Суицид среди несовершеннолетних – причины и пути преодоления

Суицид среди несовершеннолетних – причины и пути преодоления Женщине
Содержание
  1. Помните, что это не ваша вина.
  2. Расспросы о самоубийстве не повышают риск совершения самоубийства.
  3. Эксперты точно не знают о причинах возрастания уровня самоубийств среди подростков.
  4. Некоторые подростки не демонстрируют внешних признаков, находясь в суицидальном настроении, именно поэтому необходимо знать о факторах риска.
  5. Существует множество видимых признаков суицида.
  6. Существуют важные различия между «нормальными» перепадами настроения подростка и тревожными симптомами.
  7. Одним из самых важных шагов, который вы можете предпринять — постоянно поддерживать диалог с вашим ребенком.
  8. Взрослые, внимание! какие подростки в зоне риска?
  9. Куда обращаться за бесплатной психологической помощью
  10. Обезопасьте ваш дом.
  11. Подражательный
  12. Предсмертные записки: последние слова самоубийцы
  13. Признаки аутоагрессии
  14. Причины самоубийств
  15. Самоутверждающийся
  16. Суицид среди несовершеннолетних – причины и пути преодоления
  17. Эмоционально-психологические изменения
  18. И наконец, вот список некоторых ресурсов, которыми можете воспользоваться вы и ваш ребёнок.

Помните, что это не ваша вина.

Часто родители, чьи дети подвержены суицидальному поведению, задают себе вопрос, что они могли бы сделать лучше или по-другому, или начинают беспокоиться, что ещё происходит с их детьми, о чём они не знают. Вы можете спрашивать себя » Что я сделал? Это моя вина?».

Эмануэль говорит, что на самом деле причины гораздо глубже.

«Существует множество факторов, способствующих суициду, и одним аспектом это может не ограничиваться».

Даже если ваш ребёнок говорит, что вы являетесь причиной всех его бед и несёте ответственность за его настроение в данный момент, важно помнить, что вы можете совершать ошибки.

«Родители не идеальны. Но самообвинения на самом деле отвлекают от имеющейся проблемы. Вашему ребёнку нужна помощь, и вы должны сфокусироваться на этом», — говорит Эмануэль.

Тем не менее важно, чтобы у вас был ресурс проанализировать эти чувства. Это не тот разговор, который вам следует вести с вашим подростком, по крайней мере не на данном этапе, когда ваше внимание должно быть сфокусировано на оказании помощи, в которой он нуждается. Эмануэль подчёркивает:

«Если помощь нужна вам, чтобы справиться с переживаниями, которые вы испытываете, пройдите терапию самостоятельно или обратитесь к семье, к друзьям за поддержкой. (При условии, что вы доверяете членам семьи и друзьям, к которым хотите обратиться и они самовольно не станут разговаривать с вашим ребенком, стигматизируя его или обесценивая его переживания). Используйте поддержку других для поддержки вашего ребёнка».

Расспросы о самоубийстве не повышают риск совершения самоубийства.

Перед тем как перейти далее, необходимо отметить, что все три эксперта, принимавшие участие в беседе с SELF, подчеркнули важность развенчания этого разрушительного мифа. Джилл Эмануэль, Ph.D., старший директор Центра по расстройствам настроения в Институте психического здоровья детей, отмечает:

«Родители опасаются, что если они спросят о суициде, то подтолкнут ребёнка к самоубийству, но это заблуждение».

В зависимости от вашей ситуации данный тема может быть пугающей или эмоционально сложной для обсуждения, но лучше обезопаситься, чем потом пожалеть. Джеймс Мазза, Ph.D., профессор Программы школьной психологии в Вашингтонском университете, говорит:

«Вы ничем не рискуете, когда спрашиваете ребёнка, думает ли он о том, чтобы навредить себе. Ваш ребенок может сказать: «О, да я бы ни за что этого не сделал. Не драматизируй». На что вы можете ответить: «Я знаю, но иногда люди чувствуют нечто подобное, и я не хочу быть родителем, который об этом не спрашивает».

Далее в статье мы поговорим о том, как и когда поднимать подобные темы, но если что-то из данного материала вам покажется несущественным, пусть будет так.

Эксперты точно не знают о причинах возрастания уровня самоубийств среди подростков.

Нет сомнений в том, что жизнь подростков сегодня сильно отличается от жизни подростков предыдущих поколений. Вероятно, частично дело в соцсетях, которые, как показали исследования, могут негативно повлиять на психическое здоровье (тогда как другие не показали никакой связи или даже продемонстрировали положительное влияние).

Давление, связанное с вопросами образования, также может быть очень высоким из-за сокращения количества доступных мест и повышения цен на обучение, что создаёт более конкурентную академическую среду, чем когда-либо. Джил Эмануэль также подчёркивает, что существуют теории, согласно которым подростки в современном мире находятся в большей изоляции, чем прежде, из-за развития технологий или по причине культурного сдвига.

Необходимо отметить, что уровень самоубийств может быть не настолько высок, как кажется на первый взгляд. Возможно, что по мере того, как в нашей культуре становится более приемлемым говорить о психическом здоровье (хотя, как бы то ни было, определённые стигмы ещё существуют), больше людей сообщают о случаях самоубийств, чем раньше.

(Согласно Американскому фонду предотвращения самоубийств, стигмы, окружающие суицид, как правило, ведут к занижению числа сообщений о них). По словам Эмануэль, если это действительно так, то экспертам необходимо получить доступ к данным, которые более точно отражают, насколько высок был уровень самоубийств всегда.

При этом в настоящее время не существует исследования, которое напрямую бы связывало что-либо с растущим уровнем подростковых самоубийств. Но эта информация полезна, когда вы пытаетесь понять, через что может проходить ваш подросток.

Некоторые подростки не демонстрируют внешних признаков, находясь в суицидальном настроении, именно поэтому необходимо знать о факторах риска.

В то время как знание тревожных сигналов является крайне важным аспектом, нет никакой гарантии, что они являются точными и достоверными показателями того, как чувствует себя ваш ребёнок. Джил Эмануэль подчеркивает:

«Сложность заключается в том, что многие люди молча страдают и переживают свои проблемы».

Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) выделяет несколько факторов риска, о которых следует помнить:

— Случаи суицида в семье.

— Случаи жестокого обращения в семье.

— Как минимум одна попытка самоубийства ранее.

— Случаи психических заболеваний, особенно клиническая депрессия.

— Случаи злоупотребления алкоголем или наркотиками.

— Локальные всплески самоубийств.

— Серьезные соматические заболевания.

— Трудности в получении поддержки и лечения психического здоровья.

— Лёгкий доступ к средствам самоубийства.

Также известно, что молодёжь ЛГБТК-сообщества входит в группу более высокого риска суицида, чем их гетеросексуальные и цисгендерные ровесники. Среди факторов риска для обоих групп следует также отметить буллинг. По словам Эмануэль, жертвы буллинга входят в зону риска, но есть также свидетельства, что дети, которые сами занимаются буллингом, могут находиться в группе повышенного риска суицидального поведения. Исследователи также выдвигают теорию о взаимосвязи между перфекционизмом и риском суицида.

Существует множество видимых признаков суицида.

Сьюзан Теллоне, дипломированная медсестра в области психического здоровья и реабилитации, руководитель программы Общества по предотвращению подросткового суицида (SPTS), рассказала SELF, что простым способом запомнить тревожные сигналы, предвестники суицида, является аббревиатура ЧДИУС (FACTS), которая расшифровывается следующим образом:

  • Чувства (Feelings), такие как ощущение безнадёжности относительно будущего, и депрессия.
  • Действия (Actions), такие как истерика и демонстрация агрессии, раздаривание собственности.
  • Изменения (Changes), такие как отстраненность от друзей, сон или еда в большей или меньшей степени, чем это происходит обычно, или беспокойное поведение, которое не является нормой.
  • Угрозы (Threats), такие как разговоры, записи или планирование суицида.
  • Ситуации (Situations), такие как переживание потери, изменения жизненных обстоятельств, проблемы в семье, расставания, стрессовые ситуации в школе или другие значительные события, которые могут стать триггером суицидальных настроений.

Конечно, стоит отметить, что существует много общего между признаками риска суицида и симптомами психического расстройства личности, такого как большое депрессивное расстройство. По словам Эмануэль, не каждый, кто подвержен риску суицида, страдает депрессивным расстройством, также как не каждый, страдающий депрессивным расстройством, подвержен суициду.

По-прежнему существует много вопросов о суициде и о рисках суицида, ответов на которые у экспертов нет, но несмотря на это, признаки, перечисленные выше, являются большой проблемой, на которую вам следует обратить внимание. Даже если подросток, находящийся в депрессии, не имеет суицидальных наклонностей, он всё равно нуждается в вашей помощи.

Существуют важные различия между «нормальными» перепадами настроения подростка и тревожными симптомами.

Вы, должно быть, удивились: «Подождите-ка, некоторые из этих симптомов выглядят как нормальное подростковое поведение. Какой подросток не сталкивается со стрессовыми ситуациями или периодически не впадает в депрессию или гнев?» В самом деле, подростки иногда испытывают печаль, стресс, гнев и любые другие оттенки плохого настроения. Но иногда эти эмоции могут сигнализировать о более серьёзных проблемах.

По словам Эмануэль, в связи с этим очень важно обращать внимание на данные знаки. Если вы заметили тревожные симптомы или устойчивое поведение, которое не проходит в течении двух недель, это может быть поводом для беспокойства. 

Как быть Леди:  Нейролингвистическое программирование | Контроль Разума | Fandom

Если говорить точнее, Теллоне советует воздержаться от навешивания ярлыков о том, является ли что-либо «типичным» подростковым поведением или сигналом о более серьёзной проблеме. Думая, что нетипичные признаки это лишь проявление подросткового настроения, вы упустите очень важные симптомы, которые ваш ребёнок не проявляет явно, или это может привести к необоснованному выводу, что ничего серьёзного не происходит, а значит, и спрашивать об этом не стоит.

Одним из самых важных шагов, который вы можете предпринять — постоянно поддерживать диалог с вашим ребенком.

«Вы удивитесь, как много людей не разговаривают со своими детьми», — говорит Эмануэль.

Хорошая новость — начать никогда не поздно. Маза отмечает:

«Первые пару раз будут (возможно, будут) странными. Вы можете даже начать так: «Эй, мы как-то не очень много разговариваем и это отчасти моя вина, потому что я не предпринимал попыток. Я хочу спросить тебя, как ты?». Что означает «я забочусь о тебе, и я не знаю, что происходит в твоей жизни. Поделишься со мной?»

По словам Теллоне, подростки также хорошо откликаются на ежедневные ритуалы, даже лучше, чем можно предположить. Так что, если у вас были проблемы во взаимодействии с ребёнком, возможно, надо установить график, чтобы нагнать упущенное. Можно использовать развлечения, такие как совместное поедание пиццы или ночное провождение времени за играми.

Взрослые, внимание! какие подростки в зоне риска?

  • Те, кто находится в депрессии.

  • Кто злоупотребляет алкоголем и наркотиками.

  • Подростки, которые либо сами совершали попытку самоубийства, либо видели, как кто-то из членов семьи покончил с собой.

  • Одаренные ребята слишком болезненно воспринимают видимые неудачи. Часто причина – в завышенных требованиях родителей. Помогите снизить градус ответственности, обнимите и поддержите ребенка словом.

  • Подростки с плохой успеваемостью в школе.

  • Беременные девочки.

  • Жертвы насилия.

«Ребенок не всегда намеревается себя убить. Депрессия или неуспеваемость могут просто сказаться на его эмоциональном состоянии. Пора бить тревогу, когда резкие перепады настроения появляются внезапно и на первый взгляд беспричинно».

Куда обращаться за бесплатной психологической помощью

  1. Служба Экстренной психологической помощи МЧС России. Позвоните  7 (495) 989-50-50 или задайте вопрос на сайте.

  2. Твоя территория. онлайн — бесплатная анонимная помощь для детей, подростков и молодых людей от 11 до 23 лет. Специалисты консультируют ежедневно с 15:00 до 22:00 в чате в режиме онлайн. Можно написать письмо и дождаться ответа.

  3. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Бесплатная анонимная консультация не ограничена по времени. Телефон — 7 (800) 2000-122.

  4. Линия УМК под научной редакцией Ю. С. Шойгу (8-9) — Учебник в печатной и электронной форме, методическое пособие и рабочая программа.

  5. Линия УМК под научной редакцией С. Н. Егорова (5-9) — Учебник в печатной и электронной форме, методическое пособие и рабочая программа.

  6. Цифровой сервис «ПРОвоспитание».

  7. «Родительский университет» «Просвещения» (вебинары, статьи, услуги, полезные интервью).

Обезопасьте ваш дом.

Если вы до сих пор не сделали этого, но обеспокоены психическим здоровьем вашего ребёнка, то сейчас самое время.

Так как лёгкий доступ к смертельно опасным средствам сам по себе является фактором риска, было бы неплохо, если бы дом был всегда безопасным местом, а не только в случае критических ситуаций.

Теллоне рекомендует вообще убрать любое огнестрельное оружие из дома.

«Я слышала слишком много историй от родителей о том, как оружие было надёжно спрятано, но дети все равно его нашли. Дети найдут способ».

То же самое касается любых лекарственных препаратов, которые могут привести к передозировке. Обращайте также внимание на безобидные, на первый взгляд, препараты, которые вы приобретаете, такие как продающиеся без рецепта обезболивающие.

Вы можете знать обо всех опасностях в вашем доме, но потратьте время на то, чтобы подумать об этом и сделать всё возможное, чтобы обезопасить вашего ребёнка.

Свяжитесь с кризисным центром, если это необходимо. Если беспокоитесь, что ваш ребенок рискует нанести себе вред, такие центры, как National Suicide Prevention Lifeline и the Crisis Text Line, предложат совет и помогут разрядить ситуацию.

В России можно позвонить по бесплатному Единому телефону доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 или обратиться за бесплатной консультацией на портале «Я родитель»; более полный список доступных ресурсов указан в конце статьи.

Подражательный

К этому типу относят подростков, склонных к зависимостям. Они остро нуждаются в одобрении, но редко бывают асоциальны, скорее навязчивы. Такие дети пытаются оправдать прогулы, попрошайничество, курение и употребление алкоголя своей повышенной ранимостью. Их не останавливает даже запрет на продажу алкогольной и табачной продукции лицам младше 18 лет.

«Чтобы вывести школьника из деструктивного состояния, важно развивать в нем самостоятельность решений и ответственность. Объясните: навязываться в собеседники не самый удачный способ завести дружеские отношения».

Демонстративный

Манипуляции взрослыми — проверенная схема. Истерические требования превращаются в угрозы: «Если вы не сделаете, как я прошу, то прямо сейчас пойду брошусь с крыши».

Подростки с демонстративным поведением рано начинают употреблять алкоголь, курить. Чаще всего причина аутодеструкции — в стремлении завоевать чье-то внимание.

«Если ребенок пытается манипулировать через крики, слезы и угрозы, проконсультируйтесь со школьным психологом, привлеките к разговору родителей».

Предсмертные записки: последние слова самоубийцы

Предсмертная записка — последний коммуникативный акт человека, решившегося лишить себя жизни. Суицидологи выделяют определённые параметры для анализа предсмертных записок, которые дают возможность понять переживания и эмоциональные состояния самоубийц, а также характерные, повторяющиеся мотивы; в конечном итоге это помогает экспертам превентивной суицидологической службы  действовать эффективнее.

У предсмертных писем в большинстве случаев имеются адресаты. Зачастую это супруг/супруга, дети, мать, другие близкие. Это письма об извинении, пожелании жить дальше счастливо, о любви, изредка это может быть циничное послание:

«Милые мои родители, извещаю вас, что я с белого света уволился, а вы будьте здоровы»
(молодой человек из купеческой семьи,
конец XIX – начало XX века)

В некоторых случаях, когда акт суицида играет роль протеста против устройства общества, адресатом становится массовая аудитория. Например, это записка предпринимателя Ивана Анкушева, перед суицидом совершившего несколько убийств городской правящей элиты Кировска (2009 год):

«Письмо о противостоянии. Я, предприниматель Иван Анкушев, занимаюсь бизнесом и владею четырьмя магазинами. Мне не дают возможности делать то, что я считаю нужным. Надежды на честность арбитражного суда нет. Вы меня уничтожили. Не доживу до сбора грибов. Это моё любимое занятие».

В большинстве записок затрагиваются определённые темы: самой частой является извинение за свой поступок или за всю прожитую жизнь, вторая по упоминаемости — невозможность выносить страдание или боль, далее — любовь, практические инструкции или советы, а также, конечно, обвинения. Часто эти темы комбинируются:

«Прости меня, ведь сегодня я умру. Я просто не могу жить без тебя. А значит, можно и умереть. Может, там будет покой. У меня внутри такое ужасное чувство пустоты, которое просто убивает меня. Нет больше сил его терпеть. Когда ты оставила меня, я умер внутри. Должен сказать, что у меня ничего не осталось, кроме разбитого сердца, и именно это подталкивает меня к такому поступку. Я взываю к Богу, чтобы он помог мне, но Он меня не слышит. Иного выбора у меня не осталось»
(мужчина тридцати одного года,
конец XX века)

Предсмертные послания зачастую переполнены тяжёлыми эмоциями: виной и сожалением, чувством безнадёжности, гневом, стыдом, страхом. В большинстве случаев вина и сожаление преобладают:

«Хана, береги себя и сына и прости меня за твою исковерканную жизнь: прости, моя святая Хана! Если с тобой не ужился, то с кем же в мире могу жить»
(поручик,
конец XIX – начало XX века)

Гораздо реже встречается гнев, причём он более характерен для мужчин, обвиняющих жён в доведении до суицида. Но бывают и женские гневные послания, например, письмо взрослой воспитанницы детского приюта к бывшему учителю (конец XIX – начало XX века):

«Неужели у тебя повернулся язык сказать, что я была женщиной, когда сошлась с тобою. Знай, окаянный, что ребёнок уже шевелится, и, умирая, и я, и он проклинаем тебя. Ты одним словом мог возвратить жизнь и мне, и ему. Ты не захотел. Пускай же все несчастья будут на твоей голове. Терпи во всех делах одни неудачи, будь бродягой, пропойцей, и пусть моё проклятье тяготеет над тобою везде и всюду. Я буду преследовать тебя днём и ночью… Жить мне безумно хочется».

Признаки аутоагрессии

Родным сложно обнаружить признаки саморазрушающего поведения — ребята почти все время проводят вне дома. К тому же подростки обычно скрывают причины повышенной тревожности: им кажется, что взрослые просто лезут с расспросами, посягая на личную свободу.

Как быть Леди:  Процесс слушания и умение слушать - Основы коммуникологии (теория коммуникации)

«Если проблему выявить на ранних стадиях, то она решается довольно легко. В большинстве случаев ее корень — в простом перенапряжении. Когда подросток подавлен, игнорирует приемы пищи или сознательно делает себе больно, нужно обратиться к неврологу. Назначение успокоительных средств должно привести к улучшению».

Расстройство пищевого поведения — еще одна страшная проблема. Подростки с готовностью поддаются образам, которые агрессивно навязываются обществом. Девочки изнуряют себя диетами, «очищают» организм клизмами, мочегонными и слабительными препаратами, чтобы стать похожими на звезд Инстаграма. Итогом может стать анорексия, истощение, нарушение обмена веществ.

Или наоборот, внутренние проблемы ребенок принимается бессознательно заедать, причем калорийной и тяжелой пищей. В результате получает ожирение.

Чтобы почувствовать себя особенными, пережить необычные эмоции, подростки рано начинают половую жизнь, пробуют психоактивные вещества. Одно из проявлений — спор «кто круче». В стремлении доказать себе и товарищам, чего он стоит, мальчик может начать прыгать по крышам, цепляться за вагон отходящего поезда.

«На курсе ОБЖ мы пытаемся донести до ребят, чем грозит намеренное создание опасных ситуаций. Под сильнодействующим препаратом подростку кажется, что он способен на все и абсолютно неуязвим. Но самонадеянность, увы, часто оборачивается трагедией».

Причины самоубийств

  • Конфликты внутри семьи. Педагог не может контролировать чужие отношения, но поведение ребенка расскажет о завышенных требованиях, которые предъявляют взрослые. Можно тактично поговорить с родителями, предложить им разнообразить досуг школьника.

  • Конфликты в школе. Буллинг — на первом месте. Дети не всегда могут договориться, поэтому взрослым важно принимать участие в разрешении острых споров.

  • Несчастная или безответная любовь. Не отмахивайтесь от детских проблем, даже если они кажутся вам наивной ерундой.

  • Материально-бытовые трудности. 

  • Депрессия и психические расстройства возникают во время затяжных ссор между родителями. 

  • Негативное влияние оказывает агрессивная интернет-среда: пропаганда секса, насилия, убийств и суицида.

  • Генетические факторы.

  • Неизлечимые болезни.

Самоутверждающийся

Подросток часто пытается доказать что-то и себе, и другим — особенно если состоит в какой-то группе или хочет привлечь внимание отдельного человека или родственников. Проблема в том, что он не способен просчитать все возможные последствия. Например, ребенок совершает мелкие правонарушения, а потом хвастается в соцсетях, что и где он стащил.

«Перенаправьте внимание ребенка на другие, безопасные варианты самоутверждения: клуб альпинизма, школа каскадеров. Сейчас есть даже секции по паркуру. Там с ребятами занимаются профессионалы, поэтому острые ощущения остаются, а риск сведен к минимуму».

Суицид среди несовершеннолетних – причины и пути преодоления

Профилактика и снижение уровня суицида среди детей является одной из важных задач государственной политики. В 2021 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Национальная стратегия в интересах детей на 2021 — 2021 годы (от 01.06.2021 № 761), в которой отмечено, что развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов — в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Стратегией предусмотрены меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков, которые предусматривают разработку системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка; разработку программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде. Одним из ожидаемых результатов по реализации Стратегии должно стать сокращение числа подростковых суицидов.

Концепцией информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2471-р предусмотрено, что семья, государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи: повышение уровня медиаграмотности детей; формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке; ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей; воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма; усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье; развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей и т.д.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, будьте внимательны к своим детям!

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка (примеры из реальной жизни):  любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная,оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;  несчастная любовь/разрыв отношений с партнером; ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя); травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;  тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание); разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй; неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам поможет нижеприведенная памятка.

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые следует обратить особое внимание

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность в поведении ребенка?

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

  • Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
  • Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
  • Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
Как быть Леди:  Аффилиация и источник финансирования в публикациях — Международная лаборатория стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Если суицид не удалось избежать, но ребенка сумели спасти, то главное укротить свой гнев. Нельзя ругать ребенка, напротив необходимо показать, что ребенок вам очень дорог. После чего проведите с ними беседу для определения настоящей причины. Всегда обращайте внимание на своего ребенка и проводите профилактику детского суицида. Именно равнодушие родителей приводит к таким последствиям.

В помощь родителям:

1) Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008.

2) Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. / Ирина Млодик.(Родительская библиотека). — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.

3) Как любить ребёнка / Януш Корчак. Издательство «Книга», 1980.

4) Воспитание без стресса / Марвин Маршалл. Издательство «Эксмо». 2021.

5) Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В., –М.: МГППУ, 2021 – 67 с.

Детям и подросткам:

6) Что такое чувства? / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2021.

Смысл жизни / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2021.

7) Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей / Ирина

Млодик. Издательство «Феникс», 2021.

8) Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков / Вроно Е.М. Академический проект, 2001 г.

Квалифицированная помощь специалистов:

Всероссийский Детский телефон доверия

(бесплатно, круглосуточно): 8-800-2000-122

Телефон доверия кризисной психологической службы: (3452) 50-66-43

Правовой отдел УМВД России по Тюменской области

Эмоционально-психологические изменения

  • Скучающий вид, грусть, уныние, раздражительность.

  • Безразличие или, наоборот, враждебность по отношению к окружающим.

  • Постоянный страх, тревога, ощущение беспомощности, отчаяния.

  • Сны с сюжетами катастроф или аварий, внутреннее ожидание беды.

  • Потеря интереса к привычным видам деятельности.
    Прогулы, снижение успеваемости, частые исчезновения из дома без объяснения причин.

  • Изменения внешнего вида и поведения

  • Неопрятный внешний вид, немигающий взгляд в пустоту.

  • Тихая и монотонная, замедленная или ускоренная речь. В ответ на вопросы — молчание или «да/нет/не знаю».
    Ворчливость, нытье.

  • Ребенок словно к чему-то готовится: тщательно убирается в комнате, сортирует фотографии, раздает свои вещи. Это особенно опасно, если он не склонен к такому поведению.

  • Потеря аппетита или переедание.

  • Хулиганство в школе и за ее пределами. Участие в драках, беспорядках с привлечением правоохранительных органов.

  • Пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам.

  • Изменения оценки действительности и собственной жизни. Когда подросток с пессимизмом вспоминает прошлые события, думает только о неприятностях и не видит для себя в будущем никакой перспективы.

  • Рассуждения о том, что жизнь не имеет смысла, намеки о намерении покончить с собой.

  • В соцсетях ребенок ищет группы, посвященные самоубийствам, контактирует с деструктивными сектами.

«Если вы заметили хотя бы один тревожный признак, попытайтесь поговорить с ребенком. Спросите, чем вы можете помочь. Поделитесь опасениями с родителями, вместе проконсультируйтесь со школьным психологом — специалист подскажет, какая методика будет эффективной. Беседуйте с детьми о безопасном общении в интернете».

И наконец, вот список некоторых ресурсов, которыми можете воспользоваться вы и ваш ребёнок.

Хорошо бы предоставить вашему ребёнку ресурсы, которые могут помочь, особенно если вы беспокоитесь, что он не скажет вам, когда ему понадобится помощь. Но не бойтесь также пользоваться ресурсами самостоятельно. Даже если душевные переживания испытывает только ваш ребёнок, важно также следить и за своим психическим здоровьем — как ради себя самого, так и для того, чтобы вы могли эффективно поддержать вашего ребенка.

Русскоязычные ресурсы и службы, которые могут пригодиться родителям и детям в кризисной ситуации:

— 8-800-2000-122 — Всероссийский номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей. Действует круглосуточно. Если помощь нужна срочно, обязательно позвоните по этому номеру.

Сюда можно обратиться с любыми проблемами, в том числе поговорить о суицидальных мыслях или тревоге за близких в этой связи. Звонок анонимный и бесплатный с любого телефона. На сайте проекта Childhelpline можно найти разные тематические материалы и ссылки.

— «Твоя территория.онлайн» — благотворительный проект, созданный для подростков, где есть бесплатный анонимный чат с психологом. Специалисты «Твоей территории» оказывают помощь с 2021 года и опираются на модель шведской организации BRIS («Права детей в обществе»). Работает с 15:00 до 22:00 по московскому времени.

— 8-800-333-44-34— круглосуточный кризисный телефон психологической помощи населению (телефон доверия). Звонки бесплатны по всей России.

— Проект «Я родитель», созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Здесь можно получить онлайн-консультации по вопросам воспитания и сложных ситуаций в отношениях с детьми.

— 8-800-555-73-74 — горячая линия российской ЛГБТ-сети, где можно получить экстренную консультацию по юридическим и психологическим вопросам (сложности в личных отношениях, принятие своей гомо/бисексуальности, трансгендерности; камин-аут в семье, сложные отношения с родителями и т.д.).

— Общероссийский сайт «Помощь рядом» предназначен для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Основная цель – помочь несовершеннолетним в сложных вопросах, с которыми они могут столкнуться в своей жизни, путем предоставления безопасной информации и бесплатной психологической онлайн-помощи. Работает с 11:00 до 23:00 (Московское время).

— Психологическая помощь МЧС. Телефон горячей линии Центра экстренной психологической помощи МЧС России 8 (495) 989-50-50. Обратиться в центр может любой русскоговорящий человек, город и страна неважны. Также на портале можно получить бесплатную психологическую онлайн-консультацию по волнующему вас вопросу.

— 8 (495) 624-60-01 — детский телефон доверия МГППУ, который создан для оказания психологической поддержки и помощи детям, их родителям и близким. Бесплатно для жителей Москвы. Анонимно, круглосуточно.

— Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ, где можно найти материалы для самопомощи или воспользоваться бесплатной психологической консультацией, которую проводят студенты магистерской программы «Системная семейная психотерапия».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий