Аддикция. Виды и лечение аддикций. Любовная аддикция и другие

Аддикция. Виды и лечение аддикций. Любовная аддикция и другие Женщине

Значение слова аддикция. что такое аддикция?

Адди́кция

(англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется не к химическим, а к психологическим зависимостям, например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм, зависимость от порнографии и…

Что такое аддикция?

Понятие «Аддикция» образовано от английского слова addiction, что в буквальном смысле переводится как зависимость. Изначально под аддикциями подразумевались химические зависимости (от лекарств, алкоголя или наркотиков), сейчас список зависимостей расширился.

Таким образом, аддикция – это зависимость человека от чего-либо, потребность в регулярном совершении каких-либо действий или приемов препаратов. При психологической (поведенческой) аддикции объектом зависимости является поведенческий паттерн.Аддиктология как новое научное направление появилось в России и в мире в 70-80 годах прошлого века.

В 2001 году профессор, психотерапевт Ц.П.Короленко составил первую в мире классификацию нехимических аддикций.На сегодняшний день аддиктология находится на стыке психиатрии, наркологии и клинической психологии и рассматривает проблему аддиктивного поведения с разных сторон.

Аддикции подростков

Страдать от аддикций могут как взрослые, так и подростки. По мнению ученых, аддиктивное поведение закладывается еще в детстве под влиянием личностных характеристик и окружающей среды. К подростковому возрасту аддиктивное поведение уже может проявляться в полной мере.

Признаки наличия аддикций у подростка:

  • Желание демонстрации превосходства над окружающими на фоне неуверенности в себе
  • Боязнь доверительных отношений с окружающими, внутренняя изоляция
  • Широкий круг знакомств, демонстрируемая социальность
  • Склонность ко лжи
  • Высокая тревожность, депрессивное поведение
  • Избегание ответственности.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Подростки могут иметь любой из видов аддикций, но чаще всего речь идет об интернет-зависимости, которой сильно подвержены старшеклассники.

Чем опасна интернет-аддикция для подростков?

  • подростков могут соблазнить на совершение действий сексуального характера;
  • подростки получают доступ к порнографии, которой очень много в интернете. При этом программное обеспечение, которое должно ограничивать доступ несовершеннолетних к таким материалам, часто не срабатывает или вообще отсутствует
  • доступ к сайтам, разжигающим религиозные или межнациональные розни, сайты с инструкциями по изготовлению бомб и др.
  • увлечение онлайн-играми с насилием повышает агрессивность детей.

Аддикция избегания

Человек, страдающий аддикцией избегания, не может построить близких, искренних, доверительных, продолжительных отношений, он подсознательно избегает их. При этом человек, на которого направлена любовь аддикта, для него ценен и важен. Таким образом возникает двойственность ситуации – аддикт то притягивает к себе объекта любви, то отталкивает от себя. От этого страдают оба партнера.

Признаки аддикции избегания:

  • Уход от интенсивности в отношениях со значимым для себя человеком (любовным аддиктом). Аддикт избегания старается проводить больше времени вне общества любовного аддикта. Отношения с аддиктом избегания можно рассматривать как «вялотекущие», так как они важны для аддикта, но он их избегает, не позволяет построить близкие отношения.
  • Стремление к избеганию сексуального контакта с помощью психологического дистанцирования. Имея страх интимности, аддикт избегания боится, что при вступлении в близкие отношения он потеряет свободу, окажется под контролем. На подсознательном уровне аддикт избегания имеет страх покинутости, что приводит аддикта к желанию восстанавливать и сохранять отношения, но держать их на дистанционном уровне.

Виды аддикций

Зависимости можно поделить на химические, промежуточные (пищевая и адреналиновая аддикции) и поведенческие (или психологические). Согласно классификации Ц.П.Короленко, а также с учетом описанных позднее нехимических зависимостей можно выделить следующие виды поведенческих аддикций:

  • азартные игры, гэмблинг (от англ. gambling — игра на деньги)
  • аддикция отношений (сексуальная аддикция, любовная аддикция, аддикция избегания)
  • работоголизм (трудоголизм)
  • технологические зависимости (зависимость от телевизора, от компьютерных игр, интернет-аддикция, гаджет-аддикция — зависимость от смартфонов, электронных игрушек, например, тамагочи)
  • аддикция к трате денег (ониомания, шопоголизм)
  • ургентная аддикция (проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени, желании постоянно планировать и контролировать свое время, сопровождается страхом «не успеть»)
  • спортивная аддикция (или аддикция упражнений — потребность постоянно увеличивать количество и сложность тренировок; встречается у профессиональных спортсменов)
  • аддикция духовного поиска (этот вид аддикции был описан в 2004 году на основании наблюдений за пациентами, пытавшимися освоить различные духовные практики)
  • состояние перманентной войны (данная аддикция встречается у ветеранов боевых действий и выражается в стремлении создавать опасные ситуации и к неоправданному риску).

Помимо деления аддикций на химические и поведенческие можно разделить их с точки зрения социума. Выделяют социально приемлемые формы аддикции и осуждаемые обществом (наркомания, алкоголизм, гемблинг). При терапии социально неприемлемых аддикций они, как правило, заменяются на социально приемлемые (трудоголизм, спортивная аддикция, аддикция отношений и др.).Ниже поговорим чуть более подробно о некоторых видах аддикций.

Интернет-зависимость или интернет-аддикция

Первыми о данной проблеме в конце двадцатого века заговорили коммерческие компании, которые обратили внимание на неэффективность работы некоторых сотрудников вследствие их патологического влечения к пребыванию в интернет-сети.Согласно последним исследованиям, интернет-зависимость имеется примерно у 5% населения, при этом у подростков она встречается в 30% случаев. Более подвержены данной аддикции люди с гуманитарным складом ума, не имеющие высшего образования.

Признаки интернет-зависимости:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого в сети интернет;
  • проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
  • ощущение беспокойства, пустоты, раздражения не за компьютером;
  • сокрытие информации о том, сколько аддикт проводит времени в сети;
  • карпальный туннельный синдром (поражение нервных стволов руки, свя¬занное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени и боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

Лечение аддикции

Лечение адикции может включать в себя три составляющих: медикаментозное лечение, психотерапия и социотерапия.При медикаментозном лечении для аддиктов с химической зависимостью часто используется заместительная терапия. Например, героиновым наркоманам предлагается метадон или бупренорфин.

Врач-психиатр или психотерапевт при лечении аддикции может назначить антидепрессанты или ингибиторы обратного захвата серотонина.Также для лечения подобных зависимостей может использоваться метод стимуляции глубинных структур головного мозга. При данном методе в мозг пациента вживляется специальный аппарат, который воздействует на определенные участки мозга слабым электрическим током.

Психотерапия может носить индивидуальный или групповой характер. При групповой психотерапии аддикты принимают участие в группах взаимопомощи, где они собираются вместе, чтобы поддерживать друг друга и делиться проблемами. В основе деятельности многих групп взаимопомощи лежит программа «12 шагов», впервые опубликованная в книге «Анонимные алкоголики» в 1939 году.

Впоследствии программа была переработана и адаптирована под другие виды зависимостей. Недостатком данного способа лечения является то, что у аддиктов часто возникают рецидивы, а также одна аддикция заменяется другой – аддикцией отношений в определенной группе.

Индивидуальная психотерапия является более эффективным способом лечения. При лечении аддикции важен комплексный подход к человеку, анализ жизненной ситуации, изучение генеза. Важно выявить причины, по которым человек начал страдать от аддикции, повысить самооценку. Специалисты Центра Ember помогут справиться с нехимическими аддикциями.

Как быть Леди:  Значение слова КАЖЕТСЯ. Что такое КАЖЕТСЯ?

Любовная аддикция

Любовная аддикция является разновидностью аддикции отношений и представляет собой болезненную зависимость одного человека от любви к другому. Любовной аддикции подвержены люди с низкой самооценкой, имеющие трудности с определением личных и чужих границ.

Как правило, склонность к любовной аддикции закладывается в детстве. Мужчины и женщины одинаково часто страдают от данной зависимости.Часто любовная аддикция появляется между двумя аддиктами, в этом случае можно говорить о созависимости.Для любовной аддикции характерны высокая эмоциональность, желание контролировать другого человека, быть все время вместе, ревность, одержимость отношениями.

Признаки любовной аддикции:

  • Непропорционально много времени и внимания уделяется человеку, на которого направлена аддикция. Мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Отношения с человеком, страдающим любовной аддикцией, носят в себе черты навязчивости, от которой очень сложно освободиться.
  • Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию.
  • Любовный аддикт перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений.
  • Проблемы в общении с родными и близкими.
  • Серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых стоит страх быть покинутым, который аддикт старается подавить.
  • На подсознательном уровне также имеется страх интимности. Из-за этого аддикт не в состоянии перенести «здоровую» близость. Это приводит к тому, что человек, страдающий любовной аддикцией, подсознательно выбирает себе в партнеры человека с аддикцией избегания.

Пищевая аддикция

Пищевая аддикция относится к так называемым промежуточным аддикциям, поскольку характеризуется тем, что при этой форме зависимости задействуются поведенческие паттерны и непосредственно биохимические механизмы в организме человека.

Данный вид аддикции имеет два подвида:

  • Аддикция к перееданию.
  • Аддикция к голоданию.

При аддикции к перееданию человек в определенный момент начинает испытывать чувство стыда, скрывает свою зависимость, начинает есть тайком, что приводит к еще большему нервному напряжению, стрессу, желании съесть еще больше. Страдает и здоровье человека – увеличивается вес, нарушается обмен веществ, страдает ЖКТ.

При плохом самочувствии ухудшается настроение, снова возникает желание есть. Таким образом получается замкнутый круг. В конечном счете недовольство собой накапливается, что приводит к депрессии, нежелании общаться с другими людьми, замкнутости.При аддикции к голоданию человек испытывает определенное чувство легкости, когда отказывается от приема пищи, прилив сил, хорошее настроение.

Сексуальная аддикция

Люди, страдающие от сексуальной аддикции, реже всего обращаются за помощью. Это связано с морально-этическими нормами общества и социальным табу на обсуждение данной проблемы. По данным психотерапевтов, сексуальной аддикции подвержены 5-8% населения.

Российский психиатр Ц. П. Короленко, основоположник аддиктологии, подразделяет сексуальные аддикции на ранние, которые начинают формироваться еще в детстве на фоне общего аддиктивного процесса, и поздние, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения.

Признаки сексуальной аддикции:

  • повторяющаяся потеря контроля над своим сексуальным поведением;
  • продолжение такого сексуального поведения, несмотря на вредные последствия.

При ранней сексуальной аддикции имеется сексуальная травматизация аддикта в детстве: это может быть инцест или закладка в ребенка убеждений, что он представляет интерес только как сексуальный объект. В такой ситуации у аддикта формируется комплекс неполноценности, скрытность, недоверие к окружающим и зависимость от них, чувство угрозы извне и сверхценное отношение к сексу.

Сексуальный аддикт, как и любой другой, имеет низкую самооценку. Он относится плохо к себе и не верит, что другие могут относиться к нему хорошо. У него появляется уверенность в том, что секс — это единственная сфера, в которой он представляет для кого-то интерес.

Также секс для аддикта – способ уйти из изоляции. Главный мотив для человека, страдающего любовной аддикцией, — поиск новых «острых ощущений».Страдающие от сексуальной аддикции часто имеют и другие виды аддикции, например, зависимость от алкоголя или наркотиков.

https://www.youtube.com/watch?v=16H7iQHuC7E

Сексуальные аддикты часто ведут двойную жизнь, боясь осуждения близких, при этом в какой-то момент они перестают заботиться о собственном здоровье, не справляются с бытовыми проблемами. Навязчивая идея доказывать свою состоятельность в сексуальном плане начинает доминировать над всем остальным.

Советы школьного психолога родителям

Профилактика аддиктивного и деструктивного поведения.

Аддикция (англ. Addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется не к химическим, а к психологическим зависимостям, например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т.п.

В медицинском смысле, аддиктивность — навязчивая потребность в повторении определённых действий, сопровождающаяся, в случае нарушения привычного для пациента графика, явно выраженными физиологическими и психологическими отклонениями, нетривиальным поведением и прочими нарушениями психики.

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путём изменения состояния своего сознания.

Виды аддикций.

Зависимости можно поделить на химические, промежуточные (пищевая и адреналиновая аддикции) и поведенческие (или психологические). Согласно классификации Ц.П.Короленко можно выделить следующие виды поведенческих аддикций:

  • азартные игры, гэмблинг (от англ. gambling — игра на деньги)
  • аддикция отношений (сексуальная аддикция, любовная аддикция, аддикция избегания)
  • работоголизм (трудоголизм)
  • технологические зависимости (зависимость от телевизора, от компьютерных игр, интернет-аддикция, гаджет-аддикция — зависимость от смартфонов, электронных игрушек, например, тамагочи)
  • аддикция к трате денег (ониомания, шопоголизм)
  • ургентная аддикция (проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени, желании постоянно планировать и контролировать свое время, сопровождается страхом «не успеть»)
  • спортивная аддикция (или аддикция упражнений — потребность постоянно увеличивать количество и сложность тренировок; встречается у профессиональных спортсменов)
  • аддикция духовного поиска (этот вид аддикции был описан в 2004 году на основании наблюдений за пациентами, пытавшимися освоить различные духовные практики)
  • состояние перманентной войны (данная аддикция встречается у ветеранов боевых действий и выражается в стремлении создавать опасные ситуации и к неоправданному риску).

Помимо деления аддикций на химические и поведенческие можно разделить их с точки зрения социума. Выделяют социально приемлемые формы аддикции и осуждаемые обществом (наркомания, алкоголизм, гемблинг). При терапии социально неприемлемых аддикций они, как правило, заменяются на социально приемлемые (трудоголизм, спортивная аддикция, аддикция отношений и др.).

Страдать от аддикций могут как взрослые, так и подростки. По мнению ученых, аддиктивное поведение закладывается еще в детстве под влиянием личностных характеристик и окружающей среды. К подростковому возрасту аддиктивное поведение уже может проявляться в полной мере.

Признаки наличия аддикций у подростка:

  • желание демонстрации превосходства над окружающими на фоне неуверенности в себе;
  • боязнь доверительных отношений с окружающими, внутренняя изоляция;
  • широкий круг знакомств, демонстрируемая социальность;
  • склонность ко лжи;
  • высокая тревожность, депрессивное поведение;
  • избегание ответственности;
  • наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Подростки могут иметь любой из видов аддикций, но чаще всего речь идет об интернет-зависимости, которой сильно подвержены старшеклассники.

Чем опасна интернет-аддикция для подростков?

  • подростков могут соблазнить на совершение действий сексуального характера;
  • подростки получают доступ к порнографии, которой очень много в интернете. При этом программное обеспечение, которое должно ограничивать доступ несовершеннолетних к таким материалам, часто не срабатывает или вообще отсутствует;
  • доступ к сайтам, разжигающим религиозные или межнациональные розни, сайты с инструкциями по изготовлению бомб и др.
  • увлечение онлайн-играми с насилием повышает агрессивность детей.
Как быть Леди:  📖 Вводные замечания, Глава 14. Гендерная идентичность. П. В. Румянцева. Гендерная психология. Клёцина И. С. Страница 15. Читать онлайн - Bookap.info

Причины аддикции

Любая аддикция не формируется на пустом месте, не возникает сама по себе. Для того, чтобы аддикция могла появиться, необходимы существенные причины. Такие причины запускают механизм деградации личности, заставляют человека напрасно растрачивать свои внутренние ресурсы. Рассмотрим подробнее причины аддикции. Как правило, их не бывает много.

Генетическая предрасположенность

Генетическая предрасположенность подразумевает, что склонность к аддикции передается на клеточном уровне. Многие люди даже не подозревают о том, насколько сильно зависимы от образа жизни своих родителей. Не все хотят осознавать, что мы напрямую несем в себе то, что в нас заложено. Генетику исправить нельзя, но можно стать сильным разумом, чтобы уметь контролировать каждый свой шаг.

Социальные факторы

Зависимое поведение нередко возникает тогда, когда индивид изначально растет и воспитывается в асоциальной обстановке. Роль социальных факторов ни в коем случае нельзя преуменьшать, это одна из основных причин формирования неблагополучного поведения. Очень важен пример родителей, на который дети сознательно или бессознательно всегда обращают внимание. Взросление в неподходящей обстановке не способствует личностному развитию. Индивид растет с заниженной самооценкой, появляются проблемы в общении, в отношениях с другими людьми.

Нарушения в личностном развитии

Когда что-то в жизни складывается не лучшим образом, у личности возникает бессознательная потребность защитить себя, вернуть себе душевный комфорт. Какие-либо нарушения в личностном развитии – это серьезная причина, из-за которой может в конечном итоге произойти деградация личности. Аддикция на какое-то время позволяет человеку ощутить некоторую стабильность в жизни, справиться с волнением и тревогой.

Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности.

  1. Деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем).
  2. Недостатки в учебно-воспитательной работе общеобразовательных организаций, других учебных заведений.
  3. Нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений.
  4. Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, и в связи с этим, увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
  5. Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).
  6. Педагогические ошибки как фактор деструктивного поведения несовершеннолетних:

— профессиональная непригодность (грубость учителя, унижение ученика, «наклеивание ярлыков», публичная компрометация обучающихся, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание);

— демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, лицемерие, игнорирование обучающегося.

Личностные особенности подростка, способствующие риску вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности.

Личность в подростковом возрасте активно развивается под воздействием различных факторов. Эти факторы могут негативно сказываться на развитии личности и детерминировать развитие личностных особенностей, ведущих к дезадаптации несовершеннолетнего.

Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками (Д.Б.Эльконин), в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей и формируется самосознание как основное новообразование психики. В случае дезадаптации подросток вовлекается в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности, где он удовлетворяет свою потребность в общении и признании, однако данные группы могут иметь негативные последствия для самого подростка.

Ввиду описанных особенностей подросткового возраста педагогам и родителям необходимо обращать пристальное внимание на такие личностные особенности несовершеннолетних, как:

  • трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
  • переживание собственной неуспешности;
  • трудности самопонимания, неадекватная самооценка;
  • отсутствие позитивных жизненных целей;
  • неумение взаимодействовать с окружающими;
  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • предрасположенность к психическим заболеваниям;
  • склонность к депрессиям;
  • склонность к девиантному поведению;
  • акцентуированные и психопатические черты личности.

Как не совершать ошибки родителям при воспитании своих детей.

«Активное слушание». Вспомним, как мы разговаривали и разговариваем с нашими детьми – в детском возрасте, в основном, было «повелительное наклонение» и, если дети не слушались, то мы угрожали. Или ребенок говорит, а мы делаем вид, что мы его слышим или сделали вид, что участвуем в разговоре с ним. В подростковом же возрасте повелительное наклонение вызывает у ребенка агрессию, обиду и, если мы только делаем вид, что слушаем, то ребенок уже понимает, что мы его не слышим. Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать!», «Некогда» и тому подобными фразами, в то время как несколько минут внимательного активного слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка.

При «активном слушании» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Если родители действительно будут стараться помнить об «активном слушании», результат обязательно будет.

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на Ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд, переданная взглядом информация может так же отпечататься в сознании ребенка, как и сказанные слова. Даже если Вы прибегаете к какому-либо наказанию, в Ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребность в контакте глаз удовлетворена, то ребенок спокоен, он не отворачивает голову в сторону при контакте с другими людьми.

Также очень важен ребенку физический контакт. Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день. Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. 

Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение.

Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты.

Деструкция (от лат.destructio, dekonstructio) — разложение, разрушение (в большинстве случаевпротивоположное или отрицательное от конструкция).

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализацию и т.д. Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.

Как быть Леди:  10 вещей, которых больше всего боятся самовлюбленные люди |

Почему возникает деструктивная модель поведения?

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения.

Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти» — в настоящее время стало огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.

Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии. В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.

Особую опасность представляет вовлечение молодежи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности, где очень активно используются социальные сети.  Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях — аналог вовлечения детей в наркологическую и другие зависимости. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации».

 Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности.

  • деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);
  • нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
  • перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;
  • постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков.

  • Проявляйте интерес, осуществляйте контроль активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Так Вы сможете пресечь негативное воздействие на ребенка со стороны других людей и организаций.
  • Учите ребенка правилам безопасного поведения (в том числе в сети Интернет). Так Вы научите ребенка нести ответственность за собственную безопасность.
  • Обращайте внимание на характер Ваших отношений с ребенком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхоконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.
  • Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.
  • Обращайте внимание на увлечения ребенка, на уровень его досуга; поддерживайте вашего ребенка в самоопределении.
  • Интересуйтесь делами ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями и т.д.). Так Вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.
  • Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. В последствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.
  • Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно. Так он научится рационально использовать собственную свободу и силы и приобретет необходимые навыки для самостоятельной жизни.
  • Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды.
  • Отмечайте резкие изменения в поведении и в состоянии ребенка. Кардинальные изменения могут быть признаком глубокого психического или психологического неблагополучия ребенка. Ряд изменений является следствием взросления ребенка и нуждается в их поддержании и развитии (становится более самостоятельным, общительным, любознательным, больше заявляет о себе и т.д.).
  • Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Так Вы научите ребенка принимать себя и других, предотвратите внутреннее рассогласование и агрессивное отношение к себе и окружающим.
  • Привлекайте ребенка — подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.
  • Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков («Зачем ты так сделал?», «А что будет, когда ты это получишь?»). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности ребенка, научите ребенка осознанному поведению.
  • Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные проступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим).
  • Создайте ребенку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.
  • Уделяйте внимание чувствам и состоянию ребенка, если в семье произошло кризисное событие (развод родителей, смерть члена семьи, появление нового члена семьи, несчастный случай , болезнь члена семьи и т.д.). Ребенок не всегда может выразить собственные чувства и справиться с тяжелыми переживаниями. Отсутствие понимания и поддержки приводит к тому, что ребенок ищет помощи у посторонних людей (лидеры деструктивных молодежных движений, сектанты, отрицательные авторитеты).
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий