Мизантроп это паталогия или способность сочувствие к самоконтролю

Мизантроп это паталогия или способность сочувствие к самоконтролю Женщине
Содержание
  1. Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?
  2. Может быть интересно:
  3. Виды мизантропов
  4. Значение слова мизантроп
  5. Платон: ненависть к людям — психологическая проблема
  6. Коррекция мизантропии
  7. Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.
  8. Почему появляется ненависть к людям
  9. Известные мизантропы
  10. Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство
  11. В сказочной стране гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.
  12. Что не нравится мизантропам в людях?
  13. Богач тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. разочарованный предательством вероломных товарищей, тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.
  14. Причины мизантропии
  15. Пережитое в детстве насилие
  16. Профессор философии, преподаватель берлинского университета имени гумбольдта михаэль пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.
  17. Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку
  18. Знак мизантропа
  19. Ненависть к человечеству — реальность xx века
  20. Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «государь» как сатиру.
  21. Кто такой мизантроп?
  22. Циник макиавелли: как уничтожать простых людишек
  23. Ненависть мизантропа к самому себе
  24. Мизантроп кто это такой
  25. Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский тимон — самоубийца. причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:
  26. Признаки мизантропа
  27. «освобождение», вынесенное в заглавие трактата майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.
  28. «практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «лекциях по этике» иммануил кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.
  29. Мизантропы в культуре
  30. Пережитое в детстве насилие
  31. Моральные недостатки
  32. Мизантропия по лукиану — созидательная сила
  33. Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.
  34. Деструктивный потенциал мизантропии по шекспиру
  35. Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.
  36. Джонатан свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют
  37. Святой винсент
  38. Рождественская история
  39. Таксист
  40. Мир создан милосердным богом, а значит, и чада его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. а все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. и должны гореть на костре.
  41. Мизантропия — дьявольское наваждение
  42. Может быть интересно:
  43. Любовь к человечеству: кант и гегель
  44. Если протагонист лукиана самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.
  45. Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.
  46. Мизантроп как маргинал
Как быть Леди:  Синдром самозванца - Н.Нарицын, М.Нарицына - психотерапия, психоанализ

Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?

Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.

Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.

Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2022 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.

Может быть интересно:

«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности

Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.

Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.

Виды мизантропов

Не нужно путать мизантропию с социопатией. В основе обоих понятий лежит ненависть. Но у мизантропа она выражается лишь в отгораживании от людей, тогда как у социопата – в агрессии, стремлении сделать больно. Мизантропам присущи цинизм, эгоцентризм, эгоизм, но проявляются эти качества пассивно, не переходя в грубое нарушение общественных норм.

Перечисленные виды можно поделить на две большие категории:

  1. Негодующая личность – озлобленный на весь мир человек, постоянно скандалящий и конфликтующий. Лютая ненависть к человеческим «недостаткам» вызывает неуемное желание развенчать, унизить, растоптать, уничтожить. В основном их ненависть не выходит за рамки словесного негодования, но иногда агрессия становится опасной для окружающих. Чтобы выразить презрение к «быдлу», ожесточенный мизантроп готов принести в жертву собственную свободу, а иногда и жизнь. Другие представители данной категории, считающие человечество безнадежным и неисправимым, становятся отшельниками.
  2. Поборник справедливости – мизантроп, ненавидящий не людей в совокупности, а отдельных индивидов. Имеются в виду личности, виновные в несправедливостях и безобразиях. По сути, эта категория мизантропов – идеалисты, не выносящие многих негативных вещей. Их дико раздражает все: от мусора на остановках и нецензурных выражений до жестокости по отношению к животным и борьбы за власть. Они не отгораживаются от общественной жизни, а яростно пытаются изменить мир посредством всевозможных реформ.
Как быть Леди:  Свойства информации - Информатика и информационные технологии

Значение слова мизантроп

Основные термины в психологии имеют греческие корни. Слово «мизантроп» переводится как «человеконенавистник» («мез» – ненависть и «апропос» – человек).

Мизантропия – это не врожденное психическое отклонение. Такое отношение к миру формируется в течение жизни. Значение термина «мизантроп» сложно передать всеобъемлюще, поскольку сейчас это понятие многогранно. Этот человек не яро ненавидит все традиционное, но каким-то образом приспосабливается к выживанию в ненавистной ему среде.

Среди мизантропов встречаются затворники, полностью отгородившиеся от общения с «массой». Есть индивидуалисты, считающие себя высокоразвитыми уникумами. Некоторые ненавистники иногда склоняются к филантропии и помогают ближним. Правда, делают они это не из любви, а для имиджа, то есть в корыстных целях.

Мизантроп обычно выбирает себе ограниченное число людей и общается только с ними. У него отсутствуют естественные для обычных людей реакции: спонтанная симпатия, почтение, некритичность.

Человечество мизантроп воспринимает как единый организм, действующий и реагирующий шаблонно. Допущение ошибок он не приемлет. Любые автоматические реакции и действия, по его мнению, – признак безответственности и тупости. Убеждаясь на каждом шагу в неразвитости и слабости людей, мизантроп все больше ненавидит «безликую массу». Самого себя он критикует не менее строго, отслеживая малейшие свои промахи и избавляясь от «позорных» слабостей.

Платон: ненависть к людям — психологическая проблема

Тенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:

«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого. Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»

Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:

«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».

Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.

Коррекция мизантропии

https://www.youtube.com/watch?v=vZrSnFGD8Dg

Если мизантроп осознает свою проблему и желает избавиться от человеконенавистничества, то перестроить его сознание вполне возможно. Мизантропия – не болезнь, а психическое отклонение, в большинстве случаев поддающееся корректировке.

Главное – избрать нужное русло. Мизантропам, особенно поборникам справедливости, не чуждо чувство сопереживания. С такими работать легче всего. Индивид должен стать социальной личностью, принять законы общества и научиться следовать им.

Задача психолога – сделать из мизантропа филантропа. Последний, видя несовершенство людей, не отгораживается от них, а стремится улучшить действительность.

Внушать отшельнику, что мир хорош и справедлив, не имеет смысла. Лучше всего согласиться с его оценкой общества, но при этом постараться перепрограммировать эмоции. Проще говоря, из брюзги нужно сделать активного деятеля, стремящегося улучшить мир.

Мизантроп должен поверить, что его усилия способны привести каким-то видимым переменам. Только тогда он по доброй воле начнет смотреть на жизнь по-иному.

Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество!

Н. Карамзин, русский историк и литератор.

Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.

Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.

О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:

«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».

Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.

Почему появляется ненависть к людям

В раннем детстве человек открыт миру, наивен и доброжелателен. Сталкиваясь с агрессией или другим негативом, ребенок «включает» внутренние защитные механизмы, стирающие подобные ситуации из памяти. Взрослея, дети перестают верить миру безоглядно. Подросток ощущает себя полноценной личностью, обладающей всеми правами. Критическое мышление у него уже сформировалось, и, как правило, выступает на передний план.

Подрастающий человек вдруг осознает, что окружающая действительность – отнюдь не добрая сказка, в ней много жестокости, лицемерия, несправедливости и предательства. Реакция подростка на это может быть очень болезненной.

Посеять зерна мизантропии в сознании подростка может не только «несправедливость мира», но и обстановка в собственной семье. Когда ребенок наблюдает, как родные люди живут вразрез с провозглашаемыми нормами морали, это воспринимается как предательство.

Иногда такие дети вырастают активными поборниками справедливости и пытаются изменить мир к лучшему. Но чаще слабая детская психика не способна противостоять подобным испытаниям, и ребенок начинает испытывать ненависть ко всему на свете. Хуже всего, когда мизантропия перерастает в социопатию.

Известные мизантропы

Самыми известными мизантропами считаются Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр. Свою ненависть к человечеству Шопенгауэр выразил в манифесте. Один из главных постулатов этого «творения» – отвоевывание максимального личного пространства, неуважение равнодушие к другим людям. Ницше волновала идея сверхчеловека. Именно ему принадлежит самый кощунственный в истории человечества тезис: «Бог умер».

Адольф Гитлер полагал, что воплотить его замыслы по переустройству планеты способна «лучшая» раса. Справедливость фюрер понимал своеобразно: чтобы усовершенствовать мир, ему требовалось сократить население земного шара как минимум вдвое.

Конечно, есть примеры и менее деструктивные. Среди мизантропов много выдающихся мыслителей и философов. Например, невыносимый в общении Жан Жак Руссо подарил миру гениальные творения. Музыкант Стивен Патрик Моррисси ненавидел людей, но с любовью относился к «братьям нашим меньшим».

Мизантпопы встречаются даже среди представителей публичных профессий. Достаточно вспомнить актера Била Мюррея.

Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство

Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:

«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».

Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.

С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.

В сказочной стране гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.

В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:

«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».

Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.

Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.

Что не нравится мизантропам в людях?

Не секрет, что люди — далеко не идеальные создания с картинки, где все милы, улыбаются друг другу, пахнут лавандой и не знают, что такое насилие. Однако мизантропы возводят недостатки человечества в статус пороков. Всего есть три большие группы основных источников претензий.

Моральные недостатки

К ним относятся жестокость, безразличие к чужим страданиям, эгоизм, моральная лень, трусость, несправедливость, жадность и неблагодарность. Ущерб, причиненный этими пороками, можно разделить на три категории: вред, причиненный непосредственно другим людям, вред, причиненный непосредственно животным, и вред, причиненный косвенно как людям, так и животным в результате нанесения ущерба окружающей среде. Примеры этих категорий включают Холокост, животноводство, и загрязнение, вызывающее изменение климата.

Богач тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. разочарованный предательством вероломных товарищей, тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.

В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:

«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».

Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:

«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».

Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.

Причины мизантропии

Что же способствует развитию мизантропического мировоззрения? На формирование характера человека и его отношение к действительности влияют прежде всего обстоятельства.

Общественный устои, традиции и нормы поведения складываются на протяжении веков. Большинство людей следует им, не задумываясь. Мизантропы же резко противопоставляют себя обществу, и основой такого поведения всегда выступают конкретные причины.

Пережитое в детстве насилие

К сожалению, многие дети подвергаются насилию в семье, в школе, в компании сверстников. Редкий ребенок может противостоять подобным обстоятельствам. Чаще всего такие дети ожесточаются и затаивают обиду на все окружающее, привыкают доверять лишь себе. Мир предает ребенка, а в ответ получает ненависть. Кроме того, жестокость подавляет личность человека, угнетает его самооценку и способствует развитию многочисленных комплексов. Из таких детей вырастают, как правило, всем и вся недовольные зануды и брюзги.

Профессор философии, преподаватель берлинского университета имени гумбольдта михаэль пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.

Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.

С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.

Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.

В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.

Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку

В рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.

Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший:

Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.

Знак мизантропа

Среди знаков Зодиака имеются свои лидеры мизантропии.

  • Главным интровертом считается Скорпион. Представители этого созвездия настолько противоречивы, что их поведение пугает окружающих. Хорошее чувство юмора, харизматичность и яркая сексуальность сочетаются в них с крайней агрессивностью. Такие качества притягивают только любителей острых ощущений.
  • Раки склонны игнорировать все социальные нормы. Рак создает впечатление чувствительной натуры, но на самом деле он любит лишь себя. Сопереживать, сочувствовать и жалеть этот знак способен.
  • Близнецы ради своей победы в споре не погнушаются ничем. Для них важно только свое мнение. Способности к манипуляциям у данного знака потрясающие. С ним люди чувствуют себя виновными даже за то, чего не совершали.

Ненависть к человечеству — реальность xx века

Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?

Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой.

При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.

Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «государь» как сатиру.

Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.

Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».

Кто такой мизантроп?

Мизантроп — это человек, который презирает, ненавидит других людей, испытывает к ним отторжение. Причем его пренебрежение относится вообще ко всем людям, что отделяет мизантропа от сексистов, расистов и противников отдельных групп людей.

Ему неприятно человечество как вид, подобно агенту Смиту, он считает, что homo sapiens — это вирус, который разрушает прекрасный мир, созданный природой. Поэтому человечеству нужно меньше размножаться, а в довольно радикальных формах мизогинии люди просто могут завернуться в простыни и самоликвидироваться.

Циник макиавелли: как уничтожать простых людишек

Интерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.

Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:

«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».

Ненависть мизантропа к самому себе

Восприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:

«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».

Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:

Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.

Мизантроп кто это такой

Мизантроп презирает не конкретных людей, а человеческий род в целом. Социальные нормы и правила поведения кажутся ему навязанными извне догматами. Эмоции и поведение основной массы людей, по мнению мизантропа, не что иное, как проявление глупых стадных инстинктов.

Среднестатистический мизантроп – это не отшельник-одиночка, полностью избегающий человеческого общества. Обычно у него очень узкий круг друзей, и отношения в этом кругу теплые и искренние.

Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский тимон — самоубийца. причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:

Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!

Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».

Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:

Ты сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.

Признаки мизантропа

Мизантроп имеет три главных отличительных признака: неприятие общественных норм и устоев, противопоставление себя человечеству и способность контактировать с крайне ограниченным кругом лиц. Мизантропия, в отличие от социопатии, – это не патология. Эти люди способны к сочувствию и самоконтролю. Несмотря на всю ненависть к людям, жить вне социума они не могут.

Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать.

Мария фон Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница.

«освобождение», вынесенное в заглавие трактата майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.

Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:

«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».

Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.

«практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «лекциях по этике» иммануил кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.

Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.

По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.

Мизантропы в культуре

Слово мизантроп происходит от греческого misanthrōpos, его распространению по Европе XVII века поспособствовала одноименная пьеса Мольера, хотя герои с аналогичным складом характера встречались и у Уильяма Шекспира, и позже у Гюстава Флобера.

На сегодняшний день, когда человечество осознало и признало свои недостатки, образ мизантропа часто появляется в кино и сериалах: то как злодей, то как объект для смеха. Вот несколько историй о мизантропах.

Пережитое в детстве насилие

К сожалению, многие дети подвергаются насилию в семье, в школе, в компании сверстников. Редкий ребенок может противостоять подобным обстоятельствам. Чаще всего такие дети ожесточаются и затаивают обиду на все окружающее, привыкают доверять лишь себе.

Мир предает ребенка, а в ответ получает ненависть. Кроме того, жестокость подавляет личность человека, угнетает его самооценку и способствует развитию многочисленных комплексов. Из таких детей вырастают, как правило, всем и вся недовольные зануды и брюзги.

Моральные недостатки

К ним относятся жестокость, безразличие к чужим страданиям, эгоизм, моральная лень, трусость, несправедливость, жадность и неблагодарность. Ущерб, причиненный этими пороками, можно разделить на три категории: вред, причиненный непосредственно другим людям, вред, причиненный непосредственно животным, и вред, причиненный косвенно как людям, так и животным в результате нанесения ущерба окружающей среде. Примеры этих категорий включают Холокост, животноводство, и загрязнение, вызывающее изменение климата.

Мизантропия по лукиану — созидательная сила

Первого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.

Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.

Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.

«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.

Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.

Деструктивный потенциал мизантропии по шекспиру

Разрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:

Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.

Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.

Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.

С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.

Джонатан свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют

«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.

Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.

Святой винсент

2022, реж. Тед Мерфи

Мегги только развелась и переехала в другой город вместе со своим маленьким сыном. Она работает круглые сутки и, чтобы ребенок не оставался подолгу один, просит соседа — ветерана войны во Вьетнаме — присматривать за мальчиком. И ей совершенно не бросается в глаза, что дорогой Винсент ненавидит людей.

Рождественская история

2009, реж. Роберт Земекис

Ставшая классической история, написанная Чарльзом Диккенсом и экранизованная множество раз. Эбенезер Скрудж — ожесточившийся скупец, который ненавидит радость и праздник, вместе с тремя духами Рождества отправляется в путешествие через свое прошлое, настоящее и будущее.

Таксист

1976, реж. Мартин Скорсезе

Трэвис Брикл — ветеран Вьетнамской войны — он работает таксистом в ночную смену и смотрит на жизнь города через ветровое стекло. Ночь обнажает город так, что Трэвис видит все его изъяны, и люди с их ночной жизнью становятся ему противны.

Мир создан милосердным богом, а значит, и чада его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. а все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. и должны гореть на костре.

Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.

Мизантропия — дьявольское наваждение

Христианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.

Может быть интересно:

«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности

Любовь к человечеству: кант и гегель

Уже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.

Если протагонист лукиана самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.

Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.

Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.

Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.

Мизантроп как маргинал

Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий