Определение самопожертвования: что под этим понимают, объяснение, чем опасно — Сайт о психологии

Определение самопожертвования: что под этим понимают, объяснение, чем опасно - Сайт о психологии Женщине

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

Но считать основой самопожертвования бескорыстие неверно. Итак, принесение себя в жертву – это:

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому.

Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;исполнение собственных внутренних желаний. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину.

Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Что означает слово самопожертвование

Согласно словарным толкованиям, самопожертвование – это личностное пожертвование, человек жертвует собой, своими личностными интересами ради единственной цели, ради благополучия других, отречение от самого себя ради чего-то или кого-то.

Что есть самопожертвование осознанное

Приведем пример из истории, известный многим очень хорошо.

Как самопожертвование портит отношения

Вы просили мужа купить молока, а он забыл. Вашу пару пригласили на ужин его друзья, которые вам не нравятся. Вечером после работы вы оба устали, но кто-то должен укладывать ребенка спать. Конфликты желаний неизбежны, но не всегда понятно, как на них реагировать.

Первый вариант — сфокусироваться на собственных желаниях и пожаловаться на отсутствие молока, отказаться от ужина и уговорить мужа уложить ребенка. Второй вариант — подавить свои желания и поставить на первое место потребности партнера: не ругаться из-за молока, согласиться на ужин и дать мужу отдохнуть, пока вы читаете сказки на ночь.

Однако подавлять эмоции и желания опасно. К такому выводу пришла группа психологов из Университета Торонто Миссисауга под руководством Эмили Импетт. В 2021 году они провели эксперимент: партнеры, которые подавляли свои потребности, демонстрировали снижение эмоционального благополучия и удовлетворенности от отношений. Более того — чаще думали, что нужно расстаться с партнером.

Если вы отодвигаете свои потребности на второй план ради партнера, ему это не приносит пользы — он чувствует ваши истинные эмоции, даже если вы пытаетесь их скрыть.

Все эти мелкие жертвы и подавленные эмоции накапливаются.

И чем больше люди жертвуют интересами ради партнера, тем глубже они погружаются в депрессию — это доказало исследование группы психологов из Денверского университета под руководством Сары Уиттон.

Но порой жертвы необходимы, чтобы сохранить семью и отношения. Кто-то же должен укладывать ребенка. Как идти на уступки без риска впасть в депрессию, выяснили ученые из Католического университета Фужэнь в Тайване.

Они опросили 141 супружескую пару и убедились, что частые жертвы ставят под угрозу личное и социальное благополучие: партнеры, которые часто подавляли свои желания, были менее удовлетворены браком и чаще страдали депрессией, чем люди, которые реже шли на уступки.

Вы не станете ссориться из-за молока, если уверены, что муж не специально проигнорировал вашу просьбу и на самом деле заботится о вас

Однако, наблюдая за парами в течение некоторого времени, ученые заметили закономерность. Подавление желаний приводило к депрессии и снижению удовлетворенности от брака только в тех парах, в которых партнеры не поддерживали друг друга.

Если кто-то из супругов оказывал второй половине социальную поддержку, отказ от собственных желаний не влиял на удовлетворенность отношениями и не вызывал подавленность год спустя. Под социальной поддержкой ученые понимают следующие действия: слушать партнера и поддерживать его, понимать его мысли и чувства, проявлять заботу о нем.

Когда вы отказываетесь от своих желаний, вы теряете личные ресурсы. Поэтому жертвование своими интересами — стресс. Поддержка партнера помогает преодолеть чувство уязвимости, связанное с принесенной жертвой.

Более того, если партнер поддерживает, понимает и заботится о вас, это меняет саму природу жертвы. Вряд ли вы станете ссориться из-за молока, если уверены, что муж не специально проигнорировал вашу просьбу и на самом деле заботится о вас. В таком случае придержать жалобы или взять на себя обязанности по укладыванию ребенка — не жертва, а подарок заботливому партнеру.

Если вы сомневаетесь, что делать: ссориться ли из-за молока, соглашаться ли на ужин, укладывать ли ребенка — задайте себе вопрос: вы чувствуете, что партнер любит и поддерживает вас? Если вы не ощущаете его поддержки, нет смысла сдерживать недовольство. Оно будет накапливаться, и впоследствии это пагубно скажется на отношениях и вашем эмоциональном состоянии.

Если вы чувствуете любовь и заботу партнера, ваша жертва будет больше похожа на проявление доброты. Со временем это повысит вашу удовлетворенность отношениями и побудит партнера ответить вам тем же.

Отказ от себя или путь к себе?

Французский философ Рене Декарт обозначил самопожертвование как оценку себестоимости личности: «Не быть полезным никому — значит ничего не стоить».

Человек как отдельная личность и как понятие массовости, если говорить обо всей нашей цивилизации, — это явление временно присутствующее, суетное.

Польза, приносимая конкретным элементом этого пазла, ничтожна, но, являясь единицей целого, она складывается во благо.

А есть ли благо от самопожертвования ради других для самого дарителя? В идеале жертва, приносимая человеком, должна доставлять ему искреннюю радость, ибо она преподносится в добровольном порядке и словно отождествляет дарителя с существом высшего порядка, во скорби утешающего. Однако насколько это так, можно судить по внутренней мотивации, которая присутствует даже в отрицании таковой.

Примеры самопожертвования

Пожертвовать своей жизнью ради другого человека – это самый смелый поступков жизни каждого человека. Это достойно всеобщего уважения и памяти. Приведем пример героических поступков современности.

Проблема самопожертвования

Принято думать, что готовность к самопожертвованию в качестве фундамента под собой имеет любовь. Считается, что глубокое чувство двигает индивидов на подвиги: одним хочется посвятить себя своей половине безвозмездно, другие мечтают отдаться безраздельно любимой профессии. Однако психологи убеждены, что эта теория миф.

Проблема самопожертвования заключена в непривлекательности причин, спровоцировавших ее. Самопожертвование в жизни чаще порождают два чувства: неуверенность (сомнения) и страх.

Сомнения ведут человека к утрате внутреннего ощущения собственной силы и уверенности.

Такие люди полагают, что их сама по себе персона ничего собой не представляет, что они не способны на поступки, вызывающие уважение, вследствие этого начинают существовать проблемами и достижениями других субъектов.

Также, они убеждены в своей неудачливости, поэтому думают, что не стоят даже общественного снисхождения. Итогом подобных внутренних размышлений становится самопожертвование ради людей.

Посредством жертвования собой такие индивиды стремятся получить расположение близких либо достичь общественного признания. Поэтому зачастую смысл самопожертвования заключается не в искреннем стремлении пренебречь собственными интересами, а в обычном манипулировании другими ради достижения намеченных целей.

Страх как ведущий мотив к самопожертвованию часто возникает вследствие боязни одиночества, потери любимого человека. Таких людей на жертвование собой толкает отнюдь не героизм, а обычный эгоизм.

При этом индивиды, склонные к самопожертвованию, не осознают, что с каждым разом привычка жертвовать собой ради другого затягивает их все глубже и может привести к необратимым трагичным последствиям.

Примеров этому в реальной жизни существует множество:

  • взрослые дети, вырвавшиеся из-под удушающей опеки матерей, просто забывают о своей родительнице и могут месяцами с ней не общаться;
  • жены, отказавшиеся от самореализации и превратившиеся во всклокоченную домохозяйку ради заботы о семье и благоверном, либо остаются брошенными супругами, либо до конца дней терпят мужнины измены и неуважение собственных чад;
  • мужчины, положившие себя на алтарь государственной работы, коротают свою старость в доме престарелых или влачат жалкое существование на нищенскую пенсию.

Как часто от этих категорий людей можно услышать слезы и стенания.

Они жалуются, что ради любимого, детей, государства, они пожертвовали собой, молодостью, карьерой, семьей (у каждого крайне выраженного альтруиста жертва индивидуальна), а в благодарность их бросили на произвол судьбы.

На самом деле, людей, склонных жертвовать собой, никто не просил о такой жертве. Все их поведение было продиктовано исключительно собственным выбором.

Именно в отсутствии благодарности со стороны родни и заключается основополагающая проблема самопожертвования. Аргументы, слышимые от близкого окружения, неоспоримы и однообразны, часто умещаются в одном вопросе: «Кто об этом тебя просил?».

Так, например, женщины часто обвиняют детей, что из-за них лишены возможности устроить собственную личную жизнь.

При этом они не осознают, что просто перекладывают на маленькие детские плечики ответственность за собственные промахи, которые они с изрядной частотой совершали во взаимодействии с сынами Адама.

Поэтому, большинство склонно считать самопожертвование в жизни проявлением эгоизма. Поскольку индивид делает лишь то, что ему хочется или в чем он нуждается, совершенно не задумываясь о том, есть ли потребность у близких в таких действиях.

Однако было бы неправильным утверждать, что слово эгоизм и самопожертвование синонимы.

Как быть Леди:  Профайлинг: как выстроить общение, зная характер собеседника

Скорее эгоизм является обратной стороной самопожертвования в некоторых случаях, поскольку известно множество ситуаций, когда один субъект жертвует бескорыстно собственным здоровьем или жизнью ради спасения другого, например, при пожаре.

Такое искреннее самопожертвование может быть осознанным (во время войны подвиги солдат) и неосознанным (спасения при экстремальных обстоятельствах).

Другими словами, осознанный подвиг самопожертвования заключается в понимании индивидом собственной жертвы, ее смысла, цены и конечной цели. Так, например, солдат, накрывая собой вражеский дот, понимает, что это его последние секунды жизни, что его действия спасут товарищей от гибели. Именно такое самопожертвование называется героическим.

Кроме того, нередко самопожертвование может выступать в качестве базового инстинкта, например, мать спасает свое дитя.

В общем понимании, скорее самоотречение и самопожертвование синонимы, нежели эгоизм. Хотя большинство лингвистов уверено, что слово самопожертвование аналогов по значению в русском языке не имеет.

Считается, что источником описываемого понятия является самоотречение.

Самопожертвование обнаруживается в самоотречении, упрочивается в нем и обретает готовность к устойчивому обновлению абсолютной отдачи.

Сегодня в себе угрозу таит проблема самопожертвования, выраженная в терроризме. Личностными стимулами террористов-смертников является их восприятие самопожертвования. Они считают, что жертвуют собственной жизнью во имя религии.

Самопожертвование не так опасно, когда наблюдается в пределах одной семьи или отдельного коллектива, поскольку его разрушительное воздействие не так глобально.

Когда же оно затрагивает интересы государства или большой социальной группы, то последствия будут довольно плачевные. Часто фундаментом суицидального терроризма становится проблема самопожертвования.

Аргументы его основаны на любви к родине, на религиозном «экстазе».

Самопожертвование

Самопожертвование – это пренебрежение индивида персональными интересами с целью сохранения благополучия другого. Проще говоря, это стремление отказаться от удовлетворения личных целей, удовольствий, нередко даже жизни для защиты выгод и интересов других индивидов.

Самопожертвование считается крайней формой альтруизма. В современном скоростном жизненном ритме, во вселенной, где властвуют технологии и всепоглощающее тяготение к личной наживе, где зашкаливает уровень стресса, где нравственность отошла уже даже не на второй, а на третий план, описываемое явление встречается все реже. Самопожертвование ради людей является человеческим инстинктом защиты семьи, потомства.

Самопожертвование бессознательное

Самопожертвование бессознательное подразумевает незрелые мотивы, в которых человек себе отчета не дает.

Сюда можно отнести проявленный героизм нашего соотечественника, майора Сергея Солнечникова, накрывшего своим телом боевую гранату РГД-5, неудачно брошенную солдатом на учении.

Разорвавшаяся граната могла унести жизни нескольких призывников, если бы не реакция майора, сработавшая на его высочайший профессионализм и исключительные человеческие качества.

Выжить Сергей Солнечников просто не мог, и возможно, в последние мгновения жизни он осознавал это, но и поступить иначе ему не позволила его совесть.

Самопожертвование и самореализация

Другой философ, американец Эрик Хоффер, заметил вскользь, что пожертвовать собой гораздо проще, чем самореализоваться. И правда, оба слова означают вещи, противоположные в принципе (развитие себя и отказ от себя – что может быть непохожее?), но разве не ведут они к одному итогу?

Поясним: саморазвитие как личностный рост подразумевает приложение определенных усилий путем отрыва от привычной зоны комфорта. Самопожертвование – это, как мы знаем, отстранение собственных целей и потребностей ради чьих-то целей и потребностей.

В результате сознание удовлетворено чувством собственной значимости (не все ли равно, как она достигнута?), а при этом все, что нам понадобилось, — это приглушить зов индивидуальности и временно поменять местами приоритеты.

Впрочем, удовольствие от осознания собственного жертвенного героизма, говорят, такое, что некоторые люди без особых колебаний кладут на этот алтарь остаток дней своих.

Самопожертвование осознанное и бессознательное

Самые яркие примеры самопожертвования можно наблюдать в явлениях эпохи становления христианства, хотя и на просторах нашей великой Родины было немало образцов истинного альтруизма, обозначающего, как известно, крайнюю степень подвижничества. Заметьте, сколько синонимов самопожертвования начинается с упора на добровольное движение души: самоотречение, самоотверженность, самозабвение, самозаклание…

Другое дело, что, анализируя данный вопрос, важно изначально понимать, что самопожертвование — это на самом деле очень редко одно из перечисленных «само-». Если это все-таки так, то речь идет о неосознанном механизме, заложенном где-то на генном уровне и включающемся в моменты необходимости принести жертву ради блага и только ради него.

Другой механизм, имеющий больше винтиков, так как он не слеп и не глух, – это самопожертвование осознанное, замотивированное. Цель, несомненно, при этом высока и благородна, но человек точно отдает себе отчет, почему он поступает именно так или иначе.

Что ж, будем рассуждать далее.

Самопожертвование ради других

Существует такое понятие как приоритетный инстинкт. Он способен управлять человеком в определенной ситуации. Но не всегда при одних и тех же обстоятельствах человек поступает одинаково.

Самопожертвование, как во имя любви, так и ради других чувств, людей относится к человеческому инстинкту защиты рода, потомства, группы людей, семьи, родины (последнее приобретается вследствие воспитания).

Можно сказать, что эгоизм и самопожертвование являются противоположными значениями.

Ведь случается и такое, когда в сложной ситуации, когда один человек смог бы пожертвовать своей жизнью ради спасения кого-то, другой, в свою очередь, занялся бы спасением собственной души.

В подобной ситуации инстинкт самопожертвования сменяется, замещается или иным словом выдавливается инстинктом самосохранения.

Самопожертвование может быть как неосознанным (к примеру, спасения человека при экстремальных обстоятельствах), так и осознанным (солдат на войне).

Самопожертвование ради любви

Об этом прекрасном и высоком чувстве, которое соединяет две противоположности: мужчину и женщину, сочинено множество романов, сложено стихов, написано картин.

Принято считать, что истинная любовь – это умение жертвовать собой, пренебрегать собственными интересами, это самоотдача, готовность одного партнера совершить возможное и невозможное во благо другого партнера.

Наверное, такое понимание любви берет свои истоки из русских литературных произведений.

Любовь и самопожертвование в произведениях часто описываются как единое целое. Множество авторов описывало любовь, основанную именно на жертвовании собой.

Ярким примером такого чувства является роман между Маргаритой и Мастером в бессмертном творении Булгакова. Маргарита ради спасения любимого, преодолевая страх, беря верх над обстоятельствами, совершает подвиг.

Именно силой своей любви героиня спасла Мастера.

Самопожертвование во имя любви – миф или реальность? Действительно люди готовы ради любимого пожертвовать своими интересами, предпочтениями, друзьями, хобби? Чем объяснить проявление самопожертвования во имя любви? Что важнее: здоровый эгоизм или самопожертвование в любовных отношениях?

Многие скажут, что на эгоизме отношения долго не протянут. Для длительной и счастливой семейной связи важно умение жертвовать собой. Это утверждение могло бы быть верным, когда бы такое самопожертвование являлось бескорыстным. К сожалению, в любовных отношениях очень редко можно встретить искреннюю самоотверженность и самоотречение.

Каждый партнер, жертвуя чем-то во имя любимого, ожидает взамен либо подобной жертвы, либо бескрайней благодарности. Если в отношениях в основном жертвует один партнер, то его самопожертвование скорее будет являться проявлением зависимости от любимого, что зачастую приводит к плачевным результатам.

Что такое здоровый эгоизм? Это любовь индивида к собственной персоне. «Адекватные» эгоисты ставят собственные интересы превыше всего, но также наделяют этим правом других. Психологи утверждают, что если индивид собственную личность со всеми ее недостатками и позитивными качествами не любит, то он не сможет по-настоящему полюбить другого.

К сожалению, большинство убеждено, что любовь является вытеснением собственного эгоизма в сторону другого. Если добавить к этому смысл слова эгоизм, то получается, что любовь – это когда привлекательность «Я» партнера становится выше собственной, то есть собственные интересы замещаются предпочтениями другого. Именно на этом базируется их взаимное чувство.

Внутренний мир одного партнера заполняется внутренним миром любимого. Таким образом, выстраиваются не здоровые отношения, основанные на взаимном уважении, а зависимая связь, в которой обязательно один будет более зависимым от другого. То есть один будет жертвовать своими интересами, а другой принимать за должное.

Часто такие отношения распадаются, принося множество обид и душевную боль индивиду, склонному жертвовать собой.

Конечно, в любви нужно научиться уступать. Любовь без компромиссов тоже долго не протянет, но умение вовремя промолчать и находить компромиссные решения не имеет ничего общего с самопожертвованием.

Поэтому смысл самопожертвования во имя любви не существует. Где есть место жертвованию собой, там нет места для любви. Настоящая любовь не нуждается в подтверждении посредством пренебрежения собственной личностью и интересами.

Самопожертвование. зачем мы жертвуем собой ради других?

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Связанные понятия (продолжение)

Антипа́тия

(греч. αντιπάθεια, от αντι — «против», и πάθος — «страсть») — чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и обусловливается подсознательным решением, но она может возникать и полностью сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов…

Судьба

́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум, доля; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойр (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта); слово, часто встречающееся в биографических текстах.

Пародийная религиозность

(англ. parody religion) или ложная религиозность (англ. mock religion) — система убеждений, которая бросает вызов духовным убеждениям других людей, часто используя юмор, сатиру, и/или бурлеск. Часто для достижения определённой цели создаётся пародийная религия, связанная с другой системой верований, которая может пародировать сразу несколько религий, сект, гуру, культов, и/или новых религиозных движений, но в то же время может быть пародией какой-то конкретной религии, или…

Как быть Леди:  Как противостоять психологическому давлению. 5 правил для защиты от психологического давления
Нравственность

— моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины, тем, что изучается этикой. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле…

Оправдание добра

. Нравственная философия — философско-этическое произведение Владимира Сергеевича Соловьёва (1853 — 1900), написанное им в 1897 году. «Оправдание добра» должно было, по замыслу автора, стать первой частью «положительной» философии «всеединства», представляя собой этическую её ступень. Соловьёв планировал написать ещё две части — гносеологичесекую, о теоретическом познании, и эстетическую, о художественном творчестве, однако успел завершить лишь первую часть этой системы, начать вторую…

‘Индивидуа́льность

‘ (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования…

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека.

Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности.

В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Упоминания в литературе (продолжение)

Ценностная ориентация личности – базисная устойчивая направленность «Я» на те или иные явления как высшую ценность. Согласно Э. Шпрангеру, ценность имеет три значения. Во-первых, – это, ценностная сущность, то есть: «… качественно определенный род ценностей, такой как экономическая ценность вообще, религиозная ценность вообще» [217, с. 243]. Во-вторых, – это, ценностный предмет: «… осуществление ценности на некотором реальном предмете» [там же, с. 243]. В-третьих, – это: «… осуществление ценности на реальном психологическом субъекте как ценностное переживание или акт оценки» [там же, с. 243]. Субъективная ценность является результатом оценки «Я» объекта как позитивного или негативного. Высшая позитивная ценность то, что оценивается наиболее высоко, предпочитается максимально и к чему стремится «Я», а высшая негативная ценность, то, что оценивается крайне низко, максимально отвергается и избегается «Я». О ценностной ориентации можно судить прямо по идеалам человека, и косвенно, по тому, как он представляет добродетели и пороки, иерархию душевных качеств и человеческое развитие, его конечный высший уровень. Для бестиального типа свойственна устойчивая направленность на инстинкты жизни и смерти как высшую ценность; религиозного – на веру в сверхъестественный мир как высшую ценность; рационального – на разум как высшую ценность. Христианин, как правило, высшим уровнем человеческой психики и добродетели считает веру в Бога, буддист – просветление сознания, рационалист – вербально-логическое мышление, звероподобная личность – способность и склонность следовать инстинктам жизни и смерти. Христианин подражает Христу, как образцу служения Богу,

самопожертвования

и любви к другим людям; рационалист – Сократу и Галилею, которые с помощью разума не только познали истину, но и преодолели страх смерти; бестиальная личность – военным героям и знаменитым завоевателям Аттиле и Ганнибалу и знаменитым покорителям женщин Дон Жуану и Казанове.

Следующая интерпретация понятия «мораль» была дана представителями эволюционной этики. Смысл морали, по их мнению, заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений. Так, П. А. Кропоткин рассматривал принцип общительности (или «закон взаимопомощи» в животном мире) как исходное начало появления таких моральных норм, как чувство долга, сострадание, уважение к соплеменнику и даже

самопожертвование

.

Конечно, попытка сравнения аффектов по поводу жертвы, свойственных архаике и современности, несколько рискованна, так как предполагает экспликацию социальных эмоций на основе анализа практик. В любом случае, тело жертвоприношения – не факт, а акт культуры, пропущенный через огромное количество фильтров и оформленный различными системами кодов. Прежде всего, симптомом сильного смещения акцентов, безусловно, является то, что свойственная архаике добровольность жертвы и оказываемый ей в связи с этим почет совершенно не укладываются в современную (пост)гуманистическую логику. В некоторых архаических культурах жертва буквально возвышается до статуса правителя со всеми вытекающими отсюда ритуальными почестями для самой жертвы и/или для ее семьи. Такого рода добровольное согласие, безусловно, имеет иную природу, нежели более привычное героическое

самопожертвование

во имя идеи или спасения жизни людей.

Такой, новый субъект ждал и получал от своих лидеров совершенно иные значения реальности. Типаж этих людей – закоренелые идеалисты, люди, жаждущие верить в лучший мир и способности духа изменить повседневную унылую и безнадежную действительность. Для них характерна жажда качественно иной жизни – яркой, вечного становления, всегда новой и интересной в противовес «текучке» повседневности. Для этого типажа характерна высокая деятельностная активность,

самопожертвование

, энтузиазм, фанатизм – особенно для харизматиков-идеалистов (Иисус Христос, апостолы), буквально заряжавших своей пассионарной энергией свой «электорат». И впоследствии этот типаж сообществ и соответствующих ему авторов (маргиналы, гонимые, страдальцы) предельных легитимаций их картин мира неоднократно воспроизводится в истории в виде многообразнейших сект и идеологических сообществ. Это – такой же инвариант человеческого развития, как и другие социально-исторические субъекты (этносы, конфессии, культурные общности).

Новая книга «ТРАКТАТ О ЛЮБВИ. Духовные таинства» современного русского мыслителя Виктора Николаевича Тростникова видится весьма ценной тем, что в очень современной манере рассказывает о соотношениях телесного и духовного понимания любви. Можно сказать, здесь представлена квинтэссенция дискурса о любви, продолжающегося на всём протяжении христианской эпохи. Раньше, в трактовке Платона, любовь приобретала две основные сущности – «страсть» и «

самопожертвование

» (бескорыстное «агапэ»), обе они имели источником эстетическое чувство. Но, размышляя в контексте христианской этической культуры, важно подчеркнуть, что в своей земной человеческой любви личность по сути остаётся всё-таки равнозначной себе или группе людей, пусть даже в благости. А на дорогах к высшему пониманию любви личность способна приблизиться к познанию Бога. Погружение в воду, как некий пересмотр мира вещного и переход в новое состояние, а именно – крещение, – тоже находит своё место в этой концепции. Хорошо, что в книге Тростникова непростые размышления совсем не страдают сухой богословской «научностью» и не грешат ханжеством в отношении к плотской любви.

К аналогичным взглядам и позициям приходит в ходе своих размышлений и научной деятельности Мухаммед Абдо. Если у аль-Афгани реформаторский рационализм с его критической направленностью был наиболее широким проявлением самокритики, то у Мухаммеда Абдо он проявился более глубоко. Взгляды аль-Афгани в этой области дошли до своего логического конца, но не на пути непосредственной политики, а в сфере просветительского реформирования. Позиции Абдо отличаются более приглушенным критицизмом; точнее говоря, он не поднимал проблем, занимавших аль-Афгани. Мы не найдем у него тем восточного и мусульманского менталитета, национально-патриотической проблематики, вопросов силы и политики, трусости и порока, готовности к

самопожертвованию

и действию. Вместо этого он выделяет тематику разума и рационального подхода, ислама и науки, образования и просвещения, правовой реформы, возрождения культурного наследия. В этих темах находит отражение специфика самокритичного подхода у Абдо. Например, она проявилась в его ответах на публикации журнала «Аль-Джамиат», где ислам подвергался критике в сопоставлении с христианством. Впоследствии эти ответы вошли в знаменитую книгу Абдо «Ислам и христианство: между наукой и цивилизацией».

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в зрелом возрасте. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как быть Леди:  Женщины-Близнецы: совместимость с другими знаками и поиск идеального партнера

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой является страх и неверие в собственные силы. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их.

Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия.

А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия.

Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной.

Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем опасно самопожертвованиеодин одна | один одна

Что приходит на ум при слове «самопожертвование»? Несомненно, что-то очень высокое: самоотречение ради высоких идеалов, жертвование своими интересами и принципами ради чего-то или кого-то гораздо более ценного, чем эти самые интересы и принципы… Тогда почему Лев Толстой, тонкий знаток человеческих душ, однажды обронил фразу: «Самая обидная форма эгоизма — это самопожертвование». При чем здесь эгоизм? На самом деле Толстой знал, о чем говорил.

Нашему славянскому менталитету самопожертвование свойственно, мы изначально не индивидуалисты.

Кроме того, в нас поощряют желание принести себя в жертву чему-то – Родине, семье, общему Делу (только с большой буквы, и никак иначе…).

Что ж, кто знает, где мы были бы сейчас, если бы, скажем, в годы войны никто не собирался жертвовать собой. Но иногда самопожертвование становится стилем жизни и приобретает самые странные формы.

Почему-то пожертвовать собой ради любимого человека – это чуть ли не признак хорошего тона. В пример нам ставят жен декабристов, а уж для родителей выбора вообще не остается – они должны жить только ради своих детей, каждый вздох и шаг подчиняя их интересам. Да, любовь не должна быть эгоистичной, но почему кто-то должен страдать, и так ли уж необходимы какие-то жертвы?

И вот ведь еще что плохо: чем дальше человек заходит в своем самопожертвовании, тем хуже оканчивается эта история. Вокруг множество примеров того, что выросшие дети самых заботливых и преданных родителей могут месяцами не звонить им. Женщины уходят от мужчин, ради них оставивших семью.

Мужчины не ценят жен, отказавшихся ради них от карьеры и общения с друзьями… Почему так происходит? Не спешите клеймить «предателей». Ведь выбор все равно остается за вами – жертвовать чем-то или нет.

Если вы добровольно отказываетесь от чего-то (и чем дороже это для вас было, тем больше собой гордитесь) ради другого человека, рано или поздно рискуете услышать: «А кто тебя просил?» Постарайтесь справиться с волной обиды и негодования и подумайте: а действительно, кто?

Вот почему самопожертвование можно считать проявлением эгоизма: человек поступает так, как считает правильным, не считаясь с тем, насколько это нужно их близким, да еще и требует признания своих благодеяний. Не получая признания и благодарности, он испытывает разочарование и досаду, его гложет обида: как же так? Вспомним Б.

Шоу: «Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву». Да-да, именно так – ненавистью за то, что ваша жертва оказалась не нужна, ваш дар отвергли.

Но давайте остановимся на минуточку: вы ведь любите этого человека, значит, готовы дать ему право выбора, не так ли? Право выбирать, что ему нужно, а что нет. Принять вашу жертву или отказаться от нее.

Чистый разум

У многих людей наблюдается такая черта, как самопожертвование. В советские годы эту черту взращивали особенно рьяно. Каждый советский человек должен был, просто обязан был быть готов пожертвовать собой ради остальных, ради блага страны, Родины, близких, друзей и т.д. Тогда он становился героем.

Однако, сейчас наступило время совсем другое, время махрового эгоизма и самопожертвование нынче не в моде.

Самопожертвование заложено как механизм на генном уровне человека коллективным сознанием. Особенно ярко эта черта проявляется в христианстве. Но важно знать, что есть самопожертвование осознанное и неосознанное.

Осознанное — это когда человек понимает и цену своей жертвы и ее смысл. И осознает ее необходимость ради какой-то высокой цели. И действует сознательно.

Другое дело, когда речь идет о самопожертвовании неосознанном, это настоящее оружие манипуляции. Часто такие самопожертвования бывают совершенно неоправданными. И  это ловушка, куда нас заманивают те, кто не хочет нашего развития.

Как-то я читала про случай, когда один спасатель в горах, кажется на Эвересте, помогал спасать каких-то попавших под обвал, путешественников.

Он был в команде спасателей и для спасения людей, оказавшихся под горой снега, важна была каждая минута. Естественно, спасатели работали в полную силу.

Но он был единственный среди всех, который периодически ходил в палатку, пил чай и минут пять отдыхал, потом, восстановив немного свои силы, брался за работу снова.

Товарищей это сильно возмутило, они начали на него кричать, но он был невозмутим и даже не спорил с ними, берегя свои силы. Через какое-то время все его товарищи уже не могли двигаться, лежали обессиленные и работники из них были никакие, а он один упрямо продолжал разгребать завал в том же темпе, как и до этого — упрямо и спокойно. В итоге, ему удалось спасти людей.

Когда потом страсти успокоились, он объяснил: что он точно знал, на сколько ему хватает сил и как только чувствовал, что начинает уставать, он шел, отдыхал, восстанавливал силы и действовал дальше, поэтому он смог, экономя силы, дойти до конца. А его товарищи, так рьяно начавшие в начале пути, не рассчитали свои силы и, движимые ложным благородством, просто обессилели, не дойдя до конца.

Сначала, когда я читала тот момент, где товарищи накинулись на спасателя, обвиняя ее в бессердечности, я была на их стороне, но когда дочитала до конца, поняла всю разумность и правильность действий второго спасателя. Объясню, что такое самопожертвование: это когда ты отдаешь безвозмездно другому человеку то, что важно для тебя самого — свою энергию, свои силы, свою еду — что угодно.

Самопожертвование любит красивые обертки и часто рядится в благородные одежки, окружающие воспевают ее, как геройство и это тешит самолюбие.

А на самом деле им просто удобно пользоваться тем, кто вот так, бесплатно и безвозмездно предоставляет себя в жертву других.

Ладно, если бы человек это делал осознанно и понимал бы, за что платит такую цену, а то ведь по большей части это происходит совершенно бессознательно.

На самом деле самопожертвование — это не всегда хорошая вещь. Более того, это очень вредная вещь. И объясню почему: когда человек чем-то важным жертвует для другого, он знает этому цену, а получатель жертвы нет.

Для получателя такая жертва становится как нечто само собой разумеющееся, он им пользуется, нимало не заботясь о заплаченной цене. Это входит в привычку.

В какой-то момент жертвователь начинает испытывать дискомфорт — он отдает энергию, а взамен — что? А ничего! И тут обнаруживается, что тот, второй, он-то никак не собирается ничем жертвовать ради первого. А зачем? Ну ему же не хочется этого, он уже привык получать, не давая взамен ничего.

Поэтому очень важно заменить самопожертвование на вполне разумный и нормальный обмен энергиями. А еще лучше — на осознание причин своего самопожертвования.

Когда ты от чего-то отказываешься (того, что хочешь), будь то кусочек вкусной еды, или деньги или еще что-то, осознай — что тобой движет? — запомнившийся когда-то фрагмент фильма или книги, когда герой поступал таким же образом? Или желание доставить радость тому, кому жертвуешь? Или желание чтобы тебя считали благородным? Или еще по какой причине?

Отслеживание своих поступков и их мотиваций важно, так как это первый шаг на пути к ясновидению и яснознанию. И исключает любую возможность стать жертвой своих или чужих манипуляций. А уж если жертвовать собой, то должна быть очень весомая причина.

Самопожертвование без осознания плохо потому, что приучает человека отдавать энергию и становится привычкой. А без энергии никакого развития просто невозможно.

Энергия — это как питание, аккумуляторная батарейка.

И ее нужно научиться беречь и правильно использовать, а не пережигать ее на всякие человеческие глупости, типа раздражительности, ненужных беспокойств, неоправданного самопожертвования и т.п. подобных вещей.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий