ИНТРОЕКЦИЯ — что такое в Новейшем философском словаре

ИНТРОЕКЦИЯ - что такое в Новейшем философском словаре Женщине

Описание

В результате этого процесса нечто приходящее извне воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция также тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации[1].

Смотреть что такое интроекция в других словарях:

– процесс включения внешнего мира во внутренний мир человека. В классическом психоанализе под интроекцией понимается процесс установления таких отношений между человеком (субъектом) и другим человеком или предметом, на который направлен его интерес (то есть объектом), при которых свойства и качества объекта переносятся субъектом вовнутрь.
Термин «интроекция» был введен в психоаналитическую литературу одним из сподвижников З. Фрейда венгерским психоаналитиком Ш. Ференци (1873–1933), опубликовавшим в 1909 г. работу «Интроекция и перенесение» и статью «К определению понятия интроекции» (1912). Он описывал интроекцию «как распространение аутоэротического интереса на внешний мир путем «втягивания» его объектов в Я».
Интроекция противопоставляется проекции как процессу вынесения человеком своих собственных чувств и внутренних побуждений вовне. При проекции субъект наделяет объект теми свойствами и качествами, которыми обладает сам. При интроекции человек как бы вбирает в свою психику представления о части внешнего мира, превращает их в объект бессознательного фантазирования. Он наделяет самого себя свойствами и качествами воображаемого объекта, идентифицирует (отождествляет) себя с этим объектом, думает и действует с оглядкой на внутренний образ, возникший в результате интроекции.
Если параноик проецирует вовне из своего Я возможно большую часть внешнего мира и делает его сюжетом бессознательных фантазий, то невротик, как считал Ш. Ференци озабочен поиском объектов, которые он «мог бы втянуть, интроецировать в круг своих интересов». Невротическая интроекция рассматривалась Ш. Ференци в качестве крайнего вида психического процесса, имеющего место в каждом нормальном человеке. Различие усматривалось им лишь в том, что «у здорового большая часть его интроекций протекает сознательно, в то время как у невротика они в большинстве случаев вытеснены, изживаются в бессознательных фантазиях, и опытный врач может узнать о них только косвенным, символическим образом».
В содержательном плане процессы идентификации и интроекции выступали у Ш. Ференци как однозначные. С точки зрения З. Фрейда, интроекция тесно связана с идентификацией, как одной из форм эмоциональной связи человека с объектом своего внимания. В процессе идентификации человек стремится быть похожим на того, к кому испытывает особые чувства привязанности, будь то любовь, обожание, поклонение. Благодаря интроекции человек как бы превращается в тот объект, с которым он себя идентифицирует.
Человек может утратить объект своей привязанности. Однако интроекция этого объекта вовнутрь самого себя оказывает соответствующее воздействие на его поведение. Особенно наглядно этот процесс можно наблюдать на примере маленьких детей. В игровой форме дети часто отождествляют себя с каким-либо животным. Они говорят своим родителям или сверстникам, например: «Я – лошадка», «Я – щенок». При этом дети подражают тому или иному животному, принимают характерные для них позы, издают соответствующие звуки.
Аналогичные картины подражания животным, отождествления себя с ними могут наблюдаться не только в процессе детской игры. Ребенок на полном серьезе может включить в себя любимый, но в силу различных обстоятельств жизни утраченный объект своей привязанности. В одной из своих работ З. Фрейд привел в качестве примера наблюдение, описанное в психоаналитическом журнале. Речь шла о ребенке, который сильно переживал по поводу утраты любимого котенка. Это переживание привело к тому, что ребенок не только отождествил себя с котенком, но и всем своим поведением показывал, что он теперь стал этим котенком. Ребенок капризничал, не хотел есть за столом, ползал на четвереньках.
Интроекция объекта субъектом свойственна не только детям, но и взрослым. Типичным примером может служить меланхолия взрослого человека, считающего реальную или воображаемую потерю любимого объекта причиной своего подавленного состояния. В этом случае человек упрекает самого себя за то, что произошла утрата объекта. Он обвиняет себя во всевозможных грехах, унижает собственное Я. Тень объекта, по выражению З. Фрейда, оказывается отброшенной на Я человека. Интроекция объекта проявляется в явной форме.
Благодаря интроекции в психике человека возникают различные образы и представления, оказывающие воздействие на его жизнедеятельность. Эти образы и представления становятся неотъемлемой частью человека, превращаются в идеал Я или Сверх-Я.
В классическом психоанализе понятия идеала Я и Сверх-Я тесно связаны с интроекцией. Объект привязанности вбирается вовнутрь психики человека, становится на место его Я. Он оказывается не только включенным во внутренний мир человека, но и активно действующим в качестве некоего идеала или инстанции контролирующей его мысли и поведение. Прежние отношения между внешним объектом и человеком перерастают в отношения между образовавшимся в результате интроекции идеалом-Я и Я, ставшим объектом воздействия со стороны этого идеала. Внутренний мир человека, его психика становятся ареной противостояния различных сил.
Процесс интроекции приводит к изменениям в психике человека. Его Я как бы расщепляется на две части. Одна из них включает в себя потерянный объект. Другая, олицетворяющая собой, с точки зрения З. Фрей да, критическую инстанцию или совесть, становится особенно беспощадной по отношению к первой части Я. Между обеими частями Я возникает конфликт, обострение которого может привести к психическому расстройству.
Стремление к включению большей части внешнего мира в свое собственное Я особенно характерно для невротика. Вобрав внешний мир вовнутрь самого себя, невротик делает его объектом своих многочисленных фантазий.
Проблема интроекции обсуждалась в работах К. Абрахама, М. Кляйн, Ш. Ференци, А. Фрейд и других психоаналитиков. В современном психоанализе рассмотрению процесса интроекции также уделяется определенное внимание. В частности, С. Блатт поднял вопрос о необходимости исследования различных форм младенческой депрессии, включая интроективную, что нашло отражение в его статье «Уровни объектной репрезентации в анаклитической интроективной депрессии» (1974)…. смотреть

от лат. intro – внутрь и (in) iectio – вбрасывание] – введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., «вкладывании» чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Подставляя индивидуальное сознание на место познающего мышления (психологизм), Авенариус объявляет неправомерной И. вообще признание идеального за отражение объекта субъектом. Концепция И. есть такое истолкование метафизич. и антропологич. материализма и идеализма, к-рое делало удобным нападение на материализм (особенно естественнонаучный), как на будто бы всегда впадающий в И. При этом Авенариус думал, будто ему удалось опровергнуть всякий материализм. Выступая против И., Авенариус жалуется, что «путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось… на внешний мир и внутренний мир, на объект и субъект» («Человеческое понятие о мире», М., 1909, с. 27). С его т. зр., именно в И., прошедшей ряд историч. ступеней – от первобытного анимизма до совр. филос. идеализма, – всегда лежали истоки заблуждений. Изображая себя истолкователем и защитником «наивного реализма», Авенариус рекомендует принять такое понятие о мире, «которое имеет своим содержанием «общие признаки» всего находимого данным…» (там же, с. 100), и отбросить естественнонаучное понятие о мире, как страдающее И. и дуализмом. Концепция И. обрекает, конечно, всякого разделяющего ее на поиски механизма обратного процесса – «проекции»; а поскольку совпадение источника И. и результата «проекции» оказывается недоказуемым, это ведет к безнадежному разрыву субъекта и объекта. Ухватившись за то, что нек-рые материалисты, гл. обр. натуралистические, действительно пытались решать проблему познавательного отношения субъекта к объекту, основываясь на предварит. решении психофизич. проблемы, Авенариус использует нелепости, вытекающие из подстановки второй проблемы на место первой, чтобы устранить (что типично для позитивизма) самую возможность их постановки, устранить самый предмет гносеологии; он ищет обоснование принципиальной координации и вообще эмпириокритицизма на пути отрицания связи мысли с мозгом. Отказ от категорий субъекта и объекта, мышления и бытия и переход на идеалистич. т. зр. «нейтрального» опыта он выдает за путь избавления от И., причем за единственно возможный путь. Это антиматериалистич., субъективно-идеалистич. содержание своей концепции интроекции Авенариус преподносит под флагом борьбы против идеализма, против солипсизма, к к-рому, с его т. зр., ведет И. На деле к солипсизму ведет неприменение вообще категорий субъекта, объекта, идеального и т.п., якобы неотделимое от И., а лишь применение их с точки зрения изолированного натуралистич. индивида, к-рую Авенариус считает само собой разумеющейся, но к-рая действительно не позволяет выработать категории субъекта и объекта, не впадая в дуализм или солипсизм. Концепция И. свидетельствует о том, что бурж. философия оказалась неспособной преодолеть разрыв субъекта и объекта, совлечь с объекта ту форму отчуждения и трансцендентности, в к-рой он неизбежно ей представлялся, и потому стала искать пути отказа от этих категорий вообще. Последователи концепции И. – Иерузалем, Уорд, Стаут. Концепция И., ее скрытая антиматериалистич. направленность была подвергнута резкой критике Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм». Показав, что А. Богданов и др. рус. эмпириокритики «попались на удочку» И., Ленин подчеркнул необходимость при анализе филос. теорий сугубо критически относиться к тому, как оценивают значение своих теорий сами их создатели. В п с и х о л о г и и, в концепции психоанализа, И. – такое отношение одного индивида к другим, при к-ром первый принимает их за включенных в себя в качестве своих собственных внутренних компонентов. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Авенариус Р., О предмете психологии, М., 1911; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960. Г. Батищев. Москва. … смотреть

Как быть Леди:  Синкретизм в истории религии – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Нем.: Introjektion. — Франц.: mtrojection. -Англ.: introjecьon. — Исп.: introy-ecciфn. — Итал.: introezione. — Португ.: intrqjeзаo.
• Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» объектов и качеств, присущих этим объектам.
Интроекция близка поглощению, инкорпорации, как своему телесному прообразу, однако в отличие от инкорпорации она не всегда соблюдает телесные границы субъекта (интроекция в Я, в идеальное Я и т.д.).
Интроекция связана с (само)отождествлением.
• Термин «интроекция» был введен Ш. Ференци по контрасту с «проекцией». В «Интроекции и трансфере» (Introjektion und Ьbertragung, 1909) он писал: «Если параноик выносит неприятные побуждения за пределы своего Я, то невротик, напротив, включает в Я как можно большую часть внешнего мира, превращая его в объект бессознательного фантазирования. По контрасту с проекцией этот процесс можно назвать интроекцией» (la). Из этой статьи, однако, нелегко извлечь строгое определение понятия интроекции, так как Ференци понимает его в широком смысле — как «страсть к трансферу», приводящую невротика к «ослаблению его свободно парящих аффектов путем расширения круга интересов» (1b). Он называет интроекцией тип поведения (главным образом у истериков), который вполне можно было бы назвать и проекцией.
Фрейд использует понятие интроекции, четко противопоставляя его проекции. Наиболее ясен в этом смысле текст «Влечения и судьбы влечений» (Triebe und Triebschicksale, 1915), где рассматривается происхождение противопоставления субъекта (Я) объекту (внешнему миру) в связи с противопоставлением удовольствия неудовольствию: «Я -удовольствие в чистом виде строится посредством интроекции всего того, что порождает удовольствие, и проекции вовне всего того, что приносит неудовольствие» (см.: Я- удовольствие, Я -реальность). Это противопоставление мы находим в «Отрицании» (Die Verneinung, 1925): «… изначальное Я -удовольствие стремится… интроецировать все хорошее и исторгнуть из себя все дурное» (2а).
Интроекция связана с оральной инкорпорацией.Эти два термина часто использовались Фрейдом и другими авторами как синонимичные. Фрейд считал, что противопоставление интроекция — проекция поначалу возникло на оральном уровне и лишь позднее приобрело более общее значение. Этот процесс «…находит свое выражение на уровне самых древних оральных влечений: я хочу это съесть или я хочу это выплюнуть, или в более обобщенной форме: я хочу ввести в себя одно и исторгнуть из себя — другое» (2b).
Необходимо сохранить различие между поглощением и интроекцией, подразумеваемое в приведенном отрывке. В психоанализе прообраз всякого разграничения между внутренним и внешним — это граница тела; именно с этой телесной оболочкой явным образом связан процесс инкорпорации. Понятие интроекции имеет более широкий смысл: речь идет не только о том, что находится внутри тела, но и о том, что находится внутри психического аппарата, инстанции и пр. Именно в этом смысле можно говорить об интроекции Я, об Идеал-Я пр.
Интроекция была впервые обнаружена Фрейдом при изучении меланхолии (3), а затем приобрела более общий смысл (4). Это понятие приводит к обновлению фрейдовской теории (само)отождествления*.
Сохраняя след своего телесного прообраза, интроекция выражается в фантазировании по поводу объектов, как частичных, так и цельных. Кроме того, это понятие играет важную роль у таких авторов, как Абрахам и особенно М.Кляйн, которые стремились описать фантазматические переходы между «хорошими» и «плохими» объектами (интроекция, проекция, новая интроекция). Эти авторы имели в виду прежде всего интроецированные объекты; представляется, что это понятие и в самом деле следует употреблять лишь в тех случаях, когда речь идет об объектах или их качествах. В строгом смысле слова нельзя говорить, как иногда случалось Фрейду, об «интроекции агрессивности» (3); в подобных случаях более уместно выражение «обращение на себя»*…. смотреть

Термин «интроекция» введен Авенариусом как термин, соответствующий проекции. Однако то вкладывание субъективного содержания в объект, которое он имеет в виду, можно столь же удачно выразить понятием проекции, почему для этого процесса и следовало бы сохранить термин проекции. Далее, Ференци определил понятие интроекции как противоположное «проекции», а именно он разумеет втягивание объекта в субъективный круг интересов, тогда как «проекция» есть для него выкладывание субъективных содержаний и переложение их в объект. /104- S.10 ff/ «Тогда как параноик вытесняет из своего эго все движения души, вызывающие неудовольствие, невротик, напротив, облегчает себя тем, что он воспринимает в свое эго возможно большую часть внешнего мира и делает ее предметом бессознательных фантазий». Первый механизм есть проекция, второй — интроекция. Интроекция есть своего рода «процесс разжижения», «расширения круга интересов». Ференци считает интроекцию также и нормальным процессом.
Итак, психологически интроекция является процессом ассимиляции (см. ассимиляция), проекция же — процессом диссимиляции. Интроекция означает уподобление объекта субъекту проекция же, напротив, — отличение объекта от субъекта при помощи переложения какого-нибудь субъективного содержания на объект. Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо. Можно выделить пассивную и активную интроекцию; первая разновидность проявляется, среди прочего, при лечении неврозов в явлении переноса и вообще во всех случаях, когда объект оказывает на субъекта безусловное влияние; к последней разновидности принадлежит эмпатия как процесс адаптации. … смотреть

Термин «интроекция» введен Авенариусом как термин, соответствующий проекции. Однако то вкладывание субъективного содержания в объект, которое он имеет в виду, можно столь же удачно выразить понятием проекции, почему для этого процесса и следовало бы сохранить термин проекции. Далее, Ференци определил понятие интроекции как противоположное «проекции», а именно он разумеет втягивание объекта в субъективный круг интересов, тогда как «проекция» есть для него выкладывание субъективных содержаний и переложение их в объект. /104S.10 ff/ «Тогда как параноик вытесняет из своего эго все движения души, вызывающие неудовольствие, невротик, напротив, облегчает себя тем, что он воспринимает в свое эго возможно большую часть внешнего мира и делает ее предметом бессознательных фантазий». Первый механизм есть проекция, второй интроекция. Интроекция есть своего рода «процесс разжижения», «расширения круга интересов». Ференци считает интроекцию также и нормальным процессом.
Итак, психологически интроекция является процессом ассимиляции (см. ассимиляция), проекция же процессом диссимиляции. Интроекция означает уподобление объекта субъекту проекция же, напротив, отличение объекта от субъекта при помощи переложения какого-нибудь субъективного содержания на объект. Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо. Можно выделить пассивную и активную интроекцию; первая разновидность проявляется, среди прочего, при лечении неврозов в явлении переноса (см.) и вообще во всех случаях, когда объект оказывает на субъекта безусловное влияние; к последней разновидности принадлежит эмпатия как процесс адаптации…. смотреть

ИНТРОЕКЦИЯ (англ. introjection) — присвоение человеком внешних норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными, не «перевариваются» им. При И. человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности, он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда. В случае, когда человек «проглотил» предлагаемые ему извне ценности, нормы и т. п., он оказывается не способен отнестись к ним критически и, в результате, при изменении внешней ситуации, направляет свою энергию не на изменение неадекватных интроектов, а наоборот, на их поддержку и защиту. Еще одним следствием И. является то, что человек становится не способен различить, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал, другие. Избавление от интроектов — достаточно сложный процесс, в первую очередь потому, что у каждого человека есть долгая история интроецирования, являющегося в нашем обществе общепринятым способом воспитания и образования (социализации). Однако если человек становится способен развить в себе ощущения «Я» и четко отделить его от «Ты» или «Другие», если он научается не «проглатывать» предлагаемую информацию, а перерабатывать и присваивать ее уже в видоизмененном виде (и то и др. можно достичь, напр., через психотерапевтическую работу), он оказывается способен избавиться от чрезмерной власти интроектов. См. Гештальт-терапия, Зеркальное Я. (А. А. Корнеев.)<br><br><br>… смотреть

поглощение организмом части среды. Может происходить на физиологическом уровне, например, принятие пищи, и на психологическом уровне поглощение информации, предписаний, мнений, образцов поведения и т.п. Термин был позаимствован из психоанализа, однако в ортодоксальном психоанализе процесс интроекции понимался несколько иначе. Фрейд считал некритическое усвоение родительских посланий нормальным процессом для маленького ребенка. Идея Перлза состояла в том, что пассивная интроекция не является обязательным процессом, ребенок способен «разжевывать» и ассимилировать полученный опыт [Перлз (16),с. 409-410]. При интроекции контактная граница смещается внутрь и среда оказывается внутри организма. Здоровая интроекция заканчивается ассимиляцией (см.) При патологической интроекции поглощенный объект остается инородным телом внутри организма. Патологическая интроекция суть незавершенная ситуация. Патологическая, пассивная, интроекция приводит к ложным идентификациям. Лингвистическим признаком интроекции является использование слов, указывающих на долженствование («надо», «должен», «положено» и т. д.), предложения, выражающие иррациональные убеждения. Литература: [5, с. 128-130; 8, с. 64-67; 16, с. 408-432; 17, с. 47-51; 19, с. 354-356, 369-370, 371-372; 20, с. 168-175; 25, с. 46-47; 26, с. 36-39; 28, с. 147; 32]… смотреть

1) включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации; Ср.: Что последняя книга скажет, то на душе у него (у нее) и ляжет. Ср. различные ситуации в рассказе А. Чехова «Душечка», в частности когда Ольга Семеновна была замужем за антрепренером:
И она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете – это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно стать только в театре… И что говорил о театре и об актерах Кукин, то повторяла и она. Публику она, так же, как и он, презирала за равнодушие к искусству и за невежество…; когда сблизилась с ветеринаром, она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он.
2) «процесс проецирования собственных характеристик на неодушевленные объекты» (Ребер).
Ср.:
«Он меня любит!» – думала она и восхищалась этой мыслию… «Ох, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не пели, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли» (Н. Карамзин, Бедная Лиза).
Я нахожусь теперь в самом мизантропическом настроении, и все предметы представляются мне в преувеличенно скверном виде (И. Тургенев, Дым)…. смотреть

Как быть Леди:  Все темы итогового сочинения 15 апреля 2021 года

(лат. intro — движение внутрь и jacio — бросать) — в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других людей и пр.), когда он уже не различает собственные и несобственные представления и фантазии. Понятие И. было введено в научный оборот Ференци для обозначения процессов и явлений противоположных (контрастных) проекций. Фрейд истолковывал И. как психический механизм, являющийся одной из основ идентификации и играющий значительную роль в процессе формирования Супер-Эго («Сверх-Я»). В психоаналитической традиции (К. Абрахам, М. Клейн и др.) значительное внимание уделялось исследованию различных параметров и качеств интроецированных (внутренних) объектов, которые понимались как специфические психические структуры, образовавшиеся в результате И. В психиатрии И. понимается преимущественно как процесс и результат отождествления себя индивидом с образом другого человека (идеального или исторического героя, влиятельного лица и т.д.). В.И. Овчаренко… смотреть

(от лат. intro внутрь и jacio бросаю, кладу), 1) в теории познания введённое Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., вкладывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, т. к. основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность Духовного и материального и пытаясь, т. о., опровергнуть материализм вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). 2) В психологии включение индивидом в свой внутр. мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. людей, что является основой идентификации. Противоположностью И. является проекция. В глубинную психологию понятие И. было введено венг. психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психология, механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-я», совести и др…. смотреть

(лат. intro jacio бросать) – 1. общее значение – помещение, проникновение какого-то аспекта внешнего мира во внутренний мир человека с последующим выполнением соответствующей психологической функции. Приблизительными синонимами термина являются «персонализация», «интернализация.» К.Юнг вместо него использует термин ассимиляция (с антонимами «проекция», «диссимиляция»); 2. в психоанализе – замена внешнего объекта мысленным его представлением, посредством которого отношения с объектом, находящимся вовне заменяется отношениями с воображаемым объектом «внутри себя» (например, интроекцией родителей могут стать их наставления, предостережения, советы). Интроекции предшествует интернализация. Интроекция рассматривается как защита (поскольку она уменьшает сепарационную тревогу), так и нормальный процесс развития (поскольку способствует увеличению автономности индивида)…. смотреть

от лат. intro внутрь и iacere — бросать) — одушевление, наделение чувством («вчувствование»); по Авенариусу, человек вкладывает в себя и своих собратьев представления об окружающих элементах как внутренние состояния, благодаря чему и происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на «внутренний» и «внешний», на «объект» и «субъект». Таким же образом возникают, согласно Авенариусу, и др. представления: душа, бессмертие, дух (см.: Р. Авенариус, Критика чистого опыта. СПБ, 1908). … смотреть

(от лат. intro внутрь и iacere бросать) одушевление, наделение чувством (*вчувствование*); по Авенариусу, человек вкладывает в себя и своих собратьев представления об окружающих элементах как внутренние состояния, благодаря чему и происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на *внутренний* и *внешний*, на *объект* и *субъект*. Таким же образом возникают, согласно Авенариусу, и др. представления: душа, бессмертие, дух (см.: Р. Авенариус, Критика чистого опыта. СПБ, 1908)…. смотреть

Адаптивная роль

Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них[1].

В обществе

Люди, склонные к интроекции, выделяются тем, что они сразу хотят вступить во взаимодействие, открыть душу, всем поделиться. На самом же деле все их контакты довольно поверхностны, потому что истинная близость им непонятна и неведома. Они редко доходят до этого этапа, если не разберутся со своими внутренними проблемами.

Также бывает, что люди, не умеющие ставить границы между собой и другими, страдают от половой неразборчивости. У них слишком много партнеров, они не могут остановиться. Они стараются быстро взаимодействовать с человеком и после слияния сразу начинают искать другой образ, дабы не узнавать человека и не разочаровываться.

Некоторые люди привыкли к такой особенности своей психики и даже не хотят разбираться, ведь она помогает избегать ответственности. Другими словами, можно во всем винить какие-то внешние обстоятельства, других людей. Такой человек постоянно утверждает, что во всем виноваты традиции, страна, другие люди, его друзья, родители и т. д.

Самое плохое — он даже не осознает, что такое его поведение – это просто работа определенного механизма, а не его личности. А механизм при желании можно настроить. Для этого достаточно просто слушать свое сердце, каким бы удивительно простым ни казался этот совет.

Давайте разберемся подробнее

Итак, интроекция в психологии – это сценарий поведенческой защиты. Это явление очень тесно переплетается со взаимоотношениями между индивидуумами. Как мы знаем, для роста личности необходимо воздвигнуть границы между собой и другими в разумных пределах.

Все, принимаемое личностью из внешней среды, будет эффективно для нее только в том случае, если она это переживет, как-то проработает и обдумает. Если же внешний мир принимать без разбора, то он останется незамеченным сознанием, тем не менее будет психологическим паразитом.

На сегодняшний момент считается, что интроекция — это самая простая форма идентификации, но, в отличие от последнего процесса, она человеком не сознается. А если говорить более кратко и понятно, то на сегодняшний день считается, что этот процесс заключается в том, что человек какие-то внешние явления и события воспринимает как свои внутренние.

Деструктивная роль

Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает[2][3].

Жертвы

Бессознательный психологический процесс может приводить к тому, что человек оказывается в позиции жертвы. На самом деле интроекция присуща нам в любом возрасте, поэтому даже взрослый человек должен уделять этому больше внимания.

Проявляется она в том, что мы сливаемся с различными образами, которые появляются в нашей психике. Считается, что все образы помещены в супер-эго человека, то есть в его бессознательную структуру. Эта структура образов пополняется примерно в возрасте от 2 до 12 лет, когда человек начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, что нельзя, начинает разграничивать свою фигуру и фигуру родителей.

Если в детском возрасте был сформирован какой-то интроект в супер-эго, то избавиться от него непросто. А чем ранее появилась установка, тем сложнее ее от себя отделить. Притом от негативных эффектов данного явления страдают обе стороны. Один человек предъявляет другому требования и испытывает разочарование, а второй чувствует злость и обиду, потому что не может соответствовать этим характеристикам. Собственно говоря, он и не должен им соответствовать.

Защитная функция

Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию[1].

Идентификация с агрессором

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление человека с тем (теми), кто угрожает его безопасности.

Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать[4].

Как быть Леди:  Причины детской и подростковой жестокости

Интроекция: примеры

Расскажем о случаях, когда можно в реальной жизни увидеть проявление данного процесса. Очень яркий пример – это случай, когда мы говорим, что мужчина должен или женщина должна. Такие идеи в какой-то мере присущи каждому человеку, но они очень сильно ограничивают отношения.

Чаще всего именно подобного рода установки мешают начать отношения, нормально их строить, решать сложности и конфликты и т. д. Дело в том, что, вступая в отношения, человек на каком-то этапе просто расслабляется и начинает действовать автоматически. Он настолько доверяет близкому, что считает, что может быть с ним полностью открытым.

Именно тогда начинают проявляться реакции интроекции. Ни с того ни с сего партнер может начать странно реагировать на какие-то обыденные вещи. Если в паре хорошие отношения, то это можно обсудить и выявить, что человек сам не знает, почему он сделал так или иначе.

Исследования в этой области

Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.

Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция — это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека. В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента — отца. Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.

Литература

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

О чем идет речь?

Итак, интроекция — это способ психологической защиты человека, который активируется на бессознательном уровне. Само слово произошло от двух латинских корней, которые означают «внутрь» и «кладу». Другими словами, мы можем говорить о том, что интроекция — это процесс, во время которого человек переносит различные образы субъективного пространства в свое бессознательное.

Интересно, что этот термин был введен в психоанализ в 1909 году. Сделал это один из малоизвестных, но талантливых последователей великого Зигмунда Фрейда Шандор Ференци — психоаналитик венгерского происхождения.

Связанные понятия (продолжение)

Влече́ние

, драйв — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этой потребности. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но ещё не связанное с выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр.

Психология девиантного поведения

— психологическая научная дисциплина, изучающая сущность, генез и функционирование поведения, отклоняющегося от общепринятых стандартов и норм (моральных, религиозных, возрастных, этнических и пр.). Такое поведение обусловлено либо дезадаптивным развитием психики и личностных свойств (например, агрессивности, самоуничижения, выученной беспомощности и пр.), либо гиперспособностями, либо определенным психическим состоянием человека (например, переживанием утраты, депрессией…

Эпифеноменали́зм

— теория в философии сознания, заключающаяся в том, что ментальные феномены являются эпифеноменами, то есть вызваны физическими процессами в мозгу, а не являются их причинами. Таким образом, впечатление о том, что мысли, чувства и ощущения влияют на физические процессы, является в определенной степени иллюзорным. К примеру, не чувство страха является причиной повышения сердцебиения, а оба процесса являются симптомами общей физиологической причины.

Бессозна́тельное

— совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное — характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени. Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах…

Эмоциональный процесс

, эмоциональный феномен, эмоциональное состояние, эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Инса́йт

(от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) или озарение — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное умственное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

Упоминания в литературе

С разных точек зрения, засыпания Оливии представляют

достаточно известную форму защиты: интроекцию идеализированного

и преследующего объекта в отщепленную часть ее Эго, с которой она частично идентифицировалась. Эта интроекция давала Оливии возможность чувствовать всемогущество в обладании мною и осуществлении нарциссического контроля надо мной внутри себя и, таким образом, она совершенно не признавала расставания. В то же время эта защита усиливала расщепление между идеализированным и преследующим объектом, так же как и расщепление аффектов, что также препятствовало осознанию ей как либидинальных, так и агрессивных инстинктов в отношении меня. Оливия не могла ни выразить словами, ни спроецировать их на меня в переносе. Со временем, когда Оливия смогла прямо вербализовать свою агрессию в отношении меня и связать ее с привязанностью ко мне, ее склонность к засыпаниям уменьшилась. Вместо засыпаний Оливия настолько прониклась доверием ко мне, что обрела способность прямо атаковать и критиковать меня за то, что я оставлял ее без внимания в перерывах между сессиями и на выходные. Идентичные чувства хорошо выразил один мой анализанд в таких выражениях: «Вы – ничто, кроме серии отсутствий, вы – как сыр, который состоит из одних дыр…».

В современном психоанализе принято деление защит на примитивные (первичные, архаичные) и более зрелые (вторичные). Среди архаичных защит выделяют: примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль, примитивную идеализацию и обесценивание, проекцию, интроекцию и проективную идентификацию, расщепление, диссоциацию [68]. Примером

примитивной изоляции могут служить ситуации,

когда младенец попросту засыпает, то есть автоматически переходит в другое состояние сознания от перевозбуждения или неудовольствия. Во взрослом возрасте стремление избегать напряжения может проявиться в склонности использовать алкоголь или наркотики, уходя от решения проблем. Проекция, в свою очередь, активно участвует в формировании агрессии и садизма. Агрессор приписывает жертве те отрицательные черты, которые на деле присущи ему самому. Например, преступники, как правило, уверены, что их спровоцировали и с ними были несправедливы.

На следующем уровне, названном Деси интроецированной регуляцией,поведение субъекта регулируется частично присвоенными правилами или требованиями, которые побуждают его действовать так, а не иначе. Он выполняет деятельность теперь уже под влиянием внутренних причин, которые тем не менее имеют контролирующую межличностную природу. В связи с этим этот уровень ассоциируется с чувствами вины, тревоги, когда индивид терпит неудачу и, наоборот, гордости за свои действия, если ему удается выполнить намеченное. (Поэтому нельзя ожидать простых линейных корреляций между интроекцией и высокой или низкой самооценкой.) Например, ученик может вести себя дисциплинированно и приходить вовремя в класс, чтобы избежать чувства вины или других негативных эмоций. Интроецированный стиль регуляции деятельности непосредственно не отражается на ее успешности (результатах) ни негативным, ни

позитивным образом. Однако он связан (средний

и высокий уровень корреляций) со школьной тревожностью (Buhrmeister, 1980 – цит. по: Ryan, Connel, Deci, 1985) и негативными эмоциональными реакциями на неудачу (Tero, Connell, 1983 – цит. по: Ryan, Connel, Deci, 1985). Была также обнаружена (невысокая) корреляция между этим стилем регуляции (измеренным с помощью специального вопросника) и воспринимаемой самоценностью. В то же время, у учащихся, находящихся на этой стадии, был обнаружен внутренний контроль над результатами и низкие показатели восприятия внешнего контроля. Это, очевидно, свидетельствует о том, что они уже в значительной степени интернализировали ответственность за результаты своей деятельности.

Патологическая функция индивида – это самопрерывание. «У наших пациентов вместо саморегуляции мы наблюдаем… регуляцию со стороны посторонних людей, а вместо самостоятельности и социальной ответственности – зависимость и безразличие» (Бюнтиг, 2004, с. 544). Жизнь невротика характеризуется постоянным самопрерыванием. Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью, он обеспечивает себе выживание. «Его Я, система его идентификаций не находится в контакте с его Самостью, совокупностью реакций его организма на внешний мир. Он чужд самому себе» (там же, с. 544). Типичными

способами избегания контакта являются слияние,

интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия. Слияние отрицает дуальность, препятствуя развитию индивидуальности.

В динамике шизоидного расстройства отмечается отсутствие или слабая представленность общих ego-защит, что наиболее характерно для лиц с высоким уровнем функционирования. Первая защита, используемая шизоидными лицами, называется «шизоидной фантазией», выражается в уходе от реальности в мир воображения. Вторым вариантом является использование интеллектуализации с эксцессивным погружением в интеллектуальные процессы, что позволяет избегать переживания нежелательных эмоций. Другие психологические защиты представлены в меньшей степени и включают в себя проекцию,

интроекцию (присвоение качеств значимого лица),

идеализацию/девальвацию.

Это тоже принятое решение, но принятое дважды: первый раз как интроекция альтернативного выбора, понятого как норма;

второй – как собственный выбор, понимаемый как

произвол. Так, решение обнаруживает себя как насилие, поскольку норма, вступая в противоречие с собственным выбором, воспринимается как насилие, равно как и собственный выбор воспринимается как насилие по отношению к норме. Да, принимать наркотики незаконно, ненормально и т. п., но я их принимаю. Да, я принимаю наркотики, но это незаконно и ненормально.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий