6 этапов развития нравственности и морали – ПсиБлог

6 этапов развития нравственности и морали – ПсиБлог Женщине

Ты берёшь на себя ответственность за всё, что ты делаешь и говоришь

Эмоциональное взросление заставляет тебя пересмотреть своё отношение к ответственности. Если раньше ты всегда старался переложить вину на кого-то другого, обвинить в своих неудачах внешние обстоятельства, избежать работы над ошибками, то теперь ты изменился.

Ты больше не бежишь от ответственности, ты признаёшь свои недостатки, работаешь со своими слабыми сторонами, всегда пытаешься исправить свои неудачи, чтобы получить желаемый результат. Ты понимаешь, что только ты несёшь ответственность за свои поступки, сказанные тобой слова, твои эмоции и так далее.

Ты делаешь то, что считаешь нужным

Эмоционально взрослея, ты перестаёшь нуждаться в чьём-либо одобрении, чужих советах, наставлениях, учишься спокойно воспринимать критику и стоять на своём. Ты начинаешь сам понимать, что тебе нужно и как этого можно добиться. Поэтому ты делаешь то, что считаешь правильным, выбираешь тот путь, который привлекает тебя больше, и идёшь своей дорогой, не оглядываясь на окружающих.

Ты не принимаешь всё на свой счёт

Эмоционально взрослея, ты начинаешь понимать, что далеко не все слова и поступки окружающих людей направлены в твою сторону. Порой человек резко отвечает тебе или игнорирует твоё приветствие вовсе не потому, что ты сделал ему что-то плохое. У него может быть сложный день, проблемы в семье, ужасное самочувствие и так далее.

Ты учишься не принимать всё на свой счет: если тебе кажется странным поведение другого человека, ты не будешь делать выводы, не собрав достаточное количество фактов. Скорее всего, ты подойдёшь к нему и прямо спросишь о причинах его поступков.

Ты обсуждаешь идеи и поступки, а не людей

Люди любят негатив, они с удовольствием передают друг другу сплетни и слухи, перемывают кости знакомым и коллегам и пытаются самоутверждаться за счёт окружающих. Когда ты понимаешь, что обсуждать людей и их жизни – мерзко и бессмысленно, когда ты начинаешь избегать тех, кто этим занимается, это указывает на эмоциональный рост.

Ты избавляешься от болезненных привязанностей

Ты начинаешь видеть разницу между любовью и болезненной привязанностью. К тебе приходит осознание того, что стремление сохранить отношения только потому, что ты испытываешь страх перед одиночеством, попытки угодить любимому человеку во всём, даже если для этого придётся пойти против себя, желание переделать человека – это ненормально.

6 этапов развития нравственности и морали – псиблог

Колберг (Kohlberg 1963a, 1963b, 1969, 1985) расширил и усовершенствовал теорию Пиаже. Он провел множественные интервью с юношами в возрасте от 10 до 16-ти лет. В интервью рассматривался ряд моральных дилемм. Каждый ребенок делал сложный выбор между повиновением авторитетам и благополучием других людей за счет нарушения правил.

Рассмотрим пример с репрезентативной дилеммой. Мужчина хочет помочь своей умирающей жене. Фармацевт, который поставляет препартат, отказался от оплаты частями. Что делать мужчине в такой ситуации? Украсть лекарство и нарушить закон или же бросить жену в беде, но остаться законопослушным гражданином?  По каким причинам он должен совершить тот или иной выбор?

Колберг сформировал серию из 3-х уровней нравственного развития, разделенных на 6 этапов. Каждый этап основывался на том, какой путь выберет ребенок для героя рассказа и почему. Колберг обнаружил, что возраст не всегда связан с этапом морального развития, на котором находится человек. Более того, многие люди вообще никогда не достигают высочайшего уровня морального суждения.  Даже взрослые продолжают думать в незрелых условных терминах о соответствии правилам только для того, чтобы избежать наказания и получить вознаграждение.

Колдберг, как и Пиаже заключил, что маленький ребенок ориентирован на послушание, но по другим причинам. Пиаже полагал, что послушание ребенка на первом уровне (доконвенциональный уровень) основано на его зависимости и уважении к авторитету взрослого человека. Колдберг же предположил, что причиной послушания на первом уровне служит желание получить вознаграждение и избежать наказания. На первом уровне интернализация моральных стандартов отсутствует. На втором уровне (условный уровень) ребенок отождествляет себя со своими родителями и беспрекословно верит тому, что они считают правильным и неправильным. И все же это больше похоже на желание быть похожими на родителей, чем на усвоение этических стандартов, как таковых. Только на третьем уровне (постконвенциональный уровень) моральное суждение является рациональным и внутренним, а поведение контролируется внутренним этическим кодексом и относительно независимо от одобрения или осуждения окружающих. На третьем уровне моральный конфликт разрешается с помощью этических принципов, нарушение которых приводит к чувству вины.

Как быть Леди:  Обследование кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Этапы и уровни нравственного развития по Колдбергу (1963а):

Уровень 1. Преконвенциональная мораль.

Этап 1. Ориентация на наказание и послушание.

Ориентация включает в себя уважение к авторитетным людям, чтобы избежать наказания. Обычно такими людьми являются родители. Мораль поступка определяется в терминах его физических последствий.

Этап 2. Наивная гедонистическая и инструментальная ориентация.

На этом этапе ребенок приспосабливается к получению наград. Взаимный обмен со стороны ребенка на данном этапе корыстен. То есть он не основан на чувстве справедливости, щедрости, сочувствии и сострадании. Это своего рода бартер: «Я одолжу велосипед взамен на твою машинку», «Я сейчас сделаю домашнее задание в обмен на просмотр телевизора».

Уровень 2.  Условный уровень: мораль общепринятых правил и соответствие им.

Этап 3. Мораль «хорошего мальчика».

Хорошее поведение на данном этапе ассоциируется у ребенка с благоприятными отношениями. Ребенок по-прежнему основывает свои суждения о правильном и неправильном на реакциях и ответах окружающих его людей. Но при этом он уже ориентируется больше на устную реакцию, чем на физическую силу. Ребенок старается соответствовать стандартам своей семьи и друзей для поддержания доброжелательных отношений с ними. В это же время ребенок начинает понимать правила поведения в социуме. На этой стадии появляется способность судить о хорошем и плохом поведении другого человека.

Этап 4. Авторитет и мораль, поддерживающая общественный порядок.

На этом этапе индивид слепо принимает социальные правила. Он полагает, что правила не обсуждаются только потому, что их соблюдают все вокруг. На данном этапе пытается соблюдать правила общественного порядка, а не только подстраивается под стандарты окружающих его людей. Поведение оценивается как хорошее с точки зрения соответствия набору правил. Колберг полагал, что большинство людей застревают на данном этапе развития.

Уровень 3. Постконвенциональный уровень: Мораль собственных моральных принципов.

Этап 5. Соглашения между людьми, личные права, демократически принятые законы.

На данной стадии появляется гибкость моральных убеждений, которой не было ранее. Мораль основывается на соглашении между людьми соответствовать нормам, которые кажутся необходимыми для поддержания порядка и прав других людей. Любой общественный договор можно изменить, если люди готовы обсуждать рациональные альтернативы, которые могут быть выгодны для большинства членов группы.

Этап 6. Моральные принципы индивида и совесть.

Люди, достигшие этого уровня развития, имеют индивидуалистические моральные убеждения, которые могут иногда вступать с противовес с социальным порядком, принятым большинством. На этой стадии люди подчиняются как социальным стандартам, так и усвоенным идеалам. Усвоенные идеалы нужны для того, чтобы избежать самоосуждения, а не критики других людей. Решения основаны на теоретических принципах, касающихся справедливости, сострадания и равенства. Мораль основана на уважении к другим людям. Большое число студентов-активистов, которые участвовали в демонстрациях против вьетнамской войны, но не применяли насилие, имели третий-постконвекциональный уровень морали в отличие от студентов, которые не принимали участие в демонстрациях.

Колберг, как и Пиаже, полагал, что стадии нравственного развития определяются познавательными способностями индивида. Нравственное развитие по Пиаже, как мы говорили в предыдущей статье, основано на достижениях более ранних этапов. Колберг, в отличие от Пиаже, не проводил прямой связи между возрастом и моральной зрелостью Тем ни менее, из собранных им в ходе эксперимента ответов видно, что преконвекциональные ответы даются  маленькими детьми, а постконвекциональные  более старшими детьми (Kohlberg, 1963a). Последовательность стадий морального развития должна быть одинаковой независимо от культуры. А вот максимально достижимый уровень морального развития может различаться, как для различных культур, так и для отдельных людей в одном обществе. Однажды, достигнув третьего уровня морального познания, особенно шестого этапа, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, теория морального развития Пиаже, теория морального развития Колберга, эксперименты Пиаже, преконвенциональный уровень морали, условный уровень морали, постконвенциональный уровень морали, научная психология

5068cookie-check6 этапов развития нравственности и морали

Ты не стремишься к совершенству

Эмоционально взрослея, ты, наконец, понимаешь, что совершенства не существует, и начинаешь относиться к результатам своих трудов проще. Ты больше не загоняешь себя в жёсткие рамки, не тратишь на часовой проект полдня, в надежде сделать его ещё более качественным и креативным, не боишься, что не получишь от окружающих одобрение. Ты просто делаешь то, что умеешь и что тебе нравится, не обесценивая свои старания и их результат.

Как быть Леди:  Что такое ЧСВ в молодежном сленге

Ты принимаешь себя таким, какой ты есть

Если раньше ты пытался изменить себя ради того, чтобы понравиться кому-то, заслужить чьё-то внимание и одобрение, избежать критики, то в период эмоционального роста ты вдруг осознаёшь, насколько всё это бесполезно. Ведь как бы ты ни старался, всегда найдутся люди, которые будут чем-то недовольны.

Ты приходишь к единственно верному решению – начинаешь любить, ценить и уважать себя таким, какой ты есть. Но это не значит, что ты забиваешь на свои недостатки – ты даёшь себе время, чтобы усовершенствовать то, что тебе в себе не нравится.

Ты перестаёшь спорить

Когда ты становишься эмоционально взрослей, ты вдруг понимаешь, насколько бесполезны споры. В большинстве случаев, когда ты споришь с кем-либо и пытаешься аргументировать свою позицию, твоему оппоненту глубоко плевать на все высказанные тобой доказательства. Он в любом случае останется при своём мнении, а ты только потратишь время, силы и нервы впустую.

Тебе становится жалко тратить ресурсы просто так – и ты перестаёшь вступать в словесные конфликты. Отныне, если с тобой кто-то начинает спорить, ты либо соглашаешься с человеком, будучи уверен в собственной правоте, либо говоришь ему о том, что каждый имеет право на своё мнение.

10 причин, почему тратить время и силы на споры бессмысленно

Воспитание морали

Человек рождается в обществе, поэтому с детства впитывает его мораль. К сожалению, часто случается так, что местечковая этика начинает преобладать над общечеловеческими ценностями.

И тогда мусульмане выступают против христиан, крестоносцы пытаются насадить с помощью меча свои убеждения, некоторые страны несут собственную «демократию» соседям, не интересуясь их убеждениями. В сегодняшнем неспокойном мире особенно важно с самого детства воспитывать в ребенке моральные и нравственные основы.

Личностный рост через саморазвитие

В каждом человеке постоянно происходит процесс, направленный на развитие и совершенствование неких качеств или черт характера. Это и есть саморазвитие, позволяющее человеку формировать адекватную самооценку, принимать правильные решения в любых жизненных ситуациях.

Личностный рост, как процесс, тесно связан с самостоятельной работой человека над личностью. Можно сказать, что именно в этом заложен основной смысл жизни каждого индивидуума. В ходе своего земного существования все люди развиваются, это становится возможным благодаря этим двум, неразрывно связанным, процессам. В случае, когда саморазвитие и рост личности останавливаются независимо от причин, то начинается процесс деградации.

Саморазвитие является постоянным процессом, его уникальность заключается в его бесконечности. В результате человек получает возможность расширить кругозор, получить новые знания и навыки, развить мышление и т.д. От этого жизнь становиться более интересной и насыщенной.

Пусть к успеху

Методики личностного роста

На сегодняшний день существует много способов и методов, направленных на всестороннее развитие личности, приобретение нравственных качеств и достижение успеха. Большая часть работы в этом направлении должна быть осуществлена самим индивидуумом. Но в начале этого сложного пути всегда лежит осознание того, что «Я» настоящее очень сильно отличается от «Я» желаемого (идеального) и желание достичь этого идеала.

Наиболее доступным методом является изучение специальной литературы и просмотр видеофильмов. На первый взгляд этот способ кажется достаточно простым и даже немного банальным. Но в реальности, данная методика является одной из самых эффективных. Большое количество специалистов изучают проблемы личностного роста, благодаря их работе появилось большое количество обучающих материалов. Многие из них широко доступны, в том числе, и в Интернете.

Для повышения эффективности саморазвития можно посещать различные тренинги. Главным их достоинством является то, что занятия идут в группах. Для решения индивидуальных задач можно обратиться к психотерапевту или психологу.

Начиная осознанное движение по пути личностного роста, следует помнить, что на любом жизненном этапе важно иметь конкретные цели и четкое понимание, как их достичь. Все методики, существующие на сегодняшний день, а также индивидуальные занятия с психотерапевтом, позволят освоить стандартные пути развития личности.

Механизмы личностного роста

Пути личностного роста

Несмотря на то, что каждый человек является уникальным, и процесс его развития будет иметь индивидуальные особенности, в психологии были обозначены механизмы, с помощью которых происходит рост и развитие личности:

  1. Присвоение подразумевает формирование личностных качеств в тесном контакте с окружающим. В каком-то смысле, этот механизм является навязыванием человеку устоев, принятых в обществе.
  2. Обособление проявляется в нежелании субъектом принимать правила поведения и стремление выделиться из толпы. Этот механизм способствует формированию индивидуальных качеств, позволяющих обособить человека от общества. Обособление может проходить через внутреннее, то есть темперамент, черты характера или интеллект, внешнее направление, к которому относятся половая принадлежность, национальность и т.д.
  3. Идентификация является наиболее сложным механизмом личностного роста. Речь идет о попытке человека стать похожим на объект симпатии. Копирование может затрагивать физический и эмоциональный уровень.
Как быть Леди:  17 сексуальных игр для взрослых - Лайфхакер

Знание механизмов и законов развития личности позволяет составить программы обучения, используемые педагогами и психологами. Эти же законы помогают психоаналитикам в работе с пациентами.

Общечеловеческая мораль и нравственность

Нравственные и моральные ценности присущи не только конкретному обществу, но и конкретному человеку. Они могут видоизменяться со временем: человек и общество развиваются, меняются традиции и устои, возникают новые отношения. Однако у всех народов, независимо от времени их проживания на Земле, культуры, религии и государственного устройства, существуют абсолютные моральные истины. Запреты на убийство и воровство — только два примера общечеловеческих ценностей.

Они необходимы для процветания каждого общества и для мирного сосуществования народов с разными религиями и культурами. С этой точки зрения ответ на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, прозвучит несколько по-другому. Предположим, кто-то следует законам (писаным и неписанным), не ругается на улицах, не убивает животных и людей, не нарушает общественный порядок потому, что это запрещено или не принято.

Естественно, этого человека можно назвать моральным. Но если кто-то делает то же самое по собственным убеждениям, то он считается глубоко нравственным. Что значит быть моральным человеком? Следовать предписанным устоям и правилам, чтобы избежать осуждения или наказания.

Представления о морали в разных странах

Мораль — это негласный кодекс, который руководит жизнью общества. В разных странах по-разному трактуют понятия «добро», «зло», «плохо», «стыдно», «хорошо», «правильно» и т. д.

Что значит быть моральным человеком, например, в Таиланде? Достаточно не обсуждать вслух жизнь королевской семьи, особенно поступки короля. В России же любой человек может высказывать свое мнение о личности и жизни президента. Моральным с точки зрения ислама считают человека, который четко исполняет предписания шариата.

Мерилом нравственности является мотивация его поступков: искренняя, эгоистичная или лицемерная. Иудеи и христиане издревле считали, что мораль послана Богом и представляет собой свод правил (10 заповедей). Вполне естественно, что на вопрос о том, что значит быть моральным, ответы представителей этих обществ будут давать разные, соответствующие конкретной культуре и морали.

Но в них будет и нечто общее: все культуры признают, что моральный человек следует законам и установкам той этики, которая принята в определенном обществе, никогда не нарушает законов (юридических и нравственных), принятых в его среде. Это правильное, но узкое понимание морали. Но ведь в мире есть и общечеловеческие, не зависящие от особенностей той или иной

И с этой точки зрения ответ на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, прозвучит совсем по-другому.

Современные теории

На сегодняшний день существует несколько теорий, раскрывающих понятие «личностный рост». Каждое из этих учений рассматривает не только то, как человек движется по пути формирования идеального «Я». Внимание уделяется и факторам, которые оказывают влияние на эффективность саморазвития, а также различным предпосылкам.

Теория, основанная на бихевиоризме, утверждает, что каждый человек имеет равные условия с рождения. Согласно этому учению, не существует врожденных талантов или какой-либо уникальности. Это индивидуальные черты, приобретаемые индивидуумом исходя из условий его жизни и окружения.

Сторонники экзистенциональной теории считают, что личностный рост возможен только в процессе самопознания и саморазвития субъекта. Результатом этой работы будет достижение некой внутренней гармонии, вследствие чего меняются взгляды индивидуума на себя, свое поведения и окружающий мир в целом.

На сегодняшний день все большее количество последователей появляется у теории неизбежного или безусловного позитива. Основным постулатом этого учения является мысль о том, что с рождения каждый человек обладает неограниченным потенциалом. Но его реализация становится возможна лишь в определенных условиях.

Факторы, оказывающие влияние на личностный рост, согласно этой теории, не обязательно должны быть положительными. Позитивное развитие личности возможно при любых условиях.

Специальный предмет

Для этого в 19 регионах РФ в школьную программу введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Что значит быть моральным? Какие ценности близки людям всего мира? Какие нравственные ценности лежат в основе разных религий?

Почему люди должны придерживаться общечеловеческих ценностей? На эти и другие вопросы стараются ответить учителя, ведущие новый предмет. Он призван развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению, в основе которого лежит умение делать правильный и свободный моральный выбор.

Подведем итоги

Так что значит быть моральным человеком? Это значит:

Тираны, диктаторы, деспоты, некоторые современные политики стремятся к господству и достижению собственных целей, игнорируя моральные устои и нравственные законы. Общества, во главе которых стоят подобные правители, деградируют. Тираны, добравшись до вершины, остаются там в одиночестве.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий