- Что делать, если клиент – кинестетик?
- Визуалы, аудиалы, кинестетики…. мастерство коммуникации
- Как воспитывать маленьких кинестетиков?
- Какая работа подходит кинестетикам?
- Кинестетик в дошкольном возрасте
- Кинестетик и школьные годы
- Кто такой кинестетик?
- Особенности поведения кинестетика
- Отношения с кинестетиком
- Подходящие профессии для кинестетика
- Рекомендации по общению с кинестетиками-детьми
- Характер и привычки кинестетика
Что делать, если клиент – кинестетик?
Помимо учебы, работы и отношений, этот психологический тип часто встречается в качестве клиента. Каким образом ему можно что-то продать или склонить к получению услуги? Следует помнить, что для кинестетика намного важнее ощущения, чем визуальная привлекательность.
Яркий пример – выбор дивана. Если визуал будет оценивать покупку руководствуясь эстетическими соображениями, аудиал обратит внимание на «песнопения» продавца, а дискрет сопоставит необходимость покупки с ее стоимостью, то кинестет, прежде всего, запомнит ощущения.
Как понять, что общаетесь с кинестетиком? Достаточно послушать, о чем он говорит. Безусловно, не все так просто, но по отдельным фразам и речевым оборотам, которые чаще всего использует собеседник, можно попытаться определить, кто он по психологическому типу.
Человек будет чаще упоминать в разговоре то, что воспринимает его разум. Например, визуал скажет «я вижу, что у вас красивые диваны». Дискрет в свойственной ему манере констатирует «думаю, один из этих диванов мне подойдет». Аудиал попросит «расскажите мне больше об этом диване». Кинестетик скажет «очень приятная текстура этой обивки, так бы и гладил ее».
Когда психологический тип определен, остается понять, что именно ему нужно. Один покупает красивую картинку, второй – ее удачное описание, третий – целесообразность, а четвертый – те ощущения, которые с ее помощью сможет испытать. Продавцу необходимо правильно преподнести информацию, задействовав приоритетные органы чувств клиента.
Социальная жизнь предполагает общение с людьми. Среди них обязательно будут встречаться разные психологические типы. Один из довольно распространенных – кинестетик. Ним может оказаться родственник, друг, партнер, ученик, клиент. Но в этом нет ничего экстраординарного.
Пройти тест на тип личности
Визуалы, аудиалы, кинестетики…. мастерство коммуникации
Визуалы, Аудиалы, Кинестетики…
Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
И если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает), это накладывает на него вполне определенный отпечаток. Для того чтобы понять, к чему это приводит, вы сейчас займетесь самостоятельным анализом и творчеством. Вам нужно попробовать определить, чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга. Попробуйте найти отличия по таким пунктам:
1. речь;
2. поза;
3. движения;
4. дыхание;
5. голос;
6. характерные особенности;
От вас не требуется невозможного. Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать; или разговаривать с собой, а не ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе, довести до крайности – возможно, так вам будет проще.
Идею я вам подал, но могу дать еще одну подсказку. Если человек в данный конкретный момент находится в каком-либо канале, то он проявляет большинство свойств данного типа людей.
Но только помните: если человек Визуал, то это не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть он любит больше всего остального.
15 мин.
Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу. Такие слова называются предикаты. Вот только у Дигиталов как бы специальных слов нет, они пользуются преимущественно неопределенными (то есть не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.
А теперь про каждый тип отдельно.
Визуалы
– Вы женаты?
– Нет, просто я так выгляжу!
Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:
Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.
Я говорю своей жене:
Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.
Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.
Кинестетики
Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:
– А почему ты обручальное кольцо не надел?
– Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?
А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т. п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):
И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед…
Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе «все эти красочные прелюдии и разговоры» Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его… Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.
Аудиалы
Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку.
Один из зрителей толкает в бок соседа:
– Извините, это Вы сказали:«…твою мать?»
– Конечно, нет!!!
– Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.
Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?»
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.
Дигиталы
К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:
– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.
– Значит, наследника не будет?
– К сожалению нет, сэр…
– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!
У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик:
Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде:
– Я понимаю, что вы чувствуете, – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в «Дикой Орхидее» Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое:
Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и… съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы… Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу… Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас.
Это проходит, увы, мимо вашего сознания.
Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией.
Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.
В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:
1. В сочинении должна присутствовать королева.
2. Должен быть упомянут Бог.
3. Немного эротики.
4. Чтобы была тайна.
Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:
– О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.
Отличия
Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».
Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее.
Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.
Винни-Пух и все-все-все…
Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией данных типов может служить восхитительные мультфильмы серии «Вин-ни-пух» (наши, а не Диснеевские).
Винни-Пух, естественно, Кинестетик – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается…
«Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка.
– Здравствуй, Вини.
– Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь?
– Хочу позвонить. Я шел мимо…
– Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли?
– Пух, ведь это же твой дом!
– А, верно. Ну тогда войдем».
Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) – тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.
– Что значит «я»? «Я» бывают разные!
– «Я» – значит я, Винни-Пух.
– Ты в этом уверен?
– Ну конечно!
Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза.
– Действительно, Винни-Пух…
Сова более походит на Аудиала – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.
Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда:
– Я хотел… чтобы ты написала на нем: «Поздравляю. Пух».
– И это все?!!
– А что еще?
– Надо написать так: «Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни!»
– Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: «Пух».
На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:
– Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?
К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось – и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.
Ассоциация – диссоциация
Есть еще одно забавное свойство, связанное со способом восприятия мира. Одну и ту же ситуацию можно воспринимать как бы изнутри, видеть своими глазами и чувствовать то, что происходит внутри нее (ассоциировано), или воспринимать ее со стороны, как бы вне ее, и тогда вы будете скорее ее оценивать (диссоциировано). Разница приблизительно такая же, как участвовать в драке или смотреть на нее со стороны.
Проведите такой эксперимент. Представьте, как вы выглядите сзади, как сверху, как вы смотритесь с потолка? А как вы в данный момент выглядите снизу? Вот когда вы все это так представляете – вы диссоциированы.
А теперь посмотрите на все своими собственными глазами. Что вы чувствуете в данный момент, что вы видите, что слышите? Вот сейчас вы ассоциированы.
Естественно, это будет и отражаться в речи. Ассоциированное состояние скорее всего будет описываться изнутри:
Когда я увидел его перед собой, мне так захотелось куда-нибудь спрятаться.
Как только я вспоминаю эту ситуацию, я тут же оказываюсь на этой улице в окружении этих людей, они все кричат друг на друга…
Вот я сейчас тебе рассказываю о том случае, и опять переживаю все это внутри себя, эту радость, восхищение…
Диссоциированное состояние скорее будет описываться как оценка ситуации:
Когда я подумаю, как это выглядит со стороны…
Взглянув на это с другой точки зрения, я начинаю понимать, как глупо я тогда поступил.
Со стороны это выглядело великолепно!
Так вот, Визуалы могут очень легко занять внешнюю позицию по отношению к событию – диссоциироваться. Это позволяет им хорошо оценивать ситуацию с разных точек зрения, но в то же время может лишить вовлеченности в процесс. Как рассказывала мне одна знакомая девушка:
– Не получаю я удовольствия от секса. Да, вижу как мужчина с женщиной занимаются этим делом, и что?
Диссоциироваться от неприятной ситуации – весьма часто используемый и эффективный способ работы с дискомфортными ситуациями. Когда вы «выходите» из события, смотрите на него со стороны, вы уже реально можете его оценить и найти новые более эффективные способы поведения.
Кинестетики же хорошо ассоциируются, легко могут прочувствовать ситуацию изнутри, будучи вовлеченным в нее в полной мере. Хорошие актеры обычно Кинестетики – они хорошо входят в образ, становятся другим человеком, реально переживая события чужой жизни. С одной стороны, все это большой плюс, но в то же время, если ситуация достаточно неприятна, как только ее вспоминаешь – тут же чувствуешь себя плохо. И ты вновь в этих эмоциях, этих переживаниях. Ни то, ни другое состояние не является предпочтительным глобально.
Можно только говорить о ситуациях, о контекстах. Моя рекомендация такова: лучше всего уметь легко переходить из одного состояния в другое, пользуясь достоинствами как первого, так и второго. Но если вы хотите попробовать понять действительно, как устроен мир каждого из типов – самое простое попробовать на время стать одним из них. И вот вам небольшое домашнее задание.
«Демонстратор»
Объединитесь в группы по 5–6 человек. На каждую микрогруппу раздаются 7–8 карточек («В», «А», «К» и «Ад»). Все члены группы их разбирают по одной. А потом все по очереди показывают различные типы людей, в зависимости от того, какая кому карта досталась. Ваша задача – максимально наглядно показать признаки данного типа людей. Это можно даже сделать несколько гротескно, но обязательно ярко, чтобы всем было понятно, «кто есть кто». И при этом обязательно должны присутствовать невербальные признаки типа, а не только слова.
Небольшая рекомендация. Полностью войдите в образ и доведите его до крайности. Попробуйте максимально выразить это состояние, этот способ восприятия мира. А остальные члены группы угадывают, кого им показывают.
20 мин.
Ну, как это было?
– Очень интересно. Общение происходит в основном между людьми только своего типа. А остальных как бы и нет. Они конечно говорят, но ты этого практически не слышишь.
– С иностранцем легче! Когда он говорит, ты пытаешься звуки услышать. А когда не твой тип – слова превращаются просто в шум – Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!
А что вы испытывали к человеку «своего канала», а что к человеку «чужого канала»?
– Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!
– Его сразу выделяешь. Он как бы виден, а остальные на периферии.
– Пока молчат – все нормально. А как рот отрывается – ну о чем он говорит? А свой как скажет – О!
Ну что, вам ПОНЯТНО!?
Упражнения на дом
Попробуйте сделать так: один день вы обращаете максимум внимания на звуки, вас окружающие, в другой день на ваши ощущения, в третий на то, что вы видите, в четвертый – на смысл и числа. Только выбирайте день, когда вам это не повредит: максимально прочувствовать все свои переживания по поводу выволочки у начальника, возможно, не самое приятное занятие.
Если не можете посвятить этому целый день, займите полдня, час.
Только, если наметили какое-то время, то все его целиком и отрабатывайте.
И самое главное. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать и понять ту гармонию и поэзию, которая скрыта в этом мире. Настройтесь на то, что вы ищете что-то волшебное и попадаете в немного другой мир. А ведь это действительно так, если вы попробуете расширить ваше восприятие, то вы обнаружите множество ранее не замечавшихся вами вещей. Представьте, что вы первый раз попали сюда, взгляните на все новыми глазами, найдите гармонию. Ведь гораздо интересней жить в поэтическом мире, чем в мире сером, монотонном и безвкусном. И помните, что каждый находит в этом мире то, что ищет.
Попробуйте на целый день стать Аудиалом. Старайтесь как можно больше слышать, обращать внимание на мельчайшие различия звучания, на самые незаметные шорохи и стуки. И вы вдруг обнаружите, что мир заполнен огромным количеством самых разнообразных звуков, на большинство из которых вы до этого совершенно не обращали внимания. Просто целый день прислушивайтесь, слушайте, пытайтесь расслышать как можно лучше. Погрузитесь в волшебный мир звуков, воспринимайте этот мир через звуки, которые он издает, станьте сплошным слухом.
И возможно, вы научитесь слышать тончайшие изменения голоса вашего собеседника и поймете, насколько они важны, как много они говорят о другом человеке, о его внутреннем мире, о его гармонии и мелодии. Ведь каждый человек обладает своей собственной мелодией, своим собственным звучанием. А его голос – это музыка, которая вышла наружу. И слыша эту мелодию, вы можете подыграть ей и сделать так, чтобы другой человек звучал с вами в унисон.
А на следующий день вы можете стать Кинестетиком. Ощущение воздуха, одежды, запахи, оттенки вкуса, расслабление или напряжение мышц – вот на что вы обращаете внимание. Настройтесь на ваше тело – это очень сложный датчик, из каждой его клеточки идет своё ощущение. Настройтесь на эти мельчайшие изменения. Почувствуйте этот мир: холодный он или теплый, какой у него запах, шероховатый он или гладкий, напряженный или расслабленный. А может, он вибрирует или колышется. А как он движется…
Потрогайте кожу другого человека. Она может быть шелковистой и сухой, гладкой и немного шершавой. Каждый человек ощущается совершенно по-другому. Он чувствуется по-другому. А если вы попробуете встать на его место и ощутить то, что у него внутри – его эмоции, чувства, переживания. Ведь это так интересно – на время стать другим, чувствовать мир как другой – возможно, это основа понимания.
На третий день вы можете стать Визуалом и увидеть громадное разнообразие форм, оттенков цвета, яркости, резкости. Мельчайшие детали и оттенки. Вы – это зрение. Вы только глядите, наблюдаете, смотрите, рассматриваете, приглядываетесь и окидываете взором. Весь мир – это только набор зрительных образов…
А что вы видите в других людях? Насколько гармонично они сложены и одеты? Подходят ли им эти цвета? А мельчайшие изменения цвета кожи, выражения лица, движения или напряжение мышц – они сообщают намного больше, чем слова. Слова могут лгать, а тело говорит правду. Просто надо это заметить, увидеть все то, что вам хочет сказать тело другого человека. Это громадный, обычно практически неосознаваемый способ общения. Он передает больше, чем все остальные, вместе взятые. Просто заметьте это…
На четвертый день вы можете попробовать стать Дигиталом. Подумайте, насколько это великолепно – холодный прагматичный ум, отсутствие лишних эмоций. Вы способны заниматься тем, для чего требуется четкая рассудительность и конструктивный подход. Вам доступны чистая логика и отвлеченные понятия. Это именно то состояние, когда вы способны в наибольшей степени понять глубинный смысл и великолепие словесных формул и умозаключений.
Ведь это совершенно восхитительно – понимать мир через его законы и правила, приводить хаос к единому знаменателю. Определить мир при помощи самых метких слов, осознать гармонию чисел. Понять многие философские школы до конца можно только в этом состоянии.
Иной способ восприятия, отрешенный, очищенный, самоуглубленный…
Что вам понравилось больше всего – только видеть, слышать, чувствовать или размышлять?
Надеюсь, что вы понимаете, это только тренировка, настройка. Хороший способ обучения – разбить на части и осваивать по кусочкам. После этого кусочки надо сложить в единое целое, чтобы из отдельных элементов мозаики появилась картина.
Противоречия.
Теперь немного о противоречиях. Вот супружеская пара, кстати, обычная: мужчина – Кинестетик, женщина – Визуал. (Это совершенно не обозначает, что не бывает женщин – Кинестетиков или мужчин – Аудиалов, речь идет именно о характерных парах).
Жена целый день наводила красоту и прибирала в квартире, муж пришел с работы, сел в удобное кресло, взял газету, закурил и начинает стряхивать пепел на свежевычищенный ковер. Жена в крик:
Я навела такую красоту, а ты все изгадил.
Муж раздраженно:
Не мешай отдыхать!
Он же не понимает, что для его жены пепел на ковре – то же самое, что кнопки ему под задницей.
Или условная ситуация, одна подруга говорит другой:
Ты знаешь, мой муж совершенно меня не понимает. Я сделала новую прическу, поставила свечи, красиво сервировала стол, а он тут же лезет обниматься.
Везет тебе. А то моему всякий антураж нужен – разноцветное белье, интимное освещение… А я лежу, жду, уже замерзла, а он все свечи зажигает. Нет чтоб сразу к делу перейти…
Что нравится одному, для другого может казаться странным и непонятным. Проблемы могут возникать даже по поводу обозначения местоположения. Для Визуала часто улица или площадь начинается с момента, когда он ее видит. А для Кинестетика – с момента, когда он на ней находится. И так далее. Нюансов много, и все их не перечислишь сразу, да в общем это, на мой взгляд, не очень нужно. Лучше, чтобы вы просто научились воспринимать мир глазами, ушами и чувствами другого человека и понимать, почему он поступает именно так.
– А что, пары, когда оба супруга одного типа, не встречаются?
По моему опыту, достаточно редко. Обычно люди ищут в партнере не столько свою копию, сколько некое дополнение. Пары обычно складываются из разных типов, но что важно – чтобы человек был способен хоть в какой-то степени общаться на том же языке, что и партнер.
Вот тут пора красиво напомнить, что это только модель, и она достаточно условна. Хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически единственным каналом, но их очень мало. Большинство же вполне эффективно пользуются несколькими, просто один канал они предпочитают больше. И все описанное выше касается только людей, которые «ну очень сильно» аудиальны или кинестетичны. Это случается достаточно редко, обычно можно говорить только о некотором преобладании. Так что надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно.
Вот, например, цифры, полученные в результате тестов (здесь Ад приплюсовано к А).
И говорят, что такой человек – Визуал.
А этого человека можно назвать Кинестетиком. Но он, естественно, будет отличаться от такого Кинестетика:
Когда описывают типы, то это касается людей с очень сильным преобладанием того или иного канала, а для всех остальных это будет не столь явно выражено. Но все равно, даже небольшое предпочтение остается предпочтением. И вы можете проверить это на собственной практике – послушайте, поговорите с другими людьми. Попробуйте то попадать в их преимущественный канал, то не совпадать с ним, и понаблюдайте, что конкретно будет с собеседниками происходить.
При этом учтите, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем, как и среди военных.
С возрастом предпочтения могут меняться. Если в начальной школе[9] Кинестетиков около 60 %, Визуалов 13 %, Аудиалов 27 %, то в старшей школе Визуалов уже 50 %, 35 % Кинестетиков и 27 % Аудиалов.
Если говорить о культуре, то можно сказать, что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. Многие дальневосточные культуры – Вьетнам, Китай – аудиальные. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.
Если коротко…
1. Обычно люди предпочитают одну репрезентативную систему.
2. Ориентация на одну репрезентативную систему проявляется в речи, движениях, позах, дыхании, речи, стиле одежды, типе тела.
3. В нашей стране наиболее распространены Визуалы и Кинестетики.
4. Единственный тип, который любит, чтобы до него дотрагивались во время беседы – Кинестетики.
5. Визуалы предпочитают держать дистанцию во время беседы.
6. Кинестетики в ситуации обычно ассоциированы, а визуалы – диссоциированы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Как воспитывать маленьких кинестетиков?
Не бывает бестолковых детей, бывают бездарные педагоги. Цивилизованное общество давно уже перешло на персонализированный подход к построению учебного процесса. Известно много темпераментов, характеров и типов личности. Нельзя применять усредненные методы и подходы, если мы хотим реализовать потенциал каждого индивидуума.
Пройти тест на темперамент
Если подготовка визуала должна опираться на зрительные образы, аудиалу необходимо больше слушать, а дискрету нужно анализировать, то обучение кинестетика – это сплошные практические занятия. Таким детям мало услышать или увидеть принцип работы какого-нибудь механизма. Для них очень важно все потрогать, разобрать и собрать самостоятельно.
Какая работа подходит кинестетикам?
С возрастом кинестетики не превращаются в другие психотипы. Они могут опираться не только на ощущения, но и развивать зрительное, слуховое восприятие, больше уделять внимание мыслительным процессам. При этом, все равно в приоритете у них будет тактильная чувствительность. Соответственно и профессию им необходимо выбирать подходящую.
Если у человека хорошо развито обоняние и вкусовые анализаторы, ему подойдет роль сомелье, дегустатора, кулинара. Возможно кинестет найдет себя в парфюмерной промышленности, создавая новые неповторимые запахи, либо оценивая духи разных производителей.
Среди профессиональных массажистов также много кинестетиков, которые довели до совершенства свою тактильную чувствительность. Они буквально «сканируют» человека руками, находя проблемные зоны и разминая их. Немного в другую степь уходят спортсмены, например, борцы, боксеры или гимнасты. Все активные виды спорта, а также единоборства, привлекают кинестетиков, давая выход их неуемной энергии.
Список профессий, которые могут заинтересовать этот психологический тип людей, достаточно обширен. Проще перечислить вакансии, которые им точно не подойдут. Сидячая, рутинная и монотонная работа моментально вгонит любого кинестетика в затяжную депрессию, так что лучше избегать подобной занятости.
Пройти тест на полушария мозга
Кинестетик в дошкольном возрасте
В младенчестве каждый человек – кинестетик. Цвет и звук конечно интересуют малыша, но куда больше информации о внешнем мире он получает с помощью тактильных и вкусовых рецепторов. Ему все хочется пощупать и попробовать на вкус. Именно поэтому маленькие дети тянут в рот все, до чего дотянутся. Для них – это главный способ узнать мир. Так что, пытаться определить кинестетиков в первые годы жизни вряд ли удастся.
Независимо от психологического типа и темперамента, все дети склонны к познаванию мира с помощью прикосновений и движения. У каждого из них в приоритете мелкая моторика рук, непоседливость и попытки стать на ноги. Когда это происходит, ребенок начинает бегать, прыгать, резвиться.
Постепенно у него все большее развитие получают другие органы чувств, включая зрительный и слуховой анализатор. В этот момент уже можно судить о какой-то специализации. Маленький кинестет сохраняет стремление к тактильному контакту. Он любит, когда его обнимают, целуют, гладят, так что взрослым необходимо чаще это делать.
Кинестетик и школьные годы
В школе получают развитие скрытые таланты и склонности человека. Как правило, актуализируются особенности его психотипа. Визуал начинает мыслить образами, ему проще воспринимать мир при помощи зрения. Аудиал интересуется общением, увлекается музыкой и звуковыми эффектами.
О дискретах в школьные годы говорит некорректно. Это качество развивается в более зрелом возрасте. Кинестетики по-прежнему продолжают все щупать, нюхать и пробовать на вкус. Это не значит, что они глупее, просто им претит стандартное заучивание. Таким детям лучше один раз самостоятельно смастерить скворечник, чем сто раз об этом услышать или посмотреть инструкцию.
Поведение у кинестетиков может заметно хромать. Они прирожденные непоседы, потому им сложно длительное время концентрировать свое внимание, особенно на чем-то скучном и неинтересном. Перемена для них – это глоток свежего воздуха, возможность выплеснуть энергию и размяться.
Кто такой кинестетик?
Кинестетик — это человек, который воспринимает окружающий мир через тактильные ощущения, обоняние и осязание, а также посредством движения. Это достаточно необычный психотип, который отличается от аудиалов, визуалов и дискретов.
Пройти тест на тип восприятия
Кинестетики держатся в стороне и от тех, и от других. Это не означает, что они видят или слышат мир по-другому. Тем более, никто не сомневается в их интеллектуальных способностях. Просто кинестетикам намного приятнее воспринимать окружающую реальность через кожу, обонятельные и вкусовые рецепторы.
В отличие от визуалов, которым нравится рассматривать, либо аудиалов, хорошо воспринимающих информацию на слух, кинестетики предпочитают делать все своими руками, проверяя теорию на практике. Это откладывает отпечаток на их обучение и профориентацию, в которых не так много места для заучивания.
Кинестетики — практики, экспериментаторы, у которых основной рабочий «инструмент» спрятан в коже. Миллионы крошечных рецепторов помогают им узнавать окружающий мир и других людей. К слову, не нужно думать, что эта физиологическая особенность делает кинестетиков менее приспособленными, чем другие психотипы.
Кожа – самый большой орган человека, и ее возможности огромны. К слову, первое чувство, которое развивается у эмбриона – это осязание. В результате экспериментов учеными было установлено, что тактильно-кинестетические ощущения значительно повышают выживаемость среди младенцев. Сейчас это не так актуально для человека, но по-прежнему справедливо для животных.
Особенности поведения кинестетика
Для установления контакта с таким человеком необходимо понаблюдать за его способом преподнести себя и должным образом отреагировать на его манипуляции.
Рассмотрим подробнее, как себя ведут такие люди:
- Подбор специфических фраз. Типы восприятия информации разными людьми подразумевают использование различных выражений. Кинестетики не могут обойтись без слов, которые смогли бы в полной мере определить их тактильные ощущения. В их лексиконе всегда будут присутствовать характеристики объектов в виде «теплый/горячий», «мягкий/твердый», «шершавый/гладкий» и т.д.
- Необычное поведение во время приема еды. Кинестетики стараются растянуть удовольствие при дегустации пищи, которая им пришлась по вкусу. Они будут смаковать каждый кусочек, что несвойственно другим типам людей по восприятию окружающей действительности.
- Отказ от мелких деталей увиденного. Кинестетик при контакте с объектом постарается создать о нем общее впечатление. Какие-либо его нюансы он просто не запомнит, потому что ему будет важна общая картина в виде цвета, запаха и материала увиденного предмета.
- Отказ от посещений любых экспозиций. Кинестетику так важно пощупать тот предмет, который ему понравился, что он однозначно откажется от экскурсии в тот же музей, где экспонаты находятся под стеклом.
Людей подобного типа довольно легко узнать. При этом их лучше познать, а не испытывать их терпение многочисленными проверками.
Отношения с кинестетиком
А теперь перейдем к самой пикантной теме. Поскольку кинестетики узнают этот мир по ощущениям, но в интимном плане они достаточно хорошо чувствуют себя и партнера. Как правило, этот психологический тип отличается повышенной сексуальностью. Пока аудиалы слушают, визуалы наблюдают, а дискреты обдумывают, кинестетики полностью растворяются в ощущениях.
Поэтому они предпочитают заниматься сексом при выключенном свете, чтобы отдаваться процессу без отвлекающих факторов. Для этого психотипа необходимы предварительные ласки. Прелюдии важны не меньше, чем сам процесс соития, поскольку каждое прикосновение партнера разжигает целый океан желаний. Тело кинестета – сплошная эрогенная зона и это всегда необходимо учитывать.
Но даже вне постели, отношения с такими людьми невозможны без объятий, поцелуев и постоянных прикосновений. Для них осмысленность уходит на второй план, уступая место чувственности и эмоциям. Известная поговорка, что «мужчины любят глазами, а женщины ушами», справедлива только для визуалов и аудиалов.
Подходящие профессии для кинестетика
Особам, которые отлично владеют своим телом, лучше всего попытать счастье в следующих сферах жизнедеятельности человека:
- Танцы. При увлечении данным занятием во время движений особенности кинестетиков проявляются наиболее ярко. Они могут на протяжении танца прикоснуться как к самому себе, так и к партнеру.
- Спорт. Особенно ярко проявляют себя в этом плане те люди, которые имеют дело с какими-либо подручными средствами. Гимнастка не просто будет показывать свое мастерство в упражнениях с брусьями, булавами, скакалкой, обручем и мячом. Она на тактильном уровне начинает активно контактировать с деревом, пластмассой, резиной и нейлоном, из которых сделаны озвученные спортивные предметы.
- Массаж. Руки таких специалистов по праву называют золотыми. Исключительно кинестетик способен размять каждую мышцу своего клиента с особой тщательностью и пониманием всех нюансов проделываемой работы.
- Косметология. Умелые действия этих специалистов делают потрясающие чудеса с лицами многих людей. Прикоснуться к коже другого человека без каких-либо последствий может только человек, который не просто видит, а чувствует руками.
- Дегустация. Тип восприятия кинестетика позволяет ему проявить себя именно в этой профессии. Осязательные рецепторы таких людей развиты гораздо сильнее, чем у кого-либо. Характеристику кинестетика можно озвучить примером из фильма «Опасный возраст», в котором человек жил исключительно в мире ароматов.
Рекомендации по общению с кинестетиками-детьми
Следует сразу отметить тот факт, что все люди в пору ранней юности воспринимали окружающий мир исключительно через прикосновения. Так они познавали опасность в виде неосторожного обращения с огнем, при контакте с острыми предметами и агрессивными животными.
Следует помнить, что тип личности кинестетик даже во младенчестве требует следующего к себе подхода:
- Максимум ласки. Таких детей избаловать объятиями и поцелуями невозможно. Именно благодаря им ребенок-кинестетик чувствует, что нужен своим родителям. В ином случае он замкнется в себе, потому что подобный типаж является довольно сложной в общении маленькой личностью.
- Приобретение мягких игрушек. Некоторые скептики называют их сборниками пыли. Однако малышу-кинестетику очень важно уснуть в обнимку с любимым плюшевым зайцем или медведем. При этом снижается риск возникновения у ребенка ночных страхов, потому что его мягкий друг будет всегда рядом.
- Удобная мебель. В этом случае для малыша или подростка важно иметь комфортную зону для отдыха. Ни в коем случае нельзя приобретать стол и стул в стиле офисной мебели. Ребенок-кинестетик должен сидеть и лежать на том, что приятно его коже, а не зрению. Вместо стандартного покрытия лучше обтянуть кровать отпрыска мягкой тканью.
- Выбор постельного белья. Специалисты рекомендуют купить своему ребенку простынь и пододеяльник из хлопка. В холодную пору года можно добавить своему чаду одеяло из овечьей шерсти. Коже ребенка важны не только тепло, но и приятные ему ощущения.
- Покупка домашнего любимца. В данном случае лучше всего обратить внимание не на аквариумных рыбок, а на кота или собаку. Если жилищные условия не позволяют этого, то можно приобрести хомяка, шиншиллу или кролика. Главное при этом придерживаться двух факторов: чтобы ребенку было приятно погладить питомца, и тот в ответ его не укусил.
- Запись в секцию. Психологии прежде всего советуют родителям отдать их чад на танцы или восточные единоборства. Довольно полезным мероприятием станет также поход ребенка в плавбассейн, где он сможет лишний раз почувствовать своей кожей воду.
- Игра в «распорядок дня». Дети-кинестетики бывают неряхами, но только в общепринятом смысле этого слова. Они в темноте наощупь найдут нужную им вещь, потому что в созданном им хаосе существует определенная логика для маленьких безобразников. В данном случае необходимо вместе с ребенком договориться, где будут располагаться его игрушки.
- Просмотр необходимых передач. Дети-кинестетики никогда не станут визуалами, но им также необходимо ознакомление с теми же мультфильмами. В данном случае стоит для их просмотра выбирать продукты киноиндустрии в виде «Лунтика» (пушисто, необычно, приятно потрогать).
Характер и привычки кинестетика
Для определения какого-либо типажа необходимо присмотреться к внутренним и внешним потребностям исследуемого объекта. Любители тактильного контакта обычно обладают следующими качествами:
- Порывистость в принятии решений. Очень тяжело объяснить кинестетику, что сначала необходимо семь раз отмерить, а потом уже отрезать. Он готов исправить затем проделанную работу, но не тщательно проанализировать ее перспективы.
- Спокойствие в общении. В очень редких случаях тип кинестетика подразумевает агрессивность по отношению к другим людям. Они предчувствуют контакт с опасным человеком (благодаря своей интуиции) и искусно его избегают.
- Молчаливость. Иногда это их качество путают с робостью, но подобное предположение не соответствует истине. Просто они не так ярки в общении, как говорливые аудиалы (люди, которые получают информацию посредством звуков).
- Меланхолизм. Довольно часто восприятие кинестетика зависит от внешних факторов. Несмотря на свой некоторый прагматизм, они иногда настолько глубоко погружаются в собственные размышления, что не видят никого вокруг.
- Консерватизм. Среди таких людей вряд ли встретишь новаторов или бунтарей. Кинестетики с осторожностью относятся к тому, чего они не знают и не могут осязать.
Перечисленные качества не говорят об отрицательных чертах озвученного типа личности. Характеристика кинестетика свидетельствует о его покладистости и необходимости нахождения рядом с ним надежных и проверенных людей.