Что такое «матриархат» в современном понимании?

Что такое "матриархат" в современном понимании? Женщине
Содержание
  1. Мать, как основа мироздания
  2. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть институт полиандрии (много­мужества)
  3. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)
  4. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами
  5. Что лучше: матриархат или патриархат?
  6. Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов сохранилась матрилинейность
  7. «матриархат» в россии
  8. А как в россии?
  9. Амазонки
  10. Влияние патриархата на мужчин
  11. Возникновение матриархата в первобытную эпоху.
  12. Как менялся патриархат
  13. Когда и как установился патриархат
  14. Кому принадлежали дети?
  15. Кризис мужественности
  16. Культурная парадигма патриархата
  17. Л.г. морган и ф. энгельс о матриархате
  18. Матриархат в наши дни
  19. Матриархат и смутная роль мужчин
  20. Мачизм и женоподобие
  21. Минангкабау
  22. Народность мосо
  23. Патриархат и экономика
  24. Переход к земледелию вызвал гендерную революцию
  25. Появление теории матриархальной формы общества
  26. Приживется ли новый матриархат?
  27. Роль родового клана
  28. Современный матриархат
  29. Составляющие современной патриархальной культуры
  30. Туареги
  31. Устройство современного патриархата
  32. Черты патриархального уклада в российском обществе
  33. Экономика матриархата
  34. Заключение

Мать, как основа мироздания

Матриархат вовсе не являлся диктатурой, и, тем более, не был некой противоположностью патриархату в смысле власти женщин над мужчинами, как это примитивно трактуют современные предубеждения. Напротив, матриархат – это очень свободное в своем природном начале общество, ориентированное на мать, как на основу мироздания, и построенное на ценностях материнства: заботе о ближних, воспитании потомства, обеспечении межплеменного мира.

Многие культуры древнего мира основывались на матриархальных принципах. И это объяснимо: женщина воспринималась как окутанный божественной тайной источник плодородия. Она, как бы, взращивала в себе человеческие плоды и приносила их в мир в виде новорожденных младенцев.

Роды воспринимались непостижимым и высшим таинством, перед которым логика бытия оказывалась бессильной. По этой причине все члены социума преклонялись перед женщиной-матерью и считали ее высшим существом на Земле. Мужчины, хотя и были равными членами общества, воспринимались как нечто второстепенное, хотя и необходимое в жизни сообщества и в механизме продолжении рода.

Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть институт полиандрии (много­мужества)

По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответ­ствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандри­ческом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены:

Джордж Питер Мердок, проводивший статистические иссле­дования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выжи­вания в тяжелых культурных и экологических условиях.

В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается от­гонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета.

В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к не­му прикасаться.

Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)

Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину.

Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус.

Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в ка­честве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее.

В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Един­ственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это по­нятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального поло­жения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.

Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами

Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распро­странены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У жен­щин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспи­тывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом.

В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бо­роды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два историче­ских периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное.

У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «По­чему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас.

Что лучше: матриархат или патриархат?

В сущности, попытки найти превосходство патриархата над матриархатом, либо матриархата над патриархатом изначально неправильны и некорректны, и вот почему. Возьмем современную семью, в которой женщина вынуждена решать все семейные проблемы (от воспитания детей до проведения ремонта и финансового обеспечения семьи) практически в одиночку из-за пассивности и слабохарактерности мужа.

Но и классический патриархат, при котором женщина считалась фактически собственностью сначала отца, а затем и мужа, уже никогда не устроит подавляющее большинство современных дам, в особенности — успешных в финансовом и карьерном плане. Следовательно, истина, как обычно, находится где-то посередине.

Матриархат существовал, потому что у неко­торых народов сохранилась матрилинейность

Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земле­делию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.

Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тро­брианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну.

«матриархат» в россии

Отдельные черты гипотетических матриархальных или матрицентричных обществ можно обнаружить во многих странах, в том числе и в России. Так, согласно особенностям отечественного семейного права, доминирует материнское право на детей, то есть при разводе они остаются с матерью почти в 90 % случаев.

Более того, мать имеет возможность запретить отцу детей видеться с ними. Российская семья является в определенной степени матрицентричной, то есть мужчины часто предпочитают устраняться от решения семейных проблем, ограничиваясь добыванием средств к существованию.

Женщины в России имеют право избирать и быть избранными, они могут работать на разных должностях, вплоть до высших эшелонов власти.

А как в россии?

Если говорить о России, то тенденции нового матриархата проявляются главным образом в больших мегаполисах, тесно связанных через средства современных коммуникаций со всем остальным мировым социумом. Этому же способствует концентрация населения в больших городах и, как следствие, концентрация либеральных настроений, которые созвучны общепланетарному тренду.

Российский креативный класс сейчас ничем не отличается внешне и внутренне от такового в Америке, Европе или продвинутой части Азии. И напротив, в провинции сильны проявления традиционного общества с четко обозначенными представлениями о женщине, мужчине и их жизненных ролях.

Амазонки

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось.

Однако необходимо помнить, что история об амазонках – не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Влияние патриархата на мужчин

Несмотря на привилегированное положение, мужчины в текущей общественной системе тоже страдают, поскольку на них давит предписываемая гендерная роль. По версии американского исследователя Роберта Бреннана, озвученной в 1976 году, традиционные принципы «настоящего мужчины» таковы: мужчина не должен проявлять эмоции, но должен быть лидером, физически сильным, готовым решать конфликты физически, агрессивно добиваться женского внимания.

Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованном поведении», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность, к тому же они вдвое реже проходят профилактические осмотры у врачей.

В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты не мужчина, а неудачник.

Как быть Леди:  Как извиниться перед девушкой, которую сильно обидел |

Возникновение матриархата в первобытную эпоху.

Брак сам по себе в первобытную эпоху, по-видимому, представлял собой всего лишь спонтанное, эпизодическое воссоединение между мужчиной и женщиной. Поскольку здесь целая группа мужчин, т. е. все мужчины одной половины (фратрии, рода), могла быть эпизодически мужьями целой группы женщин, т. е. всех женщин другой половины (фратрии, рода), эта историческая брачная форма была названа групповым браком. Указанный характер брака данной стадии, в частности характер группового брака, предопределяет то, что отец остаётся совершенно неизвестным, а известна только мать. Надо сказать к тому же, что первобытный человек данной эпохи не мог ещё иметь понятия о взаимосвязи между интимным общением и рождением ребёнка. Некоторые австралийские и меланезийские племена обнаруживали полное неведение в этом вопросе, и как зачатие, так и рождение объясняли иным, фантастическим образом.

При таких условиях, при том, что отец всегда принадлежит к иной группе, чем мать, т. е. к другому хозяйственному коллективу, что, во всяком случае, отцовство не осознаётся и никакой в этом отношении роли не играет, — вся дуальная система, т. е. половины или фратрии и роды, группируется вокруг женщин-матерей, всякая такая группа имеет состав из потомков женщины и родство идёт не по мужской линии, а по женской. Таким образом, род возник как род материнский и возникла та фаза в образовании родового общества, которая обозначается матриархатом (греч. mater или meter — «мать» и arche — «начало», «власть»).

Тот факт, что родовое общество первоначально формировалось по линии материнской и что начально возник матриархат, определяется не только указанными причинами, т. е. неизвестностью отца и пр., но имеет и гораздо более глубокие корни и основания. Таковы различии в разделении трудовой обязанности между полами и та хозяйственная роль, которая принадлежит женщине на данном этапе общественного развития.

Прежняя наука создала вымышленную конструкцию, по которой двумя путями шло развитие человечества первобытности: одни племена и народности, причём исключительно земледельческие, прошли через фазу матриархата и остались отсталыми, другие, скотоводческие, к которым обязательно относят так называемые «арийские» народы, никогда этой фазы не проходили, не знали матриархата, пошли по пути патриархального строя, возвысились до создания государства и пр. Такая нелепая теория «неарийского матриархата», как и проводимое здесь деление на исконно земледельческие и скотоводческие народы, грубо противоречит всем фактическим данным.

В действительности матриархат являет собой универсально-историческую стадию развития человечества вообще. Но матриархат обладает громадной хронологической протяженностью: он соответствует археологическим периодам палеолита позднего и раннего, а равно развитого неолита.

С другого ракурса, с точки зрения географии, матриархат относится ко всей ныне обитаемой области земного шара во всем ее разнообразии. Всё это обусловливает то обстоятельство, что развитие матриархата в разные эпохи в определённых обществах являлось неодинаковым и довольно неравномерным. Это одновременно относится и к развитию самого родового строя в целом. Поэтому одни матриархально-родовые общества могли и должны были остаться лишь весьма малоразвитыми, другие — дойти до высокоразвитых форм. В основе того либо иного развития матриархата лежало усовершенствование производительных сил с развитием хозяйства. Особое, но отнюдь не единственное значение имели здесь те или иные, отсталые или большей степени развитые, отрасли производительной деятельности.

В результате, различные известные истории и этнографии матриархальные общества являют картину большого разнообразия их развития — хозяйственного и общественного. Это даёт основание и делает необходимым выделять, по крайней мере, матриархат ранний и развитый.

Ранний матриархат соответствует археологически позднему палеолиту и начальным стадиям неолита. Он характеризуется в хозяйственной области охотой, собирательством и рыболовством на примитивном уровне, причём труд разделён между полами так, что собирательство преимущественно принадлежит женщине, охота — традиционно мужчине, рыболовство же в его всевозможных видах имеет разделение по полам. Ранний матриархат в общественной области характерен особенно положением равноправия мужчины и женщины. Наши представления об этой ранней стадии матриархата весьма скудны, поскольку археологические показания, сюда относящиеся, весьма ограничены, а живых образцов такого неприкосновенно сохранившегося строя уже не существовало в том прошлом, которое было доступно этнографии. Если же такие общества в те времена сохранялись, то они испытали разрушающее воздействие других обществ, гораздо более развитых. Таким образом, лишь весьма условно этнографический пример раннего матриархата можно видеть в австралийцах в том их прошлом, когда их общественный строй не был совершенно искажен европейской колонизацией. Другими примерами раннего матриархата могут служить в их прошлом негрские племена Конго, некоторые индейские племена Южной Америки и др.

Развитый матриархат соответствует археологически развитому неолиту, заходя и в поздний неолит. В хозяйственной сфере он характерен для одних обществ земледелием мотыжным, для других — высокоразвитым рыболовством иногда морской охотой, для тех и других — одомашниванием животных (однако не всегда). Мотыжное земледелие является особо благоприятным фактором для развития матриархата, давая женщине весомое место в общественном производстве; однако неправилен тот взгляд, по которому матриархат в развитой форме связан якобы исключительно с мотыжным земледелием.

По-видимому, существовало немало народов, достигших высокоразвитого матриархального строя. Так, культура Египта архаического периода обнаруживает весьма яркие пережиточные следы форм матриархата и отношений внутри их. Матриархальные пережитки сказываются и позже, в период Древнего и даже Среднего царства. Как самое наличие и стойкая сохранность этих пережитков, так и их характер говорят о существовании когда-то в долине Нила матриархального общества довольно высокоразвитого. Этнография со своей стороны насчитывает длинный ряд обществ, сохранявших ещё в сравнительно недавнем прошлом развитый матриархальный строй. Таковы, например, ирокезы и гуроны в Северной Америке, наяры в Индии, минангкабау на Суматре, ашанти в Африке и многие другие. Наконец, пережитки матриархата в любом их виде и состоянии являют собой весьма широко распространенное явление, свойственное прошлому, иногда и настоящему, всех народов всего мира. Имеющийся, таким образом, обширный материал дает возможность представить общественный строй матриархата, достигшего развития более подробно.

Источник

Как менялся патриархат

В России патриархальные правила были закреплены только в «Домострое» — своде правил семейной жизни и норм делового этикета, который появился в конце XV века в Новгороде. Документ описывал подчиненную роль женщины, которая должна беспрекословно подчиняться мужу, вести хозяйство и воспитывать детей. «Богу и мужу угодить», — так описывался смысл женского существования.

С развитием капитализма существование классической модели патриархальной семьи, в которой мужчина — «добытчик», а женщина сидит дома и воспитывает детей стало практически невозможным. Это связано не только с расцветом феминистского движения и тем, что женщины получили доступ к образованию.

Чтобы поддерживать традиционное распределение ролей, дохода «добытчика» должно хватать на поддержание комфортного уровня жизни всех членов семьи. В постиндустриальной экономике это невозможно, поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест на предприятиях снизилось из-за автоматизации, но выросла потребность в низкооплачиваемых работниках сферы услуг.

Когда и как установился патриархат

Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.

Вероятно, культура мужского доминирования закрепилась около 12 тыс. лет назад, после того, как люди перешли от собирательства к земледелию. До сих пор нет единого мнения, почему это произошло, однако, кроме физического превосходства мужчин и увеличения значимости их «производительных сил», были и менее очевидные причины. Например, переосмысление процесса рождения.

Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Женщина рассматривалась как «проводник» между реальностью и миром духов, откуда приходит новая жизнь. Об этом писали идеолог второй волны феминизма Симона де Бовуар, культуролог Юлиус Эвола и британский антрополог Борислав Малиновский.

Кому принадлежали дети?

Рожденные от свободных отношений дети принадлежали исключительно матерям. Они носили общую для всей семьи фамилию женщины-матери – главы клана. При этом братья в семье считали детей сестер своими детьми, поскольку все они принадлежали к семье женщины-матери.

Мужчины в равной степени заботились об этих детях и участвовали в их воспитании. Это являлось формой социального, а не биологического отцовства, которое невозможно было достоверно определить. Матриархальную семью по указанным признакам можно классифицировать как эгалитарное общество (от французского égalité – «равенство», «равноправие»).

Все значимые для жизнедеятельности сообщества решения принимались на основе единогласия. Процесс его достижения начинался с обсуждения в каждой отдельно взятой матриархальной семье, продолжался на уровне поселения и выходил на всеобщее обсуждение. Если проблема серьезно затрагивала жизнь всего рода или племени, делегаты от отдельных семей собирались на общем совете и сообщали о том, какие решения были предложены в семьях. Затем они обходили семьи поселения в поисках общего, приемлемого для всех, решения.

Как быть Леди:  МАЛОДУШЕСТВО - Энциклопедический словарь, Толковый словарь, Академический словарь, Орфографический словарь, Синонимы, Словарь церковнославянского языка, Словарь ударений, Формы слов, Морфемно-орфографический словарь, Грамматический словарь

Кризис мужественности

Несмотря на новые тенденции в так называемых развитых странах, многие мужчины, тем не менее, не желают расставаться с прежними представлениями о мужественности. Это заставляет их прятаться под маской толерантности, маскируя свои истинные чувства и эмоции.

С позиций западной психологии как науки традиционные мужские ценности вроде стоицизма способны разрушать психику мужчин и вредить их отношениям в обществе и в семье. Наука призывает общество поощрять новую модель мужественности – более терпимую, либеральную и многомерную.

Культурная парадигма патриархата

Патриархат (от греческого «власть отца») — тип общественного строя, при котором власть и общественные привилегии принадлежат мужчинам.

Женщины в патриархате занимают подчиненное положение. Инструментами контроля выступают общественные институты. Например, во многих религиях женщинам запрещено посещать храмы во время менструации. А в семье за женщинами часто закреплена роль сиделки для пожилых родственников, от которой освобождены мужчины.

В России, как и в западных странах, особые требования не регулируются законом. Поэтому здесь современный патриархат — скорее способ восприятия мира. Он определяет отношение человека к культуре, семейной жизни и деловым коммуникациям, проявляясь в гендерных стереотипах и бытовом сексизме.

Практически единственной патриархальной нормой, которая в нашей стране закреплена юридически, является список недоступных профессий — женщинам нельзя управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных запретов связаны с риском для репродуктивного здоровья — никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери.

При этом в некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин.

Л.г. морган и ф. энгельс о матриархате

Теория Бахофена получила развитие в книге американского антрополога Л. Г. Моргана «Древнее общество», изданной в 1877 году, в которой была выдвинута гипотеза о материнском роде как начальной, допатриархатной форме родового устройства. Она получила развитие в известной работе Ф.

Гипотезы ученых основывались на отдельных этнологических, археологических и антропологических данных, однако весомых доказательств существования первобытного матриархата представлено так и не было. Матрилокальность, матрилинейность и иные признаки матриархального общества и сегодня присутствуют у отдельных племен. Однако это не является доказательством существования в прошлом матриархального общественного уклада.

Матриархат в наши дни

Сейчас суть идеи матриархата свелась преимущественно к получению женщинами возможностей играть главные роли в обществе и государстве, решая важнейшие вопросы в рамках уже не только своей семьи, но и в жизни всего социума. И действительно, большое число женщин в современном мире добилось значительных успехов в карьере, в том числе — на государственной службе, в науке и искусстве, в ряде видов спорта, включая единоборства, в правоохранительных органах и в руководстве крупными компаниями.

Возросла и женская роль внутри семьи, например, в распределении семейного бюджета, в который представительницы женского пола начали вносить все больший вклад, особенно на протяжении последних ста лет. На примере России наиболее ярким примером семейного матриархата считается почти стопроцентная передача детей в случае развода матерям, даже в случаях, когда отец является более успешным, нежели мать, в финансовом плане и может обеспечить ребенку в разы лучшие условия для проживания, образования и развития.

Матриархат и смутная роль мужчин

Кстати, долгое время люди не вполне понимали роль мужчин в процессе зачатия. Они не связывали факт беременности напрямую с сексом, считая его просто удовольствием и выражением привязанности, но не обязательной причиной. Дети родятся, как бы, сами по себе, когда этому приходит время.

Смутно они догадывались, что без мужчин почему-то нельзя, но как всё происходит на самом деле, им было неясно. Все мужчины и женщины были свободны в сексуальных отношениях и на добровольных началах взаимно принадлежали друг другу. Дети в таких отношениях считались общими.

Более того, чем больше сексуальных контактов было у женщины до беременности, тем более полноценным считался ее будущий ребенок, поскольку он собирал в себе все самое лучшее от всех мужчин сообщества. По этой простой причине не было понятия ревности – ведь практически каждый участвовал в процессе деторождения!

Мачизм и женоподобие

Например, в Мексике поколениями взращивалась культура мачизма, которая ассоциируется там с мужской гордостью и могуществом. Однако, дошло до того, что общество смертельно устало от бесконечного насилия и требует изменения устоявшихся порядков. Напротив, в Южной Корее многие мужчины перенимают повадки женщин и активно пользуются косметикой и прочей женской атрибутикой, вроде массажа лица или пилинга кожи. Это стало их жизненной потребностью и частью повседневного ритуала по уходу за собой.

В Швеции популярна политика гендерного равенства. Отпуск по уходу за ребенком в стране делится между родителями, и все больше мужчин, известных по прозвищу «молочные папаши», примеряют на себя роль няньки собственных, а часто и посторонних, отпрысков.

Минангкабау

Народность Минангкабау, проживающая в Индонезии и насчитывающая около 7 млн представителей (4 из них – на о. Суматра), является самой многочисленной с матриархальными устоями. У нее присутствует матрилокальная организация поселений, и все население материнских общин под названием нагари принадлежит к одному из четырех родов по женской линии, называемых суку.

По преданию, 4 рода произошли от легендарных матерей-прародительниц. Они подразделяются на кампуэнг (кэмпунг) – основные сельскохозяйственные единицы, которые, так же как и суку, имеют своих советников и старейшин. Это большие матрилинейные семьи, включающие несколько поколений.

Инициативу в сватовстве проявляют родные невесты. После свадьбы супруги ночуют в доме жены, но мужья чаще всего с утра отправляются в дом своей семьи, где живут их матери.

Народность мосо

Небольшая народность мосо, насчитывающая всего 57,5 тысяч человек, проживает в Китае, вблизи от тибетской границы. Китайское правительство считает мосо и народ наси одним и тем же народом, но культурные отличия между ними имеются.

Мосо широко известны как народ с матриархальными устоями. Что такое матриархат применительно к этому народу? Родословная и наследование у них ведутся по женской линии, во главе семьи стоит женщина. Они практикуют гостевые браки, и отец ребенка женщины мосо может быть неизвестен ей самой, так как она может состоять в отношениях одновременно с несколькими мужчинами.

Хотя в наше время это скорее исключение: отцы принимают участие в жизни потомства, дарят подарки к праздникам, а дети навещают отцов в их домах. Но основные заботы о потомстве ложатся на плечи матери и ее семьи. Мужья, равно как и жены, не переходят на жительство в дома супругов, и общего имущества у них нет.

Естественно, дети живут в семье матери. Мужей и жен как таковых у мосо не существует. Семья бездетной женщины берет на воспитание ребенка из другой семьи, который имеет те же права, что и родные дети. Приемная девочка может впоследствии возглавить семью и стать матриархом.

Женщины мосо занимаются домашней работой и ухаживают за скотом. На плечах мужчин – охота, рыбная ловля, работа в поле, а также религиозные церемонии. Все важные решения в семье принимают именно женщины, а не мужчины, и ребенок после рождения получает фамилию матери, а не отца.

Патриархат и экономика

Исследователи выяснили, что руководительницы фокусируются на нуждах рядовых сотрудниках, а не на краткосрочных интересах инвесторов, поэтому в компаниях с женским лидерством текучка кадров меньше. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%.

Также биржевая стоимость фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера в среднем на $40 млн больше, чем компании, в которых эти позиции занимают только мужчины. Согласно исследованию McKinsey от 2022 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства.

Переход к земледелию вызвал гендерную революцию

После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.

Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено.

Появление теории матриархальной формы общества

Теория о матриархате как форме правления женщин обязана своим появлением Л. Г. Моргану, И. Я. Бахофену, Ж.-Ф. Лафито. Эти европейские ученые, жившие в разное время, внесли весомый вклад в науку, и прежде всего – в борьбу с представлением о доминировании в истории патриархальных обществ.

Как быть Леди:  Кахексия - что это за болезнь, признаки и виды, терапия, осложнения и прогнозы

В чем суть матриархата? Для матриархального общества в теории характерны такие черты, как:

  • матрилинейность – отслеживание родовых связей, происхождение и наследование по материнской линии (например, братьями и сестрами считаются только единоутробные, и т.д.); со сменой матриархальных устоев на патриархальные сменяется патрилинейностью;
  • матрилокальность – супруг приходит в род матери жены; мужчины живут в доме матери, так же как их сестры по матери и их дети;
  • материнское право на детей – в случае развода они остаются с матерью;
  • авункулизм – во главе рода становится дядя по материнской линии.

Приживется ли новый матриархат?

Сейчас в либеральном социуме активно обсуждается гипотеза о частичном возрождении матриархальных отношений. Это может произойти только если тенденции развития общества сами двинутся в этом направлении. Как выяснилось, проявлениями нового матриархата можно умело манипулировать, если это кому-то нужно.

Яркий пример – сексуальные скандалы в Голливуде, когда женщины выдвигают обвинения своим бывшим боссам в якобы совершенном моральном или физическом насилии над ними много лет назад. И такие явления входят в моду по всему миру, что не сулит ничего хорошего, поскольку лишь дезориентируют общество и ставят ему ложные цели.

Роль родового клана

Социальная структура матриархального общества была построена на родовом клане. Жившие в нем люди передавали свое родство по материнской линии. Родовое имя, социальная значимость, привилегии членов семьи переходили от одних поколений к следующим по материнской линии.

Это называется матрилинейностью. Вся семья женщины-матери, состоявшая из ее детей, внуков и правнуков, всех мужчин и женщин клана жила под одной крышей общего большого жилища или в нескольких жилищах поменьше. Такое распределение называется матрилокальностью.

Дочери и сыновья всегда оставались в материнском доме. Брак как таковой отсутствовал. Вместо него практиковались периодические любовные связи, происходившие на территории возлюбленных, относившихся к другим материнским кланам. Члены одного материнского клана отправлялись в дом другого на одну или несколько ночей для соития, после чего возвращались в свой дом.

Это был так называемый «гостевой брак». Однако, брачные сожительства не являлись редкими и под крышей одного клана среди близких родственников. Со временем люди заметили биологическую ущербность потомства от таких связей и стали искать партнеров исключительно на стороне.

Современный матриархат

Представления современного общества о мужественности кардинально изменились за последние 40-50 лет. В странах Запада лишь около 2% молодых мужчин в возрасте до 25 лет считают себя достаточно мужественными, чтобы считаться мужчинами в классическом смысле слова: сильными, выносливыми, решительными, бесстрашными и т.д.

Остальные 98% даже не помышляют ассоциировать себя с такими типажами, поскольку считают их морально устаревшими. Сейчас в моду вошел мужчина в чем-то женоподобный: мягкий, отзывчивый, сострадающий, физически нейтральный, душевно неустойчивый, иногда плаксивый и т.д.

В разных странах представление о мужественности разное. Социальный менталитет более «мужских» стран по-прежнему отдаёт предпочтение таким качествам, как амбициозность, богатство, власть. В них четко разграничены взаимоотношения полов, в то время как более «женские» страны разыгрывают гендерные роли поровну между мужчинами и женщинами, а также придают бóльшее значение таким вещам, как скромность, толерантность и качество жизни.

Составляющие современной патриархальной культуры

  • Мужской контроль. Мужчины принимают все ключевые решения как в обществе в целом, так и в семьях. Они также занимают большинство властных должностей.
  • Мужская идентификация. Из-за распределения власти в обществе, мужчинам важно определять себя через стереотипно мужские качества и вещи: физическую силу, рациональность, любовь к технике.
  • Фокусировка на мужчинах. Они становятся главными героями фильмов и книг, мужчинам отводится ведущая роль в культуре. Из-за этого создается ошибочное впечатление, будто мы живем в мире, в котором все значимое сделано мужчинами.
  • Гендерный дуализм. Природа патриархата исключительно социальная и неразрывно связана с бинарной гендерной системой. Патриархальная культура подразумевает, что существует только два гендера, за которыми закреплены определенные роли и характеристики. В такой системе за мужчиной с рождения закреплена роль лидера, женщинам же отводятся обслуживающие функции. Получается замкнутый круг: дети проходят гендерную социализацию, затем ведут себя стереотипно во взрослой жизни и еще сильнее укрепляют патриархальную культуру.

Туареги

Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан – полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца.

Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.

Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов?

Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется.

При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.

Устройство современного патриархата

Постепенно древний «классический» патриархат трансформировался в современный, который некоторые феминистки называют «неолиберальным». Общество подчинилось рынку и допустило те женские права и свободы, которые были выгодны капиталистической системе — например, женщины стали работать наравне с мужчинами.

Но расширение возможностей не отменило старые патриархальные обязанности. Из-за этого женщины сталкиваются с неравной оплатой труда, «стеклянным потолком» и вынуждены заниматься бесплатным домашним трудом и эмоциональным обслуживанием:

Черты патриархального уклада в российском обществе

Вместе с тем, как отмечается в рядке публикаций, российское общество все же имеет больше патриархальных черт, нежели матриархальных. Мальчика с детства приучают к мысли, что он – будущий глава семьи и обязан принимать важные решения, девочек же учат быть мудрыми, гибкими, «шеей» для мужа-«головы», подстраиваться под его желания и избегать конфликтов, заботиться о супруге и детях.

Кроме того, во многих случаях мужчины при условии одинакового образования, квалификации и пр. зарабатывают больше женщин. Случаи домашнего насилия в России по-прежнему не редкость. В помощь потерпевшим создаются кризисные центры однако многие женщины стесняются или просто не считают нужным обращаться в них, считая побои или психологическое насилие в семье обычным делом.

Экономика матриархата

На экономическом уровне матриархат представлял собой натуральное хозяйство, которое состояло из первичных хозяйств семей или родов. Те сосуществовали с такими же соседними и не соприкасались с ними в более или менее значимых формах. Все необходимые продукты и предметы быта производились и потреблялись внутри одной семьи, рода или племени. Земли достаточно всем, поэтому не было вражды на этой основе, соответственно, не было войн.

Совокупное имущество семьи принадлежало всем и каждому на равноправных условиях пользования. Понятие частной собственности отсутствовало, территориальные распри обществу были неведомы, и оно мирно развивалось, не подозревая о том турбулентном будущем, которое ожидает его на историческом пути впереди.

Женщины руководили незатейливым процессом семейной жизни; в их распоряжении было сосредоточено все самое необходимое: поля, кров, еда. Глава семьи – женщина-мать – управляла товарным распределением произведенных или добытых на охоте продуктов поровну между членами семьи пропорционально естественной потребности.

Идеальная форма экономической жизни – это распределение, а не накопление. Обмен необходимыми продуктами и предметами быта происходил на различных межплеменных празднествах, выполнявших роль ярмарок. Таким образом осуществлялся товарный обмен вместо накопления излишков в одних руках, и это уравновешивало товарные отношения.

Заключение

В наши дни в научных кругах вы не найдете большого количества сторонников теории матриархата — данное обстоятельство обусловлено наличием крайне незначительной доказательной базы, не способной реально обосновать существование подобного общественного устройства в древности.

Теория о существовании матриархата по-прежнему остается лишь неподтвержденной гипотезой, а подавляющая часть современных ученых придерживается концепции, утверждающей следующее: на протяжении практически всей своей истории человечество сохраняло относительное равенство между мужчинами и женщинами, исполнявшими собственные роли в обществе, экономике и семье.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий