Операции мышления. МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности

Операции мышления. МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности Женщине

Психические состояния личности. продолжение (алексей гадаев 2) / проза.ру

Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Раскрытие отношений, существенных связей между предметами, обобщение этих связей составляет существенную задачу мышления.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая идет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

Мышление — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшем образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Все мыслительные операции возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или как компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Вместо того, чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда теория, опережая практику, становится руководством к действию.

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.

Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание

о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.

Полноценное диалектическое понятие берет явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В смене взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действительности, в ее движимое внутренними противоречиями развитие.

Понятие имеет абстрактный характер. Формой существования понятия является слово.

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта включает в себя цель для мыслительной деятельности, соотнесенную с условиями, которыми оно задана. Всякий реальный мыслительный акт исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Решение задачи есть завершение мыслительного процесса.

В акт мысли включается и чувство, роль которого может быть различной в зависимости от того, какое соотношение устанавливается между чувством и мыслью. Иногда чувство, включаясь в мысль, нарушает субъективными элементами ее течение. Когда же в единстве интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение чувства придает мысли большую напряженность, страстность, остроту. Мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем объективная, равнодушная мысль.

Мыслительный процесс является активным, целеустремленным, волевым актом. Мышление соотносит, сопоставляет каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс, Я ее условиями. Совершающиеся таким образом проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.’

Специфично и содержание мыслительного процесса: всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях. Эти обобщения выражаются в понятиях.

Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс: а)в виде образных представлений о вещах и их свойствах; Ь)в виде схем; с)в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным.

Мыслительный процесс включает в себя более или менее обобщенные образы-представления. Образ как образ предмета имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый или представляемый нами образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Включаясь в мыслительный процесс и выполняя в нем семантические функции, образ сам интеллектуализируется. Конечным этапом интеллектуализации образа является переход вещного представления к схеме. Схема предвосхищает в нашем сознании еще не развернутую систему мыслей. На основе такой схемы, не обремененной деталями, можно оперировать беглыми наметками.

Наглядные образы и схемы не исчерпывают наглядно-чувственных компонентов мышления. Основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. Слово — форма существования мысли.

Рассмотрим основные фазы мыслительного процесса.

Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Но сама установка проблемы является актом мышления, возникновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решения задачи осуществляется различными многообразными способами — в зависимости от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении. Сначала приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания.

Процесс мышления всегда опирается на имеющиеся знания, которые привлекаются для решения задачи. Часто задача решается с помощью автоматически установившихся приемов. Такие автоматизированные схемы часто играют существенную роль в процессе мышления.

Решение сложных задач, особенно возникающих впервые, часто совершается на основе гипотез. Гипотеза, конечно же, требует проверки. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки гипотезы располагает мысль.

Когда проверка гипотез заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе — к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждения по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи — развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными у данного субъекта путями, определяется по преимуществу подвижными динамическими отношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе самой мыслительной деятельности, по мере того, как субъект повторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы — автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный процесс.

Далее рассмотрим основные операции мышления.

1. сравнение — сопоставление вещей и явлений, их свойств и нахождение их тождества или различий между ними. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение — элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения.

2. анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление сопоставляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

3. синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

  Анализ и синтез возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе. Анализ и синтез взаимосвязаны. В течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство либо анализа, либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено, прежде всего, характером материала. Если исходные данные проблемы не ясны, их содержание нечетко, то на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.

4.абстракция — выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.

Абстракция так же зарождается в плане действия, т.к. действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те. Которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека.

Примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон от других, совершается в каждом акте восприятия. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия. От примитивной чувственной абстракции надо отличать высшую форму абстракции, которую имеют ввиду, когда говорят об абстрактных понятиях.  Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т.е. чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Абстракция в своих высших формах является результатом, стороной опосредования. Раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.

Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли.

5.обобщение — объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Обобщение зарождается в плане действия, т.к. индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств.

В более элементарных формах обобщение совершается путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений, и его отвлечения. К высшим формам обобщения мышление приходит через опосредование, через раскрытие связей, закономерностей развития.

В мыслительной деятельности индивида процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, в научном термине. Осознание значений этих последних играет существенную роль в овладении индивидом все более обобщенным понятийным содержанием знаний. Этот процесс овладения понятием, осознания значения соответствующего слова или термина совершается в постоянном взаимодействии, в кольцевой взаимосвязи двух друг в друга переходящих операций:

 1)употребления понятия, оперирования термином, применения его к отдельному частному случаю, т.е. введения его в тот или иной конкретный, наглядно представленный, предметный контекст;

2)его определения, раскрытия этого обобщенного значения через осознание отношений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте.

6. конкретизация — движение мысли от общего к частному.

Овладение понятием совершается в процессе употребления их и оперирования ими.

Абстракция и обобщение в своих высших формах являются двумя  взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях, умозаключениях (формы мышления).

Понятие — это отражение в сознании индивида общих и существенных свойств предмета или явления. О понятиях мы уже говорили.

Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог. Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в ее свойствах, связях и отношениях.

Суждение является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете.

Суждение первично формируется в действии. Всякое действие. Поскольку оно носит избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает, является по существу практическим суждением;

это суждение действием или суждение в действии.

Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в чистом виде, выражая отношение субъекта к объекту и другим людям, суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью. В суждении проявляется личность, ее отношение к происходящему. Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нем нечто утверждает или отвергает.

Всякое суждение нуждается в проверке. Рассуждение — работа мысли, направленная на проверку и установление истинности суждения. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.

Умозаключение представляет собой сложный акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненных единой цели. Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В умозаключении или выводе на основании имеющегося знания, приходят к новому знанию, которое добывается опосредованно

через знание, без новых заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта. Из того, что имеет место определенное положение, я могу вывести новое положение. В этом основная ценность умозаключения. Различают умозаключение индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному), по аналогии (аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий).

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

Выделяют следующие виды мышления:

1 .наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов;

2. наглядно-образное мышление связано с представления ситуаций и изменений в них;

3. словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств и представляет собой высший уровень мышления.

Как быть Леди:  Рисую жизнь ~ Поэзия (Лирика философская)

Далее выделяют теоретическое (направлено на открытие законов) и практическое мышление (связано с решением практических задач, постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени).

Выделяют логическое (логическое) и интуитивное (характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью) мышление, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания) мышление, произвольное и непроизвольное мышление, продуктивное и репродуктивное мышление. И наконец, выделяют творческое мышление (мышление , результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи) и критическое (представляет проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения), первое направлено на создание новых идей, а второе — выявляет их недостатки и дефекты.

 Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
Понятие имеет абстрактный характер. Формой существования понятия является слово.
Рассмотрим основные фазы мыслительного процесса.
Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Но сама установка проблемы является актом мышления, возникновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решения задачи осуществляется различными многообразными способами — в зависимости от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении. Сначала приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания.
Процесс мышления всегда опирается на имеющиеся знания, которые привлекаются для решения задачи. Часто задача решается с помощью автоматически установившихся приемов. Такие автоматизированные схемы часто играют существенную роль в процессе мышления.
Решение сложных задач, особенно возникающих впервые, часто совершается на основе гипотез. Гипотеза, конечно же, требует проверки. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки гипотезы располагает мысль.
Когда проверка гипотез заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе — к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждения по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи — развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.
По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая еще не проторенными у данного субъекта путями, определяется»по преимуществу подвижными динамическими отношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе самой мыслительной деятельности, по мере того, как субъект повторно разрешает те же или однородные задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые механизмы — автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный процесс.
Далее рассмотрим основные операции мышления.
1. сравнение — сопоставление вещей и явлений, их свойств и нахождение их тождества или различий между ними. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение — элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения.
2.анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление сопоставляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.
3.синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе. Анализ и синтез взаимосвязаны. В течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство либо анализа, либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено, прежде всего, характером материала. Если исходные данные проблемы не ясны, их содержание нечетко, то на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.
4.абстракция — выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Абстракция так же зарождается в плане действия, т.к. действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те. Которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека. Примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон от других, совершается в каждом акте восприятия. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия. От примитивной чувственной абстракции надо отличать высшую форму абстракции, которую имеют ввиду, когда говорят об абстрактных понятиях.  Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т.е. чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Абстракция в своих высших формах является результатом, стороной опосредования. Раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли. обобщение — объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Обобщение зарождается в плане действия, т.к. индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. В более элементарных формах обобщение совершается путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений, и его отвлечения. К высшим формам обобщения мышление приходит через опосредование, через раскрытие связей, закономерностей развития. В мыслительной деятельности индивида процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, в научном термине. Осознание значений этих последних играет существенную роль в овладении индивидом все более обобщенным понятийным содержанием знаний. Этот процесс овладения понятием, осознания значения соответствующего слова или термина совершается в постоянном взаимодействии, в кольцевой взаимосвязи двух друг в друга переходящих операций:
1. употребления понятия, оперирования термином, применения его к отдельному частному случаю введения его в тот или иной конкретный, наглядно представленный, предметный контекст;
2)его определения, раскрытия его обобщенного значения через осознание отношений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте. 6. конкретизация — движение мысли от общего к частному. Овладение понятием совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Абстракция и обобщение в своих высших формах являются двумя  взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях, умозаключениях (формы мышления). Понятие — это отражение в сознании индивида общих и существенных свойств предмета или явления. О понятиях мы уже говорили. Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог. Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в ее свойствах, связях и отношениях. Суждение является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете. Суждение первично формируется в действии. Всякое действие. Поскольку оно носит избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает, является по существу практическим суждением; это суждение действием или суждение в действии. Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в чистом виде, выражая отношение субъекта к объекту и другим людям, суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью. В суждении проявляется личность, ее отношение к происходящему. Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нем нечто утверждает или отвергает.
Всякое суждение нуждается в проверке. Рассуждение — работа мысли, направленная на проверку и установление истинности суждения. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.
Умозаключение представляет собой сложный акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненных единой цели. Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В умозаключении или выводе на основании имеющегося знания, приходят к новому знанию, которое добывается опосредованно через знание, без новых заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта. Из того, что имеет место определенное положение, я могу вывести новое положение. В этом основная ценность умозаключения. Различают умозаключение индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному), по аналогии (аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий).
Рассмотрим проблему формирования мышления. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. У ребенка на этой стадии наглядно-действенное мышление. Развитие мышления начинается в плане действия внутри восприятия или на его основе. Сначала ребенок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Продукты этого манипулирования сначала для него — случайные, побочные результаты его деятельности, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. С того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер.
Новый этап в истории мышления связан с овладением ребенком речью. Ее обобщающая функция опирается сначала на примитивную чувственную абстракцию, формирующуюся в действии и оперирующую сначала в детском восприятии. Восприятие ребенка становится все более осознанным, и в нем заключаются основы мышления. Специфические черты этого раннего детского мышления обусловлены тем, что это мышление подчинено «логике восприятия», в которое оно включено. Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных предметов, которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством.
Мышление ребенка ситуативно.
Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок при восприятии выделяет одни стороны и отвлекается от других, подводит к первому элементарному обобщению. Обобщение сначала совершается в переносе действия с одного предмета на другой, выполняющий ту же функцию. Овладевая словом, ребенок обобщает не только действие, но и слово. Но эти обобщения, конечно, опираются не на главный признак, а то, что привлечет внимание ребенка, это не сознательные обобщения. Понятие определяется сначала по преимуществу внешними функциональными признаками предмета.
Но с расширением употребления слова посредством его переноса на новые предметы с этим зачаточным обобщением вскоре сочетается еще один процесс — постепенного сужения круга предметов, на которые распространяется слово и тем самым уточнение его значения.
Ребенок наблюдает, узнает, сравнивает предметы, постепенно научаясь выделять их изменяющиеся свойства, замечает последовательность некоторых событий, которая порождает у него первые вопросы о причинности явлений.
Нарушение привычного порядка вызывает у ребенка стремление понять, что вызывает у него множество вопросов, причем эти вопросы часто перескакивают с одного предмета на другой. Эта подвижность, неустойчивость познавательных интересов типичная для ребенка.
Далее в дошкольном возрасте ребенок начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений, причем понимание относительности может быть доступно в одной и недоступно в другой сфере отношений: оно более доступно там, где речь идет об отношениях в наглядной ситуации, и оно становится менее доступным с переходом в абстрактный план.
В младшем школьном возрасте мысль расчленяет восприятие и выделяется из него. Мышление овладевает новым содержанием — систематизированным и более или менее обобщенным содержанием опыта, которой становится основной опорной базой его мыслительных операций. У ребенка формируются новые формы мыслительной деятельности, перестраиваются его обобщения, процессы анализа и синтеза. Существенное значение для ребенка приобретают родовые и видовые понятия. Оформляются индукция и дедукция. Мысль переходит от случайных связей ко все более существенному в них. Но при этом сохраняется еще ограниченность мышления по преимуществу внешними чувственными свойствами или признаками. Ребенок входит в область абстракции.               
Наблюдается значительное развитие способности к умозаключениям.
В подростковом возрасте интенсивно развивается словесно-логическое мышление, нарастает способность те абстрагированию, обобщению по основному признаку. Ребенок пользуется дедукцией и индукцией, может хорошо анализировать, делать выводы, рассуждать на основе осознанных принципов и правил. Подростки уже понимают метафоры, активно пользуются терминами.
Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.
I.     этапы развития интеллекта.
Основные понятия Пиаже:
1.цель развития интеллекта — адаптация к предметной среде. Адаптация — активный процесс, который осуществляется в виде взаимодействия 2-х процессов: ассимиляции (-изменение предметной среды в соответствии со своими мотивами, целями; процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы) и аккомодации (-изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды; изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект не укладывается в наши понятия).
Взаимодействие ассимиляции и аккомодации обеспечивает развитие (за счет аккомодации) и сохранность (за счет ассимиляции). На каждом этапе развития возможно максимально оптимальное отношение со средой — равновесие (равновесие есть состояние непрерывной активности, в ходе которой организм компенсирует или нивелирует как реальные, так и ожидаемые воздействия, выводящие систему из состояния равновесия).
2.Пиаже ввел понятие «схем» как способов обработки информации, меняющихся по мере того, как человек растет и получает все больше знаний. Существует два типа схем: сенсомоторные схемы, или схемы действия, и когнитивные схемы, которые больше напоминают понятия. Мы перестраиваем наши схемы для приспособления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегрируем (ассимилируем) новые знания в старые схемы.
По мнению Пиаже, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.
Стадии интеллекта:
1 .сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет). Ориентация в предметной среде осуществляется посредством внешних материальных действий, которые выполняются развернуто и последовательно. Младенцы познают мир только посредством различных действий: хватания, сосания, рассматривания и т.д. Сенсомоторная, т.к. при уравновешивании интеллект младенца опирается только на данные органов чувств и движение. Пиаже открыл, что элементом психической жизни является не ощущение, а действие.
2.стадия конкретных операций (2года — 11-12 лет). Здесь выделяют две подстадии:
a)   предоператорный интеллект (от 2 лет до 7-8 лет). Дети познают мир в основном через свои собственные действия. Дети формируют понятия и пользуются символами для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их эгоцентрическим непосредственным опытом. В конце стадии внешние материальные действия благодаря повторению в разных ситуациях схематизируются и с помощью символических средств переносятся во внутренний план.
b)   конкретные операции (7-8 лет — 11-12 лет). Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями. Здесь дети достигают понимания сохранения. Но это все еще действия с физическими предметами: ребенок мыслит о реальный действиях с реальными предметами. Пиаже выделяет 4 признака операций:
>         операция — это внутреннее действие, которое когда-то было внешним;
>         внешние действия, от которых берут свое начало операции — не любые действия вообще, это действия типа систематизации, упорядочения, разложения по классам, т.е. действия весьма общего характера;
>         операции подчиняются принципу обратимости: для каждого действия существует обратное ему действие, восстанавливающее исходное положение вещей;
>         операции не существуют сами по себе, они всегда скоординированы системой которая называется группировкой (-скоординированность системы). Далее развитие интеллекта пойдет по пути усложнения группировок.
3.стадия формальных операций (от 12 лет) характеризуется способностью ребенка оперировать абстрактными понятиями, рассуждать по аналогии или метафорически, строить планы. Выдвигать гипотезы, получать из них следствия и использовать их для проверки гипотез, он пользуется дедуктикой, комбинаторикой, пропорциями, а главное — он мыслит суждениями, идеями, а не конкретными образами, и т.д. Мышление ребенка становится полностью логическим.               

Как быть Леди:  7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи, проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Он считал, что необходимо рассматривать мышление и речь через такую единицу как значение (внутренняя сторона слова). «В значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».
«Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение. Но обобщение есть словесный акт мысли». Значение есть обобщенное отражение действительности, а значит значение есть акт мышления.
«Но вместе с тем значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой же мере, как и царству мысли». «Оно есть речь и мышление в одно и тоже время, потому что оно есть единица речевого мышления».
«Высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.
«основной факт, с которым мы сталкиваемся при генетическом рассмотрении мышления и речи, состоит в том, что отношение между этими процессами является не постоянной, неизменной на всем протяжении развития величиной, а величиной переменной». «Это верно как в отношении филогенеза, так и онтогенеза».               
«Мышление и речь имеют генетически разные корни», «развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга». «Отношения между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития». «Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях и человекоподобную речь — совершенно в других». У антропоидов нет тесной связи между мышлением и речью. «В филогенезе развития речи и мышления мы можем несомненно констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи».
На первом году жизни ребенка его речь находится в доинтеллектуальной стадии развития. Но «около 2-х лет линии развития мышления и речи перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения», речь начинает становиться интеллектуальной, а мышление — речевым.
Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.
Речевое мышление представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую и потому отличающуюся целым рядом специфических свойств и закономерностей. Значения слов развиваются. Отношение мысли к слову есть процесс, движение от мысли к слову и от слова к мысли. Мысли не выражается в слове, но совершается в нем.
Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частых смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальным и конечный моменты развитие семантической и физической (звучащей) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.
Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «несмотря на», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Это значит, писал Л.С. Выготский, что движение семантики и звучания слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадают в развитии.
Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны.
Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.
Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре».
Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее  главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.
Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».            
Внутренняя речь происходит из эгоцентрической внешней речи.
Мысль не состоит из отдельных слов, как речь. Акт мысли един, выражая мысль, я расчленяю ее на отдельные слова. Мысль — это всегда нечто целое. Поэтому переход от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах. Именно потому, что мысль не совпадает не только со словом, но и со значениями слов, в которых она выражается, путь от мысли к слову лежит через значение. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Значение опосредует мысль на ее пути к словесному выражению, т.е. путь от мысли к слову есть непрямой, а внутренне опосредованный путь.
Сама же мысль рождается из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции.
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.
Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней.
Дискуссия: Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи. Ее характеристики: она наблюдается у детей 2-6 лет (пик — 3 года). Это «речь для себя». Она обрывочна, сокращенна, ее трудно понять в отрыве от контекста.  По Пиаже, эгоцентрическая речь — это одно из проявлений эгоцентризма мышления. Эгоцентрическая речь есть озвучивание эгоцентрической мысли. Ранний Пиаже: эгоцентрическая речь — лишь аккомпанемент детской деятельности, она ничего в ней не меняет. Поздний Пиаже согласился с Выготским в том, что эгоцентрическая речь возникает при затруднениях в деятельности. Пиаже считал эгоцентрическое мышление переходом от аутистического к реалистическому, рациональному. К 7-8 годам эгоцентрическая речь исчезает.
Исследования Пиаже эгоцентрической речи: наблюдения за мальчиком в детском доме и записывали все, что он говорил когда играл и т.п. Вывел соотношение эгоцентрических высказываний к общей сумме высказываний ребенка (40%). Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней (социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция — ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Эгоцентрическая речь является внешней по структуре, но внутренней по функции. Она не исчезает, но переходит полностью во внутренний план, становится внутренней речью. Если Пиаже считал, что эгоцентрическая речь — следствие недостаточной социализации изначально индивидуальной речи, то Выготский — что эгоцентрическая речь возникает из недостаточной индивидуации изначально социальной речи. В подтверждение своей точки зрения Выготский приводит результаты экспериментов: при удалении иллюзии понимания (когда дети находились в коллективе детей-иностранцев или детей-глухонемых), при удалении коллективного монолога (когда дети были на большом расстоянии друг от друга), а также препятствование вокализации (играла громкая музыка; говорить только шепотом) — то есть при редукции социальных составляющих — эгоцентрическая речь резко снижалась.
Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.
Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей.
Сущность методики, которую применили Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров (она получила название методики «двойной стимуляции»), сводится к следующему. Испытуемому предлагается два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по отношению к поведению: один — функцию объекта, на который направлено поведение, а другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется.
Например, имеется 20 объемных геометрических фигур, различных по цвету, форме, высоте и размеру. На нижнем плоском основании каждой фигуры, скрытом от взора испытуемого, написаны незнакомые слова, обозначающие усваиваемое понятие. Данное понятие включает в себя одновременно несколько из указанных выше признаков, например, размер, цвет и форму.
Экспериментатор на глазах у ребенка переворачивает одну из фигур и дает ему возможность прочесть написанное на ней слово. Затем он просит испытуемого найти все остальные фигуры с тем же самым словом, не переворачивая их и пользуясь только признаками, замеченными на первой показанной экспериментатором фигуре. Решая эту задачу, ребенок вслух должен объяснить, на какие признаки он ориентируется, подбирая к первой фигуре вторую, третью и т.д.
Если на каком-то шаге испытуемым допущена ошибка, то экспериментатор сам открывает следующую фигуру с нужным названием, но такую, на которой есть признак, не учтенный еще ребенком.
Описанный эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не научится безошибочно находить фигуры с одинаковыми названиями и определять признаки, входящие в соответствующее понятие.
С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:
1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом. Эта ступень в свою очередь распадается на три этапа: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного расположения предметов и приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу), коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака), цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие — совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу), псевдопонятие (внешне — понятие, внутренне — комплекс).
3. Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение
Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук.

Как быть Леди:  Какая семья считается неполной для назначения пособия на ребенка в 2021 году: неполная семья | Светлана Красотка, 10 мая 2021

Язык и речь. Виды и функции речи.
Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.
Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей.
Язык существует и реализуется через речь. Речь — это деятельность общения посредством языка. Речь — это язык в действии.
Речь — сложившаяся исторически в процессе материал преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Рубинштейн говорит о единстве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание каждого обогащается результатами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием каждого. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.
Основная функция сознания — отражение бытия. Эту функцию речь выполняет следующим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь — это обозначающее отражение бытия. Речь — это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления.
Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его значение. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.
Но значение слова — не пассивное отражение предмета самого по себе вне практических отношений между людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включает в процесс общения между людьми. Значение слова — это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.
Носителем значений всегда служит чувствен образ. Но чувствен основа речи функционирует лишь как носитель смыслового содержания.               
Связь слова с предметом не природой предустановленная, а исторична. Связь эта опосредованная — через обобщен семантическим содержанием слова — через понятие или образ.
В процессе употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется, приобретая в данном конкретном контексте смысл, отличный от его значения. Вместе с тем употребление слова в различных контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.
Функции речи: 1. индикативная (указательная);  2.номинативная, обозначающая; 3. познавательная; 4. коммуникативная (средство выражения и средство воздействия); 5. эмоциональная; 6. выразительная (речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений, выражается в интонации, паузах).
Две основные функции речи — коммуникативная и обозначающая, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируется одна через другую и функционирует одна в другой.
Виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Письменная речь — вербальное общение при помощи письменных текстов. Они могут быть и отсроченным и непосредственными. Устная речь — вербальное сообщение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Эти два вида речи тесно взаимосвязаны, но их единство включает и очень существ различия.
Существуют различные виды как устной, так и письменной речи (доклад, беседа, трактат, лекция и т.д.). Внешняя речь существенно отличается от внутренней речи. Внутренняя речь отлична, прежде всего, по своей функции, структуре. Внутренняя речь — это речь про себя. Выделяют  три основных типа внутренней речи:
а) внутреннее проговаривание, «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типична для решения мыслительных задач в затруднительных условиях;
б) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую  структуру, отличную от структуры внешней речи;
с) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.
Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизни индивидуальным  смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.
Еще одной особенностью семантики внутренней  речи является  агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным  сокращением.      Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вобрало в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение.
Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которые мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь                в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления.
Следует выделять так же эгоцентрическую речь — речь, обращенную к самому себе, которая регулирует и контролирует  деятельность ребенка. Эгоцентрическая речь — переходный этап от внешней речи к внутренней. Она выполняет у ребенка функцию планирования и осмысливания действия. Будучи громкой, т.е. физически внешней, речью, она по своей психологической природе является внутренней речью, речью-мышлением.

    Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основании имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение — психический процесс, выражающийся: 1)в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2)в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена; 3)в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4)в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, т. с. ориентируя человека в процессе деятельности.
В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью мышления, так и с помощью воображения.
Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
Воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. В своих высших  творческих  формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы еще глубже проникнуть в нее.
Функции воображения
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Виды воображения: пассивное и активное. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которые совершенствуются под воздействием мало осознанных потребностей, тенденций, влечений, не зависимости от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами.
Пассивное  воображение может быть непреднамеренным (дремота, сны) и преднамеренным, которое создает образы, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь (грезы).
В высших формах воображение, например, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.
Активное воображение может быть воспроизводящее и творческое. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствии описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами — схемами, символами.
Отдельно некоторые авторы выделяют такой вид воображения, как мечта. Мечта — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.             
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.
Одним из таких приемов является комбинирование сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Частным случае преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация — соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Комбинирование — это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт.
Другим приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемых явлений, которые преобразуют общий его облик.  Акцентуирование — это подчеркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций (карикатура). При этом акцентуирование должно выделить существенное характерное. Отсюда идут 2 линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфические выражения в изменении величин, в уменьшен и увеличении, изменен качества частей предмета. Еще один прием — типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. И последний прием — схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
Воображение и творчество
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое Воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.
Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Процесс  воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т. е. в мечтании.
Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.
Синоним воображения — фантазия.
Фантазия -1) синоним воображения; 2) продукт воображения. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий