Что такое профессиональная деформация: 7 главных признаков

Что такое профессиональная деформация: 7 главных признаков Женщине

Виды профессиональных деструкций личности

К профессиональным деструкциям относятся:

  • • профессиональные деформации;
  • • профессионально обусловленные акцентуации;
  • • выученная беспомощность;
  • • профессиональная отчужденность;
  • • стагнация.

Наиболее изученным видом профессиональных деструкций являются профессиональные деформации. В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности.

С. Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника»[1]. Далее С. Г. Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнеров и др.).

Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С. П. Безносова, Р. М. Грановской и Л. Н. Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек — человек». Это вызвано, по мнению С. П. Безносова[2], тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

А. М. Новиков[3] подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном рабочем месте, то это, по мнению исследователя, приводит к деградации личности.

Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.

Профессиональной деформации в наибольшей степени подвержены представители социономических профессий, постоянно взаимодействующие с людьми: врачи, педагоги, работники сферы обслуживания, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие, руководители, предприниматели и др.

У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на следующих уровнях.

1.Общепрофессионалъные деформации, типичные для работников данной профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен.

Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У сотрудников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный правонарушитель; у руководителей — синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников профессии узнаваемыми, похожими.

  • 2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника — актуальная агрессивность, у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора — обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.
  • 3.Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением на психологическую структуру деятельности индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
    • — деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;
    • — деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

— деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств (акцентуаций). Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом».

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Подтвердим выдвинутые положения о развитии профессиональных деформаций на примере профессии менеджера.

Основанием для выделения деформаций менеджеров стали диагностирующие семинары-тренинги актуализации профессионального развития. На тренинговых занятиях менеджерам предлагалось погрузиться в профессию, попытаться почувствовать, что хорошее и что настораживающее привнесла управленческая деятельность в индивидуальную жизнь каждого. Слушатели получали домашнее задание написать по предложенному сценарию психобиографию своего профессионального становления, подробно рассмотрев возможные профессиональные деформации. Также применялся ретроспективный анализ критических событий профессиональной жизни.

Всестороннее обсуждение профессиональных деформаций позволило определить их состав. Часть из них мы диагностировали, результаты диагностики обсуждались коллегиально. Всего было выделено 11 видов деформаций, которые в дальнейшем диагностировались по уже известным опросникам, а для отдельных деформаций были сконструированы новые. Средние показатели по группам почти не отличались. Индивидуальные же показатели существенно различались и были статистически значимы.

Анализ результатов диагностики показал, что степень выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджера.

Кратко охарактеризуем основные профессиональные деформации менеджеров.

  • 1.Авторитарность, которая проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций и указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.
  • 2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах и поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки и выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстративность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.
  • 3.Профессиональный догматизм, возникающий вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с увеличением стажа работы в одной должности, вследствие снижения уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.
  • 4. Доминантность, обусловленная выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать и контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных.
  • 5. Профессиональная индифферентность, характеризуемая эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с подчиненными строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.
  • 6. Консерватизм, который выражается в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, а также в настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера и не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения.
Как быть Леди:  Безответная любовь: что делать девушке, как быстро забыть мужчину, можно ли его влюбить

Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.

  • 7. Профессиональная агрессия, которая проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, в приверженности к «карательным» воздействиям, требовании безоговорочного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т. п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с увеличением стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, снижаются самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.
  • 8. Ролевой экспансионизм, который обнаруживается в тотальной погруженности в профессию; фиксации на собственных проблемах и трудностях; неспособности и нежелании понять другого человека; преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.
  • 9. Социальное лицемерие менеджера, обусловленное необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность постепенно превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, при этом дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.
  • 10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера), характеризующий формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям.

Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении сотрудников правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи и интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.

Менеджеры вынуждены уделять много внимания нарушителям норм профессионального поведения. Нерадивые работники нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение «трудных» работников (агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость) переносится, проецируется на профессиональное поведение менеджера, который присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

11. Сверхконтролъ, проявляющийся в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уходе от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле за деятельностью подчиненных.

Обобщенные характеристики профессиональных деформаций менеджеров приведены в табл. 5.4.

Профессиональные деформации менеджеров

Таблица 5.4

Професси

ональная

деформация

Психологические детерминанты профессиональной деформации

Проявление деформации в профессиональной деятельности

Авторитар

ность

  • 1. Психологическая защита — рационализация.
  • 2. Завышенная самооценка своих профессиональных способностей.
  • 3. Властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных
  • 1. Жесткая централизация процесса управления.
  • 2. Преимущественное использование распоряжений, указаний и наказаний.
  • 3. Нетерпимость к критике, переоценивание собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма

Професси

ональная

деформация

Психологические детерминанты профессиональной деформации

Проявление деформации в профессиональной деятельности

Демонстра

тивность

  • 1. Психологическая защита — идентификация.
  • 2. Завышенная самооценка Я-образа.
  • 3. Акцентуация характера — эгоцентризм
  • 1. Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация.
  • 2. Управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива.
  • 3. Демонстрация своего превосходства

Професси

ональный

догматизм

  • 1. Стереотипы мышления.
  • 2. Возрастная интеллектуальная инертность
  • 1. Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний.
  • 2. Склонность к мыслительным и речевым штампам.
  • 3. Преувеличенная самоуверенность и завышенная самооценка

Доминант

ность

  • 1. Неконгруэнтность эмпатии.
  • 2. Индивидуально-типологические особенности.
  • 3. Акцентуации характера
  • 1. Превышение властных функций, склонность к распоряжениям и приказам.
  • 2. Требовательность и безапелляционность.
  • 3. Нетерпимость к критике со стороны коллег

Професси

ональная

индифферент

ность

  • 1. Психологическая защита — отчуждение.
  • 2. Синдром «эмоционального сгорания».
  • 3. Генерализация личностного отрицательного профессионального опыта
  • 1. Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости.
  • 2. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег.
  • 3. Негативное восприятие этических норм и правил поведения

Консерватизм

  • 1. Психологическая защита — рационализация.
  • 2. Стереотипные способы выполнения деятельности.
  • 3. Социальные барьеры.
  • 4. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью
  • 1. Предубеждение против инноваций.
  • 2. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям.
  • 3. Настороженное отношение

к представителям других национальностей

Професси

ональная

агрессия

  • 1. Психологическая защита — проекция.
  • 2. Индивидуально-типо- логические особенности.
  • 3. Фрустрационная не- толерантность

1. Пристрастное отношение

к инициативным, творческим и независимым работникам.

2. Выраженная склонность

к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии

Как быть Леди:  Ты пофигист ?? – тест на Банк Тестов.ру

Професси

ональная

деформация

Психологические детерминанты профессиональной деформации

Проявление деформации в профессиональной деятельности

Ролевой экспансионизм

  • 1. Стереотипы поведения.
  • 2. Тотальная погруженность в профессиональную деятельность.
  • 3. Самоотверженный «профессиональный кретинизм».
  • 4. Ригидность
  • 1. Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях.
  • 2. Преобладание обвинительных и назидательных суждений.
  • 3. Преувеличение значения своей роли.
  • 4. Ролевое поведение за пределами учреждения, организации

Социальное

лицемерие

  • 1. Психологическая защита — проекция.
  • 2. Стереотипизация морального поведения.
  • 3. Возрастная идеализация личного опыта.
  • 4. Социальные экспек- тации
  • 1. Склонность к морализированию.
  • 2. Вера в свою нравственную непогрешимость.
  • 3. Вербальная нетерпимость

к ненормативным формам поведения.

4. Неискренность чувств и отношений

Поведенческий

трансфер

  • 1. Психологическая защита — проекция.
  • 2. Эмпатическая тенденция присоединения.
  • 3. Идентификация
  • 1. Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным.
  • 2. Асоциальные формы поведения

Сверхкон-

тролъ

  • 1. Психологическая защита — рационализация.
  • 2. Заниженная самооценка, социальные экспектации, возрастная инертность
  • 1. Подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль над агрессивностью, ориентация на правила и инструкции, избегание серьезной ответственности.
  • 2. Стиль мышления инертный и несколько догматичный

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации.

Следующим видом профессиональных деструкций являются профессионально обусловленные акцентуации. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые «эксплуатируются» годами. Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества.

Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности, что отрицательно сказывается на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально нежелательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специалиста.

Акцентуации черт характера в процессе выполнения деятельности приобретают профессионально обусловленный характер. Они влияют на профессионально значимые ориентиры: профессионализм, характер взаимодействия субъектов деятельности, планирование, а также отражаются на продуктивности и результатах труда.

Изменения мотивационной сферы в процессе деятельности порождают выученную беспомощность. Это привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. Она возникает в результате частого отсутствия настоящей связи между действиями по отношению к работе и результатом этих действий в окружающей среде, когда человек многократно убеждается в непродуктивности и ненужности собственных действий и поступков.

Возникновение выученной беспомощности обусловлено наступлением неприятных субъекту событий, неподконтрольных его воле. На формирование данного явления большое влияние оказывают индивидуально-психологические особенности личности, особенно локус контроля. Развитию выученной беспомощности способствует авторитарный стиль управления.

Опыт субъекта, состоящий из того, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желаемому результату, усиливает ожидание неподконтрольности субъекту результатов его действий, вследствие чего возникает тройственный — мотивационный, когнитивный и эмоциональный — дефицит. Мотивационный дефицит проявляется в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию; когнитивный — в трудности последующего научения тому, что в аналогичных ситуациях (на самом деле подконтрольных субъекту) действие может оказаться вполне эффективным; эмоциональный — в возникающем из-за бесплодности собственных действий подавленном (или даже депрессивном) состоянии.

Проявление выученной беспомощности определяется тем, насколько демотивирующей оказывается атрибуция неуспеха и в какой мере она переносится на аналогичные ситуации.

Симптомами выученной беспомощности являются пассивность, грусть, тревога, враждебность, когнитивный дефицит, пониженный аппетит, снижение иммунитета, самооценки и изменения нейрохимических процессов.

К профессиональным деструкциям относится также профессиональная отчужденность, которая проявляется в изменении профессиональной Я-концепции.

Профессиональная Я-концепция — система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как о личности и субъекте профессиональной деятельности. В ней человек обобщает себя в многообразных реальных связях и отношениях, реализующихся на всем протяжении его профессиональной карьеры и жизненного пути. Это обобщение осуществляется в соответствии со способом видения человеком своей профессии и себя в ней.

Представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности отражают конкретные черты человека, соотнесенные им с характеристиками предметно-профессионального труда и статусно-должностными позициями на всем протяжении карьеры. Представления о себе как о личности отражают черты, соотнесенные человеком с социально-профессиональным окружением, конкретными жизненными обстоятельствами и самим собой. Субъектно-деятельностные и личностные черты, складываясь в целостную концепцию себя, могут взаимоусиливать, взаимоотрицать друг друга или дифференцироваться в изолированные подсистемы. Их взаимодействия в целостной Я-концепции определяются конкретными жизненными обстоятельствами, реальными отношениями человека, местом профессии в его жизни и местом самого человека в его профессии. Но определение места и роли профессии в контексте всей жизнедеятельности человека есть определение смысла профессии, под влиянием которого и организуются в профессиональную Я-концепцию представления субъекта о себе.

Как быть Леди:  ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ: КОГДА ОНО СТАНОВИТСЯ ЛИШНИМ

Потеря профессиональной идентичности определяет личностную позицию непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной морали, общественно приемлемой для данной профессии. Потеря профессиональной идентичности разрушает социально значимые профессиональные структуры и отношения, способствует профессиональному отчуждению. Профессия становится лишь средством достижения иных, внепрофессиональных личных целей, а не способом гармоничного существования человека в деятельности. Человек не идентифицирует себя с выполняемой деятельностью, не принимает на себя ответственность за происходящее в организации и не разделяет организационные ценности.

Характерными поведенческими признаками профессиональной отчужденности являются закрытость в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов и заведомая ложь, преувеличение своих заслуг и цинизм. Все это делает сотрудника функционально непригодным к выполнению профессиональной деятельности.

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться совершенствованием ключевых компетенций и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть и временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.

Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация.

В исследованиях Н. В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития[4].

Процесс стагнации зависит от содержания и характера профессиональной деятельности. Монотонный, однообразный, жестко структурированный труд способствует наступлению профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.

Профилактика профессиональной деформации

Профессиональная деформация, так или иначе, затрагивает любого человека, начинающего работать, связывающего свою жизнь с какими-то рутинными действиями, направленными на решение задач. Однако к своей профессиональной деятельности следует подходить с умом, не допускать ее вмешательства в когнитивную сферу, а если и допускать, то в том русле, в каком мы этого желаем. Таким образом, самое важное профилактическое действие – управление собой или самоменеджмент.

Самоменеджмент заключается в умении личности видеть перемены, происходящие с ней самой, ее когнитивными возможностями, привычками, образом жизни, и, при фиксировании каких-то нежелательных моментов, вовремя их ликвидировать.

В последнее время все чаще можно услышать об отдельной вакансии в организации – корпоративный психолог. Сейчас, в эпоху генерирования высокотехнологичной продукции, повышенной ответственности и серьезной конкуренции на работника ниспадает значительно большее количество стресса, с которым ему необходимо справляться, и в эффективности такого работника заинтересован, прежде всего, работодатель.

Помощь психолога может заключаться в проведении индивидуальных или групповых консультаций, тренингов. Особенно нуждаются в таких встречах сотрудники, чья работа связана с общением, контактами с другими людьми; управленцы. Такие методы, безусловно, будут иметь плоды при возникновении психологических затруднений.

Важным моментом при профилактике профессиональной деформации является умение управлять временем или тайм-менеджмент, четкий распорядок дня с указанием того, когда в течение суток вы уделяете время себе. Прекратите задерживаться на работе допоздна, нет ничего важнее вашего здоровья и отличного настроения.

Не превращайте работу, самореализацию, карьеру, успех на профессиональном поприще в самоцель, в конце концов это одна из областей жизнедеятельности, но уж точно не вся жизнь. Четко разделяйте работу и личную сферу, не позволяйте рабочим моментам проникать в ваш повседневный быт, старайтесь оставлять все проблемы за дверями офиса, а выходя из него, погружаться в семью, друзей, природу, развлечения.

Еще одним важным пунктом профилактики профессиональной деформации является развитие своей личности в совершенно новых направлениях, и здесь особое место уделяется хобби. Увлекайтесь различными видами деятельности, следуйте простому правилу контраста: чем спокойнее ваша работа, тем активнее и динамичнее хобби и наоборот, чем более насыщенная у вас профессия в плане физическом или эмоциональном, тем более тихое и расслабляющее следует выбирать хобби.

К примеру, если человек работает бухгалтером, его профессия связана с документооборотом, внимательностью, ответственностью, требуется большая концентрация и осознанность, поэтому во время развлечения он должен стараться выбирать что-то активное, чтобы отвлечься по полной. Как варианты: спорт (плавание, теннис, велосипедная езда, ролики, футбол и т.д.), прогулки, посещение интересных нестандартных выставок, садоводство, танцы, путешествия и т.п.

Если же спасатель пожарной охраны начинает чувствовать проникновение работы в свою жизнь, ему следует отвлекаться больше умом, мыслями, при этом отдыхая телом, потому что его работа и так связана с серьезными физическими нагрузками. В таком случае подойдут такие виды хобби как чтение, рисование, шахматы, йога, кулинария и т.п.

Конечно, многое из предыдущего списка тоже можно приложить на случай с пожарным спасателем (например, садоводство, плавание, выставки), главное – это баланс на работе и в личной жизни, умение находить виды деятельности, которыми человек может реально заинтересоваться, проникнуться душой и уделять достаточное время не потому что нужно, а потому что хочется.

Наконец, отличной техникой при профилактике профессиональной деформации может быть ролевая переоценка, что означает следующее: допустим, на работе у вас руководящая должность, вы управляете деятельностью многих людей, большой штат находится у вас в подчинении.

Попробуйте в личной жизни не допускать исполнения своей профессиональной роли, не старайтесь быть доминантным, не приобретайте привычку руководить, потому что это может стать серьезным барьером при выстраивании нормальных отношений в личной жизни. Умейте слышать своего партнера, старайтесь сделать ему приятное и ощущать временами его руководящую роль.

Теперь предлагаем рассмотреть, каким конкретно изменениям подвергаются работники некоторых профессий, как меняется их личность.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий