Основные теоретические аспекты изучаемой темы
а) Терминология
Социальное поведение — такое поведение человека, которое рассчитано на оказание определенного влияния на других людей и (или) на изменение положения данного человека и (или) других людей в системе человеческих взаимоотношений.
Разновидности социального поведения:
Помогающее поведение — оказание прямой помощи, поддержки тому, кто в ней нуждается добровольно, без принуждения и без расчета на получение какого-либо вознаграждения, но без потенциального жертвования чем-либо (в отличае от альтруистического поведения, которое подразумевает некоторого рода риск или лишения).
Поведение привязанности — обозначает поведение ребенка в отношении взрослых людей, к которым у ребенка возникло чувство привязанности. Выражается в постоянном стремлении быть рядом.
Поведение по типу «А» — характеризуется конкуренцией, нетерпимостью, раздражительностью, враждебностью, цинизмом и недоверием.
Поведение по типу «Б» — характеризуется отсутствием стремления открыто конкурировать, доброжелательностью.
Стремление добиваться успехов — порождается потребностью достижения успехов.
Стремление к избежанию неудач — противоположное стремлению добиваться успехов. Проявляется в желании быть не хуже многих других людей.
Стремление к власти — поведение людей, уже находящихся у власти.
Тревожность — когда потенциально способный, стремящийся к успеху человек терпит неудачу из-за того, что проявляет излишнее беспокойство там, где нужно было бы действовать спокойно и уверенно.
Беспомощное поведение — когда человек, имея все возможности для самостоятельного успешного решения жизненной проблемы, тем не менее бездействует, обрекая себя на неудачу.
Агрессивность — враждебность отношений между людьми.
Девиантное поведение — поведение, существенно отклоняющееся от принятых социальных, правовых, этических или моральных норм общества, нарушающее эти нормы. При этом окружающие могут испытывать неприятные ощущения, неудобство, неловкость, чувство стыда и т.п.
Мотив — любой, как правило, гипотетический, внутренний источник поведения человека, определяющий его активность, целенаправленность и устойчивость (иногда понятие «мотивы социального поведения» заменяют на понятие «социальные потребности»).
Мы рассмотрим те основные мотивы, которые считаются наиболее значимыми и сильно влияющими на поведение человека, и которые наиболее глубоко изучались учеными.
Термины, называющие мотивы социального поведения:
1. Мотив достижения успеха — Мотив избежания неудач
2. Мотив аффилиации (установления близких отношений с людьми) — Мотив «боязнь быть отвергнутым»
3. Мотив привязанности
4. Мотив власти
5. Мотивы беспомощности
6. Мотивы просоциального поведения (рассчитанные на оказание помощи людям) — Мотивы антисоциального поведения (преследуют цель нанесения вреда).
Специальные понятия:
Потребность — общее состояние нужды человека как социального существа в тех общественных (социальных) условиях, которые позволяют ему становиться, оставаться личностью и развиваться как личность.
Стимул — любой внутренний или внешний фактор, который влияет на активность поведения, направленного на достижение цели.
Ценность цели — личностная значимость цели для человека.
Субъективная вероятность достижения цели — оценка самим человеком возможности добиться успеха.
Понятие об иерархии потребностей и мотивов человека
Это понятие в данном значении отражают многоуровневое, системное соподчинение мотивов и мотиваций человека, где одни мотивы и мотивации являются более значимыми и в большей степени влияют на поведение человека, другие стоят на более низких позициях значимости, и все они взаимодействуют между собой в той или иной степени.
а) Силой того или иного мотива в данный момент времени.
б) Субъективно оцениваемой вероятностью удовлетворения потребности.
в) Значимостью цели, которая может удовлетворить ту или иную потребность.
г) Оценкой индивида своих способностей.
д) Оценкой человеком затрат усилий и времени, которые ему могут понадобиться.
Мотивация — система разнообразных внутренних и внешних по отношению к человеку факторов, которые наряду с мотивом оказывают влияние на поведение. Вся совокупность одновременно действующих в данный момент времени и в данной ситуации потребностей, мотивов и стимулов, а также субъективных ценностей и вероятностей достижения цели.
Позитивная мотивация социального поведения — это совокупность мотивов и факторов, которые побуждают человека к совершению действий, полезных для него самого и для окружающих людей. К такой мотивации относится мотивация просоциального поведения (альтруизм, эмпатия, оказание помощи), стремление к достижению успехов, к установлению хороших взаимоотношений с окружающими людьми.
Негативная мотивация социального поведения — это такая мотивация, которая, напротив, порождает отрицательные последствия как для самого человека, так и для других людей. К такой мотивации относятся, например, агрессивность, избежание неудач, боязнь быть отвергнутым людьми.
Нейтральная (или асоциальная) мотивация социального поведения — такая мотивация, которая порождает поведение, само по себе не приносящее ни пользы, ни вреда людям, но в зависимости от обстоятельств может оказаться как полезным, так и вредным.
Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным — внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Человек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность.
Мотивационное поведение — побуждающее окружающих поступать в соответствии с собственными интересами.
б) Мотивы и мотивации социального поведения. Теории происхождения.
Возрастные изменения
Гипотезы о механизмах формирования и развития потребностей:
1. По Г. Оллпорту, вначале новые мотивационные черты появляются у человека, будучи функционально связанными со старыми чертами его личности. В дальнейшем они становятся независимыми. Если логически последовательно реализовать эту идею, то, в конечном счете, есть единственная или несколько простейших врожденных потребностей, к которым как к базовым можно свести все остальные мотивы.
2. Возможно, новые человеческие потребности могут возникать через осознание человеком того, что ему необходимо на данном этапе его психологического развития (ведь бывает, что человек жертвует какими-либо потребностями ради самосовершенствования).
3. В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным.
Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей.
Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей.
Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т. е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.
На вопросы о законах формирования и развития различных мотивов и мотиваций у детей пока еще невозможно ответить однозначно из-за явного дефицита экспериментальных данных. Эти вопросы еще требуют глубокой теоретической проработки и обоснования.
Мотив и мотивация агрессивности
Может быть мотивирована страхом перед фрустрацией, желанием напугать кого-либо, стремлением добиться принятия своих идей, удовлетворения своих интересов за счет других людей с нанесением им явного ущерба или вреда.
Разновидности агрессии:
а) Альтруистическая — агрессивные действия из каких-либо благих побуждений, например, в защиту других людей.
б) Агрессия, вызванная страхом — агрессивные действия, вызванные страхом, стремлением избавиться от него.
в) Индуцированная — искусственно, преднамеренно вызванная агрессия.
г) Инструментальная — агрессия, возникшая в результате научения (приобретенная за счет многократного, положительного подкрепления) или акт агрессии, который служит средством достижения какой-либо цели, прямо не связанной с нанесением ущерба или вреда кому-либо.
д) Смещенная — направленная против лица или объекта, не являющегося первопричиной возникновения агрессивного поведения.
е) Территориальная — ее целью является защита территории, которую человек считает своей, от посягательств.
ж) Трансактная — возникает и усиливается в результате непрерывной последовательности активных агрессивных действий людей в отношении друг друга.
Причины возникновения:
Неправильное воспитание, ненормальное, напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние, неблагополучный личный опыт, частые фрустрации (гнетущее напряжение, тревожность, чувство безысходности связанные с неотвратимой угрозой достижению поставленной цели), повышенная активность биологического центра агрессивности, существующего в мозге и др.
В пользу биологической точки зрения на мотивацию агрессивного поведения говорят следующие факты:
а) Агрессивность люди, как известно, проявляют с древних времен и задолго до возникновения общества.
б) Агрессивность, по существу, является до конца неискоренимой, проявляясь даже в высокоразвитых в экономическом и социально-культурном плане странах.
в) Агрессивность в борьбе за существование проявляют практически все животные, особенно высшие. Теория о позитивном влиянии агрессии в эволюции живых существ (К. Лоренц).
г) Доказано, что в мозге человека существует центр, стимуляция которого вызывает необоснованное агрессивное поведение (Х. Дельгадо).
В пользу социальной точки зрения:
а) Путем воспитания можно сделать человека добрым, отзывчивым и т.д., а такие черты характера исключают агрессивное поведение.
б) Теория научения (А. Бандура). Если детей в семье воспитывают так, что любые проявления агрессивности исключаются и осуждаются, если в поведении окружающих дети не видят признаков агрессивности, то они сами не вырастают агрессивными. И наоборот.
в) Фрустрационная теория. В некоторых теориях агрессивности ее возникновение связывают с частым возникновением у человека состояния фрустрации.
г) Существование в обществе «нормы взаимности», т.е. считается нормой отвечать на агрессивное поведение агрессией (эта норма всерьез оспаривается только религиозной моралью: «возлюби врага своего», «не отвечай злом на зло»), право на возмездие, как правило, признается судом как необходимая норма самозащиты.
Беспредельная «пластичность» человеческой морали часто проявляется, когда тому или иному человеку необходимо как-то оправдать свое безнравственное поведение. Эти способы оправдания выделил А. Бандура (один из наиболее глубоких современных исследователей агрессивного поведения):
а) Снижение значимости предпринятой агрессии, активный поиск «доказательств» того, что есть еще худшие действия.
б) Оправдание агрессии стремлением к какой-либо высокой цели (по принципу: «цель оправдывает средства», «лес рубят — щепки летят» и т.д.).
в) Разделение ответственности за агрессию с кем-либо еще.
г) «Расчеловечивание» жертвы по принципу: «такой человек и не такого заслуживает».
д) Отрицание личной ответственности за агрессию («он сам напросился», «так случайно получилось» и т.д.).
е) Поиск «разумных», логически убедительных аргументов.
Считается очевидным, что человек, многократно подвергшийся агрессии, в конечном счете, становится агрессивным. Может, в большинстве случаев это и так, но известны и обратные случаи, когда человек, подвергшийся агрессии, не только сам не становится агрессивным, но и укрепляется в мысли, что необходимо быть и оставаться добрым.
Особое внимание в научной литературе уделяется подростковой агрессии. Более того, она рассматривается как вполне нормальное явление. Были выделены два пика активности: у мальчиков — в 12 и 14-15 лет, у девочек — в 11 и 13 лет. Причем, у мальчиков более выражена склонность к прямой агрессии, а у девочек — к косвенной вербальной.
Одно из возможных объяснений повышенной агрессивности — что агрессивность в этом возрасте способствует завоеванию и сохранению высокого статуса среди сверстников. Также замечено, что уровень агрессивности связан с самооценкой. Чем экстремальнее самооценка (крайне завышенная или крайне заниженная), тем выше агрессивность подростка.
Мотив и мотивация достижения успехов
Выраженное стремление человека добиваться успехов, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.
Мотив достижения успехов, как и многие другие мотивы, может порождать две противоположные, конкурирующие друг с другом поведенческие тенденции: стремление добиться успеха и стремление избежать неудач. У человека могут быть одновременно развиты или не развиты оба этих мотива (что приводит либо к внутреннему конфликту, либо к пассивности).
С этими двумя мотивами функционально связаны (значимо коррелируют) самооценка, уровень притязаний, тревожность, аффилиация, мотив власти, беспомощное поведение, локус контроля и атрибуция ответственности.
На мотивацию могут оказывать влияние следующие факторы: потребность в достижении успехов, ценность успеха, стандарты выполнения, субъективная вероятность достижения успехов, представление о собственных способностях, атрибуция успехов и неудач (т.е. приписывание их тем или иным причинам).
Формируется в дошкольном возрасте, и его развитие непосредственно зависит от того, как окружающие ребенка взрослые люди обращаются (поощряют, остаются равнодушны, наказывают, помогают) с ним в тех случаях, когда он добивается успехов или терпит неудачи.
В младшем дошкольном возрасте, в период от 3-х до 5 лет, у детей появляется возможность оценивать свои способности и соотносить их со степенью трудности поставленной задачи, а так же они начинают различать, что в их достижениях зависит от приложенных усилий.
В ходе экспериментальных исследований было установлено, что у детей 4-5 лет данный мотив является достаточно развитым, а приблизительно к 5-6 годам становится достаточно устойчивым и мало изменяющимся.
В старшем школьном возрасте (от 4-5 до 6-7 лет) появляется способность оценивать вероятность достижения успехов в той или иной ситуации. А в школьном возрасте учатся строить стратегию своего поведения в ситуации достижения успеха.
В подростковом возрасте уже формируется умение точно и сознательно рассчитывать свои действия, ориентированные на достижение успехов. Причем с этого момента в оценке своих достижений они уже более ориентируются на оценку этих достижений со стороны сверстников, а не взрослых.
И чем выше уровень интеллектуального развития ребенка, тем быстрее и легче проходит процесс становления структуры мотивации достижения.
Мотив и мотивация власти
Выраженное стремление получить и сохранить власть над людьми, держать их под своим контролем.
На мотивацию может оказывать влияние: потребность руководить, управлять людьми, контролировать их поведение, решать их судьбу.
Теории возникновения:
а) Особенно выражен этот мотив у людей с выраженным комплексом неполноценности (по А. Адлеру).
б) С точки зрения зоопсихологов и специалистов по поведению животных (этологов), этот мотив имеет аналог среди животных (стремление более сильных особей стать вожаком стада). Этот мотив является врожденным (как и агрессивность) и может играть положительную роль в борьбе за существование.
Структурные составляющие:
а) Осознание выгод получения власти.
б) Оценка своих возможностей получения власти.
в) Оценка того, чего ему будет стоить приобретение и удержание власти.
г) Оценка шансов получить власть в конкурентной борьбе.
В младшем дошкольном возрасте стремление к получению власти, скорее всего, порождается желанием ребенка получить определенные преимущества в совместной игровой деятельности. И эта ситуация, по-видимому, сохраняется до поступления в школу. В младшем школьном возрасте круг общения ребенка существенно расширяется, и теперь детям приходится бороться за власть сразу в нескольких малых группах, в состав которых входят люди разных возрастов, как знакомые, так и незнакомые.
Происходит развитие умения оценивать свои возможности получения власти, осознание преимуществ, которые она дает, обучение приемам борьбы за власть и ее сохранение. Все это активно продолжается в подростковом возрасте. Умение оценивать все структурные составляющие в полной мере формируется только к старшему школьному возрасту.
Мотив и мотивация аффилиации
Может конкурировать с другими потребностями, быть несовместимой с ними (например, с потребностью достижения успехов или с потребностью власти), тем самым порождая трудноразрешимый внутренний конфликт.
Мотив аффилиации, как и многие другие мотивы, может порождать две противоположные, конкурирующие друг с другом поведенческие тенденции: стремление к людям (когда человек стремится установить взаимоотношения с людьми и, даже если они его отвергают, не очень переживает по этому поводу и стремится установить отношения с другими людьми) и боязнь быть отвергнутым (когда человек из-за боязни быть отвергнутым не стремится к людям, а, напротив, избегает их).
Было, например, установлено, что люди с высоким уровнем развития аффилиации легче находят поддержку и понимание у людей с таким же высоким уровнем развития аффилиации, и наоборот.
На мотивацию аффилиации может оказывать влияние следующие факторы: значимость для человека того, с кем он хочет установить взаимоотношения; вероятность добиться в этом успеха; оценка своей личной привлекательности; оценка своих коммуникативных способностей и др.
Теории возникновения:
а) Установлено, что дети, родившиеся первыми в семье, или единственные имеют более сильную склонность к аффилиации.
б) Связывается с опытом общения ребенка с матерью или заменяющим ее лицом в младенческом и раннем возрасте.
Влияющие факторы:
а) Степень развития привязанности как черты личности человека.
б) Мера его одиночества (насколько он хочет от него избавиться).
в) Оценка вероятности быть отвергнутым.
г) Оценка затрат и издержек, возможных при установлении взаимоотношений.
д) Оценка личной привлекательности.
е) Оценка своих коммуникативных способностей.
ж) Ценность установления взаимоотношений именно с данной группой людей.
В младенческом возрасте появляется первичная привязанность, на основе которой в дошкольном возрасте существует активное стремление ребенка к людям, сближению с ними. Когда начинается период групповых игр, это стремление оказывается мотивированным интересом к игре и желанием быть принятым в среде сверстников и иметь в ней определенный статус.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети уже обычно умеют оценивать вероятность быть принятыми или отвергнутыми. В подростковом возрасте положение существенно меняется. Теперь дети могут более или менее адекватно оценивать свою привлекательность, коммуникативность.
Мотивы и мотивация девиантного поведения
Скорее всего, исходным мотивом может являться любой другой мотив, который в данный момент может быть удовлетворен девиантным поведением.
Вероятные причины возникновения:
а) Отсутствие у человека четких представлений о социальных нормах поведения (неправильное воспитание, неразвитость человека как личности).
б) Наличие в сознании человека норм, которые не соответствуют общепринятым (результат неправильного воспитания).
в) Окружающая среда, обстановка вынуждают вести себя девиантно (например, значимые для человека окружающие люди ведут себя девиантно).
г) Наличие у человека в данный момент таких психологических особенностей (например, акцентуированные черты характера, такие, как сенситивность, циклотимность, истероидность и др.), состояния (состояние аффекта или переживание фрустрации), которые способствуют такому поведению.
Первые три пункта могут быть связаны с отсутствием в обществе твердо установленных социальных норм (что нередко случается в переходные моменты в истории общества), отсутствием как в обществе в целом, так и в социальных группах, к которым принадлежит индивид, строгих наказаний за девиантное поведение.
На девиантное поведение существенное влияние (особенно у подростков) оказывают референтные группы — это такие социальные группы, на ценности и нормы которой ориентируется индивид.
Мотив и мотивация просоциального поведения
(альтруизма, эмпатии, оказания помощи)
Альтруизм — бескорыстное оказание помощи и поддержки.
Эмпатия — сопереживание и сочувствие.
Сюда относится поведение типа привязанности, которое делится на первичную (возникшую в младенческом возрасте к наиболее близким людям), вторичную (которая складывается в более поздний период к не столь близким окружающим людям), базисную (которая формируется из первичной и (или) вторичной и сохраняется на всю жизнь) и ситуационную (изменчивую во времени, сохраняющуюся в течение небольшого периода и проявляющуюся в определенных ситуациях и эпизодах жизни).
Сюда относится мотив (потребность) оказывать помощь людям, заботиться о них.
Воспитание и развитие в человеке этих форм поведения и мотивов является самым эффективным способом избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения.
Стремление и желание оказывать помощь управляется:
а) Оценкой человеком того, насколько другой человек нуждается в помощи.
б) Может ли с тем другим человеком произойти что-то не приятное в результате неоказания ему помощи.
в) В состоянии ли кто-то иной оказать ему помощь.
г) Готов ли данный человек принять помощь со стороны того, кто эту помощь предлагает.
По наблюдениям за детьми до 3-хлетнего возраста, они еще не способны оценивать все вышеуказанные факторы. Значит, помогающее поведение может являться результатом подражания, либо того, что окружающие взрослые поддерживают такое поведение поощрением. В младшем дошкольном возрасте дети, скорее всего, уже могут путем наблюдения понять, нуждается ли данный человек в помощи и готов ли он принять помощь.
Осознание двух других моментов мотивации приходит, видимо, в старшем дошкольном возрасте, ближе к его концу, и продолжает свое развитие в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте основной мотивацией оказания помощи может стать личное отношение к данному человеку, восприятие его как хорошего или плохого.
Возможно, именно этот фактор и играет важную роль в выборе стиля поведения подростком, а не особая его жестокость и агрессивность как таковые, как часто пишут в научной литературе. В старшем школьном возрасте в расчет будут браться уже все факторы, и старшие школьники, как правило, готовы оказать помощь даже тем, кто им лично не симпатичен.
Мотивы и мотивация беспомощного поведения
Виды:
а) Когнитивная — когда человек не решает проблему по каким-то чисто субъективным причинам (недооценивает имеющиеся знания, не уверен в себе, не правильно воспринимает сложившуюся обстановку и т.д.)
б) Приобретенная — поведение, приобретенное в результате неблагоприятного прошлого опыта (когда предпринимаемые попытки не приводили к желаемому результату).
Причины возникновения:
а) Ситуационные — обстановка, в которой любой человек не нашел бы решение; невозможность разобраться в ситуации; непредсказуемость, изменчивость ситуации; понимание, что выход из ситуации зависит только от воли случая, а не от прилагаемых усилий.
б) Индивидуально-психологические — преобладание мотива избежания неудач над мотивом достижения успехов; низкая самооценка и уровень притязаний; повышенная тревожность; недостаточно сильное желание выйти из ситуации.
Мотив и мотивация тревожности
Этот мотив заинтересовал ученых вскоре после того, как распространившиеся в мире конкурентные отношения людей, основанные на свободной рыночной экономике, привели к общему повышению уровня тревожности среди масс людей.
Высокотревожные люди эмоционально намного более остро реагируют на сообщение о неудаче или на уменьшение времени на выполнение задания, чем низкотревожные люди. Особое внимание привлекла так называемая экзаменационная тревожность. Она обычно проявляется в повышенном беспокойстве человека в тех ситуациях, когда его способности подвергаются проверке.
При этом, чем очевиднее связь выполняемого задания с проверкой способностей, чем сильнее конкуренция, тем хуже высокотревожные люди справляются с заданием. Экспериментальными исследованиями (в частности, Г. Саразон) было подтверждено, что в этой ситуации низкотревожные люди обычно по результатам своей деятельности превосходят высокотревожных.
Однако при незначительной или умеренной связи выполняемого задания с самооценкой нередко обнаруживается прямо противоположная зависимость: сильнотревожные испытуемые наоборот превосходят слаботревожных. Вопреки сложившемуся мнению, что высокая тревожность неизменно отрицательно влияет на деятельность человека, эти эксперименты свидетельствуют, что фактор высокой тревожности наоборот выступает как фактор, способствующий продуктивной деятельности во многих социальных ситуациях, в которых человек не подвергается испытаниям и ему не приходится напрямую соревноваться с другими людьми.
Самые общие тенденции возрастного изменения мотивов и мотиваций:
1. В те периоды жизни детей, когда ведущим видом деятельности становится общение, постепенно повышается значимость мотивов социального поведения. Согласно периодизации возрастного развития Д.И. Фельдштейна это периоды с рождения до 1 года, с 3-х до 6-7 лет, с 11-12 до 15-16 лет.
В эти периоды следует ожидать усиление положительных мотивов социального поведения (мотивация аффилиации, достижения успехов, просоциального поведения). Кроме того, в эти же периоды, скорее всего, будут происходить наиболее значимые изменения в иерархии мотивов социального поведения.
2. Когда ведущим видом деятельности для ребенка становится предметная деятельность, на первый план выходит развитие познавательных процессов и интеллектуальной сферы в целом, в эти периоды существенного изменения силы мотивов социального поведения ждать не следует.
3. В периоды известных детских возрастных кризисов (например, кризис трехлетнего возраста и подросткового) на первый план будут выходить в основном негативные мотивы социального поведения.
в) Выводы о степени развитости и соотношении мотивов и факторов мотивации у детей разных возрастных периодов
Дети раннего и младшего дошкольного возраста
До 3-х лет: особенно развит, вероятно, мотив аффилиации. На втором месте мотив оказания помощи. Затем мотив достижения успехов.
После 3-х лет: намечаются связи между тремя этими мотивами.
В этом возрасте дети еще не в состоянии различать, воспринимать и оценивать многие факторы, поэтому эта оценка будет напрямую зависеть от оценок этих факторов взрослыми, окружающими ребенка.
Начинающий развиваться мотив власти окажет влияние на развитие первых трех мотивов, т.к. детьми этого возраста положительные качества (доброта, альтруизм, компетентность в игре) ценятся выше всего.
В младшем дошкольном возрасте происходят изменения в иерархии мотиваций. Это связано с тем, что дети начинают лучше оценивать, например, факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, чем касающиеся мотивации аффилиации. Многое будет зависеть от прошлого опыта ребенка (например, можно предположить, что дети, воспитываемые в домашних условиях, будут менее адекватно оценивать эти факторы, чем дети, посещающие дошкольные учреждения).
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста
У детей младшего школьного возраста мотивации становятся значительно более развитыми (в связи с быстрым интеллектуальным развитием и резким расширением круга общения). Также мотивы становятся более независимыми друг от друга, что приводит к возникновению самых различных сочетаний. В этом возрасте начинает формироваться социально-мотивационный тип личности.
Подростки
В структуре мотивации, скорее всего, будут доминировать мотивы аффилиации.
На втором месте могут находиться мотивы, связанные с достижением успехов. Причем два этих мотива будут взаимодействовать (т.к. одной из наиболее значимых сфер достижения успехов для подростка является именно сфера межличностных отношений).
Мотив власти вряд ли будет находиться на одном из первых мест для большинства подростков, т.к. подростки обычно не любят тех сверстников, которые ими «командуют».
Кроме того, учитывая возрастную жесткость (подчеркиваем — не жестокость) взаимоотношений подростков, следует ожидать, что на первых местах не окажутся выраженные просоциальные мотивы типа альтруизма, особенно по отношению к сверстникам, которые по каким-либо причинам несимпатичны.
Стоит также отметить, что структура мотивационной сферы мальчиков и девочек в этом возрасте может отличаться. Так, например, можно предположить, что у мальчиков мотивы достижения успехов и власти могут занимать более высокое положение, чем у девочек.
Старшеклассники
В этом возрасте завершается формирование познавательной, интеллектуальной сферы, то есть всех психических процессов. То же самое касается важнейших структур личности (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, потребности и т.д.). В связи с этим, в этом возрасте могут наблюдаться уже достаточно большие и устойчивые индивидуальные различия в структуре мотивов поведения. Сложившаяся к этому времени иерархия мотивов может оставаться устойчивой уже практически на всю жизнь.