Ананкастное расстройство личности – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика

Ананкастное расстройство личности – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика Женщине

Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера.

Ввиду того что ананкастические люди часто встречаются в Германии, Северной Европе, а в России редко, то и описание характера будет относительно кратким.

Главной чертой данного характера является педантизм, то есть мелочное, придирчивое соблюдение формальных требований. Педантизм имеет такие положительные проявления, как аккуратность, добросовестность, редкая тщательность при выполнении работы без всякого контроля со стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=BwXxL5oztjQ

Педантичный человек остерегается поспешных суждений, взвешивая, словно на аптекарских весах, свои слова и поступки, нередко отличается толковостью, так как досконален в своей практичности. Такие люди незаменимы там, где требуется точное, пунктуальное выполнение обязанностей.

Прекрасно, если авиатехник, проверяющий перед вылетом самолет, окажется человеком с подобными свойствами. Однако если педантизм выражен чрезмерно, то тогда такой авиатехник, многократно проверяя закрученность винтов, может настолько переусердствовать, что свернет винт.

У педантичной домохозяйки на кухне царит музейный порядок, каждую ночь она встает, чтобы проверить электроприборы и газ, хотя ни разу в жизни не забывала их выключить. В бухгалтерских книгах ананкаста видна четкость, законченность. В работе таким людям совершенно не свойственна установка — «и так сойдет».

Психология bookap

Внешний облик педанта обычно отличается особой аккуратностью: ботинки начищены до блеска, одежда всегда чистая и выглаженная, нередко изысканная, волосы хорошо подстрижены и уложены. Даже в домашней обстановке такой человек не выглядит неряшливо.

Очень часто ананкасты увлекаются коллекционированием и содержат свои коллекции в образцовом порядке. Если эпилептоиду важна денежная ценность коллекции или сознание того, что у других такой коллекции нет, то для ананкаста важна ее полнота. Для ряда ананкастов не столь важны предметы коллекционирования, сколько сам процесс.

Ананкастический акцентуант доволен своей педантичностью, считает, что именно так и надо жить. Психопата же педантичность может лишить покоя, радости жизни, отдалить от людей, эмоционально иссушить. Патологическая педантичность несет в себе оттенок бессмысленности, навязчивости.

Скрупулезно придираясь к деталям, ананкастический психопат «закапывается» в них и не способен закончить начатое дело. Буква законов, правил, приказов становится важнее духа самого дела настолько, что оно теряет смысл. Гибкость и терпимость порабощаются мелочной придирчивостью, от которой страдают отношения с окружающими.

Даже добродетель, справедливость такого человека, пропитываясь бессмысленным педантизмом, становится тяжелой, давящей. Особенно тяжело, если нет пауз на юмор, веселье, хоть небольшое легкомыслие. О таком человеке психологически тонко пишет Чехов в рассказе «Необыкновенный».

Порой сам ананкаст чувствует, что доходит до абсурда в своей педантичности, но тем не менее продолжает следовать ей. Вспоминаю свою пациентку, учительницу начальных классов, которая так тщательно проверяла тетради учеников, что заканчивала этот процесс уже ночью.

Через какое-то время она совершенно выбилась из сил, плакала, приходила в отчаяние, но не могла ничего поделать со своей педантичностью. Она уже сама ясно понимала, что это не нужно ни ей, ни ребятам. Более того, реальная учеба учеников интересовала ее все меньше, так как в ближайшее время она должна была эмигрировать из страны. В конце концов она поняла, что ее добросовестность выродилась в навязчивость.

Здесь уместно вспомнить замечание П. Б. Ганнушкина о том, что навязчивость (ананказм) есть «проявление своеобразного педантизма, только перешедшего уже известную грань» /4, с. 96/. П. Б. Ганнушкин имел в виду, что частое повторение какого-то действия переходит в навязчивую привычку.

Однако высказывание Ганнушкина можно рассмотреть и в более глубоком смысле: навязчивость является родной «дочерью» педантизма, произрастая из него, а затем эмансипируя в самостоятельный феномен. И навязчивость, и патологический педантизм имеют общее в дошедшем до бессмысленности формализме, отрыве от живой, содержательной связи с жизнью.

Навязчивости — это, по классическому определению германского психиатра Карла Вестфаля (1877 г.), разнообразные тягостные мысли, переживания, действия, желания, страхи, навязывающиеся человеку против его воли. Он, понимая их ненужность и безосновательность, борется с ними.

Иначе говоря, человек к ним критичен. В пылу эмоциональной захлестнутости критичность может временно теряться, но стоит человеку успокоиться, как она полностью восстанавливается, и он говорит о навязчивостях как о нелепости, от которой не может отвязаться.

В этом отличие навязчивостей от бреда и от сверхценных идей, убежденность в правильности которых человек отстаивает. При навязчивости мы тоже имеем дело с убежденностью, но только в прямо противоположном — в ее абсурдности. При сомнении речь идет о неуверенности, в которой человеку надо логически разобраться. Если сомнения вытекают из образа мыслей человека, его мироощущения, то навязчивости чужеродны ему.

Наиболее распространено деление навязчивостей на фобии и обсессии (ананказмы). Фобии (страх, боязнь — в пер. с греч.) — это навязчивые страхи конкретного содержания, охватывающие человека лишь в определенной обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными проявлениями (обильный пот, сердцебиение, затруднение дыхания и т. д.).

Фобии — это непроизвольные реакции на вполне конкретные жизненные ситуации, вне которых они не возникают: избегая подобных ситуаций, можно избегать и фобий. Наиболее распространены клаустрофобия и агорафобия. На ананкастической почве они встречаются редко и будут объяснены в другой главе.

Ананказмы (от греч. принуждение) или обсессии (от лат. блокада, осада) — спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые в отличие от фобий, не требуют для своего возникновения какой-то конкретной обстановки.

Термин ананказм устойчиво ввел в употребление Курт Шнайдер, и этот термин закрепился в психиатрии немецкого языка. В англоязычной психиатрии навязчивости именуются обсессиями или часто говорят об обсессивно-компульсивных расстройствах, суть которых заключается в том, что навязчивое переживание (обсессия) сопровождается идущим изнутри человека принудительным желанием (компульсия) выполнить какое-либо действие.

Психология bookap

Обсессии и ананказмы встречаются у людей разных характеров, но везде обнаруживается общность почвы: педантизм, склонность к формализму, известная рассудочность, душевная инертность, тревожность, достаточно яркая чувственность.

У ананкастического психопата обычно масса навязчивостей, одни из которых представляются ему менее нелепыми, другие более. Например, опасение не справиться с каким-то заданием (оснований такому опасению нет) и потерять работу не кажется ему уж столь нелепым.

Навязчивая мысль, что с кем-то может случиться что-то плохое, сопровождающаяся защитными «оберегами», не вызывает у него чувства глубокой патологичности. Однако навязчивая потребность узнавать породу каждой встреченной собаки (хотя к собакам он не испытывает никакого интереса), по причине которой он реже выходит на улицу и накупил кучу кинологической литературы, им самим воспринимается как «стопроцентный маразм».

Почему же ананкаст, осознавая безосновательность навязчивостей, тем не менее продолжает их выполнять? Дело в том, что навязчивости возникают непроизвольно, и чем больше человек старается не думать о них, тем больше думает. Если ананкаст сопротивляется выполнению навязчивого действия, то в его душе все сильнее нарастает тревожный дискомфорт, и чтобы избавиться от него, человек вынужден уступить и совершить навязчивое действие.

Как быть Леди:  5 способов находить вдохновение на достижение своих целей?

После этого на какое-то время он успокаивается. Суть в том, что с помощью выполнения навязчивостей, ананкаст облегчает свою душу от свойственной ему изначальной тревоги. Приведем аналогию: как воду из лодки, в которой появилась течь, можно вычерпывать ковшами, уменьшая вес лодки, так и подспудную тревожную напряженность можно уменьшить, совершая определенные навязчивости.

Психология bookap

Навязчивости ананкаста имеют целебную «хитрость»: ананкаст мучается теми навязчивостями, которые возможно, пусть при некотором усилии, выполнить и таким образом ослабить внутреннюю напряженность. Ананкасту не приходит навязчиво-неотступное желание потрогать камни на Луне или пообщаться с олимпийскими богами.

Итак, важная особенность ананкастического характера заключается в том, что изначальная, базальная тревога, преломляясь скрупулезной педантичностью, превращается в разнообразные навязчивости, которые можно выполнить и тем самым облегчить душу от тревожной напряженности.

1. Изначальная (базальная) тревога.

2. Педантичность.

3. Навязчивости (ананказмы).

Большинство исследователей выделяют вышеобозначенный нераздельный узел из тревожности, педантичности и навязчивостей. Данный характер выразительно описан К. Леонгардом под названием педантическая личность /8, с. 100-118/. Важным представляется указание К.

Психология bookap

Весьма ценными являются исследования Н. Петриловича /62/ о природе ананкастической совести. Он указывает на то, что совесть ананкаста незрелая, «застывшая», «хондродистрофическая». Согласно Петриловичу, ананкасту присущи категории традиционной морали (резкое «или — или»), совесть может угнетать его.

В этой связи хочется заметить, что ананкаст может остро переживать по поводу того, что переступил недозволенную черту, что его поступок расходится с его ригидной моралью, и при этом не мучается по существу: переживания людей, пострадавших от его безнравственности, могут совершенно его не трогать.

Страх наказания за совершенный поступок порой превышает раскаяние и чувство вины перед пострадавшим. То есть совесть ананкаста нередко также бывает навязчивой, оторванной от его реальных мыслей и чувств. Совестливость же психастеника не несет навязчивого оттенка.

Даже если психастеник обидел неблизкого для себя человека, ему тем не менее стыдно перед ним, он ощущает раскаяние, желание искупить вину, а не просто навязчиво мучается совестью. Совесть психастеника достаточно подвижна, склонна к компромиссам, к преувеличению вины за совершенный проступок. Ананкаст же может смотреть сквозь пальцы на какой-то свой реальный дурной поступок и изводить себя надуманным грехом.

Г. И. Каплан и Б. Дж. Сэдок /30, с. 662-664/, описывая личности обсессивно-компульсивного типа, также отмечают у них скрупулезность и отсутствие гибкости в области ценностей и этики, не объясняющиеся культурными или религиозными убеждениями. Авторы отмечают, что лица с этими расстройствами поглощены правилами, законами, порядками, опрятностью, подробностями и достижением совершенства.

Они указывают, что у таких людей бывает прочный брак и устойчивое положение на работе, но мало друзей. Допускают, что обсессивно-компульсивные расстройства личности связаны с жесткой дисциплиной воспитания. В отношении лечения авторами замечено, что «перетренированные, чрезмерно социальные обсессивно-компульсивные личности ценят метод свободных ассоциаций и недирективную терапию.

Обсессивно-компульсивное расстройство личности, обозначенное как ананкастное расстройство, вошло в десятую международную классификацию болезней (МКБ-10). Психастенический характер, к сожалению, на Западе не выделяется, а его особенности только частично совпадают с ананкастным расстройством.

Весьма подробно ананкасты клинически описаны в психиатрии немецкого языка: Шнайдером /52/, Вайтбрехтом /55/, Каном /56/, Шульте и Телле /63/, Лемке и Реннертом /64/, Бергманном /57/. В частности, К. Шнайдер писал, что ананкастам свойственны истинные навязчивости и что эти люди отличаются «избыточной заботливостью, педантичностью, корректностью, точностью, неуверенностью, компенсация которой часто вымученна и неестественна». Тщательные клинические исследования ананкастических состояний проведены датским психиатром Т. Видебеком /65/.

Важным представляется клиническое общение ядра ананкастического характера, сделанное М. Е. Бурно: «К навязчивостям (в том числе ананказмам) предрасположены люди с разными характерами, болезнями, но у педантов (ананкастов) как бы сам характер есть ананказм» /45, с. 37/.

Автор поясняет это следующими примерами: «Не будучи по натуре своей ревнивым человеком, он часто мучит жену навязчивыми вопросами типа: «ты правда мне не изменяешь?». Совершенно не дорожа каким-нибудь письмом, он остро беспокоится, что оно не дойдет до адресата.

Он боится, что пойдет дождь, хотя ему, в сущности, все равно, пойдет дождь или нет, ведь ему никуда сегодня не нужно идти. К вечеру, когда вроде бы все ясно, что ничего страшного не произошло, страхи стихают, но, к сожалению, и день прошел в бездействии» /66, с. 56/.

Термин ананказм ведет свое происхождение от имени древнегреческой богини неизбежности и судьбы Ананке, что неслучайно, если обратить внимание на символически ритуальную грань некоторых ананказмов. Ананкаст, проживая свою судьбу, оберегает ее от неприятностей, совершая массу навязчивых ритуалов, как если бы приносил жертву богине Ананке.

Слово «ритуал» имеет, по крайней мере, два смысла: определенный церемониал и судьбоносное деяние. Под первое определение ритуала навязчивости ананкаста подпадают тогда, когда образуют из себя длинные, строго определенные, требующие пунктуального выполнения цепи разнообразных действий.

Под второе определение навязчивости подпадают тогда, когда имеют магически действенный смысл. К. Ясперс замечает, что «ситуация выглядит так, словно, действуя или мысля определенным образом, больной способен магически предотвратить ход событий или повлиять на него» /7, с. 348/.

Например, если ананкаст при чтении или письме избежит букву «х» (знак зачеркивания), то ему станет легче, словно он предотвратил неудачу. Он может попросить близкого человека заштриховать в книге все буквы «х» и только после этого начнет ее читать. Или же ананкаст никогда не наденет ничего черного, так как черное напоминает о трауре.

Польский психиатр А. Кемпинский отмечает соблазнительную черту магии — «непропорциональное взаимоотношение причины и следствия; малое усилие — движение руки, произнесение проклятия — дает непредвиденный (порой очень большой.- П. В.) эффект» /67, с. 156/.

Тогда происходит защитная подмена: вместо того чтобы бояться непредсказуемых жизненных неприятностей, ананкаст боится малейшего нарушения ритуала, контроль над которым находится в его руках. Ирония ситуации заключается в том, что трудно понять, ананкаст ли контролирует ритуал или ритуал ананкаста.

Другая защитная грань ритуалов состоит в том, что ананкаст, боясь спонтанности жизни, создает из ритуального церемониала видимость нерушимого порядка. К тому же навязчивость помогает как бы изолировать, замкнуть свои страхи. А. Кемпинский приводит пример:

«Когда молодую мать преследует мысль, что она может сделать что-то плохое своему ребенку и она прячет острые предметы, чтобы ненароком не осуществить свою мысль, то в этом, казалось бы, бессмысленном действии она замыкает, как в магическом круге, все свои страхи и тревоги, амбивалентные чувства, неуверенность в себе, связанные с материнством» /67, с. 51/.

Как быть Леди:  Психологический анализ самоорганизации и самоидентичности студентов психологов » привет студент!

Нередко ананкаст попадает в ловушку своего защитного магического механизма. Придумав защиту от одной напасти, он думает о другой, защищается от нее, тогда в голову приходит третья и т. д. К тому же чем больше защит он выстраивает, тем актуальнее становится чувство, что есть от чего защищаться.

Он понимает абсурдность всей своей магической защиты, но отставить ее и жить в мире, полном многочисленных неприятностей, он малоспособен. Если бы он не боялся этих возможных неприятностей или мог бы иронически смеяться над своими страхами, то и защитные ритуалы не понадобились бы.

Психология bookap

К. Ясперс сочувственно пишет об ананкасте: «Даже такое страшное расстройство, как шизофрения, со всеми ее бредовыми идеями, может показаться спасением по сравнению с бесконечной травлей бодрствующей души, которая все осознает, но совершенно ничего не может поделать с преследующей ее навязчивой идеей» /7, с. 350/.

К. Леонгард отмечает, что ананкастическая педантичность может проявляться даже в детстве, хотя возрастное отсутствие собранности мешает цельности педантизма. Ананкастические дети отличаются добросовестностью, дисциплинированностью, стремлением к чистоте, любовью к порядку.

Родителям не нужно следить за их учебой, выполнением обязанностей: дети сами себя контролируют. На них можно положиться, они исполнительны. К. Леонгард поднимает вопрос, не давая на него ответа, о том, что детский педантизм может формироваться под влиянием болезненного педантично-навязчивого состояния родителей.

Леонгард отмечает интересный парадокс, что у сверхаккуратных педантов может быть настоящий беспорядок в каких-то областях жизни, потому что они, концентрируясь на определенной теме, уже мало способны выйти за ее пределы. Так, домохозяйка, которая часами моет руки, невольно запускает свое хозяйство.

Учебный материал.

1. Главный герой американского фильма «Лучше не бывает», возможно, сложнее, чем психопат ананкастического типа. В исполнении Д. Николсона он выглядит чудаком и совсем не стесняется своих навязчивостей (сцена в кафе), что нетипично для ананкастов.

Однако в Мелвине Юделе так много ананкастического, что его можно рассматривать под данным углом зрения. Он отгородился от людей в своей квартире-крепости, где царит музейный порядок. Мелвин пишет романы о любви, никого при этом не любя. Из-за страха загрязнения он выходит во внешний мир лишь по необходимости.

У него много навязчивостей, связанных с дверными замками, выключателями, мытьем рук, трещинами на тротуаре, принятием пищи. Он навязчиво боится чужих прикосновений. Мелвин готов за свои деньги лечить сына официантки, так как ему необходимо, чтобы именно она обслуживала его в кафе, потому что она не разрушает его ритуалов.

Он эмоционально затвердел, сузился до эгоистических интересов. С людьми он ведет себя, как мизантроп, высокомерно и язвительно, усиливая язвительность контрастом сияющей улыбки и агрессивного тона голоса, однако сразу же теряется при настоящем отпоре. Он весь в «латах» зажатого тела и скрывает от других и себя свою ранимость.

Однако Мелвин оказывается в состоянии преодолеть свои комплексы и выйти в мир, вступив в сложные отношения с женщиной, которую полюбил. А началось все с искреннего тепла к маленькому песику. Психотерапевтическая ценность фильма в том, что он показывает, как из маленькой искорки жизни может разгореться полноценное желание жить.

Психология bookap

2. Прошу обратить ваше внимание на интересное сопоставление ананкастических ритуалов, магии, лени и современной техники, сделанное А. Кемпинским. «Обладание магическими способностями всегда манило человека. В стремлении к магической власти можно усмотреть проявление лени, желание достичь цели малыми усилиями.

Нажатие маленькой ядерной кнопки, и в результате гибель или спасение целой страны — таким возможностям техники позавидовала бы любая магия. Гомономность навязчивых ритуалов, магических процедур и технических операций — вопрос, возможно, менее абсурдный, чем кажется на первый взгляд.

3. Как показывает мой опыт, для более прочувствованного понимания ананкастического и психастенического характеров полезно психодраматическое «проживание» следующих метафор. Ведущий просит группу участников пройти по обычному ковру, как если бы они шли по заминированной болотистой местности.

Прежде чем двигаться, нужно осторожно прощупать ногой место предполагаемого шага, продумать вероятность заминированности данного места и лишь затем осторожно сделать шаг. Таким образом необходимо пройти весь ковер. Затем ведущий спрашивает участников о том, какие ощущения остались у них от подобного способа передвижения. Далее делается ремарка о том, что психастенический психопат именно таким образом идет по «полю жизни».

Потом участников просят идти по ковру так, чтобы каждый следующий шаг копировал предыдущий. На предложение двигаться более непринужденным образом участников просят отвечать: «Не мешайте, пожалуйста, жить»,- и продолжать идти в прежней манере. Заканчивается упражнение ремаркой, что таким образом живет ананкастический акцентуант и соответственно защищает свой педантизм (психопат может страдать от своего педантизма).

Ананкастное расстройство личности

 

K.Schneider
называет их также
неуверенными, П.Б.Ганнушкин и Е.А.Попов
— психастениками. Кстати, именно
психастенический тип акцентуации
характера при неблагоприятном развитии
даёт ананкастное расстройство личности
(от др.-греч. ἀναγκαστῶς — «принуждённый»).
 

Яркий пример
того, как червячок сомненья, так и не
став змеем мудрости, мутировал в солитеров
самокопания и аскарид нерешительности.
Сделать выбор — для них великий труд,
на грани подвига сапёра— разве что без
медалей и ежедневный, с разноцветными
проводами и кусачками. Отсюда же и
осторожность: а вдруг что-то пойдёт не
так? Каак сдетонирует!

Ставя знак
равенства между необходимостью выбирать
и хаосом, стараются уменьшить количество
злой коварной энтропии в своём ближайшем
окружении. Отсюда следование правилам
и инструкциям, знакомство с бытовой
техникой исключительно с руководством
пользователя в руках (что значит —
интуитивно понятный интерфейс, вы
издеваетесь?!), любовь к графикам,
перечням, спискам, ранжирам и классификациям
— каждому предмету и явлению должен
соответствовать свой инвентарно-хозяйственный
номер, всё остальное мусор, непорядок
и
must die!

По отношению
к будущему закоренелый пессимист — уже
из-за того, что оно упорно отказывается
быть определённым, с гарантийными
талонами и чётким алгоритмом развития
событий, вроде «хорошая учёба — успешный
брак — престижная работа — обеспеченная
старость — забронированное место на
кладбище». Отсюда навязчивые страхи и
мысли — а ну как чего не выйдет да не
так пойдёт? Отсюда же — суеверность,
ритуалы, амулеты и обереги — Папюсу
хватило бы на второй том «Практической
магии».

Будущей
половинке настоятельно рекомендуется
проявлять решительность, не ведя
куртуазных бесед о погодах и модах, а
проведя один сокрушительный
марьяжно-кавалерийский рейд, и чтоб с
безоговорочной капитуляцией! Зато потом
неверности можно не опасаться — ЭТОТ и
Чехова застыдит. Другое дело, что не
только Антона Палыча, но и более живых
и близких, но это уже, как говорится —
за что боролись… Так что показатели
морали, этики и правильного понимания
общечеловеческих ценностей придётся
прокачивать и поднимать до нужного
уровня. Дабы соответствовать. При этом,
правда, будет нелишне обзавестись
мухобойкой, чтобы аргументированно
объяснять, что условности поведения,
дресс-код и всё прочее, принятое в
определённых кругах — это, конечно,
здорово и наверняка имеет под собой
какое-то чёткое логическое обоснование,
но — ХРЯСЬ! — дорогой, давай не будем
возводить всё это в ранг религии… Вот
и ладно, ты у меня такой лапушка!

Как быть Леди:  Оригинальные пожелания спокойной ночи подруге

На работе —
очень хороший исполнитель. Иногда даже
слишком. Такому, с его перфекционизмом,
мечи бы самурайские затачивать, да
клинком в лунном свете любоваться. А
вот обычная работа от этого порой может
пострадать, поскольку будет наш самурай
терзаться невозможностью сделать её
лучше всех, может погрязнуть в подготовке
и мелочах, а там и дедлайн не за горами,
и харакири ему уже начальство сделает.
Плохо заточенным инструментом. Посему
— только чёткие инструкции, пошаговый
алгоритм и готовность простимулировать
коленом под зад, если сильно загонится.
А вот беспокоиться, что уйдёт с работы
раньше, не стоит. Этого ещё и выгонять
придётся. И уговаривать, что нельзя о
производственном процессе думать
постоянно — друзья не поймут, да и
супружеский долг процентами обрастает…

В хозяйстве
быстро обрастает всяким хламом, объяснить
предназначение, историческую или
материальную ценность которого сам не
в состоянии, но уверен, что «когда-нибудь
пригодится». Да и вообще оно уже родное
— как его выкинешь?

Поскольку
от будущего подарков, призов и прочих
бонусов не ждут, склонны к бережливости
вплоть до скупердяйства (чего, к слову,
ждут и от окружающих) — вдруг атомная
война, а запасов гречки, соли и спичек
недостаточно? На тот же всякий
военно-пожарно-катастрофический случай
откладывают денежку — пусть лежит, раз
есть не просит…

При некотором
усилии воображения можно представить
человека такого типа в роли начальника.
Вряд ли крупного — не та психопатология,
не тот полёт… Будет очень добросовестный
начальник. Идеальный для организации
конвейерного процесса — алгоритм,
стандарты… графики, опять же. Правда,
всех задолбает, слоняясь по цеху и лично
вникая в производственный процесс
вместо того, чтобы делегировать полномочия
и предаться приятственной стороне
пребывания в кресле босса.

Ананкастный
научный сотрудник подобен Зенону с его
апорией об Ахиллесе и черепахе: будет
так же мудрствовать — догонит или нет?
Догонит, поимеет и вернётся, расчёсывая
густую эллинскую растительность
черепаховым гребнем. Так что вернёмся
к нашим баранам (тьфу, к МНС) и основной
теме кафедры, хватит на Шнобелевку
нарабатывать!

 

§

«В хозяйстве быстро обрастает всяким хламом, объяснить предназначение, историческую или материальную ценность которого сам не в состоянии, но уверен, что «когда-нибудь пригодится». Да и вообще оно уже родное — как его выкинешь?
Поскольку от будущего подарков, призов и прочих бонусов не ждут, склонны к бережливости вплоть до скупердяйства (чего, к слову, ждут и от окружающих) — вдруг атомная война, а запасов гречки, соли и спичек недостаточно? На тот же всякий военно-пожарно-катастрофический случай откладывают денежку — пусть лежит, раз есть не просит…»

И я, и моя мама такие. Доктор, это так серьезно?:)))

«При некотором усилии воображения можно представить человека такого типа в роли начальника. Вряд ли крупного — не та психопатология, не тот полёт… Будет очень добросовестный начальник. Идеальный для организации конвейерного процесса — алгоритм, стандарты… графики, опять же. Правда, всех задолбает, слоняясь по цеху и лично вникая в производственный процесс вместо того, чтобы делегировать полномочия и предаться приятственной стороне пребывания в кресле босса.»
Не буду показывать пальцами и называть фамилии, но еще такой начальник издает кучу указов, касающихся мелочей «В каждой лаборатории должны быть выделены 3 человека, имеющих право проводить посторонних на территорию института», и речь его полна мелочей, и он никак не может закончить говорить, каждое собрание превращается в бесконечно тянущийся нудный кошмар, и лично сует нос в каждую рабочую комнату, и велит следить, на какие сайты ходят сотрудники.

§

Суть расстройства

У людей с обсессивно-компульсивным расстройством культивированы идеи порядка, контроля и безопасности. В поведении наблюдаются компульсии – навязчивые действия и обсессии – навязчивые мысли, возникающие через определенные временные промежутки. Как правило, мысли и действия связаны – для избавления от каких-то мыслей или предотвращения нежелательных событий человек обязан (в своем представлении) выполнить определенные действия.

Людям с обсессивно-компульсивным расстройством постоянно не хватает безопасности, обрести они ее стараются с помощью контроля и попыток нравиться (угодить) всем. При этом отмечается страх принятия решений, перепроверка своих действий и повторение действий.

Склонность к перфекционизму и совестливость – еще одна характерная черта. Свои действия оправдывают и оспаривают. К другим людям выдвигают жесткие требования. Контролируют с одинаковой жесткостью и себя, и других.

Если черты личности не стали гипертрофированными, то адаптивность личности сохраняется хорошей. Даже есть возможность добиться больших высот, особенно в науке или другой сфере, где нужна требовательность, настойчивость и самоорганизованность.

Об ананкасте-руководителе стоит поговорить отдельно. Это невыносимый человек: требует строгого соблюдения правил, штрафует и наказывает, приходит раньше всех на работу. Есть в этом и преимущества, но для людей без гипертрофированных чувств это настоящее мучение. Стоит отметить, что руководителями ананкасты становятся часто.

Из людей с ананкастным расстройством получаются прекрасные трудоголики:

  • развитое чувство долга;
  • трудолюбие;
  • добросовестность;
  • настойчивость и отвага при необходимости;
  • надежность;
  • любовь к составлению расписания, списков, планов.

Правда, на организацию труда уходит столько времени и сил, что забывается сама идея и цель деятельности. А помешательство на контроле создает проблемы в рабочих отношениях. В профессиональной среде ананкаст считает себя незаменимым. Уходя в отпуск, щепетильно перекладывает свои обязанности на другого человека и требует от него соблюдения собственных правил и эффективности.

Но и в быту те же качества делают очень сложной жизнь с ананкастами. Их чрезмерную любовь к порядку выдержит не каждый. Также тяжело свыкнуться с их скупостью на эмоции и некой холодностью, которая обусловлена страхом потерять контроль над собой и ситуацией.

Эмоции «гасятся» мыслями или действиями. Но постоянно так заглушать чувства не выйдет, рано или поздно случается срыв. Проявления срыва индивидуальны – кто-то потратит кучу денег, а кто-то ударит человека.

Личности с ананкастным расстройством недоверчивы, подозрительны. Сомневаются во всем и всегда, нетерпеливы, консервативны. В совокупности это выступает неблагоприятными предпосылками для лечения – сомневаются в компетентности специалиста, не готовы к переменам, не хотят ждать.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий