10 советов — как научиться всегда позитивно мыслить и жить. Притягивать успех

10 советов - как научиться всегда позитивно мыслить и жить. Притягивать успех Женщине

10 важных советов о том, как научиться всегда мыслить позитивно

На блоге, мы уже рассматривали тему : как научиться радоваться жизни. В статье отмечены важные советы, возможно они тоже помогут вам настроится на нужный лад. Но важно не только научиться мыслить позитивно, но и позитивно жить.

1Не ждите позитива извне, создавайте его сами. Не надеяться на случайную удачу, а сделать так, чтобы она нашла вас — вот главный посыл. Хотите видеть мир лучше? Начните с себя. Это не будет просто, но зато вы сполна сможете насладиться результатом.

Спросите себя: «Что я сегодня сделал, чтобы улучшить свою жизнь?» Отвечая на этот вопрос, проследите за своими эмоциями. Они подскажут. Будете чувствовать позитив — вы на правильном пути. Негатив же — сигнал к тому, что нужно искать варианты, работать, строить свою судьбу, а не уповать на посторонних.

2Расстаньтесь с лишним. Многих «тянет на дно» груз прошлого. Избавьтесь от него. Отпустите плохие воспоминания, перестаньте злиться и держать обиду на тех, кто когда-то причинил вам боль или сделал что-то плохое.

Наверняка, вы сейчас думаете об этих людях. Запомните: то, что было тогда, навсегда утратило свою актуальность. Не позволяйте ему влиять на вашу жизнь сейчас. Негативные эмоции отнимают массу энергии и крадут ваше время. А все это вам нужно для достижения своих целей. Не живите прошлым, но позволяйте хорошим моментам из него согревать вас и давать вам силы для еще больших свершений.

3 Верьте в себя. Несмотря ни на что! Запомните: вы являетесь тем, кем вы сами себя считаете, а не тем, за кого вас принимают окружающие. Даже если вам говорят о том, что то, что вы задумали — невозможно, не опускайте рук!

4Давайте себе исключительно позитивные установки. Это — как программа, которую можно записать себе в подсознание и использовать на том же уровне в нужный момент. Так, просыпаясь утром после крепкого здорового сна, нужно не лениться напомнить себе о том, что «я умный и красивый, я полон сил и энергии для достижения задуманного, я обладаю всеми знаниями и навыками, необходимыми для этого, а те, которых у меня нет на данный момент, я смогу отыскать, когда они действительно будут мне нужны, все обстоятельства способствуют моему успеху, и я сам постарался, чтобы так было».

5 Благодарите мир, и себя лично, за то, что у вас есть. Положительные эмоции, установки утром и обязательная благодарность — вечером, это очень важно. Не научившись ценить, не сможете осознать истинную важность того, что, и кто, вас окружает, а значит вам всегда будет мало и мало.

6Сосредотачивайтесь на своих возможностях и преимуществах. Вместо этого, очень и очень многие концентрируются именно на своих ограничениях. И это в корне неверно. «У меня нет стартового капитала для начала своего дела.

7Окружайте себя позитивной информацией. Она — источник благосостояния. Видите вокруг один только негатив? Значит — вы просто не туда смотрите. В мире много и того, и другого. Но, что получать — это исключительно ваш осознанный выбор. Не верите?

Это просто проверить. Отпишитесь от групп в социальных сетях, в обсуждениях публикаций которых вы всегда столь бурно и эмоционально участвуете. Это первый шаг, один из сотни. Но вы увидите, сколько времени у вас освободилось, и сколько нервов вам удалось сохранить, прекратив ненужные споры с незнакомыми людьми.

8Не позволяйте страхам влиять на вашу жизнь. Хотите начать что-то новое, то, о чем уже давно мечтали? Думаете, что у вас ничего не выйдет? И вы совершенно правы! Но не потому, что вы неспособны к этому, или обстоятельства могут сложиться как-то не так, а только потому, что вы заранее предопределили результат, еще до начала!

Может быть вы наоборот уверены, что все у вас получится, и все будет в лучшем виде? И здесь вы тоже совершенно правы! Улавливаете суть? Считаете вы, что вы сможете это сделать, или у вас, наоборот, ничего не получится — вы в обеих случаях правы. И только вам решать, как же будет на самом деле.

9Чаще улыбайтесь и побольше находитесь в обществе положительно настроенных успешных людей. Пребывание в отличном расположении духа — залог успеха. А общение, само по себе, это великолепный антистрессовый ход, и если оно происходит с теми людьми, которые могут вас чему-то нужному научить, или просто — настроить на нужную «волну», то это вообще шикарно.

10 Не забывайте об ответственности. За себя и свою жизнь, за тех людей, которые вам дороги, за происходящее рядом с вами. Но, пусть она будет для вас мощным постоянным стимулом, а не тяжелым бременем. В этом — принципиальная разница!

А еще, поддерживайте свое здоровье на должном уровне (делайте зарядку, займитесь спортом), правильно питайтесь, стремитесь к новым знаниям, работайте над собой. Все это — основополагающие принципы, которых придерживаются успешные люди.

Успех — это не обязательно слава, популярность, признание, головокружительный взлет в карьере и делах. Для каждого — он свой. А его конечная цель — счастье. Вы счастливы с тем, что имеете? Тогда можете считать, что вы достигли успеха. Но, никто не говорил о том, что на этом нужно останавливаться.

Тренинг оптимистического мышления у подростков | статья по психологии по теме: | образовательная социальная сеть

  «ТРЕНИНГ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

Подготовила:

 педагог-психолог

Рунова Н.Б.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Социально-психологический тренинг как форма работы с детьми

  1.  Психологические особенности тренинговой группы
  2.  Особенности организации тренинговой группы с подростками

Глава 2.Оптимистическое ( позитивное)  мышление

2.1.Формирование позитивного мышления как технология сохранения психического здоровья

2.2 Позитивное  мышление  и стресс

Глава 3. Теоретические аспекты изучения основных направлений работы с подростками

3.1 Особенности психического развития подростков

3.2 Основные направления и формы работы с подростками

Заключение

Литература        

Введение

Одной из главных целей   образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно- воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.

В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое чувство Я, увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождается трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Это важно потому, что именно подростку свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды. Поэтому, если Вы уверены в том, что можете говорить с подростками на эти темы, тренинг станет для Вас удобным инструментом профилактической работы. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.

Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актив и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки

Одно из возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

По мнению В.В. Зарецкого,  В.К.Рябцева, В.В. Ряшиной, «вести» группу, работать с группой, проводить тренинг — для многих практических психологов и других специалистов, работающих с группами, эти выражения полны особого смысла.  Высказывается даже идея, что для российского менталитета групповая форма работы — да и вообще жизни — проще, понятнее: мы готовы быть открытыми другим сами, готовы сопереживать и сообща находить решение проблем.  Для многих участников групп и ведущих это состояние «в кругу» становится одной из высших ценностей в жизни, групповые нормы — открытости, искренности, готовности поддержать, принимать себя и другого — становятся и нормами реальной жизни, что порой бывает драматично…

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод  вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

В настоящее время проблема организации социально — психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых.  

Глава 1. Социально — психологический тренинг как форма работы с подростками

1.1. Психологические особенности тренинговой группы

Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «кальку» с английского языка: «экспериенциальное обучение» (от англ. ехрепепсе — жизненный опыт).  

В широком смысле под социально — педагогическим тренингом понимается практика педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития .

По сути, тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

— овладение социально — педагогическими знаниями;

— развитие способности познания себя и других людей;

— повышение представлений о собственной значимости;

— развитие различных способностей, навыков и умений.

Разнообразие психологических тренингов велико. Термины «психологический тренинг», «социально-психологический тренинг» также довольно сложно поддаются однозначному определению. В широком смысле, социально-психологический тренинг — любое активное социально-психологическое обучение, осуществляемое с опорой на) механизмы группового взаимодействия (в отличие, например, от  тренинга развития познавательных процессов — внимания, памяти,  мышления и т. д.). Так, Л. А. Петровская   и Л. Ф. Анн    обозначают этим термином практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. ( Иногда понятие «социально-психологический тренинг» выступает  и как более узкое, обозначающее только одну разновидность психологических тренингов, направленных на совершенствование навыков общения посредством ролевых игр с элементами драматизации)  

Для психологических тренингов характерны некоторые общие черты.

1. Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как активность участников; партнерское общение; исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия; осуществление обратной связи.

Применение активных методов групповой работы. Основных методов два: групповая дискуссия и сюжетно-ролевая игра. В то же время количество конкретных тренинговых упражнений, создаваемых на их основе, исчисляется тысячами.

3.    Акцент па взаимоотношениях между участниками группы, интенсивное межличностное взаимодействие.

4.    Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной энергии, которая должна расходоваться в процессе работы.

5.    Пространственная организация, направленная на то, чтобы обеспечить наилучшие возможности для интенсивного общения участников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.

6. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений; большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными критериями результативности тренингов рассматриваются и субъективные.

7.    Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в условиях тренинга более интенсивное, эмоциональное, открытое и искреннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего — создание соответствующей атмосферы, моделирование психологически безопасных условий для такого общения.

В подавляющем большинстве случаев психологический тренинг проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами (Рудестам, 1998; Бачков, 2000). В частности, отмечаются следующие преимущества групповой формы работы.

      Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить «полигоном» для развития самых разных социальных умений.

— Человек может осваивать в группе новые умения, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

— Группа позволяет получить обратную связь и поддержку от людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с другими.

—  Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает установлению более близких отношений с окружающими и решению межличностных проблем.

— Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников.

— Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников.

— Групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов и поэтому более доступна участникам, чем индивидуальная  

На сегодняшний день ряд исследователей (М.Р. Битякова, Г.И.Марасанов, Г.Н. Сартан и др.) выделяют определенные группы социально — психологического тренинга.

Так, рассматривая тренинг в контексте системы отношений личности, выделяют следующие виды тренингов:

— «Я — Я»: тренинги личностного роста, ориентированные в первую очередь на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.

—  «Я — другие люди»: тренинги коммуникативных умений и различных социальных навыков. Группа служит своего рода «поли-1 гоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

  «Я — социальная группа»: тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, 1 конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.  

—  «Я — профессия»: тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы — система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала .

Как быть Леди:  Оптимизм – что означает? Определение, значение, примеры употребления

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи, требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует — задачи напишу, но вообще-то тренинг — это процесс живой и непредсказуемый!»). Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в работе, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей.

1Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

2.    Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

3.    Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

4.    Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

5.    Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста — вторая. Цели 3-5 преимущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных.

 Пространственная и временная организация тренингов

 Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение участников выбирается большинством ведущих не случайно — оно дает ряд преимуществ.

♦   В кругу обеспечивается наилучший взаимный обзор: все на виду,

есть возможность оказаться, так сказать, лицом к лицу с любым

из участников.

♦   Круговое расположение обеспечивает высокий уровень вовлечения в работу — в кругу невозможно «отсидеться» за спинами остальных.

♦   Круг — фигура, максимально «демократическая». В нем невозможно выделить «главу», все находятся в равных условиях, что сплачивает группу.

♦   Круговое расположение обеспечивает свободу движений участников.

Однако круговое расположение отнюдь не предназначено на все случаи жизни. Например, оно не очень удобно при изложении информации ведущим, особенно если при этом используются какие-либо средства наглядности, требующие выхода ведущего за пределы круга. В таком случае половина подростков оказываются спиной к ведущему, а если все пересаживаются к ведущему лицом — круг распадается на две дуги, передняя из них перекрывает обзор задней. Кроме того, высокая степень взаимного обзора участников, которую дает круг, не всегда желательна; поскольку некоторые упражнения подразумевают индивидуальную работу.

В таких случаях целесообразно изменить расположение участников. Если аудитории предстоит выслушать выступление ведущего, просмотр видеозаписи и т. п., хорошо подойдет расположение полукругом, «елочкой», углом или буквой «П». Если же предусматривается индивидуальная работа, участникам можно предложить расположиться в пространстве свободно и равномерно, каждый выбирает удобное для себя место.

Довольно часто тренинговые упражнения проводятся не в общем круге, а подразумевают работу в подгруппах. Состав подгрупп рекомендуется регулярно менять, чтобы не вызвать эффект стабильного распадения на них подросткового коллектива.  

1.2. Особенности организации тренинговой группы с подростками

Психологический тренинг — это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии.

   Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально сконцентрированном виде, а с другой — в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. «Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен:

1) хотеть это делать;

 2) знать, как это делается  и

 3) уметь это делать»  

 Тренинг как раз и позволяет участникам осваивать деятельность посредством непосредственного соприкосновения с ней в специально смоделированных ситуациях.  

По сравнению с индивидуальной групповая форма работы с подростками имеет ряд достоинств:

1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем.

2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров; по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни. Это дает детям возможность увидеть и проанализировать  закономерности общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

3. Возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную связь обратную связь, позволяющую увидеть себя в глазах других людей.

4. В группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Применяемыми кем- то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту  и развитию самосознания.

5.  Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить  уверенность в себе.

Основные задачи ведущего в работе с подростками таковы:

— побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению, анализу, а также разбору преложенных тем;

— создание в группе условий для полного раскрытия перед детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;

— разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.

Средства воздействия, используемые ведущим можно условно разделить на два вида: вербальные и невербальные.

К вербальным относятся следующие средства воздействия:

1. Структурирование хода занятий. Имеются в виду все высказывания, которые определяют ход занятия. Например, «тема сегодняшнего нашего разговора такая- то». Высказывания должны быть направлены на ограничение непродуктивной активности группы.

2. Сбор информации.

3. Убеждение и переубеждение, которые осуществляются непосредственно или опосредованно.

4. Предоставление информации.

5. Постановка заданий, которые должны выполнять подростки.

К невербальным средствам относятся:

— мимика,

— жестикуляция,

 — интонация,

 — проксемика.

Ведущий группы обязан:

— иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах;

— владеть диагностическими средствами отбора подростков в группы;

— информировать участников группы об основополагающих правилах, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности;

— избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у участников недостаточно подготовки и опыта;

— дать понять в самом начале работы, на чем будет концентрироваться внимание группы;

— защищать права детей в группе, решать, какой материал давать группе, в каких видах деятельности участвовать.

Принципы работы тренинговой группы с подростками

Результативность социально —  педагогического тренинга зависит о  соблюдения в группе общепринятых принципов.

1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего тренер учитывает прежде всего   желания детей, избегая принуждения.

2. Самодиагностика, т.е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.

3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в повышении уверенности в себе.

Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Соблюдение принципов социально — педагогического тренинга позволяет решить двойную задачу: обеспечить занятие каждым подростком позиции, которая характеризуется активностью, объективацией поведения, а также исследовательской направленностью, и дать ведущему возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий.

Важную роль в проведении социально — педагогического тренинга играет поведение ведущего, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Именно личность ведущего является важнейшим фактором, определяющим успешность тренинга. Развивающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим.

 В начале проведения тренинга   представляется целесообразным сообщать подросткам о целях и задачах тренинга, поскольку участники должны понимать, что им дает тренинг. В противном случае ведущий окажется в их глазах массовиком-затейником, и они будут охотно выполнять лишь упражнения развлекательного плана. Само собой, объяснение задач тренинга должно быть кратким, ненавязчивым, понятным для слушателей, без использования сложной терминологии. Кроме того, участники могут ставить также личные задачи работы на тренинге. Американский автор Р. Смид   даже рекомендует отражать цели в письменном договоре, заключаемом между ведущим и посещающими группу детьми и подростками. Копирование данного действия при работе с российскими подростками, наверное, не вполне оправданно, но оставлять участников в полном неведении о целях и задачах работы тоже не следует.

Структура занятий

Общая структура занятий включает в себя следующие разделы:

— ритуал приветствия. Позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия;

— разминка. Настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка проводится не только вначале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае. Если возникает необходимость как- то изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности;

— основное содержание занятия. Представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы.

— рефлексия. Предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии;

— ритуал прощания. Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Правила работы группы

1. Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргументов.

2. Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые его бы успокоили, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнеру обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе так  и о других.

3. Правило «Я- высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.

4. Правила запрета на диагнозы и оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. Порождающее тревогу по поводу возможной оценки, которую  данный участник может получить от других участников, что таким образом может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желаемости.

5. Принцип личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник – это его выбор. За который он несет ответственность.

6. Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

7. Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал – неприемлемо с точки зрения этики. Кроме только, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за е пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снятию напряжения, необходимого при групповой работе.

8. Принцип круга: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого участника.

9. Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя их внутреннего запроса присутствующих, но только в рамках заданной темы.

10.Принцип постоянства: занятия пропускать нельзя

Техники, используемые во время занятий

Мозговой штурм —  используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Участников просят высказать идеи или мнения без какой- либо оценки или обсуждения этих идей илои мнений. Идеи фиксируются ведущим на ватмане или доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности участников под руководством ведущего с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

— дать участникам возможность увидеть проблему с разных сторон;

— уточнить персональные позиции и личные точки зрения участников;

— ослабить скрытые конфликты;

Как быть Леди:  Автором цитаты «Короля делает свита» считают Н. Макиавелли

— выработать общее решение группы;

— повысить активность работы участников дискуссии;

— повысить интерес участников к проблеме и мнению других;

— удовлетворить потребность детей в признании и уважении одногруппников.

Ролевое моделирование. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телевизионных шоу и т.д. В этих видах деятельности подростки тренируют социально желательное поведение на глазах у ведущего. За счет включения в активную деятельность они обычно заинтересованы в ролевом моделировании. Участники пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.

Упражнения – энергизаторы. Участники в ходе совместной деятельности периодически испытывают снижение энергии. Средством преодоления спада энергии может служить упражнение — энергизатор (подвижная игра), способствующая активизации разных анализаторов и актуализирующая разные способности подростков.

         При организации социально- психологического тренинга необходимо также учитывать и то, что помещение для тренингов должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, не загроможденным большим количеством мебели, позволяющим рассаживать участников в круг. Рекомендуется, чтобы площадь помещения могла вместить в три раза больше людей, чем фактическое число участников, — это позволяет обеспечить достаточный простор для перемещений. Следует обратить внимание на отсутствие острых углов, стеклянной мебели и прочих предметов, которые могут привести к травме подростков при выполнении подвижных игр. Помещение, в котором стулья и столы жестко прикреплены к полу, нельзя назвать удачным для проведения тренинга. Во многих случаях пригодится классная доска, если же ее нет — можно воспользоваться листами бумаги большого формата и набором маркеров.

Желательно, чтобы помещение было более или менее звукоизолированным либо расположенным в таком месте, куда не проникает шум. Кстати, причина этого не столько в том, что посторонние звуки мешают тренингу, сколько в том, что тренинг с подростками — мероприятие само по себе довольно шумное, и соседство с ним мешает окружающим. Особенно остро эта проблема встает, когда тренинги проводятся в обычных школьных классах, в учебное время.

Продолжительность тренинга общения — 16-36, реже до 50-60 часов.  

Глава 2. Позитивное (оптимисическое) мышление 

Оптимистическое (позитивное) мышление — тип мышления, где при решении жизненных задач человек видит преимущественно достоинства, а не недостатки; удачи, успехи и жизненные уроки, а не ошибки и невезение; цели и задачи, а не проблемы; возможности, а не препятствия; свои желания и ресурсы, а не нужды и потребности.

Позитивное мышление не в том, чтобы не замечать негатива. Позитивное мышление в том, чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует. А чтобы что-то сделать реально, обычно глупо составлять списки, чего у меня нет, надо быстро сориентироваться, чем ты владеешь, каковы твои ресурсы. 10 советов - как научиться всегда позитивно мыслить и жить. Притягивать успех

Позитивное мышление соединяет в себе элементы и позитива, и конструктива, предполагает позитивное мировосприятие и чаще присуще сильным людям, деятельным личностям.

Позитивное мышление помогает спокойному, без обвинительности, конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. Позитивное мышление — один из важнейших инструментов и важный этап в развитии личности, залог делового успеха, межличностной и внутренней гармонии.

 Второе, позитивное отношение — полезнее и для здоровья, и для души. Однако рассказывать себе и другим, что это вообще все ерунда, отказываться полоскать горло и сидеть неодетым на сквозняке — это другое. Это не позитивное мышление, а глупость и безответственность.

Противоположность позитивному — негативное мышление. Негативное мышление — это плохая привычка, освоенная нами в детстве. Дети быстро привыкают, что если расстроиться, то тебя будут утешать, если бояться — тебя поддержат, если опустить руки — мама и папа будут подбадривать. Жалобы ребенка привлекают к нему внимания, и рядом с заботливыми старшими, негатив — выгоден. Дети привыкают жаловаться и привыкают к негативу, привыкают быть недовольными, возражать, обвинять и ругаться — на других и на себя, после чего взрослеют и оказываются в ситуации, когда старших больше нет, а негатив с ними — остался. О-па! И что делать дальше? Часть взрослых продолжает жаловаться всю ближайшую жизнь, меньшая часть решает повзрослеть и больше не жаловаться. А чтобы отучить себя от детской привычки к негативному мышлению, учат себя позитивному мышлению. Это действительно полезно.

Позитивное мышление в работе тренера преподавателя

Тренеру крайне важно свою речь вести позитивно, потому что каждое слово влияет на мотивацию группы. Неловкие формулировки могут вызвать протест, а хорошо простроенная речь, наоборот, может поднять рабочее настроение.

Позитивное мышление с мистическими оттенками

Есть позитивное мышление здравое, а есть — с мистическими оттенками. Существует большое количество людей, склонных к мистическому мировосприятию, верящие в то, что силой своего мышления они могут управлять Вселенной, менять порядок естественных событий. Для таких людей позитивное мышление означает тренировать свою веру в то, что их вера сама собой как бы по волшебству сделать для них все необходимое. «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете», и самолеты сами начнут летать туда, куда они только пожелают.

2.1.Формирование  (оптимистического) позитивного мышления как технология сохранения психического здоровья 

 На новом этапе развития системы образования Российской Федерации  проблема сохранения психического здоровья учащихся и здоровья в целом является достаточно актуальной.   Появляется все больше новой литературы и публикаций по данной теме, проводятся исследования, разрабатываются и активно внедряются оздоровительные программы и педагогические технологии в школе. Исходя из этой проблемы в работе педагога – психолога главной задачей  является не только психологическое сопровождение оздоровительного процесса в школе, но и поиск,  разработка и внедрение новых технологий сохранения психического здоровья учащихся.

 Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что современную систему образования можно охарактеризовать как  достаточно стрессогенную для неокрепшей психики ребенка. Поскольку с переходом современной школы на новые стандарты обучения, введением обязательной сдачи ЕГЭ старшеклассниками, переход школы на предпрофильное обучение, внедрение в начальную школу различных экспериментальных программ и направлений развития – все эти инновации в совокупности оказывают негативное влияние на психическое здоровье  всех участников учебно-воспитательного процесса (ученика, родителей, педагогов). Помимо этого, в ситуации экономического и климатического кризиса, а также кризиса в образовании взрослые и дети все больше окружены аурой негативной информации, которой нас щедро осыпают работники телевидения и т.п.   Все эти факторы воспитывают личность с«тревожным мышлением»,    которой свойственно воспринимать окружающий мир в негативном свете.    

 Социальная значимость проблемы определяется тем, что в настоящий момент все больше идет понимание того, что  школа несет в себе не только образовательную (интеллектуальную) функцию, но и социальную и главная  цель образования заключается в воспитании  социально активного человека и гражданина своей страны. Человека  конкурентоспособного, уверенного в себе и способного нести ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.   Известно, что «…социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ученика».  

 Известный вариант решения данной проблемы базируется на идеях развивающего обучения и системно — мыследеятельностной методологии в образовании. Достоинством такого подхода является то, что данный метод основан на идеях родоначальников гуманистической психологии  К. Роджерса  и А. Маслоу о том, что основу психического здоровья составляет гармоничная структура «Я – концепции». Что психическое здоровье  заключается в стремлении людей быть «всем, чем они могут», развивать свой потенциал. Недостатком  данной методологии  является то, что используемые в работе психолога технологии (игровые, интерактивные, арттерапевтические и др.) основаны на идеях возрастных новообразований ведущей деятельности ребенка  используются, и по сей день   в разработке коррекционно-развивающих программ.  Но  такой подход достаточно устарел, т.к. современный ребенок развивается несколько иначе, нежели в то время когда создавались возрастные концепции периодизации развития и теории новообразований. Уже давно известно, что на разных этапах политического и исторического развития государства и общества темпы психофизиологического созревания  ребенка — подростка отличаются, что в первую очередь касается и темпов акселерации и децелерации  развития. Современные программы не всегда учитывают этот фактор и в зависимости от того как менялось исторически российское общество и психология вместе с ним и создавались эти программы. Всевозможные развивающие программы развивались именно на пике таких изменений и на данный момент несколько утратили свою актуальность. Но это не значит, что их нельзя использовать. Какие-то практические наработки могут быть очень полезны.  Поэтому предлагаемые в литературе и  интернете  разработанные коррекционно-развивающие программы не всегда работают, т.к. просто не соответствуют возрастным потребностям ребенка. Возможно такая ситуация связана с тем, что внедрение развивающих технологий обучения дали свои неожиданные плоды. Поэтому на данном этапе развития системы образования необходим поиск новых технологий в решении проблемы сохранения психического здоровья учащихся. Решение такой проблемы  может пройти через  поиск технологий формирования позитивного мышления  учащихся.   И   такая технология возможна и оптимальна в работе психолога с детьми разного уровня развития и на разных этапах развития.  

  В основе формирования позитивного мышления учащихся лежит позитивный подход к развитию личности  — основанный на том, что человек, опираясь на свои сильные качества, совершенствует то качество или ту способность, которая на данный момент больше нужна. Вопреки другому подходу, который призван бороться с недостатками. 

    Подводя итоги вышесказанного,  можно сделать следующие выводы: 1) Завышенные требования к способностям подростков, игнорирование возрастных особенностей формируют негативное отношение к учебе,  и к школе, негативное мышление в целом к себе как к ученику неуспевающему и несоответствующему каким-то параметрам учителя – интеллектуальным и поведенческим.

 2) Неадекватная самооценка также  препятствует нормальному, гармоничному и позитивному развитию личности.  

 3) Эмоциональное неблагополучие на кризисных периодах адаптации  определяют тип мышления ребенка – позитивный или негативный, который и проявляется  в той или иной  степени школьной адаптации или дезадаптации.

 4) В старших классах  необходимо формировать у подростковосознанный, устойчивый, определенный выбор будущего профиля, который бы способствовал формированию позитивной профессиональной и жизненной перспективы учащихся.

В формировании позитивного мышления подростков не стоит придавать значение только занятиям, необходимо помнить и о  консультировании  родителей и учителей  по проблемам развития ребенка. При консультировании родителей нужно стараться показать им сильные стороны ребенка, формировать у них позитивное восприятие ребенка  

2.2 Позитивное  мышление  и стресс

Если представители западной культуры обратили внимание на   важность формирования позитивного мышления только в XX веке,  то в восточной духовной практике издавна отмечается роль мышления в гармоничном развитии личности. Робин Шарма в своих книгах рассказал о восточных традициях работы с мыслями.  Мудрецы Сиваны, обнаружив в своем сознании негативную мысль, карали  себя тем, что отправлялись в долгое путешествие к сильному водопаду и стояли под ледяными струями столько, сколько могли вынести. Как только человек ловил себя на негативной мысли, он снимал со своего ожерелья одну  четку и опускал ее в чашу. В среднем за день в уме среднего человека мелькает около 60 000 мыслей. Беспокойная мысль подобна эмбриону. Она начинается с малого, но постепенно растет и развивается. Вскоре она начинает жить своей жизнью.

Представители психонейроиммунологии считают, что отрицательные мысли приводят к отрицательным эмоциям, подавленности, депрессии и могут провоцировать развитие иммуносупрессии (состоянию подавленного иммунитета).

Наше мышление во многом зависит от стиля объяснения удач и неудач. М. Зелигман выделяет три критерия, используя которые мы анализируем события нашей жизни: постоянство, широта и персонализация.  Депрессивным стиль объяснения неудачи является, если неудача приписывается устойчивым причинам.  Многочисленные  исследования американского ученого показали, что люди, склонные к депрессии, реагируют на плохие события, сосредоточиваясь на себе и обвиняя себя.

Для повышения стрессоустойчивости важно иметь эффективную стратегию оценивания собственных успехов и неудач.


Стратегии оценки причин удачных и неудачных событий 
у оптимистов и пессимистов

М. Зелигман  полагает, что обесценивание религии и семьи, а также рост индивидуалистической установки «Ты можешь сделать это», характерной для западной культуры, порождают безнадежность и самообвинение в ситуациях неудач и потерь. В восточной культуре, где люди имеют более тесные взаимоотношения и склонны к сотрудничеству, тяжелая форма депрессии не столь распространена и менее связана с обвинением себя в неудаче.

Глава3. Теоретические аспекты изучения основных направлений работы  с подростками

3.1.  Особенности психического развития подростков

Отрочество  — этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Понятие отрочества объединяет предподростковый,  младший подростковый и средний подростковый возраст.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Главная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем- то отстают от остальных, а в чем- то опережают их и т.п.  

Традиционно подростковый  возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте — общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Как быть Леди:  Триггеры и психолог-провокатор :: Частный Психологический Центр «Тихорецкий,33»

Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятии, не связанные  с конкретными представлениями, появляется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.  Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией- способностью делать предметом мысли саму мысль- и служит необходимой основой для развития у подростка самосознания.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет— время перехода от конкретного мышления к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении всего шестого класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с седьмого класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают две стороны учебной деятельности школьника: ее организация взрослыми и ее сформированность у самого подростка.

В период отрочества сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Динамический характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт- с другой, приводят к тому, что, построив какую- либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может привести к желаемым для него результатам.

Центральное личностное новообразование этого периода- становление нового уровня самосознания, Я- концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие- уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего, повышением значимости Я- концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими- взрослыми и сверстниками — ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я — идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я — концепции школьника. Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.  

        Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или  периодам возрастных кризисов.

Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме. Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявление кризиса, создав условия для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует  запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятельности.         Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении.  Если же этого не происходит,  т.е.  отрочество  проходит гладко и бесконфликтно или осуществляется по типу «кризиса зависимости»,  в дальнейшем может проявиться либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17-18 лет и даже позже, л ибо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно безопасных условиях и не принимающей крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем.

3.2. Основные направления и формы работы с подростками

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности подростка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Как отмечает Л.Ф. Анн, основными задачами развития подростка являются:

— формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;

— формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;

— формирование интереса к другому человеку как к личности;

-развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

— развитие и укрепление чувства взрослости, формирования адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

— развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

— развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

— формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием  

В связи с вышесказанным выделяют основные направления работы с подростками:

1. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки.

2. Развитие чувства взрослости.

3. Развитие учебной мотивации.

4. Развитие интересов.

5. Развитие общения.        

6. Развитие воли, воображения.

Проблема социализации подростков является актуальной на сегодняшний день. Основная задача создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение  жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.

Главное направление в работе с подростками – дать возможность проявить себя в деле, способствовать реализации их возможностей.

Для воспитания подростка в любом случае необходим очень дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих интересов, признание и личная свобода – от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства – от умения подчиняться. Коллектив должен стать для ребенка ареной не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, дружбы, любви.

Мухина В.С. подчеркивает, что  основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности — учебной, производственной, творческих занятий и прочее.

Как отмечает И.С. Кон, для подросткового возраста характерно направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).  В связи с этим   одной из  форм работы с подростками является различные занятия (классные часы, уроки психологии, круглые столы, олимпиады, викторины и т.д.), направленные на  развитие самосознания, как внутреннее освоенного опыта социальных отношений, позволяющего глубже понять других и себя.  

Досуговая деятельность — уникальное средство социализации подростка. Досуг (развлечение) — добровольная деятельность, опирающаяся на личные интересы, притязания детей, их удовлетворение. В досуговой деятельности содержатся огромные ресурсы социализации, знать которые необходимо социальному педагогу, уметь их применить соответственно возникающей социально-педагогической проблеме. В досуговой деятельности формируется отношение к самому себе, к другим, к социуму.

Примерные формы досугового общения:

«огоньки», чаепития, дни рождения, вечера отдыха, сюрпризов, встречи друзей, вечера смеха, программа «от всей души», вечера развлечений; дискотеки, кафе, «посиделки»; серия встреч с интересными людьми, программы «старшие-младшим» и др.

Среди психолого —  педагогических форм и методов работы с подростками выделяют ряд наиболее эффективных. Так к ним относятся:

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Психологическое консультирование – специальная деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях. Суть консультирования состоит в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации. Консультирование сосредоточено на ситуации и личностных ресурсах; в отличие от обучения и советов – не на информации и рекомендациях, а на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения. Вместе с тем, психологическое консультирование представляет собой пограничную между ними область, использующую возможности и терапии, и обучения.

Методические подходы к консультированию различны, но в любом случае консультант работает не с фактами объективной жизни, а с фактами переживаний.

Метод беседы – один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод групповой тематической дискуссии.  Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

Метод ролевой игры. В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

¨         показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

¨         разработать и использовать новые стратегии поведения;

¨         отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Ролевые игры — это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

         Ролевые игры  бывают двух типов.

1)               На этапе  актуализации проблемы.

2)               На этапе отработки навыков.

Ролевая игра — это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.

 Заключение

 Формирование позитивного мышления подростков – это не абсолютно новая технология. Данная   психокоррекционная технология   базируется на    центрированном подходе известного психотерапевта Карла Роджерса. В этом подходе акцентируется позитивная природа человека, а именно свойственное ему стремление к самореализации. А также идеях А. Адлера, который подчеркивал, что каждая личность уже в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу.  Тема позитивного мышления на данный момент не столь нова, но очень актуальна. Позитивное мышление (позитивное восприятие) — умение «правильно» смотреть на мир, это высказывания и мышление, основанное на описании событий или процессов в позитивном ключе. О позитивном мышлении писали наши современники, и те, кто жил намного раньше нас. Такие способы жизни, как христианство, буддизм и суфизм, учат человека ориентироваться в жизни на что-то хорошее, на что-то позитивное. О позитивном мышлении можно найти много полезной и интересной литературы. О нем можно прочесть в книгах таких известных и уважаемых авторов, как Дойч, Э. Хейч, Хосе  Сильва и Р. Дилтс, Эмиль Куэ, Сытин, Синельников и многих других.

Литература            

1.         Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994

2.         Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005

3.         Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А   “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990

4.         Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997

5.         Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993

6.         Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999.

7.         Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005

8.         Ермакова Л.А. Группы развития личности. –М., 1994.- 118 с.

9.         Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994

10.      Клее М. Психология подростка.- М., 1994

11.      Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеренбург, 1997

12.      Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Спб.: Питер, 2001

13.      Макшанов С.И. Психология тренинга М., 2002

14.      Марасанов Г.И. методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге.- Киров, 1995

15.      Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999

16.      Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с.

17.       Психология подростка. Практику /Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003

18.      Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга: СПб, 2005

19.      Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000

20.      Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис»,  1999.

21.      Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001

22.      Снайдер Д. Курс выживания подростков.- М.,1999 – 204 с.

23.       Такташева Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей.- Барнаул: изд-вд АКИПКРО, 1994- 62 с.

24.      Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред.   Камалдинова Д. и др.– Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий