Креативность, её параметры и упражнения для развития | Дефектология Проф

Креативность, её параметры и упражнения для развития | Дефектология Проф Женщине
Содержание
  1. Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи
  2. Что такое креативность
  3. Настройте себя на позитив
  4. Метод вымышленных персонажей.
  5. Тренируйтесь с помощью ассоциаций
  6. Метод шести шляп.
  7. Представьте себя на месте директора
  8. Начните пользоваться второй рукой
  9. Записывайте идеи в блокнот
  10. Найдите новое применение старым вещам
  11. Запишитесь на онлайн-курсы
  12. Попробуйте поработать в кофейне
  13. Вымышленный персонаж
  14. Гибкость мышления
  15. Игра в слова-перевертыши
  16. Изменение структуры или процесса деятельности
  17. Как можно сделать это по-другому
  18. Как развить креативность
  19. Как развить креативность?
  20. Как стать креативным: 7 качеств для неординарного мышления
  21. Критерии креативности.
  22. Ментальные карты
  23. Мозговой штурм
  24. Навык решения сложных проблем
  25. Надевать выдуманные шляпы
  26. Не игнорировать случайные мысли и
  27. Оглядывайтесь по сторонам
  28. Оригинальность мышления
  29. Особенности креативного человека
  30. Параметры креативности
  31. Придумайте связь между словами
  32. Придумать нетипичное применение обычному предмету
  33. Проверьте свои знания
  34. Продуктивность
  35. Разделение с последующим объединением
  36. Рекомендации по развитию гибкости мышления
  37. Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем
  38. Рекомендации по развитию оригинальности мышления
  39. Рекомендации по развитию продуктивности
  40. Сочинить историю из ограниченного количества слов
  41. Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию
  42. Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности
  43. Упражнения на развитие креативности
  44. Упражнения на развития качеств креативности
  45. Цепочки ассоциаций

Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи

Результатом деятельности человека на рабочем месте является определенный товар, явление или услуга. Какие дополнения могут сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, но и добавить ему функционал. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.

Что такое креативность

Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

В психологии креативность это:

  • умение создания интересных идей;
  • предложение неожиданных решений проблем;
  • отклонение от привычных алгоритмов мышления.

Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности.

Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

  1. Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.

  2. Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.

Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

Настройте себя на позитив

Чтобы развивать креативность, нужен особый психологический настрой. Если человек считает себя неудачником, он не сможет быть генератором новых идей. Страхи, сомнения и негативные подсознательные установки подавляют творческое начало.

Попытайтесь определить, что мешает именно вам. Для одних это боязнь показаться глупым, для других — неуверенность в себе или страх перед критикой. Чаще всего источником таких мыслей служат наши убеждения, многие из которых формируются еще в детстве.

Старайтесь чаще вспоминать о своих успехах и концентрироваться только на хорошем. Позитивный настрой стимулирует мозговую активность, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии. По этой причине очень важно работать над своим настроением и самооценкой.

Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. В левой колонке перечислите те страхи, которые препятствуют достижению ваших целей. На второй половине листа составьте подробный план действий по преодолению страхов. Если регулярно выполнять это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.

Метод вымышленных персонажей.

Учитывая, что креативность – это нестандартный подход выполнения поставленных заданий, то и развитие креативности желательно проводить нестандартно. Вряд ли кто-нибудь из нас, пытаясь решить какую-либо задачу, ставит себя на место героя кинофильма или компьютерной игры.  А почему бы и нет? Ведь одна голова – хорошо, а две – лучше.

Пусть даже вторая голова вымышленная. В этом кроется вся прелесть креативности – полная свобода действий и безграничный полет фантазии. Тем более, что отсутствие суперспособностей у человека обусловлено, прежде всего, нежеланием последнего в них поверить.

Например, какой-нибудь парень тщедушного телосложения возвращается ночью домой. В темном переулке к нему подходит несколько человек с явной нуждой в глазах. Предвидя, что решение материальных проблем этих ребят ложится на его плечи, парень начинает во всю глотку кричать якобы идущим за ним друзьям, чтобы они ускорились и вмешались в диалог. И пусть «Череп», «Костыль» и «Лысый» – вымышленные персонажи, не стоит об этом сообщать улепетывающим гопникам.

Пример шуточный, но передает основную суть этого метода. Следует представить, как бы решил какую-нибудь ситуацию любимый киноактер или сказочный герой. А потом просто попробовать интерпретировать это решение под свои реальные возможности.

Тренируйтесь с помощью ассоциаций

Разбудить в себе творческое начало и стимулировать мыслительную активность хорошо помогают ассоциации. Еще Стив Джобс говорил о том, что креативность — это «просто создание связей между вещами». Объединяя между собой разные фрагменты из уже имеющегося опыта, человек синтезирует нечто новое.

Еще одно упражнение — случайные ассоциации. Откройте словарь или другую объемную книгу. Не глядя на страницу, укажите пальцем любое слово и выпишите его на бумагу. Повторите это действие еще раз. Теперь попробуйте связать получившиеся слова между собой — можно придумывать целые истории.

Со временем мозг начинает быстрее создавать ассоциации и необычные идеи. Каждое из слов также полезно представлять в качестве аббревиатуры и расшифровывать. Интереснее всего выполнять это упражнение вдвоем — сравнивать полученные результаты будет очень весело.

Метод шести шляп.

Техника развития креативности в равной степени применимая, как в коллективе, так и одним человеком. Заключается в разделении ролей, то есть шляп, при выполнении задания. Как логично следует из названия, шляп – шесть. Каждая отличается определенными правилами игры.

В случае коллективной работы, каждому участнику «выдается» своя шляпа, согласно цвету которой он должен думать о выполнении задания. Если участников меньше или вообще один, то можно попеременно надевать несколько шляп, главное только до раздвоения личности не доиграться.

Поскольку креативность — это уход от обыденности и стандартных решений, то выработка этого качества также подразумевает полную свободу фантазии. Обсуждая креативность в психологии, ученые пришли к выводу, что это скрытый творческий потенциал, помогающий личности самореализоваться.

Пройти тест на тип восприятия

Представьте себя на месте директора

Развить способность к генерации новых идей помогает ролевое перевоплощение. Сидя в общественном транспорте или на скучной встрече, представьте себя на месте другого человека. Это может быть архитектор, которому предстоит выполнить необычный заказ. Или руководитель крупного предприятия, находящегося в состоянии упадка.

Начните пользоваться второй рукой

У большинства людей правая рука — ведущая. Она более активна, чаще используется, выполняет движения быстрее и точнее. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария.

Свободное рисование — уже само по себе упражнение на креативность. Подготовьте белый лист, цветные карандаши и нарисуйте несложный пейзаж. Лучше всего, если он будет состоять из несуществующих деталей. После этого сделайте пятиминутный перерыв и повторите ту же самую картинку, но другой рукой.

Или возьмите по карандашу в правую и левую руку и попробуйте изобразить бабочку, создавая зеркальный рисунок. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Если справиться с этой задачей не получается, начните с более простого: обводите по пунктирным линиям уже готовые симметричные иллюстрации.

Записывайте идеи в блокнот

Не нужно ждать вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает уже в процессе работы. Для развития креативности требуется постоянное самообучение и творческий рост. Читайте как можно больше литературы по вашей теме, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками.

В соцсетях можно подписаться на блогеров, которые так или иначе соприкасаются с вашей сферой. Постоянно ищите примеры для творческого подъема и учитесь у тех, кто уже достиг определенных успехов. Просматривая работы других людей, вы наверняка извлечете для себя много нового и интересного.

При этом важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте любые возникающие в голове идеи, даже если они кажутся абсурдными. Творческие порывы случаются неожиданно — за приемом пищи, на тренировке, в обувном магазине, во сне. Например, Архимед открыл свой знаменитый закон, принимая ванну.

Для записи идей лучше всего завести специальный блокнот и всегда носить его с собой. Создавать заметки на ходу очень удобно с помощью диктофона. Только не забывайте потом переносить аудиозаписи на бумагу. В дальнейшем, рассуждая над этими пометками, вы можете придумать новый проект.

Найдите новое применение старым вещам

В повседневной жизни люди следуют давно заведенным шаблонным схемам. Попытайтесь креативно подходить не только к рабочим вопросам и хобби, но и к любой деятельности. Привносите в каждое свое занятие немного творчества: даже небольшие изменения могут натолкнуть на новую идею.

Начните переделывать старые вещи или превращать самые обыденные предметы в необычные. Например, можно по-новому использовать кофейную гущу, мед или кокосовое масло. Тренировать креативность можно в компании с друзьями — поставьте новый фильм, выключите звук и начните дублировать героев. А прочитав половину книги, сначала попробуйте самостоятельно придумать ее финал.

Запишитесь на онлайн-курсы

Новые впечатления помогают не только нестандартно мыслить, но и улучшают работу головного мозга. Благодаря регулярно поступающей информации образуются новые нервные клетки и связи между ними. Именно поэтому важно слушать новую музыку, открывать для себя новые фильмы, пробовать новую еду в разных кафе и ресторанах, путешествовать.

Все это подключает к решению задач ранее незадействованные системы мозга и позволяет взглянуть на любую задачу по-новому. Кроме того, очень полезно расширять свои знания в других предметных областях. Популярный и удобный формат обучения — онлайн-курсы.

Как быть Леди:  7 методов, которые помогут избавиться от назойливой подруги: новости, друзья, женщины, психология, советы, любовь и семья

Старайтесь выбирать интересные, но малознакомые вам темы. Готовый успешный шаблон из другой сферы может неожиданным образом пригодиться в вашей деятельности. При этом, даже если вы не получите конкретных знаний, смена привычных действий повысит вашу производительность и поможет открыть что-то новое.

Попробуйте поработать в кофейне

Для рождения новых идей важна смена обстановки. При длительной работе на одном месте человек становится невнимательным и начинает чаще совершать ошибки. Проще всего освободить рабочее место от ненужных вещей, завести новые канцелярские принадлежности, поменять лампу или стол.

Попытайтесь понять, в каких условиях вам легче всего работать. Можно подглядеть, как организован творческий процесс у известных людей. Или попробуйте поработать в кофейне. Это отличное место для того, чтобы написать статью или закончить рабочий проект.

Вымышленный персонаж

Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся стереотипов мышления.

Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает и человек сможет добиться серьезных успехов в своей деятельности.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее. То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

Изменение структуры или процесса деятельности

Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется поэтапно – подумайте, возможна ли перемена мест, например, В.C.А.D вместо привычных А.В.C.D.

Как можно сделать это по-другому

Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в любой ситуации. К примеру, вы ходите на работу от пункта А до пункта В через точки С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F и E. По дороге анализируйте изменения, которые видите и свои эмоции, которые проживаете. Что нового вы обнаружили в пути?

Как развить креативность

Мы уже обозначили, что креативность сопряжена, но идентична таким понятиям как интеллект и талант, а значит ее можно в себе культивировать, развивать. Ниже приведены рекомендации.

Как развить креативность?

Как мы уже выяснили, креативность – это весомое конкурентное преимущество, помогающее обойти соперников во всех сферах жизни. Развитие креативности – важное условие на пути к успеху.

Приемов, помогающих достичь этого, придумано немало.

Как стать креативным: 7 качеств для неординарного мышления

Рискну предположить, что статьи, лекции и тренинги на тему «Как научиться креативно мыслить» встречались практически любому. «Креативный» склад ума ценится, и в любой ситуации для проблемы стараются найти не просто решение, а «креативное» решение. При этом креативность — не то, чему можно научиться, просто захотев этого. Однако творческие люди действительно обладают рядом личностных характеристик, которые можно развить в себе и которые на самом деле важны и для душевного благополучия в целом.

Американский психолог Скотт Барри Кауфман и журналистка Каролин Грегуар в книге «Созданный творить» (Wired to Create) анализируют исследования креативности, чтобы понять, какие же качества играют основную роль в творческом мышлении. Вот основные из них.

У американского писателя XIX века Генри Дэвида Торо, известного в первую очередь благодаря книге «Уолден, или Жизнь в лесу», в которой он описал свой опыт двухлетнего затворничества в хижине на берегу озера, есть отличное высказывание про счастье: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но, если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо». Креативность — такая же бабочка, готовая присесть на наше плечо, как только мы прекратим погоню. Творчество происходит с нами, когда мы занимаемся чем-то, к чему лежит наше сердце, — то, что в английском языке называется passion, а в русском — «энтузиазм», «азарт», «жажда творчества». Именно увлеченность — первая из характеристик, присущих творческим людям.

Искренняя увлеченность чем-то, будь то стрельба из лука, коллекционирование марок, изготовление сложных коктейлей в домашних условиях, пробуждает в нас стремление добиться в выбранной сфере вершин мастерства, однако стоит помнить о том, что увлеченность, как выяснили канадские исследователи, бывает двух видов: гармоничная и навязчивая.

Гармоничная увлеченность — это внутреннее побуждение творить или действовать, стремление вырасти в определенном направлении над собой. Такой творческий путь характеризуется положительными эмоциями, радостью и энергичностью. Конечно, и на этом пути случаются остановки, откаты, падения и даже выгорание, но в целом он прям и позитивен.

Навязчивая увлеченность — это принуждение творить. Речь не идет о какой-то внешней силе, дело в ожидании внешних наград в виде признания окружающих и ощущения собственной исключительности. В таких случаях страх проиграть, оказаться хуже, чем кто-то еще, отравляет творческий процесс. Что делать, если у вас как раз навязчивая увлеченность? Поискать новое увлечение. А если его нет на примете, то, советует Кауфман, не забывать делать перерывы почаще — отдых позволит с искренним энтузиазмом возвращаться к делу, а также немного поработать над мыслительными паттернами. Если говорить вместо привычных «я должен» и «мне надо» выражения в духе «я хотел бы», «я стремлюсь», человек начинает перестраиваться. Звучит странновато, но это работает. По крайней мере, есть исследования, подтверждающие, что это помогает сделать страсть более гармоничной.

А что, если вы понятия не имеете, как найти свое увлечение? Большинство людей, которых мы привыкли считать творческими, обнаружили предмет своего увлечения еще в детстве или отрочестве. Но желание впустить в свою жизнь новое увлечение может прийти в любой момент жизни. Главное — не быть снобом и разрешить себе увлекаться любыми вещами, которые могут вас расшевелить. За этим придут и новые знания, и новые знакомства, и новые возможности. На днях мне попалась на глаза история виртуальной знакомой о том, как несколько лет назад друг повел ее на Измайловский блошиный рынок с целью найти ей хобби, которое добавило бы ей радости в жизни. И пока он пытался заинтересовать ее то тем, то этим, взгляд ее упал на фарфоровую доску для сервировки сыра — и она обрела в своей жизни новое увлечение. Сегодня в ее коллекции более 100 штук, включая дореволюционные.

Вторая и очень важная характеристика творческих людей — это способность к игре воображения. Психологи говорят, что игры, когда человек представляет себе что-то, сами по себе являются творческим действием, потому что в процессе мы создаем нечто из ничего — точно так же, как это делают художники, писатели, музыканты. Именно поэтому наблюдения за детьми в процессе игры — отличная возможность увидеть своими глазами, как происходит творческий процесс.

К сожалению, по мере того как мы взрослеем, игры с воображением либо исчезают из нашей жизни полностью, либо занимают в ней непозволительно малую долю. По замечанию драматурга Джорджа Бернарда Шоу, «мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». Между тем исследование, проведенное в Университете Иллинойса, показало, что игривость позволяет нестандартно мыслить и лучше справляться с тем стрессом, который есть в нашей жизни. Она дарит нам креативность, энергичность и в целом более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Игру и веселье можно впустить в свою жизнь практически любым способом — катание на качелях, танцы до упаду (если это то, что приносит вам удовольствие), открытие новых для себя мест, дурашливое поведение. Даже если вам кажется, что «взрослые» будут на вас неодобрительно коситься, помните, что польза, которую вы извлечете из подобного поведения, будет значительно выше смущения, которое вы можете испытать.

Третья характеристика креативных людей — то, что по-русски называется «витанием в облаках», «строительством воздушных замков» и просто «фантазерством». Этот процесс позволяет нам связать между собой прошлое и будущее, строить долгосрочные планы. То, насколько настойчиво наш ум «уплывает вдаль», указывает на то, что, с точки зрения подсознания, данный мыслительный процесс — сейчас самый важный. Жаль, что наше подсознание не всегда объективно оценивает ситуацию.

А американский психолог Джером Сингер писал о том, что грезы запускают в нас так называемый инкубационный период творческих решений. Именно в момент, когда мы погружены в себя, а не в проблему, которую нужно решить, к нам приходят самые вдохновенные решения — и это, опять же, верно как для писателя, бьющегося над описанием важной сцены, так и для менеджера, ищущего новый подход к сотрудникам.

Как же войти в это состояние? Согласно отдельным исследованиям (но не очень серьезным), людям часто приходят в голову новые идеи, пока они принимают душ, а некоторые специально используют душ с целью генерации новых мыслей и смыслов. В душе нет практически ничего, что могло бы отвлечь, вода как бы отделяет нас от остального мира — и все это создает подходящую атмосферу.

Еще одним доступным каждому решением являются прогулки, желательно, конечно, на природе. Именно на прогулках многие идеи приходили в голову Николе Тесле, Иммануилу Канту, Чарльзу Дарвину. Немало ходили Вирджиния Вулф, Генри Дэвид Торо, Аристотель, Ницше, Фрейд, Хемингуэй, Диккенс, Бетховен и много кто еще. И польза ходьбы уже подтверждена исследованиями, которые показали, что творческие проблемы действительно могут решаться в процессе ходьбы, особенно на лоне природы. Это становится возможным из-за происходящих в мозгу физиологических изменений, повышающих уровень медитативных размышлений и улучшающих настроение.

Четвертая характеристика творческой личности — это готовность работать, творить, а иногда и жить в одиночестве. Зачем одиночество творческим личностям, понятно — оно позволяет максимально близко познакомиться с самим собой и тем дает нам возможность творить. Но умение и готовность проводить время в одиночестве важны и для людей, чьи творческие устремления менее выражены — и причина тут та же. Познать себя — значит обрести смысл и душевное благополучие. Английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт называл способность к одиночеству «одним из важнейших признаков зрелости в эмоциональном развитии».

Как быть Леди:  Статьи о саморазвитии

Когда мы находимся в одиночестве, наш мозг работает по-другому, нежели когда мы слушаем лекцию, едем за рулем или еще каким-либо образом вынуждены обращать внимание на окружающую среду. В этот момент система «управляющего внимания» нашего мозга работает в противодействии системе воображения. Но когда нам не нужно внимательно следить за происходящим, система «управляющего внимания» как бы отходит в тень и начинает сотрудничать с системой воображения. Работая вместе, когда мы находимся в одиночестве и погружены в себя, эти системы выстраивают фундамент для развития когнитивного контроля, саморегуляции, управления эмоциями — и дарят нам возможность проникнуть в суть занимающих нас вопросов. Так что, оставшись в одиночестве, постарайтесь воспользоваться ситуацией.

Характеристика номер пять — интуиция. С точки зрения психологии, интуиция — это работа нашего бессознательного, и за последние 35 лет когнитивные психологи провели множество исследований, призванных пролить свет на возможности бессознательного. Эти исследования привели к возникновению теории двойственного мышления, подразумевающей наличие двух систем обработки информации — сознательной и бессознательной, — которые находятся в постоянном взаимодействии, помогая нам думать, рассуждать и создавать. Первый тип включает в себя интуицию, эмоции, скрытое обучение, эвристику (когда мы мысленно срезаем угол, действуя на основании более раннего знания), автоматические ассоциации на основе прошлого опыта и эволюционировавшие инстинкты. Мысленные процессы второго типа требуют от нас больших усилий и контроля и играют важную роль в ряде навыков, которые люди привыкли ассоциировать с интеллектом, таких как размышления, рациональность, причинно-следственные умозаключения, наблюдения за реальностью (и способность отличать воображение от реальности).

Несмотря на то что общество ценит в первую очередь рациональный, «осознанный» ум, исследования показали, что бессознательное может быть более быстрым, чем осознанные системы мышления. Такие «неосознанные» процессы мышления помогают нам усвоить новую информацию и связать ее с существующим знанием. Именно бессознательное дарит нам инсайты — неожиданные сдвиги в том, как мы понимаем какую-то вещь. Инсайты приводят к научным открытиям, но это далеко не единственное их применение. Проблемы, которые мы решаем в жизни, далеки от аналитических, рациональных проблем, с которыми нас учат работать в школе. Они требуют участия умственных процессов бессознательного, рождающих инсайты.

Интуиция есть у каждого из нас, просто у кого-то она изначально более развита, а у кого-то могла затихнуть за годы, когда к ней не прислушивались, но это означает лишь то, что «натренировать» интуицию может любой человек. Отличным первым шагом в этом направлении может стать медитация, которая помогает очистить ум. Кроме того, интуиция говорит с нами посредством не только мыслей, но и соматических ощущений, языком тела. То, что в русском называется «внутреннее чутье» или «шестое чувство», в английском известно как gut feeling, поэтому, оказываясь в ситуации, требующей от вас принятия решения, прислушивайтесь к тому, что говорит вам ЖКТ, — чувствуете ли вы себя расслабленно или вам так и «крутит кишки»? Ну и, конечно, как известно, все мы сильны задним умом, но если вы регулярно сталкиваетесь с какими-то предчувствиями, начните себя проверять. Записывайте свои предчувствия, чего бы или кого бы они ни касались, записывайте и ощущения, которые вы испытываете в процессе. Это поможет вам не только определить, насколько часто ваша интуиция оказывается верна, но и в каких случаях она нередко ошибается, а это тоже очень важно.

Открытость новому опыту и переживаниям — шестая характеристика, важная для творчества — и для всех нас. Психологи считают, что открытость новому опыту — стремление осознанно познать свой внутренний и внешний мир — наилучшим образом способна предсказать творческие достижения человека. Подобная открытость может демонстрировать себя множеством способов — кто-то обожает решать сложные проблемы, кто-то просто любит учиться, кто-то задает важные вопросы и стремится познать смысл жизни, кто-то плачет в опере от красоты.

Открытость новому опыту напрямую связана с нейромедиатором дофамином. Несмотря на его репутацию «гормона счастья», дофамин весьма опосредованно связан с удовольствием и удовлетворением. Он мотивирует нас к изысканиям, заставляет чего-то хотеть. Вполне возможно, что это эволюционная характеристика, ведь стремление к разведке нового, способность адаптироваться к новой среде и процветать перед лицом неизвестности дарят нам важные преимущества, помогающие выжить. Если пойти еще дальше и связать страсть к изысканиям чего угодно и инсайты, из которых рождаются идеи, можно сказать, что дофамин — это то, без чего невозможны фантазия и изобретательность. Открытость новому опыту позволяет нам строить новые связи и обогащать свою «библиотеку» опыта — и эти связи, в свою очередь, именно то, что помогает нам творить.

Какие из этого можно сделать выводы, имеющие отношение к нашей обычной жизни? Открытость опыту означает, что мы позволяем себе испытывать новые переживания — и иногда они могут быть травматичными. Новые переживания ведут к улучшению гибкости мышления и креативности. Но, чтобы «прокачать» эту открытость, вам не обязательно отправляться в путешествие автостопом: новая дорога домой с работы, новая группа людей, новое хобби — все это может положительно сказаться на креативности. Открытость кажется мне еще очень важной характеристикой сама по себе: благодаря ей мы готовы по-новому смотреть на мир, выслушивать разные точки зрения, не застывать в консерватизме, пока мир вокруг нас меняется.

Мы подошли к седьмой характеристике — осознанности. По словам гарвардского психолога Эллен Ланджер, осознанность — это внимание, обращенное на происходящее. В ходе своих новаторских исследований в 1970-х годах она стала одной из первых, кто показал, что тренировка осознанности ведет к измеряемым улучшениям когнитивных функций человека. Творчество само по себе является практикой осознанности, потому что заставляет замечать новое в заинтересовавшей нас теме.

Если собрать воедино выводы всех исследований, проведенных по теме осознанности за последние 50 лет, то список когнитивных и психологических преимуществ, ассоциирующийся с ней, окажется очень длинным. В нем окажутся улучшение внимания и способности концентрироваться на задаче, эмпатия и сострадание, способность к самоанализу, саморегуляции, улучшение памяти и способности к обучению, эмоциональное благополучие, избавление от стресса, тревожности, депрессии и проблем со сном. Другими словами, осознанность нужна всем, и если из семи перечисленных характеристик необходимо было бы выбрать для себя только одну, она, несомненно, стала бы отличным выбором.

Есть масса способов ее развивать, но лично я люблю практиковать осознанность, когда гуляю одна. Я включаю музыку и иду по городу, стараясь замечать все — как выглядят и ведут себя люди, какие облака на небе, удивительные предметы в окнах, открывающиеся с разных мест виды.

Автор — Марина Пустыльник

Понравился материал? Подпишитесь на рассылку Reminder или на телеграм-канал.

Критерии креативности.

К основным критериям, формирующим креативность относятся:

  • Беглость – умение генерировать как можно большее количество идей за определенное время;
  • Гибкость – способность действовать не прямолинейно, подстраиваясь под изменяющиеся условия задачи;
  • Оригинальность – умение выдавать нестандартные решения;
  • Разработанность – подробная проработка идей;
  • Метафоричность – образное и ассоциативное мышление;
  • Восприимчивость – умение замечать необычные элементы и противоречия;
  • Абстрактность – способность превращать образы в четкие формы.

Наличие перечисленных умений в человеке свидетельствует о его креативности или творческом потенциале. К слову, эта характеристика личности поддается улучшению при помощи игр и заданий.

Ментальные карты

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

Мозговой штурм

Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди проводят анализ предложений, критикуют, предлагают изменения.

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом.

Не игнорировать случайные мысли и

Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее решения. В таких ситуациях случаются спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Не следует пренебрегать такими вещами. Если они случаются ночью, то следует их записывать. Иногда в таких приходящих из вне вещах содержатся ценные прикладные мысли.

Оглядывайтесь по сторонам

Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениям. Возможно они наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем или улучшению состояния рабочего процесса.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Как быть Леди:  45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Особенности креативного человека

Креативность заложена в каждом человеке с самого рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются поступать маленькие дети пока не услышат слово «нельзя» от родителей. Под влиянием социума у некоторых людей креативность с возрастом исчезает совсем или минимизируется.

Характерные признаки у креативных личностей:

  • Эмоциональная оценка окружающей среды. Человек чувствителен к происходящим вокруг процессам, пропускает их через эмоции, не является бездушным свидетелем. Вместе с тем, его реакция на события не только живая, но и адекватная.
  • Нестандартное мышление. Индивид отключен от существующих стереотипов и шаблонов: он знает об их существовании, но не принимает слепо на веру. Восприятие материального мира у такого человека свежее и непосредственное как у ребенка. Думать креативно, часто означает думать неправильно и нетипично.
  • Способность к оправданному риску. Креативный человек должен иметь смелость не только на собственное мнение, но и на то, чтобы высказать его вслух, сказать, что не солнце вертится вокруг земли, а наоборот. Высказывая революционную идею, индивид понимает, что она может не подтвердиться, либо не будет принята в обществе.
  • Многогранность. «Талантливый человек талантлив во всем». Нестандартное мышление, поиск новых форм создания вещей и явлений проявляется во всех сферах жизни человека. Выход за рамки привычного происходит и на работе, и дома, и в реализации потребностей. В любой сфере индивид думает креативно.
  • Независимость. Креативность предполагает уверенность в себе и независимость от мнения окружающих и господствующих в обществе суждений. Человеку, самооценка которого зависит от одобрения других людей, сложно выдвигать необычные идеи, поскольку он боится подвергнуться критике. Самоуверенной личности осуждение со стороны общественности вреда не принесет.
  • Любопытство, широта интересов. Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен на альтернативные решения, принимая на веру то, что принято в социуме. Творческие личности отличаются любопытством, их часто сравнивают с детьми, которые только начали познавать мир.
  • Умение сосредоточиться, упорство. Несмотря на игривость и живость ума, такие люди способны на концентрацию внимания и обладают упорством. Внедрение креативных идей требует усидчивости, умения доводить дело до конца. Человек является первопроходцем, готовых путей у него не имеется.
  • Высокая степень автономности. Перечисленные свойства креативной личности (независимость, высокая самооценка) обуславливают возможность ее автономности от других людей и обстоятельств. Это люди целостные внутри, хотя могут быть и экстравертами, и интровертами.
  • Здоровая психика. Высокий уровень эмоциональности у креативной личности прекрасно уживается со здоровой психикой. Это еще одно отличие от известных творческих людей, многие из которых страдали от проявлений нестабильной психики.

Во внешних проявлениях такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, что называется, «на виду». Креативный человек притягивает к себе других людей, с ним интересно, он умеет абстрагироваться от неприятностей и помочь найти нестандартный выход из тупиковых ситуаций. Как правило, среди таких людей нет нытиков и жалобщиков, отличительной их чертой является оптимизм.

Параметры креативности

На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.

Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:

  • Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
  • Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.

Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.

Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:

  1. Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.

  2. Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.

  3. Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.

  4. Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.

  5. Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.

  6. Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:

  • Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
  • Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
  • Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
  • На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.

Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.

Придумайте связь между словами

Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общего. Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В данном примере можно предположить, что лангуст – это товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность».

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Разделение с последующим объединением

Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Сочинить историю из ограниченного количества слов

Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже приветствуется.

Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию

С развитием интернет-технологий информация преследует человека, сегодня на любой вопрос можно найти ответ у себя в телефоне. Если хотите развивать креативное мышление, следует ограничить себя в получении информации из вне.

Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности

Например, при строительстве дома можно вспомнить кулинарные рецепты многослойных блюд и выкрасить каждый этаж своим цветом.

Упражнения на развитие креативности

Разработано большое количество упражнения для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий