибудь прочной и постоянной человеческой группы. В разных местностях, в зависимости от возможностей пропитания, сезона и прочих обстоятельств возникали более или менее крупные группы, которые могли распадаться и вновь скапливаться, изменяясь в своем составе.

Первобытное стадо возглавлялось вожаком, скорее женщиной, чем мужчиной. Начальное состояние брака – промискуитет (лат. promiscuus – всем доступный) – беспорядочные половые отношения. Со временем стихийно возникло первое ограничение – исключение из полового общения потомков и их прямых наследников (родителей – детей и внуков).

Первобытная эпоха явилась исторически первым, ранним типом производственных отношений. Основу первобытнообщинного строя составила общественная собственность на средства производства. Низкий уровень развития производительных сил обусловил необходимость общего, коллективного труда, который привел к общей, коллективной собственности как на средства, так и на продукты производства. Частной собственности не существовало, как не существовало ни общественного неравенства, ни классов.

Развитие производительных сил потребовало существования прочного и постоянного, тесно связанного производственного коллектива, который одновременно обеспечивал бы непрерывность хозяйства, преемственность опыта и навыков. Форму новой организации общества дало естественное родство. Возник род, или родовая община.

Как быть Леди:  Нарцисс... "умеющий любить до беспамятства" - Перверзные нарциссисты, психопаты — LiveJournal

Род – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии, осознающих себя потомками одного предка (реального или мифического) и носящих общее родовое имя.

Родовой строй прошел в своем развитии два этапа: матриархат (лат. mater – мать, греч. arche – начало) и патриархат (лат. pater – отец, греч. arche – начало). Матриархат и патриархат представляли собой две последовательные универсально-исторические формы организации родового общества, два периода первобытной истории.

Род возник как материнский род. Брак вступил в новый этап своего развития. Появилось новое ограничение: муж и жена всегда должны были принадлежать к разным половинам рода. Таким образом, из брачных отношений исключались братья и сестры (дуальная экзогамия). Однако брак продолжал быть групповым. Отец ребенка оставался неизвестным. Отцовство в общественном смысле не осознавалось и никакой роли не играло. Родство велось по женской, а не по мужской линии.

Различают ранний матриархат, когда женщина играла равнозначную с мужчиной роль в общественном производстве, что обусловливало ее общественное равноправие, и развитый матриархат, когда женщина занимала доминирующее общественное положение. Развитый матриархат знаменовался переходом к новой форме брака: от группового к парному.

В основе перехода от матриархата к патриархату лежал рост производительных сил, определивший развитие хозяйства: переход от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству. Произошла перестановка места мужчины и женщины в общественном производстве и в хозяйстве семьи. Женщина, игравшая прежде главную роль в мотыжном земледелии, оказалась преимущественно занятой в домашнем хозяйстве. Мужчина, занятый прежде охотой, сделал областями своей деятельности земледелие и скотоводство. Переход к плужному земледелию и скотоводству – важнейшее основание перехода от матриархата к патриархату.

На смену непрочному парному браку приходит моногамный брак, прочно соединяющий мужчину и женщину вместе с их потомством.

Общий подъем производительных сил, наступление века металлов, развитие всех отраслей производительной деятельности и развитие на этой почве торгового обмена и ремесла, – все это с необходимостью влекло за собой глубокие изменения в недрах самого общества, привело к распаду первобытнообщинных форм и отношений.

Еще со времени парного брака и затем с возникновением моногамии в составе большой семейной общины созревает и постепенно дифференцируется новая общественная ячейка – индивидуальная, или малая, семья, состоящая только из родителей и их детей. Эти малые семьи начинают создавать свое отдельное хозяйство и имущество, становятся отдельной, если не производящей, то потребляющей хозяйственной единицей.

Как быть Леди:  фатализм — Викисловарь

Решающее выражение приобретает этот процесс распада семейной общины в образовании новой великой экономической силы – частной собственности. Первой формой частной собственности стала собственность на землю, появление которой сразу же породило и частную собственность на все основные орудия производства, сырье, материалы и прочее.

Борьба между большой и малой семьей за землю (между главами больших и малых семей), длящаяся поколениями, разрушает семейный коллективизм и демократизм. Глубокие противоречия, создавшиеся в общине, разрешаются в конце концов ее распадом, выделом отдельных малых семей или полным разделом большой семьи, вместе с разделом всего имущества. Малая семья взрывает большую, становится на ее место основной хозяйственной и общественной ячейкой.

Появляется рабство. Его начальным источником стал захват пленных в ходе междуплеменных столкновений. С развитием хозяйственных отношений внутри общины возникает имущественный и денежный заем. Неоплата займа ведет к личной зависимости и кабале. Так появляется новый источник рабства, к которому присоединяется и купля-продажа. Труд рабов использовался не только для удовлетворения непосредственных потребностей собственников, но и для производства товаров.

Возникает имущественная дифференциация семей внутри рода. На смену первобытному равенству родовой общины приходит имущественное неравенство. Вслед за разделением общества на классы свободных и рабов зарождается новое социальное разделение на богатых и бедных.

Аналогичная дифференциация имеет место и внутри племени, между родами. Возникающие противоречия ведут к международным столкновениям (поводы: споры из-за земли, убийства, похищения женщин, вообще любые посягательства на права и неприкосновенность рода).

Наиболее зажиточные, «старшие» семьи образуют племенную аристократию. Она стоит во главе племени, вершит все его дела, определяет состав племенного совета. Соответствующим образом выдвигается и поддерживается глава племени, позднее становящийся наследственным.

Связь, на которой было построено и искони основывалось единство как рода, так и племени, связь по родству падает, теряет свою силу. Чувства и отношения родства отступают перед противоположностью экономических и общественных интересов. В результате родовая община распадается.

Общность интересов нередко приводила к образованию союзов племен, которые стояли на пороге образования государства. Эти племенные отношения таили в себе весьма важные последствия – процесс смешения, ассимиляции и стирания племен как таковых и образования новой общественной формы – народности.

Антропосоциогенез

учение о происхождении и развитии человека и общества, состоит из двух взаимосвязанных частей – антропогенеза и социогенеза (см. Антропогенез).

Антропосоциогенез: кратко, понятно

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
Как быть Леди:  Синий кит: описание кита, питание, размножение - Информация про животных

По своей сущности человек является социальным существом, в то же время
он – часть природы. Биологическое и социальное в природе
человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о
человеке как о существе биосоциальном.

С биологической точки зрения развитие человека обусловлено его
генотипом – наследственностью – и влиянием
окружающей среды. Генотип влияет не только на внешность и состояние
здоровья человека, но и на его эмоциональность, темперамент, характер.

Однако решающее значение при формировании характера человека и его
личности в целом имеет фактор воспитания, окружающая его среда,
особенно в первые два десятилетия жизни.

Личность – это «сгусток», отпечаток
совокупности общественных отношений, в которые вступает человек на
протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности получил
название «социализация». Этот процесс продолжается
на протяжении всей жизни.

В современных взглядах на природу человека получает все большее
распространение теория генно-культурной коэволюции. Ее суть в том, что
гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.

Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского
учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с
двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное,
социальное, с другой – он является частью природы, животного
мира.

Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека
биологических законов и замены их социальными. Биологические законы не
отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы.
Антропосоциогенез – процесс, длящийся тысячелетиями. Это
процесс становления человека.

В соответствии с биологическими законами развитие индивида повторяет
развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы
развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс
антропосоциогенеза называется «социализация».

Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе
развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах:

1) управление инстинктами (социальные запреты – табу, напр.
«не убий», возникновение семьи и частной
собственности);

2) целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд,
целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а
использование орудий труда и их усовершенствование являются главной
отличительной чертой человека от мира животных);

3) антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела,
развитие кисти руки и главное – головного мозга);

4) развитие сознания (человеческое сознание – это структура,
благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности,
целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и
задач).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий