Теории личности в психологии основные, теория личности Фрейда

Теории личности в психологии основные, теория личности Фрейда Женщине
Содержание
  1. Состоятельность человека не всегда говорит о том, что он счастлив
  2. Концепция а.р. лурии об основных структурно-функциональных блоках мозга
  3. Аналитическая психология юнга
  4. Бихевиоризм
  5. Гештальтпсихология
  6. Индивидуальная психология адлера
  7. Классификация теорий личности
  8. Кофе «starbucks» популярно отнюдь не из-за качества
  9. Культурно-историческая концепция развития психики человека: л.с. выготский, у. бронфенбреннер
  10. Необычные психологические теории
  11. Оказывая кому-то услугу, человек повышает авторитет другого для себя самого
  12. Психоанализ как теория развития личности
  13. Психоаналитическое направление
  14. Психологическая теория деятельности: с.л. рубинштейн, а.н. леонтьев, б.г. ананьев
  15. Рефлексологическое направление
  16. Самые известные психологические концепций
  17. Теории внимания
  18. Теории интеллекта
  19. Теории личности хьелл, зиглер
  20. Теории мотивации
  21. Теории обучения
  22. Теории отношений
  23. Теории памяти
  24. Теории социальной психологии
  25. Теория восприятия
  26. Теория личности фрейда
  27. Теория эмоций
  28. Уступчивые люди могут совершать неблаговидные поступки
  29. Шаблон цели
  30. Язык, при помощи которого общается человек, обуславливает его мировосприятие

Состоятельность человека не всегда говорит о том, что он счастлив

Когда мы говорим о ком-то, кто счастлив, мы нередко подразумеваем под этим материальную составляющую. Можно часто услышать, как говорят, например, что у кого-то есть крутая машина, большой дом со всякими наворотами, собственный спортзал и бассейн, что же ещё нужно человеку для счастья? Но многие исследователи считают, что известная всем нам старая поговорка «Не в деньгах счастье» является очень актуальной.

Так, профессор психологии Нокс-Колледжа в Гейлсберге (Иллинойс, США) Тим Кассер утверждает, что у людей, которые сосредоточены только на материальной стороне жизни, не очень хорошее здоровье, больше финансовых затруднений и более низкий показатель успеха в общем и целом, чем у тех, кто заботится, главным образом, о себе и близких людях.

Психологи считают, что стремление людей обладать большим количеством материальных благ является попыткой разрешить определённые внутренние проблемы, а также компенсировать ощущение неполноценной жизни. Материальное благосостояние не может сделать людей истинно счастливыми, т.к. в склонности к обладанию всё большим количеством вещей, олицетворяющих счастье, кроется серьёзная неудовлетворённость человека самим собой.

Концепция а.р. лурии об основных структурно-функциональных блоках мозга

Александр Романович Лурия — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений.

Модель функционального строения мозга, предложенная А.Р. Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока.

  • I-й блок – энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга;
  • II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
  • III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Аналитическая психология юнга

З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

Аналитическая психология Карла Юнга

Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.

Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.

Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.

Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.

Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R). Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S).

Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований. Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом, в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.

Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики», в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок», и вывел законы научения.

Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт». Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка. Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин. На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств. Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности.

Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.

Исследования гештальт-психологов позволили открыть законы восприятия, а также и принципы гештальта: близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.

Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена (иллюзия перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

Далее свой вклад внес К. Коффка, который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции», который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма.

К. Левин создал теорию психологического поля. Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды, вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение.

Индивидуальная психология адлера

Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».

Классификация теорий личности

теории личности в психологии классификация
В современной науке «личность» — это уникальное сочетание психофизических особенностей человека, вкупе с полученным социокультурным опытом и приобретенными знаниями. Большое значение в определении личности имеют выработанные индивидуумом привычки и имеющиеся предпочтения, психический тонус. Все это определяет его поведение и жизнь в социуме. Использование выбранного набора «поведенческих масок», предназначенных для решения поставленных задач и взаимодействия с различными общественными объединениями и группами.

Статьи по теме

  • Плохое воспитание и его влияние на поведение человека 24.08.2021
  • Что значит роковая женщина и чем она отличается от стервы 24.06.2021
  • Типы женщин в психологии 24.06.2021
  • Истероидный тип личности женщины: особенности общения 16.06.2021

В психологии теории личности построены на данных, подтверждающих особенности ее формирования с учетом материального положения, достигнутого человеком, его социального статуса и морального сознания, понимания прав и обязанностей.

Все современные теории можно разделить на две группы:

  1. Рассматривающие человека как индивидуума, со своими особенностями характера и психики. Это, прежде всего, теории Эрика Хомбургера Эриксона, известного психоаналитика и специалиста, изучающего психологию развития, а также Абрахама Маслоу, являющегося основателем гуманистической психологии.
  2. Теории, в которых исследуются классы людей. К этой группе можно отнести работы Карла Густава Юнга, основоположника аналитической психологии. И Гордона Олпорта, психолога из США, разработавшего теорию черт личности.

    разные типы личности

Теории личности оказывают непосредственное влияние на развитие науки о человеке и способствуют дальнейшему продолжению работы в выбранном направлении.

Кофе «starbucks» популярно отнюдь не из-за качества

Сейчас много где можно встретить знаменитые кофейни «Starbucks». Если вам доводилось бывать там, то вы, скорее всего, немало времени простояли в очереди, чтобы выпить чашечку кофе. Но какова причина такой популярности этих кофеен и самого тамошнего кофе?

Автор книги «Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, определяющие наши решения» психолог Дэн Ариэли, считает, что раскрыл секрет популярности кофеен и кофе «Starbucks». По его мнению, причина успеха этих кофеен заключается в их необыкновенной атмосфере спокойствия и уюта.

Как быть Леди:  Владимир Асмолов: биография и личная жизнь | Краткие биографии

Уникальная обстановка кофеен «Starbucks» заставляет людей приходить в них раз за разом. Если человек увидел знакомое заведение в незнакомом городе, то пить кофе он пойдёт именно туда. Именно по этой причине все кофейни «Starbucks» выглядят аналогично друг другу. Что же касается кофе, то отзывы людей о хорошем кофе из супермаркетов ничем не отличаются от отзывов о кофе «Starbucks».

Если углубиться в эту тему, то можно найти ещё целую кучу абсурдных психологических теорий. Но гораздо больше интересных фактов о природе человека способно предоставить не их изучение, а простое наблюдение за своим поведением и поведением окружающих людей.

Культурно-историческая концепция развития психики человека: л.с. выготский, у. бронфенбреннер

Лев Семенович Выготский — один из основоположников советской психологии. Он создал культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека, получившую дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности.

Выготский стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

Он различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу, носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции.

Выготский также ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т.п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. ВПФ носят социальный характер и составляют второй уровень психики человека.

Ури Бронфенбреннер — американский психолог, специалист в области детской психологии. Автор теории экологических систем (теория социализации и развития ребенка).

По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:

  • микросистема — семья ребенка;
  • мезосистема — детский сад, школа, двор, квартал проживания;
  • экзосистема — взрослые социальные организации;
  • макросистема — культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

Необычные психологические теории

На полках книжных магазинов и страницах различных интернет-ресурсов сегодня можно найти немалое количество литературы, которая посвящена многим направлениям психологии. Каждый день появляются какие-то новые данные о каких-то новых исследованиях, позволившие выявить какие-то новые шокирующие психологические закономерности, воздействующие на человека и его жизнь. Нередко можно узнать такое, отчего волосы на голове встают дыбом, или что повергает в безудержный смех.

Для объяснения особенностей природы человека психологами разных мастей создаются всяческие теории, противоречащие нашим знаниям о себе и здравому смыслу, и меняющие нашу картину мира. Говорить о таких вещах мы, конечно, можем лишь условно и субъективно, но всё же.

Данную статью мы решили посвятить нескольким необычным, непривычным и даже странным психологическим теориям. Кто знает, вполне возможно, в одной из них вы сможете увидеть себя.

Оказывая кому-то услугу, человек повышает авторитет другого для себя самого

Не зря говорят, что одним из самых эффективных способов понравиться кому-то является оказание ему услуги. Но этого можно добиться и иным методом – чтобы он сделал услугу для вас. Дело в том, что люди хорошо относятся не только к тем, кто помогает им, но и к тем, кому оказывают помощь они.

Представленный феномен носит название «Эффект Бенджамина Франклина». Есть легенда, согласно которой, Франклин попросил одного из своих политических оппонентов на время книгу из его личной библиотеки. Оппонент Франклина был польщён этим. Он выслал ему эту книгу, а после между ними возникли тёплые дружеские отношения.

Наиболее часто этот эффект трактуется как когнитивный диссонанс – если человек оказывает кому-то услугу, его мозг начинает заниматься поиском мотивов действий, способных устранить противоречия между действиями и мышлением. В том случае, если таких мотивов нет, мозг автоматически их создаёт, склоняя человека к симпатии к другому.

Психоанализ как теория развития личности

Термин «психоанализ» можно рассматривать в трех значениях:

  1. как теорию личности и психопатологий;
  2. как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Ведущая роль в данной теории принадлежит взаимодействию инстинктов, мотивов и влечения, конкурирующих друг с другом в процессе регуляции поведения человека. Согласно этой теории личность – это динамичный и непрекращающийся конфликт процессов и в соответствии с этим поведение человека является непостоянным и детерминированным.

Согласно психоаналитической теории каждый человек является сложной энергетической системой, и поведение его активизируется благодаря единой энергии согласно закону о сохранении энергии. Источник данной энергии для человека – это состояние возбуждения.

Психоаналитическое направление

Психоанализ

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. 3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к. концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.

Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.

Психологическая теория деятельности: с.л. рубинштейн, а.н. леонтьев, б.г. ананьев

Теория деятельности или деятельностный подход — это школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Алексей Николаевич Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, они образуют систему.

Фундаментальным вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию стала разработка проблемы ведущей деятельности. Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, но и положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.

А.Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий развития психики в филогенезе (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта). Также особый вклад А.Н. Леонтьев внес в теорию личности.

Сергей Леонидович Рубинштейн обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления).

Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (акцент на биологической сущности человека). Личность — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Субъект деятельности, по своему содержанию, занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Рефлексология: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».

И.П. Павлов создал учение обусловных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации. Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.

Самые известные психологические концепций

Нарциссизм
Нарциссизмом психологи называют свойственную некоторым людям черту характера — чрезмерную самовлюбленность. Название восходит к древнегреческому мифу о юноше по имени Нарцисс, который влюбился в себя, увидев свое отражение в реке

Бессознательное — область психики, которая находится вне сознательного контроля человека. Понятие получило популярность благодаря теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Желания и эмоции, которые противоречат общественной морали и принятым нормам социального поведения, вытесняются в бессознательное.

Пирамида потребностей по Маслоу — иерархическая модель потребностей человека, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу. Является отображением очень популярной теории мотивации, согласно которой человек стремится удовлетворять свои потребности не все сразу, а постепенно, начиная с более низких, органических (вода, пища, безопасность)— к высшим, эстетическим и интеллектуальным (привязанность, одобрение, красота, порядок).

Эдип
Эдип — древнегреческий царь, который, убив своего отца, женился на собственной матери. Все это было ему предсказано и совершилось, по сути, вопреки желанию самого Эдипа. Тем не менее за эти преступления он был наказан богами и собственным глубоким чувством вины. З. Фрейд ввел понятие «Эдипов комплекс», вдохновленный трагедией «Царь Эдип» Софокла

Эдипов комплекс — одно из ключевых понятий в теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Обозначает бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и агрессивные чувства по отношению к родителю одного с ним пола. В названии Фрейд использовал древнегреческий миф о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители. Существует и женская разновидность данного комплекса — комплекс Электры.

Влечение мальчика к матери и агрессия к отцу характерны, по мнению Фрейда, для ребенка пяти-шести лет, когда в его сознании начинается процесс идентификации. Мальчик символически отождествляет себя с отцом, осознает и перенимает особенности мужской модели поведения, систему ценностей и норм морали взрослого мужчины. Полностью ребенок идентифицирует себя с одним из родителей в переходном возрасте.

Как быть Леди:  Как ласкать мужчину: техники, особенности прелюдии, секреты - Сайт про любовь и отношения

Учение Аристотеля о душе. Согласно античному философу, все живые существа имеют материю и форму. Движущим началом является форма, ею у человека является душа — неотделимое от тела организующее начало и источник поведения. Душа имеет три функции и делится на три рода.

Функции питания и размножения есть у всех живых существ — это питательная, или растительная, душа. Ощущение и передвижение — это животная, ощущающая душа. Третий вид, мышление, является разумной душой и принадлежит только человеку. Первые два вида могут существовать без третьего, но третий без первых двух — нет.

Мировое Древо
Мировое Древо — один из самых известных архетипов. В аналитической психологии Юнга архетипы общих первообразов и идей являются содержанием коллективного бессознательного

Коллективное бессознательное — одно из центральных понятий теории психоанализа Карла Юнга. Это особый класс психических явлений, единый для общества в целом, в отличие от личного бессознательного, присущего каждому человеку в отдельности; передается по наследству через мозговые структуры.

Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой преобразование сексуального влечения (либидо), когда оно не может быть реализовано прямым образом. Высвобожденная энергия направляется на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении», как говорил Зигмунд Фрейд.

Транзактный (транзакционный) анализ — метод психотерапии, предложенный американским психологом и психиатром Эриком Берном. Соединив идеи психоанализа, общую теорию психологии и методы лечения нервных и психических заболеваний, Берн разработал теорию транзакций. Согласно ей, люди постоянно обмениваются транзакциями, «репликами», которые и лежат в основе межличностных отношений.

Выделял три эго-состояния человека: Взрослый, Родитель, Ребенок. Любое межличностное взаимодействие любой индивид предпринимает, находясь в одном из этих состояний, и от того, кто взаимодействует (Ребенок — Взрослый, Ребенок — Ребенок, Родитель — Взрослый и т. д.), зависят варианты общения и его результат в целом.

«Большая пятерка» (в психологии) — пятифакторная модель основных личностных свойств человека. Включает в себя следующие основные факторы: экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм (эмоциональную стабильность) и открытость опыту.

Принцип Питера — положение, которое выдвинул, экспериментально проверил и обосновал в одноименной книге американский педагог Джонстон Питер Лоуренс. Согласно данному принципу, «в иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности».

Принцип Питера является частным случаем общего наблюдения: любая работающая система или модель будет использоваться и усложняться до того момента, пока не сломается и не станет причиной катастрофы. Это происходит потому, что человека, хорошо справляющегося со своими обязанностями, повышают до тех пор, пока он не займет должность, с которой уже справиться не сможет, то есть достигнет уровня некомпетентности. Когда большинство работников достигают уровня некомпетентности, любая система разрушается.

Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469–1527) — итальянский государственный деятель и философ эпохи Возрождения, предполагаемый автор афоризма «Цель оправдывает средства». В психологии макиавеллизмом называют свойственное личности стремление манипулировать другими людьми

Макиавеллизм — понятие, введенное в психологию американскими психологами Р. Кристи и Ф. Гейзом. Этим термином они обозначили одну из моделей поведения, основной целью которой является усиление личной власти и контроля, а средством достижения — манипулирование другими людьми посредством обмана, хитрости и коварства. Термин является производным от фамилии знаменитого мыслителя и политика Италии XVI века — Никколо Макиавелли.

Поделиться ссылкой

Теории внимания

Согласно общей теории внимания, наше восприятие работает только тогда, когда мы обращаем свое внимание на определенный стимул. Это может быть как боль, так и происходящие вокруг события. Соответственно, если мы считаем, что что-то заслуживает нашего внимания, то мы ощущаем это в полной мере, в то время как незначительные вещи скорее ускользают от органов чувств, мы их не осознаем и, как следствие, не воспринимаем.

Модель внимания Бродбента. У человека существует селективное, то есть выборочное, внимание — это так называемый сенсорный буфер, установленный в нашей голове и производящий фильтрацию поступающей в мозг информации. Какие-то стимулы он пропускает, и мы реагируем, а какие-то нет — и нас ничто не тревожит.

В противовес этой концепции была выдвинута теория ослабления, автором которой является Энн Мари Трисман — психолог, изучавший селективное внимание. Она придерживается идеи, что сенсорный буфер, придуманный Бродбентом, не удаляет некоторые сигналы, а ослабляет их. Поэтому из нескольких звуков мы можем вычленить главный и сконцентрироваться на нем, а остальные будут приглушенными.

Теории интеллекта

Помимо того, что такое эмоции и как они появляются, ученых не меньше занимал вопрос интеллекта. Исследователи пытались решить, как его измерить, отличается ли интеллект одного человека от интеллекта другого, и что на это влияет. Здесь существует две самые крупные теории.

Двухфакторная теория Спирмена. На интеллект влияют два типа факторов: общие и специфические. Общий фактор — это врожденная и универсальная способность, свойственная каждому, а специфический — это приобретенные навыки, которые у людей могут отличаться в зависимости от их опыта, знаний и интересов.

Теория множественного интеллекта Гарднера. Согласно этой теории, у человека есть 9 видов интеллекта, каждый из которых отвечает за какую-то определенную область человеческой деятельности. К ним относятся вербальный, музыкальный, логико-математический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский интеллекты.

Теории личности хьелл, зиглер

В труде известных исследователей из Америки Д. Зиглера и Л. Хьелла описаны важнейшие направления, дающие толкование понятию личность:

—  психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений.

Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».

Теории мотивации

Мотивация — это внутренний или внешний стимул, который вдохновляет нас на совершение определенного действия. Все теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные. Содержательные теории предметом исследования выдвигают выявление человеческих потребностей, которые двигают нами в вопросах принятия решений. Процессуальные теории изучают мотивацию в принципе, откуда она берется и как сохраняется.

Теория иерархии потребностей Маслоу. Треугольник, или пирамида, Маслоу известен нам еще со времен школьных уроков обществознания. Все потребности делятся на: физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в самоуважении и потребность в самоактуализации.

Двухфакторная теория Герцберга. Ее также называют мотивационной гигиеной. Согласно этой концепции, существует два набора характеристик, влияющих на удовлетворенность. Первый набор — это факторы, присутствие которых повышает удовлетворение, второй набор — факторы, отсутствие которых повышает удовлетворение.

Теория ожиданий Врума, в отличие от предыдущих двух, является процессуальной концепцией. По мысли Виктора Гарольда Врума, человека на совершение действия мотивируют 3 фактора: ожидание (если я буду стараться, то все получится), содействие (если я буду стараться, меня вознаградят) и валентность (я очень хочу получить вознаграждение).

Теории обучения

Обучение — всем нам давно известный процесс, который определяется как постоянное изменение поведения в результате получения знаний и опыта. Здесь также есть три основные теории.

Теория классических рефлексов. Ее принцип работы отлично иллюстрирует всем известный эксперимент с собакой Павлова. Если собаке регулярно перед приемом пищи давать какой-то сигнал, то она будет реагировать обильным слюноотделением не на сам факт пищи, а на сигнал — он у нее на уровне рефлексов будет ассоциироваться с едой.

Теория оперантных условных рефлексов. Основывается на использовании не какого-то сигнала, а системы поощрений или наказаний. Если вы, например, поставили себе задачу на день и смогли ее выполнить, то для закрепления результата и повторения позитивного поведения вам необходимо себя похвалить. Например, отдыхом, вкусной едой или чем-то еще, что вас обрадует.

Теория социального научения подразумевает обучение в коллективе. То есть человек овладевает навыками через наблюдение или подражание (еще его называют моделированием). Эта теория отличается от остальных двух тем, что обращается не только к рефлексам, но и к протекающим в голове когнитивным процессам.

Теории отношений

Психологи долгие годы изучают вопрос того, как у одного человека формируется отношение к другому человеку, событию или мнению. По их мнению, отношение состоит из трех компонентов: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. И любое отношение может стать причиной определенного действия, поэтому ученым важно было узнать, можно ли повлиять на это отношение, тем самым изменив и последующее поведение. Вот три основные теории.

Теория обоснованных действий. Согласно этой теории, на наше поведение влияет отношение к этому поведению (положительное или отрицательное) и социальные нормы (взгляды окружающих нас людей на подобное поведение). Например, если человек положительно относится к курению, а его семья выступает против, то эти два фактора будут влиять на принятие решения, курить или нет.

Теория запланированного поведения. Подразумевается, что для каждого поведения есть свое когнитивное объяснение. Например, вы решаете сесть на диету, потому что считаете, что это будет полезно для здоровья. Или решаете остаться дома и никуда не идти, потому что на улице дождь.

Модель вероятности сознательной обработки информации. Эта теория объясняет, как человек формирует или меняет свое отношение. Есть два способа: центральный и периферийный. Центральный способ заключается в осознанной обработке информации, сравнении преимуществ и недостатков определенного действия.

Свойственен тем людям, которые мотивированы на какие-либо изменения и ищут пути их реализации. Периферийный способ задействует не глубокую обработку информации, а чувства и эмоции людей. То есть человек скорее изменит свое мнение, если аргументы приводит тот, кто ему нравится, независимо от качества аргументов.

Как быть Леди:  2 ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ЛИЦ С ДЕВИАНТНЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Теории памяти

Память — это то, что позволяет нам каждое утро вспоминать, как двигаться, разговаривать, набирать текст на телефоне или готовить завтрак. Этот процесс включает в себя 3 этапа:

  • откладывание информации (кодирование)
  • хранение информации
  • извлечение информации

Все существующие теории памяти призваны объяснить то, как мы храним и используем информацию. Вот основные три:

Согласно многоэтажной модели памяти Аткинсона — Шиффрина, человек обладает тремя основными системами памяти: сенсорная (первичная информация, которая долго не хранится), кратковременная (активная обработка информации в течение 20–30 секунд) и долговременная (информация, которую мы помним почти всегда).

Модель рабочей памяти Бэддели и Хитча возникла в противовес выявленным в предыдущей теории недочетам. Авторы концепции разделили краткосрочную память на три части — центральный управляющий элемент, фонологическая петля и зрительно-пространственный набросок.

Центральный управляющий элемент нужен для того, чтобы получать и хранить сенсорную информацию, а затем распределять ее по двум другим каналам: звуковую — в фонологическую петлю, зрительную — в зрительно-пространственный набросок. Также они ввели понятие эпизодического буфера, который связывает всю информацию в единое целое. С помощью него объект воспринимается не по частям, а как совокупность зрительной, звуковой и вербальной информации.

Модель уровней обработки Крэйка и Локхарта концентрируется больше на долговременной памяти. Согласно многоэтажной модели, информация из краткосрочной памяти в долгосрочную переходит путем многократного повторения. Ученые Крэйк и Локхарт считают, что это не обязательно.

Теории социальной психологии

Люди — существа социальные, которые предпочитают групповую работу, а не индивидуальную. Нам важно быть частью чего-то большего — семьи, рабочего коллектива или группы по интересам. И так или иначе люди внутри своего коллектива влияют друг на друга, что и пытаются объяснить многие социально-психологические теории.

Хоторнский эффект. Назван так в честь эксперимента на предприятии в городе Хоторн, где на протяжении нескольких лет группа исследователей наблюдала за рабочими, чтобы выяснить, как освещение влияет на эффективность труда. Хоторнский эффект стал косвенным результатом исследования, благодаря которому было выявлено, что не условия труда влияют на результат, а факт наличия наблюдающего, который следил за их работой.

Теория влияния меньшинства. Принято думать, что большинство обычно влияет на меньшинство, но эксперименты доказали абсолютно обратное. Если меньшинство ведет себя логично, последовательно, уверенно и убедительно, то оно может оказать влияние на общество. Поэтому один-единственный человек может вести за собой нацию или, например, стать катализатором революции.

Теория социального сравнения. Изначально каждому человеку кажется, что он смелее, добрее или правильнее остального большинства. Однако многие эксперименты показали, что в ходе группового обсуждения участники обнаруживали, что другие люди в чем-то сильнее или добрее их, в чем-то придерживаются лучших идеалов и ценностей. И тогда все участники начинали стараться показывать себя в выгодном свете, чтобы не отставать от группы.

Теория восприятия

У нас есть слух, обоняние, зрение и вкус — каналы, через которые информация из мира проникает в нас. Но этого мало, эту информацию еще нужно осознать; процесс осознания и есть восприятие. Благодаря ему мы знаем, как именно пахнет апельсин, и можем отличить его от лимона, а еще соотносим лицо человека с его остальными частями тела, чтобы видеть его в совокупности, а не кусками. Теорий восприятия за всю историю человечества было разработано несколько.

Гештальт-теория восприятия. Мозг постоянно ищет в окружающей среде понятные формы и образы. Поэтому мы легко можем найти прямоугольник в экране телефона, а в облаке — фигуру слона. У гештальт-теории есть три принципа: согласно принципу близости, предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются едино; согласно принципу схожести, объекты, которые по форме или весу похожи между собой, воспринимаются связанно.

Теория прямого восприятия Дж. Гибсона — одного из известнейших психологов XX века — говорит о том, что мы воспринимаем мир через аффордансы — качества и функции объектов, которые помогают нам оценить возможности, предлагаемые этими предметами. Например, ручка нужна для того, чтобы писать, а тень от предмета позволяет нам укрыться от солнца в жару. И только осознавая эти свойства, мы можем воспринимать объект.

Нисходящая теория восприятия Р. Грегори появилась в противовес «восходящей» Дж. Гибсона, и, согласно ей, нам не обязательно анализировать поступающую информацию. Восприятие — лишь гипотеза, которую мы строим на основании увиденного, услышанного или ощущаемого, но мы также можем ошибаться, хотя чаще всего оказываемся правы.

Теория восприятия боли. Согласно этой теории, на восприятие боли влияют не только органы чувств, потому что одна и та же травма может ощущаться у людей по-разному. Например, согласно теории паттернов, у мозга есть собственная типология боли, благодаря которой он идентифицирует тот или иной сигнал.

Теория личности фрейда

Вторая половина 19 столетия знаменовала себя выделением психологии в отдельную отрасль науки, главной задачей которой стало выявление основных структур психики человека посредством методов интроспекции в условиях лабораторий.

Поэтому возникновение радикально нового подхода к исследованию человеческих индивидов породило ошеломляющий эффект. Сформулированная молодым психиатром из Вены З.Фрейдом концепция личности представила человеческого субъекта не в качестве разумного существа, осознающего собственное поведение, а в качестве создания, находящегося в извечной конфронтации, истоки которой лежат в бессознательном.

Теория личности Фрейда основывается на воззрении, что человеческий субъект всегда пребывает в состоянии конфронтации с социумом, поскольку этот социум загоняет его в рамки, в которых он не может реализовать все собственные влечения и желания.

Фрейд считал, что процесс становления психики обусловлен необходимостью приспособления к окружающей среде, которая по преимуществу враждебна. Движущими силами формирования психики он считал врожденные влечения и бессознательные стремления.

Психоаналитическую теорию Фрейд базировал на постулате, что фундаментом развития психики являются эмоции и мотивационная сфера индивида, а когнитивное развитие – это следствие мотивационного, тогда как другие школы базировались на убеждении, что формирование психики обусловлено развитием интеллектуальной сферы.

Фрейд утверждал, что человеческая психика объединяет в себе три уровня, а именно: слой сознательного, слой предсознательного и уровень бессознательного. Именно в них, как он предполагал, и расположены ключевые структуры личности. Содержание бессознательного слоя, при этом не доступно пониманию, а содержимое предсознательного уровня может быть постигнуто человеком, однако это требует значительных усилий.

Теория эмоций

Долгие годы ученые изучали эмоции, откуда они берутся и как проявляются, но, что самое главное, исследователей всегда интересовал вопрос, что происходит в голове у человека, когда он испытывает эмоции. Самая известная концепция — это двухфакторная теория эмоций Шехтера и Сингера. Согласно их идее, переживание эмоций основано на двух факторах: физиологическом возбуждении и когнитивной интерпретации.

Раньше, то есть до 1962 года — года, когда эта теория появилась, — было принято считать, что эмоции основаны исключительно на физиологии, и умственная обработка не имеет к ним никакого отношения. Двухфакторная теория говорит о том, что сначала, когда мы испытываем какую-либо эмоцию, происходит физиологическое возбуждение, после чего мы начинаем искать в окружающем мире подсказки, чтобы правильно его интерпретировать.

Если, например, мы потеем, потому что бежали на автобус, то это не будет восприниматься как эмоция. А если не находим объективного объяснения происходящему (потому что никуда не бежали), то начинаем это интерпретировать как волнение, страх или что-то еще. И только тогда мы осознаем конкретное физиологическое проявление как эмоцию.

Уступчивые люди могут совершать неблаговидные поступки

Представьте себе двух людей, один из которых приятен в общении и открыт, а другой, так скажем, «колюч» и более закрыт. Кто, по вашему мнению, может запросто ударить незнакомого человека, если его попросить об этом?

Скорее всего, вы ответите, что второй человек. Но результаты проведённого психологами эксперимента показали, что приятный и открытый человек ударит незнакомца с гораздо большей вероятностью. В самом же эксперименте его участникам было предложено ударить другого разрядом тока, и «положительные» люди делали это чаще «отрицательных».

Объясняется этот феномен так: человек, склонный к компромиссам, легче принимает модель поведения, которую ему навязывают, и убедить его в том, что то, что он делает, является нормой с моральной точки зрения, значительно проще. А человек, не стремящийся произвести на окружающих впечатление, в большинстве случаев откажется от совершения поступков, в которых не видит смысла.

Шаблон цели

Когда мы ищем выход из сложной ситуации, например, пытаемся перейти улицу с оживленным трафиком, в первую очередь мы должны определить для себя главный источник опасности.

«Шаблон целей» — это руководство для поиска подобных массивов стимулированных комплексов. И в этом вам могут помочь… видеоигры. Несмотря на то, что многие говорят о вреде видеоигр в большом количестве, на самом деле в них есть и положительные моменты.

И тут я сразу вспомнила о том, как невропатолог ребенка моей подруги сказала: «А вот в это ему лучше играть почаще!» после того, как она увидела одну из игр на wii. «Хорошо развивает мелкую моторику и сообразительность!» — на прощание добавила продвинутая тетенька-врач. И было это лет 5 назад :)

Язык, при помощи которого общается человек, обуславливает его мировосприятие

Аннетта Павленко (профессор Темпльского университета) и Лера Бородицки (профессор Стэнфордского университета) считают, что человек – это то, что он говорит. Исследователи убеждены, что на мировосприятие человека воздействует тот язык, на котором он думает и общается.

К примеру, в характерном для аборигенов Австралии (для некоторых племён) языке гугу йимитир отсутствуют слова, которые обозначают левую или правую стороны. Чтобы описать местоположение, они могут сказать: «Тот, кто стоит к востоку от тебя – это мой брат», и разъяснить этим людям, в чём различие между правой и левой сторонами, очень проблематично.

А вот ещё один интересный пример: в эскимосском наречии имеется свыше 40 терминов для определения разных видов снега: там, где мы с вами увидим просто «снег», эскимос может увидеть обычный снег – «апут», красивый снег – «кана» или огромный снег – «кимуксук».

По мнению Павленко и Бродицки, язык – это единственный фактор, который формирует мировосприятие и мировоззрение человека. Но, например, американский языковед Джон МакВортер говорит, что наибольшее значение имеет культура, с которой связан язык, иллюстрируя свою точку зрения примерами, когда начинавшие говорить на других языках люди, словно становились другими личностями.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий