Аффективно-экзальтированный тип акцентуации характера личности

Аффективно-экзальтированный тип акцентуации характера личности Женщине

Что это такое

Спектральное многообразие людских эмоций практически беспредельно. И для обозначения отдельных состояний души существуют специальные слова, которые некоторым могут показаться чудными и неестественными, хотя характеризуют довольно распространённые переживания.

Экзальтация простыми словами обозначает особое состояние, когда индивида ощущает необычное воодушевление, неестественный эмоциональный подъём, восторженность, зачастую при отсутствии весомых причин. Проявляться она может в разнообразных конфигурациях.

Помимо того экзальтацией также именуются непродолжительные состояния, проявляющиеся резким ростом возбудимости, тонусом мускул, реагированием нервной системы на самые незначительные раздражители. Зачастую подобное состояние скоро проходит, на смену приходит слабость мускул и заторможенность нервной системы.

Понятие экзальтация помимо психологии употребляется в различных вероисповеданиях и учениях. Отдельные народности этим словом именуют христианское празднество Воздвижение. Под экзальтацией в мормонизме понимается наивысшее счастье, получаемое человеком в царстве небесном.

Данный термин широко применим и в учение о звёздах. Экзальтация в астрологии подразумевает знак зодиака, где наиболее выражены свойства планеты. Так, например, принято считать, что в гороскопе небесное тело в экзальтации демонстрирует, что характеристики, присущие данному телу, у индивида сильны и высоко развиты.

Физиология под экзальтацией понимает состояние гипервозбудимости, возникающее в мускулах или нервных структурах вслед за рефрактерной стадией (снижение либо отсутствие возбудимости). Физиологические ритмы сниженных колебаний и гипервозбудимости, образно сопоставляются с астрологическими падениями и экзальтациями небесных тел.

Считается, что в экзальтацию нередко погружаются лица, имеющие психические отклонения. У таких людей взбудораженное состояние возникает беспричинно и проявляется сильнейшим анормальным возбуждением, сопровождающимся стремительными сменами настроения и, соответственно, колебаниями поведенческих реакций и скачками мыслей. Помимо того, описываемому состоянию сопутствует высокая двигательная активность.

Таким образом, значение слова экзальтация подразумевает крайне взбудораженное либо излишне восторженное состояние. Также может проявляться в усиленном раздражении сферы психики, что выливается то в мечтательный настрой, то в бескрайнее воодушевление.

1 понятие экзальтированности в психологии

Экзальтированность — особенность личности, которая проявляется в необычайно интенсивной реакции на любые раздражители несоразмерно ярким и сильным проявлением эмоций. Такое поведение может носить эпизодический характер, когда человек, например, плачет от счастья при встрече после длительной разлуки.

В случаях, когда человеку свойственно всегда и везде невероятно бурно реагировать на любые события, речь идет уже об акцентуации — закрепившейся черте характера, которая связана с крайней степенью проявления тех или иных сторон эмоциональной жизни. Это крайность, которая стала моделью поведения, не связана непосредственно с типом нервной системы (темпераментом), слабо поддается коррекции средствами воспитания и морали.

Экзальтированные личности неизбежно привлекают к себе внимание. Они всегда находятся в водовороте страстей и сильных эмоций. Перепады настроения происходят мгновенно, человек за секунды переходит из состояния безудержного веселья и восторженности к глубочайшему унынию, трагически воспринимая происходящее.

Экзальтация как закрепленная модель поведения — визитная карточка многих персонажей литературы и кино.

Экзальтированных личностей много среди романтических персонажей, поверженных в бурю эмоций в связи с любовными переживаниями (Ромео из «Ромео и Джульетты», Николай Ростов из «Войны и мира»). Если говорить о персонажах, более приближенных к нам по времени, то это Руби Роуз (телезвезда из фильма «Пятый элемент») и Король Джулиан (лемур из мультфильма «Мадагаскар»).

Проявление акцентуации такого типа наблюдается примерно у 15% людей. Их поведение нередко принимают за признаки психического расстройства. Аффективные взрывы неконтролируемых эмоций не имеют ничего общего с психиатрическими диагнозами. Поэтому экзальтированные личности в психологии и медицине рассматриваются как люди с сохранным психическим здоровьем.

2 признаки экзальтированной личности

Кроме резких перепадов настроения и необычайно ярких эмоций, экзальтированный тип акцентуации отличается следующими признаками:

  • громкий голос;
  • заразительный смех;
  • дружелюбное отношение к людям;
  • открытость и доверчивость;
  • готовность помогать;
  • добродушие;
  • словоохотливость;
  • сентиментальность.

Такие люди с удовольствием участвуют в массовых акциях и глобальных мероприятиях, любят находиться в гуще событий, но далеко не всегда специально стремятся к тому, чтобы оказаться в центре внимания. Поначалу с ними это происходит самопроизвольно — таких примечательных персонажей сложно не заметить.

Сами обладатели экзальтированной акцентуации характера очень влюбчивы, часто бывают назойливы в проявлениях своего неравнодушия, создают много шума и суеты. В своих чувствах они всегда абсолютно искренни и демонстрируют именно то, что чувствуют. Люди экзальтированного типа любят и ценят общение, их неуемная энергия требует постоянной деятельности, активности, причем часто процесс оказывается гораздо увлекательнее результата.

Эти простодушные добряки никогда не ставят целью манипулировать кем-то с помощью слез. Все их бурные эмоции идут от чистого сердца, а зашкаливающая интенсивность радости и печали — психологическая особенность, которая со временем может сгладиться или усилиться.

В первом случае экзальтированность постепенно угаснет и характер человека либо станет более гармоничным и зрелым, либо приобретет признаки другой акцентуации. В случае если эмоциональные «качели» приобретут еще больший размах диапазона, речь пойдет уже о пограничном с истерическим психозом расстройстве.

3 как определить тип личности?

Знания характерных черт поведения недостаточно для того, чтобы утверждать о сформированности у человека акцентуации характера по экзальтированному типу. Для точного результата применяют несложную диагностическую процедуру.

Формирование личности по типу экзальтированной акцентуации (как и по любому другому) можно определить с помощью классического диагностического инструмента — опросника по Шмишеку, основанного на теории немецкого психиатра Карла Леонгарда о акцентуациях.

Первоначально тест из 88 вопросов, касающихся различных сторон личности человека, использовался в психиатрической практике для разграничения истинных расстройств и пограничных состояний. Позже нашел широкое применение в работе психологов с дисгармоническими личностями.

В конце 70-х гг. ХХ в.российский психиатр Е. А. Личко создал альтернативный вариант диагностики, позволяющий комплексно оценить степень выраженности всех возможных акцентуаций личности. Интерпретация результатов позволяет получить подробное описание специфических черт характера, свойственных каждому из типов.

Нередко диагностика показывает, что человек, формально демонстрирующий признаки экзальтированного характера, обладает выраженной истероидной акцентуацией. Внешне она проявляется очень похоже — яркие эмоции, шумное поведение, резкие перепады настроения.

Но, в отличии от экзальтата, истероид мастерски имитирует эмоции и демонстрирует их с целью манипулирования окружающими. В этом смысле точная диагностика акцентуации очень полезна: позволяет вскрыть обман и перестать верить театральным эмоциям истероида.

Люди, которые своими эмоциональными всплесками напоминают экзальтированный тип, по результатам диагностики могут быть определены как представители параноидального (параноического) типа личности. Их яркие пламенные речи, постоянное пребывание в гуще событий, склонность к избыточному жестикулированию похожи на экзальтированность.

Важно понимать, что максимальные значения по шкале экзальтации, полученные по результатам диагностики, являются тревожным сигналом — такая модель поведения стала невероятно прочной, человек не умеет управлять своими эмоциями и не всегда понимает неуместность их интенсивности.

Такое состояние может быть пограничным, а после перехода опасного рубежа речь пойдет уже о развитии психического расстройства. Поэтому по итогам диагностики хороший специалист обязательно даст рекомендации, которые помогут скорректировать поведение и сгладить чрезвычайно бурные проявления акцентуаций.

Лечение

Лечение подобной акцентуации основано на коррекции усиленной черты характера, которая мешает человеку взаимодействовать в социуме. Полностью темперамент поменять нельзя, но можно избавиться от негативных проявлений. Для этого существуют специальные методики по работе над собой.

Как быть Леди:  Гипнотарий – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Как осуществляется лечение.

  • Индивидуальная беседа. Психолог подробно рассказывает о сильных и слабых чертах характера экзальтированного типа личности, даёт советы по снижению значимости происходящих событий, предоставляет способы реагирования на те или иные ситуации.
  • Групповой тренинг. В отличие от индивидуальной беседы здесь психолог набирает нескольких людей со схожей акцентуацией, происходит массовое обсуждение проблемы. Подобная методика включает в себя и психологический тренинг, в процессе которого психолог даёт чёткие установки по правильной модели поведения в той или иной ситуации.
  • Беседа с семьёй. Этот метод направлен на улаживание конфликтов экзальтированной личности с членами семьи, а также на улучшение общей семейной обстановки. Обычно такая работа проводится с детьми и подростками.
  • Психодрама. Групповая методика, где психолог создаёт вымышленные ситуации и помогает людям с акцентуациями найти правильный выход из них.

О том, как научиться управлять своими эмоциями, смотрите в следующем видеоролике.

Экзальтация – состояние восторженности и эмоционального возбуждения, сопровождается усилением психической деятельности, чаще выражающимся в воодушевлении или мечтательности. Экзальтированный тип личности без преувеличения можно назвать истерическим, невротическим, чувственным. Значение слова предполагает нервозность, горячность темперамента и возбудимость индивида, склонного к экзальтации.

Этим натурам свойственно любить страстно, всепоглощающе, безоговорочно, что часто обрекает их на одиночество. Полностью эмоционально отдаваясь партнеру, они ждут адекватной реакции. При ее отсутствии разочаровываются в избраннике. Инициатором разрыва отношений может быть экзальтированный человек (не получив ответного порыва страсти) или его партнер, уставший от экспрессии и неумеренного проявления чувств.

Содержание

Плюсы и минусы экзальтированности

Неотделимой частью бытия любого индивида являются эмоции. Людям свойственно радоваться определённым ситуациям, грустить по отдельным поводам, смеяться, плакать, злиться. Приведённые эмоции относятся к проявлениям специфических психических механизмов, отвечающих за душевный взлёт и спад.

Однако случается так, что отдельная категория лиц реагирует настолько ярко эмоционально, что становится нездоровым проявлением и именуется экзальтированностью. Психика у таких лиц пребывает в крайне взбудораженном состоянии, при этом причина подобного воодушевления часто несоизмерима неистовому реагированию на неё.

Поэтому экзальтированная личность характеризуется излишней впечатлительностью, склонностью бурно выявлять собственные эмоции, патетичностью, долей театральности, колебаниям настроения, высокой отвлекаемостью, болтливостью, влюбчивостью.

К основным признакам экзальтированности причисляют нижеприведённые:

– коммуникабельность (такие личности обожают общаться и способны быстро находить общие темы с незнакомцами);

– улыбчивость (в ходе коммуникаций они практически постоянно улыбаются, как правило, производя при этом на собеседников приятное впечатление);

– влюбчивость (экзальтированные личности склонны быстро привязываться, однако их чувства не наполнены глубиной, обычно характеризуются ветреностью);

– обидчивость (эти люди способны обидеться на любую мелочь);

– паникёрство (каждая незначительная неприятность пробуждает в них сильнейшее огорчение, расстройство вплоть до паники).

Помимо того экзальтация может проявляться и в постоянном вступлении в бесполезные жаркие споры.

К плюсам экзальтированности причисляют доброжелательность и позитивность таких людей. Данное качество способствует быстрому и лёгкому нахождению общего языка с окружением, заведению новых знакомств. Жизнь экзальтированных граждан намного более яркая, поскольку они ежедневно ощущают множество приятных эмоций, получая новые впечатления с удовольствием посещая музеи, театральные представления, архитектурные достопримечательности. Они способны превратить заурядный уикенд в увлекательное приключение.

Вместе с тем, такие лица чрезвычайно добры и готовы протянуть руку на помощь. Также обычно они успешны и в личной жизни, поскольку умеют чувствовать партнёра, и им нравится угождать родным.

К минусам описываемого понятия можно причислить неспособность взять под контроль собственные эмоциональные реакции, что может нередко негативно сказываться на взаимоотношениях с окружением. Экзальтированных лиц часто воспринимают настороженно и несерьёзно.

Невзирая на открытость, коммуникабельность и добродушие, экзальтированные личности, нередко неосознанно отталкивают ранее хорошо с ними ладящих товарищей, которых отпугивает их темперамент. Подобное усугубляет положение, ведь не осознавая суть проблемы, они не стремятся её решить, а всё списывают на фатум.

Признаки экзальтированной личности

Они излишне откровенничают, открывают душу случайному прохожему, восторгаются бездомным котенком или розовым кустом, растущим у дороги. Проявляют безграничную радость, когда случайно встречают на улице знакомых людей. Однако состояние полета и счастья может быстро смениться унынием и отчаянием, если вдруг в планы окружающих не входит восприятие излившихся на них бурных чувств.

Перепады настроения (от ликования до угнетения) подтверждают неустойчивость психики. Экзальтированный человек – это индивид, для которого малейшая неудача может обернуться большой трагедией. Такие люди искренне увлекаются творческими занятиями, восхищаются произведениями искусства и природными ландшафтами.

Эмоции, которые испытывает индивид по поводу события или предмета, в момент апогея полностью охватывают его, затмевая разум и все остальные чувства. Тяга к прекрасному обуславливает хороший вкус. Они без труда определят истинную ценность предмета искусства, гардероба или украшения.

Экзальтированная личность воспринимает мир иначе, чем большинство людей. В ее глазах любое событие или обстоятельство выглядит преувеличенным, более масштабным и значимым. В какие-то минуты окружающий мир блещет пестрыми, яркими красками, в другой момент – он представляется в черном цвете без единой надежды на благополучие. Они додумывают детали общей картины, усугубляя содержание и смысл, делая ее более выразительной.

Неукротимая фантазия помогает таким людям в творческих профессиях. Благодаря развитому воображению и немалому творческому потенциалу, они добиваются признания в сфере изобразительного и театрального искусства, литературы и киноискусства. Из них получаются выдающиеся художники, писатели, артисты, дизайнеры, декораторы, организаторы праздников. Признаки этого типа личности:

  1. Использование в речи витиеватых оборотов, ярких эпитетов, красноречивых выражений.
  2. Склонность к детальному, подробному описанию событий, даже малозначительных (поход в булочную, получение письма).
  3. Свойство предаваться панике без очевидных причин.
  4. Способность к состраданию, проявление альтруизма и искренности в отношениях.
  5. Словоохотливость, смешливость – повсеместно демонстрируют ораторское мастерство, заразительно, искренне смеются.
  6. Влюбчивость, коммуникабельность – быстро заводят друзей, дружат поверхностно, так же быстро разрывают дружеские связи. В любви сильно привязываются, готовы на самопожертвование ради партнера.
  7. Ранимость, впечатлительность. Могут обидеться на ничего незначащую фразу, додумав ее смысл.

Дополнить характеристику личности могут такие типичные свойства, как навязчивость, порывистость, непосредственность, физическая и эмоциональная активность. Они ведут себя как дети, которые не приемлют отказа и искренне радуются пустяковым вещам.

Нередко экзальтированность сочетается с завышенной самооценкой. Людям этого типа свойственно считать безупречными свои манеры и вкус. Тогда они относятся к окружающим с легким пренебрежением, полагая, что те недостаточно умны, образованы, не обладают чувством стиля и ощущением прекрасного.

Примерами могут служить популярные литературные персонажи Катерина Верховцева («Братья Карамазовы», Ф. Достоевский), главные герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», Мортимер («Мария Стюарт», Ф. Шиллер), Николай и Наташа Ростовы в юношеские годы («Война и мир», Л. Толстой).

Интересно, что с возрастом экзальтированность Николая и Наташи Ростовых трансформировалась в прагматичность. Они стали спокойными и уравновешенными. Напрашивается вывод: экзальтированность, как черта характера, свойственна почти каждому в определенные моменты жизни.

Уран в обители

Уран имеет ночную обитель в Водолее. Очень сильная обитель, так как Уран — воздушная планета и Водолей — воздушный знак. Это наиболее гармоничное проявление планеты. (Так и у Меркурия, воздушной планеты, гармоничное стояние в Близнецах. Венера — земная планета, поэтому гармоничное стояние в Тельце.

Как быть Леди:  Часто упоминаемые фобии

Марс — огненная планета, гармоничное стояние в Овне. Юпитер — огненная планета, поэтому более гармоничен, имеет более высокий статус в Стрельце в огненном знаке). Сатурн, земная планета, гармоничен в Козероге. В Козероге Уран еще не проявился до конца.

Потому прямая стрелка будет направлена к Водолею, а пунктирная, которая означает, что еще не до конца проявилось влияние планет, направлена к Козерогу.

Уран в Водолее дает переворот, все сразу неожиданно меняется. Молния блеснула, и все сразу преображается. Так же и Водолей.

Сатурн дает ему возможность сжиматься, терпеть до последнего, рассчитывать непонятно на что; неизвестно откуда берутся ресурсы, жизненная энергия, потом резкий переворот, взрыв энергии, и «из грязи прямо в князи».

Так же вся эта огромная территория поднимется. Как только Уран войдет в Водолей, будет резкий переворот сознания, как молния, причем оригинальный выход из кризисной ситуации. Ведь кто мог предвидеть, что Иванушка-дурачок поедет на печке, и за короткий промежуток времени он сделает то, что другие не сделали ни на лошадях, ни на санях, а он взял и сделал на печке по-щучьему велению.

Так же и здесь. За 25 лет будет сделано то, что Америка не сделала за 200 лет. Америка все делала за наш счет, а мы сделаем за счет своих корней. Правда, есть еще люди, которые сомневаются, что Америка живет за наш счет. Но посмотрите сами, ведь все выдающиеся конструкции и идеи появлялись у нас, а изготавливались и финансировались на Западе и Востоке. На этой территории вся информация, здесь головной мозг Земли.

Но нас специально в таком состоянии держали. Для чего же такая мистерия была дана на эту территорию?

Нас специально готовили к преображению. Поэтому такая карма выпала на нашу территорию, чтобы другие народы видели, какими надо быть, а какими нет. Показано во времени, так как Земля живет во времени, мы живем во времени.

Надо выстрадать, выстоять, потом резко Уран включится. Авеста начнет шагать по всему миру. Люди, благодаря этой системе, поднимутся, потому что самая рациональная система знаний войдет в науку, искусство, во все сферы. Люди начнут включаться. Будут биологические системы, станут возрождаться биологические цивилизации.

Уран связан с переворотом, а Прозерпина связана с алхимией, трансмутацией, но эта трансмутация невидима. Клетка накапливает информацию очень медленно, внутренние процессы идут, а реакция невидима. А резкий переворот означает преображение. Уран перевернулся. Самое сильное преображение идет за счет Урана, это резкий переворот айсберга.

Уран в Козероге ведет себя более сознательно, то есть это сознательный реформатор. Если Уран в Водолее — стихийный реформатор, реформатор на порыве, который сразу все нарушает, отказывается от старого, то уранисты в Козероге проводят реформацию сознательно, как учителя, как Христос, Магомет.

Уран в Козероге — это когда страна на глазах преображается, то это происходит вроде бы видимо и невидимо. Это как рост Вашего ребенка идет. Для Вас незаметно, что он растет, а прядет знакомый и скажет, что ребенок вырос. И Вы даже понять не можете, как это происходит.

Фгбну нцпз. ‹‹акцентуированные личности››

АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций — крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры — художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?

Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.

Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.

Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).

Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В. Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.

Как быть Леди:  Михаил Александрович Врубель

Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример.

Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.

Негативный полюс аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.

Клаус Э., 1928 г. рожд. Мать — экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой — подверженность печальным переживаниям. В детстве Э. боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной,— он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности…» Нечто подобное Э. испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Э. сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.

Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Э. при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент — это слезы счастья.

Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Мартин Р., 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р, отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах.

В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.

Р.— типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.

Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Тросторфф.

Аделе Г., 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.

Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины — величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: «Вот это прекрасно, это ты напиши!» Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это…» Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула—сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!» Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».

Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.

Следующий пример, ранее описанный Зайге.

Мартин Ц., 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.

Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается под влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.

Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но (коронки «безумно мешают»: он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий