Абстрактное мышление: что это такое? Формы простыми словами. Примеры. Как научиться абстрактно мыслить и развить это?

Абстрактное мышление: что это такое? Формы простыми словами. Примеры. Как научиться абстрактно мыслить и развить это? Женщине

Почему абстрактное мышление так важно

Человек, активно использующий абстрактное мышление в своей жизни, способен хорошо представить сложные идеи, разработать их, он читает невербальные подсказки тела для того, чтобы оценить текущую ситуацию. Те, у кого развиты навыки абстрактного мышления, могут принимать более обоснованные решения, опираясь на возможности, которые выходят за рамки конкретики.

Абстрактное мышление помогает лучше ориентироваться в жизни. А если одновременно прибегать и к абстрактному, и к конкретному мышлению, это даст тебе более широкое представление о любой ситуации. Понимание общей картины и проработка возможных событий поможет тебе принимать лучшие решения и предотвращать негативные последствия какого-либо совершённого действия.

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление – это оперирование абстрактными понятиями. К таковым относятся понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака), а также различные понятия, получающие свой смысл непосредственно в процессе мышления или дискуссии (число, нравственность, материя).

В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. К примеру, можно говорить о конкретной собаке, а можно о собаке или животном вообще – это уже абстракция. Можно говорить о том, что сегодня на улице плохая погода – дождь и гроза, а можно говорить о погоде как о явлении вообще.

Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понимать смысл терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция – это отвлечение от части свойств объекта. К примеру, в живописи это подразумевает, что художник отбрасывать часть визуальных свойств персонажей и предметов, чтобы подчеркнуть другие свойства и передать определённые эмоции.

Абстрактное мышление позволяет нам размышлять о различных объектах и явлениях, не конкретизируя их свойств. Пользуясь им, мы можем представить и осмыслить некоторую ситуацию, не формулируя происходящее словами и не воссоздавая никаких образов в мыслях.

Основные признаки

Абстрактным мышлением в той или иной мере обладает каждый. Но наиболее сильно оно развито у людей, работающих с некими неосязаемыми понятиями. Именно абстрактно-символическое мышление принесло в нашу жизнь алфавит. Ведь что такое буква? Её невозможно потрогать. Но складывая буквы в слова, мы формируем свою точку зрения.

Ещё одним примером из жизни можно назвать появление численности. Цифр тоже не существует в виде предметов. Их придумали для того, чтобы было проще изъясняться. По сути, «семёрка» – это семь единиц. И лишь абстрактное мышление превратило их в конкретный знак.

Другая часть – это абстрактно-пространственное мышление. Никто точно не знает, как выглядит поверхность других планет, но любой может представить это, основываясь на создании абстракции, на фантазии, увиденных ранее фильмах, картинах, прочитанных книгах писателей-фантастов.

Абстракция в нашей жизни

Живопись не обладает абсолютным патентом на абстракцию. Она встречается повсюду в нашей повседневной жизни. Абстрактное мышление защищает нас от переизбытка полученной информации. К примеру, мы не задумываемся о том, что буква, написанная обыкновенной шариковой ручкой, — есть результат взаимодействия миллиардов молекул чернил с бумагой.

К примеру, в Бразилии проживают индейцы Пираха. Практически все представители племени отличаются скудным абстрактным мышлением. В их алфавите всего несколько гласных и несколько согласных букв. Они не знают истории и живут одним днем. В качестве меры используется только два числа: несколько и много, а цвета делятся на темные и светлые.

Виды абстракции

Абстрактное искусство можно условно разделить на шесть типов. В них доля абстракции различна, однако все они связаны с отделением от реальности.

  • Криволинейное абстрактное искусство. Криволинейная абстракция хорошо просматривается в кельтском искусстве, где абстрактные мотивы представлены чередованием узоров и спиралей. Но кельты не являются основоположниками этих мотивов, так как они встречались задолго до появления индоевропейских племен, в эпоху неолита. Но именно кельты дали криволинейной абстракции вторую жизнь, сделав узоры более сложными и запутанными. Кельтские мотивы вернулись в искусство в эпоху возрождения и модерна. Встречаются в работах Уильяма Морриса и Артура Макмурдо. Сегодня криволинейная абстракция считается основной особенностью исламского искусства.
  • Световое абстрактное искусство. Световая абстракция фигурирует в работах Моне и Тернера. Здесь свет выступает основным инструментом для отделения произведения от реальности. Объекты словно растворяются в красках. В качестве других примеров можно привести работы Пола Серузье и фовистские работы Анри Матисса, а также картины Кандинского и Франца Марка. Абстракция, связанная с цветом, пережила очередной пик популярности в 40-х — 50-х годах прошлого века. Именно тогда появились на свет картины цветового поля Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. Во Франции развивается световая абстрактная живопись, более известная, как «Лирическая абстракция».
  • Геометрическая абстракция. Геометрическая абстракция – одно из течений интеллектуального искусства, основанное в 1908 году. Оно выделилось из аналитического кубизма, характеризующегося отвержением пространственной перспективы. Все внимание приковывалось к двумерным аспектам картины. В терминологии художников геометрическая абстракция известна также, как необъективное искусство. Здесь превалируют геометрические образы и формы (квадраты, треугольники, круги). В направлении геометрической абстракции работали такие художники, как Казимир Малевич, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Джозеф Альберс.
  • Эмоциональная абстракция. Данный тип искусства объединил в себе стили, в которых натуралистическая основа является общим признаком. Натурализм реализуется через цвета и формы, но коренным образом отличается от геометрической абстракции. Если сторонники кубизма представляли абстракцию практически антиприродной, то интуиционное (эмоциональное) искусство возвращается к природе, хотя и описывает ее весьма отвлеченно. Эмоциональная абстракция включает в себя два течения: Сюрреализм и Органическую абстракцию.
  • Искусство жестов. Одной из форм абстрактного экспрессионизма является искусство жестов. В процессе создания картины особое внимание уделяется нанесению мазков. Они становятся более быстрыми и более рыхлыми, чем обычно. Живопись жестов характерна для творчества Джексона Поллока, Ли Краснера, Виллема де Кунинга.
  • Минимализм. Минимализм считается авангардом абстракции, так как он лишен ассоциаций и внешних ссылок. Акцент делается только на то, что видит человек. Впоследствии данный вид абстракции вылился в такое течение, как постмодернизм.

Виды абстракций

Существует два вида мышления – индукция и дедукция. Кстати, вопреки распространённому мнению, гласящему, что один из самых известных литературных сыщиков Шерлок Холмс для раскрытия преступлений пользовался только вторым, специалисты считают, что он практически в совершенстве владел обоими и даже чаще прибегал к помощи первого.

Разберёмся, как это работает. Возьмём несколько вводных: первоклассник Илья с июня не ходит в школу, десятиклассница Марина с наступлением лета перестала посещать уроки, педагог Лидия Ивановна всё лето сажает клубнику на даче. Метод индукции нам подскажет, что школа летом не работает. Однако это не всегда верное утверждение.

Если мы обратимся к дедукции, то сделаем вывод о том, что летом у школьников каникулы. И это в данном случае будет более точный вывод, так как в учебном заведении обычно действует летний лагерь, дети проходят практику, а выпускники ещё сдают экзамены. И это требует от них посещения школы даже в период каникул.

Инструменты

Как уже говорилось ранее, главный инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно речь помогает нам выстраивать мысли логически и последовательно. Если вас мучает какой-то вопрос, попытайтесь проговорить его вслух.

Если нет собеседника, поговорите с собственным отражением в зеркале. В большинстве случаев таким способом решение быстро находится.

Кстати, в случаях, когда вы говорите сами с собой, это может быть даже более эффективно. Прежде всего, никто не вступает с вами в спор, не перебивает, отвлекая от мыслей. Да и подбирать слова в данном случае не приходится. От того, насколько чётко человек может формулировать свои мысли, зависит то, как протекает мыслительный процесс.

Абстрактное мышление ещё называют внутренней речью. Если она не развита, то и думать, а в конечном счёте и находить решение проблемы куда более сложно, чем если словарный запас велик, и умение им пользоваться находится на высоком уровне.

История абстрактного искусства

Точно указать на истоки абстрактного искусства не представляется возможным, но по тем суждениям, которыми оперируют историки, становится понятно, что абстракция зародилась около 70000 лет назад. В пещере Бломбос (Южная Африка) были найдены куски камня, на которых выгравированы абстрактные геометрические узоры.

Как быть Леди:  Презентация "Кибербуллинг" - психологу, презентации

Следующие по хронологии находки датируются эпохой возведения пирамиды Эль-Кастильо. Обнаруженные в ней наскальные рисунки представляли собой точки и трафареты. Абстрактные узоры украшали и пещеры Альтамира. Пещерное искусство палеолита буквально полностью основывалось на абстрактных символах.

Живопись и скульптура Средних веков была построена на традиционных принципах природного и классического реализма. Это направление искусства изучалось практически во всех европейских академиях вплоть до 19 века.

Первой обязанностью здесь значится именно узнаваемость объекта, то есть, создание узнаваемой сцены. Каким бы ни была внешняя среда, искусство должно было полностью передавать реальность. Тенденция к изменениям стала просматриваться только к концу 19 века. Импрессионизм перечеркнул представления о единстве строгого академического стиля натуралистической живописи.

Подписаться на ютюб-канал Натальи Ковалевой

Первым абстрактным движением стал импрессионизм периода 1870-1880 годов. Несмотря на то, что в нем еще просматривался натуралистический подход, его можно было смело отнести к абстрактному искусству. Несколько позднее возникло новое движение – арт-нуво (модерн). Его становление и развитие приходятся на 1890-1914 годы.

В развитии абстрактного искусства можно выделить первостепенную задачу – переместить зрителя при помощи цвета и формы.

Импрессионизм как раз и отличался цветовыми акцентами, но особую роль играет экспрессионизм. Один из его основателей, Василий Кандинский считал, что любая абстрактная картина достигает части мозга зрителя без интеллектуального анализа. Эта часть мозга связана с искусством и музыкой. Но при этом Кандинский не являлся сторонником того, что абстракция не должна являться основой серьезного искусства.

Можно назвать ряд немецких экспрессионистов, которые не были приверженцами абстракции, но их методика работы с палитрой предопределило на новые открытия настоящих абстракционистов.

Импрессионизм имел апогей своего развития, но в начале 20 века сменился кубизмом, отвергающим декоративную привлекательность. В развитии кубизма огромную роль сыграли такие художники, как Жорж Брак и Пабло Пикассо.

Они реализовывали новый стиль поэтапно:

  • Кубизм прототипа;
  • Аналитический кубизм;
  • Синтетический кубизм.

Основная идея приверженцев кубизма заключалась в том, что необходимо отходить от привлекательности импрессионизма и ориентироваться на интеллектуальность искусства. Так постепенно появились инновационные способы отображения реальности. Вместо традиционной линейной перспективы все чаще стала использоваться двумерная плоскость. При этом прорисовывался предмет с разных ракурсов.

Складывается такое ощущение, что фотограф делает несколько фотографий одного объекта под разными углами, а затем их нарезку выкладывает на одной плоскости. Но кубизм нельзя было назвать абстракцией по-настоящему. Отрицание старых методик всего лишь приоткрыло дверцу в мир настоящей абстракции.

Следует обратить внимание на несколько второстепенных довоенных движений, которые возникли на почве кубистской идиомы. Речь идет о вортицизме, основанном Перси Уиндхемом Льюисом, и футуризме, основоположником которого принято считать Маринетти. После таких разветвлений становится понятно, что если традиционная живопись основана на формах реального сира, то абстракция приемлет искусственные формы.

В России абстрактное искусство более известно как Суперматизм. Лидер этого движения, Казимир Малевич, делал акцент на ощущения. Суперматизм зародился в 1915 году. На творчество Малевича оказывали влияние работы Кандинского, в результате чего появились шедевры, опережающие время.

Впоследствии, в 1927 году, была опубликована теория суперматизма в книге «Необъективный мир». Одним из звеньев суперматического движения является конструктивизм. Эта школа была основана Александром Родченко. В основном работы в стиле конструктивизма были посвящены космосу, науке и социальным реформам.

Примерно в 20-х годах XX века появляется движение геометрической абстракции, которое было названо в честь голландского журнала «De Stijl». Основателем Де стейл считается Тео Ван Дусбург.

В указанном движении ключевую роль играл неопластицизм. Этот стиль основывался на изображении простых прямоугольных сеток, прорисованных основными цветами, зачастую только черными и белыми. Пит Мондриан – один из представителей неопластицизма. Следующим этапом в развитии абстрактного искусства стал сюрреализм.

К 1945 году центр абстрактного искусства переместился в США. Одной из всемирно известных школ в то время была нью-йоркская школа абстрактного экспрессионизма. Живопись абстрактного экспрессионизма достаточно своеобразно и «расплывчата».

Художников нельзя отнести ни к приверженцам абстракции, ни к экспрессионистам. Как правило, работы в данном стиле ошеломляют зрителя не столько содержанием, сколько форматами и размерами. Сама же картина воспринимается интуитивно, поэтому и могла побудить активность самых жестких критиков.

С середины 60-х годов резко увеличилось число местных школ, разбивавших искусство на более мелкие течения. Все больше стало проявляться недоверие к тем стилям, которые зародились в начале века.

Исключением стал лишь минимализм и следовавший за ним неоэкспрессионизм. В указанных течениях работали такие художники-абстракционисты, как Ансельм Кифер, Виннер Ховард Ходжкин, Георг Базелиц.

Как нарисовать абстракцию?

Строго говоря, ответа на данный вопрос не существует, так как полету фантазии художника нет границ. К тому же, абстрактное искусство – это занятие не для дилетантов.

Но, утрируя все правила, можно постараться описать один из множества алгоритмов. Понадобятся акриловые краски. Им желательно отдать предпочтение, так как именно они практически не меняют цвет после высыхания, к тому же они быстро сохнут. Разбавляют краску в требуемых пропорциях в небольших пластиковых баночках.

В плане формата лучше всего придерживаться такого правила: чем больше формат, тем эмоциональнее получится абстракция. Так как абстракция не предполагает прорисовывание мелких деталей, то подойдет большая кисть.

Большие площади удобно окрашивать при помощи валика. Для разграничения цветовых зон используется скотч. Но это должен быть скотч малярный, который хорошо снимается с бумаги. Следует позаботиться и об оборудовании рабочего места. Возможны протечки краски, поэтому на пол желательно постелить тряпки или газеты. Это всего лишь примерный перечень инструментов. Полный же список зависит от фантазии художника.

Для того, чтобы перейти к непосредственному рисованию, необходимо обладать элементарными знаниями по цветоведению.

Художник должен наперед угадывать, какой результат получится при смешивании тех или иных цветов, а также как эти цвета будут сочетаться рядом друг с другом. И вот здесь начинается самое интересное. По определению, абстракция не приемлет рисование чего-то определенного. Но и превращать процесс создания картины в хаотичное движение кистью тоже не стоит.

Для начала попробуйте поэкспериментировать с двумя цветами. Отлично сочетаются между собой желтый и красный цвет. Один цвет используется в качестве фона, а другим цветом создается изображение.

При достаточно высокой густоте краски можно создать рельеф. Удобно пользоваться стеками или зубными палочками. Рельеф накладывается на подготовленный заранее фон. По густой краске стеками прорисовываются разные линии, при этом образуется изображение.

Еще один тип рельефа можно получить, если к слою краски прислонить кусок смятой газеты. Не стоит увлекаться использованием подручных средств. Все-таки, мазки кистью в картине должны превалировать.

Многие работы содержат в себе резкое разграничение цветовых зон. Но, прежде чем лепить скотч на полотно, следует хотя бы поверхностно прочитать о золотом сечении. Работают по скотчу валиком, так как здесь можно смело наносить большие порции краски.

На большом полотне целесообразно сделать несколько цветовых зон, то есть, придется применять скотч несколько раз. Человек склонен выбирать светлые тона, поэтому у неопытных художников доминирует свет, что не всегда уместно. В такую картину нужно сделать вкрапления черной краски или попробовать затемнить один из тонов.

Понять абстракцию дано не каждому. Некоторые зрители работы великих художников оценивают, как обыкновенную «мазню». У абстрактного искусства есть определенная теория, но нет строгих законов.

Шедевр может получиться как у опытного, так и у начинающего художника.

Подписаться на ютюб-канал Натальи Ковалевой

Как развить?

Способность к абстрактному мышлению заложена в каждом из нас с самого детства. Именно в юном возрасте человеку свойственно больше мечтать и фантазировать. Любой ребёнок без труда может сочинить историю. В школе абстрактное мышление помогает нам понять такие предметы, как геометрия, физика или химия. Именно оно «видит» то, что невозможно разглядеть глазами или потрогать руками. Философы, писатели, журналисты – без абстрактного мышления этих профессий просто бы не существовало.

В повседневной жизни мы тоже часто прибегаем к нему, когда строим планы, стараемся решить какую-то проблему, помочь ребёнку с выполнением домашнего задания. Этот список можно дополнять бесконечно долго. Поэтому важность развития абстрактного мышления переоценить сложно. А его уровень в первую очередь зависит от нашей способности изъясняться. Соответственно, нужно развивать речь.

Как быть Леди:  Как избавиться от одиночества женщине, мужчине - советы

Научиться ораторскому искусству в полной мере — достижение, подвластное не каждому. Но любой может расширить свой словарный запас, научиться использовать слова без нарушений правил родного языка, выражать мысли чётко. Они, в свою очередь, ответят тем же, то есть станут более ясными.

Вот ряд упражнений, которые помогут перейти от слов к делу и наоборот.

  • Очевидное и вероятное. Возьмите лист бумаги и напишите на нём какое-либо распространённое убеждение. Например, «отпуск на морском побережье – лучший отдых». Теперь придумайте опровержения этому. Например, «на Байкале куда более интересно», «в горах воздух чище» и так далее.

Чем больше вам удастся найти контраргументов, тем лучше. Следующий шаг – нужно опровергнуть то, что доказывало неправдоподобность первого суждения. «На Байкале нет волн», «в горах тяжело дышать». Таким образом вы должны доказать очевидность изначально заявленного постулата.

  • Заглавные буквы. Это упражнение может стать неплохим развлечением в компании, например, в ожидании самолёта или во время путешествия в поезде. Обозначьте сочетание из 3-4 любых букв. Задача участников — превратить их в аббревиатуру. Например, СКБ – «Союз коммунальных беспредельщиков», «Сборная комбайнерских бригад», «Сборная колыбельных баек». Так вы не только заставите мозг трудиться над поиском новых словосочетаний, но и разнообразите свой досуг.
  • Живём по понятиям. В нашей жизни много понятий, которые нельзя потрогать. Счастье, красота (она для всех разная), любовь, злость, ненависть. Выберите одно из них. Дайте ему определение самыми простыми словами.

Найдите синонимы к этому слову, чем больше – тем лучше. Придумайте символ этого понятия: конкретный рисунок, набор символов, похожих на иероглифы, чертёж или схема — неважно. После того как справитесь с этим распространённым общечеловеческим явлением, беритесь за более сложные понятия – референтность, валидность, амбивалентность. Так вы не только выучите новые слова, но и станете лучше понимать их истинное значение, соответственно, и объясняться даже с самыми образованными и «подкованными» людьми вам станет куда проще. А мозг станет выдавать всё больше гениальных идей.

  • «Мы новый мир построим». Примите удобную позу, закройте глаза. Это упражнение подобно сеансу медитации. Вспомните всё, что произошло с вами за день. Людей, с которыми вы общались или просто виделись, события, которые случились.

Задача – воспроизвести всё в деталях. Кто во что был одет, какое было выражение лица у собеседника, как пахло в комнате, какая музыка звучала. Как только картинка собралась, нужно внести в неё преобразования. Наделите людей разными эмоциями и характеристиками: добротой, злостью, весельем, ленью. «Облагородьте» помещение, в котором всё происходило. Перекрасьте в своём воображении стены, поменяйте мебель, делайте всё, что подсказывает фантазия. Не бойтесь экспериментировать. Этот «ремонт» исправить несложно, а вот ваше воображение такое упражнение разовьёт, вне сомнений.

Особое внимание стоит уделить развитию абстрактного мышления у детей. Этим нужно заниматься с самого раннего возраста. В первую очередь больше читайте своему малышу, даже если вам кажется, что он ничего не понимает. Звуки, слова, интонации – всё это останется в его голове и пригодится в будущем. Дайте ему свободу творчества. Для этого используйте такие упражнения.

  • На листе бумаги нарисуйте часть некого предмета или существа. Задача дошкольника или школьника – дорисовать образ. Не расстраивайтесь, если у вашей нарисованной кошки появится собачий хвост или крылья. Тут ребёнку важно не разгадать ваш замысел, а проявить находчивость.
  • Играйте в такие игры, как «Города». Необязательно сразу начинать именно с названий населённых пунктов. Адаптируйте это занятие под возраст ребёнка. Для начала используйте цвета, названия животных, фруктов и так далее.
  • Рисование песком, получившее распространение не так давно, тоже является прекрасным способом развить абстрактное мышление. Ребёнок может изображать любые образы и тут же менять их. Предложите своему малышу хотя бы раз попробовать сделать это. Но, конечно, после того, как он научится делать «куличики» в песочнице и вылезет из неё в силу возраста.
  • Домашний кукольный театр — развлечение, доступное каждому. Кроме того, сейчас можно абсолютно недорого купить для него весь необходимый реквизит. Можно всё для представления сделать и своими руками. Придумывайте вместе с ребёнком образы и костюмы героев, их характер. Устраивайте выступления на семейных торжествах и организовывайте праздники во дворе.
  • Пазлы, мозаика, конструктор – всё это тоже поможет развить абстрактное мышление вашего малыша. Только не нужно думать, что после двух занятий он начнёт собирать картину из 200 элементов самостоятельно, развитие абстрактного мышления – путь долгий. Так что, наберитесь терпения.

Кроме всего вышеперечисленного, для развития абстрактного мышления вы можете воспользоваться «дедовскими» методами. К ним смело относим кроссворды, сканворды, головоломки, настольные игры. Они наилучшим образом пойдут на пользу интеллекту.

И не бойтесь говорить всё, что вы думаете если не на публике, то хотя бы оставаясь наедине с собой. Красноречие – явный признак ясного ума.

Поэтому давайте чаще и интереснее общаться на самые разные темы, делиться друг с другом новой информацией, впечатлениями о фильмах, книгах, спектаклях, поездках. Это будет полезно и для того, кто рассказывает, и для того, кто слушает — новые сведения будут обогащать его абстрактный опыт.

Какие преимущества даёт абстрактное мышление?

Абстрактное мышление является источником для творческих идей, которые необходимы практически в каждой профессии. Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить необычные решения для поставленных задач, подбирать для себя инструменты и создавать новые.

Развитое абстрактное мышление даёт такие преимущества как:

Какие существуют формы?

Мы можем ни разу в жизни не увидеть океан, но можем чётко представлять его во всех подробностях — шум, волны, звуки. Можем никогда не слетать на Луну, но прекрасно рисуем её поверхность с кратерами в своём воображении. Нам не обязательно трогать лёд для того, чтобы понять, что он холодный. Каждый такой навык относится к определённой форме абстрактного мышления.

Отличия от «конкретного» мышления

Абстрактное и конкретное мышление можно считать противоположностями друг друга. Первое направлено на концептуализацию и обобщение, тогда как второе конкретизирует объект или явление, придаёт принципиальную важность ему или его свойствам.

Конкретное или конкретно-предметное мышление возникает в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Используя его, ребёнок может решать задачи, используя конкретные предметы и их образы. При этом он не способен отвлекаться от реальных предметов, ему недоступны абстрактные понятия и категории.

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление возникает у ребёнка примерно к 7-летнему возрасту, после чего развивается по мере формирования его личности. Вместе с ним он получает способность оперировать категориями, которые не существуют в реальной природе в виде конкретных объектов или явлений.

Понятие

Оно формирует разные предметы и объекты в определённый образ по одинаковым признакам. К примеру, автомобили бывают большими и маленькими, отечественного производства и иномарки, кабриолеты и грузовики, разных цветов и с отличным друг от друга количеством мест в салоне, но у всех есть колёса, руль, кресла для сидения, они предназначены для перевозок, что и объединяет их в одно название – автомобиль.

Другой пример из мира животных. Любой ребёнок знает, что кошка – это пушистое, мяукающее существо с четырьмя лапами, усами и ушками. То, что они бывают разного окраса и разделяются по породам, не мешает нам объединить их в общую категорию.

Примеры абстрактного мышления

Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Можно использовать математику в реальной жизни, подсчитывая или измеряя конкретные предметы и явления. Но при этом мы можем полностью абстрагироваться от реальности, используя абстрактные значения.

К примеру, каждый прекрасно понимает, что означает число 10, даже если речь не идёт о 10 конкретных предметах. Кроме того, абстрактными являются математические действия. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать, не подразумевая при этом каких-либо конкретных объектов.

Менее очевидный, но гораздо более обширный пример – язык нашего общения. Он состоит из огромного количества абстрактных лексических единиц, большинство из которых так или иначе сопоставляются с реальными объектами и явлениями, но в разговоре далеко не всегда привязаны к чему-то конкретному.

Свойства

Абстрактное мышление многогранно. Оно разветвляется в нашей голове в нескольких направлениях. Обычно специалисты выделяют шесть его свойств.

  • Способность к идеализации. Позволяет скрыть недостатки, «подогнать» увиденное под желаемое.
  • Изолирующая функция. Выделяет из общей массы определённые элементы, на которых и делается в последующем акцент.
  • Примитивно-чувственная способность помогает отсечь лишние свойства и выделить нужные.
  • Конструктивизационная функция помогает преобразовать непонятные по виду вещи в чёткие формы.
  • Способность к обобщению помогает убрать некоторые частные особенности и рассматривать предмет или событие исходя из его общих характеристик.
  • Способность к созданию актуальной бесконечности превращает бесконечные элементы или явления в финальные.
Как быть Леди:  Кто такой гений? PsychologyPro. Подробнее в статье.

Суждение

Появляется тогда, когда нам нужно дать оценку какому-то существу, предмету или явлению. Оно может быть простым и сложным. Птички поют – относится к первому виду. Птички поют, потому что стало тепло – второй вид.

Суждения также могут быть правдивыми и ложными. Всё зависит от того, насколько мы хотим разобраться в ситуации, и от того, насколько заинтересованы в ней лично.

К примеру, матери сложно увидеть недостатки собственного ребёнка, он для неё самый красивый и умный. А вот учитель в школе быстро найдёт пробелы в знаниях даже самого выдающегося ученика.

Терминология

В поднятом вопросе будут фигурировать такие термины, как «абстракция» и «абстракционизм». Кто-то в полной мере понимает их суть и может найти отличия, но для большинства читателей эти понятия отождествляются.

Причем абстрактные картины мы себе представить можем (опять-таки, благодаря абстрактному мышлению), на дать более или менее осмысленное определение указанным понятиям у нас вряд ли получится.

Абстракцией в общем виде называют процесс отвлечения от конкретных характеристик объекта реального мира. Любой объект можно заменить его образом или моделью. Абстракция может выступать, как метод научного познания и формирования понятий.

Абстрактное искусство – это направление, в котором визуальная реальность уходит на второстепенный план. В качестве инструмента передачи идеи выступает цвет, форма, знак или жест. Под словом «абстракция» зачастую подразумевается отделение чего-либо одного от другого.

Позднее в искусстве стали использовать геометрические формы и жесты, никак не связанные с реальными прототипами. Такие картины и называют абстракцией.

Факты и мифы

Порассуждать над абстракцией в живописи старается даже тот, кто видит картину впервые. Как часто вы ловили себя на мысли о том, что смогли написать бы что-то подобное?

Бытует мнение, что для рисования реалистичных картин нужно обладать определенными талантами, навыками, знаниями. Абстракция по силам абсолютно каждому. Естественно, это миф, который сразу следует развеять. Порой нарисовать предмет с натуры бывает легче, чем логически завершенную абстрактную композицию. Теоретически подкованные художники прекрасно понимают, что осмысленное рисование требует от мастера временных затрат.

Необходимо уметь манипулировать штриховкой, передавать глубину объема, анализировать перспективные сокращения.

Помимо этого, можно испортить картину, если, к примеру, выбран неправильный масштаб предметов, и они оказываются чересчур большими или маленькими, по отношению к полотну.

Именно ошибочная компоновка сможет отвлечь внимание даже в том случае, если мазки положены сочно, грамотно и профессионально. Достаточно сложно даже понять и представить, что абстрактное искусство опирается на расположение частей в композиции и пренебрегает формами и силуэтами.

Абстракция создается по законам классической живописи. Здесь действуют основные принципы передачи цвета, тона и перспективы. Сохраняются законы статики и динамики, цельности и неделимости, равновесия и акцента. Отход от деталей объекта еще сильнее привлекает внимание на логическую структуру картины.

В классическом пейзаже даже подобранный и согласованный по цвету набор пятен может быть не таким выразительным, как абстракция из геометрических фигур.

Переходя от одной фигуры к другой, зритель заостряет взгляд то на одной части картины, то на другой. При рассмотрении пейзажа такого нет. Окинув взглядом объект, зритель не всегда хочет возвращаться к деталям.

При создании композиции приходится пользоваться абстракцией. В реалистической живописи художники прибегают к эскизам, как к обязательному этапу на пути создания уравновешенной композиции. В таком эскизе задуманное абстрагируется до тривиальной цвето-тональной схемы.

Эти традиции передаются художниками из поколения в поколение. Со временем меняются жанры, но принципы остаются неизменными. Так, уже на этапе создания эскиза можно точно определить, какие тона будут вызывать акцент внимания, какие именно детали станут основными, что в картине будет главным.

Абстракция должна скрывать в себе образ. Современный человек живет в мире высоких скоростей. Даже мыслить мы уже привыкли быстро, не обращая внимания на детали, словно наше время ограничено. Именно поэтому зритель может не понять абстрактную картину, не увидеть в ней знакомых образов. Естественно, художник знает об этом, поэтому хорошая абстракция не обходится без «ключа».

Им может выступать едва уловимый знак или символ, который способен побудить зрителя к ассоциативному мышлению. Конечно, подсказку можно спрятать и в названии картины, но и сама картина должна содержать конкретику: узнаваемую деталь, силуэт, фактуру.

Формирование

Первые «столпы» абстрактного мышления появляются у человека тогда, когда он только начинает видеть и понимать происходящее вокруг. То есть заложение основ происходит в возрасте, когда у ребёнка появляется осознанный взгляд — после окончания периода новорождённости. Он начинает лучше слышать, более чётко воспринимать зрительные образы, хорошо отличать мамин голос от других, понимать определённую разницу между теплом и холодом.

Специалисты разложили формирование абстрактного мышления на три основных этапа.

  • Прямой – иначе его можно назвать народным афоризмом «что вижу, то пою». На начальном этапе мозг воспринимает только информацию, связанную с конкретными предметами. Младенец видит бутылочку с молоком, значит, пора кушать, игрушки для него не разделяются на кошечек, собачек и прочих зверюшек — это всего лишь вещь, которую можно подержать в руках. Никакие размышления на данном этапе невозможны.
  • Первые образы — так и появляется образное мышление. Начинается процесс формирования воображения. Ребёнок способен обобщить и систематизировать некоторые вещи. Но пока его опыта недостаточно, чтобы образное мышление заработало в полную силу.
  • Абстракции — только тогда, когда человек достигает такого возраста, в котором может позволить в своих размышлениях выйти за рамки увиденного здесь и сейчас, он получает в своё распоряжение абстрактное мышление. Его мозговая деятельность уже основывается не только на том, что перед его глазами, но и на собственных понятиях и представлениях о том или ином явлении.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление может принимать три формы: понятие, суждение и умозаключение. Обычно, мысля абстрактно, человек последовательно использует все три формы. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Понятие. Это обобщенная абстракция, описывающая определённый предмет или явление, но не указывающая на конкретный объект или событие. Примеры понятий: человек (абстрактный человек, а не конкретный индивид), дом, собака
  2. Суждение. Это некое утверждение, содержащее информацию о свойстве определённого предмета. Суждения подразделяются на правдивые и ложные, а также на простые и сложные. Простое суждение указывает на один факт, тогда как сложное может описывать закономерность или причинно-следственную связь. К примеру, суждение «Трава зелёная» простое и правдивое, тогда как суждение «Мы не соскальзываем с Земли, потому что она плоская» сложное и ложное.
  3. Умозаключение. Умозаключение представляет собой новое суждение, сформулированное на основе нескольких других. Оно представляет собой результат рационального познания (то есть, получено не эмпирическим путём). Пример умозаключения на основе двух суждений: «Утром в этой вазе были конфеты» «Сейчас ваза пуста» → «Кто-то съел все конфеты».

Заключение

Абстрактное мышление – это одна из важнейших форм познания. Оно позволяет нам мыслить быстро, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и находить решения различных проблем. Кроме того, оно обеспечивает нам способность мыслить креативно, создавать что-то новое, генерировать нестандартные идеи и более полно раскрывать свой потенциал в любом виде деятельности.

Умозаключение

Оно объединяет несколько суждений, из которых делается вывод. Чаще всего они ведут от общего к частному. Например: зима – холодное время года, скоро декабрь, значит, станет холодно, пора доставать тёплые вещи. Или: женщины – прекрасная половина человечества, Ирина – женщина, а значит, она прекрасна.

Правильность выводов, которые мы делаем, опять-таки зависит от наших собственных предпочтений, а также от того, насколько развит наш кругозор. А его, как и абстрактное мышление, вполне можно развивать.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий