Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость — Медицинский центр «Эхинацея»

Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость - Медицинский центр «Эхинацея» Женщине

Чтобы избавиться от ротозейства

Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость - Медицинский центр «Эхинацея»врач-невролог клиники «Хадасса» (ГК «Медскан»), к. м. н. Натан Давидов. – Это и послужило базой для разработки двух видов неврологических тестов. В тестах первого типа требуется среди массива одинаковых букв или цифр найти одну отличающуюся. Во втором случае – отыскать на картинке спрятанные неочевидные элементы. При выполнении оценивается не только факт, но и скорость прохождения теста. Чем быстрее человек справился – тем лучше работает его мозг» (см. картинки).

Нажмите для увеличения 

Важно понимать: забывчивость носит обратимый характер. Бороться с ней можно и нужно.

Высыпайтесь. Недостаток сна – главная причина невнимательности и забывчивости. Спать надо не меньше 7,5 часов в сутки и стараться ложиться и просыпаться примерно в одно время даже в выходные.

Избегайте многозадачности. Это перегружает и снижает память, а также порождает рассеянность. Помимо этого, выполняя несколько дел одновременно, ни одно из них человек не делает качественно – а это повышает уровень стресса, который также негативно сказывается на памяти.

Употребляйте как можно меньше алкоголя. Амнезия, связанная со спиртным, случается, так как гипоталамус (область мозга, отвечающая за память) под действием спирт­ного временно отключается.

Полюбите интеллектуальные игры. Шахматы, ребусы, головоломки активизируют работу мозга, развивают память и внимание и позволяют сформировать навыки, улучшающие запоминание. В интеллектуальных играх нет однотипных задач, к которым мозг быстро привыкает.

Тренируйте память. Запоминание стихов и освоение иностранного языка – лучшие способы. И наличие успехов не главное. Такая учёба сама по себе помогает восстановить связи между разобщёнными структурами мозга и позволяет активизировать ранее не задействованные его участки.

Держите под контролем свой вес, артериальное давление, уровень глюкозы и холестерина в крови. Отклонения в этих параметрах провоцируют сосудистые изменения, которые нарушают работу мозга.

Болезни, вызывающие проблемы с памятью

Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость - Медицинский центр «Эхинацея»

К наиболее распространенным причинам проблем работы памяти относится нарушение нормального мозгового кровообращения. Атеросклероз сосудов приводит к уменьшению кровотока во всех отделах мозга, а это часто провоцирует острое нарушение кровообращения мозга.

Другая история с болезнями, которые передаются генетически, включая болезнь Альцгеймера. Ее нельзя вылечить, но грамотная терапия и уход тормозят процесс развития недуга, минимизируют последствия и снижают риск осложнений.

Память становится хуже и вследствие болезней щитовидной железы, приводящей к дефициту йода в человеческом организме. Это сопровождается склонностью к ожирению, апатии, возникновению депрессивных состояний, чрезмерной раздражительности, отечности мышечных тканей.

Избежать подобных проявлений можно, если подобрать правильный рацион, предусматривающий частое употребление йодосодержащих продуктов, а также хурмы, морепродуктов, морской капусты, твердого сыра, орехов. В диету включают и разнообразные молочные продукты.

Но забывчивость – это не всегда патология памяти, ведь достаточно часто человек сознательно старается выкинуть из памяти забыть сложные ситуации жизни, негативные события, трагедии. Таким образом организм защищает свою психику и рассудок. Если человек выбрасывает из памяти случившийся с ним негатив, то это явление называют репрессией, считает, что отдельные события не происходили – отрицанием, а если выбирает другой объект для вымещения отрицательных эмоций – замещение. Подавленные и забытые отрицательные эмоции, не нашедшие выхода, часто переходят в затяжные депрессии и неврозы.

Диагностика нарушения памяти

Первичным этапом исследования нарушений памяти является сбор анамнеза – выявление жалоб и другой информации, которую может сообщить пациент самостоятельно. Также, в процессе свободного разговора врач может ориентировочно определить, какой компонент памяти страдает.


Далее приступают к детальному тестированию. Существует множество тестов, позволяющих определить виды нарушений памяти. Самые распространенные из них такие:

  • Тестирование кратковременной памяти: повторение вслух слов непосредственно после их озвучивания тестирующим. Норма – 100% повторение.
  • Метод десяти слов: озвучиваются десять простых слов, не имеющих связи между собой. После этого больному предлагают повторить их в произвольном порядке. Дальше, врач опять называет те же слова, а испытуемый старается их повторить. Такой цикл повторяется до 5-6 раз. В норме при первом повторе должно быть запомнено не менее половины слов, а после пятого повтора – все.
  • Исследование опосредованной памяти по методу пиктограмм: испытуемому называют 10 – 15 абстрактных понятий, а он на листе бумаги изображает простой рисунок, который призван помочь восстановить в памяти это слово. Далее при помощи нарисованного нужно воспроизвести слова. То же воспроизведение повторяется по истечении 1 часа. В норме нужно воспроизвести 100 % слов сразу и не менее 90 % – через час.
  • Исследования памяти с использованием текстов: используется простой сюжетный текст из 10 – 12 предложений. Это дает возможность исследовать по отдельности зрительную (пациент сам читает рассказ) и слуховую память (исследуемому зачитывают текст). Далее сразу предлагают его пересказать: в норме может быть не более 1 – 2 ошибок. Еще через 1 час пересказ просят повторить. Норма не более 3 – 4 неточностей.

Далее могут использоваться инструментальные методы обследования функций мозга, например электроэнцефалограмма. Она позволяет определить активность определенных зон мозга в спокойствии и при нагрузке. Также широко используются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.

Так как нарушение памяти часто носит характер вторичного процесса, исследования также направлены на выявление соматического заболевания, приведшего к такому состоянию. Тут применяются общие анализы и инструментальные обследования.

Диагностика снижения памяти

Обследование на предмет снижения памяти начинается с неврологического осмотра, который и дает большую часть нужной информации. Если необходимо уточнить детали, мы можем рекомендовать некоторые исследования из этого списка:
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ). С помощью ЭЭГ мы регистрируем биотоки мозга. Это позволяет выяснить, как работает каждый участок головного мозга.
  • Исследования внутричерепного давления.
  • Магнитно-резонансную томографию (МРТ) мы рекомендуем провести при подозрении на опасные заболевания, например растущую опухоль мозга, болезнь Альцгеймера, проявления последствий инсульта и др.
  • Лабораторные анализы крови необходимы для выявления таких состояний, как анемия (малокровие), при котором кровь плохо насыщается кислородом и, соответственно, ухудшается питание головного мозга, для выявления дефицит а витамина В12 и фолиевой кислоты.
  • Гормональный анализ крови (например, понижение гормонов щитовидной железы провоцирует снижение памяти и концентрации внимания).
  • Психометрические тесты могут показать какая именно память и по какому типу нарушена. Например, болезнь Альцгеймера можно выявить по специфическим результатам психометрического тестирования еще до клинических проявлений.

Как можно поправить ситуацию: профилактика и лечение

Для начала нужно обратиться к неврологу, который выслушает все ваши жалобы, осмотрит и при необходимости направит на дополнительную диагностику. Дальнейшие действия и возможное лечение будут зависеть от первопричины нарушений памяти и будут индивидуально назначены доктором.

В качестве профилактики проблем с памятью и в целом для улучшения работы мозга полезно вести здоровый образ жизни, чередуя физическую активность и полноценный отдых, сбалансированно питаться, обязательно употребляя сложные углеводы и витамины группы В, не забывать пить достаточное количество чистой воды (обезвоживание негативно влияет на мозг).

Кроме того, отличным решением будут регулярные тренировки памяти. Здесь может помочь учеба: полезно начать учить новый язык или осваивать какое-то новое умение, читать вслух литературу о том, чем вы ранее не интересовались. Важную информацию можно записывать, стоит вести дневник, а в конце дня вспоминать произошедшие события. Еще несколько упражнений на внимание:

  • Ходить с закрытыми глазами;
  • Делать обычные дела левой, а не правой рукой (если вы правша);
  • Научиться печатать всеми 10-ю пальцами;
  • Менять обстановку: осваивать новые места, общаться с разными людьми.

Чтобы уточнить цены на прием специалиста или другие вопросы пройдите по ссылкам ниже

Как улучшить память. рекомендации центра неврологии

Если Вы наблюдаете у себя либо у близких Вам людей тревожные симптомы, свидетельствующие о проблемах с памятью, схожие с указанными выше, то необходимо сходить на прием к неврологу, нейропсихологу либо терапевту и пройти ряд специальных диагностических исследований.

Вот некоторые упражнения по улучшению памяти:

  • привычные дела по возможности выполняйте, закрыв глаза, по памяти;
  • если вы леворукий человек, делайте повседневные дела правой рукой, если же правша – то левой. Пробуйте по этому правилу, например, писать, утюжить белье, рисовать и т.д. – Вы в скором времени почувствуете положительный результат;
  • заучите шрифт Брайля, которым пользуются при чтении незрячие люди, либо язык жестикуляции – это полезно для памяти и может пригодиться в жизни;
  • печатайте тексты на клавиатуре двумя руками, используя все пальцы;
  • займитесь рукоделием – начните вышивать или вязать;
  • учите иностранные языки и больше говорите на них;
  • пробуйте различать достоинство монет вслепую, ощупывая их руками.
Как быть Леди:  Что такое совесть - определение и рассуждение

Кроме того, расширяйте круг своих интересов, больше читайте, посещайте места и заведения, в которых не бывали раньше, ходите на спектакли и представления, гуляйте в парках, знакомьтесь и общайтесь с людьми, обретайте новых друзей.

Выполняйте рекомендованные упражнения, соблюдайте перечисленные правила, следите за вашим здоровьем, и память не подведет Вас до преклонного возраста!

Качественное нарушение памяти


При качественных нарушениях памяти наблюдается извращение, перекручивание и искажение запомненной информации. Такие расстройства носят название парамнезии.

Наблюдаются такие качественные нарушения памяти:

  • Псевдореминесценции — это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени. Такие «воспоминания» возникают, как правило, у больных страдающих фиксационной амнезией.
  • Конфабуляции – другой вариант заместительных «воспоминаний». В этом случае провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны. Конфабуляции свидетельствуют не только о фиксационной амнезии, но и об утрате критического восприятия происходящего.
  • Криптомнезии – при таком варианте парамнезии больной недостающие воспоминания восполняет событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Утрачивается способность к идентификации источника информации. Больной может присвоить себе даже создание произведений искусств и авторство научных открытий.
  • Эхомнезия – восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее. Но в отличие от deja vu, не возникает эффекта озарения и ощущения страха.

Когда причина – не заболевание

Рассмотрим основные причины, по которым работа мозга ухудшается и память может периодически отказывать.

  • Нервное истощение, стрессовые ситуации, депрессия. Мы живем в нервозное время, когда полностью избежать стрессов просто невозможно. Негативное влияние на память оказывает постоянный, длительный стресс и депрессивные расстройства. Из-за того, что мозг сосредотачивается на беспокоящей проблеме, в остальных сферах жизни человек может стать рассеянным. Нужно стараться по возможности избегать долговременных воздействий каких-либо поражающих факторов, научиться справляться с тяжелыми ситуациями, обязательно обращаться к помощи специалистов (психологов, психотерапевтов, неврологов), если самостоятельно восстановиться не получается.
  • Хроническая нехватка сна и связанное с этим истощение. Во сне мозг продолжает трудиться, перерабатывая полученную наяву информацию. Здоровый сон необходим для нормального восстановления всех функций организма, в том числе когнитивных. Обеспечив себе непрерывный ночной сон в течение 8 часов, вы не только станете более сконцентрированным и внимательным днем, но и легче сможете преодолевать стрессовые ситуации.
  • Злоупотребление алкоголем, наркотиками. Алкоголь и наркотические средства ухудшают мыслительные способности, меняют восприятие окружающего мира. Поначалу пробелы в памяти могут быть минимальными, но при постоянном употреблении спиртных напитков и сильнодействующих веществ память страдает все больше и больше.
  • Перенесенный общий наркоз, принятие ряда лекарственных препаратов (например, антидепрессантов, барбитуратов (фенобарбитал), седативных и других средств). Лекарства могут оказать временное влияние на работу мозга, вызвав ее ухудшение и, следовательно, некоторые проблемы запоминания. После прекращения приема препарата или по прошествии некоторого времени с момента операции под общим обезболиванием память обычно восстанавливается.
  • Нехватка витаминов группы B (фолиевой, никотиновой кислот), важных питательных веществ, например, углеводов.

Нарушение кратковременной памяти

Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем.

Кратковременная память – самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел.

Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций (в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем).

Временная амнезия вследствие сильного алкогольного опьянения, черепно-мозговых травм, и других состояний, приводящих к затмению сознания, тоже обусловлена преходящим полным отключением кратковременной памяти. В таком случае события, не успевшие перейти в долгосрочную память, пропадают.

Полное выпадение кратковременной памяти (фиксационная амнезия) наблюдается при корсаковском синдроме. Характерно для деменции и запущенных стадий алкоголизма. Такие больные полностью утрачивают способность помнить текущие события и поэтому социально абсолютно дезадаптированны. При этом в памяти сохраняются события, предшествующие наступлению фиксационной амнезии.

Нарушение непосредственной памяти

Непосредственная память – это возможность индивидуума фиксировать и воссоздавать информацию непосредственно при ее поступлении.

К самым распространенным расстройствам непосредственной памяти можно отнести прогрессирующую амнезию и корсаковский синдром.

  • Синдром Корсакова характеризуется выпадением непосредственной памяти на происходящие события. Одновременно, зафиксированная ранее информация о прошлом сохраняется.

В связи с трудностями в непосредственной фиксации поступающей информации, больные утрачивают способность ориентировки. Дефекты в воспоминаниях заполняются реальными событиями из собственного более далекого прошлого, выдуманными или почерпнутыми из других источников информации.

  • Прогрессирующая амнезия сочетает выпадение непосредственной памяти и постепенно прогрессирующую потерю воспоминаний из прошлого. Такие больные утрачивают ориентировку в окружающем пространстве и времени, путают последовательность происходивших ранее событий. Давно минувшие события смешиваются с событиями текущего периода. Такой вид расстройств памяти встречается в преклонном возрасте.

Нарушение опосредованной памяти

Нарушение опосредованной памяти четко прослеживается у больных с врожденной умственной отсталостью (олигофрения). Главная причина такого явления – трудности в выявлении ключевых признаков в запоминаемой информации для их ассоциирования с ранее освоенными понятиями.

У лиц страдающих эпилепсией и другими органическими поражениями мозга проблемы ассоциативного запоминания наоборот, возникают из-за чрезмерного внимания к деталям и невозможности выделения общих признаков объекта запоминания.

Также трудности в опосредованной памяти наблюдаются у больных шизофренией. Это связанно с произвольным наделением новых или ранее известных понятий нехарактерными признаками, что в свою очередь резко снижает ценность такой ассоциации.

Нарушение памяти у детей

Нарушения памяти у детей связанны как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте состояниями. Такие проблемы могут проявляться как в форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия), так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия).

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний (нередко вызываемых частыми ОРВИ), неблагоприятного психологического климата в семье и детском коллективе. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости, проблемами удержания внимания.

Дети, жалующиеся на нарушение памяти, нередко имею проблемы не только с освоением школьной программы, но также в играх и общении со сверстниками.

Память у детей с нарушениями зрения


Более 80 % информации человек получает со зрением. Поэтому, нарушения зрения ведут к существенным ухудшением процессов памяти, особенно в детском возрасте.

Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

Нарушение памяти. лечение

В выборе тактики лечения нарушений памяти первостепенную роль играет выявление причины наступления таких проблем. Ведь ослабление памяти всегда является вторичным последствием развития многих соматических или психических заболеваний и состояний. Поэтому, без адекватной терапии первичных болезней добиться какого-либо стойкого результата коррекции нарушений памяти невозможно.


Лечение таких пациентов всегда должно быть подобрано индивидуально с учетом вида и характера нарушений, направлено на коррекцию заболеваний, приведших к ослаблению памяти, рассчитано на долгосрочную, а иногда и пожизненную терапию.

В любом, случае самолечение недопустимо, поскольку на начальной стадии многие грозные заболевания (в том числе сопровождающиеся нарушением памяти) имеют довольно безобидную симптоматику. Распознать такие заболевания и назначить эффективную терапию может только специалист.

Кроме специфического лечения патологии, приведшей к нарушениям памяти, параллельно применяют и общие мероприятия коррекции, направленные на нормализацию функций памяти.

Режим и диета при нарушении памяти

Как быть Леди:  Оговорка по Фрейду: на что намекает твое бессознательное, когда ты путаешь слова

Для больных с нарушениями памяти очень важно вести активный образ жизни, сохраняя его до глубокой старости. Прогулки на свежем воздухе, посильный труд, занятия спортом и другие активные мероприятия способствуют не только укреплению общего самочувствия и улучшению кровоснабжения мозга.

Положительное влияние на мыслительные способности человека имеет интеллектуальная активность: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов, другие любимые занятия и хобби.

Поддержание активного общения больного с родственниками и друзьями, социальная активность также очень важны для укрепления памяти, развивая ее мотивационный компонент.

Для людей, страдающих психогенными нарушениями памяти, очень важен щадящий режим дня, избегание переутомлений на работе и стрессовых ситуаций, коррекция психологической атмосферы на работе и в семье. Также очень важен качественный полноценный сон, соответствующий индивидуальной норме, но не менее 7 – 8 часов в день.

Диета больных с нарушениями памяти должна быть сбалансирована, содержать достаточное количество белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов. Так как мозг человека потребляет около 20 % всей энергии, вырабатываемой в организме, диеты с чрезмерно низким содержанием калорий существенно снижают его работоспособность.

Очень полезны жирные сорта морской рыбы: лососевые, сельдевые и другие. Они содержат много йода и полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, входящих в структуру всех нервных кле

Все новости Предыдущая Следующая

Нарушение памяти. симптомы

Симптомы нарушения памяти могут развиваться как внезапно, так и носить медленно прогрессирующий характер.

Нарушение памяти может иметь количественный характер. Тогда наблюдается следующая симптоматика:

  • Амнезия: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени. По временному отношению к травмирующему событию она может быть ретроградной, антероградной и ретроантероградной. Также редко может наблюдаться тотальная потеря почти всех воспоминаний.
  • Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации за длительный период времени.
  • Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).

В зависимости от того, какой компонент памяти поражен в большей мере могут наблюдаться такие симптомы:

  • Фиксационная амнезия: частично нарушена или полностью выпадает способность к фиксации происходящих в данный момент событий и новой информации.
  • Анэкфория: трудности со своевременным вспоминанием полученной ранее информации.


Относительно объекта воспоминаний, на который направлены нарушения памяти, может наблюдаться симптомы частичного удаления информации:

  • Аффектогеннная аменезия: из памяти удаляются только особенно значимые воспоминания, которые стали причиной сильных негативных переживаний.
  • Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.
  • Скотомизация: воспоминания удаляются частично, фрагментами, но без привязки к любым сильным эмоциональным переживаниям.

Также могут наблюдаться симптомы качественного нарушения воспоминаний:

  • Псевдореминесценции: это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени.
  • Конфабуляции: провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны.
  • Криптомнезии: недостающие воспоминания восполняются событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Возможно даже присвоение авторства создания произведений искусств и научных открытий.
  • Эхомнезия: восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее.

Нарушение памяти. формы

По количественному признаку выделяют:

  • Амнезии: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени.
  • Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).
  • Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации на длительный период. Как правило, усиливается способность к восприятию цифр.

Амнезия, в свою очередь, может быть частичной (касается только определенного периода времени) и общей (потеря почти всех воспоминаний).


Виды амнезий:

  • Ретроградная амнезия: выпадение памяти на события до начала заболевания (или травмы);
  • Антероградная амнезия: исчезновение памяти в периоде после начала заболевания;
  • Ретроантероградная амнезия: исчезновение памяти в период до и после начала заболевания;
  • Фиксационная амнезия: отсутствие способности к запоминанию текущих событий. При этом память на события более раннего периода сохраняется;
  • Прогрессирующая амнезия: постепенная потеря памяти. При этом события происшедшие в более раннем периоде, сохраняются дольше;
  • Тотальная амнезия: полное выпадение из памяти всей информации, в том числе и информации о собственной персоне;
  • Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.

Отдельно выделяют качественные нарушение памяти, вследствие которых нарушается как временное восприятие реально имевших место событий, так и заполнение провалов памяти вымышленными воспоминаниями.

Модально-специфические нарушения памяти

Это частичное выпадение процессов сохранения и последующего воспроизводства информации, воспринимаемой только одной системой чувств (принадлежащей к конкретной модальности). Различают нарушения зрительно-пространственной, акустической, слухоречевой, двигательной и других видов памяти.

Модально-неспецифические нарушения памяти

Модально-неспецифические нарушения памяти проявляются общими поражениями всех видов памяти (независимо от их модальности) в форме трудностей в запоминании, удержании и воспроизводстве текущей информации. Возникают расстройства как при произвольном, так и при непроизвольном восприятии информации.

Развиваются при нарушении функционирования подкорковых структур, отвечающих за поддержание тонуса корковых отделов головного мозга. Главная причина – органические поражения головного мозга вследствие нарушения кровообращения, интоксикаций, болезни Альцгеймера.

Нарушение памяти и внимания

Способность к концентрации внимания играет одну из первостепенных ролей в процессе запоминания информации. Поэтому, расстройства внимания приводят к ухудшению запоминания текущей информации и событий.

Выделяют такие расстройства внимания:

  • Неустойчивость внимания: быстрое переключение внимания, неспособность к длительному сосредоточению на определенном деле, отвлекаемостью. Чаще бывает у детей.
  • Замедленность переключения: больной испытывает трудности при отвлечении от текущей темы, занятия, он постоянно возвращается к ней. Характерно для пациентов с органическими поражениями мозга.
  • Недостаточная концентрация: внимание носит рассеянный характер, трудности с длительным сосредоточением. Бывает при астенических состояниях.


По причине возникновения различают функциональное и органическое нарушение памяти и внимания.

Функциональные нарушения развиваются по причине психических перегрузок и переутомлений, истощения, стрессов и негативных эмоций. Такие проблемы бывают в любом возрасте и, как правило, проходят без какого-либо лечения.

Органические нарушения памяти и внимания развиваются по причине поражения коры головного мозга разнообразными патологическими процессами. Чаще встречаются у пожилых людей и носят устойчивый характер.

Нарушение памяти и интеллекта

Интеллект – это комплексное понятие, включающее не только способность к запоминанию информации (память), но и умение ее интегрировать и использовать для решения определенных задач (абстрактных и конкретных). Естественно, что при нарушениях интеллекта страдает функция памяти.

Нарушения памяти и интеллекта бываю приобретенные и врожденные.

Деменция – приобретенное прогрессирующие ухудшение памяти и интеллекта, приводящее к невозможности исполнения больным не только социальных функций, но и к полной инвалидности. Возникает при органической патологии мозга и некоторых психических заболеваниях.

Для приобретенных нарушений (олигофрении) характерно поражение мозга в период до первых трех лет жизни человека. Выражается в недоразвитии психики в целом и социальной дезадаптации. Может быть в легкой форме (дебильность), средней (имбецильность) и тяжелой (идиотия).

Нарушение зрительной памяти

Зрительная память – особый вид памяти, ответственный за фиксацию и воспроизведение зрительных образов, использование таких образов для общения.

Нарушение зрительной памяти может возникнуть вследствие разрушения отделов коры головного мозга в затылочной области, отвечающей за запоминание зрительных образов. Это, как правило, бывает вследствие травматического воздействия или опухолевых процессов.

Проявляются нарушения зрительной памяти в виде расстройства зрительного восприятия окружающего мира и невозможности узнавать ранее видимые объекты. Также может возникать оптико-мнестическая афазия: больной не может назвать показанные им предметы, однако узнает их и понимает их назначение.

Нарушение процессов памяти


Выделяют три процесса, которые осуществляют функцию памяти: запоминание информации, ее хранение и воспроизведение.

Проблемы с запоминанием бывают вследствие нарушения внимания и концентрации на поступающей информации. Причинами их, в основном, выступают переутомление и недосыпание, злоупотребления алкоголем и психостимуляторами, эндокринные расстройства. Такие процессы не затрагиваю эмоционально значимую информацию.

Нарушение хранения информации наступает при поражении височных долей коры головного мозга. Самая частая причина – болезнь Альцгеймера. При таком нарушении поступающая информация не может быть сохранена в памяти совсем.

Нарушения воспроизведения информации бывают в основном в преклонном возрасте как следствие нарушения питания головного мозга. В таком случае информация сохраняется в памяти, но возникают трудности при ее воспроизведении в нужный момент. Однако, такая информация может вспоминаться при возникновении напоминающей ассоциации или спонтанно. Такие нарушения редко бывают значительными, но существенно затрудняют обучение.

Нарушение слухоречевой памяти

Особенность функционирования слухового анализатора такая, что для адекватного восприятия смысла услышанной речи необходимы структуры удерживающие информацию на то время, пока происходит анализ ее содержания. Такие структуры расположены в левой височной доле коры головного мозга. Разрушение этих структур приводит к нарушению слухоречевой памяти – синдрому акустико-мнестической афазии.

Как быть Леди:  Тренировка памяти: советы и упражнения, которые помогут держать мозг в тонусе | Rusbase

Синдром характеризуется затруднения восприятия устной речи, при одновременном сохранении эффективности других каналов получения информации (например, посредством зрительного анализатора). Таким образом, больной из четырех услышанных подряд слов запомнит два, причем только первое и последнее (эффект края). Одновременно воспринятые на слух слова могут заменяться похожими по смыслу или звучанию.


Нарушение слухоречевой памяти приводит к существенным затруднениям в устной вербальной коммуникации и отсутствии возможности нормально понимать и воспроизводить звуковую речь.

Нарушения памяти при шизофрении

У больных шизофренией наблюдается не только нарушение памяти, но и общее расстройство интеллектуальных процессов – так называемое шизофреническое слабоумие. Ключевой его особенность является функциональный характер и отсутствие каких-либо органических поражений мозга.

В целом память у больных шизофренией достаточно долго сохраняется практически в неизменном виде. Однако существенно страдает кратковременная память и восприятие текущей информации. Такое состояние обусловлено нарушением концентрации внимания и снижением мотивационной составляющей памяти.

Также у больных шизофренией страдает процесс обобщения полученной информации и ассоциативная память. Это вызвано возникновением множества случайных и неконкретных ассоциаций, отображающих слишком общие черты понятий и образов.


Характерным для шизофренического расстройства памяти является то, что имеет место своеобразная «двойная память»: на фоне грубого разрушения одних воспоминаний, другие аспекты памяти сохранены в неизмененном виде.

Нарушение памяти после инсульта

При инсульте происходит закупорка мозговых артерий тромбом, или сдавливание вещества головного мозга кровью, истекающей из разорвавшейся артерии. Нередко после инсульта может наблюдаться нарушение памяти. В начальном этапе (непосредственно сразу после инсульта) могут наблюдаться общие расстройства памяти в виде полного исчезновения воспоминаний о промежутке времени предшествующему заболеванию.

Постепенно общие явления проходят и на первый план выходят расстройства памяти, связанные с поражением того или иного участка головного мозга, отвечающий за определенный компонент памяти. Нарушения бывают очень разнообразны. Например, могут наступать модально-специфические расстройства памяти (затруднения восприятия информации одним из анализаторов), ухудшается кратковременная память, возникают трудности с воспроизведением ранее приобретенной информации. Очень часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания (рассеянность) и ухудшение мотивационного компонента памяти.

Несмотря на всю серьезность нарушений памяти после инсульта, благодаря адекватной реабилитации мыслительные функции мозга могут со временем восстанавливаться почти в полном объеме.

Причины нарушения памяти

Чаще всего снижение, расстройство или потеря памяти происходит, когда мозг по какой-то причине перестает правильно утилизировать информацию: либо не записывает информацию туда, где она должна храниться, либо записывает, но не может воспроизвести.

Четыре самые распространенные в нашей практике группы причин, по которой возможно ухудшение и снижение памяти (или другие расстройства памяти)и концентрации внимания:

  • Дезорганизация или истощение нервной системы на фоне недосыпания или длительного стресса. В таком случае ухудшение или расстройство памяти происходит из-за того, что нервная система «зависает» и «застревает» в защитных реакциях, т.е. в стрессе. А стрессорная реакция предполагает временную активацию механизмов немедленной физической борьбы за выживание, при которой работа памяти на время ослабевает. Если стресс из временной ситуации превратился в постоянную – память может пострадать довольно сильно. Если еще и нарушен сон – память снижается гарантированно. Такое нарушение памяти обратимо и лечится довольно успешно.
  • Потеря клеток головного мозга вследствие органических нарушений при таких заболеваниях, как дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП)болезнь Альцгеймера,токсическая энцефалопатияпосттравматическая энцефалопатия и др. Прогноз восстановления при сильном расстройстве или потере памяти в таком случае зависит от обратимости основного заболевания и требует более активного лечения. Чаще всего нам удается предотвратить дальнейшую потерю памяти.
  • Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов (синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит). В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа (хранилища краткосрочной памяти, откуда потом информация перемещается в долгосрочное хранилище). Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа (лечение нужно начинать как можно раньше).
  • Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность.
Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения.

Причины провалов в памяти

Нарушения памяти могут возникнуть в любом возрасте, но чаще симптому подвержены пожилые и люди, перенёсшие черепно-мозговую травму. Причины амнезии условно делятся на две категории — физиологические (зависят от особенностей и состояния организма) и психологические (зависят от душевного состояния человека).

Физиологические причины:

  • Травмы головы и посттравматические последствия — поражаются нейроны, ответственные за умственное развитие.
  • Заболевания сосудов головного мозга — атеросклероз нарушает подачу крови и кислорода к мозговым рецепторам.
  • Сахарный диабет и нарушения эндокринной системы — увеличение глюкозы сужает стенки сосудов и препятствует мозговому кровотоку.
  • Болезнь Альцгеймера — неизлечимая патология, вызывающая некроз рецепторов мозга.
  • Сбои работы щитовидной железы — недостаток йода в организме тормозит естественные умственные способности.
  • Остеохондроз — образование межпозвоночной грыжи или защемлённые позвонки перекрывают поток кислорода в сосудах.
  • Сердечно-сосудистые патологии — перепады сердечного ритма и артериального давления сдавливают кровеносные артерии, что мешает нормальному кровообращению.
  • Острые и хронические инфекции — поражают волокна центральной нервной системы и блокируют реакции организма.
  • Передозировка или длительное употребление антидепрессантов и седативных препаратов снижают концентрацию внимания.
  • Другие отклонения — нарушенный обмен веществ, хронические и аутоимунные болезни, старческий маразм, алкоголизм, наркомания.

Психологические причины:

  • психоэмоциональные потрясения;
  • затяжные глубокие депрессии;
  • нервное перенапряжение;
  • бессонница, постоянный недосып;
  • избыток умственной нагрузки;
  • хроническая усталость, упадок сил.

Симптомы, указывающие на ухудшение памяти

Звоночки, подаваемые памятью, которые должны Вас насторожить:

  • забывчивость, проявляющаяся в вопросах быта;
  • трудности с фокусированием внимания на конкретном объекте;
  • проблемы с заучиванием и запоминанием информации, с её воспроизведением;
  • нарушение мыслительного процесса, потерей логических связей, утраты остроты ума;
  • растерянность и неуверенность;
  • аутизм, социальная дезадаптация;
  • затуманенное сознание.

Нередко проблемы с памятью начинаются на фоне ухудшающегося общего самочувствия. При этом они могут сочетаться:

  • с головными болями;
  • со скачками давления;
  • с тремором рук;
  • с мышечными спазмами;
  • с головокружением;
  • с падением остроты зрения.

Если при наличии 2-3 вышеперечисленных проблем снизилась память, надо срочно обращаться к медикам за помощью, поскольку эти симптомы сигнализируют о быстро развивающихся патологиях мозга.

Синдромы нарушения памяти

Нарушение памяти бывает очень разнообразным и может сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

Шел в комнату – попал в другую

Если простые меры не помогают и забывчивость стала вашим привычным состоянием – обратитесь к специалисту, который поможет выяснить её причину.

Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость - Медицинский центр «Эхинацея»врач-невролог Национального медико-хирургического центра им. Пирогова Вера Блохина. – Чаще эта болезнь возникает после 65 лет, но в редких случаях фиксируется и у молодых. Большое значение для развития этого заболевания имеет наследственная предрасположенность. Возрастное снижение памяти, в отличие от деменции, не вызывает социальной дезадаптации и не прогрессирует».

При сосудистых изменениях затормозить ухудшение памяти помогают лечение сопутствующих заболеваний, коррекция факторов риска (веса, давления, уровня сахара и холестерина в крови) и приём специальных антидементных препаратов.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий