Как стать внимательным на уроках? Учим подростка

Как стать внимательным на уроках? Учим подростка Женщине

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой  фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни.

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Чтобы помочь своему ребёнку родители должны понимать, что значит «быть внимательным».

Каждую секунду мы получаем огромное количество различной информации из окружающего нас мира. Переработать и сразу всё усвоить просто невозможно. Например, вам нужно перейти на другую сторону дороги, и вам необходимо оценить ситуацию. Есть ли переход и светофор, какой горит свет на нём.  Вам не нужно запоминать номера машин, проезжающих мимо, или изучать высоту домов напротив.

 -Умение сконцентрироваться и выделить нужное поможет ребёнку стать более собранным и наблюдательным. 

 -Чем больше операций в уме проводит ребёнок, тем выше его возможности логического мышления. Считается, что первоклассник должен уметь анализировать и сравнивать 4-5 объектов одновременно.

  -К внимательности относится умение, занимаясь определённой работой, наблюдать вокруг, слушать и реагировать на дополнительные указания учителя по заданию.

-Ребёнок должен уметь быстро переключать своё внимание с одного задания на другое. Например — если он не успел выполнить письменное задание, то должен его продолжать писать, когда остальные дети уже отвечают устно.  Если вы понаблюдаете за своим ребёнком, то поймёте, на что нужно обратить внимание, что плохо получается у него.

Что такое эффективное чтение и зачем оно нужно?

Это понятие вошло в лексикон педагогов не так давно, но все больше набирает популярность как в школе, так и за ее пределами. Эффективное чтение не случайно называют еще и осмысленным. Такой вид чтения наиболее полезен для ребенка, потому что позволяет не просто механически пересказывать содержание текста, но и видеть подтекст, концепцию, детали и анализировать полученную информацию.

Эффективное чтение — это своего рода хороший фундамент для качественного образования ребенка. Этот фундамент в свою очередь держится на трех столпах: памяти, скорости и внимании, — а для его возведения, конечно, необходимы некоторые навыки. Такие как чтение без регрессии (возвратного движения глаз к уже прочитанному) и артикуляции (движения губ или языка при чтении про себя), расширение поля зрения и способность структурировать и запоминать текст.

При этом важно помнить, что в классе может быть ребенок, которому в принципе сложно дается чтение. Если в вашем классе есть ученик с дислексией, эта проблема преодолима, врожденную особенность можно обманывать. Некоторые из представленных упражнений могут также помочь, но важно знать вид расстройства и подключать к работе родителей и логопеда. Также необходимо помнить, что у каждого ребенка свой темп и возможности и нужно ориентироваться на них.

Для того чтобы прокачать навыки эффективного чтения, существует масса упражнений и правил, которые может использовать как учитель в классе, так и родитель дома, и даже ученик самостоятельно без помощи взрослых. Эти 15 методов вам в помощь.

"как научить ребёнка быть внимательным" | консультация (старшая, подготовительная группа): | образовательная социальная сеть

Консультация для родителей

                     Как научить ребёнка быть внимательным

«Будь внимательнее!» — эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

«Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!» — шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

«Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?» — недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

«Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу», — предлагает мама сыну при переходе улицы.
Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!
На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.
     Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.
     Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения — доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Выделяют 
внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца.    Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание — подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.
У дошкольника можно наблюдать и проявление 
внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.
Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют 
непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: «Что это такое?», который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти — семи лет такой вопрос очень актуален. «Обыкновенные чудеса» поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.
Представим, например, что во время занятия в детском саду из-за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка, или начнет двигаться машинка на дистанционном управлении, которой исподтишка руководит увлеченный отнюдь не занятием сверстник. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что детишки непроизвольно направят свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлекутся от темы занятия.
Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.
      Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или «почтальон» принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.
На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется 
произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.
Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как
игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием — умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим
возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в 
послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным — отсутствием усилий для его сохранения.
Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание,
к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.
Объём внимания — это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, «схватить» с одинаковой ясностью.
Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?
Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит «спутывание» воспринимаемых объектов.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте — внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.
     Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 — 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает
до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.
     Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.
Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.
      Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
Распределение внимания
 предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Как быть Леди:  Память в психологии, виды памяти, развитие у взрослых и детей

Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.
Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребенок может надолго оказаться «в плену» у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Дошкольник не может переключить свое внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных ученых, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.
Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей — явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует
ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.

      Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными — весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.
     Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.
      В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.
Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.
По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.
1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.
2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.
Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.
В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.
— Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
— Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
— Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту — от самого маленького до самого высокого.
— Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
— Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
— Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра — еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.
— Сколько ступенек на лестнице?
— Сколько окон в комнате?
Внимание — одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

      Уровень развития внимания зависит от многого-здоровья, темперамента, воспитания ребёнка. Нельзя требовать о ребёнка, чтобы он, как по мгновению волшебной палочки, стал внимательным, наблюдательным, собранным. Развивать эти качества необходимо постепенно. Кому-то, конечно же, это будет даваться легко, ведь некоторые учёные полагают, что способность концентрировать внимание это один из аспектов одарённости, но кому-то это сделать очень трудно и для того, чтобы научиться управлять собой, нужны долгие и долгие годы.

     Процесс развития функции внимания у ребёнка можно разбить на 2 направления.

1.Тренировать внимание «как мышцу». То есть на протяжении длительного времени каждый день посвящать занятиям хотя бы немного времени вместе с ребёнком, помогая ему добиваться максимально возможной собранности, сконцентрированности. Возможно, кому-то придётся начинать с 30 секунд, кому-то с 1 минуты, но важно, чтобы в эти секундочки ребёнок смог быть предельно внимательным-максимально быстро ставить точечки, писать палочки, отвечать на вопросы или поднимать карточки. Дело это трудное, прежде всего для родителей, потому как очень весомый фактор в данном случае-регулярность, и она должна заключаться не в выполнении заданий раз в месяц или в неделю, а каждый день, за редким исключением.

2.Параллельно с предыдущими приёмами развития внимания необходимо наполнять деятельность ребёнка в смысловой составляющей. Нужно рассказывать ребёнку на его языке, чего именно вы от него добиваетесь, говоря о внимании. А кроме этого стоит научить ещё целому ряду «мероприятий».

Чем младше ребёнок, тем более мелкими и понятными должны быть цели, и получение результата-более приближённым по времени.

Ещё один шаг-обучение самоконтролю, а то планировать научился, а выполнять? Научить этому можно, либо проговаривая собственную программу действий, либо помогая ребёнку контролировать свои действия, описывая то, что вы видите.

      Предлагаемые далее игры и упражнения помогут развить произвольное внимание вашего ребёнка, и будут способствовать развитию сосредоточенности, наблюдательности, устойчивости внимания и увеличению его объёма.

Несмотря на кажущуюся простоту, оно имеет важную функцию, закладывает фундамент будущего словесно-логического мышления, так как стимулирует развитие операции сравнения.

Двоим играющим надо сесть или встать друг напротив друга и пристально, не отрываясь смотреть друг другу в глаза, моргать при этом разрешается. Проигрывает тот, кто первым отведёт взгляд куда-то в сторону. Для маленького ребёнка, увлечь и заинтересовать его, вовремя поддаваться, хвалить, эмоционально откликаться.

Варианты:

Приготовить набор карточек от 0 до 10. Взрослый задаёт вопрос о количестве чего-либо, а ребёнок на него отвечает, только не произносит число, а показывает карточку.

. Онлайн-тренажеры в помощь

Во всем необходим комплексный подход. Некоторые упражнения, похожие на крестики-нолики или таблицы Шульте, можно встретить как на онлайн-ресурсах, так и в обычных интернет-играх. Совмещать интерактивные игры и обычные офлайн-методы не только можно, но и нужно.

«Город, который учится. Цифровое образование» — это экспериментальный проект Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, который помогает учебным организациям, педагогам, школьникам и их родителям освоить дистанционные образовательные технологии.

Метод Цицерона

Древнеримский оратор Цицерон прославился своими долгими речами без листа и подсказок и — в связи с этим — отличной памятью. В своих выступлениях он использовал много имен, дат и событий и четко выстраивал структуру выступления. Как же ему удавалось запоминать такой большой пласт информации?

Как быть Леди:  Кто такие маргиналы простыми словами, отличие от люмпенов, маргинальность и маргинализация

Цицерон заходил в комнату и первой, например, видел картину на стене — с ней у него ассоциировалось то, что надо сказать вначале. Дальше он мог подойти к окну — оно олицетворяло следующую часть его речи и так далее.

«Метод римской комнаты» можно практиковать и с детьми. Чтобы понять, работает ли он, достаточно просто сравнить, сколько не связанных между собой слов ребенок запомнит механическим путем и сколько — с помощью этого метода. Пусть это будут слова «кошка», «арбуз», «квадрат», «тарелка», «смех», «ветер» и «слон».

После обычного запоминания предложите детям, например, представить, что котенок сидит на левом плече, арбуз пусть будет лежать на парте прямо перед ними, квадрат — это оконная рама и так далее. Такой способ может помочь при запоминании стихов, отрывков произведений, а практиковать его можно не только с учителем.

Сочините историю по картине

В самом начале урока покажите детям любую картину. Желательно, чтобы на ней было много деталей, растений, людей или объектов. Дайте им задание запомнить название картины, то, что на ней изображено, и имя художника (это, например, может быть картина «Опять двойка» Решетникова).

Такое упражнение тренирует долговременную память ребенка и способность фантазировать. Он может не просто запомнить происходящее на картине, но и придумать целую историю.

Так, на картине «Опять двойка» ученик может четко увидеть мальчика по имени Вася, который получил двойку, потому что накануне играл в PlayStation и не сделал домашнюю работу, а когда вернулся домой, мама сильно ругалась.

Фамилии же художников часто запоминаются хуже, и поэтому лучше предложить ребенку какую-то речевую ассоциацию.

«Решетников смотрит через решето», «Шишкин собирает шишки», а «Айвазовский — ай, какой молодец»

Обрастая ассоциациями, картины запомнятся детям надолго. Зайдя в музей, даже будучи уже взрослым, ваш ученик не станет читать карточки рядом с ними. Потому что и так будет отлично знать, что на них написано.

Раскрашиваем мандалы

Для этого упражнения подходят любые раскраски, но лучше всего использовать мандалы. Они помогают максимально сконцентрировать внимание ребенка, ведь он будет сосредоточен на том, чтобы не выходить за границы маленьких элементов. Такая работа отлично подходит для включения детей в процесс обучения, например, после урока физкультуры или бурной перемены, когда дети разыгрались, набегались.

Второй уровень сложности — раскрашивать рисунок двумя руками одновременно

Можно подкрепить раскрашивание мелодичной спокойной музыкой, классической или даже индийской мантрой (как раз под раскраску).

Пусть ученик сам выберет цвета, которые ему приятны. Кстати, если он предпочел только черный, коричневый цвета или любые другие темные, это может быть признаком того, что стоит обратить внимание на психическое состояние ребенка. В таком случае можно поговорить после уроков на отвлеченные темы и попытаться выяснить, что его беспокоит, или же попросить помочь школьного психолога.

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской.

Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка.

Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».

Обратите  внимание на следующие моменты:

  • Каждому ребенку  нужно свое постоянное рабочее место  для занятий с подходящим для  него стулом.
  • Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
  • Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома. Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
  • О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
  • Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
  • Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
  • Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.

Совет
Слова, которые ребенок часто забывает, нужно написать на карточках и чаще повторять.
Детям, страдающим забывчивостью, помогут листочки для записей. К примеру, они могут писать себе записки типа «Зайти в библиотеку за учебником!» и прикреплять их к стене над письменным столом.

Диагностика


Для постановки диагноза необходимо общение ребенка с врачом

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Лучше всего обучать внимательности во время игры или увлекательных заданий.

  — Пусть ребёнок осмотрит комнату, в которой вы находитесь, и назовёт все предметы, в которых есть буква «м».

  — Вы говорите разные слова и пусть ребёнок повторит за вами только то слово, перед которым вы скажете, например, «повторяй».

  — Называть все цифры по порядку до 40 кроме тех, которые содержат в себе цифру 4. Вместо этих чисел можно присесть или говорить какое-то слово, например «помню».

  — Игра в мяч. Вы бросаете мяч и называете фрукт, а ребёнок ловит и называет его цвет. Так же с овощами.

  — Научите играть ребёнка в шахматы или в шашки. Отличная школа для обучения внимательности.

  — Покупайте книжки с лабиринтами для распутывания с перепутанными рисунками.

  — В продаже есть журналы, где даются задания, например — найти на рисунке 12 гномов или 10 различий.

Сейчас продаётся много книг с заданиями на внимательность для детей разного возраста. Это увлекательные задания, которые можно решать всей семьёй. Активно занимайтесь спортом, совмещая его с заданиями на внимательность. Такие упражнения помогут лучше узнать ребёнка, его слабые стороны и помочь ему эти стороны укрепить.

Читайте по теме:

Продолжение темы о развитии внимательности у детей младшего школьного и школьного возраста.

Методы лечения

Главная задача терапии при данном синдроме — это коррекция поведения ребенка. Прием медикаментов назначается исключительно в крайних, запущенных случаях, если без этого не удается улучшить состояние малыша.

  1. Беседа специалиста с ребенком. Малышу разъясняется основа его поведения.
  2. Важно, чтоб родители осознали, что их чадо не является балованным или испорченным, что всему виной неврологическая патология. Как только приходит осознание этого, отношения в семье изменяются, улучшается внимание ребенка, повышается самооценка.
  3. Когда необходима терапия для школьников и детей подросткового возраста зачастую применяется комплексный подход, который в себя включает, как немедикаментозную, так и медикаментозную терапию.

Могут быть применимы различные методы.

  1. Общение с психологом. Специалист объясняет, как необходимо улучшить коммуникативные способности ребенка, как снизить тревожность школьника, если таковая имеется. Если у ребенка присутствует нарушение речи, его направляют на общение с логопедом.
  2. Народные методы. Медикаментозная терапия может иметь затяжной характер, поэтому врачи иногда заменяют прием медикаментов, назначаются натуральные успокоительные средства. В частности, это может быть мята, чай с мелиссой, валериана.
  3. Физические нагрузки, движение. Для того, чтобы избавить ребенка от излишней энергии следует подобрать ему правильный спорт. Идеальными для данного случая будут плавание, аэробные нагрузки, катание на велосипеде.
  4. Физиопроцедуры, в частности лечебный электрофорез, например с магнием, магнитотерапия, фотохромотерапия, также может назначаться точечный массаж, на который приходится 10 процедур, проводят его курсами (дважды или трижды в год), области массирование — ушные раковины, воротниковая зона.
  5. Медикаментозная терапия. Может в себя включать следующие препараты:
  • психостимуляторы, влияющие на усиленную выработку нейромедиаторов, способствуют снижению импульсивности, агрессивности и проявлению депрессивного состояния;
  • антидепрессанты — способствует снижению импульсивности, повышают внимание ребенка;
  • ингибиторы норадреналина — влияют на усидчивость ребенка, делают его более спокойным;
  • ноотропные препараты — способствуют улучшению памяти, снимают напряжение.

Оказавшись в кабинете психолога или психотерапевта, врачом могут применяться определенные методы лечения.

  1. Когнитивно — поведенческая терапия. Специалисты объясняют пациенту, какие модели поведения можно формировать, какие из них являются правильными. Ребенок учится осознавать свои желания и эмоции. Данный тип терапии способствует облегчению процесса адаптации в обществе.
  2. Арт-терапия. Занимаясь каким-то искусством, у ребенка снижается тревожность, происходит избавление от излишней эмоциональности, усталости, негативных мыслей. Кроме того, творчество позволяет повысить самооценку, когда ребенок видит, как собственными силами создает что-то красивое и прекрасное.
  3. Игровая терапия. Влияет на формирование усидчивости и внимательности. Все достигается при помощи игр. Способствует контролю гиперактивности и повышенной эмоциональности. Игры подбираются, учитывая характерные проявления конкретного ребенка.
  4. Семейная терапия. Работа психолога заключается в общении с родителями, которые должны изменить тип воспитания малыша. Это способствует уменьшению количества скандалов, конфликтов в семье, улучшает взаимоотношения между родственниками.
Как быть Леди:  Общественные науки, конституционный и географический нигилизм | Освободить граждан от ига общественных «наук»

Немного теории

Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе.

На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Развиваемся в игре

Как научить ребенка внимательности? Конечно – поиграть с ним. Игра – самый лучший способ обучения дошкольников. Она одновременно доставляет им удовольствие и приносит пользу. В разном возрасте игры отличаются степенью сложности – соответственно уровню развития ребенка. Вот несколько примеров.

Играть можно с детками 1–3 лет. Взрослый располагает некие предметы в определенном порядке (выкладывает узор из мозаики, строит башню из кубиков, собирает в хаотичном порядке пирамидку). Малыш должен воссоздать образец.

Усложните: дайте ребенку запомнить расположение предметов, а затем накройте их. Пусть собирает по памяти. Другой вариант – образец выкладывает ребенок, а родитель повторяет (периодически «ошибаясь», чтобы у малыша была необходимость следить за процессом и исправлять неточности).

Вариант с развитием слухового внимания – повторить ритм, который отбивают родители.

Эта игра подходит для детей от 1 до 7 лет, только для каждого возраста берут свое количество предметов (от 3 до 8). Предметы расставляют перед ребенком, дают ему возможность запомнить их количество и порядок расположения. Затем юный игрок отворачивается, взрослый меняет предметы местами, убирает или добавляет новые.

Подходит для детишек 3–5 лет. В зависимости от способностей ребенка он может считать вслух, делать простые вычисления, рассказывать стихотворение. Задача взрослого – отвлекать его разными способами, задача малыша – не сбиться. Вариант: ребенок повторяет вслух одно слово (например, «вилка»), а мама другое («звезда»). Кто собьется первый?

Играть можно с 3 до 7 лет, подбирая уровень сложности. Задача ребенка – найти в комнате предмет, который описывает взрослый, называя более общие, а затем – более конкретные признаки.

Игра для детей 5 – 7 лет. Взрослый называет цепочку слов и просит ребенка найти лишнее и объяснить, по какому признаку он его выделил (одушевленность, род, назначение предмета, цвет, форма, количество букв, слогов и т. д.).

Игры можно упрощать или усложнять в зависимости от того, насколько ребенок справляется с поставленной задачей. Если ему достаточно легко – добавьте предметов, усложняйте вопросы, наращивайте количество действий. Если сложно – уменьшайте. Важно, чтобы задача была посильной, иначе малыш не захочет ее решать, – но и не слишком простой, иначе ему быстро наскучит.

Итак, чтобы сделать своего ребенка внимательным, не обязательно усаживать его за скучную писанину или засекать 40 минут при выполнении каких-либо действий. Играя, можно добиться этого намного быстрее, проще и веселее.

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Решение

Многие родители, столкнувшись с  проблемой «гиперактивности», прибегают к медикаментозной терапии (по назначению врача, конечно). Создают темы и блоги, делятся собственным опытом. Никого не удивят темы вроде: «Что попить?», «К кому обратиться?»; «Какие лекарства принимали?». Лечить ребенка препаратами или нет, решают родители после консультации с врачом.

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

Свойства внимания

Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?

  • Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
  • Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
  • Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
  • Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
  • Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
  • Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
  • Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.

Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности. В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Лекция, как наказание бессмысленна, потому что ребёнок встретит её в штыки.

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться. Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста.

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  1. Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  2. Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий